Главная » Анонсы » Святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова
богослов

Святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова

4.9 (98.46%) 13 votes

21 мая (8 мая по ст стилю) Церковь чтит память Святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Бд.).

Празднование установлено в воспоминание чуда ежегодного исхождения в сей день из могилы св. апостола целебного праха в виде манны (известно с III по Р.Х.).

Апостол Иоанн Богослов, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Служение Любви – весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Исус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения ( Мк. 9, 38 – 40; Лк. 9; 49 – 50: Лк. 9, 54 – 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова “сынами грома” (Боанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Исус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя.

Апостол Иоанн Богослов, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё

Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия.

Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью.

Apostol-Ioann-Bogoslov

Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 – 9).

По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может ( 1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи ( 1 Ин. 2, 21 – 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, – свет исключает тьму ( Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 – 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Исуса Христа ( Ин. 1, 1 – 18; 1 Ин. 5, 1 – 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что “всякий, рожденный от Бога не согрешит” (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества

Иоанн Богослов в молчании. Нектарий Кулюксин. Мастерская Кирилло-Белозерского монастыря. 1679. Государственный Эрмитаж Икона происходит из церкви Троицы села Ненокса Беломорского района Архангельской области.
Иоанн Богослов в молчании. Нектарий Кулюксин. Мастерская Кирилло-Белозерского монастыря. 1679. Государственный Эрмитаж Икона происходит из церкви Троицы села Ненокса Беломорского района Архангельской области.

Символы евангелистов на меднолитых и писаных иконах

Символы евангелистов – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова (Откр. 4:7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

Традиционно в господствующей церкви в наши дни при евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

Апостол Иоанн Богослов, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё
Латинская иконография образов евангелистов

На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.

Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.
Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки. На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.

Апостол Иоанн Богослов, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё
Иконография XIX века, предположительно из Словении

Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский; Матфей – человек, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев.

Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.

Изъяснение символов в смысле указания на искупление Исуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.

Апостол Иоанн Богослов, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё
Миниатюра из “Евангелия Хитрова”, по имени одного из позднейших его владельцев – боярина Богдана Матвеевича Хитрова.

Объяснение блаженного Иеронима:

В Евангелии Матфея родословие Исуса Христа, в Евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в Евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в Евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Исусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

У Софрония, патриарха иерусалимского: лев – сила и начальство Исуса Христа; телец – священническое служение Исуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа.

В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Пример: Иоанн Богослов в молчании

Апостол Иоанн Богослов, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё
Слева – гуслицкая икона второй половины XIX века. Фигура святого в красно-оливковых одеждах эффектно выделяется на золотисто-охристом фоне. Правой рукой апостол касается уст – знак безмолвия (что дало название иконе), левой указывает на текст Евангелия от Иоанна. Справа изображен ангел в восьмиугольном нимбе, олицетворяющий Святой Дух, символ премудрости. Символ евангелиста Иоанна-лев.

Справа-меднолитая икона XVIII века. Евангелист Иоанн изображен в виде орла.

Пример: Спас в силах

Справа-редкий меднолитой складень ХVI в. Оглавие и левая створка утрачены.

Спас в силах с символами евангелистов

Слева – Икона из часовни Архангела Михаила (д. Леликозеро) Последняя треть ХVII в. «Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке. Подобные композиции были в ходу на Руси в ту эпоху.
Подробнее особенности иконографии с другими примерами смотрите на сайте МЕДНЫЙ ОБРАЗ

Интересное и богато иллюстрированное обсуждение вопроса символических изображений также имеется на форуме www.cirota.ru

rpsc.ru-site

 

Читайте также

митрополит Корнилий

Духовный лидер старообрядцев: Чем дальше от Запада — тем ближе к Богу, традиции, спасению

5 (100%) 5 votes Как сообщает корреспондент Федерального агентства новостей, глава Русской Православной старообрядческой Церкви Митрополит Корнилий выступил ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *