Главная » Анонсы » Св. прпмчч. Константин и Аркадий Шамарские чудотворцы
Св. прпмчч. Константин и Аркадий Шамарские_

Св. прпмчч. Константин и Аркадий Шамарские чудотворцы

5 (100%) 4 votes

31 января по н. ст., (18 января по ст. ст.) Русская Православная старообрядческая Церковь чтит память св. прпмчч. Константина и Аркадия Шамарских чудотворцев.

Трагический раскол ХVII века разделил русскую Церковь на православную (старообрядческую) и никонианскую (новообрядческую). Последовавшие за сим гонения на хранителей древнего благочестия привели к тому, что тысячи и тысячи людей, не принявших никоновские нововведения, были вынуждены уходить с обжитых мест в пустынные и дикие края Урала и Сибири. Суровая, но удивительно красивая, Уральская земля стала прибежищем и вотчиной православных христиан-старообрядцев. Здесь, на острогах уральских гор, покрытых густыми лесами, и в непроходимых болотах можно было надежно укрыться от гонителей, спасая и сохраняя православную веру.
В одном из таких мест, убегнув прискорбной мирской суеты и почестей земных и преходящих, в первой половине XIX столетия подвизались в трудах и молитвах беспоповские иноки Аркадий и Константин.

шамары

Братья по духу и по плоти, Аркадий и Константин были, вероятно, христианами часовенного согласия. Точных дат рождений не сохранилось, но люди помнят, что по возрасту были они молоды, происходили из состоятельного рода и имели хорошее для того времени образование. Будучи богословски грамотными людьми, они понимали, что согласно Слову Божиему, Церковь, созданная Господом на земле, пребудет до скончания века «и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16.18).

Жизнь и служение Аркадия и Константина пришлись на то время, когда древлеправославные христиане, рассеянные по всей Евразии, приступили к активному восстановлению церковной полноты. Эти труды увенчались успехом в 1846 году, когда на Буковине, в селении Белая Криница, к Древлеправославной Церкви Христовой присоединился митрополит Амвросий, который за небольшой срок своего служения успел рукоположить епископов нашей Церкви. Прослышав о восстановлении трехчинной старообрядческой иерархии, сиречь о бытии епископского чина в древлеправославной Церкви, решили убедиться в этом лично. Для сего предприняли Константин и Аркадий длительное путешествие в места рассеяния христиан древлего благочестия, где воочию убедились, что истинное священство духовно возросло яко кипарис и процвело яко крин во славу Господа.

антоний шутов
Антоний (Шутов), старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси

В России в 1853 году начал служение преосвященнейший архиепископ Антоний Шутов. По воле Божией и Его высочайшему произволению, тогда еще беспоповские иноки познакомились с российским первосвятителем. После продолжительных бесед с архиепископом Антонием, Аркадий и Константин признали старообрядческую церковную иерархию подлинной и христопреданной, а через некоторое время и сами сподобились рукоположения в священнический сан.

Пожив малое время вдали от родных мест, отцы Аркадий и Константин отправились восвояси, где немало проповедовали среди беспоповцев о полноте церковной, о благочестивом духовенстве и о сохранившихся семи таинствах. Не желая более жить среди костенеющих в беспоповской ереси людей, они уходят из своего прежнего монастыря и вселяются в пустынное место, подвизаясь на удаленное от мирской суеты жительство.
Первоначально подвизались они в окрестностях города Лысьвы Пермской области. Лишь Господь Бог и ангелы святые Его — свидетели пустынных их подвигов. Нам же известно, что носили они на теле тяжелые вериги, зимой и летом скрываясь в лесу. Питались тем, что Бог пошлет. Когда со стороны царской власти и правящей церкви ужесточились преследования и гонения на православных христиан-старообрядцев, священноиноки вынуждены были искать другое место для уединенного жития.

Господь привел их в село Гурьяновка Пермской области Красноуфимского уезда Рощинской волости. В четырех верстах от Гурьяновки облюбовали место в лесной чаще близ лога Митровка у речки Чучкановки. Испросили у хозяина позволения на строительство кельи. Владелец земель — Щукин Гурьян Иванович — участок им выделил, и вскоре келья была готова. Однако как ни старались священноиноки жить уединенно и не сообщаясь с миром, весть о том, что в лесу подвизаются некие боголюбцы, быстро разнеслась по округе. Потянулись к священноинокам люди — кто за благословением, кто за советом, кто ради нужды какой. К ученым и боголюбивым мужам притекали и из соседних деревень, приезжали и из центра России.

Митрополит Корнилий на реке Сылва.Фото: Алексей Лопатин
Митрополит Корнилий на реке Сылва. Фото: иерей Алексей Лопатин

По-разному относились местные жители к Аркадию и Константину: одни радовались общению с молодыми образованными старообрядческими священниками, другие, в том числе и беспоповские наставники, из зависти и злобы хулили их и клеветали, обвиняя во мздоимстве и сребролюбии. Каждый пост священноиноков посещала женщина с внуком. Они приносили боголюбивым отцам потребное и немного продуктов, исповедовались и причащались. В очередной раз направились они к отцам летом 1857 года на Петров пост. Однако в иноческой келье было пусто, а на столе лежала записка: «Ищите нас под березовым выворотком». Подивясь записке и убоявшись, чуя неладное, созвала христианка жителей близлежащего села.

Тела священноиноков, брошенные наземь и заваленные березовыми ветками, были найдены в день памяти верховных апостолов Петра и Павла. К великому изумлению собравшихся, несмотря на летнюю жару, тела оставались совершенно нетленными, кроме истлевших мизинцев, что указывало на давность случившейся беды.
Местные полицейские власти возбудили дело о случившемся. Вызванный в связи с этим медик пытался вскрыть тела для анатомирования. Легко распоров одежду, скальпель заскрежетал по стальным веригам… С плачем отбросив нож, врач заявил, что отказывается резать тела святых. Место для захоронения выделил тот же Гурьян Иванович Щукин. Их упокоили рядом с Гурьяновкой на вершине лесистого холма, у небольшой безымянной речушки, вблизи места их подвигов.

Вскоре был найден убийца. Его нашли по отпиленной на месте убиения иноков березовой чурке, из которой убийца сделал колоду и поставил у себя в доме. Во время следствия выяснилось, что боголюбивые отцы сподобились мученического венца 18 января (по старому стилю, по новому — 31 января) 1857 года, то есть за полгода до того, как были обретены их нетленные тела. Преступник рассказал, что возбужденный злобой и завистью, он, зная о частом посещении христианами скита священноиноков, надеялся найти там золото и иные различные ценности. Во время допросов убийца рассказал, что пока он расправлялся с одним иноком, другой нисколько не испугавшись и не сопротивляясь, молился ко Господу, говоря: «Господи, вот брата моего убивают, сейчас меня убьют. Прости нас, Господи».

Св. прпмчч. Константин и Аркадий Шамарские чудотворцы
Св. прпмчч. Константин и Аркадий Шамарские чудотворцы

Чудесное многомесячное нетление тел убиенных настолько поразило местных жителей, что изрядная часть беспоповцев, ранее не признававших подлинности старообрядческого священства, присоединилась к Христовой Церкви. Тем, не только богоугодное житие, но и самая лютая смерть преподобных отцов послужила славе Христовой, их невинно пролитая честная кровь дала жизнь новой общине православных христиан-старообрядцев белокриницкой иерархии. С этого времени начинается почитание преподобных отцов Константина и Аркадия как святых Божиих угодников.

О КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ КОНСТАНТИНА И АРКАДИЯ ШАМАРСКИХ.

В период с 21 по 24 октября 1997 года в Москве состоялся Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. Почтенное собрание под председательством преосвященнейшего Алимпия, митрополита Московского и всея Руси рассмотрело обращение православной общины поселка Шамары Екатеринбургской области «О возможности почитания как святых преподобномучеников священноиноков Константина и Аркадия, убиенных в 1857 году, захороненных близ поселка Шамары». В обращении были приведены многочисленные случаи исцелений на месте их погребения, а также говорилось о давнем народном почитании священноиноков как местночтимых святых.

Шамары зимой
Шамары зимой

Материалы к прославлению священноиноков Шамарских готовились в течение нескольких лет. Местное уральское предание рассказывает, что тела убиенных иноков были обретены совершенно нетленными спустя около полугода со дня их мученической кончины, близ их могилы чудесным образом появился целительный источник. Эти события и множество явленных на месте упокоения иноков исцелений для тех, кто просил их святого заступления, способствовали тому, что множество людей присоединились к Церкви Христовой, укрепились духовно. Приспело время вынести соборное церковное решение о возможном прославлении Константина и Аркадия Шамарских.

Более чем за год до Освященного Собора 1997 года, 13 мая 1996 года, духовная делегация Московской митрополии во главе с первосвятителем митрополитом Алимпием посетила Шамары и могилу священноиноков Константина и Аркадия с целью освидетельствования мощей сих Божиих угодников. В состав делегации входили: протоиерей Леонид Гусев (г. Москва), иерей Иоанн Устинов (с. Пристань Екатеринбург. обл.), иерей Георгий Гусев (г. Сызрань Самарской обл.), иерей Алексий Лопатин (г. Москва), иерей Валерий Шабашов (г. Верещагино Пермской области), иерей Михаил Татауров (п. Шамары), протодиакон Никола Будников (г. Верещагино), диакон Никола Татауров (п. Шамары Екатеринбургской обл.), диакон Александр Маслов (г. Москва), диакон Анатолий Лещев (г. Очер Пермской обл.), чтецы Иоанн Гусев, Максим Кидава (г. Москва), Тимофей Овчаров (г. Ярославль), уставщик Александр Панкратов (с. Устьяново Московской обл.), а также христиане и другие почитатели святости священноиноков, их могил и целебного источника.

Прибыв к памятному месту, митрополит Алимпий в сослужении членов духовной делегации совершили на иноческой могиле прославление Святой Пасхи, позже — заупокойную литию и молебен по Пасхальному чину.
Затем было произведено освидетельствование останков священноиноков. Из-за огромного дерева, выросшего на могиле, вскрытие ее представлялось весьма сложным. Для осуществления намеченного рядом с захоронением, силами шамарских христиан и других старообрядцев, сопровождавших владыку, был выкопан шурф, по которому землекопы постепенно продвигались к предполагаемому местонахождению останков. Земля еще не совсем оттаяла после зимы, поддавалась с трудом, работа шла медленно, приходилось прорубать грунт топорами и ломом. После снятия очередного грунтового слоя, показалась темно-коричневая древесная труха, под ней — полусгнившая береста, а затем и мощи.

Несмотря на то, что мощи пролежали полтораста лет в сырой земле, они не поддались разрушительной силе времени. Согласно церковному преданию, восходящему к традиции святой горы Афон в Греции, состояние костных останков, обнаруженных здесь, является свидетельством праведности жизни тех людей, которым они принадлежали. Один из погребенных был опоясан железными веригами, проржавевшими от времени — это еще раз подтверждало принадлежность мощей священноинокам и подлинность свидетельств о них.

По завершении работ мощи были положены в специально приготовленные для этого раки и новый гроб. После совершения митрополитом Алимпием и сопровождавшим его духовенством необходимых при этом церковных чинопоследований — положения во гроб и иноческого погребения — святые мощи были вновь преданы земле.
По окончании молебна над могилой была воздвигнута деревянная часовня, заранее подготовленная трудами шамарских старообрядцев. Ее весьма быстро и умело собрали, подобно древнерусским «обыденным» храмам и часовням. Строение было увенчано крестом Господним.

Часовня Константина и Аркадия Шамарских
Часовня Константина и Аркадия Шамарских

Посещение святого места и работы по освидетельствованию останков заняли целый день. В течение всего этого времени за происходящим наблюдали многочисленные представители беспоповцев и иные местные жители. Убедившись в благочинности и благопристойности происходящего, они, преодолев первоначальную настороженность, делились воспоминаниями своих предков о святых иноках.

Священные раки со святыми мощами были перенесены в Шамарский храм во имя Рожества Иоанна Предотечи, Крестителя Господня.

Церковь Рождества Иоанна Предотечи. Шамары
Церковь Рождества Иоанна Предотечи. Шамары

Их установили на почетное место в церкви, и теперь всяк молящийся имеет возможность приложиться к ним и по вере получить исцеление. Обретение мощей нетленными стало последним и одним из решающих условием, необходимым для официальной канонизации, которая и совершилась в октябре 1997 года.

Частицы мощей св. прп. Константина и Аркадия шамарских
Частицы мощей св. прп. Константина и Аркадия шамарских

Сочтя предоставленные на рассмотрение Собора факты и свидетельства убедительными, в результате полного и внимательного их рассмотрения, Освященный Собор постановил:
1.Канонизировать почитание преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских как местночтимых святых.
2. Совершать им службу по Общей минее в день их мученической кончины,18 января (31 января по новому стилю).
3. Составить и напечатать в церковном календаре их житие, писать иконы с их изображением и освящать в их память престолы.

Св. прпмчч. Константин и Аркадий Шамарские
Св. прпмчч. Константин и Аркадий Шамарские

Так славно увенчались праведная жизнь и мученическая кончина святых Божиих угодников. Определение Собора доставило всем православным христианам огромную духовную радость. А у могилы священномучеников и у целебного источника происходили и происходят по сей день многие чудеса и исцеления. Множество тому примеров известны, еще больше остаются неизвестными доселе.

Св. прпмчч. Константин и Аркадий Шамарские-
Рассказывают, что при последнем обретении и перезахоронении мощей священноиноков Константина и Аркадия многие из присутствовавших ощутили в воздухе некое благоухание. Но есть еще и нечувственное тончайшее благоухание святости, тихо касающееся людей, приближающихся к святыне со страхом Божиим. Незримо приносит оно христианам немалую душевную пользу…

Источники: e-svyatie/konstantin-i-arkadiy-shamarskie/zhizneopisanie-svyatyih/

http://samstar.ucoz.ru/publ/36-1-0-53

Читайте также

при

«Зря вы думали, что мы нелюдимые»: как живет большая старообрядческая община на Урале

5 (100%) 11 votes Журналисты E1.RU побывали у потомков русских староверов в селе Пристань — ...

1 комментарий

  1. Александр

    Почему на Руси XI-XIII веках и XV – XVI веках встречались нательные кресты с образами Исуса, Богородицы и Святых? Раньше я читал, что изображение Распятого Спасителя на нательных крестах появилось после XVII века и что нательные кресты с изображением Распятия неканоничны, Источники моей информации о нательных крестах с образами и изображениями: Русские нательные кресты XI-XIII веков:
    http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/

    Нательные кресты XV – XVI веков с образом Исуса, Богородицы, изображением святого Николы Угодника, Сергия Радонежского, со святым Никитой побивающим Беса, изображением 12 апостолов, архангела Михаила:
    http://www.kulturologia.ru/blogs/220713/18573/

    Редкие с изображением Исуса Христа и избранных святых:
    http://www.kulturologia.ru/blogs/280713/18576/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *