Главная » Анонсы » Епископ Павел Коломенский: 362 года мученической кончины
старообрядцы, староверие, Павел Коломенский, епископ, протопоп Аввакум, раскол, Никон, история, Дмитрий Урушев, правда, раскольники, никониане, святой, житие, Независимая газета

Епископ Павел Коломенский: 362 года мученической кончины

5 (100%) 3 votes

16 апреля в Православной старообрядческой Церкви почтут память святаго священномученика Павла, епископа Коломенского, за древлее благочестие пострадавшего. В этом году исполняется 362 года со дня трагической гибели святителя.

В преддверии сего скорбного юбилея приводим крайне познавательную статью нашего писателя Димитрия Урушева, опубликованную в Независимой газете. Труды Димитрия представляют собой скрупулезное исследование и обобщение целого ряда источников, дошедших до наших дней.

старообрядцы, староверие, Павел Коломенский, епископ, протопоп Аввакум, раскол, Никон, история, Дмитрий Урушев, правда, раскольники, никониане, святой, житие, Независимая газета

Епископ времен раскола остался для историков в тени протопопа Аввакума

urushev-istoria-rusi_STAROVE.RUДмитрий Урушев

Об авторе: Дмитрий Александрович Урушев – историк, член Союза журналистов России.

Епископ Павел Коломенский – один из важнейших персонажей русской духовной истории XVII столетия. Увы, ему не повезло. Его имя не привлекало внимания ученых. Он оказался в тени более знаменитых современников – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Павел и Никон

Всегда помнили о епископе Павле только книжники-староверы. Недаром рассказом о нем известный старообрядческий писатель XVIII века Симеон Денисов начал книгу «Виноград российский» – сборник преданий о мучениках за старую веру. И начал очень торжественно: «Начальник оного доброго воинства не от простого народа был, ниже от поселянского сословия, но пастырь Христова стада, страж бодрый церковной доброты, труба златокованая благочестия».

старообрядцы, староверие, Павел Коломенский, епископ, протопоп Аввакум, раскол, Никон, история, Дмитрий Урушев, правда, раскольники, никониане, святой, житие, Независимая газета
Фреска св. Павла Коломенского из Ильинского придела Никольского храма на Белорусской в Москве

Светские ученые обратили внимание на Павла Коломенского лишь в XIX столетии. Первым, кто сделал это, был историк Михаил Погодин. В 1854 году, в одном из номеров журнала «Москвитянин» он опубликовал статью «Замечание о родине патриарха Никона и его противников». В ней Погодин призывал молодых ученых: «Сколько важного и полезного для науки можно еще сделать, познакомясь с письменною литературою и принявшись с тщанием собирать сведения об исторических наших личностях. Что известно у нас в общем обороте о каком-нибудь… епископе Павле?»

Прошло полвека. Единственным ученым, откликнувшимся на этот призыв, оказался историк Сергей Белокуров. Он собрал и напечатал в 1905 году два выпуска «Сказаний о Павле, епископе Коломенском». Но Белокуров издал не подлинные исторические документы, а именно сказания, далекие от житейской правды.

старообрядцы, староверие, Павел Коломенский, епископ, протопоп Аввакум, раскол, Никон, история, Дмитрий Урушев, правда, раскольники, никониане, святой, житие, Независимая газета

Прошло еще 33 года. И в 1938 году французский ученый Пьер Паскаль выпустил книгу «Протопоп Аввакум и начало раскола». В ней впервые Павел Коломенский был представлен не персонажем благочестивых преданий, а живым человеком из плоти и крови. Французский историк помог русскому архиерею обрести голос. И если бы мы услышали его, то рассказ о себе Павел начал бы так: «Рождение же мое в нижегородских пределах». Так начинает свое знаменитое «Житие» протопоп Аввакум. Так же мог бы сказать и епископ Павел. Он родился, как определил Паскаль, «на горах» – на правом берегу Волги, в селе Колычево, стоящем на речке Сундовик.

Нам неизвестно время рождения архиерея. Но можно предположить, что он был ровесником Никона, то есть родился в 1605 году. Паскаль называет нам и отца будущего епископа – «добрый священник по имени Иван».

старообрядцы, староверие, Павел Коломенский, епископ, протопоп Аввакум, раскол, Никон, история, Дмитрий Урушев, правда, раскольники, никониане, святой, житие, Независимая газета
Фреска св. Павла Коломенского из моленной купца Сироткина (Нижний Новгород)

По сообщению Паскаля, поп Иван учил грамоте Никиту Минина, сына мордовского крестьянина из соседнего села Вельдеманово – будущего патриарха Никона. В его «Житии» рассказывается, что он был отдан «в научение Божественного писания» и, уйдя из «дому отца своего», некоторое время жил у учителя. Если Никита действительно учился у священника из Колычева и жил в его доме, то можно предположить, что будущие архиереи дружили с детства. Кто бы подумал, что в будущем они станут непримиримыми противниками?

Из Колычева поп Иван с семьей перебрался вниз по течению Сундовика – в село Кириково, где продолжил священническое служение. Кириково было расположено неподалеку от большого торгового села Лысково, стоящего на Волге.

Здесь прошли отрочество и юность Павла. «С гор» будущий епископ перешел на левый берег Волги – «в леса». Мы встречаем Павла в Макарьевом монастыре на Желтых Водах. Древний Желтоводский монастырь, основанный святым Макарием в XV веке, был разорен татарами и возрожден только в 1620 году. Обитель скоро стала важнейшим очагом духовной и культурной жизни Поволжья. Среди здешней братии мы видим многих персонажей церковной истории XVII столетия.

В Макарьев монастырь ушел от жестокой мачехи отрок Никита Минин. Сделав небольшой вклад деньгами, он жил здесь некоторое время, но затем был возвращен отцом домой. Пострижениками Желтоводской обители были митрополит Корнилий Казанский, архиепископы Иларион Рязанский и Симеон Сибирский.

Без сомнения, Макарьев монастырь сыграл большую роль и в жизни будущего коломенского епископа. Здесь поповский сын принял постриг и был наречен Павлом. Скорее всего именно здесь он был рукоположен в священники.

Летом 1651 года Павел был призван в Москву и возведен патриархом Иосифом на должность игумена древнего Пафнутьева монастыря в Боровске. На игуменство в прославленной обители Павел был определен по совету Никона, ставшего к тому времени новгородским митрополитом и другом молодого царя Алексея Михайловича.

Иосиф умер 15 апреля 1652 года. Высшее духовенство Русской церкви съехалось в столицу на Собор и избрало двенадцать «мужей духовных», достойных занять патриаршую кафедру. Среди них упоминаются имена митрополита Никона и игумена Павла.

По воле государя патриархом был избран Никон. Участие в выборах боровского настоятеля и прочих «мужей духовных» заведомо было лишено всякого смысла, хотя и свидетельствует о том, сколь высокого мнения были о Павле современники.

Начало нового патриаршества не предвещало игумену ничего плохого. В ноябре 1652 года Павел был рукоположен Никоном в епископы подмосковного города Коломны.

старообрядцы, староверие, Павел Коломенский, епископ, протопоп Аввакум, раскол, Никон, история, Дмитрий Урушев, правда, раскольники, никониане, святой, житие, Независимая газетастарообрядцы, староверие, Павел Коломенский, епископ, протопоп Аввакум, раскол, Никон, история, Дмитрий Урушев, правда, раскольники, никониане, святой, житие, Независимая газета

Яблоки из архиерейского сада

Коломенская епархия была одной из старейших на Руси. Подробное и любопытное описание этой епархии, кафедрального Успенского собора, епископской ризницы и архиерейских палат оставил архидиакон Павел Алеппский, посетивший Россию в 1654–1656 годах в свите своего отца, Антиохийского патриарха Макария, и написавший книгу об этом путешествии.

В состав епархии кроме Коломны, крупного торгового города, входили Серпухов, Кашира и Тула. Располагая значительными средствами, коломенский архиерей держал при себе многочисленную прислугу и охрану.

Павел Алеппский оставил восторженное описание епископских палат в Коломне. Особенно поразил путешественника архиерейский сад, «в коем растут чудесные яблоки, редкостные по своей красоте, цвету и вкусу. Они разных сортов: красные, как сердолик, желтые, как золото, белые, как камфара, все с очень тонкой кожицей». Историк Герард Фридрих Миллер, посетивший Коломну в 1778 году, также восхищался здешними яблоками: «Плодовитых садов в Коломне и около сего города везде много, от которых жители и немало доходу получают. Особливо хвалят коломенские яблоки, яко величиною и вкусом прочие превосходящие».

Но когда царь и патриарх приступили к реформам Русской церкви, коломенского епископа не удержали ни сад со сладкими яблоками, ни благолепный собор с богатой ризницей, ни роскошные палаты. Он принял сторону противников новшеств – протопопов Иоанна Неронова и Аввакума.

В начале Великого поста 1653 года Никон прислал Иоанну Неронову указ об отмене метаний (земных поклонов) при чтении молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему». Патриарх писал: «По преданию святых апостолов и святых отцов, не подобает в церкви метания творить на колену, но в пояс бы вам творить поклоны, еще же и тремя перстами бы крестились».

Этот указ произвел на многих священнослужителей гнетущее впечатление. Аввакум вспоминал: «Мы же задумались, сошедшесь между собою. Видим, яко зима хочет быть – сердце озябло и ноги задрожали».

Неронов ушел в Чудов монастырь, затворился в уединенной келье и неделю молился. Во время молитвы он услышал голос от иконы:

– Время приспело страдания. Подобает вам неослабно страдать!

Эти страшные слова Неронов пересказал протопопу Аввакуму и епископу Павлу. Аввакума вскоре отправили в ссылку в Сибирь. А для Павла время страдания наступило через год.

По предложению патриарха, в 1654 году царь созвал церковный Собор, чтобы рассмотреть и отменить те русские богослужебные обряды, которые отличались от современных греческих. Точная дата проведения Собора неизвестна. Ученые предполагают, что он состоялся в феврале или марте, ведь в середине XVII века Соборы обыкновенно проводились накануне или в самом начале Великого поста.

старообрядцы, староверие, Павел Коломенский, епископ, протопоп Аввакум, раскол, Никон, история, Дмитрий Урушев, правда, раскольники, никониане, святой, житие, Независимая газета
Лубок XIX века Согласно преданию, Никон разгневался и собственноручно избил непокорного епископа Павла.

Заседание началось с выступления Никона. Обращаясь к царю и духовенству, он говорил, что должно истреблять всякие новины в Церкви, а все, преданное святыми отцами, должно сохранять безо всякого повреждения, приложения и изменения. После этого Собору было предложено несколько примеров, свидетельствующих о различии русских и греческих обрядов. Всякий раз, говоря об этих отличиях, Никон предлагал переменить их по греческому образцу, который называл более древним. И Собор неизменно давал на это согласие.

Единственным, кто выступил против Никона и новых обрядов, был Павел. Когда патриарх предложил обсудить вопрос об отмене великопостных земных поклонов, коломенский епископ отважился возразить. Как рассказывает Павел Алеппский, архиерей заявил:

– С того времени, как мы сделались христианами и получили правую веру по наследству от отцов и дедов благочестивых, мы держались этих обрядов и этой веры, и теперь не согласны принять новую веру!

Впрочем, епископ выступил не только против отмены земных поклонов, но и вообще против церковных реформ. Но его слова не были услышаны. Собор, уступая давлению царя и патриарха, дал согласие на исправление русских богослужебных книг по греческим образцам. Павел Алеппский сообщает, что, когда все духовенство прилагало подписи к соборному постановлению, «коломенский епископ, будучи нрава строптивого, не захотел принять и одобрить тот акт, ни приложить свою руку, не говоря уже о том, чтобы дать свое засвидетельствование».

Однако архиерей все-таки подписал соборное деяние. Но под подписью добавил следующие слова, оговаривая свое особое мнение о поклонах: «А что говорил на святом Соборе о поклонах и тот устав харатейный во оправдание положил зде, а другой письмяной».

Симеон Денисов в «Винограде российском» рассказывает, что Никон после Собора хотел лаской склонить коломенского архиерея на свою сторону. Сначала он говорил Павлу «лестные словеса» и пытался убедить его в необходимости реформ, указывая на «просторечие» древнерусских книг. На это епископ заметил, что истины евангельские и проповедь апостольская тоже изложены простым языком галилейских рыбарей.

Тогда патриарх указал на несогласие греческих книг с обычаями Русской церкви. На это Павел возражал, что хотя новые греческие обычаи не сходны с русскими, зато древние византийские обряды вполне согласуются с московским церковным уставом.

Увидев, что архиерей осмеливается ему перечить, Никон разгневался, накинулся на непокорного епископа, сорвал с него иноческую мантию и, как пишет Денисов, собственноручно избил: «Призвав предивного Павла, своими того руками (оле всезлобной ярости!) бил по священному священного лицу. Не усрамился священства великого чина, не устыдился святости честных седин мужа».

Если о рукоприкладстве Никона доподлинно неизвестно, то с уверенностью можно сказать, что по велению патриарха епископ был отдан на избиение, заключен в темницу, а затем отправлен в ссылку.

Московский Собор 1666 года, решая вопрос о низложении Никона, поставил ему это в вину: «Еще же архиерея сам един низверг Никон, кроме всякого Поместного собора, на нем же должен был явить его погрешения… По низложении Павла, епископа Коломенского, его же из мантии обнажил жестоко и на лютые биения и наказания предал, и на дальняя заточения предал. Не помянул оного слова, яко дважды никого же казнить не подобает за то же и едино преступление. Тем же прилучилось архиерею тому изумиться (повредиться умом. – «НГР») и погибнуть бедному, кроме вести, от зверей ли съеден был или в воде утоп».

Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович), участник того Собора, сообщал в частном письме, что Никон был судим за «жестокое управление его клиром, низвержение собственною своею властию одного епископа, что послужило причиною скоропостижной смерти его от умомешательства».

старообрядцы, староверие, Павел Коломенский, епископ, протопоп Аввакум, раскол, Никон, история, Дмитрий Урушев, правда, раскольники, никониане, святой, житие, Независимая газетастарообрядцы, староверие, Павел Коломенский, епископ, протопоп Аввакум, раскол, Никон, история, Дмитрий Урушев, правда, раскольники, никониане, святой, житие, Независимая газета
Образ святых мучеников за страую веру пострадавших (из Покровского собора (19 век)

Безумный Христа ради

По указанию Никона, епископ был отправлен в ссылку в древний новгородский Хутынский монастырь, под строгий надзор архимандрита Евфимия (Барашко).

Условия ссылки были столь суровы, что Павел Алеппский с содроганием писал: «Умереть лучше было бы для него, чем жить там, по причине великого стеснения и жалкой жизни, постоянного мрака, голода и совершенного отсутствия хлеба; оттуда ему невозможно убежать и спастись!» Впрочем, архидиакон нисколько не сочувствовал русскому тезке, заявляя: «Он, епископ, был достоин того!»

В Хутынском монастыре опальный архиерей был полностью лишен возможности общаться с единомышленниками-старообрядцами. Патриарх приказал никого не пускать к епископу, а наиболее упорных в желании повидаться с ним велел хватать и бросать в темницу.

Тогда архиерей принял на себя подвиг юродства – напускного безумия. Ведь в условиях начавшихся гонений было намного легче проповедовать старую веру, прикрываясь притворным сумасшествием. Так Павел явил собой образ юродивого епископа, которого не знала ни Греческая церковь, ни Русская.

О юродстве архиерея рассказывает старообрядческий писатель XVII века диакон Феодор: «Павел же, тот блаженный епископ, начал юродствовать Христа ради». Но внешние наблюдатели посчитали, что архиерей на самом деле «изумился» от перенесенных страданий.

старообрядцы, староверие, Павел Коломенский, епископ, протопоп Аввакум, раскол, Никон, история, Дмитрий Урушев, правда, раскольники, никониане, святой, житие, Независимая газета
Гибель св. Павла Коломенского

Хутынский настоятель и монастырская братия, считая епископа сумасшедшим, решили не отягощать себя надзором за «безумцем» и предоставили ему возможность бродить в окрестностях обители. Эту свободу он всецело употребил для проповеди среди местных жителей.

О том, что архиерей проповедует старую веру, стало известно Никону. И он решил окончательно погубить непокорного епископа. Постановления Собора 1666 года неопределенно говорят о смерти Павла: он «изумился» и погиб «кроме вести», то ли звери его съели, то ли сам утонул. Впрочем, соборные постановления грозят Никону: «И то тебе вменится в убийство».

Аввакум, который во время гибели архиерея находился в сибирской ссылке, рассказывает на основании доступных ему свидетельств, что Никон «епископа Павла Коломенского мучил и в новгородских пределах огнем сжег».

Наиболее ярко описывает кончину архиерея диакон Феодор: «Никон же уведал и послал слуг своих тамо в новгородские пределы, где он (Павел. – «НГР»), ходя, странствовал. Они же тамо обрели его, в пустом месте идуща, и похватили его, яко волки кроткую овцу, и убили его до смерти, и тело его сожгли огнем по Никонову велению».

К сожалению, историкам неизвестна правда о гибели архиерея. Документы, которые могли бы пролить свет на это темное дело, пока не найдены. И, возможно, вообще никогда не существовали.

На Соборе 1666 года Никона допрашивали:

– По каким правилам ты низверг без Собора Павла, епископа Коломенского, ободрал с него святительские одежды и сослал в Хутынский монастырь, где его не стало безвестно?

На это судимый патриарх отвечал:

– По каким правилам я его низверг, того не помню, и где он пропал, того не ведаю. Есть о нем на патриаршем дворе дело.

– На патриаршем дворе дела нет и не бывало! Отлучен епископ Павел без Собора, – услышал Никон в ответ.

Поэтому из области исторических исследований мы переходим в область народных преданий. А они гласят, что мученическая кончина Павла Коломенского последовала 3 апреля 1656 года, в Великий Четверток.

Убиенный архиерей стал для староверов одним из наиболее почитаемых святых. Но так думали об архиерее только старообрядцы. Для прочих он всегда был экзотическим историческим персонажем, преданьем старины глубокой, малозначительным выходцем из забытого XVII века.

Поэтому необычно было увидеть Павла Коломенского в телевизионном сериале «Раскол», работа над которым завершилась в 2011 году. Режиссер Николай Досталь и сценарист Михаил Кураев показали современному зрителю не только царя и патриарха, протопопа Аввакума и боярыню Морозову, но и епископа Павла. Его замечательно сыграл артист Валерий Скорокосов. Благодаря ему голос, возвращенный архиерею учеными, живо и одушевленно прозвучал по всей Руси великой.

Источник: Независимая газета

Материалы по теме:

Новая книга: Урушев Д.А. «Русское старообрядчество. Традиции, история, культура»

Учебник истории, история, помощь, Дмитрий Урушев, Димитрий Урушев, учебник, Аввакум, дети, обучение, возьми крест свой, программа, школа

Подлинники документов и Житие протопопа Аввакума. Читать и скачать в PDF

Житие протопопа Аввакума, История, документы, скачать, Книги, Барсков, Памятники первых лет русского старообрядчества, архивы, подлинники, рукописи, Никон, Гонения, Синод, Авакум, письма, Боярыня Морозова, раскол, РПЦ, РПСЦ, библиотека, редкость, первоисточник

ДАТА: 340 лет расправе царских войск над «соловецкими сидельцами»

Соловецкий монастырь, восстание, старообрядчество, история, вера, Соловки, Во Москвы-то было во царьстви, Об отцах Соловецкого монастыря и их страданиях, старообрядцы, Никон, соловецкое сидение, травля, раскол, Алексей Михайлович, расправа, узники, святые

Книга для скачивания: история старообрядчества г. Коломны

Коломна, старообрядцы, РПСЦ

 В РПЦ канонизирован главный защитник Никона – еп.Серафим (Соболев)

О храме РПСЦ в Коломне от проекта “Навигатор”

старообрядцы, староверие, Павел Коломенский, епископ, протопоп Аввакум, раскол, Никон, история, Дмитрий Урушев, правда, раскольники, никониане, святой, житие, Независимая газета

еп. Серафим (Соболев), РПЦ, Иларион Алфеев, митрополит, Болгария, канонизация, святые, вера, Кирилл Фролов, патриарх Кирилл, архиерейский собор, Русская идеология, митрополит Антоний (Храповицкий), Паисий Лигарид, Всеволод Шпиллер, РПЦЗ, София, Синод, Константинополь

Коломна сотрудничает со старообрядцами Румынии

Румыния, Общиной русских-липован Румынии, crlr, ОРЛР, Коломенский район, государство, общение, Тихий Дунай

Издан понятный учебник истории «Святая Русь»

Учебник истории, история, помощь, Дмитрий Урушев, Димитрий Урушев, учебник, Аввакум, дети, обучение, возьми крест свой, программа, школа

Литературная матрица: Житие протопопа Аввакума

Современные русские писатели рассказывают о классиках, не включенных в школьную программу по литературе.

Литературная Матрица, протопоп Аввакум, книга, житие, писатели, литература, классика, богословие, рецензия, чтиво, книга, новинка, литература, внеклассное чтение, гений ямы, Лимбус пресс

ГАРЬ. Глеб Пакулов. Рецензия на книгу

Сибириада, Алексей Стаоинов, книга, Глеб Пакулов, Гарь

Читать Житие Протопопа Аввакума

св. Аввакум, Большое мурашкино, Аввакумовские чтения, анонс, лекция, семинар, музей
ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ

Тот же штиль: говорит 17 век

КНИГА: «Повесть и житие Данилы Зайцева»

Рецензия на книгу и оригинальный текст “жития” современных нам старообрядцев, вынужденных скитаться по чужбине весь ХХ век, не находя желанного покоя.

Данила Зайцев, Китай, старообрядцы, мытарства, Манчжурия, Харбин, староверы, Боливия, переселенцы, соотечественники, Аргентина, Южная Америка, Государство, жизнеописание, книга, летопись

Избранные материалы:

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Отличный и подробный исторический экскурс в историю Православия на Руси от светского журнала.

Волховские Огни, Волхов, SKIF, Александр Николаевич Новиков, исследование, раскол, Аввакум, староверы, старообрядцы, Арсений Суханов, Арсений Грек и Арсений Глухой, Никон, Алексей Михайлович, новообрядцы, политика, история, синодальная церковь, РПЦ МП, гонения, цензура, Самодержавие духа, смирение, потревоживание, Митрополиит Иоанн, Иван Матвеевич Снычёв, третий Рим, хранилище овощей, смирение, Горбачёв, перестройка, Алексей Михайлович, Стоглав, антихрист, светская церковь, Ксения Петербургская, старец Епифаний, посолонь, просфора, Соловецкий монастырь, заговор, подтасовка, расследование«Самодержавие духа» или боязнь «потревоживания»?

Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.

деяния, Никон, Писание, постановления, правила, Предание, Стоглав, Стоглавый Собор, Предание, закон, соборность, Православие, перевод, толкованиеПостановления Стоглавого Собора (1551 год)

Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru

Twitter: https://twitter.com/staroveru

 

Читайте также

богослов

Святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова

4.9 (98.33%) 12 votes 21 мая (8 мая по ст стилю) Церковь чтит память Святаго славнаго и ...

6 комментариев

  1. Сергий

    Замечательная и своевременная публикация!
    Да воздаст Господь сторицею и автору текста Дмитрию Урушеву и собравшему такой богатый иллюстративный материал Олегу Хохлову!
    И всё же позвольте сделать 3 замечания.
    Первое – жаль, что чётко и громко не сказано о том, что епископ Павел – ЕДИНСТВЕННЫЙ изо всех архиереев Руси остался верен отеческим традициям Православия! Все остальные проявили не просто малодушие и трусость, но по сути предали свои пастырские и особо архипастырские обязанности! Страшно представить, если бы НИКТО из архиереев тогда не выступил против псевдо-реформ экс-патриарха Никона.
    Епископ Павел своим подвигом отстоял честь и духовное призвание самого понятия ЕПИСКОП. Ведь, если следовать логике канонов, именно он и только он один тогда остался ПРАВОСЛАВНЫМ ЕПИСКОПОМ РУСИ. В этом его непреходящее значение и высочайший пример для всех будущих архиереев.
    Второе – предлагаю перестать повторять словосочетание “патриарх Никон”, особенно среди последователей древлего Православия. Подумать только: его же самого лишили этого сана, а мы до сих пор как бы “не слышим” этого факта и продолжаем именовать его, недостойного… таким высоким титулом! Тут двойной парадокс. Со старообрядческой точки зрения, Никон как инициатор Раскола – ну никак не Патриарх. А тут ещё и сами его современники-соратники извергли из сана… и, среди прочего, обвинили в убийстве невинного епископа Павла… А мы по странной инерции величаем недостойного…
    Как и Николая Романова мы не вправе после его самовольного отречения именовать Царём, так и здесь – можно говорить лишь – Никон, “бывший патриархом” или “экс-патриарх”.
    И третье – как досадно, что прекрасный текст статьи завершается хвалой такому бездарному сериалу, как “Раскол”? Да, это был факт важный и отрадный – сам информационный прорыв. Но исполнение – как у большинства современных теле и киносериалов – средне-голливудско-убогое.
    Это не кино как Искусство (к чему мы привыкли за весь 20 век, особенно в России, и даже при советской власти). Это такая же жвачка для глаз, как и любое “изделие эпохи Макдональдс”.
    Кстати, первое, что там просто ужасно – это безликое интонирование речи актёров, уровень сельского ПТУ, готовящегося к экзаменам во ВГИК или ГИТИС. Поразительно: тексты звучат неглупые и по теме, сценарист ведь человек грамотный, писатель с опытом. И консультанты там были, говорят, толковые.
    Но вот далее – ни работы режиссёра с актёрами, ни самой актёрской талантливости… не найти! Очень досадно – но такой фильм (сериал) надо будет снимать заново. Ведь нам – конечно же – необходим и учебный и живой художественный наглядный кинообраз той Эпохи.
    И, действительно, хотелось бы В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЕ увидеть, услышать, прочитать о таком великом человеке, подлинном Герое России и Русской Церкви, каким является епископ и священномученик Павел Коломенский – образец для Архиереев, Единственный Архипастырь, защитивший честь сана и даже принявший Юродство Христа ради.
    Святителю и священномучениче Павле, моли Бога о нас!

  2. Сергий

    Архиерей-юрод, единый на Руси

    Священномученику, епископу Павлу Коломенскому

    Тот был Собор, когда архиереи
    Все предали достоинство и честь.
    Об этом нам в Писанье рисовали,
    Издетства этой притчею стращали:
    Похлёбку чечевичную Исаву
    Иаков дал, голодному, поесть –
    Тот встал, насытившись,
    Но… потерявши честь.

    Вот так и на Москве, во время оно,
    Кто мог святительство своё сберечь?
    Один лишь Павел, из садов Коломны,
    С его дворцом и храмом преогромным,
    Не побоялся речью непокорной
    Всё потерять себе, юродивой слезою
    В шатанье Русь от порчи остеречь.

    Он вдаль от Хутыни пошёл под небесами,
    И в поле говорил, отец своим птенцам.
    Но птичью речь его услышали, связали,
    Огню предали, гнусные – не знали,
    Самой свечой сам стал епископ Павел –
    Горит и Русь светла! И чистым будет храм!

    Сочинено с благодарностью Свече Российской – святителю Павлу
    в ночь на Благовещение,
    на 7 апреля 2016 года

  3. Василий

    Информация интересная.Кое что нового узнал.Благодарю.Но концовка убила весь положительный эффект.Восхвалять лицедеев,что бы они не играли это не по православному .После прочтения обратился к писаниям Иоанна Златоустого дабы укрепил в мыслях праведных.На память приходит аналогия с прослушиванием аудио дисков с поучениями того же Иоанна купленных в лавке нашей где вначале слушая споткнулся об измененный Символ Веры а затем каждый раз голос известного лицедея озвучивающий слова святителя и задумываясь над тем что не стоит по правому учению внимать неблагочестивому человеку даже говорящему возвышенные слова. Если иконы по канонам пишутся людьми пребывающими в строгости духовной жизни, так чем и любое другое восприятие образов и иное прикосновение к вещам связанных с верой отличается от этого?

    • Олег Хохлов

      Отвечу Вам и Сергию (отдельная благодарность ему за творчество!)

      Абсолютно не разделяю критических ремарок в адрес фильма. Сериал занял свою нишу. Кажется достаточно наивным предъявлять к фильму требования как к иконе и тем более требовать сходства аудиокниги с богослужением или чем там еще. Мне кажется, это еще более кощунственно звучит, чем сами упреки выше…

      Выходит, Вы признаете только, чтобы поучения Златоуста читал в формате mp3 только сам Златоуст, а св. Павла в кино играл бы непременно сам священномученик и никто иной.

      Но тогда уже и до иконоборчества совсем недалеко осталось: почему бы не объявить иконописные образа святых кощунственными, ведь написаны они – о ужас! – не с натуры.

      Вообще мне дико читать, что люди, слушая слова Златоуста, в это время исполняются ненависти и презрения к “лицедею”, их произносящему.

      Простите, Христа ради, но это полный “тушите свет” – при всем моем уважении к нашим дорогим комментаторам.

      Давайте не будем смешивать тёплое с мягким…

  4. Спаси Христос за материалы о священномученике Павле Коломенском.В иночестве я ношу это святое имя.

  5. Сергий

    Поздравляю всех с наступлением дня памяти священномученика Павла! И предлагаю на ваш суд еще одно стихотворение.
    Знающие историю, конечно же, без труда поймут все слова, имена и намёки. Но на всякий случай в конце я сделал небольшое Примечание о значении слова “хутынь” и о хутынском огне. Тем же, кто выявит в моем тексте ошибки или неточности, кто предложит лучшие варианты – буду особенно благодарен.

    Разговор стрельцов при Хутынском монастыре

    1

    – А что там узник наш, тот архирей-раскольник?
    Надёжно ли молчит, не ходит ли народ?
    Ты помнишь ли наказ, от патриарха данный:
    Как если кто к нему – того гони под зад!
    А ежели опять надумает – то в яму,
    Пускай себе сидит, двуперстие грызёт.
    – Да что ты, братец, тот умом поехал,
    Так изумился, что смеётся тонко,
    То птицею вспорхнёт, то петухом взлетит,
    А то, бывает, нараспев читает-бает
    Сам колыбельную, сам детскую шутню –
    Совсем как малый…
    – Уж не юродивый?!
    – Похож, что юродивый, вне ума.
    А был, попомни, когда к нам приехал,
    Такой вельможный, статный и гневливо
    На нас смотрел, как будто бы мы твари
    Несмысленные – или изверги, враги.
    А нынче всё так с лаской игровою,
    И всё так с шуточкой, как будто бы дурак,
    И словеса всё путает…
    – Так что же,
    Быть может, нам послабить, отпустить
    Его бродить вокруг стены да в поле?
    Так нам с тобою, друже, отдохнуть,
    Да и своими нуждами заняться?
    Он никого не тронет – рассмешит…

    2

    – Ой-ой, постой, прошло не так уж много
    И месяцев – вот к нам опять указ
    От самого с Москвы, от патриарха.
    Он нам с тобой такого наказал,
    Что дрожь берёт, но отпираться ж поздно!
    Да, нас застукали, доносом обнесли:
    Тут кто-то выведал, что Павел – не юродив,
    Что он личину такову надел.
    На самом деле: мы с тобой расслабли,
    А он по полю ходуном ходил,
    Да всё к народу, к люду примерялся,
    Да про своё раскольное учил!
    А эти, дрянь-трава – ну что же за людишки! –
    Развесив уши, слушали его.
    Да в эту ересь сдуру совращались.
    Представь себе: сам царь наш Алексей,
    Да патриарх, сам Никон – господины,
    Великие властители страны –
    Они очистить веру повелели
    От накипи и сырости дурной,
    Что завелась за множество столетий
    И перепортила и книги и канон.
    А эти, жалкие, схватились за былое,
    Да поперёк царя и церкви поднялись!
    Вот блажь раскола, ересь, богохульство,
    Вот почему и бросили в тюрьму,
    Хоть был епископом и Павлом гордо звался.
    Какой он Павел – лжец, осёл, смутьян!
    – Ты что ругаешься, тебе его не жалко?
    Он нам не вредничал, лишь доброе давал…
    Но что нам делать, в чём указ московский?
    – Поймать его и спрятать, чтоб никто
    Не смог найти, чтоб только слухи плыли,
    Как будто зверь загрыз, иль будто бы утоп…
    Ну с кем, скажи, такого не бывает,
    Особенно когда по полю ты один,
    Себе под нос по-птичьи напевая,
    Идёшь один, совсем один идёшь?
    И над тобою небо лишь простое…
    – Но как же спрятать? Что велит нам Никон?
    – Ну ты простак! Упрятать – значит сжечь.
    Сжечь навсегда, дотла, без сожаленья,
    Так, чтоб ни косточки, ни крестика, ни зги.
    – Но это ж жутко. И за что, за что же?
    – Ну, хватит ныть. Пора за дело браться.
    Иди-ка к Павлу и ему скажи:
    Пора, пора, мол, в поле собираться.
    Там небо голубое в птицах всё,
    Там вниз под небом согнутые люди
    Так ждут его раскольничьих словес,
    Что мне от смеху хочется свалиться!
    Да что ж ты ждёшь? Я яму приготовил
    На той тропе, где он бродить привык.
    Чего же проще, в этой яме хворост
    Его уже, иссушенный, как ждёт!
    Давай, зови его:
    «Юродивый епископ,
    Двуперстия смиреннейший творец,
    А не пойти ль Вам волей шутовскою
    Поговорить бы с милыми людьми?
    Ведь ждут словес духовных, словно манны
    В пустыне той Синайской – на Руси.
    Мнишь, на Руси ты лишь един остался
    Столь праведный достойный архирей,
    И без тебя не будет иерейства,
    Коль ты загнёшься. Ты же видишь сам,
    Какую жуть ты нагоняешь людям:
    Иль все изменники, а ты один лишь свят?!
    Побойся Бога и смири гордыню.
    Но нет, ты обмануть задумал братий,
    И притворился детски так блаженно –
    Чтоб все подумали: юродив он и прав!
    Ты ни царя, ни соборян не слушал,
    Ты возжигал речами простаков –
    Вот за такие супротив пыланья
    Ты сам вспылаешь в хворосте с огнём,
    Ты сам взлетишь со искрами и с треском,
    И все забудут на Руси тебя!
    И даже проклинать тебя не станут –
    Забыть, забыть… упал, расскажут, в реку,
    Забыть, забыть… сам съеденный зверьём,
    Сам шёл по Хутыни, сам пел на поле песню,
    И сам сгорел здесь хутынским огнём!
    Сожжём тебя, чтоб Русь тебя не знала».

    Примечание:
    Хутынь (худынь, худое место) – наименование местности близ Великого Новгорода, где было «худо» и инок Варлаам в 12 столетии основал обитель. Позднее, в 1471 г. веке в Хутынский монастырь прибыл великий князь Иван Третий и захотел было достать мощи погребённого здесь Варлаама, почитавшегося святым – но в страхе бежал из монастыря, ибо из-под земли стал вырываться огонь. Епископ Павел Коломенский был по велению патриарха Никона заточён в этот монастырь, а тех, кто пытался неоднократно пройти к нему, сажали в темницу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *