Главная » Анонсы » ЧУДЕСА И ЗНАМЕНИЯ: Все ли они от Бога, и как не ошибиться
Чудо, знак, ересь, ложь, лукавый, обольщение, обман, предостережение, чудеса, знамения, патерик, житие святых, толкование, мистика, непостижимое, откровения, исцеление, как понимать, философия, богословие, старообрядцы, православие, осторожность, предупреждение

ЧУДЕСА И ЗНАМЕНИЯ: Все ли они от Бога, и как не ошибиться

4.8 (96%) 25 votes

Крайне актуальное, подробное и аргументированное размышление о природе чудес и знамений, которая, к сожалению, далеко не всегда божественная.

Как выяснилось благодаря активной помощи читателей нашего сайта, данный текст был составлен старообрядческим иноком Алимпием (Вербицким) (с непростой личной историей пребывания в РПСЦ) и опубликован епископом Зосимой. Будем благодарны за дополнительные материалы по этой непростой и актуальной теме.

Повторяем публикацию спустя год по просьбам читателей. Простите, что снова без картинок – тема непростая, времени мало, да и не хотелось бы выглядеть пошло. Ассоциаций как раз очень много всяких на языке крутится…

офф-лайн, скачай и распечатай
01. Вступление
02. Чудеса и святоотеческое Предание
03. Чудеса совершают и явные грешники
04. Чудотворения от еретиков
05. Чудеса совершаются и неверными 
06. О подобных явлениях в наше время 
logo-back-arrow07. Выводы
08. Свидетельство из старообрядческой апологетики
09. Заключение

1. Вступление

В человеческой жизни иногда имеют место явления, называемые знамениями или чудесами: видения, откровения, неожиданные и сверхъестественные исцеления, умножение плодов, мvроточение икон и т.п. Чудеса происходят вопреки естественным законам природы и не объяснимы с научной точки зрения, т.к. источник их происхождения — в духовном, а не материальном мире. По объяснению блаж. Феофилакта, «знамением называется то, что совершается сообразно с природой, только необыкновенным образом. Таково внезапное исцеление тещи Петра, больной горячкой. Здесь исцеление горячки есть дело, сообразное с природой; оно совершилось необыкновенным образом: как только коснулся Христос, горячка прошла. А чудо есть действие, совершаемое над тем, что бывает не сообразно с природой. Таково исцеление человека, слепого от рождения».

Подлинные чудеса подаются по неизреченному человеколюбию Божию и имеют определенную спасительную цель: утверждение неверных душ в Вере, избавление от врагов, исцеление страждущих душевными и телесными недугами… Многочисленные примеры подобных чудес мы видим как в Ветхом, так и в Новом Завете: прохождение еврейского народа через Чермное море, питание израильтян небесной манной, поражение неприятельского войска Ангелом Божиим (Ветхий Завет); умножение хлебов, укрощение бури, исцеление больных и воскрешение мертвых Христом (Новый Завет).

Диявол, искони ненавистник рода человеческого, также способен являть «чудеса»: чтобы кануть, погубить, увести от истинного Богопознания, а также от Правой Веры и православного Богопочитания. Таковы были «чудеса» египетских магов, состязавшихся с Моисеем (Ветхий Завет); «чудеса», творимые Симоном-волхвом во время евангельской проповеди апостола Петра (Новый Завет).

Отличать подлинные, Божии чудеса от мнимых, бесовских, необходимо для каждого из нас, чтобы не увлечься и не впасть в обольщение.

В рассуждении о чудесах следует опираться на учение св. Церкви: Священное Писание (особенно святое Евангелие) и Священное Предание (наследие свв. Отцов).

Обратимся к истокам христианской истории. Святой евангелист Марк, завершая свое Евангелие, говорит, что апостолы по вознесении Господа «проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мр. 16, 20). «Видишь — поясняет блаженный Феофилакт, — везде сначала наше (действие), а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало: а когда не действуем, Он не содействует. Заметь и то, что за словами следуют дела и слово утверждается делами, как и у апостолов тогда слово утверждали последующие дела и знамения». Апостолы обращались к Богу с молитвой: «Дай рабам Твоим со всею смелостию говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Исуса» (Деян. 4, 29-30).

Св. апостол Павел также говорит о покорении язычников вере «словом и делом, силою знаний и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15, 19). «Поскольку же знамения и чудеса бывают и силою бесов, то присовокупил: силою Духа Божия», — читаем в Толковом Апостоле. Таким образом, знамения Божии даваемы были в содействие слову Божию (т.е. проповеди Евангелия). При содействии дивных знамений апостолы быстро распространили Веру Христову по вселенной: знамения были ясным и сильным доказательством истины христианства и для варварских, и для образованных народов. Когда же распространено было слово Евангелия и насаждена повсеместно Вера, тогда отъяты знамения, как окончившие свое служение, и перестали действовать в обширном размере и повсюду: совершали их редко избранные святые Божии. Иоанн Златоуст, св. Отец и писатель IV в., говорит, что в его время уже перестало действовать дарование знамений, хотя еще были по местам, преимущественно между иноками, мужи знаменосные. Святитель Григорий Двоеслов, св. Отец VI в., пишет: «Знамения и чудеса были необходимы при начале Церкви Христовой, для распространения веры; подобно как и мы, насаждая деревья, дотоле только поливаем их водою, пока они укоренятся, а когда они вырастут и пустят глубокие корни свои в землю, то перестаем их поливать».

И апостол Павел свидетельствует, что способность говорить на разных языках есть «знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14, 22), «ибо верующие не нуждаются в них, потому что они уже веруют», — поясняет блаженный Феофилакт.

Рассмотрим теперь, каковы по своей сути чудеса и знамения, являемые в наше время, и как учат относиться к ним богоносные Отцы.

2. Чудеса и святоотеческое Предание

В наше время часто можно слышать, что различные факты чудес, знамений, видений и пророчеств упоминаются в рассуждениях о вере, для свидетельства истинности той или иной веры. Таинственная и сверхъестественная природа этих явлений побеждает любые аргументы, тем более, что реальность благоухающих потоков мира, кровотечений и исцелений не вызывает сомнения: большинство таких фактов имеет свидетелей, заверено документально, или даже подтверждено научной экспертизой. Однако, задумаемся: каким образом мироточивые иконы, экзорцизм, исцеления и всевозможные знамения в равной степени наблюдаются среди взаимоисключающих конфессий, которые Церковь Христова признает раздорническими, раскольническими или полностью еретическими? Причем наш современник, не всегда достаточно осведомленный в Православном вероучении, испытывает соблазн рассматривать эти явления как действие Божией благодати и в других конфессиях.

Но даже те, кто имеют вполне православные взгляды и на основании святоотеческого учения знают, что все без исключения еретические сообщества вовсе лишены спасительной Благодати, подчас испытывают затруднения в понимании природы еретических чудес. Притом, как будет показано ниже, усматривать в этих чудесах исключительно подлог или сатанинское действие далеко не всегда уместно.

Особенно исчерпывающе об этом написано у преподобного Никона, игумена Черной горы, подвизавшегося возле Антиохии Великой в XI в. и при жизни еще почитавшегося учителем Церкви. Его книги «Пандекты» и «Тактикон» являются тематическими сборниками по актуальным нравственным и каноническим вопросам.

Излагая святоотеческое учение о природе различных чудотворений, преподобный разделяет их следующим образом: 1) чудеса, происходящие у православных, 2) чудеса у еретиков, 3) чудеса у нехристиан. Мы так же будем придерживаться такой последовательности, и, для начала, процитируем вступление к 33-му Слову книги «Пандекты»:

О тех, кто совершает знамения и пророчествует, или видит видения, по попущению Бога; и что этому не следует придавать значения, или считать признаком святости; но принимать во внимание только Правую веру и соблюдение Господних заповедей. Также, о том, что многие из верных, живущих развращенно, совершили и совершают знамения и чудеса, получают откровения и пророчества, дабы посредством знамений многих обольстить и увлечь своими лукавыми деяниями, выдавая свой путь за путь жизни, для чего подобные знамения и совершаются. И некоторые из них, имея помощь от демонов, порождают явственные ереси. Также, что не следует быть легковерными, но если увидим кого-нибудь из верных, или неверных, которые проходят великое телесное подвижничество, или обитают в пустыне, искусные в Писании, или неученые, или сочиняющие собственные писания; или какое-нибудь тело, не разрушившееся за многие годы, или что-нибудь подобное: то не рассматривать это как признак святости, если при этом не увидим наличия совершенного исполнения Господних заповедей и даров Духа, указанных Апостолом, а также, совершенной ненависти тщетной мирской славы, и полного исповедания Православой веры; — без чего все является действием демонов, при попущении Бога, Ему Одному известными судами.

Таким образом, достоверность и спасительность любых чудес и подвигов благочестия преподобный Никон определяет двумя критериями: присутствуют ли в той или иной ситуации чистота Православия и исполнение Божиих заповедей.

3. Иногда чудеса совершают и явные грешники

Далее, следующими примерами, он показывает, что чудеса иногда совершают и явные грешники (хотя и принадлежащие к Православной вере), и что это вовсе не согласно с Божией волей.

Был некоторый старец, который часто ходил в именитый град Антиохию, и приобрел веру (доверие) многих. Сам же он не был подвижником, но любил насыщаться пищей и питием, и жил во всевозможном небрежении; а имел он смиренный облик и обитал в (подвижническом) месте, из-за чего верили ему многие антиохийцы. Затем, по судьбам известным одному Богу, он прославился различными чудотворениями, и этим был известен тогда среди людей. При этом, часто поучал его Блаженный наш отец, Кир Лука, митрополит анаварзский, чтобы он перестал чудотворить, а тот не покорялся. Однажды, его собственный ученик, встретившись со мной, рассказал: «Как-то днем, мы вместе со старцем, пришли в Антиохию, в дом одного из христолюбцев, где старец насытился, и отягощенный пищей и питием, лег спать. А меня и второго брата, взял другой христолюбец, на ночлег в свой дом, и с ним был его друг. Когда мы шли вместе, то слышали, как они говорили: видим, что сказанное в Писании не является обязательным, ибо этот отец ест, пьет, насыщается, имеет другие наслаждения, и при этом — свят и имеет действие дарования исцелений». — Так рассказывал ученик того старца, из чего можно было заключить, что смысл этих чудес состоял в опровержении Божественных Писаний и насаждении плотоугодной жизни. Блаженный же патриарх, Кир Феодосии, заключил старца, для исправления, в темницу. Но антиохийцы этого не допустили, и освободили его силой. Однако же, в конце он сам от этого и пострадал, ибо случилось, что начальник разбойников, принадлежащий к армянской ереси, призвал того старца, чтобы он его, еретика, благословил; старец же имел пресвитерское рукоположение, и, совершив все по чину, вернулся в свое жилище. И тогда постиг его праведный Божий суд, чему не помешали ни совершаемые им чудеса, и ничто другое, но был наказан он за тот же самый грех; ибо начальник разбойников, которого он благословил, пришел к жилищу старца, со своими разбойниками, и схватив его, мучил страшными пытками: положил раскаленные угли в обувь, которую носил старец, и одел ему на ноги, чем их обжег, после чего удалился. Старец с тех пор чудес не совершал и ничего другого не делал, но переходил с места на место, страшно страдая, чем и окончил свою жизнь.

Другой из наших, — монах, имеющий пресвитерское рукоположение, — жил в миру; затем случилось, что он пал в грех с посвященной женщиной. И не только не отступил от страсти, но и больше прежнего пристрастился, совершенно потерял стыд перед Богом и людьми, явно и прилюдно предаваясь этой страсти, и при этом, он совершал чудеса. Когда он видел лежащих в огненной лихорадке, ставил на них ногу, и они исцелялись. Так это все и продолжалось; но впоследствии, Всещедрый Бог, вложил в его сердце Божественную мысль: если все грешники и согрешают, то делают это тайно и стыдятся, я же — открыто и без стыда, и при том имею действие чудотворений. Так он подумал. Тогда увидел он некоторого старца, у которого был небольшой монастырь в Лиде Халинзийской, и придя к нему, рассказал обо всем. Старец же, будучи рассудительным, все понял, и сказал ему: горе, горе тебе! Это коварное действие диявола; во-первых, в том, что предался ты страсти, а во-вторых, что безстыдно грешил и совершал чудотворения, обольщая своими чудесами людей, чтобы говорили, — добро и благоугодно перед Богом творить грех и пренебрегать божественными Писаниями и истинной волей Божией. Так что демоны нашли в тебе пособника, чтобы тобой многих людей привести в погибель. У слышав это и прочее, он поверил старцу всем сердцем и с тех пор отступил от бесовского чудотворения, и впредь так не делал, и, обратившись к покаянию, рассказал мне обо всем подробно, имея ко мне любовь.

Далее, мы слышали, что один брат вступил в связь с некоторой инокиней. И, желая с ней жить по-мирски, как муж с женой, но стыдясь в своей стране оставить иноческую жизнь, он решил вместе с ней уйти в чужую страну, чтобы это исполнить. Когда же они выходили, то еще не успели полностью исполнить страсть, поскольку находились в пути, А между тем подошли к обители, где задумались о раскаянии, и сказали друг другу: представим, что мы уже совершили грех, какая нам от этого польза? Поэтому, возвратимся теперь в свои жилища. И, возвращаясь, дошли до обители, называемой царская, и остановились на отдых; тогда, побежденные дияволом, они пали в грех. А вечером, перед тем, как закрывались ворота города Антиохии, брат упал и умер за городом. Инокиня, не зная что делать, пошла в город, взяла у одного знакомого лопату и мотыгу, и затемно, когда никто не видел, вышла, вырыла землю и засыпала тело монаха, затем, подождав до утра, пошла в Антиохию. Когда же антиохийцы с утра вышли из города, то увидели могилу, которой не было вечером, и не знали, что об этом подумать. Тогда они пришли к мысли, что это умер какой-то святой Божий раб, который, не желая человеческой славы, якобы велел своим ученикам, здесь ночью тайно себя похоронить. Так рассудив, они стали приносить своих больных, и по сатанинскому действию и Божию попущению, одному Богу известными судьбами, все исцелялись от своих Болезней. Но Бог, видя такое обольщение, исправил все следующим образом. Упомянутая инокиня, уже в Антиохии услышав о происшедшем, и не зная что делать, взяла с собой другую инокиню, вышла из города, и стоя в стороне от народа, смотрела на происходящие чудеса. Тогда, по Божественному промыслу, пришел из пустынных монастырей некоторый монах, который увидел многочисленный народ и стоящих отдельно инокинь, и стал поучать их безмолвствовать в своих кельях, и не ходить среди мирян. И спросил их: «Имеете ли вы духовного отца?» Та, которая знала тайну, ответила: нет, отче, не имеем. Тогда монах, руководимый Божиим промыслом, задержал ее на исповедь, и она ему все подробно открыла. Услышав об этом, он наставил инокиню как подобало и отпустил, а сам пошел в город, взял лопату и заступ, вышел, и, оставшись вне города, ночью достал тело монаха и бросил его в реку, а место разровнял, как было прежде, и удалился. И с тех пор дьявольское действие в том месте прекратилось.

Еще, как мы слышали, в другое время, в той же Антиохии, появился какой-то странствующий монах, который имел хартию, с написанными именами Бога, Архангелов и Ангелов, и всех святых, при помощи которой он совершил много чудес. Тогда, по промыслу Божию, пришел некоторый, бывший сведущий, монах, и расспросив, узнал о вывшем. Тогда он пошел и вопросил имеющего хартию, и тот ответил, что не знает об этом ничего, кроме того, что эту хартию дал ему в дороге другой монах, а больше, — сказал, — ничего не знаю; и что многие ему говорили, что не было там написано ничего неподобающего, но только Божие имя, Архангелов, Ангелов и прочих святых. Искусный инок, велел прочитать ее перед всеми, и когда тот прочел, оказалось, что в конце там было написано три слова, которых читающий не понимал. Искусный инок взял ее и при всех сказал, что эти три слова означают: «отрекаюсь, отрекаюсь, отрекаюсь»; а это означало отречение от всего перечисленного в начале свитка. Таким образом, чудеса происходили от сатаны.

Также, мы слышали от некоторых, что в дни известного антиохийского патриарха, жена одного мужа совершила прелюбодейство, узнав о чем, муж ее убил. И спустя несколько дней, эта женщина стала чудотворить. Святой патриарх, будучи сведущим, распознал коварство демонов, и чтобы не обольщались чудесами этой женщины, и не считали, что Богу может быть угодно прелюбодеяние, повелел взять ее тело и бросить в реку, чем обольщение искоренилось, Все это и многое другое, произошло в наше время, и одно мы видели сами, а о другом слышали. И немногое из многого, мы изложили здесь, чтобы вы знали и были опытны. Во всех этих перечисленных случаях говорилось о верных («Тактикон»).

Необходимо подчеркнуть, что указанные примеры относятся к явному действию диявола, где главные действующие лица — явные грешники, принадлежащие, однако, к православному исповеданию.

4. Еретики также совершают чудотворения

Дивеево, чугун, горшок, благодать, беспредел, порядки, Серафим Саровский, сухарики, чугонок, военный, казак
“Благословение” горшком, в котором старец Серафим готовил свои сухарики…

Но особенный интерес для нашей темы представляет другая категория чудотворений, совершаемых еретиками, о чем мы далее читаем:

«… подобное, происходит и у иноверцев, по действию демонов, для утверждения ереси. Расскажем теперь о том, как в Черной горе, в области Антиохийской, был некоторый подвижник, еретического исповедания, родом армянин; приближаясь к смерти, он созвал близких и послал своего единоверца принести лопату и заступ, для погребения, а перед смертью предсказал: — после того, как я скончаюсь, вы найдете, что тело мое сгорело. Затем, когда все ушли, то возвратившись, нашли, что все исполнилось по предсказанию инока и тело его сгорело; так они его и похоронили. Затем, взяли землю с его могилы, и когда сошла роса, посыпали ее в тех пределах на нивы, пораженные вредителями, и бедствие прекратилось. С тех пор они так делали всегда, для защиты нив, и бедствие каждый раз прекращалось под действием земли, взятой с могилы. Услышав об этом, один наш брат, сделал крест на котором написал: «Исус Христос, Сын Божий», — пошел и поставил его над гробом еретика, после чего эти чудеса прекратились.

Расскажем также и о добродетельном еретике: старец, часто упоминаемый нами, рассказал: по соседству со мной, в той же Черной горе, в уединении, жил армянин-еретик, весьма украшенный делами и добродетелями. Однажды, когда я с ним беседовал, то он произнес: «Внутри моего сердца я вижу нечто необычное и удивительное, однако, встречаюсь с какой-то преградой, препятствующей отчетливому познанию». Когда я услышал об этом, то имея определенный опыт, понял, что его душа, очистившись деятельной добродетелью, достигла свойственного ей состояния, но еретическое омрачение создавало завесу. Я все ему рассказал, и он, будучи добродетелен, поверил моим словам и решил перейти в Православие. Когда узнали об этом еретики-армяне в одном из монастырей, то опасаясь, чтобы такой добродетельный муж не отступил от их веры, вызвали его, и не позволили ему уйти, пока тот не скончался.

В Кизике был еретический епископ-духобор, по имени Македоний, который молитвой переставил на другое место масличное дерево, заслонявшее двери его суетной моленной. И когда неправедный заимодавец притеснял вдовицу, заставляя возвратить долг ее умершего мужа, в большем размере, то упомянутый епископ, узнав об этом, когда собирались хоронить ее мужа и несли его к могиле, прикоснулся к одру, на котором тот лежал, и заставил мертвого заговорить, и сказать, сколько было занято у кредитора. Впоследствии, когда тот еретик умер, на его могиле происходили различные видения и знамения.

Итак, зная об этом, — продолжает преп. Никон, — не будем считать без разбора святым каждого, кто совершает знамения, как сказано: «… не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1). И тех, кто притворялся истинными апостолами Христа, Павел назвал ложными тружениками. И это не удивительно, ибо сам сатана преображается в ангела света, поэтому не велико, если его слуги представляются служителями правды, конец которых будет соответствовать их делам. Ибо нечистые демоны, служащие лжепророкам, устраивают знамения и исцеления телесных страданий для обольщения тех и других, представляя умершего воскресающим и беседующим призрачно с живыми. Демон входит в мертвое человеческое тело и показывает, будто оно двигается, словно воскресшее, по суетной молитве человека-обманщика. И как бы от лица мертвого, разговаривает лукавый с обольщаемым человеком, о чем хочет, и о чем его спрашивают, сообщая человеческие тайны и слова, как знающий и наблюдающий, когда что-нибудь происходит у людей, посещая их и подслушивая. Но да избавит нас Господь от этого обольщения.

Опять-таки, демоны совершают знамения умножения земных плодов, или их оскудения, движения ветров, дождей, бездождия и засухи; отягощения земли и тому подобного; говорят подобно людям, и открывают человеческие мысли и рассуждения, догадываясь о них по внешним телесным признакам, соответствующим тем или иным помыслам, а особенно по лицам, и предсказывают задолго или незадолго. Точно так же, могут предсказывать и те, кто внимательно и досконально изучили врачебное искусство. Подобно предсказывают и некоторые сарацины, наверняка узнавая о тех, кто погибнет на войне, по определенным признакам. Так же и демоны, вникая в свойства человеческой природы, предвозвещают людскую смерть. Ибо, будучи безплотными духами, они рассматривают человеческие тела, силы, действия, избытки и недостатки тела, жизненных сил и крови, не нуждаясь ни в каком врачебном искусстве. — Угадывают, а не знают заранее, предсказывая смерть; то же можно сказать о волхвах и чревовещателях: ибо демоны зная то, кто украл, и где находится украденное, могут о том рассказать.

…Некоторые иноки-еретики, носящие власяницы, прослышав о святом Пахомии, пришли к нему в монастырь, и передали некоторым из братий: мы посланы нашим отцом к Великому сказать: если ты в действительности, как я слышал, человек Божий, и Бог тебя слушает, то пойдем и вместе перейдем ногами через реку, чтобы знали все, кто из нас имеет большее дерзновение перед Богом. Когда братия сообщили об этом Великому, то он вознегодовал на братьев и сказал: зачем даже слушать стали такие слова? Разве не знаете, что подобные испытания чужды Бога и далеки от жительства нашего и от православной веры? Даже и здравомыслящие миряне не додумаются до такого. Какой Божественный закон велит нам так делать? Даже наоборот, Спаситель заповедует в Евангелии: «… пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6,3). Нет ничего страшнее того безумия, если бы мы оставили оплакивать свои грехи и перестали бы заботиться о том, как избежать вечных мук, но младенчествуя умом, обратились бы к подобным испытаниям. Братья спросили: как же этот еретик, чуждый Бога, осмелился призвать тебя к этому? Блаженный им ответил: если бы попустил Бог, то смог бы он, с помощью диявола, перейти через реку, ходя как по суше, для укрепления их нечестивой ереси, посредством такого деяния увлекая обольщенных. Идите и скажите, принесшим эту весть: «Так говорит человек Божий Пахомий: весь подвиг мой и все мое усердие, состоит не в том, чтобы ногами ходить по реке, но в том, чтобы избавиться от осуждения на Божественном Суде, перейти через ту огненную реку, которая потечет пред престолом Христовым, и преодолеть подобные сатанинские действия силой Господней». И заповедал он братии не думать высоко о своих достижениях, и не стремиться видеть видения или демонов, и самим не устраивать подобного, и не искушать Божество такими прошениями, как сказано в Писании: «… не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4,7).

Эту загадку приоткрывает в своем рассуждении свят. Афанасий Александрийский.

Вопросили святого Афанасия Александрийского: «Каким образом еретики часто совершают знамения?»

Ответ. «Это никого не должно удивлять, ибо мы слышали, что Господь сказал: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?!! тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7, 22-23). Часто, причиной чуда бывает не жизнь чудотворящего, а вера приходящих, ибо написано: вера твоя спасла тя есть. Однако следует знать и о том, что иногда, находящиеся в зловерии приносят Богу великие труды подвижничества, и в качестве возмездия в нынешнем веке, принимают дар исцелений, дабы в будущий век услышать: …ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк.16, 25); а теперь ничем тебе не должны. Смотрите, чтобы не выло того же и с православными”.

Так говорится о чудотворцах еретиках, утверждающих тем свои ереси, подобно тому, как это бывает и у православных. Но при этом, не следует исследовать Божественные суды и попущения, но более опасаться, и внимательно себя хранить, доискиваясь правой веры и истинности православия, а также писанного в отеческих преданиях, и самих Божественных заповедях, с великим смирением. А тот, кто отступает в вере или в делах, — падает в пропасть.

Таковы свидетельства, что среди еретиков встречаются искренние подвижники, которые по разным причинам иногда совершают чудеса. Многие из них были людьми по-своему добродетельными и искренними, однако для спасения всем им, по словам того же прп. Никона, не доставало единственного условия — принадлежности к истинной православной Церкви. Так говорят святые Отцы. Поэтому, прежде чем изумляться подвижничеству, чудесам или нравственным добродетелям еретиков, обратим внимание на то, содержат ли они Православную веру.

5. Чудеса совершаются и неверными

Теперь, о самых крайних примерах: оказывается, чудеса происходят даже и в нехристианской среде. Далее, в книге прп. Никона, читаем:

Вопрос святому Анастасию Синаиту: «Какой силой неверные совершают знамения, чудотворения и пророчества?»

Ответ. «Знамения, чудотворения и прорицания, часто совершают и недостойные, по какой-нибудь необходимости или Промыслу; как это было с Валаамом и женой-волшебницей. Также, Апостолы встретили какого-то неверного, именем Христа изгоняющего демонов; тогда они ему запретили, и рассказали Христу, на что Он ответил: „…не запрещайте ему… ибо кто не против вас, тот за вас” (Мр.9, 39-40). Поэтому, если увидишь, что еретики или неверные совершают какое-либо знамение, по некоторому суду Божию, то не удивляйся, и по этой причине не сомневайся в Православной вере. Часто, подобные знамения бывают как следствие веры приходящего, а не достоинства того, кто их совершает. Так, не видно, чтобы Иоанн, больший из рожденных женами, совершил какое-либо знамение; тогда, как Иуда, так или иначе — совершал, ибо был он вместе с посланными воскрешать мертвых и очищать прокаженных. Поэтому не удивляйся, если видишь, кого-нибудь недостойного или зловерного, творящего знамения. Ибо не знамения и пророчества удостоверяют святость православного мужа, но его вера и жизнь. Поскольку часто не только грешники из православных, но также еретики и неверные творили знамения и пророчествовали, по некоторому Промыслу, как мы упоминали, по попущению Бога, что было с Валаамом, Саулом, Навуходоносором и Каиафой: — с определенной целью, в них действовал Святой Дух, при том, что они оставались недостойными и грешниками. Таким образом, грешники и неверные часто совершают знамения и пророчества по неведомому Промыслу, что не является проявлением святости, о которой свидетельствуют только плоды, по словам Господа: от плод их познаете их. На плоды истинно духовного мужа указывает Апостол: плод духовный есть любовь, радость, и мир, и долготерпение, благость, благостыня, вера, кротость, воздержание, — на таковых несть закона, вели человек приобретет такие плоды, то независимо от того, совершает он знамения или не совершает, — он свят и друг Божий. Ибо не бывает, чтобы истинный Божий раб остался без духовных дарований: получит ли слово премудрости, или слово познания, веру, или дарование исцелений, или что-либо иное, из даров Святого Духа, названных Апостолом. А без таких плодов, совершающий знамения или пророчествующий, является одним из тех, кто в оный День скажет: «… Господи! Господи!.. не Твоим ли именем мы многие чудеса творили? И услышат: Аминь, Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие Беззаконие» (ср. Мф.7, 22-23).

Святых Апостолов. «Не всякий пророчествующий преподобен, и не каждый изгоняющий бесов свят. Ибо пророчествовал Валаам, будучи злочестивым волхвом, и Саул, и Каиафа. Часто вещает и диявол, и сущие с ним бесы. Но это не свидетельствует о искре благочестия. Явно, что нечестивые, если и пророчествуют, то не проявляют этим благочестия, и изгоняющие бесов, по причине их исшествия, не становятся преподобными, но разделят с ними последнюю муку».

Об этом же Златоуст. «Ибо антихрист, который придет по попущению Бога, совершит, посредством прислуживающих ему демонов, многочисленные знамения и ложные чудеса, для погибели неверных и для испытания верных. И ничего удивительного в этом нет, что он призрачно совершит различные знамения при помощи диявола, если известно, что и другие чародеи и волхвы совершали различные чудеса посредством демонов, какими были Ианний и Иамврий, при Моисее, жезлы свои превратившие в змей, воду обратившие в кровь, и произведшие многочисленных жаб, наполнивших египетскую землю. Опять-таки, Симон волхв, во времена Апостолов, совершил всевозможные знамения и привидения, заставляя ходить статуи, не сгорал лежа в огне, летал по воздуху, и обращал камни в хлеб; превращался в змея и представлялся в виде различных животных; открывал запертые ворота, разрывал железные путы; во время пиров, показывал разнообразных идолов: домашние сосуды сами по себе ходили прислуживая, при отсутствии носящих; заставлял передвигаться тени, выдавая их за души умерших. Помирившись со многими чародеями, которые хотели его обличить, заколол им вола и, угощая их, обложил всевозможными болезнями и демонами. А когда кесарь его преследовал, он в страхе бежал, в своем обличье представив другого».

6. О подобных явлениях в наше время

Выше были рассмотрены чудеса, являемые через людей далеко неблагочестивого образа жизни, а также представителями инославных и даже языческих сообществ.

Вкратце выскажемся и о следующем явлении сегодняшнего дня: массовые мvроточения (и кровотечения) икон (и даже портретов иерархов!), наблюдаемые в неправославных вероисповеданиях.

Напомним, что чудеса Божии даются по Его особому усмотрению и попечению, а также по усиленной молитве человека-праведника, в особых случаях. Господь даровал чудеса для того, чтобы оказать милость человеку, уверить, исправить или утешить его. Когда богобоязненные христиане сподоблялись чудес по милости Божией, они с трепетом приносили Господу благодарность за дарованное благодеяние, присоединяя к этому глубокое покаяние и сознание своего недостоинства.

Нынешние же «серийные» мvроточения икон, портретов и даже бумажных календариков у инославных вызывают желание видеть подобное еще и еще, иметь и в своем храме, или даже у себя дома «чудотворный» образ, а результат всего этого — убеждение в «истинности» своей веры, уверенность в том, что «правильно веруем и живем», а на самом деле — конечное обольщение, прелесть.

Такое греховное стремление увидеть чудо, «выпрашивание» его у Бога весьма порицалось свв. Отцами, так как оно есть признак души маловерной и нетвердой, зачастую обольщенной — т.к. считает себя достойной чуда.

Преподобный Исаак Сирин так рассуждает об этом предмете: «Господь во всякое время — близкий заступник к святым Своим, но без нужды не являет силы Своей каким-либо явным делом и знамением чувственным, чтобы заступление Его не сделалось как бы обычным для нас, чтоб мы не утратили должного благоговения к Нему, и оно не послужило для нас причиною вреда. Так поступает Он, промышляя о святых: Он попускает им во всяком обстоятельстве явить подвиг, соответствующий силе их, и потрудиться в молитве; вместе с тем показывает им, что ни на час не прекращается Его тайное попечение о них […].

Подобает в скорби просить помощи Божией; без нужды искушать Бога — бедственно. Поистине, неправеден тот, кто желает этого […]. Истинные праведники постоянно помышляют, что они недостойны Бога. Тем, что они признают себя окаянными, не заслуживающими попечения Божия, свидетельствуется их истина» (Слово 36-е).

Нынешнее человеческое общество (маловерное и погруженное в страсти), искушается от лукавого. Падшая человеческая природа весьма впечатляется и пленяется сверхъестественными явлениями. Диявол и преподносит их: для обольщения легкомысленных и слепотствующих умом, тем самым устрояя путь последнему «чудотворцу» — антихристу.

Перед вторым пришествием Христовым, когда Правая Вера, духовное знание и рассуждение оскудеют до крайности, «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам», — говорит Господь (Мф. 24, 24-25). Блаженный Феофилакт поясняет слова Господа: «Когда придет антихрист, будет много лжехристов и лжепророков, которые хитростью диявольской будут представлять перед очами зрителей такие явления, что обольстят некоторых, да и сами праведники, если не будут всегда трезвены, могут обмануться. Я (Господь) вам наперед сказал об этом, и потому вы не будете иметь извинения, ибо можете сохраниться от обольщения».

Как же охранять себя от диявольских ухищрений, представляемых в виде «чудес»?

— Внимательно себя блюсти, храня чистоту Православия.

— Вникать в Божественные заповеди и писания свв. Отцов.

— Не искать чудес и не желать их, а заботиться о спасении души.

— Не исследовать Божественные суды и попущения, по какой причине происходят чудеса у неправо верующих.

Обратим также внимание на духовных мужей, через которых Божий Промысл приводил ко спасению заблудшие и прельщенные души в примерах, приводимых преп. Никоном. Они называются рассудительными, искусными, сведущими (имеющими духовное познание).

Знание церковного Предания, рассудительность и духовная трезвенность должны быть основополагающими и в нашем отношении к чудесам. Духовное же рассуждение рождается от смиренномудрия. «Только тот, кто имеет смирение, может быть признан разумным; не имеющий смирения никогда не стяжает разума» (Прп. Исаак Сирии, Слово 89-е).

7. Выводы

Постараемся вкратце подытожить содержание цитированных мест из творений преподобного Никона.

1.Чудеса, совершаемые грешниками Православного исповедания, не свидетельствуют об их добродетели и святости.

2. Чудотворения еретиков вовсе не подтверждают истинности их веры.

3. Среди еретиков встречались искренние подвижники, которые старались исполнять заповеди, но при этом были лишены общения с истинной Православной Церковью. Одни из них за труды своего подвижничества получили дар чудотворений, а другие совершали знамения по вере приступающих или по неведомому Промыслу Божию. О тех и других сказано в Евангелии: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7, 22-23).

4. Сами по себе все вообще чудеса, не могут служить критерием истины, но приобретают смысл в зависимости от того, кто и зачем их совершает.

5. Единственным критерием истины является чистота Православия и соблюдение Божественных заповедей.

6. Посредством ложных чудес демоны стараются ввергнуть людей в заблуждение или относительно нравственности, или относительно вероисповедания.

8. Свидетельство из старообрядческой апологетики

Вдобавок ко всему изложенному, интересно процитировать, в переводе, один из источников старообрядческой апологетики XIX века. К сожалению, отсутствует возможность точного его атрибутирования, — это один из гектографов Рогожской библиотеки. На вопрос новообрядческого миссионера, указывающего на чудеса в никонианской церкви, наш полемист отвечает:

— К чудесам и чудотворениям возможно различное отношение: одни им полностью доверяют, и даже считают доказательством православия того общества, в котором они иногда совершаются, а другие — наоборот, никогда не признают их критерием истины. Мы же, при достаточных признаках истинности, чудес отрицать не станем, но и не будем рассматривать их в качестве свидетельства истинности и православия того общества, где бы они ни совершались. Ибо история Церкви показывает, что чудеса иногда происходили также среди людей, которых Православная Церковь считала еретиками и неправомыслящими.

Далее, — всякое произвольное дело, подразумевает какую-либо, заранее поставленную цель; подобно тому и любое известное чудо, должно иметь сознательное и разумное основание: не только видимую, но и действительную необходимость. При этом, исцеление человека, страдающего по попущению Промысла Божия, не может быть окончательной целью. Цель всегда обнаруживается в необходимости посредством какого-либо чуда, что-нибудь подтвердить или уверить кого-нибудь в истине Божией. Когда еще недостаточно была распространена письменность, или вследствие маловерия, существовала необходимость в сверхъестественных знамениях, подобно тому, как во времена языческой Руси, митрополит Михаил поставил в огонь Евангелие, которое не сгорело. «Чудеса бо не только тех ради страждущих, — читаем в недельном Учительном Евангелии, — но много множае зрящих ради и слышащих творяше Христос, да привлекутся тех ради и друзии».

В церковном словаре Петра Алексеева, на слово «чудотворения» прежде всего приводится 13 глава из Первого послания к коринфянам, которая толкуется следующим образом: на сию главу имеются примечания, что дары чудотворения, по распространении и довольном утверждении Евангельского учения, быть престали. Чудеса прекратились еще до времен Августина, как это видно из его книги «Об истинном благочестии» (глава 25). Они даны были для неверных, а для верных — Писание. Первенствующая Церковь изобиловала чудесами, для призвания неверных. А Церковь последних времен, состоящая из верных, более основывается на Писании, нежели на чудесах. Поэтому в настоящее время в чудесах отпала необходимость. Священное Писание и Священное Предание, как живой голос Православной Вселенской Церкви, намного достовернее знамений и чудес: «Паче мёртвых востающих, Писания достовернейша суть», — говорит святой Иоанн Златоуст. «Если чудотворец неправо учит, — мы не должны его слушать» (Маргарит, слово 4). Темны и непонятны чудеса, потому что совершали их также и грешники, и еретики, и даже язычники: волхвы творили их и творят. Но в каких случаях и какой силой чудеса совершаются, — это выходит за пределы нашего познания. Так, известно, что некоторые изгоняли бесов, не будучи учениками Христа. Языческие императоры Веспасиан и Адриан, по свидетельству молвы, творили чудеса: исцеляли слепых и больных различными болезнями. Были известны и мнимые чудеса Аполлония Тианского. В книге Никона Черногорца рассказывается о таких ложных чудотворцах, как епископ-еретик, который совершал чудеса; монах-блудник чудодействовал после смерти; другой монах творил чудеса посредством хартии; прелюбодейка, убитая мужем, творила чудеса; еретик-армянин совершал чудеса при жизни и после смерти. И в Прологе на 9 января, повествуется о подобном «чудотворце». Также, спустя двести лет после отпадения Римо-католической церкви от восточного Православия, один католический священник, по имени Фульк, творил чудеса: изгонял демонов, исцелял слепых, немых, глухих, хромых, кому хотел, доставлял благодеяния, а других, кого хотел — наказывал (Робертс, История христианской церкви, 1891 г., стр. 131). Далее, в той же «Истории» говорится и о других чудотворцах католической церкви. Поэтому, свидетельствовать Православие Церкви и богоугодность жизни человека, одними только чудесами, — весьма погрешительно, т.к. противоречит учению св. Церкви.

9. Заключение

Теперь мы приблизились к важному выводу: если, по словам преподобного Никона, посредством многочисленных ложных чудотворений диявол старается вовлечь легковерных в какое-нибудь заблуждение, нравственное или вероисповедное, то справедливо задаться вопросом: каков общий смысл чудес нашего времени, наблюдаемых одинаково, в самых различных конфессиях и исповеданиях? Не требуется особой проницательности, чтобы заключить, что князь этого мира успешно распространяет очередной миф:

— «Бог есть повсюду», остальное — выдуманные ограничения и условности;
— границы Церкви не объемлются одним Православным исповеданием;
— святые и благодать есть в каждой конфессии
— добродетели общего характера важнее чистоты Православия;
— важнее всего «общечеловеческие ценности».

Такие взгляды вполне соответствуют духу времени. Здесь мы имеем дело с подменой истинного учения о Церкви — экклезиологической ересью современности. Тем самым, христианство лишается первой заповеди (о любви к Богу; см. Мф. 22, 37-38), становясь всего лишь гуманистическим учением, которое насаждает князь этого века, посредством ложных чудес. Несмотря на обилие печатного слова, современный христианин не всегда еще в достаточной степени знаком со Священным Преданием, отчего он часто предается иллюзиям, сводя содержание веры к общим нравственным нормам и «общечеловеческим ценностям». На примере писаний преподобного Никона, можно убедиться, что Православное Предание (т.е. Учение св. Церкви), столь неприятное и неизвестное для наших современников, чуждо подобного «гуманизма» и решительно его отвергает.

Читайте также

Сочи, старообрядцы, кладбище, вандализм, Имеретинка, погром, полиция, скандал, прощение

Сестра подозреваемого в вандализме на кладбище в Сочи просит прощения у старообрядцев

Оцените статью Публикуем покаянное письмо, которое прислала к нам в редакцию сестра подозреваемого в совершении ...

15 комментариев

  1. Игорь Степовой

    Своевременно. А то как раз среди наших заблудившихся братьев появилась привычка сомневаться в благодатности только лишь истинной церкви. И некие чудеса, которые они усмотрели вне Церкви, служат “железным аргументом” заблуждений. Хорошая статья.

  2. Владимир Саяпин

    В точку, Игорь! Не далее как в минувшее воскресение преисполненная благодати в “истинной церкви” служащая у дверей бабулька вывела вон едва переступивших порог Покровского собора юношу и девушку. Те и так робко вошли, крестились у храма, наверно, ко Господу решились! Не тут то было. В храме же одна благодать, так как и служба началась, и Митрополит пришел , а кроме служащих ни души! Сколько места для благодати!
    И пошли они в сторону церкви РПЦ…

  3. Владимир Саяпин

    В субботу, не в воскр. :)

    • Игорь Степовой

      Обознались. Я вот когда впервые раз На Рогожском был, тоже ошибся. Зашел в эту церковь РПЦ, но там не было бабушек, которые бы подсказали, что обознался. Увидел в лавке иконы на картонках, и теток в штанах и в шарфиках вместо платков. Только тогда понял. Нашим бабушкам хвала.

  4. Йогъ подвальный

    Хорошая работа, большая толковая статья.
    Олег, а кто автор этой работы? Почему у статьи нет подписи кто автор?

  5. Владимир Саяпин

    Еще раз просмотрел текст еще раз предложенной статьи и мысль! Написана она от зависти к чудесам в РПЦ :).

  6. Йог подвальный

    > Будем благодарны более эрудированным читателям за указание авторства.

    Олег, данную статью написал епископ Алимпий (Вербицкий). Об этом есть ряд свидетельств, включая прямые свидетельства автора.
    Так что можешь проставить в тексте автора — епископа Алимпия Вербицкого.

    • Олег Хохлов

      Просьба дать подтверждение словам. Впервые слышу, но если это правда, то автор в состоянии сказать это явно.

      • Йог подвальный

        Вот прямое подтверждение: http://goo.gl/Q5hwv2

        Так же имеется не менее 4-х ссылок на различные ресурсы, где данная статья опубликована за авторством епископа Алимпия.

  7. Не зная авторства – лучше не читать. Так же, как лучше не покупать продукты неизвестного производства.

    • Йог подвальный

      Елена, автор статьи известен, это епископ Алимпий (Вербицкий). Посмотрите чуть выше, есть подтверждение его авторства.
      Думаю, Олег скоро поправит текст статьи и укажет епископа Алимпия как автора.

  8. Йог подвальный

    Олег, а почему ты не торопишься указать автора данной статьи? Ты же всегда ратуешь за справедливое использование чужих материалов, и даже просишь в начале своей публикации помочь тебе с установлением авторства. Авторство установили — и?

  9. Йог подвальный

    Олег, Алимпий (Вербицкий) называет себя епископом. Корректно будет писать не “инок Алимпий (Вербицкий)”, а “епископ”. Ведь в текущем этикете (или как это назвать) принято обращаться к духовным лицам с теми титулами которыми они сами именуются, даже если лично для себя ты этот титул не признаёшь.

    Например, на сайте РПЦ Корнилий назван митрополитом http://www.patriarchia.ru/db/text/53881.html хотя для РПЦ он никакой не митрополит.

    • Олег Хохлов

      Сергий, как минимум в двух обсуждениях я уже прибегал к образной фото-метафоре, так что прошу не относить данную ассоциацию к личности обсуждаемого человека, но только к твоей позиции:
      advokat

      Избавь, пожалуйста, меня и наших читателей от своих советов: сделай что-нибудь невиртуальное сам и пиши что хочешь и как хочешь…

      • Йог подвальный

        «Кузьмич, ты что, обиделся?» ©

        То есть ты его статьи размещаешь, а я его адвокат?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *