Главная » Избранное » Чудеса в решете: “Степуринское чудо” Серафима Саровского
Chudesa-head

Чудеса в решете: “Степуринское чудо” Серафима Саровского

5 (100%) 7 votes

Предлагаем читателям нашего сайта комичную историю о том, как простой крестьянин-старообрядец невольно раскрыл фальсификацию господствующей церкви во время канонизации старца Серафима Саровского. Тема манипулирования в СМИ актуальна сейчас как никогда, к тому же статья впервые дополнена копиями оригинальных свидетельств тех событий, хранившихся в семейном архиве потомков главного действующего лица.

К вопросу об отношении старообрядцев к старцу Серафиму Саровскому

Летом 1903 года по личному указанию Николая II церковью проводилась шумная и пышная кампания по прославлению канонизированного преп. Серафима Саровского (в миру Прохор Мошнин 1759-1833 гг.) в связи с открытием его мощей. Для популяризации нового святого по российским городам и весям были направлены «слуги Божии» — миссионеры. Один из них заехал в дер. Степурино Богородского уезда Московской губернии.

На деревенской сходке он рассказывал о разных чудесах о. Серафима, о животворном источнике в Саровской обители, об открытии мощей преподобного и т.п. Миссионеру удалось сагитировать местных крестьян не работать и праздновать 19 июля в день прославления угодника Божия. Не убедил миссионер лишь Якова Ивановича Ситнова, который, как и все старообрядцы, не считал святыми подвижников господствующей церкви. По традиции староверы признавали и почитали «дониконовских святых и страдальцев за древлее благочестие», описанных в так называемом «Винограде российском». Посему Яков Иванович заявил, что 19 июля будет работать.

Photo-Sitnov

Еще накануне наметил он вывозить сено из Затишья, а то, не дай Бог, — дожди, — тогда пропадет весь укос. Как сказал, так и сделал, а про сходку скоро забыл совсем.

Летний месяц пролетел в трудах и заботах. С солнышком вставал неутомимый крестьянин, молился Богу, работал в поле, на ланке, либо в светелке за станом, помогал жене Марии Дмитриевне смотреть и хозяйством, учил уму-разуму, наставлял всякому ремеслу своих недорослей Афанасия и Ивана, а вечером опять молился…

Жизнь шла своим мудрым и естественным ходом по раз и навсегда установленным правилам «Домостроя». В старообрядческой среде они оставались незыблемыми, ибо жизненная сила и справедливость их была доказана и подтверждена многовековым опытом. Не забывай Бога, почитай родителей и старших, блюди нравственную чистоту и порядок в доме, люби домочадцев, будь добродетелен и трудись со старанием — и тогда «… будет на вас милость Божья и Пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение отныне и до скончания века, и дом ваш, и чада ваши, и имение ваше, и богатство, какие вам Бог даровал от ваших трудов, — будут благословенны и исполнены всяческих благ во веки веком. Аминь».

Мир и лад царили в старообрядческих семьях, живущих по этим правилам. Не оставляло благополучие и семейство Ситнова. И вдруг в середине августа нагрянула беда — откуда не ждал.

Jitie, 1903 г.

…Ясным воскресным днем прохаживался Яков Иванович по шумному павловопосадскому базару. Разноцветным людским муравейником кипели торговые ряды. Чего тут только не было! Продавалось и покупалось все: от иголки — до гробовой колоды, выдолбленной из целой сосны.

Кстати, колоды эти, которыми практически монопольно торговали Булычевы, пользовались у павловского обывателя неизменным спросом, который объяснялся добрым качеством товара и его потенциальной необходимостью (по известным обстоятельствам) для каждого «раба Божия».

В желающих примерить этот «товар» не было недостатка. Степенные бородатые мужики деловито втискивались спиной в прислоненные к стене душистые сосновые колоды, упирались там пятками и макушками, вытягивали руки по швам либо складывали на груди и, блаженно закрыв глаза, сосредоточенно замирали. А иной раз просили еще и крышкой накрыть… Трагикомическое это зрелище неизменно собирало толпу любопытствующих.

— Ну, как, Микола? — не открывая глаз, спрашивал из гроба кандидат в покойники своего спутника. Тот отступал шага на три, придирчиво щурился, заходя с разных сторон и заключал:

— Ладная, однако, домовина, кажись, Кузьма, в самую пору…

Если товар нравился, начинали «рядиться» с хозяином за цену. Многие запасливые староверы порой по нескольку десятков лет хранили облюбованные колоды на чердаках и в чуланах.

Яков Иванович помирать не собирался и потому не искушал судьбу подобными примерками. Проходя скобяной ряд, он задержался у прилавка с беливскими топорами, оптом скупленными Бадиным у заезжих гусляков на последней ярмарке.

Кроме своих широко известных церковпевческих «крюковых» книг, отменного домотканого бумажного товара и доброго хмеля, Гуслица славилась еще и великолепными крепчайшими шпорами да колунами, производство которых велось в здешних краях еще с XVII века. Выделывались «опоры из знаменитой демидовской стали» на отковку каждого уходило порой до трех часов. И хотя стоил такой товар недешево, спрос на него был велик.

В лучшие времена в Запонорской и Дорховской волостях было до 400 горнов с 1100 рабочими. Шли «опоры» во все соседние с Московской губернии и даже в Санкт-Петербург. Беливские мастера, частые гости павловских ярмарок, гордились и хвастались тем, что за их товаром приезжают купцы чуть не из заморских стран. Однако в конце ярмарок по лени нерасторопности отдавали они нераспроданные опоры и колуны за бесценок, освобождая возы для собственных покупок.

Так случалось не только с топорами. Местный книготорговец С.Д. Подкопаев у тех же гусляков оптом скупал их знаменитые крюковой нотации певческие «Праздники», «Октоихи», «Ирмологии», «Стиховники», имея впоследствии немалый барыш на перепродаже этих рукописных шедевров и прочих иных фолиантов заезжим и местным ревнителям старой веры. В лавке Подкопаева завсегдатаями были павловские старообрядцы Люсины, Щепильниковы, Козловские, Ширины, Кустаревы и другие, подбиравшие здесь богослужебную литературу для своих домашних моленных.

По базарным дням у лавочки собиралось изрядное количество обывателей, желающих приобрести свежие, доставленные с первым московским поездом, газеты и журналы. Так было и на сей раз. Только почему-то больше и громче обычного кричали тут и там подряженные за гривенник «лишки-книгоноши». Размахивая своим бумажным товаром, они во все горло заманивали покупателей очередной сенсацией:

— Не проходите мимо! Чудо в деревне Степурино! Покупайте! Ужасная смерть старовера! Крестьянин Ситнов сражен насмерть! Чудо святого Серафима! Покупайте! Не проходите…»
Яков Иванович вздрогнул. Слова «чудо» и «смерть» резали воздух и привлекали любопытных покупателей. Пачки каких-то тоненьких книжек в руках мальчишек таяли на глазах. Павловский обыватель не проходил мимо скандалов и сплетен, хоть как-то скрашивающих скучный и монотонный провинциальный быт.

Ситнов, сунув монету продавцу, почти вырвал из его рук брошюру и стал лихорадочно ее разглядывать. Называлась она «Чудеса при открытии мощей преподобного Серафима Саровского». Изданная в московской типографии И.Д. Сытина, книжка была неплохо оформлена. В декоративной двухцветной рамке на мягкой обложке — картинка с изображением часовни в лесу. В самой книжке после портрета преподобного Серафима на трех десятках страниц шло перечисление и описание чудес, случившихся у святого источника в Саровском монастыре и прочих местах. Чего там только не было!..

Книжка о чудесаз Серафима Саровского, 1903 г.

Яков Иванович, не вчитываясь в описание этих чудес, быстро пробегал глазами по строчкам и лишь с 31-й страницы стал читать внимательнее. Вот что там было написано:
«… грозны суды Божий над теми, кто, смежив очи свои, не только не верит и не хочет верить в святость угодника Божия, но в ослеплении своем дерзает хулить праведника, глумится над его святостью.

18-го июля, накануне дня прославления угодника Божия, крестьяне деревни Степурино, Богородского уезда (деревня находится близ Павловского посада), постановили на сходе в день прославления преподобного Серафима не выходить на полевые работы. Все изъявили свое согласие на это, кроме старообрядца Ситнова, который начал глумиться над преподобным… Вдруг в самый разгар надругательств Ситнов пошатнулся и упал. Когда наклонились к нему, оказалось, что он мертв. Крестьянами овладел благоговейный ужас. Весть о событии быстро пронеслась по окрестным деревням. Местные старообрядцы, смущенные смертью Ситнова, воздержались от работ 19-го июля».

Книжка о чудесаз Серафима Саровского, 1903 г. (1)

Прочитав эти строки, потрясенный Яков Иванович остановился и выпрямился. Растерянность его через мгновение сменилась возмущением. Старовер-правдолюбец решил немедленно восстановить справедливость. Он поднял книжонку высоко над головой и, перекрывая говор толпы, крикнул: «Обман! Мошенство! Граждане-господа, не верьте этой книжке! Вас обманывают, — Ситнов жив! Это я — Яков Ситнов из Степурина! Поглядите: я — жив! Не верьте мошенству!»

Некоторые с опаской обернулись на него, видимо, принимая Якова Ивановича за сумасшедшего. Он же, потрясая книжкой, сделал несколько шагов и также громко повторил свое возмущенное заявление еще раз. Потом еще. Выкрики «Обман!» и «Мошенство!» привлекали и волновали обывателя куда больше, чем «чудо» или «смерть». Толпа моментально удвоилась.

Вдруг кто-то резко одернул Ситнова за плечо, и над самым ухом его раскатился рык: «Пр-р-рекр-р-ратить богохульство!» Яков Иванович обернулся. Над ним громоздился краснолицый, толстощекий, усатый полицейский, который тоном, не допускающим никаких возражений, рявкнул: «Вы ар-рестованы! Следуйте за мной!»

В городском полицейском участке Ситнов тщетно пытался объяснять и доказывать свою правоту, В те времена и с более состоятельными «раскольниками» обходились в участке без нежностей, а разглагольствования какого-то непокорного деревенского чернокафтанника вызывали у стражей порядка явное раздражение. Не желая вникать в суть дела и выслушивать доводы Ситнова, его водворили в арестантскую камеру.

Попав за решетку, Яков Иванович крепко задумался над своим отчаянным положением: как же ему теперь выбираться из навалившейся на него беды, и как вообще все это могло случиться?

А происходило все, оказывается, так. Через несколько дней после той злополучной степуринской сходки сообщение о ней было опубликовано в «Ведомостях Санкт-Петербургского Градоначальства» (№ 160 от 24 июля). Там при изложении вышеописанного «чуда» говорилось, что «богатый старообрядец Ситнов стал насмехаться над нелепым, по его мнению, постановлением и обещал работать в празднуемый день». Не успев окончить своих издевательств, он упал замертво, и более того, якобы «тело Ситнова через час после смерти совершенно разложилось». Подобный финал воспринимался чрезвычайно эффектно.

Нелепую, но эффектную выдумку перепечатали и некоторые другие российские газеты и журналы, в частности, «Петербургский Листок» №198 за 1903 г.). Затем «чудо» попало во второй том «Православного путеводителя» (стр. 416-417). При создании книги о чудесах Серафима Саровского ее авторы ухватились за газетные сообщения о «степуринском чуде» и вставили его в свой труд. Проверять факт никому не пришло в голову. Никто не предполагал, что в случае несоответствия факта действительности, какой-то простой темный мужик, запуганный властями и жандармами, осмелится доискиваться правды в высших инстанциях.

Однако, незадачливые «чудотворцы» не знали одного обстоятельства. Яков Иванович, действительно, был потомственным крестьянином-хлебопашцем и образование имел всего лишь начальное. Но от природы он обладал немалым практическим умом, отличался любознательностью и начитанностью. Как «записной» старовер Ситнов имел гордый и твердый характер, закаченную волю и особую, унаследованную от предков, истинную высокую духовность.

Все эти качества в сочетании с исключительным трудолюбием, выделяли его из односельчан, вызывали к нему уважение и доверие. Помимо всего прочего Яков Иванович был незаменимым уставщиком в семейной моленной, построенной еще в прошлом веке. Обустроенная в традициях «древлего благочестия», она была предметом фамильной гордости Ситновых. С разрешения хозяев здесь молились многие односельчане и старообрядцы из окрестных деревень.

Многие древние книги и иконы ХIV-ХVII вв. приобретал для моленной сам Яков Иванович, имевший прирожденный вкус и особое чутье к предметам старины. Сам же вел он службы с присущей ему ревностью и тщанием, замечательно пел по «крюкам» и выучил этому всех своих домашних. Послушать редкой слаженности и стройное церковное пение четырех братьев Ситновых с домочадцами собиралось порой полдеревни, многие просились в ученики…

Как старообрядец-«беглопоповец» Яков Иванович был постоянно озабочен поисками достойного священника для своей моленной. По этой причине он часто бывал в московских, «беглопоповских» приходах, а иногда наведывался «за наукой» и на Рогожское кладбище, где близко познакомился с умнейшим Михаилом Ивановичем Бриллиантовым — известным начетчиком и видным идеологом старообрядчества. Тот, сразу оценив незаурядную личность степуринского старовера, проникся к нему уважением и симпатией. Чувства эти были взаимными, и вскоре между знакомцами завязалась переписка.

Случилось так, что Бриллиантову и пришлось вызволять Якова Ивановича из-за решетки, поскольку именно к нему приехали за помощью перепуганные сродники арестованного. У Михаила Ивановича накопился уже немалый опыт улаживания конфликтов старообрядцев с гражданскими и церковными властями.

Он приехал в Павловский Посад как официальный представитель Рогожского духовенства. Но это не произвело особого впечатления на местных блюстителей порядка. Бриллиантову, со всей его юридической грамотностью и дипломатическими способностями, стоило немалых трудов убедить полицейское начальство в нелепости и несостоятельности причины ареста Ситнова, Последним решающим аргументом в пользу пострадавшего явился, видимо, безымянный конвертик, «случайно забытый» просителем на краешке стола полицейского надзирателя…

Через три дня Яков Иванович с сыном Афанасием приехал на «Рогожку» к своему избавителю. Отец и сын прилюдно поклонились ему в ноги, и такие душевные святые слова нашел благодарный крестьянин, что растрогал смущенного Бриллиантова до слез.

Но необычная история эта с освобождение Якова Ивановича не закончилась. Хотя он и выпущен был на свободу, но права на жизнь формально не имел. Для всех, кто читая в газетах или книжке сообщение о его смерти, Ситнов был мертв. Конечно, местные жители не верили в «степуринское чудо», поскольку знали, что ничего подобного в их деревне не происходило. Однако, уже в Богородске могли оказаться обманутые. А ведь Якову Ивановичу приходилось бывать не только в уездном центре. В Заходе и Гуслице он заказывал иконы и книги для моленной, бывал во многих городах Московской губернии и за ее пределами, собирался посетить Макарьевскую ярмарку в Нижнем Новгороде. Большую переписку вел он с иногородними «беглопоповцами».

Как же теперь ему ехать куда-то? Не ровен час проверят документы, вспомнят про «чудо» да заберут, как самозванца. При мысли о возможном новом аресте Яков Иванович впадал в уныние. Чего доброго, еще обвинят в подрыве авторитета нового святого, которому сам царь-батюшка молился, да сошлют в Сибирь! Мало ли там нашего брата — староверов…

Попробовал Ситнов написать опровержение в газеты. Не тут-то было. Официальная печать не обратила внимание на протесты простого крестьянина. В Синод обращаться было явно бесполезно, как и писать жалобу «на Высочайшее имя», ибо трудно было надеяться, что Николай II допустит опровержение книги, в которой позволил напечатать свою фотографию. Он смят там с царицей в окружении народа во время посещения Саровского монастыря.

OproverjNG 1906

И тут совсем было отчаявшемуся степуринскому староверу пришел на помощь еще один его московский знакомый. Это был хранитель отделения рукописей и старопечатных книг знаменитого Румянцевского музея Григорий Петрович Георгиевский (1866-1948гг.). Познакомившись как-то на выставке древних книг, они поддерживали дружеские отношения на основе общего интереса. Нередко на консультацию Георгиевскому привозил Яков Иванович приобретаемые им книжные раритеты, которые неизменно вызывали живой интерес, а порой и восторг ученого. Григорий Петрович часто расспрашивал Ситнова о Богородском крае и давно собирался совершить археографическую поездку в Гуслицу. Обещал при случае заглянуть и в Степурино.

Г.П. Георгиевский, узнав о беде Ситнова, дал ему мудрый совет. Выход из положения, кажется, был найден.

Взяв в Игнатьевском волостном правлении справку с места жительства, Яков Иванович поехал с ней на Варварку (№102) к московскому нотариусу и попросил его засвидетельствовать, что он, Ситнов, находится в живых. Поскольку к справке были приложены ходатайства его именитых знакомых (в том числе — Георгиевского и Бриллиантова), нотариус П.А. Соколов принял крестьянина без промедления.

— Прошу садиться, господин Ситнов, — почтительно пригласил Соколов. — Я познакомился со всеми вашими документами, но, сделайте одолжение, расскажите мне всю историю по порядку.

Выслушав рассказ, нотариус улыбнулся:

— Так, так… Стало быть, вы, господин Ситнов, в некотором роде — покойник? Занятно… Ну, да ничего. Постараемся по просьбе общественности вас оживить! Вот что, приезжайте-ка к нам, уважаемый, через пару дней за удостоверением…

Ровно через два дня, 27 сентября 1903 года, Яков Иванович держал в руках удостоверение, в котором было официально засвидетельствовано, что он — это, действительно, он и находится в живых. Полученный документ мог избавить его от ареста. Это уже полдела. Однако, нужно еще было опровергнуть печатную ложь, распространенную в миллионах экземплярах по всей России. И снова мятежному старообрядцу помогли советы ученых друзей.

29 сентября московский нотариус князь Иосиф Генрихович Массальский оформил Ситнову копию его удостоверения, с которой тот поехал на Сретенку в типографию Х. Бархударянца и сделал заказ: отпечатать документ большим тиражом[1]. С печатным злом решено было воевать его же оружием.

Удостоверениек, 1903 г.

Заказ был выполнен к середине октября, и уже через несколько дней редакции газет и журналов обнаружили в своей почте официальные нотариальные свидетельства, фактически опровергающие «степуринское чудо». Принципиальный старообрядец не поленился разослать этот неоспоримый документ в достаточном количестве по всем своим знакомым и церковным приходам многих городов и весей России. Делал он это несколько лет подряд.

Однако печатные опровержения «чуда» в российской официальной периодике появились лишь через три года. И первым сделал это так называемый «Изборник Народной газеты» — печатный орган старообрядцев. Во втором своем номере за 1906 год он опубликовал статью «Подлог чуда» и поместил фотографию Якова Ивановича. Приведя известное описание степуринских событий 1903 года из «Ведомостей Санкт-Петербургского Градоначальства» (см. выше), «Изборник» писал: «Чудесное» наказание Ситнова рассматривалось как проявление особой святости Серафима Саровского. «Московские Ведомости» не замедлил и написать ряд статей ругательных по адресу старообрядцев и хвалебных по адресу «благочестивых» миссионеров. Им начал вторить «Русский Листок», а затем поддакнули и другие органы печати.

Чудо совершилось воочию — чего же еще больше? Проверять кому-либо сообщение и в голову не пришло, и вскоре басня стала ходить из уст в уста и даже попала в житие Серафима Саровского!

Избрник народной газеты, март 1906 г.

Между тем, конечно, все описание газеты представляет собой вымысел от начала до конца. Правда только в одном: действительно, есть деревня Степурино и действительно живет в ней старообрядец Яков Иванович Ситнов. Все остальное — ложь и подлог. Я.И. Ситнов не только не разлагался через час после смерти, но даже и не умирал. Он жив, здоров и невредим. На днях он был в нашей редакции и, рассказав о наглой выдумке изуверов, представил удостоверение своей личности, надлежащее нотариальное свидетельство и свой портрет, который мы и помещаем здесь…»

«Степуринское чудо» и его опровержение сделал и Ситнова человеком известным и популярным среди старообрядцев не только Богородского уезда. В деревню приходили письма практически из всех соседних с Московской губерний, с Украины и даже из далекой Сибири. «Воскресший» старовер аккуратно и с удовольствием отвечал всем своим «корреспондентам» на специально заказанных бланках с типографским «грифом» в левом углу:

«Яков Иванович Ситнов. Павловский Посад. Московской губернии, Игнатьевское волостное правление, деревня Степурино». И справа еще раз: «Деревня Степурино… дня 190… года». В общем, все как в лучших домах… Экземпляр этого бланка до сих пор хранится в семейном архиве Ситновых, как впрочем и печатное «Удостоверение», подписанное князем Массальским.

Спустя некоторое время аналогичный запрос о якобы имевшем месте чуде пришел в редакцию еженедельной старообрядческой газеты «Церковь». Приводим подробный ответ издания недоумевающему читателю из номера от 1906 год.

Фото Я.И. Ситнова в журнале Церковь. - копия

Яков Иванович обзавелся новыми знакомыми, у которых нередко гостил, и, чтобы не есть хлеб даром, исполнял обязанности уставщика. Из этих поездок он порой привозил подаренные или купленные по случаю старопечатные и «древлеписьменные» книги и иконы для степуринской моленной. Библиотека его по количеству раритетов скоро превзошла многие храмовые собрания в округе. Кроме манускриптов ХV-ХVI вв, (в том числе и пергаменных) гордость библиотеки составили привезенные с Украины львовский «Апостол» и заблудовское «Учительное Евангелие» первопечатника Ивана Федорова, «Хронограф» начата ХVII в., первое многотомное издание «Истории государства Российского» Н. Карамзина и многие другие редкие книги, посмотреть на которые не раз приезжал в Степурино уже ставший профессором Г.П. Георгиевский.

В один из таких приездов ученый обнаружил в библиотеке Ситнова московский Служебник 1633 г. с вкладной записью предков А.С. Пушкина. Вот этот автограф:

«Положил сию книгу Служебник думной дворянин Гаврила Григорьев Пушкин в дом пречистый Богородицы Знамению, да к Николе чюдотворцу в Косимовском при священнике Стефане; и кто впредь по нем будет у престола Пречистый Богородицы и ему по сей книге служить, а за Гаврила Григорьевича и за его дети и за весь дом его Богу молить и родителей их поминать, а хто сию книгу вынесет из церкви и закорыстыпца ею да будет проклят… И вовеки аминь». И далее — еще: «Служебник Окольничего Степана Гавриловича в дом Пречистыя Богородицы Знаменью, да к Николе чудотворцу в КОСИМОВ».

Это был тот самый, описанный «В Борисе Годунове» мятежный Гаврила Пушкин, что призывал московский люд целовать крест Лжедмитрию. Добавочная запись сделана рукой его сына[2].

— Надо же! — удивлялся Георгиевский. — Окольничьим у самозванца был, а потом — глядь, — и в думных у Романовых оказался! Ловко…

Видно, Гаврила Пушкин под старость свои молодые грехи замаливал, потому именно после 1633) и пожертвовал эту книгу в храм во спасение души. Богатые да именитые грешники часто так делали… Право, хоть роман пиши.

Таким образом, Ситнов оказался владельцем редкого автографа далеко не последнего героя Смутного времени и реального персонажа пушкинской трагедии «Борис Годунов».
После разорения моленной и смерти хозяина самая ценная рукописная часть книжного собрания была передана Е.А. Бобкову для библиотеки Рогожского кладбища, а остальные книги и иконы отдали в старообрядческий Корневский храм, настоятелем которого был священник о. Даниил Ильич Березин — близкий родственник Я.И. Ситнова по материнской линии. Остатки Степуринских древностей были розданы случайным лицам, разного рода «музейным работникам», «реставраторам-любителям» и т.п., то есть безвозвратно утеряны.

Несколько лет назад отдельные интересные случайные находки из степуринских книг (включая вышеназванный «Хронограф») были переданы автором археографической экспедиции МГУ для отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки университета. После изучения и описания они пополнили уникальную Московскую территориальную коллекцию редких изданий и рукописей книжного собрания библиотеки.

После своей «чудесной» смерти Яков Иванович прожил еще тридцать лет и три года и умер в возрасте 76 лет. Жил бы он и дольше, но страстное сердце старообрядца не вынесло сразу трех последних и самых жестоких — ударов судьбы: он похоронил жену, затем новая власть отняла у него сначала моленную, а потом сына.

Похоронили Якова Ивановича по святоотеческому обряду рядом со всеми его предками и сродниками на филимоновском старообрядческом кладбище, от которого нынче остались одна или две оградки да несколько ушедших в землю безымянных гранитных плит со стертыми надписями, такими же, как наша память…

УДОСТОВЕРЕНИЕ.

Я, нижеподписавшейся, сим удостоверяю, что двадцать седьмого сентября тысяча девятьсот третьяго года, в двенадцать часов дня явился ко мне, Московскому Нотариусу Павлу Алексеевичу Соколову, в контору мою Городского участка на Варварке, в доме под №102, лично мне неизвестный крестьянин Московской губернии, Богородскаго уезда, Игнатьевской волости, деревни Степуриной Яков Иванов Ситнов, предъявившей в удостоверение самоличности паспорт, выданный ему из Игнатьевскаго волостного правления 20 февраля 1903 года за №236, живущий в названной деревне Степуриной в своем доме и потребовал выдачи ему удостоверения о явке его предо мною для засвидетельствования о нахождении его в живых. Крестьянин Богородскаго уезда, Игнатьевской волости, деревни Степуриной Яков Иванов Ситнов. 1903 года сентября 27 дня. По реестру № 5123. Нотариус П. Соколов. (М.П.)

Я, ниже подписавшийся, удостоверяю верность этой копии с подлинником ея, представленным мне, Князю Иосифу Генриховичу Массальскому, исправляющему должность Московскаго Нотариуса Павла Алексеевича Соколова, в конторе Соколова Городского участка на Варварке в доме под № 102 крестьянином Богородскаго уезда Игнатьевской волости деревни Степуриной Яковом Ивановичем Ситновым, живущим в означенной деревне Степуриной в своем доме.

При сличении мною этой копии с подлинником в последнем почисток, приписок, зачеркнутых слов и никаких особенностей не было. Подлинник оплачен шестидесяти копеечным гербовым сбором. 1903 года Сентября 29 дня. По реестру № 5145.
И.Д. Нотариуса Князь Массальский.

По изд.: Старообрядчество: История, культура, современность. Выпуск 6. Стр. 33-40.

________________________________________

[1] Дозволено цензурою. Москва, 11 Октября 1903 г. Типография Х. Бархударянц. Сретенка, Мясной пер., д. Беляева.

[2] Эта книга была вновь обнаружена в 1983 г. И.В. Поздеевой и подробно описана в каталоге. См.: Русская рукописная и старопечатная книга в личных собраниях Москвы и Подмосковья.
Автор статьи – потомок Якова Ивановича Ситнова, член Союза журналистов России, поэт, филолог, известный краевед Виктор Феофилактович Ситнов. Он по-прежнему живет и плодотворно трудится на гуслицкой земле – в подмосковном Павловском Посаде.

Иллюстрации к данной статье были любезно предоставлены В.Ф. Ситновым из семейного архива по запросу сайта www.STAROVE.RU  и публикуются в интернете впервые.

Указанная история из книги Н.В.Фоломеевой «Земля Павловопосадская», М., 2004 г была опубликована на сайте “Богородское краеведение”: http://bogorodsk-noginsk.ru/starover/28_stepurinskoe_chudo.html

PS.

Тайна имени Серафим

Помимо указанной выше истории старообрядцы не меньше дивятся другому чуду, связанному с особо чтимым новообрядческой церковью старцем Серафимом Саровским. В древлеправославии нет его почитания не только ввиду того, что жил он в 19 веке и был прославлен в лике святых спустя 250 лет после раскола, но нет даже имени Серафим в церковных святцах.

Серафим – это ангельский чин, наподобие херувима, архистратига, архангела, и до конца 19 века не было известно ни об одном святом, носившем такое имя. Целенаправленный поиск прообраза и жития, в честь которого мог быть назван в монашестве Прохор Мошнин, администрации сайта www.STAROVE.RU никаких результатов не дал. Следует также сказать, что согласно благочестивой традиции монахам после пострига выбирают имя на ту же букву, что и до совершения этого таинства, что также не выполнено в рассматриваемом случае.

На данном этапе за неимением более подробной информации оставляем этот вопрос не раскрытым, но факт остаётся фактом: до преподобного Серафима Саровского так своих детей не называл никто, поскольку имена нарекались исключительно по святцам и, как правило, из числа тех, которые приходились на восьмой день по рождении младенца.

PPS.

Характерно, что другой святой с именем Серафим, чьё житие удалось найти в интернете, Священномученик митрополит Серафим (Леонид Чичагов) своё иноческое имя взял в Дивеево в 1898 году и отдал много сил составлению жития старца Серафима Саровского (подробнее – тут http://days.pravoslavie.ru/Life/life4900.htm).

Тут подробно описана история обретения мощей и перипетии с их хранением в советское время.

Материал по теме

Московский Комсомолец: Главное пожелание России на Новый год

Никита Кричевский, Московский Комсомолец, история, старообрядцы, фальсификация, лицемерие, обрядоверие, беды, Русь, РПЦ, РПСЦ, Коррупция, Суд, Война, Общество, Власть, Лекарства, Христианство, Наука, Экономика, Финансы, Деньги

Св. благоверная Анна Кашинская: дважды победившая супостата диявола

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста

Никонианская ересь – храм лжи и подлога. Дело «еретика Мартина Арменина»

Поморские ответы, В. П. Козлов, «Ко уврачеванию расколом недугующих», Соборное деяние», Требник митрополита Феогноста, Петр I, Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Питирим, «Слово» патриарха Софрония, ересь Мартина Арменина, еретик Мартина, митрополитом киевский Константин, Феофилакт Лопатинский, Синод, фальсификации, подлог, рукопись, старообрядцы, полемика, раскол, обман, РПЦ, фальшивка, история, Арсений Мацеевич, Болховитинов, «Соборное деяние на еретика арменина на мниха Мартина, митрополит Филарет

Исследование о мощах святых мучеников Дады, Гаведдая, Каздои и Гаргала

Мученики Дада, Гаведдай, Каздоя и Гаргал.

Фарс РПЦ: мифы и лживое житие св. Ильи Муромца

РВСН, Илья Муромец, житие, троеперстие, двуперстие, ложь, полемика, старообрядцы, подлог, фальсификация, Киево-Печерская Лавра, мощи, почитание, канонизация, святой, кисть руки

России нужны старообрядцы! Страна погрязла в оккультизме

Магия, оккультизм, шарлатанство, экстрасенсы, РПЦ, Русская Вера, шаманство, ложь, вуду, йога, предрассудки, РПЦ, язычество, родноверие, мракобесие, мистика, экстрасенсы, религия, секты

ЧУДЕСА И ЗНАМЕНИЯ: Все ли они от Бога, и как не ошибиться

Чудо, знак, ересь, ложь, лукавый, обольщение, обман, предостережение, чудеса, знамения, патерик, житие святых, толкование, мистика, непостижимое, откровения, исцеление, как понимать, философия, богословие, старообрядцы, православие, осторожность, предупреждение

Почему играть в карты – грех? Что означают масти?

Карты, масти, грех, иудаизм, пики, вини, бубны, крести, трефы, Христианство, Православие, Исус Христос, Библия, значения, игра в карты, картёжник, объяснение

Второй сорт: Утвержден чин приема старообрядцев в лоно РПЦ. Текст чина

РПЦ МП, старообрядчество, староверие, старообрядные приходы, Иларион Алфеев, Синод, чин отречения от ересей, patriarkhia.ru

ВЕДЫ. Велесова книга: читать ОПРОВЕРЖЕНИЕ учёного О.В.Творогова

Древнерусская, Русы, веды, литература, история, языкознание, Творогов Олег Викторович, Творожков, Творожников, Велес, родновер, родноверы, славяне, Бог, РОД, национаизм, Морозов, Фоменко, Носовский, Новая Хронология, неоязычник, неоязычество, язычество, обряды, правила, колдовство, Рыбаков Борис Александрович, РАН, Акажемия наук, мормоны, ересь, наука, ученые, ведическая культура, мантры, приворот, гороскоп, экстрасенс, камни, магия, оберег, знания, тайна, староверы, старообрядцы, РПЦ МП, Ложь, фальшь, фальсификация истории, Россия, Русь, Славяне, арийцы, раса, Русь, Русские, Русская Вера, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Перун, Голубиная книга

Ф.Е. Мельников о голоде, испытаниях и пределе возможностей

Федор Ефимович Мельников, голод, голодомор, революция, каннибализм, история, смерть, Израиль, предупреждение, жажда, эпидемии, испытание, предупреждение, революция, война, кара, наказание, преступление,животный инстинкт, Библия, древность, средние века, нравы

Как встречать «Новый Год»: обман, вера, Дед Мороз и Рождество

Основательное расследование STAROVE.RU истории подмены церковного праздника Рождества Христова коммерческо-идеологическим суррогатом.

STAROVE_RU_New_Year_Ded_Moroz-carreHQred

1 апреля день смеха. Горькая история праздника-кощунства

первое апреля, 1 апреля, день дурака, день дураков, история праздника, традиция, обман, рассказ, как отмечают, кто придумал, что за праздник, языческая традиция, библия, грех, насмешка, епископ Иннокентий Усов, правда о празднике, презентация, викторина, розыгрыш, пример, Римская империя, язычество, иудеи, язычники, гонения, православие, википедия, викторина, розыгрыш, 1-е апреля

«Дары волхвов»: несвятые святыни. Что это?

Рублёвский музей, Дары Волхвов, разоблачение, анализ, история

Какой нательный крест является правильным?

правильный крест, крестик, старообрядческий

Какое крещение истинное и правильное?

крестины, обливание, погружение, правило, правильные 

Правь, Явь, Навь и прочая херь

Константин Васильев, язычество, родноверие, жаворонки, весна, Музей славянской культуры, родноверие, Алтуфьево, РПЦ, неоязычество, сварог, велес, культура, искусство, творчество, боги, ра, нечесть, секта, староверы, старообрядцы, явь, навь, правь, фольклор, народ, Русь, русичи, славяне

Митрополит Иларион (Алфеев): Новый символ новой веры. Авторский перевод

Иларион Алфеев, Экуменизм, Символ Веры, никониане, раскол, новообрядцы, католики, правила, нарушения, проповедь, фальсификация, Символ Веры, книга, иезуитство

Леонид Севастьянов: “Партнеры католики, а помогаем – старообрядцам”

Леонид Севастьянов, католики, Ватикан, Вадим Сергеевич Якунин, фонд им. Григория Богослова, митрополит Иларион Алфеев, ОВЦС МП, митрополит Илларион Алфеев, патриарх Кирилл, Гундяев, патриарх Алексий, толерантность, права человека, личность, евангелизация, благословение, благотворительность, миссия Церкви, Москвоский Патриархат, миссионерство, обучение, аспирантура, Синод, «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности», гинекология, аборты

Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой. Митр. Иларион в Рубцово

РПЦ МП, РПСЦ, староверы, старообрядцы, Иларион Алфеев, Иоанн Миролюбов, митрополит Корнилий, Вадим Якунин, фонд Григория Богослова, Леонид Севастьянов, Владимир Саяпин, Рогожское, единоверие, старообрядные приходы, единоверцы, реконструкция, Рубцово, наонное пение, патриарх Кирил, ариане, ересь, еретики, миропомазание, чиноприем, привила, синод

Иногда бывает, что историю приходится править...
Иногда бывает, что историю приходится править…

Учёные о фальсификации истории России

Крайне любопытные материалы открытой научной конференции в РГБ по теме «Как противостоять фальсификации российской истории»

ДОКЛАД:

«Влесова книга» как историко-филологический фальсификат

Шалыгина Наталья Владимировна, кандидат филологических наук, доцент Православного университета имени св. Иоанна Богослова

Обобщен богатый фактический материал о том, что «Влесова книга» является полной исторической фальшивкой как с точки зрения лингвистического и филологического анализа, так и с точки зрения исторической несостоятельности версии о её обретении. Приводятся примеры подмен, новейших изменений и дополнений, вносимых в новых редакциях издания в ответ на аргументы научной критики, а также вероломной подмены негативных отзывов на эту книгу свидетельствами о её действительности от тех же авторов.

http://youtu.be/K9gafH8qoIA

Православие и толерантность. Мнение Святых отец

Толерантность, ЛГБТ, саентологи, терпимость, грех, порок, прелюбодеяние, геи, лесбиянки, трансвеститы, общество, нравы, гомосексуализм, святые отцы, Иоанн Златоуст, Василий Великий, правила святых отец, святоотеческие правила, православие и толерантность, православие, мораль, блуд, прелюбодеяние, наказание, провокация, нравы, допустимо ли, запрет, педофилия, АПА, американская психотерапевтическая ассоциация, психотерапевт, норма, отклонение, расстройство, старообрядцы, староверы, РПСЦ, древлеправославие

Новая хронология Фоменко и Носовского: РАЗОБЛАЧЕНИЕ от РАН

Научно обоснованное разоблачение наукообразной версии мировой истории от специалистов из уполномоченной комиссии Российской Академии Наук.

RAN-hromologiya-fomenko-nosovskiy-head

Герман Стерлигов, когда РПЦ впала в ересь, ересь, секта, учение, книги Германа Стерлигова, раскол, Православие, уния, униатство, латыны, свидетели Стерлигова, учебник Стерлигова, ложь, католики, католичество, история Руси от Владимира до Маномаха, перевод, РПЦ МП, провокация, святотатство, полемика, диалог, слобода Германа Стерлигова, Истра, АРТЦ, богословие, благодать, заблуждения, общество любителей древней письменности, Лицевой Летописный свод, ОЛДП, STAROVE.RU, German Sterligov, eres, lies, Старообрядческая Мысль, Памакаристос, филиокве, Аввакум, Никон, Иоанн Грозный, патриарх Иов, Папа Римский, Опровержение, отец Михаил Родин, септуагинта, масоретский текст, Ветхий Завет, Библия, перевод, раввин Акиба, пятикнижие, Моисей, Вульгата, иерей Максим Куриленко

Обзор прессы: Инглинги. Перун-националист вне закона

Инглинги, Омск, Хиневич, Древнерусская, Русы, веды, литература, история, языкознание, Творогов Олег Викторович, Творожков, Творожников, Велес, родновер, родноверы, славяне, Бог, РОД, национаизм, Морозов, Фоменко, Носовский, Новая Хронология, неоязычник, неоязычество, язычество, обряды, правила, колдовство, Рыбаков Борис Александрович, РАН, Акажемия наук, мормоны, ересь, наука, ученые, ведическая культура, мантры, приворот, гороскоп, экстрасенс, камни, магия, оберег, знания, тайна, староверы, старообрядцы, РПЦ МП, Ложь, фальшь, фальсификация истории, Россия, Русь, Славяне, арийцы, раса, Русь, Русские, Русская Вера, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Перун, Голубиная книга

Книжная справа XXI века: Псевдобиблейский экуменический проект от адвентистов и иже с ними

Экуменизм, Библия, Азбука Веры, Олег Стеняев, адвентисты, перевод, масоретский текст, католики, протестанты, деградация, Новый Завет, Ветхий Завет, Библейское общество, Кулаков, США, масоны, провокация, ересь, грех, справа, Никон, Священное Писание, еретики, баптисты, сектанты

История 8 МАРТА. Цеткин, Люксембург, «крылатый эрос» и революция

Роза Люксембург, Клара Цеткин, Александра Коллонтай, Владимир Ленин, Советская власть, Кпсс, партия, социал-демократы, Пурим, иудеи, революционеры, феминизм, равноправие, права женщин, избирательные права, крылатый эрос, история праздника 8 марта, СССР, расследование, 23 февраля, праздник Жен-Мироносиц, Церковь, РПЦ МП, старообрядцы, традиции, православие, христианство, спаситель, Исус Христос, Мария Магдалина, пропаганда, политика, ложь, фальсификация, история

О рыбном дне, застое и большой политике

Удивительное расследование STAROVE.RU о популярном советском мифе 1980-х – создании антиправославной диетической традиции “рыбного дня” в четверг в противовес древней Православной традиции держать пост по средам и пятницам.

Brezhnev-header

День чужого Валентина. В РПЦ отмечают, а католики – нет

Исследование STAROVE.RU о том, почему сами католики исключили святого Валентина из поминовения 14 февраля, а наши не помнящие родства иваны да марьи взахлёб рисуют сердечки в надежде на взаимность.

День святого Валентина, валентинка, день всех влюблённых, фарс, РПЦ МП, председатель миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонах Димитрий (Першин), иеромонах Димитрий (Першин), миссионерство

Избранные материалы:

Владимир Путин посетил старообрядческий Рогожский духовный центр в Москве

Рогожское, Рогожская Слобода, старообрядцы, РПСЦ, Кремль, Путин, РПСЦ, старообрядцы, староверы, Дмитрий Песков, прием, встреча, Рогожская Слобода, Аввакум, митрополит Корнилий, Владимир Владимирович Путин, приглашение, президент, Титов

Путеводитель по Рогожской Слободе

Алтай, ателье, библиотека, molodoj.ru, Воскресная школа, ДУ РПСЦ, духовное училище, духовный центр, здоровое питание, интересное, Казаки, Казачий улей, казачья станица, кафе, Кинотеатр, Книги, книжный, колокольня, лавки, литература, мёд, Москва, общепит, питание, портные, праздник, природа, путешествия, пчеловодство, ресторан, Рогожская Слобода, Рогожское, станица, старообрядцы, торговля, Традиции, трапезная, туризм, хлеб, ярмарка, Рогожская трапезная, история старообрядчества, неизведанное, путеводитель, история, тайны, достопримечательности, РПСЦ, медиа центр, координаты, схема проезда, фото, фотографии, контакты, Борис Теплых, Даниил Добыш, Дмитрий Власов, Александр Васильевич Антонов, митрополит Корнилий, о.Виктор Жельцов, МДУ, МСДУ, русское в Москве, православное в России, медиа-кладезь

Интервью года. Митрополит Корнилий на Tsargrad.tv. Обзорная передача

старообрядцы, РПСЦ, Митрополит Корнилий, Агафья Лыкова, Митрополит Корнилий, предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви, Митрополит Корнилий, Царьград, Владимир Путин, Царьград ТВ, tsargrad.tv, Алексей Ткачев, Анна Кашинская, интервью, передача, телевидение, Образ, РПЦ, обряды, революция, староверы, Рогожское

STAROVE.RU, Церковь и Мир, общество, аналитика, актуальное, Ростов на Дону, Сергий Аветян, фото, священник, РПСЦ, актуальное, на злобу дняРаздел «Церковь и Miр»

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики «Исследования», «Истории жизни», материалы «На злобу дня», информация о праздниках, а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».

 

 

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Богоявление, Рогожское, СтарообрядцыБогоявленская вода. Рогожское. Фото

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

mitropolit-Korniliy_Rossiya-24-01Интервью Митрополита Корнилия каналу Россия 24

Первое за десять лет интервью предстоятеля РПСЦ Митрополита Московского и Всея Руси Корнилия федеральному каналу.

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёрыИнтервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Епископ Евмений, о.Евгений Михеев, старообрядцы, Молдавская епархия РПСЦ, Кишинёв, Вознюк, Верея, Рогожское, Россия, Политика, ГУЛАГ, репрессии, гонения, СССР, Советская власть, лагеря, потомственные, староверы, Рогожская Слобода, чиновники, партийные, коммунисты, биография, советская власть, Брежневская эпоха, РПЦ МП, застой, Москва, жизнеописание, биография, Рогожская Слобода, митрополит Корнилий, Митрополит Алимпий, Епископ Геронтий Лакомкин, Русская ПланетаВл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

 

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

Статистика, смертность, старообрядцы, евреи, народы России, меньшинства, продолжительность жизни, национальности, старообрядцы, протестанты, дагестанцы, рождаемость, росстат, Америка, США, Европа, Англия, революция, Русский крест, анализ, Высшая Школа Экономики, демография, Россия, перепись населения, состав населения, профессииSTAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

 

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru

Twitter: https://twitter.com/staroveru

Читайте также

тюмень

Престольный праздник в храме во имя Рожества Иоанна Предотечи в Тюмени

5 (100%) 2 votes 7 июля Церковь чтит память честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя ...

21 комментариев

  1. Ярослав

    Когда-то господствующей была предыдущая церковь,называвшаяся правоверной (ныне РПСЦ),в период господства которой,также как и в период господства РПЦ была сфальсифицирована вообще вся история Руси,а не только отдельных людей.

  2. Олег Хохлов

    Владимир Беклемишев пишет Вконтакте:

    Последняя фотография просто повалила со смеху=) По по поводу Серафима Саровского и иже с ним хорошая статья А.В.Езерова http://www.staropomor.ru/nikon(8)/ezerov.html Очень основательная и серьезная статья Андрея Викторовича.

    • Олег, если бы страообрядцы изучали труды святителя Игнатия Брянчанинова, а не внешнюю сторону большей части современной РПЦ МП… Святитель Игнатий довольно подробно это явление старчества описывает и предостерегает православных.

  3. Павел Кратиров / Олег Хохлов

    Уважаемый Павел Кратиров, оставивший комментарий к данной статье. Вернее, перенёсший сюда с другого ресурса свои комментарии, относившиеся совсем к другой статье.

    Я не буду тут приводить дословно Ваши голословные и хамские высказывания в адрес старообрядчества, которые Вы не стесняетесь тиражировать. Это – Ваше мнение и я предлагаю при нём остаться, тем более что на основании личного Вашего опыта едва ли Вы вправе делать обобщения, вроде якобы обнаруженного у старообрядцев “безапелляционного самодурства попов и пресмыкания перед ними холуйствующей паствы», «Мало любви в РПЦ МП, но в РПСЦ ее совсем нет».

    Как Вы указываете, в 2008 году Вы «вышли из РПЦ МП», потом после нескольких лет скитаний осели у епископа Диомида. Ну и Всего Вам доброго…

    Цитату в свой адрес по теме статьи я оставлю без комментариев, благодарю за обратную связь:

    И пример сему [Церковному] разложению являет ваша, Олег, неуемная персона, с закрытыми ушами и незакрывающимися устами, изливающими злобу на всех, кто вас обличает. А вы просто злобствующий слепой фанатик «с душком» (простите, не нашел слов мягче). И людей вы не щадите. Читая ваши посты, у меня крепнет неприязнь к староверам. Лучше бы вы скромно молчали. у вас лишь зомбированная злоба, пресмыкание перед властвующим чиноначалием и клевета на обличающих вас. Ремарка о Степуринском чуде: несомненно, эта история имела место, но причем здесь свт. прп. Серафим? В ту эпоху имелось немало усердствующих безумных «ревнителей» батюшки – с них и спрос.
    Доброго вам прозрения!
    Pavel Kratirov

  4. наталия

    http://www.oldrpc.ru/guest/video/i.php?ELEMENT_ID=940 Послушайте, уважаемый Павел Кратиров, Вам послушать о святости и принадлежности батюшки Серафима оч.полезно!

  5. р.Б.Андрей Сatacomb (РИПЦ)

    Весьма поучительно. Размышляю над принятием Древлеправославия, (то есть старообрядчества (староверия) – которое по-существу является истинным христианством, так как я еще до сих пор “никонианин”), но крайне правый ортодоксального течения: “Русской Истинно-Православной Церкви (Катакомбной) РИПЦ.

    Cовременную господствующую церковь ЗАО МП рпц ЛТД мы катакомбники анафематствуем как “сергиан”, и считаем что ЗАО МП рпц ЛТД была создана Сталиным в 1943 году, сектантам-сергианам всего 71 год с момента учреждения их структуры, а потому удивительно читать как они незаконно приемлют на себя легитимизацию Церкви Российской Империи бывшей до начала 20 века!?! И почему этих “злобнейших обновленцев-экуменистов-коммунистов-латинян” приветствуют (общаются с оными МПэшниками-антихристами!) старообрядцы нам катакомбникам до сих пор не понятно!?!

    Это в принципе меня одно только и смущает!Считаю что не подобает старообрядцам РПСЦ-иметь общения с антихристами ЗАО МП рпц ЛТД-анафематствовать их и не вступать впредь с таковыми еретиками в какое-либо общение в плоть до скончания Мира. Глядишь к вам бы в старообрядчество еще больше людей пришло бы,но мне лично пока прещает 1 стих 1 псалма, яко не подобает вступать к тем кто приветствует МП-эшных антихристов! Спаси Господи. Приемлю Древлеправославный “Символ Веры”, почитаю Духа Святага ИСТИННЫМ, крещаемся с женою двумя перстами и глаголем Исуса быти Богом Истинным, без исправления Имени. Такоже приемлем трехкратное погружение, а обливание-анафематствуем.

    • Олег Хохлов

      р.б.Андрей!
      Что-то я не припомню, чтобы апостолы ходили и проклятия на всех окружающих сыпали…
      Они ходили и проповедовали с любовью слова Христа. А Вы даже в указанном коротком пассаже раз шесть что-то “анафематствовали” (причём, судя по всему, и себя самого с супругой, ибо Вы по-прежнему в РПЦ). Ну и что, легче стало? Это не Церковь, а паранойя какая-то. Простите, Христа ради.

      • р.Б.Андрей Сatacomb (РИПЦ)

        Вы что смотритель сайта или надзирающий за коментариями!?! Черным по-белому написано было что анафематствуем ЗАО МП рпц ЛТД.Сами же не состоим на службе у МПэшных антихристов и церковь еретиков не посещаем.Апостолы анафематствовали это написано у Апостола Павла в одном из его сочинений причем сразу дважды.”Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
        Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.”Галатам гл.1 ст.8-9.
        И у Иоанна Богослова,и все вообще послание Апостола Иуды и Петра послания.Сам же и Христос говорит “где вас не примут-отрясайте прах с ног ваши” и прочее.Сам же Христос анафематствовал так:”Горе человеку тому аще соблазнит,единаго из малых сих-лучше бы ему повесили жернов на шею и потопили бы в воде морской.”

        • Олег Хохлов

          р.б. Андрей! Да, я вроде как смотритель тут: )
          Вот Вы привели 4 цитаты, а суммарно представляете сколько десятков тысяч других слов было указанными апостолами и богословами написано совсем на другие темы? Что же вы цепляетесь только за проклятия и анафемы?!

          С этими цитатами никто не спорит, просто шире надо на вещи смотреть, и сначала о спасении своём заботиться, а сыпанье проклятий с такой частотой как у Вас в приведённых коротких пассажах к нему едва ли приближает.

          Дела лукавого и так при желании неплохо видно, и привлечению к ним внимания общества сайт наш в основном посвящён. Лишь крича “Ересь, Анафема!” – святее не станешь, а вот созидая что-то доброе – гораздо больше шансов. Простите, Христа ради!

  6. Валерий

    Я не специалист в религиозных знаниях, но с уважением отношусь к староверам и старообрядцам и очень уважительно отношусь к Серафиму Саровскому, который помог мне не делать серьёзных, неверных шагов по жизни. И вся эта, порой не уважительная, словесная “шелуха” Серафима Саровского никак не затронет. Но скажу :
    ” Когда старец Серафим Саровский, последний раз помолился в храме то вышел через Северные ворота… .”
    Кто имеет понятия тот понял, а кто не понял объяснять нет смысла… .
    С уважением.
    Валерий.

  7. Станислав

    Исследователь Кутузов Б.П. установил,что Серафим Саровский был тайным старовером.Поэтому у него были неприятности.Правильно поступал.И в раскол не ушёл и устав соблюдал.Всем бы так.

    • Олег Хохлов

      Ну, наверное не “установил”, а выдвинул гипотезу. Кстати, неплохо бы источник и прямую цитату, иначе выглядит сомнительно.

      Как видно из статьи и комментариев, старообрядцы вообще с сомнением относятся к существованию Серафима Саровского как такового. Начиная с того, что имени такого в православных святцах нет. Так что копать надо от самого начала, а версий можно придумать сколько угодно: от тайного масона до тайного хлыста… Миф он на то и миф.

      А вот то, что во всех новообрядных храмах старец Серафим за 100 лет (читай – за 10 предреволюционных!) лет умудрился вытеснить своим образом в первом ряду иконостаса древних и бесспорных канонических святых – вот это “чудо так чудо”…

  8. Алексей

    Говорю сразу, что состою в РПЦ МП. Что же мы знаем о преп. старце Серафиме Саровском? Ничего! Нам известно лишь то, что такой человек был, знаем годы его жизни, его жизненный путь, его отшествие ко Господу и вопросы, связанные с канонизацией. Более ничего! Больше половины того, что публиковалось как во времена Российской Империи, так и теперь, никогда не было на свете.
    О Серафиме Саровском мы, большей частью, знаем из рассказов Н.А. Мотовилова. Однако мы должны помнить, что он был, говоря языком духовным, бесноватым, а мирским или медицинским – душевно-больным, и в каком состоянии Николай Александрович писал свои произведения о старце – это большой вопрос. Поэтому все свидетельства о негативном отношении Серафима Саровского к старообрядцам ничем не подтверждаются.
    Мы знаем, что Серафим Саровский оставил после себя много записанных им лично или же под его диктовку поучений и проповедей. Однако все их впоследствии правил Митрополит Московский Филарет (Дроздов) и что там, в итоге, осталось от мыслей самого преп. Серафима – одному Богу известно.
    Мы очень хорошо знаем, что Синод Российской Церкви противился канонизации Серафима Саровского. Противился именно потому, что старец не признавал синодальное управление законным и вся его жизнь свидетельствовала, его внешний вид свидетельствовали о соблюдении правил древлего благочестия. Об этом, как верно указано, в одном из комментариев писал Кутузов и что отмечает в своей книге “Повседневная жизнь старообрядцев” К. Кожурин.
    Везде и всюду мы слышим о том, что старец Серафим говорил: “Царь, который прославит меня, будет прославлен мною”. Он не мог этого говорить. Если подобное было бы сказано, то Синод изгнал бы такого монаха из Церкви. Абсурдная ситуация: какой-то монах, и без того ведущий себя странно, говорит подобные вещи. Эта фраза, приписываемая Серафиму Саровскому, появилась только начале XX века.
    Сегодня нам постоянно подсовывают какие-то пророчества старца о России и антихристе. Но все эти пророчества абсолютно разные. То можно прочесть, что антихрист родится между Петербургом и Москвой и будет основана столица “Москво-Петроград”, то читаем о захвате антихристом всего мира, а Россия останется единственной христианской страной и т.д.
    Во многих храмах продают сухарики, в память о том, что преп. Серафим всех кормил сухарями.
    И так далее, и так далее, и так далее…
    Слава Богу, что уже во многих храмах РПЦ МП священники начинают понемногу говорить о том, что имя св. Серафима Саровского необходимо очистить от той шелухи, которую к нему прилепила официальная церковная пропаганда.
    Древлеправославных христиан же не прошу почитать Серафима Саровского, но очень прошу отделять его личность от официальной пропаганды, преследующей совершенно не духовно-религиозные, но исключительно свои цели. Цели тех, на кого эта пропаганда работает.

  9. Руки прочь от батюшки Серафима!

    Конечно, он не нуждается в чьей-либо защите. Пишу для того, чтобы те, у кого есть разум, задумался и понял значение для нашей земли подвига этого святого.

    Может, соберусь, напишу небольшую заметку о Серафиме Саровском…
    Думайте сердцем, разсуждайте сердцем, оценивайте сердцем.

    Что-то, старообрядцы (засланные казачки, похоже) ополчаются на батюшку Серафима. Что плохого он сделал по-вашему?

    А статья сия интересная и правильная.
    ——
    Я – родноверка.

    • Дополнение: с уважением отношусь к старообрядцам. Когда была христианкой РПЦ МП, защищала старообрядцев от нападок верующих МП. И благодаря моим записям, некоторые задумались над произошедшим во время разкола. Поняли неправоту никоновцев.
      И сейчас защищаю старообрядцев и всегда буду защищать.

      Да, на сайте “Русская идея” размещала материалы, разоблачающие преступления никонианцев. Как преступно были извращены молитвы… Теперь у себя потеряла тот материал и на “Русской идее” не смогла найти… Возможно, они удалии уже мои записи… Размещала я их там лет девять назад. … Так вот: хотелось бы ознакомиться с настоящими молитвами и с тем, как их извратили никонианцы. … Возможно, у вас на сайте это всё есть, тогда извините. Пищу…

      • Олег Хохлов

        Тайя, о как у Вас все смешалось: и правильная статья, и любовь к батюшке Серафиму, и родноверие… Последнее, кстати, многое объясняет. Любовь к мифологии свойственна родноверам, а вот Православию чужда.

        Если про батюшку надумаете писать – начните с исследования того, в честь кого его назвали. Этот вопрос меня терзает много лет, ибо имени такого никогда не было и до сих пор у нас нет, а потом вот серафимы эти во плоти как грибы стали множиться… Мож он был тайный родновер, и с именем этим его приняли?!

        • Олег, “смешивается всё” у тех, кто ограничен в мышлении, кто не способен охватить мысленно многое. Вот им и мерещится, что у кого-то “всё смешалось”.

          Противники славян – власти и церковники сделали так, чтобы славяне забыли своё прошлое, свои великие возможности, своих родных Богов, свой родной язык, который пробуждает память и даёт великую силу Славянину. И теперь великое прошлое славян они называют мифологией. Ладно, отбросим “мифологию”, а что Вы скажете об изображениях на древних иконах летающих объектов, в которых изображены люди? Жалко, здесь картинки нет возможности разместить…

          Правильная и интересная статья, потому, что она показывает подтасовки и ложь церковников и властей. Ложь журналистов. Интересна статья тем, что показана жизнь того времени.

          Про имя “Серафим” Вы очень интересный вопрос подняли. Это важный вопрос. Впервые такое разсуждение встретила здесь у Вас. Почему об этом никто не задумывался?

          О мощах Серафима Саровского: пишут, что церковники выдают чужие мощи за Серафимовы.

          Да, Серафим Саровской загадочная фигура. Он ведь был монах. А монахи ходят в чёрном. А все старые изображения батюшки Серафима показывают его в белом одеянии. Почему? Ещё одна загадка.
          Почему он молился не в келье, как все монахи, а на Природе, на камне? Тут церковники изображают, что, якобы, молился Серафим Саровской в лесу, стоя на коленях на камне перед иконой, размещённой на дереве. Не верю про икону на дереве! В келье полно икон.
          Да, он был родовером.
          Конечно, мы, теперешние родоверы – это мелкий примитив. Что мы знаем?

        • “Серафимы стали множиться, как грибы” – Серафим Вырицкий, взявший имя себе в честь Серафима Саровского, молился на камне у себя в саду. На камне, на Природе, как и Серафим Саровский. Тоже очень почитаемый наш святой.

  10. Марина

    Конечно, Бог поругаем не бывает, НО! Какие кощунственные комментарии и статья. Вы что живого Бога забыли?! Стыдно должно быть автору статьи. Вера от Господа, можете не верить, но с уважением к Святыне относиться обязаны. Мне вас жаль на самом деле, лишаете себя помощи целого сонма Святых заступников, канонизированных после раскола.

  11. Благодарю. Правда, Схииеромонах Серафим не виновен в глупости борзописцев и псевдо-ревнителей. Ситуация описана прегадкая.

Добавить комментарий для Марина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *