Главная » Анонсы » О старообрядческом Духовном Училище (МСДУ)
МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие

О старообрядческом Духовном Училище (МСДУ)

По благословению высокопреосвященнейшего Митрополита Московского и всея Руси Корнилия публикуем обращение руководства Московского старообрядческого Духовного Училища ко всем старообрядческим священникам, прихожанам и читателям нашего сайта.

Более десяти лет Московское старообрядческое Духовное Училище обучает духовной грамоте христиан, которые по прошествии двух лет в состоянии пополнить ряды православных уставщиков, регентов, священников, преподавателей воскресных школ и т.д.

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Преподаватели МСДУ и выпускники 2012 года в приёмной Митрополита Московского и Всея Руси Корнилия

Продолжается набор на очное и заочное отделения МСДУ на предстоящий 7526 (2016/2017) учебный год. Занятия очного отделения начинаются с 14 сентября, заочного – с 1 сентября.
На время учебы студентам очного отделения предоставляется бесплатное общежитие на Рогожском и двухразовое ежедневное питание.

Предметы, преподаваемые в МСДУ

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
СКАЧАТЬ приглашение в PDF

• Богослужебный устав
• Знаменное пение
• Постановка голоса
• Техника чтения
• Литургика
• Иконоведение
• Ветхий Завет
• Новый Завет
• Катехизис
• Русская история
• Церковнославянский язык
• История старообрядчества
• История Христовой Церкви
• Апологетика

Публикуем ниже ссылку на официальный сайт МСДУ, текст обращения Митрополита, подготовленное в 2014 году по случаю десятилетия возрождения МСДУ, а следом и историю того, как в Рогожской Слободе возник старообрядческий Богословский институт.

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие

Официальный сайт МСДУ

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолий Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие, сайт, официальный

Обращение к настоятелям храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословиеБлагоревностные отцы настоятели!

С 2004 года у нас при Митрополии Московской и всея Руси действует Духовное училище, на сегодняшний день с двухгодичным сроком обучения, с дневным и заочным отделением.

В 2014/15 учебном году на очном отделении вводится новая программа по подготовке уставщиков и головщиков, в котором преимущественное внимание будет уделено изучению богослужебного устава, чтения и пения. Программа обучения рассчитана на два года.

По результатам собеседования срок обучения может быть существенно сокращён или увеличен в зависимости от уровня знаний абитуриента.

Прошу Вас приложить старания к выявлению в Вашем приходе желающих учиться в Духовном училище с приложением рекомендации духовного отца и соответствующего заявления, согласно прилагаемому образцу, до 1 сентября текущего года. Начало занятий 14 сентября. До начала занятий необходимо пройти вступительное собеседование.
Смиренный Корнилий
Митрополит Московский и всея Руси

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолий Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие, сайт, официальный
Ахипастырское благословение в стенах МСДУ

Приложения:

Текст обращения Митрополита Корнилия

Образец заявления для абитуриентаМСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие

Контактные данные для желающих поступить в училище:
Заявление подаётся лично, или пересылается почтой по адресу:

109052, г. Москва, ул. Рогожский поселок, д. 29, на имя директора училища (в этом случае необходимо указать точный почтовый адрес проживания и домашний, а также мобильный телефон).

При поступлении необходимо иметь при себе гражданские документы (паспорт, военный билет или приписное свидетельство). Справки по телефонам: (495) 670-77-06

Директор училища: Анатолий Иванович Шатохин, помощник директора: диакон Василий Андроников, тел. 8 (903) 176-52-88, e-mail: d.vasilya@yandex.ru, info@msdu.ru.

Приёмная Митрополии РПСЦ: 8 (495) 361-51-91.

Также с любыми вопросами и предложениями можно обращаться в редакцию сайта STAROVE.RU по e-mail mstarover@pisem.net, http://vk.com/staroveru, http://vk.com/staroobrad.

Объявление о приёме в МСДУ

Сайт STAROVE.RU подготовил объявление для прихожан нашей Церкви. Мы просим Вас скачать его по ссылке, распечатать и повесить в своём приходе.

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие

История старообрядческого духовного училища

Автор: Димитрий Урушев

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Здание старообрядческого богословско-учительского института использовалось по назначению только 3 года

Каких-то 100 лет назад о старообрядцах шла слава как о непревзойденных спорщиках и ученых книжниках. В «прях о вере» эти доморощенные грамотеи, купеческие приказчики и простые мужики-лапотники могли запросто переспорить выпускника духовной академии. Не обученный схоластике, риторике и диалектике, старовер часто выходил победителем в богословских спорах с «противораскольничьими» миссионерами.

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Воскресное чтение в сельской школе, Н.П. Богданов-Бельский, 1895

Грамотность, начитанность и любовь к книге выгодно отличали старообрядца от представителя официальной синодальной Церкви. В то время, когда Синод издавал указы, запрещающие венчать юношей и девушек, не знающих молитву «Отче наш», староверы знали весь церковный богослужебный круг. Псалтырь и Часослов были в каждом старообрядческом доме, но чтение не ограничивалось только молитвенными книгами. Старовер любил поучения святых отцов (особенно Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина), всевозможные жития, притчи и летописи. Многие старообрядцы обладали обширными библиотеками, многие собирали древние рукописные и печатные книги.

Любовь к книге и постоянная необходимость защищать в спорах свои убеждения делали из старовера начетчика-апологета и богослова, начитанного в церковной литературе. Впрочем, для споров с синодальными миссионерами, образованными на западный манер, начетчикам было недостаточно знания одной церковной книжности. Лучшие из них следили за новостями научной жизни, интересовались публикациями памятников древнерусской и византийской литературы, академическими сочинениями по истории.

«Крайняя нужда в просвещении»

XX век поставил перед староверами новые проблемы и жизненные задачи. В 1905 году издание указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» привело к кратковременному расцвету «древлего благочестия»: создавались новые общины, строились новые храмы, открывались приходские школы. Возникла потребность в грамотных священнослужителях и преподавателях для школ, в духовном училище, которое бы их готовило. Сто лет назад староверы прекрасно понимали важность народного образования.

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Устный счет. Н.П. Богданов-Бельский, 1895

Энтузиастом открытия церковных школ и училищ был Александр Рыбаков (1884–1977), член общины старообрядческой Покровско-Успенской церкви на Немецком рынке в Москве, выпускник историко-филологического факультета Московского университета, отец известного историка Бориса Рыбакова. В 1911 году Александр Рыбаков опубликовал в журнале «Церковь» большую статью «Вопросы народного образования в старообрядчестве и всероссийские съезды». В ней рассказывалось о решениях по вопросам организации приходских школ и училищ, принятых на всероссийских съездах староверов. Участники съездов считали, что образование – это «первая необходимость», что «вся наша надежда в образовании». Они говорили и об организации педагогического училища: «нужно нам старообрядческого учителя или учительницу, нужно построить училище», «училище может принести громадную пользу и развить приход».

В том же году Совет Министров разрешил открыть в Москве Старообрядческий богословско-учительский институт, который стал преемником образовательной эстафеты, начатой в XIX веке училищем для сирот и подкидышей, существовавшим на Рогожском кладбище.

Знаменитое Рогожское кладбище в Москве было основано в 1771 году, когда в городе свирепствовала страшная эпидемия чумы. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного императрицей Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В их числе оказались два старообрядческих кладбища – у Серпуховской и Тверской застав, известные еще с 1718 года. Вместо закрытых кладбищ староверам по указу Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы (ныне Застава Ильича). Здесь были устроены карантин, больницы и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших. Так возникло Рогожское кладбище – всероссийский центр старообрядчества. На рубеже XVIII–XIX веков на кладбище были построены два величественных собора, Покровский и Рождественский, Никольская часовня была перестроена в камне, рядом с храмами были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, шесть богаделен и палата для умалишенных.

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
В сельской школе. Маковский Владимир Егорович, 1883

Опекаемое купцами-миллионщиками (Кузнецовыми, Морозовыми, Рябушинскими и др.), Рогожское кладбище украсилось великолепным собранием древних икон, ценнейшей библиотекой и богатейшей ризницей. В начале XIX века кроме богаделен на кладбище находился и сиротский дом, где воспитывались подкидыши и дети бедных родителей.

Для обучения мальчиков было создано училище, в котором изучались чтение, письмо, арифметика и церковное пение. Обучались здесь не только сироты, но и дети, отдаваемые на Рогожское кладбище в отроческом возрасте. Из училища выходили те певцы, которыми некогда славилась старообрядческая Москва, выходили из него даже уставщики – знатоки устава церковного богослужения. Но в 1835 году, во время очередных правительственных гонений на «раскольников» кладбищенское училище было упразднено, как не находящееся в подчинении Министерства народного образования и не подходившее по своему устройству под устав учебных заведений. При этом учеников было велено раздать родителям, а безродных отдать в кантонисты.

Староверы, не желая лишаться училища, тайно перенесли его за девять верст от Москвы, в село Новинки, что близ села Коломенского, где оно и просуществовало до 1839 года при тамошней старообрядческой часовне. В том же году оно было закрыто по распоряжению властей. Но в 1840 году обнаружилось, что училище не уничтожено, но перенесено в село Коломенское, которое считалось «филиалом» Рогожского кладбища…

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Земская Школа В Московской Руси. Кустодиев Борис Михайлович, 1907

В 1868 году купец Иван Шибаев (1830–1908) открыл в Москве, на Покровке, училище для старообрядческих детей. Однако в 1869 году полиция по распоряжению Министерства внутренних дел приказала закрыть это учебное заведение. В 1879 году московские и петербургские староверы ходатайствовали о разрешении открыть на свои средства и под контролем правительства торговую школу, но в этом было отказано.

Во всеподданнейшем прошении императору Александру II старообрядцы писали: «Мы чувствуем крайнюю нужду в просвещении и потому молим о повелении, дабы нам позволено было иметь свои собственные училища, низшие и средние. В них мы желаем воспитывать детей наших в страхе Божием и развивать их способности преподаванием точных наук и нужнейших чужих языков».

Богословско-учительский институт

Более 30 лет ждали староверы положительного ответа на свое прошение: 14 октября 1911 года правительство разрешило открыть легальное церковное училище – Старообрядческий богословско-учительский институт. Для заведывания им был создан попечительский совет при общине Рогожского кладбища.

В здании этой общины в Николо-Ямском тупике 10 сентября 1912 года начались первые занятия института. Попечительский совет рассмотрел рекомендации староверческих общин и принял на первый курс без экзаменов 23 человека. Кроме того, к вступительным экзаменам были допущены еще 15 человек, из которых только 7 выдержали испытание. Из первых студентов 12 были крестьянского сословия, 6 – мещане, 9 – казаки, 13 студентов были сыновьями священников. Средний возраст учащихся составлял 16 лет.

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Здания соовременного и дореволюционного старообрядческих учебных заведений на плане Рогожской Слободы

Открытие института было отмечено торжественным молебном, который совершил Предстоятель Старообрядческой Церкви – архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). После молебна архиерей обратился к Рыбакову, ставшему директором института, с пожеланием, чтобы он, получив доверие московского старообрядческого общества заведовать институтом, воспитал крепких в вере христиан.

Архиепископ Иоанн говорил: «На вас с надеждой смотрит не только Москва, но и вся старообрядческая Русь. Выпустите людей, знающих быт, нужды и запросы старообрядчества, людей религиозных. От того, каков будет институт, зависит вопрос и о самом образовании в старообрядчестве. Будет удачен пример – еще откроются институты, не будет удачен – старообрядчество оставит мысль о высших старообрядческих школах».

Так началась деятельность института. Поступить в него мог любой молодой старовер, от которого требовались свидетельство о звании и сословии, метрика, рекомендация духовного отца или местной общины. Обучение было рассчитано на шесть лет: четыре курса (или, как тогда говорили, класса) общеобразовательных и два специальных, богословско-педагогических. Таким образом, училище, хоть и называлось институтом, на самом деле было средним учебным заведением, устроенным по образцу учительских семинарий.

В первые четыре года изучались катехизис, литургика, история, церковнославянский, русский, греческий и немецкий языки, география, логика, математика, физика, церковное пение и основы иконописи. На двух специальных курсах изучались догматическое, нравственное и сравнительное богословие, Священное Писание, история старообрядчества, церковное право и педагогика. Для педагогической практики студентов при институте в 1913 году была открыта начальная практическая школа с пятилетним курсом обучения. Ученики поступали в школу в 8 лет и, окончив ее, могли перейти в институт.

Основная задача института его учебным планом определялась так – воспитание подрастающего поколения в духе истинного православия: «Организация учебного плана должна стремиться дать ученикам за 6 лет достаточно широкую подготовку к практической и церковно-общественной деятельности в среде старообрядчества, подготовить из них желательных кандидатов для выполнения обязанностей священника, диакона и т.д. и выпускать старообрядческих учителей, вполне подготовленных к предстоящему им тяжелому и ответственному труду».

Опыт института в целом оказался удачным. Поэтому в 1913 году Рогожская община отвела землю под постройку специального здания. Весной 1914 года приступили к постройке двухэтажного строения в русском стиле по проекту архитектора Федора Ганешина. В сентябре 1915 года институт переехал в новое здание, постройка и оборудование которого обошлись в 300 000 рублей. Содержание института также требовало больших затрат.

Попечительский совет обратился к староверам с призывом о добровольных пожертвованиях: «Община Рогожского кладбища обременена многими другими нуждами, требующими постоянных расходов, постепенно увеличивающихся. Необходимо создать для обеспеченного существования и развития института специальный институтский капитал. Полное обеспечение института требует не менее миллиона рублей неприкосновенного капитала, т.е. ежегодные расходы по содержанию института в полном его составе в нормальное время определяются в 40–50 тысяч рублей».

Среди тех, кто откликнулся на это обращение, был известный фабрикант и благотворитель Арсений Морозов, подаривший в 1914 году институту библиотеку, купленную у наследников старообрядческого священника Елисея Мелехина.

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Большинство выпускников воссозданного старообрядческого Духовного Училища стали уставщиками, головщиками, позднее создали православные семьи, приняли духовный сан.

С богословско-учительским институтом связаны имена многих выдающихся старообрядческих деятелей начала XX века. Например, в нем преподавали знаменитый проповедник – епископ Михаил (Семенов, 1874–1916) и талантливый иконописец и прекрасный знаток церковного пения Яков Богатенко (1881–1941). Ученики Богатенко, институтский хор, пользовались в Москве заслуженной славой, их часто приглашали во многие столичные храмы.

Епископ Михаил написал несколько учебников для института и приходских школ: «Учебники по Закону Божию», «Катехизис, или Краткое изложение христианской веры», «Учение о богослужении» и другие.

В 1917 году директором института стал непревзойденный начетчик Федор Мельников (1874–1960). К этому времени в институте обучалось 90 воспитанников, большинство которых было из провинции.

В 1914 году началась Первая мировая война, что печально отразилось на институте. Не удалось открыть два последних класса, поскольку учеников 4-го класса призвали на военную службу. Журнал «Церковь» писал об этом: «Почти весь состав первого выпуска воспитанников московского Старообрядческого института поступил в мае сего года в московское военное Алексеевское училище. Установленный курс они прошли блестяще и 1 октября получили производство в прапорщики. По случаю этого события воспитатели и преподаватели института устроили с ними, своими бывшими воспитанниками, братскую трапезу, за которой делились своими воспоминаниями из жизни института. Того же 1 октября новые прапорщики отбыли из Москвы в назначенные им войсковые части».

В сентябре 1917 года институт был преобразован в среднее учебное заведение – учительскую семинарию нового типа с четырьмя основными классами и двумя подготовительными, готовившую к поступлению в университет.

После октябрьского переворота финансовое положение института стало крайне тяжелым. Со страниц журнала «Слово Церкви» раздавались призывы к жертвователям о помощи и поддержке: «Надлежит выполнить гражданский долг перед родиной и старообрядчеством. Будем верить, что дружными усилиями руководителей и жертвователей институту удастся выйти благополучно из создавшегося положения. Всякая нравственная и материальная помощь особенно дорога теперь, когда институт переживает кризис».

Но не многие откликались на эти призывы. А в 1918 году училище было закрыто советской властью.

Народная академия

Нельзя сказать, что идея о церковном образовании умерла сразу же после закрытия института. Продолжением института явилась Старообрядческая народная академия. Под этим громким названием в 1918 году в Москве открылись курсы по истории и культуре старообрядчества. Их целью было содействие просвещению староверов и ознакомлению общества с «древлим благочестием».

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Заседание Учебного Совета МСДУ на фото о.Алексея Лопатина

Одним из организаторов курсов был Иван Кириллов (1891–1974), в ту пору церковно-общественный деятель, а впоследствии крупный советский ученый-экономист. Он надеялся, что академия станет важным духовным центром: «Чем больше старообрядчество проявит в себе центростремительных сил, тем резче оно отграничится от прочего внешнего мира, тем прочнее оно будет в своей внутренней сущности, тем глубже выявится его сокровенная мысль, тем плотнее существо старой веры прикрепится к сердцам современных старообрядцев. Лозунг всего старообрядчества нашего времени должен быть: ближе друг к другу, дальше от всего того, что выходит по своему духу за грань старообрядчества».

В академии удалось провести только один учебный цикл – с 15 мая по 1 июля 1918 года. За этот срок 117 постоянных слушателей академии прослушали курсы лекций по старообрядческой истории, литературе и искусству. Были также прочитаны лекции по педагогике и экономике. Среди преподавателей были не только староверы, но и представители официальной Церкви. Например, лекции читали философ Сергий Булгаков (о современной обмирщенной культуре), историк Александр Кизеветтер (о строе древнерусского общества), князь Евгений Трубецкой (о русском возрождении в религиозной живописи).

После закрытия академии старообрядческие учебные заведения в Советской России прекратили своё существование. На долгие годы умерла самая идея возможности церковного образования. Книжная ученость и богословская грамотность вновь стали уделом немногих самоучек-начетчиков. Впрочем, необходимость в этих грамотеях исчезла – новая власть не интересовалась тонкостями богословия и не поощряла подобные интересы у граждан. Религиозные диспуты прекратились… Да и некому было спорить и не с кем!

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Современное состояние Богословского института, в котором до 2007 года находилась общеобразовательная школа. В настоящее время здание признано аварийным и не используется.

Староверие медленно, но верно вымирало. Храмы и часовни заполняли пожилые люди, которым было не до богословских изысков. На многие десятилетия старообрядчество свелось исключительно к соблюдению внешней стороны «древлего благочестия». Богословие начетчика сменило «бабушкино богословие». Пропали любовь и интерес к книгам, пропала и культура книги. Часто со смертью верующих стариков молодежь относила на помойку оставшуюся «рухлядь»: книги и иконы, прежде бережно передававшиеся из поколения в поколение.

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Один из первых субботников, на котором студенты училища приводили в порядок прилегающую территорию. Фото о.Алексея Лопатина http://goo.gl/eddTVh

Возрождение церковного образования стало возможным лишь в конце ХХ века, когда в 1996 году на Рогожском кладбище было создано Старообрядческое духовное училище, первый выпуск которого состоялся в 1998 году.

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Современное здание старообрядческого Духовного Училища

Источник: http://religion.ng.ru/history/2011-12-07/7_teacher.html

Материал по теме:

Официальный сайт МСДУ

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолий Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие, сайт, официальный

Издан учебник по Основам православной культуры для школ, написанный чадом РПСЦ.

учебник ОПК Основы Православной Культуры Муравьёв, старообрядческий РПСЦ

Информация о выходе в свет официального учебника, написанного завучем старообрядческого Духовного училища, как альтернатива учебнику, написанному чадами РПЦ.

Статья сопровождается рецензией на дьякона Андрея Кураева, автора «конкурирующего» издания, а также комментарием сайта STAROVE.RU о том беспределе, который содержится в официальном учебнике Древнего мира для 5 класса.

Объявление о наборе слушателей в МСДУ в на прошлый, 2013-2014 год.

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
На прошлогоднее приглашение поступать в Духовное училище откликнулись немногие, однако доля обучающихся на заочном отделении постоянно растёт. В этом году хотелось бы видеть в Москве больше новых лиц.

Редакция сайта STAROVE.RU

Читайте также

единство старообрядчества

К единству старообрядчества

Спешим поделиться с нашим читателем очень радостным известием, которое сообщил на своей страничке иерей Александр ...

14 комментариев

  1. Присоединяюсь ко всем учащимся и обучающим, но досадно, что старообрядческое обучение не нашло места урокам иконописи. Наслышан о проблемах отсутствия иконописцев на Рогожке, но ведь иконописцы то есть. И смиренный Сергий готов приложить свои усилия, т к я практикующий потомственный иконописец рода Гусляков Романовых \моя статья об иконописцах Романовых имеется а сайте самарское староверие и в альманахе Гуслицкие чтения за 11 ноября 2006г.мои работы есть в контакте и фейсбуке и некоторых храмах\
    Я сам закончил иконописные курсы в 1999г, имею более 10 работ, мой тел 89032970805, эмайл Kostino2@rambler.ru

  2. Хотел узнать. Если я не старообрядец могу ли я поступить в училище? Давно об этом мечтаю. Очень хочется учиться истинной истории Святой Руси.

    • Олег Хохлов

      Килияс, благодарю за вопрос.
      Насколько мне известно, такие прецеденты были, но в целом это не очень приветствуется. Это решается в индивидуальном порядке. Рекомендую связаться напрямую с руководством МСДУ и обсудить Ваш случай. Бог в помощь!

  3. Можно организовать дистанционное обучение. Есть примеры: http://otdelro.kz/

  4. Владимир Саяпин

    Видать, дела неважнецкие с набором.

    • Олег Хохлов

      Напротив, братец, слава Богу за все! Училище активно развивается.

      Но наши объявления уже третий год для некоторых становятся решающими в принятии окончательного решения…

    • Дела с набором идут очень даже – я бы сказал, что поступающие в МСДУ приезжают со всей России, включая Сибирь, как Восточную, так и Западную. Это ошибочное мнение, что с набором дела плохи – в корне ошибочное. Приезжайте и сами увидите.

  5. р.б. Никола

    Доброго здоровья!
    Мне 56 лет, но знаний не имею. Хотелось бы изучить основы, богослужебный круг, приобрести хотя бы начальные знания по истории и др. дисциплинам. Подскажите, в моём случае это решаемо? Куда посоветуете обратиться?
    Территориально Москва, ул.Душинская
    Спаси Христос!

    • Олег Хохлов

      Никола, так Вам – сам Бог велел! Вы же живете в пяти минутах ходьбы от Рогожского!

      Только начните лучше с Воскресной школы. Как раз 4 сентября – в это воскресенье – назначено первое занятие в этом году. Приходите, начало после службы – около часа дня.

    • Доброго здоровья, Николай!

      Очень Вам рекомендую поступить в МСДУ; я младше Вас на три с половиной года и в этом году поступил в МСДУ. Живу в Сибири и ездить приходится, оформляя отпуск без содержания. Вам значительно проще… Не откладывайте и поступайте в МСДУ, вот Вам мой совет.

  6. р.б. Никола

    Спаси Христос!

  7. Николай Л.

    Здравствуйте!
    Я крещён в РПЦ, но сейчас заинтересовался РПСЦ и хотел бы изучить основы страрообрядцества.
    Изучив Ваш сайт увидел что есть дистанционное образование.
    Подскажите пожалуйста, как это происходит дистанционное образование?

    Спаси Христос!

    • Олег Хохлов

      Николай, в Вашем случае будет проще связаться с руководством МСДУ напрямую. Посмотрите еще сайт MSDU.RU.

      На этой неделе наблюдал множество заочников на Рогожском: в этом году интерес к нашему образованию как никогда высок, так что не откладывайте!
      Бог в помощь!

      PS. для москвичей действует детская и взрослая воскресные школы на Рогожском, также по средам в храме Тверской старообрядческой общины (м.Белорусская – кольцевая) действовали бесплатные лекции высокого уровня; на Остоженке тоже, насколько мне известно, действует воскресная школа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *