Главная » Анонсы » Православие и фашизм. Уроки отечественной истории
РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, иерей Александр Панкратов, ЗиБ, Защита и безопасность, Санкт-Петербург, Новгород, Ржев, староверы, Гестапо, фашисты, история, Гитлер, нацисты, РПЦ МП, правда, расследование, Германия, оккупация, СС, СД, Витка, Новгород, власовцы

Православие и фашизм. Уроки отечественной истории

Предлагаем нашим читателям очередную премьеру. В сентябрьском номере военно-научного правоохранительного журнала «Защита и безопасность» опубликован познавательный стерео рассказ о том, как отреагировали

РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, иерей Александр Панкратов, ЗиБ, Защита и безопасность, Санкт-Петербург, Новгород, Ржев, староверы, Гестапо, фашисты, история, Гитлер, нацисты, РПЦ МП, правда, расследование, Германия, оккупация, СС, СД, Витка, Новгород, власовцы некоторые приходы старообрядческой и новообрядческой церквей на приход к власти немецко-фашистских захватчиков годы Великой Отечественной Войны. История показывает, что одни до конца остались верны Родине, а иные нашли оправдание совсем не патриотическим поступкам.

Автором материала о жизни старообрядцев является священник прихода РПСЦ города Великого Новгорода, известный старообрядческий интернет-обозреватель иерей Александр Панкратов. О неожиданных действиях части синодальной церкви в этот непростой период нашей истории рассказывает доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Николаевич Ковалев.

РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, иерей Александр Панкратов, ЗиБ, Защита и безопасность, Санкт-Петербург, Новгород, Ржев, староверы, Гестапо, фашисты, история, Гитлер, нацисты, РПЦ МП, правда, расследование, Германия, оккупация, СС, СД, Витка, Новгород, власовцы
Скачать обе статьи из журнала “Защита и безопасность”

Важно знать историю такой, какая она есть, чтобы делать правильные выводы на будущее. К сожалению, даже в наше «мирное» время множеству людей на планете – от Украины до Сирии – приходится ежедневно принимать решения о том, как ответить на вызовы окружающей действительности.

Желаем всем, чтобы в трудную минуту мы руководствовались принципами и канонами Православной Церкви образца прп. Сергия Радонежского, сонма подлинных святых, правилами и Преданием истинной Церкви Христовой.

Приводим текст статей для скачивания в том виде, каком они опубликованы в новом номере издания. Ниже читайте расширенную авторскую версию рассказа о старообрядцах в годы немецко-фашистской оккупации, предоставленную о.Александром Панкратовым специально для нашего сайта.

ЗАМЕТКИ О РУССКИХ СТАРООБРЯДЦАХ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

иерей о. Александр Панкратов РПСЦ
Иерей Александр Панкратов (Великий Новгород, РПСЦ)

Тема данного материала имеет особое значение, поскольку Победа в Великой Отечественной войне является одной из немногих вех нашей истории, которая бесспорно воспринимается большинством россиян, независимо от конфессиональной, национальной и партийной принадлежности, как событие величайшей важности. Понять причины, сущность, глубину трагизма, а также таинственный промыслительный смысл победного 1945-го, сделать соответствующие выводы – серьёзная задача для современного общества.

И одним из основных составляющих этой проблемы является, можно сказать, вечный для человеческой истории вопрос: как разные могут быть вместе, насколько, в какой степени, могут быть оставлены в стороне различия, достаточно серьёзные, ради торжества единого общего дела?

Ведь, казалось бы, гонимые в своей родной стране аж с середины XVII столетия, вынужденные бежать на глухие окраины и за границу, староверы имели не очень много оснований стоять за страну – преследовательницу, к тому же практически провозгласившую в качестве государственной идеологии абсолютно чуждый старообрядцам атеизм. И если бы это касалось одних староверов! Войны и революции первой половины минувшего века породили в теле русского народа новые разрывы: политические, социальные, экономические … Увеличивался разбег житейских волн, всё уносивший и уносивший сынов и дочерей России к иным берегам …

РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, иерей Александр Панкратов, ЗиБ, Защита и безопасность, Санкт-Петербург, Новгород, Ржев, староверы, Гестапо, фашисты, история, Гитлер, нацисты, РПЦ МП, правда, расследование, Германия, оккупация, СС, СД, Витка, Новгород, власовцы

И вот пришло испытание, грозившее, без малейшего преувеличения, смертельной опасностью. Пришло в страну, где, загнанная в глубины человеческих отношений, всё ещё тлела Гражданская война, множество народа находилось в заключении по надуманным обвинениям, целые общественные слои, так называемые «бывшие», не имели возможности полноценно участвовать в жизни, а крестьяне и вовсе были полностью лишены документов, по сути вновь закрепощены в колхозах. Но эти противоречия были отодвинуты большинством нашего народа на второй план: не Советская власть, а общая беда и историческая судьба сплотили людей для отпора фашизму!

казаки, казарла, Измайлово

Не остались в стороне и староверы. В начале 1943 г. старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси Иринарх (Парфёнов) и его сподвижник, причисленный ныне в Русской Православной старообрядческой Церкви к лику святых владыка Геронтий (Лакомкин), оба только что сполна «отмотавшие» по 10 лет в ГУЛАГе, выступили с Архипастырским посланием. Там были такие слова:

«Искренно преданные сыны и дщери дорогого Отечества, великой России! Мы, как верные христиане – старообрядцы, являющиеся членами вселенского христианского правоверия, помня заветы Христа и примеры наших предков – земли Русской святых, великих князей Александра Невского и Димитрия Донского, преподобного Сергия радонежского и многих других святых, начальников и героев Отечества, а особенно знаменитого полководца – старообрядца казака Матвея Ивановича Платова, отличившегося в Отечественную войну 1812 года в защите нашей Родины, или знаменитого нижегородца Козьмы Минина и князя Пожарского, спасших Россию от иноплеменных врагов – поможем РОДИНЕ … Внесём свои личные средства на постройку танковой колонны имени героя Отечественной войны 1812 года Матвея Платова … Благословляем вас, братие и сестры, на это великое всенародное дело!»

РПСЦ, Геронтий Лакомкин, помощь, сбор средств, благотворительность, Житие, ГУЛАГ, Лакомкин, пастырь, старообрядцы, РПСЦ, Евгений Чунин, Поучение новобрачным, проповедь, св.Геронтий, Свадьба, епископ Петроградский и Тверской, напутствие, Исус Христос, автобиография, ГУЛАГ, жизнеописание, житие, Лакомкин, РПСЦ, св.Геронтий, святой, история, лишения, репрессии, Солженицын, Архипелаг ГУЛАГ, стойкость, вера, святитель, Сталин, революция
Иллюстрации из книги о св. Геронтии, изданной нашим сайтом при помощи читателей

Обращаясь к народу, старообрядческие архипастыри ни разу не упомянули имени Сталина или Ленина, ни слова не сказали о необходимости защищать Советскую власть, но взывали к духовной и исторической памяти.

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство
Из века в век православные (читай – старообрядцы) были самыми верными чадами своей страны

Но при этом не стоит представлять иерархов старообрядчества совсем уж далёкими и отвлечёнными от политических и конфессиональных реалий своего времени. В их Пасхальном послании 1945 года говорилось:

«Нынешняя Пасха – особая Пасха, Пасха, полная радостей и величия. … Силою Христа, Спасителя нашего, наша доблестная Армия ко дням священной Пасхи, довершает полное крушение сил нашего врага, слуги сатаны, злостного Гитлера. Ныне об этом торжествуют все небесные силы и угодники Божии; с ними и мы торжествуем. Более трёх лет враг наш, диявольский слуга, бесстыдный обманщик, безжалостно терзал дорогую нашу страну и проливал кровь наших братьев, наших сестёр. Свыше пяти лет проливал кровь и терзал он людей в Европе и в других странах. И вот теперь к Пасхе Господь помогает нашей Армии совершить полное ему крушение, как и адских диявольских сил. … Крайне удивительно, что латиняне, представители католической церкви и Ватикана, призывают к примирению с фашистами, к прощению Гитлера, то есть к миру со служителями сатаны. … Но нам, христианам – старообрядцам, известны издавна разнообразные заблуждения и еретичества римско-католической церкви. Поэтому удивляться не приходится и теперь на их преступление перед людьми. … Пусть наша доблестная Красная Армия будет исполнительницей воли Божией, заступницей за добро и победительницей ада. Она под мудрым водительством Великого Воеводы земли Русской Иосифа Виссарионовича СТАЛИНА (так в оригинале – о. А.П.) разбила нечестивых немцев, поругателей святыни, убийц женщин и детей наших. И в эти пасхальные дни мы, старообрядцы, поздравляем нашу доблестную Армию и нашего Вождя, Маршала СТАЛИНА, с великими победами и со славою, которую они принесли земле Русской».

День Победы, старообрядцы, танк Т-34, газета Община, Максим Гусев, Екатеринбург, Урал, Березовская

Впрочем, послания иерархов Церкви – всего лишь звук, хотя и, наверное, громкий, если не восприняты полнотой паствы, а говоря проще, народом. И о живых примерах этого восприятия пойдёт речь дальше.

Пожалуй, одним из самых пострадавших во время Великой Отечественной войны русских городов стал тверской Ржев. Место одного из затяжных, кровопролитнейших сражений, в дни войны он не расстался со многими из своих коренных жителей, не отправленных или не имевших возможности отбыть в эвакуацию. Среди этих людей было немало старообрядцев, издавна составляющих заметное среди местного населения сообщество. Почитаем немного фрагменты воспоминаний некоторых из них, поразмышляем над ними …

РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, иерей Александр Панкратов, ЗиБ, Защита и безопасность, Санкт-Петербург, Новгород, Ржев, староверы, Гестапо, фашисты, история, Гитлер, нацисты, РПЦ МП, правда, расследование, Германия, оккупация, СС, СД, Витка, Новгород, власовцы

Начало войны, о нём пишет А.А. Гакина, дочь трагически погибшего в оккупацию старообрядческого священника о. Андрея Попова: «Как только объявили мобилизацию, во Ржеве были призваны в армию мои братья Иван и Василий. Почти одновременно в Москве мобилизовали двух других братьев – Петра и Евгения. Меня же призвали из Смоленска, где я уже год училась в медицинском институте. Во Ржеве в это время из всей нашей семьи оставались лишь сам о. Андрей с матушкой Александрой, да самый младший сын – Павел. … Отец Андрей – ему было тогда 58 лет – никуда и не пытался уйти, оставаясь со своим приходом. И своё служение в церкви отец не оставил даже и во время фашистской оккупации. … Народ очень уважал о. Андрея, часто обращались за помощью. Ему даже удавалось спасать от смерти попавших в беду людей. Однажды, при обходе, немцы встретили одного из жителей города, бывшего прихожанином Покровской церкви. Он был черноволос и похож на еврея. Немцы его схватили и хотели расстрелять. Тогда он им объяснил, что он русский, и что его, как своего прихожанина, знает священник Попов. Немцы повели задержанного к отцу Андрею, и батюшка подтвердил, что это его прихожанин. … У себя дома отец Андрей часто прятал людей, которые приходили в город и боялись попасть в руки фашистов. Доносчиков вокруг хватало, и не раз немцы приходили к священнику с обыском. В доме была русская печь, под ней углубление для дров – шесток. Туда батюшка и прятал просивших укрытия. Заглянуть туда немцам не приходило в голову. … Отец Андрей всячески старался оградить Покровский храм от поругания неверными и сохранить его для верующих. Во время оккупации только в единственном нашем храме продолжали молиться. В один из дней загорелся храм Казанской Божией Матери, и о. Андрей поднялся на колокольню посмотреть. Когда же он спустился и вышел из двери колокольни, внезапно подскочивший немец, не спрашивая, дал очередь из автомата в упор. О. Андрей упал, смертельно раненый. … Это было 19 августа 1942 года. … В день его гибели матушка Александра и сын Павел лежали дома, больные сыпным тифом. Матушка Александра, моя мама, пережила мужа только на сорок дней. Именно в сороковой день по смерти отца хоронили и её, умершую от тифа. … Мне не удалось достоверно выяснить судьбу младшего брата. Люди говорили разное … Все остальные мои братья служили на разных фронтах. И так получилось, что наш госпиталь, в котором я прошла всю войну старшей операционной сестрой, долгое время стоял в Бежецке – недалеко от Ржева … Там я и узнала о гибели родителей, узнала лишь полгода спустя …».

РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, иерей Александр Панкратов, ЗиБ, Защита и безопасность, Санкт-Петербург, Новгород, Ржев, староверы, Гестапо, фашисты, история, Гитлер, нацисты, РПЦ МП, правда, расследование, Германия, оккупация, СС, СД, Витка, Новгород, власовцы

Взгляд с несколько иной стороны, выдержки из воспоминаний Ирины Фёдоровны Шаровой (в девичестве Кузьминой), пережившей войну ребёнком из большой старообрядческой семьи: «Три брата и четыре сестры, старшей сестре – 14, а младшей 4 года, старшему брату 16 лет, а младший только родился перед войной. Все мы ходили молиться в храм Архангела Михаила … Отец мой служил уставщиком (руководителем чтения и пения на клиросе – о.А.П.) в этом храме. … Война – это что-то ужасное. С нею связаны самые тяжёлые воспоминания – голод, холод, разруха … Все мы переболели тифом … Больных тифом в это время увозили в больницу д. Чачкино, там немцы обещали лечить и кормить больных. Дети тёти Оли уговорили её и сами решили ехать туда, даже звали нашего отца, но он сказал: «Умру на своей печке, но никуда не поеду». Прошло немного времени, и дети её вернулись … Они рассказали, что там, где они были, много не кормят, возят умирать людей. … Очень жестоко поступили немцы с оставшимся в городе населением, когда отступали из города. … Всё население города, порядка двухсот человек, немцы заперли в церковь (в здание старообрядческого храма Покрова Богородицы, где ранее служил упоминавшийся выше о. Андрей Попов – о. А. П.), которую предварительно заминировали. На второй день вечером, в 23 часа, смотрели старшие дети семьи в окно, забравшись на лестницу, видели большое зарево, как впоследствии узнали – это горел наш дом, шесть часов не достоял до прихода наших. Утром, в пять часов слышали, кто-то гремит цепями, думали, наверное, немцы чего-нибудь сотворить хотят. Какова же была радость на всех лицах, когда увидели своих русских армейцев. Это они нам открыли двери свободы! Немцы очень быстро отступали, не успели взорвать церковь … потому что мы находились в храме под Покровом Пресвятой Богородицы, и Бог спас нас от намеченной гибели! Это было 3 марта 1943 года – день освобождения нашего города от немецко-фашистских захватчиков. … Но эхо войны ещё давало о себе знать … На реке Волге были воронки … В июне 1946 года мы потеряли 21-летнего брата, он утонул, попав в глубокую воронку, из которой не смог выплыть. Это оказалась не последняя утрата, связанная с войной. Осенью 1951 года, 8 ноября, в день великомученика Димитрия Солунского, после службы и завтрака младший брат Гера очень просился на улицу погулять. Отец заставил его учить уроки и прочитал кафизму из Псалтыри, потом отпустил его. Как раз старушка постучала в окно, просила милостыню. Герик схватил кусок хлеба и сказал: «Мама, дай я подам». Накинул пальто, шапку и бегом на улицу, и больше домой не вернулся. На улице его встретил 15-летний сосед, позвал прогуляться на реку Лочу. Там сосед разряжал снаряд (не знаем, откуда его взял) … Снаряд взорвался, нашему осколок попал в сонную артерию … Отец три дня ничего не ел, ведь сынишка этот десятилетний никак не звал его кроме как «папочка, мой миленький папунчик». Так закончилась война. Для нас уже в ноябре 1951 года».

Ржев, Покровский храм, РПСЦ, Евгений Чунин
Ржев, 2013 год

Итак, два рассказа представителей ржевского старообрядчества, людей несколько разного возраста и социального положения: дочери священника из числа реально прошедших войну среди призванных, и женщины из более простой семьи, пережившей военные ужасы маленькой девочкой. Попробуем выделить имеющиеся в этих воспоминаниях общие черты, выходящие достаточно далеко за рамки конкретных индивидуальностей.

Во – первых, налицо всецелая, корневая преданность Родине, если можно так выразиться, на всех уровнях жизни. Все дети о. Андрея, кроме не подходящего по возрасту младшего, служат в армии. Сам батюшка и не думает оставлять родной приход даже ввиду серьёзной опасности для жизни. Отец Ирины Шаровой категорически не желает отправляться в немецкий «санаторий», предпочитая «умереть на своей печке» …

Во – вторых, оказавшись в тяжелейших условиях, они не потеряли человеческого облика, составной частью которого, как известно, является стремление творить добро. Священник спасает людей от гитлеровцев, обеспокоен судьбой соседнего храма (что по сути и стоило ему жизни), и даже маленький Гера стремится подать милостыню, как оказалось, перед трагической кончиной.

В – третьих, очевидно, что основой и источником перечисленных выше положительных качеств является твёрдая приверженность наших героев старообрядчеству – исконному изводу русского Православия. Помимо уже упомянутых выше свидетельств этого, приведу ещё одну выдержку из мемуаров И.Ф. Шаровой: «Мы с младшей сестрой помогали отцу в службе читать и петь … доверял он мне помолиться полунощницу, часы и канон … Ещё в юности и иногда по приезде в отпуск на правом клиросе пела и читала. Слава Богу!».

Троица, пятидесятница, служба у старообрядцев, РПСЦ, староверы, традиции, береза, служба в храме, иерей Александр Панкратов, o-apankratov.livejournal.com, Вконтакте, Facebook, фейсбук, социальные сети
Троица во Ржеве. Мирный XXI век

Тут, казалось бы, и поставить победную точку… Но сегодня, представляется, крайне важен вопрос сохранения нашей исторической памяти о прежде бывшем, а не только прошлое само по себе. В связи с чем ещё один сюжет, из подмосковной Гуслицы – местности на юго-востоке столичной области, издавна традиционно населённой заметным числом старообрядцев.

Под городом Куровское здесь есть село Степановка, где местная, без преувеличения, подвижница любви к родному краю (к сожалению, покойная), коренная старообрядка Устинья Григорьевна Андреянова в 1985 году, к 40-летию Великой Победы, с помощью односельчан создала у школы большой парк из голубых елей. Вот как рассказывала о том она сама:

РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, иерей Александр Панкратов, ЗиБ, Защита и безопасность, Санкт-Петербург, Новгород, Ржев, староверы, Гестапо, фашисты, история, Гитлер, нацисты, РПЦ МП, правда, расследование, Германия, оккупация, СС, СД, Витка, Новгород, власовцы

«Брежнев запретил ставить какие-либо памятники погибшим. А у нас на войну ушло около 500 человек, я знала каждого в лицо. Знала, как жила его семья во время войны. И вот когда была я главным мелиоратором, забежала по делу в сельсовет. А там сидели наши, кто с войны пришёл. Со мной в школе учились. «Устинья Григорьевна, когда ты нам памятник поставишь?» – «Какой вам памятник? Вы живые». – «А это мы про памятник тем, кто погиб за то, что мы живые». – «Если будете мне помогать, я возьмусь за организацию». Собрала я три собрания. Сначала инвалидов войны, потом жён погибших, потом молодёжь. Пошла к директору совхоза: «Вот тут у тебя земля песчаная, она не родит, отдай для школы». – «Бери Бога ради». Тогда всё это было просто … Зимой я сидела в архивах, писала в Подольский архив Вооружённых Сил, ходила в Орехово-Зуевский военкомат. Таким образом выяснила, что 176 человек не вернулось из тех, кто ушли на войну. Сейчас ещё трое нашлись. Мы составили списки. Я подумала: «Раз памятники не разрешают ставить, кто мне запретит дерево посадить?». Собрала механизаторов. «Будете помогать во внерабочее время?» – «Да». Все хотели сделать что-то хорошее. Наметили мы, где сажать деревья. … И тут один человек мне говорит: «Устинья Григорьевна, чем ты хочешь удивить? Липы и клёна везде полно, а вот если бы ты голубую ель посадила!». Стала я искать саженцы …

Я попросила детей, и с ними вместе мы сажали ели. Ямки рыли местные жители ночью. Кто и сколько рыл – не знаю. Обычай такой: труд ради святого дела должен оставаться в тайне. С полдевятого утра и до полдевятого вечера сажали. Из последних сил … Наступила осень … приехали ко мне с проверкой. Ходим вдоль ёлочек. Я рассказываю: «Это в честь Шмелёва Ивана Фёдоровича, это в честь Андрея Ивановича, это в честь Зинина Ефима».

РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, иерей Александр Панкратов, ЗиБ, Защита и безопасность, Санкт-Петербург, Новгород, Ржев, староверы, Гестапо, фашисты, история, Гитлер, нацисты, РПЦ МП, правда, расследование, Германия, оккупация, СС, СД, Витка, Новгород, власовцы

– «А как же ты их всех помнишь?». А я знала, как они жили, так и ёлочки сажала. Сосед рядом с соседом … А потом каждый год дети следили за ёлочками. Отмечали, насколько они подросли. Всё заносили в календарь. Всё учитывали. Поливали ёлочки всё время». Через несколько лет возле парка всё-таки поставила Устинья Григорьевна памятник. Обычный, типовой: боец, держащий на руках павшего товарища. Немного позднее в школьном парке она установила в память погибших и высокий, в два человеческих роста, старообрядческий крест.

РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, иерей Александр Панкратов, ЗиБ, Защита и безопасность, Санкт-Петербург, Новгород, Ржев, староверы, Гестапо, фашисты, история, Гитлер, нацисты, РПЦ МП, правда, расследование, Германия, оккупация, СС, СД, Витка, Новгород, власовцы

И примеры подобного рода – не только в далёких уже 80-х. В частности, в 2012 году один из московских предпринимателей – старообрядцев организовал и профинансировал возведение памятника десантникам – героям Великой Отечественной, в г. Демянске Новгородской области.

РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, иерей Александр Панкратов, ЗиБ, Защита и безопасность, Санкт-Петербург, Новгород, Ржев, староверы, Гестапо, фашисты, история, Гитлер, нацисты, РПЦ МП, правда, расследование, Германия, оккупация, СС, СД, Витка, Новгород, власовцы

Можно было бы, конечно, рассказать и не только об этом. Но, наверное, настала пора от частностей перейти к выводам, то есть к главному. Оно в том, что есть на земле вещи, против которых время бессильно. Не надо тратить сил, чтобы достичь некоей «славы». Если жизнь проходит в истинном, то есть в исполненном трудолюбия, скромном, терпеливом и последовательном созидании на родной земле, память о человеке остаётся в поколениях. Дело ведь не столько в том, что кто-то посадил парк у школы или построил монумент. Всё это в первую очередь примеры, подсказывающие другим, какие ценности в этой жизни достойны того, чтобы их искать. Хотелось бы пожелать, чтобы прочитавшие сии строки спросили сами себя: а как живём мы? И какой пример после себя оставим?

Священник Александр Панкратов (Русская Православная старообрядческая Церковь, г. Великий Новгород)

Использованные материалы:

  • Андриан, старообрядческий митрополит Московский и всея Руси. Собрать разделённый народ. Выступление на IX Всемирном Русском Народном Соборе 9 марта 2005 г.//Церковь. Старообрядческий церковно – общественный журнал. Вып. 7. М., 2005. С. 36 – 37;
  • Боченков В. Хранитель гуслицких ключей. Труды и дни Устиньи Андреяновой // Там же. С. 38 – 41;
  • Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Иринарха, старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси, и Преосвященного епископа Геронтия, помощника архиепископа Московского//Старообрядческий церковный календарь на 1945 г. М., 1945;
  • Покровский храм и его настоятель. Ржев, 1998;
  • Шарова И.Ф. С верой сквозь ужас войны. Из воспоминаний детства и юности // Чело. Альманах Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. № 1 (49), 2011. С. 105 – 107;
    О парке в Степановке и У.Г. Андреяновой: www.bogorodsk-noginsk.ru, http://terraplan.ru/
  • Про открытие памятника десантникам. Электронная публикация

Православие под сенью свастики

РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, иерей Александр Панкратов, ЗиБ, Защита и безопасность, Санкт-Петербург, Новгород, Ржев, староверы, Гестапо, фашисты, история, Гитлер, нацисты, РПЦ МП, правда, расследование, Германия, оккупация, СС, СД, Витка, Новгород, власовцы

Об авторе:

Ковалев Борис Николаевич, доктор исторических наук, профессор. Санкт-Петербургский институт истории РАН. г. Великий Новгород

Сотрудничество с оккупантами иногда оправдывалось самыми благими целями. Мол, советская власть являлась исчадием ада, а немецкие захватчики не так уж и плохи. Священнослужители, сотрудничавшие с гитлеровской администрацией, были обыкновенными людьми. Они не могли простить советской власти закрытых храмов и глумления над религией, унижения святынь и насильственное насаждение атеизма. Но они, в большинстве своем, не смогли понять, что начавшаяся война является Отечественной и подлинно народной, что ее исход определит, сохранится ли Россия как государство, и не превратится ли православие, по словам рейхсминистра Восточных областей Альфреда Розенберга, в «забавный этнографический ритуал».

Отношение к христианству у Гитлера и его сподвижников было весьма агрессивным. Признавая необходимость активного использования религии в пропагандистских целях, он как-то заявил: «Церковь — это всегда государственная объединительная идея. В наших же интересах лучше всего было бы, если бы в каждой русской деревне была своя собственная секта со своим собственным представлением о боге. Если у них там начнут возникать всякие колдовские или сатанинские культы, как у негров или у индейцев, то это будет заслуживать всяческой поддержки. Чем больше моментов, разрывающих на части СССР, тем лучше».

День Победы, старообрядцы, танк Т-34, газета Община, Максим Гусев, Екатеринбург, Урал, Березовская

Еще перед нападением Германии на СССР немецкие спецслужбы определили круг лиц, которые могли бы стать союзниками немецкого нацизма. К таковым они относили духовенство.

С первых же дней пребывания на советской земле захватчики стали осуществлять свой план возрождения религиозных культов. Только на территории Новгородчины было открыто 40 новых церквей, на территории Псковщины — более 60. В самом Пскове стали действовать 6 храмов (На оккупированных территориях СССР действовало в общей сложности свыше 1100 приходов Русской православной церкви. — Прим. Ред).

Большое внимание со стороны оккупационных властей уделялось использованию религиозной темы в своей идеологической и пропагандистской работе. В издаваемых нацистами газетах и листовках всячески подчеркивалось, что новый режим несет религиозную свободу. Настойчиво рекомендовалось в проповедях и во время церковных церемоний выражать верноподданические чувства к Гитлеру и III Рейху. Активно распространялась соответствующая литература, к примеру, листовка с якобы молитвой такого содержания: «Адольф Гитлер, ты наш вождь, имя твое наводит трепет на врагов, да приидет третья империя твоя. И да осуществится воля твоя на земле…»

РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, иерей Александр Панкратов, ЗиБ, Защита и безопасность, Санкт-Петербург, Новгород, Ржев, староверы, Гестапо, фашисты, история, Гитлер, нацисты, РПЦ МП, правда, расследование, Германия, оккупация, СС, СД, Витка, Новгород, власовцы

Немецкие плакаты и листовки на церковную тему, выпущенные в первые дни оккупации, строились в основном на контрастах, в них активно использовались фотоматериалы. По соседству изображались красноармейцы, «выносящие по приказу Е. Ярославского (Емельян Ярославский, урожденный Миней Израилевич Губельман, — член РСДРП с 1898 года. Выдающийся ученый и идеолог научного атеизма, академик АН СССР. — Прим. Ред.) церковную утварь из храма», и «германские солдаты, помогающие жителям тушить их подожженные дома».

Населению упорно внушались убеждения, что религия, нравственность и советская власть — понятия несовместимые. Торжества по поводу открытия новых храмов начинались следующими словами священников: «Или есть Бог, тогда должны быть уничтожены злодеи-большевики, или есть большевики и будут уничтожены храмы». На всех мероприятиях такого рода обязательно присутствовали представители немецких пропагандистских служб.

Особенно сильное впечатление на жителей оккупированных территорий произвел факт открытия Кафедрального собора в Псковском кремле, где до этого размещался музей Союза воинствующих безбожников. Если верить сообщению немецких пропагандистских служб, солдаты германской армии во время тяжелого боя с риском для жизни вынесли из церкви Вознесения богоматери в Тихвинском монастыре легендарную икону Тихвинской богородицы.

22 марта 1942 года эта икона при огромном стечении народа была торжественно и с определенными пропагандистскими целями передана во Пскове представителям православной церкви. После этого ее основным местонахождением стала хорошо охраняемая оружейная комната псковской военной комендатуры. Ежедневно икону отвозили в Троицкий собор, а вечером возвращали назад.

Именно в таких условиях на Северо-Западе СССР была образована так называемая «Православная миссия в освобожденных областях России». В своем первом обращении к верующим она призвала всех «возрадоваться своему освобождению». Одной из первых задач данной пропагандистской структуры стала подготовка и рекомендация тематики для проповедей церковнослужителей. Наиболее частыми летом 1941 года были выступления, посвященные «надругательству большевиков над церковью, о несправедливости коммунистического режима, о том, что теперь русский народ сможет спокойно жить, работать и молиться Богу».

Создание и организация Псковской Православной миссии во многом связаны с инициативой православного духовенства из Прибалтики и, в частности, с деятельностью экзарха Сергия, который в начале июля 1941 года вступил в переговоры с германским командованием, предложив отправить миссионеров «в большевистские области России».

РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, иерей Александр Панкратов, ЗиБ, Защита и безопасность, Санкт-Петербург, Новгород, Ржев, староверы, Гестапо, фашисты, история, Гитлер, нацисты, РПЦ МП, правда, расследование, Германия, оккупация, СС, СД, Витка, Новгород, власовцы

Активное содействие ему оказало СД (Служба безопасности СС была частью нацистского госаппарата в Третьем рейхе и на оккупированных территориях. — Прим. Ред.), и уже 18 августа первые посланники прибыли во Псков. Всего их было 14 человек, в основном православных священников.

Изначально они не получали никакой поддержки ни со стороны немецкой, ни со стороны русской коллаборационистской администрации. Но ситуация кардинально изменилась после вмешательства отдела пропаганды и СД. Последние увидели в миссии надежного проводника своей политики. По требованию немцев миссионеры должны были не только налаживать церковную жизнь, но и «объяснять и указывать населению преимущества и достоинства новой, открывающейся для него жизни».

В августе 1942 года священники оккупированных районов Северо-Запада РСФСР получили секретный циркуляр от Православной миссии, подписанный протоиреем Кириллом Зайцем. В нем давались следующие задания:

  1. выявлять партизан и лиц, связанных с ними;
  2. среди прихожан выявлять всех тех, кто настроен против немцев и высказывает недовольство немецкими порядками;
  3. выявлять всех служителей культа, которые отправляют службы, не имея соответствующего образования, то есть священников-самозванцев;
  4. выявлять в своем приходе всех, кто был репрессирован советской властью.

Здесь же указывалось, что все эти сведения должны ежемесячно пересылаться в Псковскую Православную миссию.

Немецкие власти стремились максимально использовать работу миссии для своих целей. Ее руководство регулярно получало распоряжения от нацистов о содействии оккупационным властям. Они принимались к исполнению. Представители различных германских служб — военных, экономических, разведывательных рассчитывали на то, что через Православную миссию они смогут получать значительное количество информации.

Интересы немцев находились в различных областях, часто весьма далеких от религиозных проблем. Служащие тыловых подразделений вермахта хотели знать не только о категориях собранной сельскохозяйственной продукции, но и о возможностях русского населения увеличить поставки продовольствия для нужд германской армии. В инструкции по работе с русскими священниками, которая была подготовлена в районе действия группы армий «Север» летом 1942 года говорилось о том, что русские крестьяне могут лгать соседу, старосте. Они с недоверием относятся к немцам, как к пришельцам, но они никогда не рискнут обманывать своего местного священника.

Абвер рассчитывал на помощь Православной миссии при подготовке агентуры для работы как на оккупированной территории, так и для заброски в советский тыл.

Тесные связи наладились между пронацистски настроенным русским духовенством и генералом Власовым. Последний в мае 1943 года посетил Псково-Печерский монастырь. В своем выступлении перед монахами он заявил о том, что идет воевать за свободную Россию без большевиков и попросил настоятеля благословить его. Настоятель не только благословил его «на крестовый поход против жидо-большевизма», но и, земно поклонившись, подарил ему икону. После этого монастырь несколько раз посещали представители РОА. Перед власовцами, выстроенными возле Успенского собора, выступал настоятель. Он благословлял их «на бой с проклятыми большевиками до победы».

В 1943 году Православная миссия получила задание от германского командования всячески популяризировать власовское движение. В циркуляре № 714 от 9 июня 1943 года управление миссии предписывало всем благочинным представить в управление миссии сведения следующего характера: «охарактеризовать популярность власовского движения, отношения к нему местного населения; сделать сопоставление отношения населения к власовскому движению и к партизанам; указать, на чьей стороне находятся симпатии населения, какое из них пользуется большим доверием и сочувствием».

По предложениям, а фактически по приказам нацистов утверждались темы проповедей. Так, в июне 1942 года вышло распоряжение миссии, в котором говорилось: «…в ночь с 21 на 22 сего месяца исполняется год той освободительной борьбы, которую ведет победоносная германская армия с большевизмом во имя спасения человечества от сатанинской власти поработителей и насильников.

Христианский долг требует от нас искреннего сознания всей важности необходимости продолжающейся освободительной борьбы, а также соответствующего серьезного отношения и к великой дате современной истории, ознаменовавшей собой начало этой борьбы.

В связи с этим, предписываем всему духовенству 21 сего июня после божественной литургии и произнесения соответствующего слова совершить молебствование о даровании Господом сил и крепости Германской армии и ее вождю Адольфу Гитлеру для окончательной победы над проклятым жидо-большевизмом».

Православная миссия стремилась контролировать церковную жизнь на всей оккупированной территории Северо-Запада. Ее верхушка действовала в тесном контакте с различными службами вермахта и коллаборационистской новой русской администрацией. Но в глубинке, удаленной от крупных немецких гарнизонов, отнюдь не все священники выполняли распоряжения германского командования и Православной миссии. В их деятельности не было ни малейшего проявления коллаборационизма.

Так, например, священник села Рождественно Пушкинского района Ленинградской области Георгий Свиридов активно помогал советским военнопленным. Священник Федор Пузанов в 1944 году был награжден медалью «Партизану Отечественной войны».

К концу немецкой оккупации число священников на этой территории возросло до 175, а число приходов до 200. Так как большая часть этой территории принадлежала Ленинградской епархии, священники должны были возносить во время богослужения имя митрополита Ленинградского Алексия, находящегося по другую сторону фронта. Но когда с советских самолетов начали разбрасывать подписанные Алексием антифашистские листовки, оккупационные власти запретили любое положительное упоминание его имени в храмах.

Одним из немногих православных монастырей, никогда не прекращавших своей деятельности, является Псково-Печерский. Он находится на той территории, которая с 1920 года входила в состав буржуазной Эстонской республики. Большинство монахов были настроены крайне антисоветски, и приход немецких войск в июле 1941 года ими был встречен с большой радостью и воодушевлением. Это объяснялось тем, что с первых дней восстановления советской власти в Печерском районе они почувствовали крайне негативное отношение к себе. Многие из них были арестованы.

Вскоре после прихода немцев настоятеля Печерского монастыря вызвали в военную полицию, где представитель Абвера заявил ему о том, что монахи обязаны помогать Германии в борьбе против общего врага — большевизма. К врагам были отнесены коммунисты, партизаны и все недовольные «новым порядком». Сразу же немецкой разведке были предоставлены списки печерских коммунистов.

22 июня 1942 года гебитскомиссар Псковского округа получил из Печерского монастыря письмо следующего содержания: «Почтительнейше имею честь Вам доложить, что 21 сего июня было совершено молебствие о даровании нашим освободителям окончательной победы над богопротивным большевизмом.

Да поможет Господь Бог победоносной Великогерманской армии и ее великому вождю Адольфу Гитлеру в окончательном уничтожении безбожного коммунизма». Письмо было подписано настоятелем монастыря, который торжественным богослужением и крестным ходом отметил захват Печер гитлеровской армией.

Немецкие власти высоко ценили активное содействие в проведении своей политики со стороны монахов. Одна из многочисленных благодарностей была получена Печерским монастырем от канцелярии фюрера за подарки Гитлеру ко дню его рождения.

В районе действий группы немецких армий «Центр» религиозные вопросы относились к ведению коллаборационистской администрации, в первую очередь городских управ. Естественно, они работали в тесном сотрудничестве с немецкими пропагандистскими службами.

Сразу после оккупации Смоленска в июле 1941 года нацистами был открыт кафедральный собор. Немецкое командование собиралось использовать его в качестве своего рода религиозно-идеологического центра.

В октябре 1941 года священникам, оказавшимся в оккупированном немцами Смоленске, было предписано явиться в военную комендатуру. Там они заполнили специальные анкеты, состоявшие из нескольких десятков вопросов, таких, как фамилия, имя и отчество, год и место рождения, кто были родители, как давно проживает в данной местности, как давно является священником, каким репрессиям подвергался со стороны советской власти.

После заполнения анкет комендант города через переводчика заявил присутствующим: «Вы, священники, выступая перед русским населением, должны всячески поддерживать мероприятия, проводимые немецким командованием. Германия идет навстречу русским и делает все для вашего благодеяния — мы открываем храмы, в которых будет можно свободно отправлять богослужения».

Далее перед священниками выступил представитель Абвера. Он разъяснил собравшимся о том, что немцы пришли в Россию не как враги, а как друзья, с целью освобождения русского народа от ига большевизма. Поэтому русские священники обязаны не только вести пропаганду всех немецких мероприятий, но и всячески бороться со всеми коммунистическими проявлениями. Для этого, сказал представитель германской военной разведки: «…все истинно православные люди обязаны доносить германским властям о любых проявлениях неповиновения новым властям».

Не останавливались немцы и перед инсценировками. Так, в ноябре 1941 года, когда Смоленский собор был закрыт для верующих, там прошло богослужение, транслировавшееся по радио. В пустом соборе находились несколько немецких офицеров, священник и хор. Провозглашались здравницы в честь «великой Германии и ее вождя — Адольфа Гитлера». Русское население на службу не допускалось «во избежание незапланированных действий».

Служба в смоленских церквях могла начаться только с разрешения и по расписанию, утвержденному немецким комендантом города. Последнее делалось каждый месяц. Кроме этого, немецкая комендатура утвердила должность «немецкого представителя при Смоленском соборе». Ему около храма был выделен просторный дом. Этот представитель оккупационных властей имел ключи от всех помещений, и без его присутствия служба не могла начинаться.

Активно способствуя развитию коллаборационистской печати на занятых вермахтом территориях, нацисты настоятельно рекомендовали, чтобы каждая газета или журнал имели религиозную рубрику. В частности, в смоленской газете «Новый путь» ее вел протоиерей М. Шиловский. Накануне уничтожения нацистами и их пособниками Смоленского гетто, одного из самых крупных на территории РСФСР, он опубликовал материал «Непримиримые враги христианства». В этом человеконенавистническом сочинении, в частности говорилось:

«…Христос был распят теми, кого хотел спасти. В безумном гневе евреи кричали: «Распни, распни Его».

Он распят! Кем? — Жидами. Они сами произнесли приговор, тяготевший над ними ранее, который логически вытекал из всей их истории. «Кровь Его на нас и на детях наших!» Если нам скажут о мнимом нарушении заповеди Христовой: «Любите врагов ваших», мы ответим: «Это не враги наши, это непримиримые враги Христовой веры, а таким врагом является сатана. Любить его — значит отречься от Бога. Как с дьяволом, так и с этими сатанистами нужна борьба…

odessa&

Всю свою злобу они показали нам, жителям многострадальной Руси. Царство их — царство смерти. Сколько крови ими пролито. Верный сын церкви, император-христианин, с наследником и с семьей злодейски умерщвлены жидами Янкелями Свердловым и Юровским и Исааком Голощекиным…

Небывалые в истории злодейства проводились жидами. Недавно перед всем миром раскрылось новое злодеяние — массовое убийство в Катынском лесу. А сколько истинно русских людей полегло от кровавой руки еврейства? Близится час последнего ответа. Нет и не может быть примирения с ними. Смерть еврейства — смерть сатанистов».

Подобные материалы должны были, по замыслу нацистов, объяснить населению причины уничтожения узников Смоленского гетто: расправа над мирным еврейским населением произвела исключительно тягостное впечатление на жителей города.

Со страниц печати смоленские священники, сотрудничавшие с оккупантами, неоднократно выступали с призывами к населению о необходимости всячески содействовать германским властям. В 1943 году вышло несколько листовок к партизанам за подписью смоленского епископа Стефана. В них он призывал народных мстителей сложить оружие и перейти на сторону оккупантов. В противном случае, писалось в листовке, «Божья кара, которая скоро вас постигнет, будет страшной».

* * *

Как упоминалось выше, далеко не все священники на оккупированных терртиориях сотрудничали с нацистами. Позавчерашние батюшки и вчерашние конюхи, счетоводы, а то и узники ГУЛАГа, начинали службы, когда в церкви, а когда и в простой избе. По воспоминаниям комиссара Пятой партизанской бригады И. И. Сергунина трагизм заключался в том, что многие священнослужители, не принимая гитлеровской идеологии, боялись партизан и не доверяли им. Считали их бандитами. Несмотря на это многие священники согласились в своих проповедях говорить о неизбежности победы русского оружия и служить молебны за здравие односельчан, находящихся в Красной армии. И именно они стали настоящими пастырями для народа в великом бедствии.

День Победы, старообрядцы, танк Т-34, газета Община, Максим Гусев, Екатеринбург, Урал, Березовская

Источник: редакция журнала «Защита и Безопасность»

 

Материал по теме:

Митрополит Корнилий. Старообрядцы и государство: Родина, Отечество, Долг

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство

Митрополит Корнилий на радио “Наше Подмосковье”. Отличное интервью!

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёры
Фильм канала «Москва24» “Старообрядцы Москвы

Фильм канала «Москва24» “Рогожская казачья станица”

Ставшая народной песня “Россия”, посвященная герою-старообрядцу Матвею Платову:

Учёные о фальсификации истории России

Расширенный видеоматериал с конференции РГБ о выявленных подменах и осознанной манипуляции русской историей за последние два-три века.

фальсификация истории, манипуляция, обман

О роли старообрядцев в революции 1917 года

Рецензия сайта STAROVE.RU на историческое исследование А. В. Пыжикова «Грани русского раскола». Видео и стенограмма лекции учёного в ходе презентации новой книги.

Александр Пыжиков, революция, заговор, колхозы, советская власть, подрывная деятельность, диссиденты, анархисты, масоны, банкиры, Морозовы, Рябушинские, московская купеческая группа, Ротшильды, революционеры, пролетарии, анархисты, диверсия, раскол, старообрядцы, староверы, раскольники, Николай второй, Александр Первый, Пётр Первый, Екатерина Вторая, крепостное право, ремесленники, вина, евреи, финансирование, Шишкин, Хохлов

О роли старообрядцев в войне 1812 года

Важный научно-исторический очерк, опровергающий ряд фальсификаций и клише, сфабрикованных гонителями истинно православных христиан на Руси.

Заветы атамана Игната Некрасова, Булавинское Восстание и казаки-Некрасовцы, казачество, раскол, староверие, казаки, Дон, Волга, Кондратий Булавин, Долгоруков, Кубань, Никита Голый, Игнатий Некрасов, Лукиан Хохлач, озеро Майнос, Турция, хан

Избранные материалы:

STAROVE.RU, Церковь и Мир, общество, аналитика, актуальное, Ростов на Дону, Сергий Аветян, фото, священник, РПСЦ, актуальное, на злобу дняРаздел «Церковь и Miр»

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики «Исследования», «Истории жизни», материалы «На злобу дня», информация о праздниках, а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».

 

 

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Богоявление, Рогожское, СтарообрядцыБогоявленская вода. Рогожское. Фото

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег ХохловДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёрыИнтервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Епископ Евмений, о.Евгений Михеев, старообрядцы, Молдавская епархия РПСЦ, Кишинёв, Вознюк, Верея, Рогожское, Россия, Политика, ГУЛАГ, репрессии, гонения, СССР, Советская власть, лагеря, потомственные, староверы, Рогожская Слобода, чиновники, партийные, коммунисты, биография, советская власть, Брежневская эпоха, РПЦ МП, застой, Москва, жизнеописание, биография, Рогожская Слобода, митрополит Корнилий, Митрополит Алимпий, Епископ Геронтий Лакомкин, Русская ПланетаВл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

Статистика, смертность, старообрядцы, евреи, народы России, меньшинства, продолжительность жизни, национальности, старообрядцы, протестанты, дагестанцы, рождаемость, росстат, Америка, США, Европа, Англия, революция, Русский крест, анализ, Высшая Школа Экономики, демография, Россия, перепись населения, состав населения, профессииSTAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

Волховские Огни, Волхов, SKIF, Александр Николаевич Новиков, исследование, раскол, Аввакум, староверы, старообрядцы, Арсений Суханов, Арсений Грек и Арсений Глухой, Никон, Алексей Михайлович, новообрядцы, политика, история, синодальная церковь, РПЦ МП, гонения, цензура, Самодержавие духа, смирение, потревоживание, Митрополиит Иоанн, Иван Матвеевич Снычёв, третий Рим, хранилище овощей, смирение, Горбачёв, перестройка, Алексей Михайлович, Стоглав, антихрист, светская церковь, Ксения Петербургская, старец Епифаний, посолонь, просфора, Соловецкий монастырь, заговор, подтасовка, расследование«Самодержавие духа» или боязнь «потревоживания»?

Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.

деяния, Никон, Писание, постановления, правила, Предание, Стоглав, Стоглавый Собор, Предание, закон, соборность, Православие, перевод, толкованиеПостановления Стоглавого Собора (1551 год)

Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.

Рогожская СлободаПутеводитель по Рогожской Слободе

Читайте в иллюстрированном обзоре на нашем сайте информацию о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.

 

Рогожская Слобода, Рогожское, старообрядцы, архитектурный ансамбль

Журнал Дилетант. О расколе – правдиво

Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.ру

ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег Хохлов

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz
Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru
Twitter: https://twitter.com/staroveru
Youtube: Канал STAROVE.RU

Читайте также

РПЦ, Синод, священномученик, миссионер, Константин Голубев, старообрядцы, раскольники, молокане, священномученик Константин Голубев, миссионерское обозрение, саратовские ведомости, Саратов, начетчик, Иларион Алфеев, митрополит Корнилий, Радио Вера, radiovera.ru, Пасха, Иларион Алфеев, новомученики, житие, Путин, митрополит Корнилий

Православное «Радио Вера» в Пасху разжигает религиозную рознь

Всего месяц прошел с мартовского заседания Синода РПЦ 2017 года, на котором новообрядческая церковь утвердила ...

10 комментариев

  1. Владимир Саяпин

    Вот ведь как! О старообрядцах написал старообрядец, да еще и в священном сане. О новообрядцах кто, какой Церкви принадлежит? Может, он и не христианин? Так нельзя! “Ранг” должен быть одинаковый!

    • Олег Хохлов

      Я поддерживаю, но вот о старообрядцах, например, пишет г-н Пыжиков. Светский – дальше ехать некуда: так лучше бы не писал… В следующей своей книге он в старообрядцы и Сталина, и Гитлера запишет, коль Ежов с Берией уже “наши”… : ((

      С удовольствием опубликую разоблачение указанных фактов о новообрядцах. Или что фото – постановка голливудская, типа как первый американьский космонавт на Луне.

  2. Георгий

    В статье О Александра говорится о обращении 1943г. Но Московская Архиепископия распространяла обращения с самого начала войны с 1941г.
    Рождественское послание старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси Иринарха (Парфенова) к духовенству и верующим (декабрь1942г.)
    [ ] 2008 Янв 04, 16:56
    Возлюбленные чада старообрядческой Христовой церкви, находящиеся в немецком пленении и оккупации!

    В святой день Рожества мы торжественно поем – «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецах благоволение».
    Так воспевают с неба Ангелы, а на земле вместо мира и благоденствия свирепствуют сейчас ужасы войны, потрясающей весь мир, оскверняя и разоряя церкви Божия.
    Полтора года злобный, бесчеловечный враг терзает и нашу родину и вас, мои возлюбленные чада, творит неисчислимые беды, скорби и разорения.
    Уповая на милость Бога, мы верим, что торжество врага временное и преходящее.
    Наша доблестная армия очистит священную землю русскую от исконного нашего врага – немца и его приспешников.
    Верьте этому и вы, возлюбленные братья и сестры, попавшие в плен и порабощение к немцу, час избавления от ига его недалек.
    Красная Армия наносит по войскам сокрушительные удары под Сталинградом, Ржевом, на Воронежском фронте. Наши союзники – англичане и американцы – теснят его в Африке.
    Из центра старообрядчества – из достославной Москвы, с Рогожской заставы – я, ваш архипастырь и богомолец, обращаюсь к вам со словами утешения и надежды и призывом оказывать всяческое противодействие врагу.
    Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь. Вспомните, как наши достославные предки, движимые любовию к родине, все, как один, вилами и рогатинами истребляли, и гнали с своей земли двунадесять языков гордого завоевателя.
    И сколько же их ушло из России? Жалкая кучка!
    Освобождение нашей матери-родины от исконного врага и губителя русского народа – немца – всенародное святое дело.
    Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага с священной земли нашей и тем самым приблизитъ радостный час соединения с вами.
    Мы же здесь возносим Господу Богу непрестанные молитвы, чтобы он сохранил вас от зла и губительства и дал вам силы предков наших в борьбе за освобождение нашей отчизны от захватчиков.
    Призываю на весь мир Божий и наше архипастырское благословение, душевно желаю вам в предстоящем 1943 году полного и окончательного изгнания врага с нашей земли и скорейшего воссоединение с нами.

    Смиренный старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси
    Иринарх

    “Возлюбленным во Христе братьям и сестрам, находящимся в Молдавии и Бессарабии” (август 1944 года):

    “Радостью наполняется сердце от поступающих с фронтов Отечественной войны вестей: наша доблестная русская армия шаг за шагом очищает от немецких фашистов священную Отчизну.

    Вот и вы, дорогие чада, более двух лет томившиеся под пятой оккупантов, снова можете свободно вздохнуть грудью и трудиться на благо своей Родины…

    Дорогие и любезные чада! Сейчас, когда заря победы над врагом восходит на горизонте, от каждого из нас требуется самоотверженность в служении Родине.

    Поэтому призываю вас, как любящий отец, не прельщайтесь неметчиной, помните заветы наших предков, ненавидевших всей душой ее. Покажите свою готовность любыми жертвами проявить свою любовь к Родине и древле истинной вере Христовой! Помогайте быстрее восстановить разрушенное врагом хозяйство, повинуйтесь иже во власти сущим! Помогайте доблестным нашим воинам всем, чем только можете”.

    Старообрядческий
    архиепископ Московский и всея Руси Иринарх
    (Парфенов) 6 июля 1941 г. написал «Посла-
    ние всем и всюду во Святом Духе возлюб-
    ленным и дражайшим братьям и сестрам ста-
    рообрядцам»
    В тиши ночной, когда мирный русский люд спал, напала на него саранча. Свободные и миролюбивые малые народы европейских стран утонули в крови, превращены в рабов, отданы на поругание нечисти. Великая скорбь, плач стариков, детей и матерей содрогают весь мир…

    Пришло время, пришел час для каждого верующего старообрядца направить все свои силы и помыслы на борьбу с насевшим врагом и не щадя живота постоять за други искренне своя, отстоять грудью великую, мирную и прекрасную Родину!

    Сотворим же крестное знамение во имя честнаго и животворящего креста, святой и нераздельной Троицы, и по примерам прошлых лет, по примерам наших святых воителей, с благословения и молитв всех святых и аз благословляю вас на подвиги ратные.

    Меч победы да пребудет в руках ваших, разящих иноземного врага!

    И это только малая часть обращений Архиепископии, множество материалов ждет изучения и публикации!

  3. Георгий

    Возлюбленные чада старообрядческой Христовой церкви, находящиеся в немецком пленении и оккупации… Из центра старообрядчества — из достославной Москвы, с Рогожской заставы — я, ваш архипастырь и богомолец, обращаюсь к вам со словами утешения и надежды и призывом оказывать всяческое противодействие врагу.

    Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь. Вспомните, как наши достославные предки, движимые любовию к родине, все, как один, вилами и рогатинами истребляли и гнали с своей земли двунадесять языков гордого завоевателя. И сколько же их ушло из России? Жалкая кучка! Освобождение нашей матери-родины от исконного врага и губителя русского народа — немца — всенародное святое дело.

    Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага со священной земли нашей и тем самым приблизитъ радостный час соединения с вами. Мы же здесь возносим Господу Богу непрестанные молитвы, чтобы он сохранил вас от зла и губительства и дал вам силы предков наших в борьбе за освобождение нашей отчизны от захватчиков.

  4. Георгий

    А вот документ современной истории! Это для того, что бы не было сомнений, это можно сказать жирная точка, экстремизму и фашизму у нас не место. Как бы злодеи не пытались омыть свои грязные идеи, не выйдет!

    Обращение Освященного Собора РПсЦ 2006 г. против неонацизма и терроризма
    ОБРАЩЕНИЕ «ОБ ОТНОШЕНИИ К ПРОЯВЛЕНИЯМ НАЦИОНАЛИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА»
    Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви

    Братие и сестры!
    В настоящее время русский народ подошел в своем историческом бытии к опасной черте, оказался в глубоком кризисе. Прежде всего, он поразил наше самосознание, складывавшееся веками. Некогда мощный, великодушный, миролюбивый народ стремительно теряет духовную и материальную силу, нравственный авторитет и чувство собственного достоинства. Совсем недавно это выразилось, в частности, во вспышках межнациональной розни в России, экстремистских действиях, приведших к человеческим жертвам.
    Под влиянием неонацистской литературы у некоторых современных молодых людей возникает в сознании образ враждебного инородца, и они срываются на экстремистские, и даже террористические действия, губя и свою жизнь, и жизни ни в чем не повинных людей.
    В связи с этим считаем необходимым заявить: только сам русский народ способен реально исправить сегодняшнюю печальную ситуацию. Это произойдет лишь тогда, когда мы сможем остановить собственную деградацию и оказать сопротивление злу, разрушающему нас извне и изнутри. Каким же должно быть это противодействие?
    Русская Православная Старообрядческая Церковь решительно выступает против какого-либо насилия на религиозной и национальной почве, категорически осуждает его, и как принцип отношений между людьми, и его конкретные проявления, в частности, взрыв на Черкизовском рынке в Москве.
    Мы убеждены, что сейчас, как и в былые времена, Господь наказывает нас в целях нашего же исправления. Прежде, чем винить в своих бедах «чужаков», мы должны глубоко осознать те преступления, которые были сотворены в прошлом против Бога значительной частью самого народа. Сегодня важно, чтобы у нас отверзлись, наконец, очи, и мы заново увидели собственное духовное и нравственное состояние.
    Уровень моральной деградации достиг ныне небывалых размеров. Открыто, при помощи средств массовой информации, идет наглая пропаганда разврата и всевозможных пороков, перед которой большинство русских оказалось духовно беззащитно. Надо признать, что в этом отношении другие народы, сохраняющие традиционные формы своего бытия, демонстрируют явное превосходство. Религиозность, уважение к старшим, крепость семейных связей дают им силу бороться за будущее. Мы же пока, к сожалению, далеки от совершенства, прежде всего духовного. И никакие экстремистские действия здесь не помогут. Наоборот, они способны только усугубить кризис. Остается одно: вернуться на тот путь развития, который является непорочным в очах Господа.
    Освященный Собор особенно обращается к пастырям. Духовные отцы должны заботливо и внимательно относиться к молодежи, в том числе к приходящей в Церковь, разъяснять истинные задачи христианства и призывать к подлинному духовному возрождению. И здесь у старообрядцев богатый исторический опыт.
    Наше сопротивление распаду русского традиционного уклада жизни началось еще со времен церковного раскола XVII столетия. Много бед претерпели хранители древней веры с тех пор, причем в первую очередь – от своих же единокровных братьев. Но это не озлобило их, не заставило забыть евангельские заповеди любви и вернуться к ветхозаветному принципу «око за око и зуб за зуб». Они не развязывали гражданских войн и массовых беспорядков, а смиренно молились Богу за Россию, за весь ее народ, боролись за Истину, не прибегая к насилию.
    Сегодня, вслед за ними, мы вновь говорим, что необходимо противиться злу, но также ненасильственно: «Наша брань не к крови и плоти, но к началам и ко властям, к миродержителям тьмы века сего, к духам злобы поднебесным», т.е. направлена против бестелесных сил зла (св. ап. Павел). Разумеется, при этом мы искренне уповаем, что государственная власть обеспечит правопорядок в стране. «Не напрасно начальники носят меч», – пишет тот же святой ученик Христов.
    Освященный Собор обращается ко всем русским людям, особенно к молодежи, с отеческим призывом сохранять себя от скверны греха, строить жизнь на основе проверенных временем национальных традиций, среди которых главные – истовая христианская вера, крепкая многодетная семья, отказ от пороков и вредных привычек, послушание церковному и государственному закону и непременное трудолюбие. Если этот призыв будет услышан, наш народ вновь обретет свой первоначальный облик достойного хранителя истинного Православия. В чем да поможет нам всем Господь Бог!

    Митрополит Московский и всея Руси КОРНИЛИЙ
    Архиепископ Киевский и всея Украины САВВАТИЙ
    Епископ Донской и Кавказский ЗОСИМА
    Епископ Уссурийский и Дальневосточный ГЕРМАН
    Епископ Кишиневский и всея Молдавии ЕВМЕНИЙ

    Семейские – староверы Забайкалья
    http://www.semeyskie.ru

  5. Георгий

    Вот занятно и поучительно, новообрядсческие лидеры нынче славят Великую Победу, стараются выглядеть такими патриотами. Но находятся в молитвенном общении с РПЦЗ, с откровенными правоприемниками попов служивших фашистам! Получается благословлявшие убийства и прочие ужасы братья по вере нынешним чадам РПЦ. А кто объединил РПЦ и зарубежников? Ридигер Алексей второй! А кто его папа, кому и где он служил в войну? В эстонии! В эстонии, в Эстонской Автономной Православной Церкви, присягнувшей Рейху!!! Вот как! А вот и ссылочка кто такие РПЦЗ http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1180.XL7WyJbfVgTwXVlnSkCYFMojsTW01Fp8pb6TMVBqN8b6S69SHbSIX4JJb77B521wi8YXOJSA_UCl0lY5HnHA-gzuevDXM9JqK-zwm1Cerko.903eec9451b231b27db02d92af6b31af1de24077&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9bb4iM1VPfe4W5x0C0-qwflIRTTifi6VAA&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxbVBUcV95ZEl6N3lEaUhHekVDeXd0cWNfN3VTTU9OMXZRdzVqbU9peVF1cHpqOENNMlNSdGJfTDhhYkVONXpJcnNXNkl3b0RZTDFQM1hzZWNPa3FNNnNBNVdVel9CbC13RnZaTzM3bDlPYmw&b64e=2&sign=f359f786ede9c2505554fa41e528f503&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ5fN_r-AEszk2VUmYiW5anCFUOlYGbjaWyvjkcRolPoHUaeQEllCVdpV3SCC_2OWJWJn9nN3kTiHEOPYjJ7E9y1I0p7VrIUKj5FGRXnQj0QMt60_lL-UHx1lFsOL7-7vB73Li9sBqndBRNtaS-M0xCih_5E-zDCFX2VdWyAaqfJ_hJGOvQt0v-f7CC1WZDMoY8qWRjAtk73saLv0PJ6AVYNcRT4ET0aW5WXXh4EGOOOdShT0ouON6tGCHyJt8D-WfSC_8H_CYzBi1sWaO0dzirFHZ0v–dfrQ8YyqvYz40HCUMOPEkqHk4Iyg7AhfLujis&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpFqrWJPO2H7XOyWbSid0KJ7fnXclIvApvzg6v2q6njZm8ylMnu7qrx55YDNsXNeqIcSxt4OiacjjKlRnfKY91UESD4H6KEW6JNwmcKpCUUVucRNGJmGzj3sk8Qo6T8vSGupdR6WWt3eF_bT_kq3o5vghaM-jfbWHrQ_pFJkt_AjUHuXWlPHeSxaORpLS0Ln5xBzNsKwiFcaue24xMUCl_e5F-mmUGVyQdiWuoJzpNe_11o475E0U_cWgiRcZNX-2MwFL9QL5xwKIROPjTYqzwH3ntIti60Oj06hioZQCijRjz5BvcampyFt6Au5rMB1GcWy1ICzQJtPNncVfPwTfo8gKGpMBUwN3XJn7d_e74upW-DCR28EbFCnO8fQV42P3BMHS3GWBN8zvgWV31trhpYNn0ZKh2KZAa&l10n=ru&cts=1474012026085&mc=3.9289868863205504
    Вот как они писали в войну и после неё, и не отреклись, не осудили, не прокляли писавших сие! И только вдумайтесь теперь они едины с Московским Патриархатом! Вот оно лицемерие, двуличие… противно и мерзко!

    • Владимир Саяпин

      Какая -то сслыка “левая”, вот что говорит Яндекс Обратите внимание

      Вы пытаетесь перейти по ссылке, которая устарела или ведёт на сайт, угрожающий безопасности компьютера.
      Если вы попали сюда из результатов поиска Яндекса:

      Вернитесь назад и обновите страницу — нажмите клавишу F5.
      Или введите новый поисковый запрос

      Если вы попали сюда не из поиска Яндекса:

      Перед переходом внимательно проверьте адрес ссылки: http://www.ateism.ru/article.htm?no=1402
      Убедитесь, что адрес правильный (а не просто похож) или получен из достоверного источника. Ссылка может относиться к мошенническому сайту, созданному для фишинга

      Всё равно перейти: http://www.ateism.ru/article.htm?

  6. Алексей Скалий

    Обе сражавшиеся стороны были слугами дьявола. Вот это и есть жуткая правда. Что принесли марксисты-большевики на землю России ?-миллионы загубленных жизней и веру в равенство между людьми, которого быть не может ! Что принесли нацисты-миллионы загубленных жизней и веру в господство одной нации, которого быть не может !

    • Олег Хохлов

      Алексей, а как же надо было поступить, чтобы не стать “слугой дьявола”?!

  7. Александр

    Каждой бочке есть ложка дегтя. Один из свидетелей тех событий Д. Каров позднее в своих воспоминаниях писал: «Можно смело утверждать, что в самой среде староверов немецкой контрразведке делать было нечего – советских агентов там не было… Староверы, жившие в лесах, чрезвычайно точно информировали абвер обо всем происходящем у партизан и их передвижениях». Об этом же говорится в монографии И.Г. Ермолова: «…в октябре 1941 г. в тылу 18-й немецкой армии при абвере из староверов был создан русский вооруженный отряд. К концу 1941 г. он разросся в роту, численностью в 200 человек, которая участвовала в бою под Тихвином, дислоцировалась в селе Лампово — одном из северо-западных центров староверов-федосеевцев. По данным абвера, старообрядцы стали для фронтовой разведки особо ценным материалом, в отличие от священников РПЦ и протестантов. По данным А.В. Посадского, именно старообрядцы оказывали оккупантам большую помощь в борьбе с партизанским движением. В частности, точно информировали абвер о дислокации партизанских отрядов, их передвижениях, в то же время среди старообрядцев не было советских агентов. Попавший в немецкий плен советский майор госбезопасности на допросе показал, что в течение 1941-1942 гг. множество переброшенных за линию фронта советских агентов погибли либо от рук староверов, либо были выданы ими врагу, что объясняется большим количеством староверов в северо-западной части России, их враждебностью к советской власти»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *