Главная » Анонсы » Молитвенная одежда: Кафтан, азям, сарафан, платок, пояс…
Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей Безгодов

Молитвенная одежда: Кафтан, азям, сарафан, платок, пояс…

5 (100%) 1 vote

Предлагаем познакомится с одним из наиболее удачных современных исследований по теме особенностей православной одежды, используемой во время богослужений на примере старообрядцев-безпоповцев.

Автор – Мария Башмакова – уже в третий раз радует наших читателей своим обстоятельными рассказами из жизни современного старообрядчества.

Ранее мы публиковали ее историями в Журнале «Огонёк» и интернет-издании Фонтанка.Ру. Предлагаем продолжить чтение, листая только что вышедший номер журнала «Руссский Мир».

Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей Безгодов
Фото мужчин в традиционной молитвенной одежде из архива “Старообрядческой Мысли”

Интересующимся данной тематикой мы также рекомендуем к прочтению нашу статью о русском сарафане с ссылками на скачивание множества редких книг по данной теме и одно из самых подробных исследований о старообрядческой лестовке.

Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей Безгодов

Вы заметили, что у наших несовременные лица? – спросил старовер Владимир Шамарин и тут же сам ответил на свой вопрос: – Характер и суть человека должны сочетаться с костюмом. Косоворотку или сарафан не на каждого можно надеть».

Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей Безгодов
Семья Алексея Безгодова, председателя Новгородской поморской старообрядческой общины / Фото: Андрей ЧЕПАКИН

На несовременность лиц сложно не обратить внимания. Даже в обычной одежде староверы нередко выглядят как люди из другого века. Человеку, далекому от русской истории, бородачи в косоворотках могут показаться странными, эдакими «идейными ряжеными». Но веру без сохранения традиций, в том числе и в одежде, не сберечь. Потому, возможно, взгляды ревнителей древнего благочестия станут хотя бы понятнее, если мы попытаемся «прочесть» их костюм. Рассказать в одной статье о дресс-коде староверов всех согласий невозможно. Мои герои – староверы-беспоповцы из крупных городов Северо-Запада.

Люди существуют в определенную эпоху, потому говорить о них в отрыве от исторического контекста неверно. Конечно, сегодняшние староверы отличаются от своих предков, живших много веков назад, ведь внешняя жизнь влияет и на внутреннюю. Хотя у старообрядцев исстари существуют свои правила, их строгость и соблюдение – личное дело каждого.

Далеко не все в повседневности одеваются по завету предков, но некоторые правила стараются соблюдать строго. Так, строгий старовер не должен «замирщаться», то есть бывать в храме иноверцев во время службы (исключение – посещение новообрядческих соборов ради поклонения чудотворным иконам. – Прим. авт.); обязан «соблюдать личную посуду», то есть не пользоваться с иноверцами общей, и так далее. Свои правила есть и в одежде, поскольку костюм – отражение картины мира человека, «ментальный паспорт».

По канону

Дмитрий Урушев на приёме у Митрополита Корнилия с главой издательского отдела РПСЦ А.В. Антоновым
Димитрий Урушев в кафтане (справа) на приеме у предстоятеля РПСЦ

– Традиционный русский костюм, носившийся большинством староверов еще сто лет назад, ныне вышел из каждодневного употребления, – говорит историк-религиовед Дмитрий Урушев. – Он надевается только для посещения служб в храмах. В обычной жизни старообрядцы носят самую обычную одежду. Единственное правило, соблюдаемое ими в одежде: скромность.

Основа традиционного староверческого платья – русский крестьянский костюм. В XVIII веке, когда формировались старообрядческие купечество и мещанство, быт горожан мало отличался от крестьянского. Тем более что в города переселялись разбогатевшие мужики, выкупаясь из крепостной зависимости. С собой они приносили деревенские привычки, в том числе расположенность к русской одежде.

В XVIII столетии старообрядцы одевались исключительно по-народному. Этого требовали и законы царской России. Например, указы Петра I предписывали староверам носить именно русское платье, да еще и намеренно архаичного покроя – по моде чуть ли не середины XVII века. В XIX столетии старообрядцы–купцы и мещане начинают постепенно приобщаться к современной европейской одежде. Это хорошо заметно на портретах и фотографиях той эпохи. Сегодня мегаполисы уничтожили традиционную культуру. Даже если город и не раздавил деревню, городской быт полностью вытеснил крестьянский уклад. Поэтому и староверам все сложнее и труднее соответствовать древним традициям.

Покрой христианской одежды не определен церковными канонами. В прежние времена существовало множество различий в одежде между староверами разных согласий. Элементы и уровень строгости в правилах менялись от века к веку. Правила были общими среди всех согласий с поправкой на региональные особенности общин. В отдельных местностях дресс-код предков еще может соблюдаться. Кстати, староверы-поповцы с 1990-х годов стали возрождать обычай ношения повойников замужними женщинами. У беспоповцев женщины надевают повойники изредка, обычно на свадьбах. Невесте перед молебном расплетают косу, заплетают две и надевают повойник. Но после повойники надевают редко.

В прежние времена мужчины носили только порты (нижние и верхние) без ширинок, нижнюю рубаху, верхнюю косоворотку. Ни у мужчин, ни у женщин не было одежды с короткими рукавами.

Женский костюм: нижняя длиннорукавная сорочка, сарафан, головной убор (платок, повойник), невысокие чулки. Белье не носили. И мужчины, и женщины зимой надевали зипуны, длинные шубы, шерстяные носки и чулки. Требования к обуви сегодня практически ушли в «былое и думы». А раньше мужчины должны были заправлять штаны в сапоги с высокими голенищами (в лаптях порты обвязаны). Сапоги носили на низком каблуке. У женщин сапожки были короче, каблуки тоже порицались. Туфли воспринимались как тапки, на выход обували исключительно сапоги. Наставники и причетники местами до сих пор носят сапоги. В любом случае староверческий дресс-код не догмат, а дань традиции.

________________________________________

Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей БезгодовСтароверы – традиционное самоназвание всех ревнителей церковной старины. Название «старообрядцы» было введено в официальное употребление при Екатерине II вместо прежнего уничижительного термина «раскольники». Старообрядцами и староверами называют себя и поповцы (у них есть священники), и беспоповцы. И те, и другие верят в святую апостольскую церковь, крестное знамение совершают двумя перстами. Направление беспоповцев сложилось к концу XVII века, после смерти священников-староверов, рукоположенных еще до реформы патриарха Никона – до раскола. Представители разных направлений (согласий) молятся только в своих храмах.

На Северо-Западе среди староверов-беспоповцев сильны традиции федосеевцев. Название согласие получило по имени своего основателя – Феодосия Васильева. Одной из отличительных черт федосеевцев было безбрачие: до молитвы допускались либо холостые, либо овдовевшие, остальные только присутствовали. Совместная трапеза «брачных» и «безбрачных» тоже не допускалась.

________________________________________

Фольклорный элемент

– Ася, встречай гостей! – скомандовал зычный мужской голос, когда дверь открылась. А затем на пороге появился сам хозяин – богатырь под стать своему голосу. Ася – кошка, ее хозяин – Алексей Безгодов, старовер-беспоповец Поморского согласия, председатель новгородской общины.

Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей Безгодов
На фото у староверов руки обычно сложены на груди, как и на старых портретах и дагеротипах. Сами староверы этот жест объясняют как знак покорности Богу / Фото: Андрей ЧЕПАКИН

Каким воображение рисует русского мужика? Косая сажень в плечах, борода лопатой, взгляд с хитрым прищуром, в доме – домострой, на душе – покой? Ну, значит, писать портрет Алексея Безгодова нет необходимости – он именно такой. Суровый, как сибирский мороз, горячий, как самовар, при этом заботливый и нежный с женой и детьми, несмотря на строгость. А правило не пускать в дом чужих – не догмат. Несмотря на тесноту и неустроенность, Безгодовы часто принимают гостей и весьма радушны. После визита к ним стереотипов в моей голове поубавилось.

Алексею 40 лет, он – потомственный старовер, историк, окончил РГГУ, работал в МГУ, готовится к защите кандидатской о старообрядчестве. Изучает архивы, пишет научные статьи, участвует в конференциях. Мы сидим в «кабинете» Безгодова – на кухне однокомнатной хрущевки в центре Великого Новгорода. За обеденным столом он редактирует староверческий узор в фотошопе. Перерисовывает орнаменты из старинных книг. У Алексея небольшое издательство, на свои средства он издает староверческую литературу. Обрабатывает фотографии, делает орнаменты, отправляет книги в типографию и заказчику. Пока в новой квартире идет ремонт, Алексей с супругой Натальей и четырьмя детьми живут на съемной.

Когда Алексей сделал Наталье предложение, та, к радости жениха, сказала, что хочет выйти замуж в сарафане. Жених на брачный молебен надел косоворотку. Большинство причетников венчаются в традиционной одежде. После свадьбы Безгодовы стали жить в Новгороде, родном городе Натальи. Гражданская регистрация брака для староверов не очень важна: Алексей и Наталья официально оформили отношения через полгода после венчания, а, к примеру, дед и бабушка Алексея и вовсе обошлись без ЗАГСа. Старшая дочь Безгодовых, Ульяна, – первоклассница. 5-летний Гурий с сестренкой Павлой ходят в садик. А младшая, Кира, пока дома – ей всего годик. Дети посещают обычный сад, школу, ходят в кружки. Ульяна занимается фольклором, Гурий – рисует. Дети в семье Безгодовых впитывают правила поведения взрослых. В обычной жизни нарядами они ничем не отличаются от сверстников. В храм Гурия одевают как отца, девочек – как мать.

Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей Безгодов
Наталья Безгодова с дочерью Кирой / Фото: Андрей ЧЕПАКИН

Алексей носит и косоворотки, и обычные рубахи с футболками. На богослужение, как и положено, надевает азям. В Москве мужик в косоворотке не диво, но в других местах происходили курьезы. В Новгороде и небольших городах Алексей Безгодов не раз слышал в свой адрес: «ZZ-top», «Дед Мороз», «бен Ладен». Бывало, с кулаками нападали. На Безгодова нередко хотели посмотреть как на оживший «фольклорный элемент». Алексей с христианской кротостью терпел людское любопытство и во внимании не отказывал.

Кириллу Кожурину амплуа «фольклорного элемента» тоже знакомо и неприятно. Его возмущает стереотип далеких от старой веры людей: якобы старовер должен ходить в азямах и зипунах, хотя апостолы их точно не носили. У Кожурина – философа и писателя – любовь к прекрасному отражается в гардеробных экспериментах. Шелковые рубашки, бархатные пиджаки, атласные жилеты и, естественно, нарядные косоворотки… Стиль «денди-христианина» сочетает в себе тоску по роскоши и блеску XIX века, традиционное русское платье и богемный шик. К выбору наряда он подходит трепетно, гламурно смыкая прошлое с настоящим. Для церковных мероприятий – косоворотки, для театров (правила осуждают зрелища, но разве может философ без оперы?) – френчи…

Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей Безгодов
Бархатный пиджак и атласный жилет не повседневная одежда, а вариант для выхода в свет / Фото: Андрей ЧЕПАКИН

Моленная одежда

На богослужение старовер надевает соответствующую одежду – моленную, но, выйдя в общество, ассимилируется. Староверка, поющая на клиросе в сарафане, может выбрать брюки в обычной жизни. Сегодня появление в чужой среде в сарафанах и косоворотках скорее исключение, чем правило. Лет тридцать назад требования к одежде постоянных прихожан были строже: все мужчины стояли на службе в «полуазямах» – длинных черных халатах, а женщины – в сарафанах. Хранили богослужебную одежду в храме. Черные сарафаны и платки у причетниц – наследие федосеевской традиции. В Московской общине беспоповцев у женщин голубые сарафаны и белые платки. Обычно дресс-правила распространяются только на участвующих в богослужении, остальные одеваются более свободно. Моленную одежду причетники заказывают сами, соблюдая принятые требования конкретной общины, но бывает, община закупает одежду сообща ради единообразия.

– Надо полагать, в XIX веке окончательно формируется важнейшая часть мужского староверческого гардероба – азям, обязательный атрибут моленной одежды, – объясняет Дмитрий Урушев. – Его также называют кафтаном, поддевкой, армяком, халатом и хитоном, шабуром, понитком. Длинный кафтан из черного сукна на манер великосветского фрака эффектно смотрелся с начищенными до блеска сапогами «гармошкой» или «бутылками».

Название «азям» происходит от арабского слова «аджем», означающего любую чуждую нацию. Сегодня черный азям – обязательная одежда духовного наставника и причетников. Прообраз современного азяма – подрясник. Добротный шерстяной азям Алексея Безгодова – московского типа: отрезной по талии с многочисленными сборками. Застежка, как и положено, на левую сторону, на крючки, хотя бывают и на пуговицах.

Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей Безгодов
Владимир Шамарин, наставник Поморской общины в Санкт-Петербурге / Фото: Андрей ЧЕПАКИН

…Голос у 55-летнего Владимира Шамарина молодой и сильный, «тренированный». И это неудивительно: Владимир на клиросе с 16 лет. Он наставник Поморской общины в Санкт-Петербурге. Наставник – это, скорее, старший брат, но не посредник между Богом и человеком. Невская обитель находится на территории Казанского кладбища, на котором когда-то хоронили и староверов. Современное «административное» здание, напоминающее замок, видно с улицы, а старый храм спрятан от посторонних глаз за могилами. Мы сидим в келье, в которой совершаются заказные службы, у входа висят азямы. В детстве Владимир ходил в обычной мирской одежде. В школе веру не афишировал, хотя близкие друзья знали. Окончил ИНЖЭКОН, работал в конструкторском бюро.

– Если я сниму азям, вы увидите, что на мне яркая бирюзовая косоворотка, – смеется Шамарин. – Азямы бывают разных фасонов. Сегодня традиции смешались. Раньше по крою можно было понять социальное положение человека: например, азямы со сборками на поясе носили женатые. Тот, что на мне – с двумя клиньями на талии, традиционно носили небрачные или вдовцы. Потому в питерской общине клирошане носят азямы такого покроя. А в нашей московской общине азямы немного другие. У меня азям холостого мужчины, хотя я женат. Это наследие федосеевской традиции. Более строго традиции соблюдаются не только в богослужебной, но и в похоронной одежде.

Исстари моленный костюм женщины у беспоповцев – это нижняя рубаха с поясом, сарафан, два платка – нижний и верхний. Моленный сарафан отличали три пары встречных складок, заложенных от ворота до середины лопаток и простроченных на спинке. Спереди сарафан застегивался на пуговицы с накидными петлями. Причем количество пуговиц должно быть кратно символическим для христиан цифрам: 30, 33, 38, 40 (правда, сарафаны с пуговицами были приняты не везде). Подол сарафана сзади должен лежать на земле, а его передняя часть не должна прикрывать носки обуви. Обычно моленные сарафаны шили из ткани темно-синего, темно-коричневого или черного цвета. Красный считался нескромным, для богослужений не подходил. Об этом сказано в Уставе федосеевцев 1809 года. Кирилл Кожурин неприятие красного объясняет так:

– Во-первых, федосеевцы придерживаются монашеского стиля в одеяниях, поэтому у них до сих пор преобладают темные цвета, а, во-вторых, красный цвет, по крайней мере на Севере, мог ассоциироваться со свадебным нарядом. А федосеевцы – безбрачники.

В храм сарафаны прихожанки у федосеевцев не опоясывают. Фигура молящейся должна быть скрыта. Именно по этой причине федосеевский Собор 1751 года запретил подпоясывать сарафан. А староверки других согласий носят пояс поверх сарафана. В Поморской общине женщины приходят на службу в черных сарафанах – их надевают поверх обычной одежды и хранят в храме. На Урале носят синие – настоящие поморские. В дни церковных праздников в Поморской общине прихожанки темные платки меняют на белые и под сарафан надевают белые кофты. В некоторых регионах у женщин есть аналог азяма. В Удмуртии его называют летником, а в Пермской области – дубасом.

Пояс и платок

Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей Безгодов
Слева направо: Алексей, Кира, Ульяна, Гурий, Наталья, Павла Безгодовы в храме Рождества Пресвятой Богородицы / Фото: Андрей ЧЕПАКИН

Нательный пояс – тоненький шнурок, который надевается ребенку с момента крещения и никогда не снимается. На поясах нередко выплетены слова молитвы, по узору можно определить, из какого он региона. Разделения на мужские, женские и детские пояса нет. Пояса бывают и тканые, и крученые; нательные (на сорочку) и надеваемые поверх косоворотки. Но это новшество. Раньше пояс носили один – поверх косоворотки или сарафана. Женщины повязывают пояс высоко, почти под грудью, мужчины – низко, на бедрах.

Яркими змейками пояса разложены на диване в квартире Безгодовых – длинные и короткие, широкие и узкие, яркие и скромные, с кистями и без. Они привезены из разных точек земного шара – от Перми до Уругвая. Пояс из Верхокамья отличается традиционными пермскими ромбами, плести которые очень непросто. Алексей говорит, что на Урале многие староверы умеют плести пояса. Завязывать узел можно на любую сторону, в каждом регионе – свои традиции. Алексей завязывает на левую сторону, на московский манер, хотя на Урале носили на правую. В крестьянской одежде нет деления на мужское и женское – запáх всегда налево: сторона ангела (правая) должна покрывать левую.

– Помимо постоянного ношения нательного креста христианин должен быть подпоясан, – объясняет Кирилл Кожурин. – Для христиан пояс – вещь с глубоким символическим смыслом. Это и разделение «плотского» низа и «духовного» верха, и готовность к служению Богу. Без пояса нельзя ни молиться, ни отходить ко сну. Отсюда распространенное выражение, сохранившееся в современном языке: «распоясаться», то есть «стать распущенным, несдержанным». В древности считалось крайне неприличным находиться на людях без пояса.

Плести пояс можно на дощечках и бёрдо. Алексей и Наталья ткут пояса на дощечках (-топках). Это приспособление, состоящее из полутора десятков небольших дощечек с четырьмя дырочками по углам для нитей. Наталью научил плести пояса муж, а потом она совершенствовалась на курсах. Помимо поясов Наталья плетет лестовки из бисера. Пояса, лестовки, подручники – своеобразные старообрядческие богослужебные аксессуары, которыми можно пощеголять. Лестовки на мужские и женские не разделяются, обычно их шьют из темной ткани, кожи, плетут из бисера.

Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей Безгодов
Сегодня прихожанки поморцев носят платок на уголок / Фото: Андрей ЧЕПАКИН

Пока заваривался чай, Наталья продемонстрировала два варианта ношения платка – на кромку и на уголок. На кромку (в роспуск): большой платок скалывается под подбородком и лежит на спине покрывалом. Помните героинь Нестерова, Сурикова? В Москве и Новгороде у староверов-беспоповцев принято носить платок на угол (под подбородком скалывается булавкой, правый конец идет внахлест левому, на спине лежит треугольником). Сейчас все прихожанки поморцев носят платок на уголок. А в Поволжье, на Урале, в Сибири носят только на кромку. В Петербурге на кромку платок повязывают клирошанки.

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел
Фрагмент картины Сурикова “Боярыня Морозова”

В древности по тому, как покрыта голова женщины, можно было судить о ее социальном статусе. Девицы заплетали косу и покрывали голову платком на кромку либо носили налобные повязки и накосники. Молодухи завязывали платок на кромку на повойник или нижний платок. Бабы заплетали две косы, носили повойник или нижний платок, но верхний платок покрывали на уголок. Старицы носили платок на уголок. Вдовица, не собирающаяся замуж, надевала повойник и платок на уголок. Вдовица, готовая выйти замуж, заплетала косу и покрывала голову платком на уголок. Считалось, что до брачного возраста (15 лет) девочки могли ходить без платков, а в храм надевать платок требовалось с 7 лет. Сегодня в некоторых общинах платки надевают девочкам с младенчества.

«Протопоп Аввакум» и «боярыня Морозова»

– Мне котика покормить надо, – смущенно улыбается Алексей, прерывая беседу, и открывает айпад – «покормить» виртуального зверька. После чего продолжает: – Не стоит воспринимать всех староверов как единую субстанцию или «солдат корейской армии». Несмотря на общность веры, староверы – люди с разными взглядами, воспитанием.

В каждом регионе свои правила в одежде, приветствии и так далее. Видите иконы в красном углу? А в некоторых регионах их от «внешних» (иноверцев. – Прим. ред.) шторкой закрывают, чтобы не замирщили. Строгости обусловлены не столько церковными канонами, сколько местными традициями. Дело не в замкнутости на себя, а в культурной памяти.

Помимо гонений со времен Никона староверы пережили советский период с притеснением любой веры. Страх жив в культурной памяти старшего поколения и передался детям. Репрессии создали систему самосохранения. Практика молиться по домам ночами выработала традицию и установку: благочестиво молиться именно ночами, однако канонами это не требуется. Или, например, запрет фотографирования, хотя сохранилось множество дореволюционных снимков староверов. Но этот запрет – от страха публичности. Так и появляются мифы. Закрытость староверам изначально не свойственна.

Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей Безгодов
Маленькая Кира привыкла к большому платку, как у мамы и сестер / Фото: Андрей ЧЕПАКИН

Если до раскола была настороженность и страх к «внешним» (нерусским), то потом староверы эту настороженность перенесли на людей чужой веры. Профессор университета представил меня, старовера, как «генетическую селекцию русского человека». Я бы назвал упрямство характерным положительным и отрицательным качеством староверов. Есть и поговорка: «Что ни женщина – боярыня Морозова, что ни мужчина – протопоп Аввакум». Современный «канон» упирается в незнание обычаев соседей: так делали деды – значит, правильно молиться, поститься, повязывать платок только так. Фигура зажиточного купца и успешного банкира, патриарха-трезвенника стала стереотипным образом. Сегодня староверие упорно превращают в «религиозный заповедник»…

Наталье Безгодовой 31 год, работает акушеркой. Вкус к староверию девушке привила ее бабушка-староверка, она же научила молитвам. Строго соблюдать правила стала за несколько лет до замужества. Наталья всегда одевалась скромно, постепенно отказалась от брюк и декоративной косметики, однако духами пользуется. На пляже Наталья бикини наденет, в ее гардеробе есть и мини-юбки, и открытые сарафаны. Дома, как правило, ходит в платке, на улице голову не покрывает. Для богослужений – свой дресс-код. Как замужняя, Наталья должна носить две косы, однако столь буквально к традициям предков сегодня не подходят.

Тем не менее семья Безгодовых – удачный пример гармоничного патриархата. Кстати, Алексей запросто может заменить супругу на кухне, помочь по хозяйству. Для старовера семья и вера – главное в жизни. Было бы неверно воспринимать жизнь современных староверов клюквенным «Домостроем». Муж не диктует выбор наряда супруги, хотя брюки не приветствует.

«Калиточка», борода и картуз

– Предполагается, что женщина не должна носить украшений, пользоваться косметикой и стричь волосы, – объясняет Дмитрий Урушев. – Но жизнь вносит свои поправки в строгий христианский дресс-код. Не все старообрядки соблюдают его вне церковных стен. То же можно сказать и о мужчинах. По правилам старовер не должен стричь или брить бороду и усы. Но ныне даже в храмах можно увидеть старообрядцев, не соблюдающих это ветхозаветное предписание. Впрочем, ослабление староверческих правил началось не сегодня. Уже на фотографиях конца XIX века можно видеть старообрядцев в костюмах-тройках и котелках, с аккуратно подстриженными бородами, а их жен – в модных платьях и шляпках.

Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей Безгодов
Свой образ светский лев продумывает до мелочей. Выбор шляпы в Венеции занял час / Фото: Андрей ЧЕПАКИН

– Вообще-то стрижка регламентируется, – говорит Владимир Шамарин. – Но теперь разве что строгие федосеевцы подстригают власы «кружком», на затылке выстригают несколько волос – символ «гуменьца», в древности обязательного для церковнослужителей. А посередине челки также выстригают несколько волосков – «калиточку». Раньше меня стригла парикмахер-прихожанка, но она умерла. Теперь у меня естественное «гуменьцо» – лысина, так что выстригать нечего. По православному учению брадобритие – серьезный грех, поскольку бреющий бороду выражает недовольство своей внешностью, данной ему Творцом. Наставники часто расчесывались на прямой пробор. А вот распространившаяся ныне даже у наставников «скобка» – зачес назад – считалась нехристианской. Считалось, что и на теле волосы не подлежат стрижке, но в письменных источниках об этом указаний нет.

Алексей Безгодов, как и Кирилл Кожурин, стрижется в обычной парикмахерской, помня о правиле: мужчине прилично носить короткие волосы и не брить бороду, женщине – отпускать волосы. Также в федосеевском Уставе порицаются картузы, кепки, береты. Однако в XX веке картузы и фуражки прочно вошли в обиход староверов…

В обществе о старообрядцах больше мифов, чем верных сведений, а бородачи в косоворотках кажутся этнографической экзотикой. Отчасти поэтому они опасаются публичности. Время стирает многое, но не культурный код и ментальные черты предков. Потому, уверены мои собеседники, староверы не исчезнут, пока живы их дети и внуки.

Источник: Мария Башмакова, журнал «Русский Мир»

Материал по теме

Журнал ОГОНЁК: Двумя перстами

Огонек, пресса, журнал, старообрядцы, беспоповцы, Кожурин, интервью, РПСЦ, Санкт-Петербург, исследование, жизнь, быт, вера, ДПЦ, безпоповцы, анализ, Лиговская община, староверы, РДЦ, Загородний, Игорь Карванен, судьбы, лица

Деловые старообрядцы. Фонтанка.ру поговорила с “Рябушинскими XXI века”

Фонтанка, Fontanka.ru, интервью, деловые предложения старообрядцев, старообрядцы предпрриниматели, купечество, традиции, история, пресса, журнал, старообрядцы, беспоповцы, Кожурин, интервью, РПСЦ, Санкт-Петербург, исследование, жизнь, быт, вера, ДПЦ, безпоповцы, анализ, Лиговская община, староверы, РДЦ, Загородний, Игорь Карванен, судьбы, лица

Русский косоклинный сарафан: выкройки, советы, книги, история

Непостановочная семейная сцена на Рогожском во время ежегодного праздника Недели св. Жен-Мироносиц на Рогожском в 2013 году

Об одежде христианина

какую одежду надеть в церковь

Что такое лестовка? Как молиться, выбрать или сделать самому

Лестовка, вервица, молитва, старообрядцы, четки, правила, поучение, история, обычаи, исследование, архив, поучение о лестовке, Серафим Саровский и лестовка, бобочки, лапостки, символизм, пояснение, молитвослов, РПСЦ, иноческое правило, как молиться по лестовке, круг богослужений, домашняя молитва, вдали от храма, символика, Цветник, церковное предание, митрополит Корнилий, Бугров, безпоповцы, поповцы, монахи, непрестанная молитва, богородичная лестовка, Исусова молитва, устав домашней молитвы, как готовиться к причастию по лестовке, как готовиться к исповеди, как молиться каноны, как устроена лестовка, смысл, объяснение, Сказание о лестовке

Кадр дня: Какой платок надеть в церкви. Неделя Крестопоклонная

Тёмные платки в церкви, чёрные платки, крестопоклонная неделя, старообрядцы, традиции, женщина в храме, как одеваться в церковь, какой платок надеть в храм, как выбрать платок для церкви, РПСЦ, Рогожское, фото, тёмное облачение, обычаи

 

Крестный ход, старообрядцы, Неделя Святых Жен-Мироносиц, традиция, посолонь, песнопения, Митрополит Корнилий, РПСЦ, Рогожское, Рогожская Слобода, древний чин, единоверие, благодать, различия, никониане, староверы, древлеправославие, православный женский день, дарование свобод веротерпимости, Москва, фото, зрители, очевидцы, Знаменное пение, распев, крюки, ММДМ, Дом Музыки, выступление старообрядческих хоров, Рогожское, Олег Хохлов, ткани, ремёсла, вышивка, мастерство, Старообрядческая ярмарка, казаки, казачество, Рогожское, , ремесленники, фермерская продукция, органика, праздник, лавка-лавка, мастера, умельцы, ремёсла, РПСЦ, Покровский Собор, раскол, история, Дмитрий Власов, казаки-старообрядцы, youtube, oldbelievers, video, orthodox, Korniliy, RPSC, old beliefЛучшие фото с праздника свв. Жен-Мироносиц

Подборка замечательных профессиональных фотографов, передающая дух самого «светского» старообрядческого праздника в Москве.

 

Рогожское, Рогожская слобода, старообрядцы, РПСЦ, дарование свобод веротерпимости, торжество, вечер духовных песнопений, древлеправославие, анонс, план, гуляния, ярмарка, староверы, Неделя Святых Жен-Мироносиц на Рогожском, Неделя Св. Жен-МироносицНеделя Святых Жен-Мироносиц. Фото прошлых лет.

Программа праздника 2014 года и подборка лучших профессиональгых снимков прошлых лет.

 

Рогожская община, о.Виктор ЖельцовСобрание Рогожской общины: хроника

Колоритные фотографии с очередного собрания Рогожской общины, посвященному выбору делегатов на Освященный Собор.

 

Sayapin-headerФото с праздника Свв.Жен-Мироносиц от В.Саяпина

Подборка профессиональных снимков с ежегоного старообрядческого праздника в Рогожской Слободе в Москве.

Фильм канала «Москва24» “Старообрядцы Москвы“, посвященный традиции освящения Великой воды:

http://www.youtube.com/embed/220Ahxh8MXA

ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег Хохлов

Избранные материалы:

STAROVE.RU, Церковь и Мир, общество, аналитика, актуальное, Ростов на Дону, Сергий Аветян, фото, священник, РПСЦ, актуальное, на злобу дняРаздел «Церковь и Miр»

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики «Исследования», «Истории жизни», материалы «На злобу дня», информация о праздниках, а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».

 

 

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Богоявление, Рогожское, СтарообрядцыБогоявленская вода. Рогожское. Фото

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

mitropolit-Korniliy_Rossiya-24-01Интервью Митрополита Корнилия каналу Россия 24

Первое за десять лет интервью предстоятеля РПСЦ Митрополита Московского и Всея Руси Корнилия федеральному каналу.

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёрыИнтервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Епископ Евмений, о.Евгений Михеев, старообрядцы, Молдавская епархия РПСЦ, Кишинёв, Вознюк, Верея, Рогожское, Россия, Политика, ГУЛАГ, репрессии, гонения, СССР, Советская власть, лагеря, потомственные, староверы, Рогожская Слобода, чиновники, партийные, коммунисты, биография, советская власть, Брежневская эпоха, РПЦ МП, застой, Москва, жизнеописание, биография, Рогожская Слобода, митрополит Корнилий, Митрополит Алимпий, Епископ Геронтий Лакомкин, Русская ПланетаВл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

Статистика, смертность, старообрядцы, евреи, народы России, меньшинства, продолжительность жизни, национальности, старообрядцы, протестанты, дагестанцы, рождаемость, росстат, Америка, США, Европа, Англия, революция, Русский крест, анализ, Высшая Школа Экономики, демография, Россия, перепись населения, состав населения, профессииSTAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz
Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru
Twitter: https://twitter.com/staroveru
Youtube: Канал STAROVE.RU

Читайте также

GULAG - header

св. Геронтий (Лакомкин) о вере и смирении: Слава Богу за всё!

4.8 (96.25%) 16 votes 9 июня (27 мая ст. ст) Православная старообрядческая Церковь чтит память ...

7 комментариев

  1. Константин

    Ох ох! Кружится голова! Какое дикое примитивно- анимистическое язычество! Калиточки, поясочки, бубеночки… Особенно поясочки. Умрешь без поясочка и сразу в ад! )))
    А вот мой учитель Иоанн Златоуст, впрочем учитель и всех христиан, говорит что Исус из Назарета “пояса не носил” (На Иоанна , беседа 16)

    • Олег Хохлов

      А я вот немного утилитарно смотрю:
      Вот развеялся дым заботы о нас славным СССР. Не летают умильные кукурузники с “гадостью” над нашими лесами. Все знакомые в один голос говорят, что перестали ходить в лес и остатки полей – теперь на каждый найденный гриб за шиворотом находят по паре клещей.

      Дочка близких знакомых из школы в престижном районе Москвы притащила вшей и заразила всю семью, включая родителей.

      А теперь посмотрим на “условности” под тем же практическим углом зрения: не заправь штаны в сапоги – получай клеща. А еще и “без белья” – мама дорогая… Не подпоясай рубаху – клещи доберутся и повыше.

      Знакомые дочке в на улицу платок стали повязывать безо всякой религиозной подоплеки…

      Так вот и подумаешь десять раз, может предки-то были не язычники, а просто понимали, что делали, и жили в гармонии с природой?!

      Мы тоже постепенно приближаемся к той гармонии, только теперь еще и американский диверсионный борщевик растет вдоль всех дорог – без азяма уже не сунешься по нужде…

      • Константин

        Тогда приписывать пояску духовного смысла не нужно, раз у него одна цель- от клещей оборонять))) Оттого то я и смотрю вся Москва вшами покрылась, платочки то с калиточками на голове не носят : D

        “может предки-то были не язычники”- были и есть, очень многие, нужно только понимать что не все, это однозначно. Очевидно только что многие из язычников пришедших в церковь или в церкви из христиан переменившихся в язычников внесли в нее много суеверий, тем самым помрачив умы многих.

        • Игорь Степовой

          кто чем. Язычники через костёр прыгали, огнём выжигали паразитов..

  2. Константин

    Да и Павел восклицает : “Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною” (Еф. 6:14) И толкуя это место из Писания, Иоанн Златоуст говорит: “«Итак, станьте», – говорит, – «препоясав чресла ваши истиной». Не о чувственном препоясании говорит (апостол); в этом месте он выражается иносказательно. И заметь, как он поступает: сначала облекает воина поясом. Что это значит? Человека рассеянного и преданного пожеланиям, у которого помыслы устремлены долу, он обуздывает посредством опоясания, не допуская его таким образом терпеть препятствие от одежд, покрывающих его голени, и давая ногам его полную свободу бежать. «Итак станьте», – говорит, – «препоясав чресла ваши». Говорит здесь о чреслах, потому что как для кораблей киль, так для нас чресла: они – опора всего тела. По словам врачей, они составляют основание, и на этом-то основании строится все (тело). Когда же он опоясывает чресла, то тем самым укрепляет нашу душу, – потому что он разумеет не телесные чресла, но чресла в смысле духовном. “

  3. Виталий

    Спаси Христос! Не подскажите, где в Москве можно купить кафтан? На Рогожском? И как это сделать?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *