Главная » Анонсы » Книжных дел мастер – Иван Блинов
Иван Блинов, Книжных дел мастер, книгопись, рукопись, книгописание, переплет, старообрядцы, древняя книга, рукописная книга

Книжных дел мастер – Иван Блинов

5 (100%) 2 votes

Иван Гаврилович Блинов родился 5 ноября 1872 года в небольшой, состоявшей всего из 13 дворов деревне Кудашиха, что неподалеку от Городца, старинного русского городка на Волге, основанного еще Юрием Долгоруким. В этих краях издавна писали иконы, строили корабли, занимались резьбой и росписью по дереву. Родители Ивана – Гаврила Андреевич и Любовь Клементьевна – принадлежали к старообрядцам. 

Страница из рукописной книги Ивана Блинова «Каноны толковые»
Страница из рукописной книги Ивана Блинова «Каноны толковые»

Большую роль в воспитании мальчика сыграл дед Клементий. И он, и Гаврила Андреевич были известными мастерами-иконописцами; их работы хранятся ныне в Городецком краеведческом музее и в Русском музее в Санкт-Петербурге.

К десяти годам Иван научился читать и писать. О первых опытах рисования и создания книг он рассказал в “Автобиографии”:

“В то время я страстно полюбил иконы и картины, и я решил во чтобы то ни стало учиться писать и рисовать без помощи преподавателей, самоучкой. Первую картину нарисовал – архангела Гавриила, с иконы. Вырисовал пером, чернилами. И когда удалось кое-как нарисовать, тогда пришел в великую радость и первым долгом показал отцу и матери и дедушке. Они одобрили это мое начинание, и с тех пор я окончательно решил учить искусство рисования и писать книги”.

С 14 лет Иван начинает зарабатывать своим ремеслом.

“Я старался найти какого-либо заказчика, который бы мне что ни есть платил, чтобы оправдаться перед родителями, что, действительно, я делаю не пустое какое дело. И вот нашел, однако, в с. Городце книготорговца, и он заказал мне написать тетради-каноны… по 20 копеек за каждый. Но каждый такой канон я писал почти целую неделю”.

Сохранился большой, объемом в 219 листов, “Канонник” со следующей пометой: “Сия книга…принадлежит д. Кудашихи крестьянину Ивану Гавриловичу Блинову. Писал своею рукою в 1887 г.” Этот “Канонник” является, судя по всему, его первой крупной работой.

Стремление совершенствования на избранном поприще приводит Блинова в книгописную мастерскую городецкого купца-коллекционера Григория Матвеевича Прянишникова. “Сейчас со всей радостью отправляюсь к нему, взяв с собой своей работы Апокалипсис, прихожу к нему в дом. Он меня принял и спросил, что мне нужно от него. Я объяснил ему с величайшей робостью свое дело и показал ему свою работу. Он же взял от меня и понес показать своим мастерам. Где они рассматривали, дверь была со стеклом, и мне все было видно, как они вместе с ним смотрели на мою работу и довольно смеялись. На меня такой пришел стыд, что провалился бы сквозь пол от стыда и проклинал, что пошел к нему, т.е. к Прянишникову. 

Когда он вышел и отдает мне мою книгу и говорит: “Иди домой и годика три попиши дома. Тогда и приходи…” С тем я пошел к себе в деревню и решил бросить все это искусство. Придя домой, все свои принадлежности убрал, чтобы их не видеть. Но в конце концов опять чрез короткое время страсть к искусству взяла свое, и я снова принялся за это свое любимое занятие. И так несколько раз оставлял и закаивался бросать это дело, но страшная любовь, зародившаяся в душе моей, взяла свое, и я не в силах был больше оставить это мое любимое занятие и решил во что бы то ни стало, но изучать древнерусское искусство палеографии и живописи”.

Иван Гаврилович Блинов
Иван Гаврилович Блинов

Приветил Ивана, заказав ему ряд книг, другой городецкий купец и коллекционер – Петр Алексеевич Овчинников. Именно Овчинникову принадлежат пророческие слова, обращенные к молодому каллиграфу:

“Ты будешь замечательный писец и рисовальщик, так писали прежде для царей”.

С 1894 по 1907 год Блинов переписал и оформил для Овчинникова 25 книг, в том числе “Изборник Святослава 1073 года”. Общее число книг, изготовленных им в этот период, назвать трудно. Много их пропало бесследно. 

Например, полностью разошлось после смерти владельца собрание Николая Порфирьевича Никифорова, нижегородского коллекционера. У его сына, Петра Николаевича, из завершенных работ И. Г. Блинова сохранились только “Повесть о Петре и Февронии Муромских и два “Синодика”, а из незавершенных – тетрадь из “Изборника Святослава 1073 года”, несколько листов “Поучения о святой Троице папы Сильвестра”, а также черновик титульного листа “Андриатиса” – сборника произведений святителя Иоанна Златоуста. Особенно замечателен лицевой список “Повести о Петре и Февронии Муромских”. 

Это произведение было очень популярно на Руси, и Блинов по заказам разных лиц изготовил семь его списков. Текст “Повести…” он разбивает на отдельные сюжетно законченные части, каждая из которых открывается миниатюрой, иллюстрирующей расположенный под ней рассказ. В экземпляре Никифорова 41 из 43 миниатюр выполнены акварелью и гуашью на пропитанной клеем тонкой белой ткани (шелке?). Цветовая гамми сдержанна и спокойна: коричнево-буро-зеленые тона, твореное золото. Эффект серебра достигается благодаря отражающим свойствам ткани. С поразительным мастерством выписаны одеяния преподобных князя Петра и княгини Февронии.

Работая на Г. М. Прянишникова, П. А. Овчинникова, Н. П. Никифорова, Иван Гаврилович получил возможность изучать древнерусские книги из их богатейших собраний. В 90-х годах XIX века И. Г. Блинов – уже признанный мастер-каллиграф. Рукописная книга его работы “Канон Честному Кресту” (заказ Г. М. Прянишникова) выставляется в 1899 году в Петербурге на палеографической выставке. Эта лицевая рукопись на 13 листах большого формата с фронтисписом имеет целый ряд особенностей в своем оформлении: большое число растительных заставок, характерных для XI-XVI веков; разнообразные инициалы и концовки, строки вязи, написанные золотом, киноварью и чернилами; несколько образцов полуустава и скорописи. 

Переплет изготовлен из обтянутых кожей досок – с тиснением в стиле XVII века и с двумя латунными застежками. Автограф в конце гласит:

“Писал сей Канон Нижегородской губернии Балахонского уезда Большепесошнинской волости деревни Кудашихи крестьянин Иван Гаврилов Блинов. А что обрящете неисправно – дело моего невежества, простите Господа ради, Богу нашему слава ныне, и присно, и во веки веков. Аминь”.

Иллюстрация из рукописи «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Художник И. Г. Блинов
Иллюстрация из рукописи «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Художник И. Г. Блинов

В созданный Блиновым в 1900 году по заказу П.А. Овчинникова лицевой Канонник вошли “Канон Честному и Животворящему Кресту”, “Канон на Рождество Христово”, “Канон на Крещение Господне” и каноны на другие двунадесятые праздники – всего десять. Каждый открывается миниатюрой, нанесенной красками с добавлением золота и отделенной от текстовой части завесой из розового шелка. Тексты открываются многоцветными геометрическими и растительными заставками, а также тератологическими, геометрическими и растительными инициалами. Заголовки сделаны киноварной вязью. Эта книга после смерти П. А. Овчинникова попала в Городецкий краеведческий музей.

В конце XIX – начале XX веков из мастерской Блинова выходят “Житие Василия Нового”, “Жизнь и убиение царевича Димитрия”, “Повесть о разорении Рязани Батыем”, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Сказание о Михаиле Черниговском и его боярине Феодоре”, “Житие Евфросина Псковского” и другие работы, причем некоторые в нескольких экземплярах. В них Иван Гаврилович на редкость гармонично сочетал талант миниатюриста и каллиграфа. 

В 1905-1906 годах по заданию нижегородской думы он ведет в библиотеках Казанского университета и Казанской же Духовной академии подготовительную работу к созданию лицевого списка “Иудейской войны”, завершенного в 1909 году с таким постскриптумом: “Написася сия книги Иосифа Маттафея Флавия в лето от сотворения мира 7417-е (1909) с древлеписменной рукописи XVI века, находящейся в городе Казани в библиотеке при Духовной Академии… Миниатюрных и заставочных украшений не имеется в ней. Здесь же по любви написах картины, и заставки, и заглавные буквы”.

Оказавшись после этого в Москве, Блинов обращается с прошением на имя директора Румянцевского музея: “Имею честь покорнейше просить… выписать для моих занятий в Отделении рукописей вверенного Вам Музея Годуновскую рукописную псалтырь 1591 года из Костромского Ипатьевского монастыря. Просит крестьянин Иван Гаврилович Блинов”. Он досконально изучает хранилища Исторического музея и Третьяковской галереи, посещает в библиотеку Троице-Сергиевой Лавры. Образцом для него становятся рукописные книги, созданные в кремлевских мастерских в XVI – начале XVII веков, в частности, Лицевой летописный свод.

Основательно освоив манеру и технику различных школ, И. Г. Блинов берется теперь и за восстановление книжных раритетов, приобретаемых нижегородскими ценителями древностей. “Скитский Патерик” XVI века (из собрания П. А. Овчинникова) – яркое доказательство его таланта реставратора. Итогом работы Блинова стала возрожденная книга, в полной мере передающая дух эпохи Ивана Грозного.

В списке “Творений Мефодия Патарского” XVI века, приобретенном П. А. Овчинниковым в 1900 году, недоставало 27 листов в начале и нескольких в конце. Их восполнение Овчинников поручил Блинову. Тот не только великолепно воспроизвел почерк первой трети XVI века, но и поместил в начале книги характерные для того времени выходную миниатюру с изображением Мефодия Патарского и заставку.

Еще одно интереснейшее приобретение Овчинникова – Евангелие-апракос XIV века, в котором не хватало первого листа. И опять коллекционер обратился к И. Г. Блинову. Иван Гаврилович подобрал подходящий лист пергамента, искусно “состарил” его и мастерски воспроизвел древнерусское уставное письмо.

Работы И. Г. Блинова – это неповторимые авторские шедевры. Признанием его заслуг стало приглашение в 1906 году на VII Всероссийский археологический съезд, проходивший во Владимире.

И. Г. Блинов во время работы в мастерской Никифорова в г. Горбатове. 1900 г.
И. Г. Блинов во время работы в мастерской Никифорова в г. Горбатове. 1900 г.

В 1900-х годах И. Г. Блинов познакомился с художником Дмитрием Семеновичем Стеллецким, вместе с которым трудился над “Словом о полку Игореве”. В 1908 году он получил такое послание: “Многоуважаемый Иван Гаврилович. Сердечно благодарен Вам за присылку пробного листа. Он великолепен и мне лучшего ничего не нужно. Я рассчитываю кончить тут свою работу месяца через два и тогда приеду к Вам в Городец. Душевно Ваш Дм. Стеллецкий”. Жене Вере Павловне Блинов сообщал: “Дома по вечерам пишу художнику, и он ко мне ходит каждый вечер и сидит со мной часа по три”. К началу января 1911 года напряженный совместный труд (текст – И. Г. Блинова, иллюстрации – Д. С. Стеллецкого) был окончен. Книгу приобрела и до сих пор хранит Третьяковская галерея.

В тот период раскрылись новые грани дарования Ивана Гавриловича. Вместе с А. И. Савиновым он расписывает церковь в усадьбе известного помещика-сахарозаводчика и мецената П. И. Харитоненко, находившейся в Харьковской губернии (“зарисовал вязи в стиле XIV века в шейке главы церкви и надписи на стенописании. Церковь эта сложена из белого камня… Вид имеет Новгородских храмов XVI века”), затем создает два настенных листа (лубка) очень большого размера (75,5х275 см) с изображением Мамаева побоища. Специалисты отозвались о них как о своеобразнейших произведениях, композиция которых выстроена не по правилам профессионального искусства, а по законам декоративного народного творчества. 

В 1916 году И. Г. Блинов сделал рисунки трех статутов к новому ордену Святой княгини Ольги. “Статуты эти выполнил в лучшем виде, за что был представлен Комиссией к награде, за что и получил Андреевскую золотую медаль”.

* * *

Отражением душевного состояния Ивана Гавриловича в годы революции и гражданской войны стала “Молитва во дни нестроений и смуты в родной земле”, переписанная им с издания 1906 года в собственной редакции и начинавшаяся так: “Господи Боже сил! Призри милостивым оком Твоим на зело страждущую страну нашу, в ней же за беззакония наши умножишася нестроения, и раздоры, и междоусобия. Ты, Господи, веси беду нашу, веси озлобления, слышиши стенания неповинных младенцев, сирот и вдовиц”. В работах 1917-1920 годов – “Акафисте Серафиму Саровскому”, “Мудрости Менандра Мудрого”, “Кратком нравоучении”, “Слове на рождество Богородицы”, “Житии Анастасии Узорешительницы” – выплеснулась сердечная боль мастера о “Руси уходящей”. 

То же можно сказать и по поводу его живописного полотна на тему евангельской притчи. “Картина “Симоне Ионин, любиши ли мя” написана мною в 1919 г. в самое трудное время, и в материальном отношении ужасно нуждался. Помощи никакой не было, выйти из этого положения не представлялось возможным. Вот я и решился написать эту картину. Имея сильную любовь к Иисусу Христу и Петру Апостолу. Самый сюжет взял с евангельского текста, который внезапно нарисовался в моей голове во время пребывания в храме за службой. Пришедши домой, взял холст, купленный мною и заготовленный лет 10 назад, и начал рисовать, и в течение трех месяцев окончил совсем” (см. “Московский журнал. N 9. 3003).

Став в марте 1919 года членом Ученой коллегии Российского Исторического музея, И. Г. Блинов специально для этого музея иллюстрирует “Повесть о горе и злосчастии”, “Повесть о Савве Грудцине” и “Повесть о Фроле Скобееве”. Хранителю рукописей Румянцевского музея Г. П. Георгиевскому он помогает приобрести и перевезти в Москву коллекции рукописных книг Г. М. Прянишникова и П. А. Овчинникова, о чем свидетельствует сохранившийся мандат: “Государственным Румянцевским музеем командируется сотрудник музея тов. Блинов в г. Городец Нижегородской губернии для сопровождения транспорта рукописей Румянцевского Музея, направляемых в Москву в книгохранилище Музея. Румянцевский Музей просит все Советские учреждения и лиц, от коих будет зависеть, оказать тов. Блинову свое содействие”.

В течение пяти лет (1920-1925) Блинов – директор Городецкого краеведческого музея, затем – лектор и оформитель в клубе, редактор колхозной газеты, учитель в колонии… Периодически Иван Гаврилович возвращается к созданию книг, но этим ему не удается поправить ни свое материальное положение, ни сомнительную, с точки зрения властей, репутацию. О последних годах художника можно судить по письмам – его и к нему. В 1935 году нижегородский краевед Федор Павлович Хитровский уведомлял А. М. Горького: “Есть в Городце Блинов – старец-писец древних книг. Знаток палеографии. Историю письма знает так тонко, что без запинки изображает и определяет периоды древней письменности. Переписал за свою жизнь до 200 книг. Биография Блинова настолько интересна, что я ее записал”. 

Неожиданно получив от Г. П. Георгиевского заказ на новую книгу для Румянцевского музея (“Слово о полку Игореве”) взволнованный до глубины души Блинов отвечает: “Дорогой и любезный друг мой Григорий Петрович! Во-первых, не могу выразить той радости, какую Вы мне прислали. Я окончательно был уверен, что Вас нет в живых. Друг ты мой великий! Григорий Петрович! Я давно бы написал Вам о своем житье-бытье, но меня уверили, что Вы не жив. Желательно с Вами поговорить лично. Эту работу, какую Вы предлагаете, я с полным удовольствием берусь и рассчитываю выполнить. Только не знаю, какие взять сюжеты из “Слова о полку Игореве” и какой размер и для чего это нужно. Это хорошо бы с Вашим советом… Сейчас спешно пишу краткий ответ, я очень взволнован и рад Вашему письмецу (я Вас не видал 20 лет)”.

Однако последний блиновский список “Слова о полку Игореве” остался незавершенным (ныне находится в Городецком краеведческом музее): Иван Гаврилович умер в 1944 году.

Г. Аксенова

Книжное обозрение

Материал по теме:

Что связывает древние белорусские рукописи и книги ветковских мастеров

vetkovski_myzei_narodnogo_tvorchestva_012

ВЕТКА старообрядческая. Живая традиция Руси в Беларуси

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

Б. Кустодиев «Сельский труд» картинки для раскрашивания 1925г

Б.М.Кустодиев сельский труд, раскраски для детей, советские учебники, село, воспитание, труд

Старые прописи, советские учебники, арифметика: скачать культуру бесплатно

Прописи, дореволюционные, чистописание, арифметика, Советские учебники скачать, СССР, издательство просвещение, математика, история, первый, второй, третий класс, русский язык, учитель, репетитор, внеклассное, домашняя работа, задание, тренировка, каллиграфия, ЕГЭ, советские прописи для 1 класса распечатать, советские прописи скачать, советские учебники для начальной школы, советские учебники для начальной школы читать онлайн, учебники скачать, учебники в электронном виде, учебники в формате pdf, учебники онлайн, учебник по математике, учебник по русскому языку, Сокольники, школа каллиграфии, репетитор, домашнее обучение, На завалинке у FREMUSа, Фремус, Национальная электронная библиотека, НЭБ, нэб.рф, Ольга лавка Титивиллуса, каллиграфия

Исследование. Орнамент старообрядческих рукописей – книгописные школы

Каллиграфия, орнамент, Рукопись, Варвара Каширина, Илья Глазунов, искусство, книга, исследование, художник, буквица, заставки, оформление, устав, буквица, старообрядцы, поморцы, Гуслица, иконопись, орнамент старообрядческих рукописей купить Каширина

Архивы России и Москвы: КАК, ЧТО и ГДЕ искать

Архивы Москвы, архивист, Уроки истории, Леонид ВАЙНТРАУБ, Москва, Места памяти, Института генплана Москвы, фонды по истории Москвы, федеральные архивы, региональные архивы, ведомственные архивы, Росархив, РГАДА, РГИА, Российский государственный военно-исторический архив, Российский Государственный Военный Архив, РГВА, ГАРФ, Государственный Архив РФ, архив НКВД, РГАСПИ, фонд Сталина, РГАЭ, архив Вороново, архив аппарата центрального комитета ВЛКСМ, РГАНИ, Российский Государственный Архив Новейшей Истории, центральная электронная библиотека Ельцина, архив ленинградского обкома партии на Шпалерной, фонд по истории железной дороги, Красногорский архив кинофотодокументов, РГАЛИ, Российский Архив Литературы и Искусства, архивы главного архивного управления Москвы, архив горкома партии, архив московской патриархии, архив ФСБ, Архив Министерства иностранных дел, Архиве внешней политики Российской Федерации, архив Ватикана, архив Бахрушинского музея, ГИМ, Государственный Исторический Музей, архив Мосводоканала или Мосводостока, архив музея архитектуры им. Щусева, архив московского Союза Художников

О Сарафане и книги по русской культуре

Авторская статья о русской женской одежде с богатейшей коллекцией книг для скачивания по рубрикам

Непостановочная семейная сцена на Рогожском во время ежегодного праздника Недели св. Жен-Мироносиц на Рогожском в 2013 году

 Журнал “Эксперт”: О современном мире букинистов

Как устроен рынок коллекционеров старых книг, и какие тайны скрываются под их обложками.

Антиквариат, букинисты, букинистика, старые книги, продажа старых книг, оценка книг, журнал Эксперт, собирательство, редкие книги, история, манипуляции, репрессии, ГУЛАГ, изъятия, уничнтожения, скупка, оппортунизм

Учёные о фальсификации истории России

Видео и материалы с лекции в РГБ, посвященной особенностям отечественной истории.

фальсификация истории, манипуляция, обман

Избранные материалы:

STAROVE.RU, Церковь и Мир, общество, аналитика, актуальное, Ростов на Дону, Сергий Аветян, фото, священник, РПСЦ, актуальное, на злобу дняРаздел «Церковь и Miр»

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики «Исследования», «Истории жизни», материалы «На злобу дня», информация о праздниках, а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».

 

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

 

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Богоявление, Рогожское, СтарообрядцыБогоявленская вода. Рогожское. Фото

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег ХохловДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёрыИнтервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Епископ Евмений, о.Евгений Михеев, старообрядцы, Молдавская епархия РПСЦ, Кишинёв, Вознюк, Верея, Рогожское, Россия, Политика, ГУЛАГ, репрессии, гонения, СССР, Советская власть, лагеря, потомственные, староверы, Рогожская Слобода, чиновники, партийные, коммунисты, биография, советская власть, Брежневская эпоха, РПЦ МП, застой, Москва, жизнеописание, биография, Рогожская Слобода, митрополит Корнилий, Митрополит Алимпий, Епископ Геронтий Лакомкин, Русская ПланетаВл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

 

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

Статистика, смертность, старообрядцы, евреи, народы России, меньшинства, продолжительность жизни, национальности, старообрядцы, протестанты, дагестанцы, рождаемость, росстат, Америка, США, Европа, Англия, революция, Русский крест, анализ, Высшая Школа Экономики, демография, Россия, перепись населения, состав населения, профессииSTAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz
Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru
Twitter: https://twitter.com/staroveru
Youtube: Канал STAROVE.RU

 

Читайте также

Богоявление, купание, прорубь, крест, правила канонов, иордань, РПЦ МП, старообрядцы, обычаи. Традиции, правила, канон, святые отцы, ice bucket challenge

Ликбез: Ice Bucket Challenge. Крещение, прорубь, брызги, ересь

4.5 (90.67%) 15 votes С наступающим Богоявлением, или Крещением Господним! В канун высокоторжественного праздника приведем ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *