Главная » Анонсы » Василий блаженный, Христа ради юродивый
sobor-vasiliya-blazhennogo1

Василий блаженный, Христа ради юродивый

5 (100%) 7 votes

15 августа по н. ст. (2 августа ст. ст) церковь чтить память св. блж. Василия, Христа ради юродиваго, Московскаго чудотворца (Бд.)

Свя­той бла­жен­ный Ва­си­лий, Мос­ков­ский чу­до­тво­рец, иногда его называют «Василий Нагой», ро­дил­ся в де­каб­ре 1468 го­да на па­пер­ти Ело­хов­ско­го хра­ма  в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы (сейчас — в городской черте Москвы), куда пришла молиться его мать о «благополучном разрешении». Дата определяется исходя из указания большинства источников «лет живота блаженнаго в 88». Поскольку год кончины 7065 не вызывает сомнения, то и получаем 7065-88=6977 (1468 г.). Родители его Иаков и Анна, были простые крестьяне, они отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, — повествует житие, — Василий был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. Во вре­мя уче­ния бла­жен­но­го его ма­сте­ру при­шлось быть сви­де­те­лем од­но­го уди­ви­тель­но­го слу­чая, ко­гда он по­нял, что уче­ник его – необык­но­вен­ный че­ло­век. Один ку­пец при­вез на баржах в Моск­ву хлеб и за­шел в ма­стер­скую за­ка­зать са­по­ги, про­ся сде­лать их та­ки­ми, чтобы не сно­сил их за год. Бла­жен­ный Ва­си­лий про­сле­зил­ся: «Со­шьем те­бе та­кие, что и не из­но­сишь их». На недо­умен­ный во­прос ма­сте­ра уче­ник объ­яс­нил, что за­каз­чик не обу­ет са­по­ги, т к вско­ре умрет. Через несколь­ко дней про­ро­че­ство сбы­лось.

В 16 лет свя­той при­шел в Моск­ву и на­чал тер­ни­стый по­двиг юрод­ства. Преподобный показал своим примером, что не место спасает человека или полагает преграды его спасению, но благочестивый человек освящает всякое место, ибо он жил во граде как в пустыне и в народе пребывал как бы в обители кающихся.
В па­ля­щий лет­ний зной и трес­ку­чий лю­тый мо­роз хо­дил он на­гой и бо­сой по ули­цам Моск­вы. Стран­ны бы­ли его по­ступ­ки: то опро­кинет ло­ток с ка­ла­ча­ми, то про­льет кув­шин с ква­сом. Рас­сер­жен­ные тор­гов­цы би­ли бла­жен­но­го, но он с ра­до­стью при­ни­мал по­бои и бла­го­да­рил за них Бо­га. А по­том калачник сознался, что в муку подмешивал мел и известь, квас также при­го­тов­лен негод­ным.

Московский чудотворец Блаженный Василий В.Ю.Графов
Московский чудотворец Блаженный Василий В.Ю.Графов

Однажды святой Василий камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить «смертным боем». Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».

Один из вельмож московских любил блаженного Василия, и сам Василий нередко посещал его. Однажды, когда юродивый пришел к нему в лютый мороз, боярин стал умолять его, чтобы по крайней мере в такое суровое время прикрыл наготу свою. «Истинно ли желаешь сего?» «Истинно желаю, — отвечал боярин, — чтобы ты облекся в мои одежды, ибо люблю тебя от всего сердца». Улыбнулся блаженный и сказал: «Добро, господин мой, делай как хочешь, ибо и я тебя люблю». Обрадовался боярин и вынес ему собственную лисью шубу, покрытую красным сукном, и Василий, облекшись ею, пошел по улицам и площадям города. Лукавые люди, заметив, что святой одет в хорошую шубу, задумали обманом выманить её у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубой, но видя обман, сказал при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Когда лихие люди сняли с него шубу, то увидели, что дружок их уже мёртв.

Покров на раку Святого Василия Блаженного. Мастерская царицы Ирины Годуновой, 1589. Вкладная надпись: "Повелением благоверного государя и великого князя Фёдора Иоанновича Всея Руси и его благочестивой княгини Ирины сделан сей Покров на Блаженного Василия Христа Юродивого в тесьме. Лето государства его 7097 (1589)
Покров на раку Святого Василия Блаженного. Мастерская царицы Ирины Годуновой, 1589. Вкладная надпись: “Повелением благоверного государя и великого князя Фёдора Иоанновича Всея Руси и его благочестивой княгини Ирины сделан сей Покров на Блаженного Василия Христа Юродивого в тесьме. Лето государства его 7097 (1589)

Один ку­пец за­ду­мал по­стро­ить на По­кров­ке в Москве ка­мен­ную цер­ковь, но три­жды сво­ды ее об­ру­ши­ва­лись. Ку­пец об­ра­тил­ся за со­ве­том к бла­жен­но­му, а он на­пра­вил его в Ки­ев: «Най­ди там убо­го­го Иоан­на, он даст те­бе со­вет, как до­стро­ить цер­ковь». При­е­хав в Ки­ев, ку­пец разыс­кал Иоан­на, ко­то­рый си­дел в бед­ной ха­те и ка­чал пу­стую люль­ку. «Ко­го ты ка­ча­ешь?» – спро­сил ку­пец. «Ро­ди­мую ма­туш­ку, пла­чу неоплат­ный долг за рож­де­ние и вос­пи­та­ние». То­гда толь­ко вспом­нил ку­пец свою мать, ко­то­рую вы­гнал из до­ма, и ему ста­ло яс­но, по­че­му он ни­как не мо­жет до­стро­ить цер­ковь. Вер­нув­шись в Моск­ву, он воз­вра­тил мать до­мой, ис­про­сил у нее про­ще­ние и до­стро­ил цер­ковь.

По­чи­та­ние бла­жен­но­го Ва­си­лия быст­ро рос­ло: в нем при­зна­ли юро­ди­во­го, че­ло­ве­ка Бо­жия, об­ли­чи­те­ля неправ­ды.

Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу Икона была написана в конце XVI века для собора Покрова-на-Рву, который более известен как Храм Василия Блаженного. Икона до сих пор хранится на прежнем месте и является одним из самых старых образов храма.
Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу. Икона была написана в конце XVI века для собора Покрова-на-Рву, который более известен как Храм Василия Блаженного. Икона до сих пор хранится на прежнем месте и является одним из самых старых образов храма.

«Истинное свидетельство и от враг приносится», — поет Святая Церковь, восхваляя блаженного Василия. Действительно, и самые враги Христовы поведали чудодейственную силу Божию видимым предстательством о них блаженного. Случилось кораблю персидскому, в котором было много народа, плыть по Каспийскому морю. Поднялся сильный шторм и волны начали заливать корабль, кормчий не правил кораблем, ибо утратил путь посреди бурной стихии — уже не было больше надежды на спасение. Вместе с персами находились на корабле несколько православных христиан, вспомнили они в час опасности блаженного Василия и сказали плывшим с ними неверным: «Бысть у нас на Руси в Москве блаженный Василий, который ходит по водам, и волны его слушают: он имеет великое дерзновение ко Христу Богу нашему и силен избавить от потопления корабль наш, погружаемый волнами, и спасти нас». Едва произнесли слово сие, увидели обнаженного мужа, стоящего на водах, который, взяв корабль их за руль, направил через бурные волны. Вскоре утихли волны и престал ветер, и все спаслись от предстоящей гибели. Возвратившиеся в свою землю персы рассказали своему правителю о бывшем чуде. Шах написал об этом царю Иоанну Грозному, и когда некоторые из спасенных персов прибыли в Москву по торговым делам, то встретили на улицах города блаженного Василия и в нем узнали того самого мужа, который избавил их от потопления.

Про­по­ве­дуя ми­ло­сер­дие, бла­жен­ный по­мо­гал преж­де все­го тем, кто сты­дил­ся про­сить ми­ло­сты­ню, а меж­ду тем нуж­дал­ся в по­мо­щи бо­лее дру­гих. Был слу­чай, что он от­дал бо­га­тые цар­ские по­дар­ки куп­цу-ино­стран­цу, ко­то­рый остал­ся безо все­го и, хо­тя три дня уже ни­че­го не ел, не мог об­ра­тить­ся за по­мо­щью, так как но­сил хо­ро­шую одеж­ду.

Су­ро­во осуж­дал бла­жен­ный тех, кто по­да­вал ми­ло­сты­ню с ко­рыст­ны­ми це­ля­ми, не из со­стра­да­ния к бед­но­сти и несча­стью, а на­де­ясь лег­ким пу­тем при­влечь бла­го­сло­ве­ние Бо­жие на свои де­ла. Од­на­жды бла­жен­ный уви­дел бе­са, ко­то­рый при­нял об­лик ни­ще­го. Он си­дел у Пре­чи­стен­ских во­рот и всем, кто по­да­вал ми­ло­сты­ню, ока­зы­вал немед­лен­ную по­мощь в де­лах. Бла­жен­ный раз­га­дал лу­ка­вую вы­дум­ку и про­гнал бе­са. Ра­ди спа­се­ния ближ­них бла­жен­ный Ва­си­лий по­се­щал и корч­мы, где ста­рал­ся да­же в са­мых опу­стив­ших­ся лю­дях уви­деть зер­но добра, под­кре­пить их лас­кой, обод­рить. Мно­гие за­ме­ча­ли, что, ко­гда бла­жен­ный про­хо­дил ми­мо до­ма, в ко­то­ром безум­но ве­се­ли­лись и пьян­ство­ва­ли, он со сле­за­ми об­ни­мал уг­лы то­го до­ма. Юро­ди­во­го спра­ши­ва­ли, что это зна­чит, и он от­ве­чал: «Ан­ге­лы скорб­ные сто­ят у до­ма и со­кру­ша­ют­ся о гре­хах люд­ских, а я со сле­за­ми упра­ши­вал их мо­лить Гос­по­да об об­ра­ще­нии греш­ни­ков».

С. А. Кириллов. «Василий Блаженный (Моление)».
С. А. Кириллов. «Василий Блаженный (Моление)».

Очи­стив ве­ли­ки­ми по­дви­га­ми и мо­лит­вой свою ду­шу, Бла­жен­ный спо­до­бил­ся и да­ра пред­ви­де­ния бу­ду­ще­го. Когда ночью тайно ходил преподобный по святым церквам на молитву, ему, как доброму молитвеннику, церковные врата сами собою отверзались. Летописец повествует о чудном видении, которое открыл Бог блаженному Василию в 1521 году пред грозным нашествием Махмет-Гирея. Пришел он однажды ночью к соборной церкви Богоматери и долго стоял пред святыми вратами, уныло на них взирая и тайную совершая со слезами молитву к Богу. И тогда слышали некоторые близ него стоявшие шум великий внутри церкви и видели в ней страшное пламя, которое исходило из всех ее окон, так что вся церковь казалась огненной, и по времени утихло пламя. И в другой раз, повествует летописец, человеколюбивый Бог, не хотящий конечной погибели нашей, но да престанем от злобы и да не уповаем на мимотекущее богатство, попустил быть страшному пожару 21 июня 1543 года, и опять было о том заблаговременно откровение блаженному Василию.

После сих пожаров, в полдень 8 июля, пришел блаженный в монастырь Воздвижения Честного Креста, стал пред дверьми церкви, которая в то время были деревянные, и, взирая на них, плакал неутешно. Дивился мимо ходивший народ, не понимая причины его плача, и только узнали впоследствии, когда на другой день возгорелся страшный пожар и пламя из церкви распространилось на соседние улицы. Выгорела Неглинная, Большой Посад и весь Великий торг и самый двор Царский с Митрополичьим — все сие исполнилось в мгновение ока: не только деревянные храмы, но и каменные распадались и железо растоплялось, как олово.

Сколько ни старался утаить своим юродством высоту своей добродетели блаженный Василий, не мог, однако, укрыться, по слову евангельскому, град, стоящий верху горы. Случилось однажды блаженному Василию в день тезоименитства царского быть приглашенным в палаты. Принял он в руку заздравную чашу и до трех раз выливал ее из окна, возбудив тем негодование царя, который подумал, что им пренебрегает блаженный. Но св. Василий дерзновенно сказал державному: «Престань от гнева твоего, о царь, и ведай, что излиянием сего пития угасил я пламя, которым объят был весь Новгород, и престало запаление». Сказав сие, устремился вон из палат царских; погнавшиеся за ним не могли его настигнуть, ибо, когда прибежал к Москве-реке, прямым путем пошел он по водам и сделался невидим. Ужаснулся царь, видевший это из своего терема. Хотя и почитал он Василия за святого мужа, но, однако, усомнился в том, что возвещал он о пожаре Великого Новгорода, и, заметив день и час, послал туда гонца. Тогда лишь обнаружилась истина. Горожане свидетельствовали посланному, что во время всеобщего запаления города внезапно явился нагой человек с водоносом, который заливал пламя, и оно потухло. Это был самый тот день и час, когда преподобный бежал с пира царского. Тогда еще большим уважением исполнился царь к блаженному Василию. Спустя несколько времени случились в Москве люди новгородские, они узнали святого Василия, что это был тот самый, который потушил запаление города. Весь народ прославил Господа, дивного во святых Своих.

Святой Василий Блаженный
Святой Василий Блаженный

Пришло на мысль царю соорудить себе дом на Воробьевых горах, и приступил он к строению. Пришедши однажды в день праздничный в церковь, помышлял царь о том, как бы довершить ему благолепно здание. Пришел в тот же храм и святой Василий и, утаившись от лица царского, встал в углу, взирая на царя и внутренним оком наблюдая, что совершается в мыслях его. После Божественной службы взошел царь в свои палаты и вслед за ним блаженный Василий. Державный стал вопрошать его: «Где ты был во время литургии?» Блаженный отвечал ему: «Там же, где и ты». И когда царь говорил, что не видел его, блаженный опять возразил: «Я же видел тебя и даже там, где ты истинно был, в храме или в ином месте». «Нигде не был я, как только в храме», — сказал царь. «Нет, — обличил блаженный тайную его мысль, — я видел тебя мысленно ходящим по Воробьевым горам и строящим дворец свой. И так ты не был во храме Господнем, а Василий там был, ибо после пения “Всякое ныне житейское отложим попечение” со святыми Херувимами поклонялся он Богу, ни о чем земном не помышляя. Стоять же в храме и помышлять житейское значит не быть в нем». Умилился царь и сказал: «Так истинно было со мною» — и еще более стал бояться блаженного как обличителя тайных его мыслей.

Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.

Скон­чал­ся бла­жен­ный Ва­си­лий 2 ав­гу­ста 1557 го­да и был погребен святителем Макарием со многим духовенством возле Покровского собора, который с тех пор и поныне весь народ называет храмом Василия Блаженного. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.

Сень над могилой Василия Блаженного
Сень над могилой Василия Блаженного

С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия

Собор Василия Блаженного. Из «Книги об избрании на царство царя и великого князя Михаила Фёдоровича». 1672—1673 годы
Собор Василия Блаженного. Из «Книги об избрании на царство царя и великого князя Михаила Фёдоровича». 1672—1673 годы

Про­слав­лен бла­жен­ный Ва­си­лий Со­бо­ром 2 ав­гу­ста 1588 го­да, ко­то­рый воз­гла­вил свя­тей­ший пат­ри­арх Иов. Память Василия Блаженного в Москве праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.

В опи­са­нии об­ли­ка свя­то­го со­хра­ни­лись ха­рак­тер­ные по­дроб­но­сти: «наг весь, в ру­ке по­со­шок». По­чи­та­ние бла­жен­но­го Ва­си­лия все­гда бы­ло на­столь­ко силь­ным, что Тро­иц­кий храм и при­стро­ен­ная По­кров­ская цер­ковь и до­ныне име­ну­ют­ся хра­мом Ва­си­лия Бла­жен­но­го.

Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного

Говорят,что в соборе хранятся вериги Василия Блаженного. Это не так. Их не может быть, потому, что Василий Блаженный ходил нагишом и прикрывался лохмотьями и в жару и в холод. Вериг он не носил.

Источники: http://tushinetc.livejournal.com/372192.html, http://www.liveinternet.ru/users/vladimir485643/post249620770

 

Читайте также

Сочи, старообрядцы, кладбище, вандализм, Имеретинка, погром, полиция, скандал, прощение

Сестра подозреваемого в вандализме на кладбище в Сочи просит прощения у старообрядцев

Оцените статью Публикуем покаянное письмо, которое прислала к нам в редакцию сестра подозреваемого в совершении ...

1 комментарий

  1. Благодарю за статью, очень познавательно.
    А то на уме про храм только то, что архитектору выкололи глаза, причем я думал, что это и был св. Василий Блаженный…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *