В ожидании настоящего и долгожданного зимнего Праздника возвращаемся во времени на пару лет назад: вот как это было и, Бог даст, будет.
Поздравляем с Сочельником и ждем всех, кто еще не прикасался к “оливье”, а также и тех, кто найдет в себе силы от него оторваться.
Рожество на Рогожском – 2016
Несколько кадров и “Великое славословие” с вечерней службы на Рогожском – один из самых торжественных моментов богослужения, когда в храме полностью выключается освещение.
Настоятельно рекомендуем всем нашим читателям выбраться на настоящую старообрядческую службу. Праздник поистине Великий!
Рождественские песнопения на Youtube
В сети выложены ирмосы в исполнении Рогожского хора с текстами. Смотрите и слушайте!

Утром 7 января после Божественной Литургии на Рогожском по традиции совершается Крестный Ход и молебен Спасителю в зимнем храме – во имя Рожества Христова.
Ранее мы упоминали, что 8-го января на Рогожском состоится детский праздник.
О празднике Рожества Христова
ЕЖЕ ПО ПЛОТИ РОЖЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИСУСА ХРИСТА
За 5508 лет до Рожества Христова Сам Бог, изгоняя наших прародителей из рая, обещал им по Своему великому милосердию Спасителя и это обещание неоднократно повторял, чтобы приготовить людей к принятию Его. Все прообразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились. Во вселенной водворился всеобщий мир, предзнаменовавший, по предсказанию Исаии и Михея, пришествие Ходатая, имевшего примирить небо и землю. Род человеческий не имел сил к познанию и почитанию Бога, к исполнению Его заповедей и примирению с Ним, и поэтому нуждался в помощи Самого Бога. Можно сказать, что вся вселенная, на основании божественного откровения и вследствие живого сознания своих немощей, ожидала небесного Искупителя, Который сделался чаянием и утехою языков. Таким образом, «егда прииде кончина лета» (полнота времени, когда исполнилось время), «посла Бог Сына Своего единороднаго, раждаемаго от жены» (Галат. 4, 4).
Рождество Исуса Христа произошло при следующих обстоятельствах. Кесарь Август дал повеление произвести всенародную перепись. Все подданные Римской империи пошли записываться, – каждый в свой город. Иосиф и Дева Мария из галилейского города Назарета, где они жили, отправились в Иудею, в город Давыдов – Вифлеем, так как они оба происходили из дома и рода Давыдова. По прибытии в Вифлеем, за недостатком лучшего помещения, они остановились в вертепе, где и родился Христос Спаситель. Повитый пеленами, Он был положен в ясли, – в знак глубокого уничижения, до которого ниспал человек-грешник, имеющий крайнюю нужду в небесной помощи Богочеловека. Рождество Исуса Христа было в 5508 году от сотворения мира.
Подборка песнопений, собранная группой РПСЦ Калуга Вконтакте
- Посетил ны есть свыше Спас наш (Светилен Рожеству Христову)
- Волсви персидстии… (Стихера, гл. 5)
- Ликуют Ангели вси… (Стихера, гл. 6)
- Днесь Христос в Вифлеееме… (Стихера, гл. 2)
- Августу единоначальствующу на земли… (Стихера, гл. 2)
- Приидите, возрадуемся (стихера Рожеству Христову) – Казаки-Некрасовцы
- Величай душе моя (задостойник Рожества Христова) – Казаки-некрасовцы
- Подобаши бо нам (ирмос 9-й песни Рожества Христова)
Рождественская колядка Христос Спаситель в полночь родился
Сравните исполнение ансамбля “Казачий круг” и современное новообрядческое исполнение по поиску Вконтакте.
Христос Спаситель в полночь родился,
В Вертепе бедном он поселился,
Над тем Вертепом звезда сияет,
Христос родился! – всем возвещает.
И свод небесный вдруг растворился,
В Вертепе темном свет появился,
И хоры ангел в небе витали,
И песнью дивной весь мир оглашали.
И ангел светлый предстал внезапно
Пастырям в поле с вестью отрадной,
Они поспешно в Вертеп приходят
И здесь во яслях Христа находят.
С великим страхом у яслей стали
И на колени с молитвой пали,
А над Вертепом звезда сияла,
Христос родился!– всем возвещала.
Волхвы с Востока в Вертеп приходят
И в яслях бедных Христа находят,
Главы склоняют у яслей Царя,
Христу приносят драгие дары.
И весть святую, Христа рожденье,
В страну родную несут умиленье,
А Ирод злобный в лукавстве сердца
Повсюду ищет Христа-младенца,
Детей невинных он убивает
И кровь святую их проливает.
Святая Дева ночью уходит,
Христу в Египте приют находит.
Христос Владыко, в твой день рожденья,
Подай нам, темным, дар просвещенья,
Для мира свет Ты, людей отрада,
Спаси нас, грешных, от власти ада.
Строго и красиво: избранное
Как старообрядцы славят Христа. День второй: фото и видео
Праздники на Рогожском. Январь 2016. Богоявление – Крещение
Фотографии с Пасхи на Рогожском
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пасха Христова у старообрядцев
Фотозарисовка немного под другим углом, избранные и архивные фото по теме Пасхи на Рогожском и не только.
Христос Воскресе на Рогожском. Ночные фото Алексея Бойцова
Рогожская колокольня. Освящение. Фото шедевры Алексея Бойцова
Богоявление. Великая крещенская вода. Рогожское на фото Алексея Бойцова
Фото Владимира Саяпина с Праздника Недели Свв. Жен-Мироносиц-2015
Лучшие фото с праздника свв. Жен-Мироносиц
Подборка замечательных профессиональных фотографов, передающая дух самого «светского» старообрядческого праздника в Москве.
Неделя Святых Жен-Мироносиц. Фото прошлых лет.
Программа праздника 2014 года и подборка лучших профессиональгых снимков прошлых лет.
Рогожское. Покров по-домашнему
Фотоотчёт о Престольном празднике на Рогожском – Покрове Пресвятой Богородицы.
Собрание Рогожской общины: хроника
Колоритные фотографии с очередного собрания Рогожской общины, посвященному выбору делегатов на Освященный Собор.
Пастырь твёрдый. Как поздравляли о.Виктора
Вместо поздравления настоятелю Покровского кафедрального собора по случаю 81-го дня Ангела от редактора сайта STAROVE.RU
Фото с праздника Свв.Жен-Мироносиц от В.Саяпина
Подборка профессиональных снимков с ежегоного старообрядческого праздника в Рогожской Слободе в Москве.
Фильм канала «Москва24» “Старообрядцы Москвы“, посвященный традиции освящения Великой воды:
http://www.youtube.com/embed/220Ahxh8MXA
Путеводитель по Рогожской Слободе
Читайте в иллюстрированном обзоре на нашем сайте информацию о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.
Журнал Дилетант. О расколе – правдиво
«Вокруг Света»: В. И. Суриков о картине «Боярыня Морозова»
Избранные материалы:
Раздел «Церковь и Miр»
Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики «Исследования», «Истории жизни», материалы «На злобу дня», информация о праздниках, а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».
Раздел «Обычаи»
Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4
Какое крещение истинное и правильное?
Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.
Что почитать о старообрядчестве?
Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.
Какой нательный крест является правильным?
Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?
Богоявленская вода. Рогожское. Фото
Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.
ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ
Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.
Интервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”
Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.
Вл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли
Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.
СНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия
Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.
STAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век
Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.
«Самодержавие духа» или боязнь «потревоживания»?
Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.
Постановления Стоглавого Собора (1551 год)
Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.
Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:
Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!
В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz
Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru
Twitter: https://twitter.com/staroveru
Youtube: Канал STAROVE.RU
Доброй ночи! Скажите, пожалуйста, с которого часа и по какой была праздничная служба? И разве нет у староверов ночного богослужения в честь Рождества (как на Пасху)?
У старообрядцев нет традиции ночного богослужения на Рождество Христово! Единственным праздником, когда такое богослужение имеет место быть, является Пасха.
В последнее время есть попытки ввести ночное богослужение в ночь с 31 декабря на 1 января по новому стилю. Однако такой традиции никогда не было, а нынешнее богослужение совершается с каноническими нарушениями (Внифантию молятся бдение вместо четверичной службы по уставу), поэтому многими старообрядцами такая практика не признается.
Андрей Сергеевич, а я вот не успел спросить у более сведующих: 100 лет назад, когда нам уже все разрешали, мы молились на Рожество ночью или нет? Как минимум в одном приходе нашем сельском такая служба вчера ночью была – лично неудачно позвонил прихожанину по окончании нашей на Рогожском.
И второе: сто лет назад гражданский Новый год наступал на 14 дней позднее, то есть через неделю после Рожества. Понятно, что и безчинств таких под конец поста не творилось. Так что реакция на изменение летоисчисления в данном случае, на мой взгляд, уместна. Не силен в уставе, но разве усугублять моление запрещено, если община поддерживает, к тому же винное запойство – это не сенокос какой, а очень уместно… Да и число желающих помолиться с 31 на 1-е говорит о том, что большинство все же “за”.
Что было 100 лет назад не могу обсуждать. А вот что было лет 30-40 вполне. Служб ночных на Рожество на Рогожском не было, да и бесчинств старообрядцы не творили. Что касается других приходов, то вполне возможно,что где-то были и ночные службы. А в Улейменском монастыре и в наши дни совершаются ночные моления. Так что всяко могло бы быть. Любую молитву можно только поощрять, но вводить новые ночные обычаи – не в духе старообрядчества. Что касается служб,то есть Устав и строго определённые случаи, когда можно менять ранг службы – например, храмовые двунадесятые праздники. Случай, чтобы молиться св.муч. Внифантию бдение как противовес гражданскому государственному новому году – такой случай не описан. Если бы молящиеся действительно хотели бы помолиться, то например, можно было бы отмолиться четверчиную службу по уставу как положено, а далее всю ночь молиться святому земные поклоны по лестовке (или молебен). И по поводу бесчинств. Если известны случаи бесчинств под новый гражданский год в Рогожской общине, то о них нужно сообщать – пока таких случаев не зафиксировано, но в ближайшее воскресенье безусловно уточним на Церковном Совете. К слову скажу, что некоторые из моих ближайших родственников в последние дни поста и исповедовались, и причащались – считаю это более правильным. Что касается бесчинств в Сирии, на Украине или ещё где-то, то откровенно говоря мне до них особого дела нет. Так что на счёт бесчинств – это скорее демагогия, но уточнить постараюсь. По поводу летоисчисления вопрос сложный и его лучше обсуждать в другой обстановке – пока других проблем хватает.
Меня расстраивает другая пропавшая традиция. На Рогожском всегда славили Христа первый раз сразу по окончании утрени (по окончании вечерней службы). Однако, уже второй год обращаемся по этому поводу к митрополиту и он упорно не желает восстановить данную праздничную Рогожскую традицию.
А я слышал мнение,что служить на Рожества утром установлено для удобства верующим.И добраться до храма и уехать после службы можно без проблем.Транспорт ходит.Хотя можно было одну службу проводит ночью а другую утром.Возможности для этого по моему есть.Но это решаемым не мы,хотя у народа Божия можно и узнать мнение об этом.Я лично за ночную службу.Ночная молитва есть ночная молитва.Кто молился,тот знает о чем я говорю.Простите,Христа ради,что не так.И ещё.На Вонифатия молятся ночью а на Рожества утром.И хорошо бы,если уж молятся мч.Внифатию,то на службе были бы люди,страдающие чрезмерным винопитием.Только их надо приглашать на службу.А чтобы приглашать,то надо их знать,работать с ними.Только ведётся ли такая работа на Рогожке?
Петр, во-первых, “НА РОГОЖСКОМ”. Во-вторых – работа ведется, но проблема с винопитием, слава Богу, у нас остро не стоит – пара-тройка исключений лишь подтверждает правило, да и примеров уврачевания можно много найти, когда люди с приходом в храм обретали человеческий облик.
“По просьбам молящихся” вполне можно устроить дополнительное моление в любое время суток, и не только на Рожество: строго говоря, это не священник, а миряне решают, нужны лишь желающие, и благословение заранее взять, а батюшка найдется. Храм Рожества Христова у нас не для того ли? Кто откажет?!
Ну и, наконец, св. мч.Внифантий правильно говорить, а не использовать ошибочную новообрядческую транскрипцию.
Прости, Христа ради!
Олег,спаси Христос!
В традиции Рогожского были заказные молебны, которые, как правило, служились на неделе. Кроме того, служились и заказные заупокойные литии, опять же, как правило, на неделе, ведь любая молитва – это обращение к Богу, а не показное мероприятие. Я это говорю к тому, что кроме устава были и дополнительные службы. Но традиции ночной службы под новый год никогда не было, а была традиция во время поста поститься, исповедоваться и причащаться тем, кому будет сподоблено. Иначе, что это за образ старообрядца – не постится, на исповедь не ходит (в этот пост надо было батюшку еще поискать), но зато идет под новый год молиться от винного запойства – это не образ старообрядца, а образ бывшего атеиста не познавшего веры и по сей день страдающего от пьянства.
Крайний раз всенощьную службу служили на Рожество на Рогожском не так давно, при владыке Адриане. Как раз в год его смерти.
Здравствуйте. Я хотел бы спросить, не принят ли в старообрядчестве 5500 год датой Рожества Христова? Насколько я знаю, 5508 год, указанный в статье, – это традиция католиков. Разъясните, если я в чём-то заблуждаюсь.
Простите, Христа ради!
Хороший материал! С удовольствием Великое славословие послушал. Просьба, уж если снимать и публиковать, делать это на уровне. Не за спинами, а пред людьми включить камеру. Все у староверов ИКОНА, так и съемка должна соответствовать :).
Ну, братец, ты скажешь тоже! Может еще попросить по росту встать и качаться в такт?! : )
У нас на уровне – это когда при личном присутствии, кстати на вечерних никто не гонит, в отличие от Литургии. А “совершенствовать попевки” на камеру – это удел реконструкторов, Богу сие не надо, как и благочестивых переодеваний с перевоплощениями.
Надеюсь, что кто-то, посмотрев, хоть разок поменяет мягкое кресло, клетчатый плед на свитер на выпуск, уж если не на косоворотку. Иными словами, далее по тексту, – На улице ждут отпечатков наших ног…
Благодарю за ответ на мой вопрос! Много еще непознанного, буду больше читать! Спаси Христос!