Главная » Анонсы » Благо творит русский казак из Австралии
ав

Благо творит русский казак из Австралии

Оцените статью

«Благотворительность — вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают», писал В. О. Ключевский в 1892 году в своем очерке «Добрые люди Древней Руси». Сегодня, пожалуй, всё уже не так однозначно. Всё чаще можно услышать мнение, что благотворительность вообще не имеет права на существование — в нормальном обществе социальные проблемы должны решаться государством, а не подачками.

Бизнесмен, меценат и общественный деятель, атаман Сводно-казачьей станицы, основатель 1-го Русского Музея в Австралии, председатель Христорождественской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви в Сиднее Михаил Моисеевич Овчинников.
Бизнесмен, меценат и общественный деятель, атаман Сводно-казачьей станицы, основатель 1-го Русского Музея в Австралии, председатель Христорождественской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви в Сиднее Михаил Моисеевич Овчинников.

Поведение человека среди людей чётко регулируется традициями, поскольку невозможно каждый раз решать для себя, что хорошо и что дурно. Например, уступить в автобусе место старушке считается обязательным. А молодой женщине? Вроде бы не принято. Что же говорить о более сложных и щекотливых ситуациях, таких, как подаяние? В старину русские любили нищих. Правда, по словам того же Ключевского, на Руси признавали только личную благотворительность — из рук в руки. Жертвователь, дающий деньги сам, совершал своего рода таинство, к тому же верили, что и нищие будут молиться именно за человека, от которого получили подаяние.

Недаром в русском купечестве бытовала присказка: «Бог богатством благословил и отчета по нему потребует». А русские промышленники в большинстве своём были людьми очень набожными. К тому же очень многие из них вышли из старообрядческих семей, в которых религиозность соблюдалась особенно строго. Заботиться о своей душе — благо творить! — главнейшее правило для таких людей. Староверы испокон веку считали благотворительность наивернейшим путём к Богу.

Престольный праздник на Рогожском (г. Москва). На фото – Михаил Овчинников произносит речь, на заднем плане – старообрядческий митрополит Московский и Всея Руси Алимпий. 1992 год – время бедности для многих в России. Михаил Овчинников один из первых выделил деньги на открытие церковной школы и помощь женскому монастырю.
Престольный праздник на Рогожском (г. Москва). На фото – Михаил Овчинников произносит речь, на заднем плане – старообрядческий митрополит Московский и Всея Руси Алимпий. 1992 год – время бедности для многих в России. Михаил Овчинников один из первых выделил деньги на открытие церковной школы и помощь женскому монастырю.

И они вовсю «благо творили». На средства старовера книгоиздателя К.Т. Солдатенкова построена известная московская городская больница, которую по сей день зовут «Боткинской», хотя правильнее бы ей именоваться «Солдатенковской». С.И. Зимин, представитель крупнейшего старообрядческого клана предпринимателей Зиминых, основал лучший русский частный оперный театр — по популярности он соперничал с императорской оперой. Здесь пели Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов. Именно Зимин принял в свой театр никому тогда не известного И. Козловского. Знаменитое здание МХАТа полностью построено на старообрядческие деньги члена московской старообрядческой общины Саввы Морозова. Он же финансировал и постановки театра. Впрочем, и «отец» МХАТа К.С. Алексеев (Станиславский) — тоже потомок старообрядцев. Старообрядческие предприниматели (например, П.П. Рябушинский) финансировали и организовывали научные экспедиции. Одну — для отыскания радиоактивных минералов в Забайкалье и на Памире — возглавлял академик В.И. Вернадский. П.М. Третьяков — создатель знаменитой московской Третьяковской художественной галереи — тоже происходил из древнего старообрядческого купеческого рода и являлся носителем старообрядческой культуры.

После восстановления церкви в селе Доно (Забайкальская область). Дети впервые в своей жизни держат свечи. На переднем плане – бочка, в которой покрестили 51 человека, всех – от мала до велика. На заднем плане – Епископ Новосибирский в всея Сибири Силуян. Восстановление церкви и большая часть стоимости поездки в Россию осуществлены благодаря финансовой поддержке М.М. Овчининкова.
После восстановления церкви в селе Доно (Забайкальская область). Дети впервые в своей жизни держат свечи. На переднем плане – бочка, в которой покрестили 51 человека,
всех – от мала до велика. На заднем плане – Епископ Новосибирский в всея Сибири Силуян. Восстановление церкви и большая часть стоимости поездки в Россию осуществлены благодаря финансовой поддержке М.М. Овчининкова.

Надо сказать, что именно старообрядцы к началу 19-го столетия по-настоящему пред-ставлял и традиционную русскую православную культуру в том виде, в котором она существовала издавна. Как правило, они были людьми состоятельными и идею спасения души воплощали через устройство окружающего их мира «по-божьи». Благотворительность была для них способом искупить жесткость в деловой сфере, оправдать богатство и заслужить прощение за грехи, прошлые и будущие. Все без исключения промышленники-старообрядцы строили больницы, богадельни, приюты, бесплатные квартиры, учебные заведения. Старообрядчество сделало на ниве благотворительности едва ли не больше всех других конфессиональных и этнических групп Российской империи.

Таковы были староверы. Между тем, в нашем сознании они ассоциируются, как правило, с чем-то чрезвычайно косным и заскорузлым. Когда мы слышим слово «старовер», то представляем себе мрачного замшелого бородача в сапогах и рубахе навыпуск или женщину в глухой косынке. А о староверском меценатстве многие из нас и вовсе не слыхивали.

Тем не менее, оно есть. Оно продолжается даже здесь, за тридевять земель от России — в Австралии. По сиднейским улицам, рядом с нами, прогуливаются пешком и ездят в автомобилях те, кто из года в год привычно «благо творит», завещанное старым Православием предков.

М.М. Овчинников на фоне открытого им минерального курорта в г. Мори.
М.М. Овчинников на фоне открытого им минерального курорта в г. Мори.

Самый известный и самый щедрый из них — Михаил Овчинников. Абсолютно современный человек. Приветлив, улыбчив, с энергичным поворотом головы. Одинаково хорошо владеет русским и английским языком. Владелец процветающего бизнеса по оборудованию офисов, домов и квартир. И известный жертвователь. Михаил Овчинников считает долгом и честью для себя бескорыстно подставлять своё сильное плечо немалому числу русских людей, которых судьба занесла в Австралию. Он не скупится давать средства на проведение благотворительных балов и концертов, на различные культурные программы для помощи русским австралийцам. Несколько лет на его деньги в Сиднее издавалась русская православная газета «Слово». Он же спонсировал детские танцевальные конкурсы на приз этой газеты. Благо-даря его финансовой поддержке с концертами проехал по всей Австралии казачий ансамбль из Сибири. Это он, Михаил Овчинников, привёз из России и показал жителям Австралии археологическую и палеонтологическую cибирскую коллекцию.

Казачий ансамбль, привезенный в Австралию М.М. Овчинниковым, гастролировал по стране целых полгода. Артисты – 27 человек – проехали от самого Дарвина до Мельбурна. Справа на фото – Михаил Моисеевич Овчинников.
Казачий ансамбль, привезенный в Австралию М.М. Овчинниковым, гастролировал
по стране целых полгода. Артисты – 27 человек – проехали от самого
Дарвина до Мельбурна. Справа на фото – Михаил Моисеевич Овчинников.
Скелет древнего слона возрастом около 800 тысяч и более лет, привезенный в Австралию М.М. Овчинниковым на выставку, которой до этого не видел никто в стране. Скелет был найден в 250 км к западу от г. Новосибирск.
Скелет древнего слона возрастом около 800 тысяч и более лет, привезенный в Австралию М.М. Овчинниковым на выставку, которой до этого не видел никто в стране. Скелет был найден в 250 км к западу от г. Новосибирск.

Россия — его любовь и его боль. Ему ведомо, что сегодня состояние церковной жизни староверов восточной России можно назвать застойным, а в некоторых местах даже плачевным. Воинствующий советский атеизм нанёс мощный удар по старообрядчеству, по Иркутско-Амурской епархии, в частности. До недавних пор на всей территории от Иркутска до Тихого океана уцелевшей была всего одна церковь — в селе «Доно» Читинской области. Но и в ней долгое время не проходили моления. Эти регионы пострадали как никакие другие. Прервалась духовная преемственность поколений. Возродить традицию могут только подвижники веры, — так решил австралиец Михаил Овчинников. Потому-то и выделил средства на строительство старообрядческого собора в Новосибирске. А ещё — профинансировал реставрацию Свято-Николаевского старообрядческого храма в селе Доно. Село и храм выбраны неслучайно. В этой церкви много лет назад крестили его родителей…

Село Доно (Забайкальский край, Россия), где родились и жили до эмиграции в Китай родители Михаила Овчинникова. Церковь на фото строили еще деды Михаила.
Село Доно (Забайкальский край, Россия), где родились и жили до эмиграции в Китай
родители Михаила Овчинникова. Церковь на фото строили еще деды Михаила.

Предки Михаила Овчинникова — старообрядцы-казаки — переселились с Дона в Забайкалье после нововведений Патриарха Никона и раскола русской православной церкви в 17-ом веке. В 1653-ем, то есть немногим раньше, туда же прибыл первый русский ссыльный — знаменитый протопоп Аввакум, навсегда оставшийся в истории как «неистовый протопоп». Аввакум — несгибаемый борец за «чистоту праотеческой веры». Шесть тяжких лет крамольный Аввакум находился на «перевоспитании» при енисейском воеводе Афанасии Пашкове, завоевателе Даурии. Живые картины этого «воспитания» оставил нам сам «воспитанник» в своем бессмертном «Житии протопопа Аввакума». Потом он 14 лет просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу решило участь и его, и его товарищей. Всех их заживо сожгли в Пустозёрском срубе. А для забайкальских староверов Аввакум на веки вечные сделался почитаемым святым мучеником, как раз там, в забайкальских краях, где бродил с жестоким воеводой ссыльный Аввакум, поселились в «раскольные» годы казаки-староверы с Дона. Неподалеку от границы с Монголией и Китаем у реки Аргунь появилось поселение Доно. Село жило безбедно и спокойно до самой революции 1917 года. А потом начались гонения, и старообрядцы стали уходить в Китай, в Трёхречье. Будущие отец и мать Михаила, Моисей Иванович и Екатерина Тихоновна, оказались в Китае в двадцатые годы прошлого века. Семья при всех вынужденных переездах и скитаниях всегда сохраняла главное своё богатство — древние иконы и книги. Боязнь преследований заставляла родителей вести замкнутый образ жизни. В семье росло пять дочерей и трое сыновей. Михаилу, родившемуся в 1946-ом, как и прочим юным Овчинниковым, приходилось держаться в тени. А после установления коммунистического режима в Китае отец и вовсе запретил Мише посещать школу. Мальчик доучивался уже дома — самостоятельно.

Семья М.М. Овчинникова. Нижний ряд: Тимофей, Моисей Иванович (отец – Иван Сергеевич Овчинников), Зина, Екатерина Тихоновна (отец – Тихон Кузьмич Бугаев), Нина. Верхний ряд: Катя, Иван, Ника, Михаил, Груня
Семья М.М. Овчинникова. Нижний ряд: Тимофей, Моисей Иванович (отец – Иван Сергеевич Овчинников), Зина, Екатерина Тихоновна (отец – Тихон Кузьмич Бугаев), Нина.
Верхний ряд: Катя, Иван, Ника, Михаил, Груня

В 1962-м Овчинниковы, как и многие русские, бежали из Китая в Австралию. Уже на третий день после прибытия шестнадцатилетний «китайский русский» Миша пошел работать в прачечную. Ему, привыкшему к сельской тиши, не нравилась городская суета. И страна с ее непонятным языком и непонятным укладом не нравилась. То ли дело русская деревенская жизнь, пусть даже в Китае. Он утешался надеждой, что австралийская неустроенность — дело временное. Надобно подождать, перетерпеть — и всё воротится на круги своя. Однако довольно скоро понял, что ничто само по себе не меняется. И отправился в вечернюю школу. Сцепив зубы, осваивал английский язык. А через три года — в 19 мальчишеских лет! — решился начать своё собственное дело. Влиться в большой бизнес Австралии да еще не англосаксу, да ещё безусому, да ещё без родительских капиталов — не простая штука. Срывался и опять карабкался. Искал: где и почему ошибся? Но ведь не зря он казак! И в 21-летнем возрасте выбился-таки в люди, встал на ноги.

На фото (слева направо): Иван и Михаил Овчинников в молодости.
На фото (слева направо): Иван и Михаил Овчинников в молодости.

С тех пор немало воды утекло. Успехи сменялись неудачами. Жизнь есть жизнь. Бизнес рос и крепчал. Сейчас Михаил — человек заметный не только в русской общине, но и во всей деловой Австралии. Овчинникова знают как владельца крупной компании по продаже стройматериалов и сантехники фирмы Келсо (Kelso). Он построил современный курорт в городе Мори (Могее), где использовал местные минеральные целебные источники и стал страстным пропагандистом бальнеотерапии. Он дважды удостаивался наград за предпринимательскую деятельность. В 1997 году его фирма попала в число пятисот лучших частных компаний штата Новый Южный Уэльс. В 2003-м Овчинников стал победителем в престижной общеавстралийской номинации на звание «Лучший этнический бизнес 2003 года» (2003). Вернее, он умудрился в одном конкурсе завоевать сразу две премии — за лучшую организацию как большого, так и среднего бизнеса. И получил главный приз — хрустальную статуэтку, представляющую собой стилизованный земной шар.

Получение престижного приза на звание «Лучший этнический бизнес» в 2003 г. Имя Михаила Овчинникова вошло в историю Австралии.
Получение престижного приза на звание «Лучший этнический бизнес» в 2003 г.
Имя Михаила Овчинникова вошло в историю Австралии.

Михаил Овчинников давно осознал: удача в бизнесе не постоянна. Подчас невозможно предвидеть, что ждёт тебя завтра. Но для него важнее другое — его личная полезность для русских соплеменников, его русский след в жизни. Он хочет, чтобы русские в Австралии через сто лет не оказались неизвестной эмиграцией… Он крепко полюбил Австралию, одарившую многими благами разноязыких беженцев из разных стран и ставшей для них новой родиной. Но, как и многие наши эмигранты первой волны, ощущал себя сыном России, а не австралийцем, и мечтал о встрече со страной, которую никогда не видел, но воспринимал как отчизну. И два десятилетия назад свидание с любимой страной, наконец, состоялось. Он стал часто бывать в России. Впрочем, радость встречи, красоты родной земли и знаменитое российское хлебосольство не ослепили его, как тех наивных «возвращенцев», коим так подходит пушкинское восклицание: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!»

Долгожданная встреча с Родиной. В руках у духовенства на фото – газета «Слово», выпуск которой стал возможен благодаря финансовой помощи Михаила Овчинникова.
Долгожданная встреча с Родиной. В руках у духовенства на фото – газета «Слово», выпуск которой стал возможен благодаря финансовой помощи Михаила Овчинникова.

В «обвальные» 90-ые годы — впрочем, и в более поздние тоже! — он был поражён и подавлен увиденным. Догадывался, конечно, что и прежде здесь жили хуже, чем в других странах. Но то, что творится в постсоветской России, воспринималось, как дурной сон. Все вокруг — от представителей Российской правящей верхушки, с которыми довелось встречаться и беседовать ещё в Австралии, а потом и на отчей земле, и вплоть до простого клерка в конторе — твердили о «строящихся рыночных отношениях». Но всякий раз, приезжая в Россию, он видел, что никакого рынка нет. Есть вороватые чиновники. Есть политики, щедро раздающие обещания. И практически нет честного и чистого предпринимательства — такого, к какому он привык в Австралии. Как тут «благо творить»? Как помогать? Наверное, жертвованием и подачками и впрямь проблему не решишь. Самое разумное — вкладывать капитал в российские предприятия. Но нужно, чтобы Российское государство этому содействовало. Австралийское государство ему, Михаилу Овчинникову, обеспечивает нормальные условия для бизнеса на Пятом континенте, а его, австралийского предпринимателя, долг — заплатить ему налог за поддержку. И он, разумеется, платит. В России же, как убедился Михаил, налоги полностью платят очень немногие. Он пробовал помогать деловым людям во Владивостоке, которые начинали бизнес с нуля – с поиска поставщиков и покупателей. У них ещё ничего не было, а государство уже обдирало их, как липку. Одна только арендная плата во Владивостоке так велика, что ни один западный бизнесмен не начал бы своё дело в подобных условиях. Русский австралиец, хоть убей, не понимает: почему в городе, где отсутствует нормальная инфраструктура, квадратный метр арендуемой площади стоит дороже, чем в комфортабельном Сиднее? И в то же время масса зданий находится в кошмарном состоянии. А в Австралии предпринимателя, готового взять в аренду и отремонтировать дом, правительство поощряет. Оно не только освобождает его от арендной платы. Идёт гораздо дальше — нередко даже финансирует подобную деятельность. Ведь государству это выгодно. Бизнесмен сам приводит здание в нормальное состояние, а потом за свой счёт сохраняет его в приличном виде. Неужели в России этого не понимают?

Компания по изготовлению и продаже дверей М.М. Овчинникова существует на рынке Австралии уже более 40 лет.
Компания по изготовлению и продаже дверей М.М. Овчинникова
существует на рынке Австралии уже более 40 лет.

Ему больно за отеческую землю. В России есть всё. Сырье, квалифицированные рабочие, производственные площади. Если бы предпринимателям не ломали крылья ещё до взлёта, Россия взвилась бы ввысь так же быстро, как на наших глазах поднялись Тайвань и Южная Корея. Экономика будет работать только тогда, когда заработает частный бизнес, и здесь государству нужно просто не мешать деловым людям. В этом Овчинников убеждён.

Сам Михаил хоть сейчас готов вложить деньги в экономику страны. Но при условии, что они будут «работать». Готов предоставить умелым и честным свою технологию производства строительных материалов. Русский австралиец, используя эту технологию, сумел сколотить немалое состояние. Да, он — жертвователь, для которого помогать соотечественникам — святое дело. Но не привык пускать пыль в глаза и без толку сорить деньгами. Пока ему мешает по-настоящему «благо творить» только одно — в России с её системой налогов и платежей, производство в принципе убыточно.

Установка памятника вице-Адмиралу российского флота В.М. Головнину при значительной финансовой поддержке Михаила Овчинникова.
Установка памятника вице-Адмиралу российского флота В.М. Головнину
при значительной финансовой поддержке Михаила Овчинникова.

Как-то бизнесмен Овчинников попытался устроить во Владивостоке выставку австралийских строительных материалов. С этой целью многие предприниматели Пятого континента пожертвовали для экспозиции собственные строительные материалы, а знаменитая фирма «Австралиантрейд» (или «Austrade» — австралийское государственное агентство по торговле и развитию инвестирования) оплатила все расходы по их доставке и организации выставки, и всё это с одной целью — завязать серьёзные деловые отношения между Австралией и Россией. Но от мероприятия, которое принесло бы пользу прежде всего самому Владивостоку, в последний момент пришлось отказаться. Местные власти запросили за помещение, в котором должна была проводиться выставка, немыслимую арендную плату, в несколько раз превышающую ту, которую берут за аренду лучшего выставочного зала в Австралии. — Ну разве это нормально? — сокрушался русский австралиец.

Михаил Моисеевич Овчинников во Владивостоке. 1992-1993 гг. Обсуждение планов по организации русско-австралийского бизнеса с видными представителями бизнеса города.
Михаил Моисеевич Овчинников во Владивостоке. 1992-1993 гг. Обсуждение планов по организации русско-австралийского бизнеса с видными представителями бизнеса города.

За себя Михаил может не беспокоиться — у него собственный магазин на Пятом континенте, который приносит солидный доход. Будущее своих детей и внуков он уже давно и с лихвой обеспечил. Но у него, православного русского казака, от всего увиденного и пережитого там, в России, в душе незаживающая рана… Ведь Россия, отчая земля, за последние два десятилетия стала еще ближе и роднее — потому что он привёз оттуда жену Ольгу. С нею повстречался в Москве в мае 1989 года, когда впервые в жизни ступил на московскую землю. В те времена непросто было получить визу в СССР. Но ему повезло. Прилетел в Москву, нашел родственников, знакомых, даже друзей. Очень хотелось потолковать о жизни. Лучшее место для таких разговоров — застолье. Но сидение за столом изо дня в день в конце концов наскучило. Одно из таких застолий он променял на самостоятельную прогулку по Москве. Случайно забрёл в подарочный магазин «Берёзка» и там за прилавком увидел свою Ольгу — застенчиво красневшую московскую красавицу, одарившую такой улыбкой, которая до дна прожгла сердце бывалого казака.

Трапеза в доме семьи Овчинниковых. Слева направо: Петр Мамонтов, протоиерей Леонтий Пименов, Анна и Елена Овчинниковы, старообрядческий Митрополит Московский и Всея Руси Корнилий, Михаил и Ольга Овчинниковы, дьякон Виктор.
Трапеза в доме семьи Овчинниковых. Слева направо: Петр Мамонтов,
протоиерей Леонтий Пименов, Анна и Елена Овчинниковы, старообрядческий Митрополит Московский и Всея Руси Корнилий, Михаил и Ольга Овчинниковы, дьякон Виктор.

Без малого двадцать лет они вместе. У них две дочки — Анна и Елена… Все четверо помнят и хранят родной язык — сладкий и тёплый, как парное молоко. Блюдут веру — святую и древнюю, как тёмная икона. И никогда не забывают родную Россию, которая без них, наверное, проживёт, зато они без неё не могут. И будут, как всегда, не требуя взаимности и благодарности, «благо творить» во имя её и её сынов и дочерей…

Авторы статьи: Т. Торлина, Л. Примачек Австралийская мозаика. № 15, 2009 год.

23/08/2017

Материал по теме:

Старообрядцы Австралии. Мысли и чаяния успешных людей о далекой Родине

Старообрядчество, старообрядцы Австралии, РПСЦ, староверы, Китай, приключения, странствие, белокриницкая иерархия, Сидней, Сводно-казачья станица в Австралии, Михаил Овчинников, Владимир Кирпичников, бизнес, успех, вера, гонения, испытания

 

День России в Австралии. Праздник в Русском Доме-Музее

Старообрядчество, старообрядцы Австралии, РПСЦ, староверы, Китай, приключения, странствие, белокриницкая иерархия, Сидней, Сводно-казачья станица в Австралии, Михаил Овчинников, Владимир Кирпичников, бизнес, успех, вера, гонения, испытания, Сводно-Казачья станица в Австралии, Первый русский музей Австралии

Читайте также

20171210_135325

Епископ Силуян освятил старообрядческий храм в Тюмени

5 (100%) 5 votes Весной прошлого года мы уже рассказывали о старообрядческой общине города Тюмень. ...

1 комментарий

  1. БлагоДарю. За статью. За Человека русскаго.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *