Главная » Анонсы » Исследование о мощах святых мучеников Дады, Гаведдая, Каздои и Гаргала
Мученики Дада, Гаведдай, Каздоя и Гаргал.

Исследование о мощах святых мучеников Дады, Гаведдая, Каздои и Гаргала

5 (100%) 1 vote

12 октября по новому стилю (29 сентября ст. ст.) Церковь чтит память Свв. мчч. Персидских: Дады, Гаргала, Гаведдая (сына царя Персидскаго Савория) и св. мц. Каздои, сестры его.  Часть мощей святых находятся в старообрядческом Успенском соборе села Белая Криница, значительная часть в старообрядческих храмах Румынии.

Сто лет назад достоверность мощей, обретенных казаками-старообрядцами на Кавказе опровергалась и сопровождалась поощряемой клеветой миссионеров господствующей синодальной церкви.

Мощи мучеников в Белой Кринице, фото http://samstar.ucoz.ru/news/2008-10-11-1091
Мощи мучеников в Белой Кринице, фото http://samstar.ucoz.ru/news/2008-10-11-1091

Детективная история обретения, примеры исцелений и причины особого отношения к ним именно старообрядцев были в мельчайших деталях описаны в трех номерах нижегородского журнала “Старообрядцы”. При помощи наших читателей мы распознали текст и приводим рассказ для вас. Оригинал статьи доступен по ссылке на подшивку в PDF. 

Журнал «Старообрядцы», Старообрядцы, подшивка, архив, издание, полемика, староверы, РПСЦ, белокриницкое согласие, миссионеры, печать, пресса, раскол, раскольники, единоверие, Нижний Новгород, митрополит, Рогожская Слобода, книгохранилище, история, Мельников-Печерский, журнал Церковь, Старообрядческая Мысль, STAROVE.RU, СТАРОВЕ РУ, СТАРОВЕРУ, власти, государство, веротерпимость, Google documents, скан, сканирование, подшивка
Скачать архив

От Редакции журнала СТАРООБРЯДЦЫ

На миссионерском съезде [господствующей церкви], бывшем в прошлом июле (1908 года) в Киеве, между прочим было постановлено, чтобы при беседах со старообрядцами в обвинение Старообрядческой Церкви всеми силами нападать на мощи святых мучеников Дады, Гаведдая, Каздои и Гаргала, обретенных на Кавказе, – доказывать, что это не мощи святых, а засохшие трупы татар или черкесов. Это предложение съезду сделал известный хулитель старообрядчества миссионер Василевский, которому однажды удалось одержать победу над неопытным старообрядческим начетчиком именно ругательствами и издевательствами над оными мощами святых.

Съезд миссионерский охотно принял это предложение. Иного от этого сонмища и ожидать нельзя было, так как всем известно, что противостарообрядческие миссионеры наполнены и пропитаны не человеческой, а прямо-таки демонской злобой и ненавистью к старообрядчеству, которое они стараются искоренить всевозможными мерами, не стесняясь никакими средствами, даже хулой на самого Бога и святых его. Если родоначальники миссионеров, Питирим нижегородский, Никифор Астраханский и проч. не стеснялись обзывать самого Христа разноухим, чудовищным, ничего незнающим и т. п. потому только, что старообрядцы именуют его Исус (а не Иисус), то о их преемниках и последователях – миссионерах – и говорить нечего. Злое дерево и плоды злы творит. Ученики и последователи отчаянных богохульников Питирима, Никифора и им подобных миссионеры всем своим скопищем сделали постановление при всяком удобном случае хулить мощи оных святых мучеников.

Свв. мчч.Дада, Гаведдай, Каздоя и Гаргал. Икона. мощевик Москва. 1895 г. 31.3 х 27. Собрание Старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище.
Свв. мчч.Дада, Гаведдай, Каздоя и Гаргал. Икона. мощевик Москва. 1895 г. 31.3 х 27. Собрание Старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище.

В виду всего этого редакция журнала «Старообрядцы» считает своим долгом ознакомить своих читателей и особенно начетчиков относительно этих мощей.

В настоящее время считается научно доказанным, что на Кавказе христианство появилось с первых веков христианства. Это доказывается многочисленными памятниками древности, обретенными и обретаемыми на Кавказе. Так, не очень давно обретен целый храм, поросший лесом. На этом месте устроен ныне монастырь, называемый Зеленчукский.

1-я древне-христианская церковь, находящ. в Зеденчукском ущелии. Вид с юго-восточ. стор. Источник Русский: Альбом древних христианских храмов, принадлежащих св. Александро-Афонскому монастырю, в Зеленчукском ущелии Кавказского Хребта Кубанской Области, Баталпашинского уезда. — Одесса: Типо-Хромо-литография Е. И. Фесенко, 1891.
1-я древне-христианская церковь, находящ. в Зеденчукском ущелии. Вид с юго-восточ. стор. Источник: Альбом древних христианских храмов, принадлежащих св. Александро-Афонскому монастырю, в Зеленчукском ущелии Кавказского Хребта Кубанской Области, Баталпашинского уезда. — Одесса: Типо-Хромо-литография Е. И. Фесенко, 1891.

Но важнейшим обретением почитаются нетленные мощи святых угодников Божиих, о которых у нас сейчас речь. История этого обретения такова.

До покорения Кавказа в 1868 году многие местности этой страны были доступны только казакам, да и то не всегда. Гражданское же начальство, а также и духовное, не имели никакого доступа к ним.

В одной из таких местностей близь станицы Карбулакской в пещере находились четыре нетленных тела, которые признавались за святые мощи как старообрядцами, так и последователями господствующей церкви. Все приходили к ним с верою, молились и получали исцеления, по мере веры. Когда Кавказ был покорен окончательно, казакам старообрядцам жалко стало, если святые мощи попадут в руки никониан, и они решили донести обо всем тогдашнему архиепископу московскому Антонию. Этот святитель, удостоверившись, что нетленные тела, обретенные близь станицы Карбулакской, действительно мощи святых мучеников Дады, Гаведдая, Каздои и Гаргала, приказал привезти их в Москву, что и было исполнено. Перевезли их, разумеется, секретно, по одному телу.

Архиепископ Антоний Шутов
Архиепископ Антоний Шутов

Архиепископ Антоний не мог хранить их при себе или даже объявить о них в России, так как в те времена даже сам он не имел где главы приклонить, скрываясь без паспорта по случаю строгих преследований на старообрядцев и особенно на их духовенство. Архиепископ, раздробив св. мощи на части, отправил их почти все в заграничные старообрядческие монастыри, находящиеся в Австрии и Румынии, а некоторые оставил в России. Об этом знали многие, и никто в святости их не сомневался: не только старообрядцы, но и никониане.

Но вот лет через пятнадцать после всего этого на Кавказ попадает за свои различные неблаговидные поступки известный кощунник – фельетонист миссионер Константин Попов. Сгорая от злобы и ненависти к старообрядчеству особенно за то, что святые мощи достались не господствующей церкви, а старообрядческой, он пропечатал, будто оные мощи не мощи святых, а засохшие трупы татар или черкесов. Тогда на эту кощунственную выходку никто не обратил внимания, как и вообще на все фельетонные выдумки о. Константина Попова. Но лет через 10 после этого некий Рыскин, уличенный в шантаже, стал повторять клевету на мощи святых. Тогда старообрядческий архиепископ Савватий, чтобы окончательно рассеять всякие сомнения относительно святых мощей, снарядил особую депутацию, состоявшую из двух лиц: священника о. Димитрия Смирнова и Василия Евфимовича Мельникова, произвести тщательное расследование о сказанных мощах на месте их обретения, расспросить очевидцев мощей, узнать, как относились к ним окрестные жители до перенесения их в Москву: почитали – ли их за мощи святых, и были ли от них какие чудеса…

Депутация отправилась по назначению в сентябре 1895 года и исполнила свое поручение надлежащим образом. Расспрашивала очевидцев святых мощей и показания их записывала безпристрастно; оказалось, что до перенесения в Москву нетленных тел все окрестные жители почитали их за мощи святых, так как от них были различные проявления благодати Божией в чудесах и исцелениях и с верою прибегавшим к ним.

Исследования означенной депутации со всеми показаниями очевидцев мы вслед за сим и печатаем для сведения читателей и особенно начетчиков, дабы они имели орудие против миссионеров, как ненавистников и ругателей всего святого, в том числе и святых мощей.

 

Исследование о мощах святых мучеников: Дады, Гаведдая, Каздои и Гаргала.

Доклад депутации.

Его преосвященству господину Савватию архиепископу Московскому.

Священноиерея Димитрия Мартиновича Смирнова

и Василия Евфимовича Мельникова.

Доклад

Отправляясь на место обретения нетленных мощей в станицу Карбулакскую Терской области, мы по случаю наступающего воскресного дня (20 сентября), чтобы быть за церковным богослужением, остановились в городе Ростове-на-Дону, у местного священника, Василия Ивановича Механикова. Проведя праздник, мы только что собрались вечером в дальнейший путь, как вдруг, совершенно неожиданно для нас, является в квартиру о. Василия Механикова священник г. Новочеркасска Карп Васильевич Попадьин. На него еп. Анастасий Измаильский в письме к вашему высокопреосвященству ссылается как на авторитетного и единственного в его исследовании свидетеля, который яко бы дал показание ему, епископу Анастасию, что сказанные тела никем не признавались за святых мучеников, и на таком-то якобы свидетельстве он построил весь свой неблагоприятный отзыв к отрицанию святости нетленных тел, обретенных в пещере близ ст. Карбулакской.

Ввиду такой встречи с о. Карпом мы отложили свою поездку до следующего дня. Между прочих разговоров с ним мы попросили его сказать нам, не знает ли он что-либо о нетленных телах? По этому вопросу он дал нам письменное показание, которое и прилагается при сем докладе. Но между прочим, он еще добавил нам, что находящуюся в их доме руку от одного из этих нетленных тел при болезни параличом его отца, священника Власия и по желанию его же возлагали на главу, как святые мощи.

25 сентября мы отправились в дальнейший путь. Прибывши в станицу Карбулакскую 27 сентября, мы остановились у казака Федора Семеновича Тепина, и чрез час отправились к той пещере, где почивали нетленные тела. Спутником к означенному месту был приглашен нами казак, той же станицы Ириней Спиридонов Хромов.

Пещера эта отстоит от станицы Карбулакской к западной стороне, приблизительно верстах в четырех, и находится на возвышенности первой горы от переезда полотна ж. д. С вершины этой горы от сказанной пещеры по направлению к югу, в расстоянии не более полутора версты, открывается вид черкесского аула. “) „Аул“, название татарское, в переводе на русский язык означает деревня. Население этого аула состоит преимущественно из племени черкес, поселившихся там, по рассказам местных старожилов, в первой половине текущего столетия, а до этого времени они были кочующими жителями, т. е. не имеющими постоянной оседлости.

По направлению на восток, местность между станиц. Карбулакской и сказанной пещерой пересекается полотном петровской ветки Владикавказской ж. д.

Северная же часть стороны и юго-западная – окружены холмами, а из-за последних открывается целый ряд кавказских гор, покрытых снегом. И самая пещера, как мы уже сказали, находится на возвышенности, она выложена из тесаного белобланжевого камня, и имеет углубление приблизительно аршина три, представляет собою четырехугольный квадрат, размером в три с половиною аршина каждая сторона. В восточной стороне пещеры, в стене на возвышенности четырех или пяти вершков от полу имеется пустое углубление, размером в один аршин и глубиною около полутора аршина. Оно выложено из такого же камня, как и самая пещера. На низу пещеры в южной стороне имеется выложенное из камня возвышение размером около четырех вершков вышины, около полутора аршина ширины и во всю пещеру длины. На поверхности этой возвышенности, где, по словам всех свидетелей, лежали нетленные телеса, ныне лежит груда человеческих без всякого тела костей, приблизительно человек от десяти, которые совершенно разложились “).

Кроме этих костей в различных местах пещеры лежат части парчи и шелковой материи, которыми покрывались некогда обретенные нетленные телеса. Пещера довольно влажная, так что когда мы отвалили в сторону камень, который служит как бы ступенью для спуска в пещеру, то под ним оказались мокрицы и другие подобные насекомые. Свод этой пещеры круглый, посреди его есть также круглое – около аршина – отверстие, в которое и спускаются посетители.

На верху этой пещеры построено из такого же тесаного камня квадратное здание наподобие часовни. Свод этого здания устроен куполом, в котором имеются наподобие слуховых окон два отверстия: одно на южную сторону, а другое – на северную. Размер этих отверстий несколько продолговатый и приблизительно вершков двенадцать длины и восемь ширины. На стенах этого здания по местам еще существуют следы разукрашенной цветами мастики, а в самых стенах имеются ламаней, на подобие той, какая видна при входе здания, на рисунке.

Это разбивает в прах все нелепые предположения клеветников наших и святых мощей: груда костей на том месте, где лежали нетленные телеса, показывает ясно, что не почва, и не газы почвы сохранили телеса нетленными, а благодать Святаго духа. Если допустить, что телеса мучеников сохранились почвою, то и те тела, от которых остались одни истлевшие кости, должны бы быть нетленными. Но они, как не страдальцев за Христа и не его угодников, истлели; а мученические остались невредимыми.

Наружный вид этого здания представляет собою полуразвалины, с южной стороны которого имеется вход наподобие двери, как изображено на рисунке, но эта дверь, по словам казака Хромова, была прежде заложена каменной плитой, на которой имелась на неизвестном им языке надпись, о чем значится подробно в показании его (№ 3). Что действительно этот вход был заложен плитою, это видно из того, что и ныне на верхних камнях входа имеются следы выламывания из своего места, каким-то твердым орудием. Над входом здания имеется высеченная на трех камнях надпись, изложенная на неизвестном нам языке “).

Храмина, где обретены мощи св. мучеников Гаведдая, Дады, Каздои и Гаргала.
Храмина, где обретены мощи св. мучеников Гаведдая, Дады, Каздои и Гаргала.Журнал “Старообрядцы”N10,1908г

Пещеру эту мы посещали два раза в течение двух дней и сняли несколько фотографий, которые приложены при сем докладе. После первого посещения пещеры нами были допрошены свидетели ст. Карбулакской, показания которых прилагаются при настоящем докладе за №№ 2, 3, 4.

Затем, из Карбулакской станицы мы отправились в ст. Алхан-Юрт (Ермоловской), где также были нами допрошены свидетели Баскаковы, показания которых также при сем прилагаются. Но других свидетелей, которые могли бы быть важными в деле обретения сказанных нетленных телес, не осталось в живых.

Общий голос жителей станицы Карбулакской и Алхан-Юртской таков, что эти телеса есть христианские мощи, к которым многие обращались с верою, как к святым угодникам, и некоторые из них получили исцеления и из благоговения к ним покрывали их различными дорогими тканями, которые за последнее время похищались черкесами. Но часть их сохранилась и доселе, что и свидетельствуют прилагаемые при сем собранные кусочки различных тканей.

Поручая себя вашим святым молитвам, мы просим вашего архипастырского прощения и благословения.

Подписали: Священноиерей Димитрий Мартианович Смирнов и Василий Евфимович Мельников. 1895 года Октября 4 дня).

Упоминаемые надписи хотя и сняты фотографией, но представляют собою вопрос нерешенный: три разбиравшие их профессора дали различные и далеко несходные объяснения. Только из всех их можно вывести также заключение, что в этом склепе погребено лицо, принадлежащее к церкви крови.

Исследование о мощах. Показания свидетелей

 

1. Показание Карпа Попадьина 1.

На предложение мне, Карпу Власиевичу Попадьину священноиерею г. Новочеркасска, вопрос от священника Димитрия Мартиниановича Смирнова и Василия Евфимовича Мельникова: знаю ли я что о нетленных телах, обретенных на Кавказе, близ стан. Карбулакской, отвечаю нижеследующим:

Будучи еще мальчиком, приблизительно лет двенадцати-тринадцати, мне приходилось неоднократно проезжать мимо пещеры, в которой находились эти (нетленные) телеса, и я несколько раз посещал эту пещеру, но всегда с кем-либо из посторонних лиц, потому что один я как-то страшился подходить к ней.

Пещера эта отстоит от Карбулакской станицы приблизительно верстах в четырех. Она имеет открытое отверстие, чрез которое посетители и спускались в нее, но я этого из боязни не делал никогда. Над входом в пещеру была высечена на камне, на неизвестном языке, надпись. Эту надпись благочестивый христианин иконописец, житель станицы Алхан-Юрт, Иосиф Федосеевич Горячев неоднократно покушался перевести на русский язык. И для этого обращался ко многим, почти столетним старикам из черкес, но никто из них не мог сделать этого, то есть перевести ее на русский язык, по той причине, что она была написана словами какого-то древнего, никому не известного языка.

Этот Горячев слыл в нашей местности за хорошего начетчика и благочестивой жизни христианина. И он первый почему-то приурочивал этим нетленным телесам имена: Дады, Гаведая, Каздои и Гаргала. Телеса эти у нас многими почитались за христианские мощи, и даже такие находились усердники, которые покрывали их дорогими тканями, но черкесы все это похищали в свою собственность 2. Усердники же снова их укрывали тканями.

Из всех случаев посещения мною этой пещеры я помню очень хорошо только один, когда я вместе с своим родителем и жителем Карбулакской ст. Фомою Григорьевичем Ягодкиным, проезжая мимо неё, ходили к ней. Родитель мой и Ягодкин спускались и освещали эту пещеру восковыми свечами, как это делалось обыкновенно многими посетителями её. В это время я смотрел на отверстие пещеры, действительно там лежало четыре нетленных тела, покрытые белым полотном. Два или три из них, (я хорошо этого уже не припомню) были в целом виде, а остальные в изрубленных частях, но припоминаю хорошо, что всех было четыре, и хотя изрублены были ” 3 но отвращения. Рука эта была передана о. Стефаном в Москве архиепископу Антонию.

Что все вышеизложенное верно, свидетельствую моим подписом. Священноиерей Карп Влассиев Попадьин.

(Продолжение следует).

Исследование о мощах святых мучеников

Дады, Гаведдая, Каздои и Гаргала.

(Продолжение)

III. Показание Иринея Хромова.

1895 г. сентября 27 дня, казак (он же и уставщик) ст. Карбулакской, Терской области, Ириней Спиридонович Хромов дал следующее показание:

Лет восемнадцать или двадцать тому назад, когда я учился еще в школе, однажды учитель наш пригласил нас, учеников, посетить пещеру, где лежали нетленные телеса, на что мы согласились и отправились туда вместе с ним. Придя на то место (оно отстоит от станицы верстах в четырех), учитель предложил нам спуститься вниз посмотреть эти телеса. На это предложение нас вызвалось трое, в числе которых был и я.

В пещеру мы спустились на веревке, там было темно, так что нам пришлось зажечь принесенные с собою свечи. На полу пещеры действительно было три нетленных тела, одно из них было разрезано4 . Мне более всего остается в памяти явственные черты этих тел: они так были ясны, что не только глаза, губы и прочее, но даже ресницы были довольно хорошо видны5 . Имели ли они волосы – я этого не помню, но ногти на руках они имели, цвет их был очень бел. Неприятного запаха от них не было и загнивших частей на них также не было. Кроме этих телес были под полом еще умершие люди. Об них у нас существовало такое предание, что это были те несчастные казаки и вообще русские, которые были разбойнически умерщвляемы черкесами и туда забрасываемы, чтобы скрыть следы преступления: так что и прошлую осень один зарезанный черкесами был найден там же.

Когда мы подняли одну доску пола, чтобы посмотреть на этих умерших, то там оказались одни только истлевшие кости, и оттуда несло сильным резким зловонием. Эти кости и сейчас там находятся, но уже совсем обгнившие. В пещере с боку еще стоял сбитый из досок гроб, но без верхней крышки. Двери этой пещеры были закрыты высеченной из тесанного камня плитой, на которой высечены были какие-то слова. Плита эта была уже отвалена и стояла возле дверей изнутри входа; но теперь ее там уже нет, и где она девалась – этого я не знаю. Над дверьми, в трех местах тоже были высечены какие-то не понятные слова, которые сохранились и доселе. Что же касается чудес, то только от бабушки своей я слышал, что какая-то из великороссийских женщина долговременно страдала болезнью и до того была расслаблена телом, что до этой пещеры из нашей станицы шла с самого раннего утра и до позднего вечера; и как только добралась до этих мощей, то болезнь её мгновенно миновала, как будто бы кто ее с нее чем-нибудь снял.

Вышеизложенные мои показания верны: Ириней Спиридоновичъ Хромов.

IV. Показание Федора Тепина.

1895 г. сентября 27 дня, показание казака Федора Семеновича Тешина, жителя ст. Карбулакской Терской области.

Пещеру, где были обретены нетленные телеса, мне самому не приходилось посещать. Но об этих мощах, когда еще мы жили на Тереке, и когда еще не была заселена Карбулакская станица, носились у нас слухи, что в таком-то месте, в пещере, лежат христианские мощи.

Поэтому, как только заселилась наша станица, то многие жители её стали посещать эту пещеру, и некоторые из них получали исцеления. Но преимущественными посетителями этой пещеры были жители ст. Алхан-юрт. Они приезжали сюда целыми семействами, и с ними то посещали эту пещеру обыватели и нашей станицы. Одним же это делать было опасно по причине в то время сильно изобиловавших разбойнических шаек из туземцев.

Настоящее показание самим свидетелем не подписано по его неграмотности: но что именно так им сказано, удостоверяем своим подписом, мы слушавшие оное: Священноиерей Димитрий Смирнов и Василий Мельников.

V. Показание Ирины Ягодкиной.

1895 года сентября 27 дня. Показание Ирины Архипьевны Ягодкиной, жительницы стан. Карбулакской.

Я не посещала ту пещеру, где были обретены нетленные телеса, и поэтому, сообщить какие-либо подробности о них не могу. Впрочем, знаю о них то, что тетя моя, Мавра Ермильевна Ягодкина, была сильно больна (она болела всем телом), но как только сходила к этим нетленным телесам, то болезнь её мгновенно прекратилась. Это она мне и сама передавала, это и всем было известно, потому что раньше она лежала в постели, потом вдруг стала здорова.

Настоящее свидетельство самой Ириной Ягодкиной не подписано по её неграмотности: но что именно так ею сказано, удостоверяем своим подписом, слушавшие оное: Священноиерей Димитрий Смирнов и Василий Мельников.

VI. Показание Ивана Баскакова.

1866 г. сентября 28 дня, показание полковника Ивана Викуловича Баскакова живущего в станице Алхан-Юрт.

В 1846 году, когда я еще был урядником, мы проходились отрядом казаков мимо той пещеры, где находились нетленные телеса. Начальник нашего отряда, остановив нас, приказал мне влезть в эту пещеру. Я влез и осмотрел пещеру. Там лежало 4 нетленных тела. Два из них были совершенно целы, и два изрублены ни части. Из двух целых телес одно было женское 6. На главе у неё были волосы, запах от них был довольно приятный наподобие росного ладана. По требованию начальника я целые тела подавал наверх. Они их посмотрели и что-то поговорили по-французски, и приказали мне положить их на место. Телеса были покрыты белым полотном. Они лежали на маленьком возвышении. Пола из досок тогда я не заметил, потому что был без огня, но чувствовал под ногами что-то нетвердое; и кроме этих тел там в стороне лежали заяц, ястреб и пес, но уже червями изъеденные7 . Других же человеческих тел или костей не было.

Второй раз я посещал эту пещеру в 1855 году вместе с женою, священником о. Власием Попадьиным и Горячевым. Показание жены относительно исцеления руки её и исчезновения отломанного пальца – верно. Она, действительно, как только вышла из пещеры, сейчас же начала свидетельствовать, что чувствует себя вполне здоровою. Кости же, находящиеся ныне в пещере, есть тех тел, которые были положены там туземцами с целью, чтобы и они были нетленны, но они сгнивали и оставляли после себя только одни кости8.

Имена этим нетленным телесам, Дады, Гаведдая, Каздои и Гаргала первый приписывал Иосиф Федосеевич Горячев, человек благочестивой жизни.

Вышеизложенное мое показание есть верно, что и свидетельствую своим подписом: Полковник Иван Викулович Басконеов

VП. Показание Марфы Баскаковой.

1895 г. сентября 28 дня, показание полковницы Марфы Ивановны Баскаковой, живущей в стан. Алхан-Юрт Терской области.

Я несколько раз посещала ту пещеру, где лежали нетленные тела. Первое мое посещение было совершено в 1855 году, вместе с моим мужем, священником о. Власием, Иосифом Федосеевичем Горячевым и несколькими лицами Карбулакской станицы. Поводом этого посещения была моя болезнь. У меня болел палец правой руки, и я сколько не лечила его, все было бесполезно.

Однажды был у нас священник о. Власий; он посоветовал мне съездить к мощам и попросить их об исцелении. Я согласилась. И вот мы вчетвером отправились к поименованной пещере. Приехав туда, мой муж, о. Власий и Горячев спустились вниз пещеры, но я побоялась им следовать, и осталась на верху, смотря в отверстие пещеры. Когда они открыли покрывала и я увидела мертвых людей, то мне сделалось как-то дурно и я отошла в сторону. Священник Власий и Горячев начали упрашивать меня, чтобы я вернулась к пещере и попросила бы мучеников с верою; но я их не послушала, и мы начали спускаться с горы, чтобы отправиться домой.

В это время я почувствовала до того сильную боль в пальце, что у меня не хватило терпения переносить её. Священник, узнав это, заметил мне, что это есть наказание за твое неверие. Тогда я изъявила полное согласие спуститься в пещеру к мученикам. Мы воротились обратно, и я по лестнице (привезенной нарочито из станицы) спустилась в низ пещеры, там лежало нетленных телес четыре. Два из них были изрублены на части, а два были совершенно целы. Из этих двух последних одно было женское, на главе её были волосы. От них пахло приятным запахом, вроде росного ладана.

Я обратилась к ним с верою: начала ощупывать их руками и до того забылась, что даже не чувствовала, как и в какой момент моя болезнь прекратилась, и когда Горячев спросил меня: какая у вас рука болит? –Я не могла ему сразу указать на нее, потому что уже не чувствовала боли, и только когда он второй раз спросил меня: который у вас палец болел? Я сказала: вот этот, показывая ему большой палец правой руки. В это время он отвернулся к мужскому телу, и я только слышала – что-то хрустнуло. А это он отломил пальчик у него, который он и вручил мне по приезде домой. Этот пальчик я хранила в ковчежце с ладаном, как святыню. Он у меня находился на божнице у иконы.

Но однажды у нас случился пожар, мы начали выносить из дому мебель и прочее, я хватилась и этого пальца. Оказалось, что ковчежец и ладан в нем целы, а пальчика нет.

Полагая, что его похитила прислуга, я начала ее спрашивать, но она отпиралась, говоря: я не брала его.

Потом мне пришлось опять быть в этой пещере, и я обратила внимание на ту руку, от которой был отнят палец. Оказалось, что палец опять на своем месте приросшим9. Кто эти тела взял и когда они взяты – я не знала. Однажды по своему обычаю, я отправилась их посетить, но их не оказалось. Меня это сильно смутило. Потом я только по слухам узнала, что их свез в Москву о. Стефан. …Телесам этим имена Дады, Гаведдая, Гаргала и Каздои, первый приурочил Горячев. Что и свидетельствую моим подписом: Марфа Баскакова.

VIII. Свидетельство священноинока (ныне умершего епископа) Арсения.

1895 года октября 8 дня, я старообрядствующей иерархии священноинок Арсений (по мирскому званию Анисим Васильев Швецов), бывший писарем у покойного Антония архиепископа Московского с 1866 года, и до самой кончины его в 1881 году, на предлагаемый ныне от многих братий вопрос: «действительно ли получил архиепископ Антоний нетленные тела с Кавказа? А если получил, то какие я о сем имею сведения?» сим свидетельствую следующее.

Покойный архиепископ Антоний действительно получил нетленные четыре тела из Терской области, под именем святых мучеников: Гаведдая, Каздои, Дады и Гаргала, о которых описывается в прологе 29 сентября.

Но точно ли определены сведения, как он уверился в действительность, что упомянутых мучеников суть телеса им полученные? И когда какое тело получалось и куда на сохранение положилось, мне тогда не было известно, ибо архиепископ Антоний считал за нужное в свое время иметь это в секрете, в который и не мог посвятить меня. Причина секрета – боязнь, как бы от правительства не могло возбудиться о сему уголовное преследование. …

Однажды мне, как ближайшему слуге его и без особенного открытия этот секрет его от части сделался вскоре известным по следующим случайностям.

Между временем, как мне ближе всего предполагается с 1876 года и по 1879 г. заявлялся в Москву из Терской области станицы Алхан-Юрт, старообрядческий священник Стефан Загороднов, предположительно около четырех раз. В первый раз он вдвоем прибыл в Москву в мою квартиру 17 апреля, каковое число по одной случайности мне более памятно, чем самый год, и просил нас довести до архиепископа Антония. Просьба его была исполнена, но по какому делу он приезжал, мне тогда было неизвестно. Тогда кавказская епархия, вдовствуя без своего епископа, находилась под временным заведыванием московского архиепископа Антония, и как случаются не редкие дела у священников, требующие иметь личное наставление от епископа своего, я и полагал, что и о. Стефан Загороднов приехал к архиепископу по каковому-либо таковому делу. И он побывши у архиепископа вскоре отправился в свое место.

Потом спустя месяца четыре, однажды я пришел к архиепископу Антонию, с каким-то докладом. Он в то время болел головой и потому лежал на кровати. Когда я поклонился ему, и ожидал не встанет ли он благословить меня, он еще не вставая сказал мне: «напиши сейчас письмо Загороднову». Я спросил за суть содержания, что должен писать. Он говорит: «садись, пиши, я буду диктовать». Исполняя повеленное, я между прочим, писал такое предложение: «Предположение Паленова (как после узналось–Горячева) за 29 сентября *) верно. Прошу вас принять о сем надлежащие меры». Я остановился на сем и осмелился было ему заметить, говоря: «Ваше Преосвященство, это предложение не понятно. Нужно подробнее объяснить, что за предположение Паленова за 29 сентября. Иначе не поймет Загороднов нашего письма». Но архиепископ серьезно сказал: «А ты пиши только, что тебе говорят». И так я писал тогда письмо Загороднову, не узнавши сущности предположения Паленова за 29 сентября. Потом, чрез месяц, или полтора, опять заявился в Москву о. Загороднов по неизвестному мне делу. Затем около полугодичного сроку времени раз от разу и еще два раза он приезжал в Москву. И так, как он видел меня человеком приближенным к архиепископу Антонию, и вероятно предположив, что дело его и меня вполне открыто, однажды в последнюю свою бытность в Москве, он, зайдя в мою квартиру, между прочими разговорами проговорился: «ну, брат, в этот раз мы уж очень много страшились».

Хотя я и догадывался за последние разы о причине его в Москву прибытия, но в точности узнавать не считал нужным. Когда же сам о. Загороднов проговорился, я немного поиспытал его, говоря: «Но в чем же вы страшились»? Он отвечал: «местные черкесы узнали, что кем – то берутся нетленные тела из пещеры, очень зорко стали присматриваться, кто берет их, и как доходил до нас слух, что чуть ли ненарочитый держали для сего караул *). Поэтому я был вынужден собрать для себя охрану в несколько человек, и чтобы более уже не обращаться на это место. Я решился уже за раз взять оба последних тела».— Я спросил: «А сколько было всех нетленных телес».– Он говорит: «четыре» – Я: «А первые вы брали по одному?» – Он ответил утвердительно – «да». Я: «каким же образом вы могли их доставлять сюда по железной дороге?» -Он отвечал: «уложа в долгие укладки багажом».

Припоминая же то, что я писал ему когда-то от лица архиепископа за предположение Паленова на 29 сентября, которое теперь мне уже стало вполне понятным, я спросил о. Загороднова: «а кто это у вас такой Паленов»? Он отвечал: «Паленов – это Горячев, человек у нас с похвальными заслугами по казачьей службе, чином был урядник, а по отставке от службы нашей церкви устанщик. Он весь круг богослужебных книг приобретал на свои средства, и потом все это бесплатно навсегда пожертвовал церкви, человек весьма начитанный божественных писаний и весьма благочестивой жизни». Словом сказать, расписал его во всех достоинствах мужа праведного. Более что-либо любопытствовать от него об этом, я, признаться, и стеснялся, потому что сам архиепископ мне этого не открывает, а чрез людей узнавать о его секрете я считал не приличным. Тем и закончился с ним наш разговор об этом.

В последствии же архиепископ Антоний, уже не скрываясь от нас, наделял неких лиц небольшими частицами св.мощей с именами Гаведдая, Каздои, Дады и Гаргала. Поэтому, и я, грешный, осмелился попросить у него себе такого благословения. – Но он сказал: «Да где же вы будете хранить такую святыню?» Я пообещал написать икону сих мучеников и вложить в нее. А он сказал: — «а где же будет стоять икона сия?» — Я отвечал: «доколе в моей квартире, а потом обещаюсь поставить сию в нашем молитвенном доме»: на что он и изъявил свое согласие, и по написании иконы он сам вложил в оную по частице от всех четырех мучеников.

Мне тогда известно было, что он посылал большие части сих святых мощей в наши заграничные монастыри. А по смерти архиепископа и самому мне судил Бог побывать там, и я, бывши в мануиловском монастыре один раз, когда вовремя бездождия все христиане согласились сделать в полемолебный крестный ход, в котором и я принимал участие, и здесь носилась ручка св. мученицы Каздои из женскаго скита, которую мне привелось созерцать во все продолжение водосвятия на молебне, держа ковчежец на своих руках. Нетленность плоти не подлежит никакому сомнению, все персты целы распростертыми, хорошо заметны все составы их, целы даже и самые ногти. Другие же части хотя были там, но в крестный ход не поднимались, а нарочито посмотреть и облобызать их я обленился. Был я и в митрополии, и в Славе. Там тоже есть части сих святых мощей. Но, будучи занят другою заботою, я не постарался повидать их.

Когда возбудилась на сии мощи клевета, я вопрошал о сем белокриницкого митрополита и славского архиепископа, и что они ответили мне, прилагаю к сему моему свидетельству копии с их писем.

И так во удостоверение настоящего свидетельства подписую своеручно: Священнoинок Арсений.

Епископ Арсений Уральский, (в миру Ани́сим) Васи́льевич Швецо́в)
Епископ Арсений Уральский, (в миру Анисим Васильевич Швецов)

Дады, Гаведдая, Каздои и Гаргала

(Продолжение).

Письмо епископа Силуана.

Его высокопреосвященству, господину Афанасию, митрополиту белокриницкому о господе радоватися!

Клеветы миссионеров господствующей церкви на святые мощи мучеников: Дады Гаведдая, Каздои и Гаргала вынудили меня писать Вам.

Получив сведение от одного моего знакомого москвича, что одна из столичных газет, антихристиански относясь ко святым мощам мучеников, обретенным на Кавказе в архиерейство блаженные памяти архиепископа Антония московского, напечатала статью, глубоко оскорбляющую христианское чувство. Статья эта, как пишет незнакомый москвич, не только упрекает старообрядчество в ошибке обретения упомянутых святых мощей

мучеников, пострадавших за Христа. Подобно тому как, например, сама господствующая церковь по ошибке почитала, покланялась и лобызала слоновую кость вместо главы святаго мученика Христофора (читай указ синода от 25 января 1723 года, напечатанный в приложениях книги Н. Каптерева: «Характер отношения России к православному востоку» №(10), но конщунственно обвиняет его в заведомо ложном принятии их. Понимая цель уличной газеты и то мщение, которое могло появиться у людей мало знакомых с делом обретения святых мощей мучеников, празднество которым установлено церковью 29-го сентября (смотри житие их в прологе), решился описать все то, что мне известно по этому уделу, и этим самым поделиться и с вашим высокопреосвященством.

Приняв кавказскую епархию под свое ведение, я счел своею обязанностью объехать все приходы епархии. В том числе, конечно, прибыл в станицу карбулакскую, близь которой находится то здание и тот склеп, в котором покоились святые мощи мучеников. Познакомившись с одним урядником карбулакской станицы, служивши когда-то в казачьей батарее, я полюбопытствовал у него завиденное мною здание на горе (я не знал, что в этом склепе обретены святые мощи, потому что это произошло до моего еще заведывания кавказскою епархиею).

Этот урядник, по имени дома Григорьевич Ягодкин, рассказал мне следующую и весьма любопытную повесть: «Здание над склепом построено до наших памятей, и где на дне пола, на небольшом возвышении лежало четыре тела нетленных мощей. Когда я служил в батареи, то помню, как батарейный командир посещал эти святые мощи мучеников в склепе, и видел даже, как его больная жена (у неё болела грудь) сходила в склеп и помолилась мученикам, и получила исцеление своей болезни. Командир нашей батареи за такое чудо, последовавшее от святых мощей, покрыл их хорошей материей. Покрывал он такой материей не один раз, что я лично видал. Видал и других лиц – мужчин и женщин, которые также получали исцеления от этих святых мощей мучеников. В головах у мучеников лежали камни с надписью, которую с большим трудом могли перевести на русский язык, и то тогда только перевели, когда нашли персиянина, знающего хорошо по-персидски. Имена эти суть следующие: «Дада, Гаведдай, Каздоя и Гаргал».11 Затем Ягодкин указал мне, что и наши господа Баскаковы тоже получали исцеление от этих мощей святых мучеников.

Пораженный таким любопытным сообщением Ягодкина про чудеса, бывшие от святых мощей мучеников, я поспешил к Баскаковым в станицу Алхан-Юртовскую, в дом майора Ивана Викуловича Баскакова и брата его Георгия (полковника). Жена Ивана

Викуловича Баскакова, Марфа Ивановна рассказала мне про то чудо и исцеление от святых мощей мучеников, которые она испытала на себе. «Болел у меня палец—рассказывала она – и настолько сильно, что эта болезнь беспокоила мне всю руку. Медицинские пособия оказались бесполезными. Жена Георгия Викуловича, моя невестка (при моем допросе она была уже померши), Иван Викулович муж мой и Георгий Викулович убедили меня поехать к святым мощам мучеников и просить их ходатайства пред Богом об исцелении моей болезни. Прибывши к святым мощам мучеников, я не решилась спуститься в склеп. А когда еще увидела в отверстие тела мучеников, то я не могла уже и смотреть на них – отошла в сторону, потому что вид покойников весьма неприятно влияет на мои чувства. Спутники мои, помолившись и приложившись к ним, вышли и стали направляться домой, но у меня в это время настолько усилилась боль, что я не могла терпеть её, и потому решилась возвратиться к мученикам и спуститься в склеп, оплакивая перед ними свое неверие. Когда я приложилась к телу, имеющему женские волосы, приложила к нему и палец больной, тотчас же и почувствовала укрощение моей боли, и тут же могла свободно обметать больною рукою от святых мощей землю, которая прикасалась к ним. В знак такого чудесного исцеления моей болезни я имела у себя один палец от святых мощей, который хранился у меня в доме, в шкатулке и находился в иконостасе у святых икон.

В одно время у нас случился пожар, и мы, конечно, вытаскивали свое имущество, в том числе и шкатулку со святыми мощами. По миновании опасности от пожара, я, ставя шкатулку на место, заглянула в нее, где, к удивлению моему, пальца не оказалось. Мы произвели тщательный розыск пальца и, не найдя его, произвели допрос прислуги, думая, не она ли похитила пальчик от святых мощей мучеников. Но прислуга категорически заявила, что не брала пальчика, и не знает куда он девался.

Впоследствии, при вторичном моем посещения святых мощей, я первым долгом обратила свое внимание на ту руку святых мощей, от которых был отнят пальчик. И что же – О чудо! Пальчик оказался на своем месте и на своем суставе в первоначальном своем положении, то есть приросшим. Это видели все присутствовавшие со мною, в том числе священник Власий и Фома Григорьевич Ягодкин». Это показание Марфы Ивановны подтвердили: Инан Викулович и Георгий Викулович Баскаковы. Ныне они оба полковники.

Кроме того, покойный архиепископ Антоний уверял, что когда в великий четверток происходило омовение святых мощей мучеников, то когда с них сбежала розовая вода и мочившим ей свои болезни и пившем оную следовало во множестве исцеление. Да я и сам знаю двоих у нас в обвалах, которые свидетельствовали, что когда они выпили воды от омовения святых мощей, то тот час же освободились тех болезней, коими страдали. 12

Вот все эти бывшие чудеса от мощей святых мучеников дают полное основание верить, что это те самые телеса мучеников, которых имена оказались на камнях, и которых святая церковь признает святыми и празднует им 29-го сентября. Но более всего меня поражает и удостоверяет в святости этих телес то великое чудо, когда отнятый палец от святых мощей мучеников оказался на своем месте, где он был. А газетной болтовне я нисколько не верю: газеты давно писали, что я присоединился к единоверию, а под судом был за нашу христианскую веру, в тюрьме сидел за имя Христово, и сейчас стражду по милости врагов старообрядчества в ссылке, несмотря на то, что имею уже довольно преклонный, украшенный сединами возраст: Но вере отцов моих я никогда не изменял и молю Бога, дабы в оно и святой вере скончати живот свой.

У нас на Руси не только пишут неправду уличные газеты, но ей битком набиты, как сельдей в бочке, и полемические, (изданные) против старообрядчества, книги. Разве правду писал с благословения синода Питирим в «Пращице», что собор в Киеве на Мартина еретика был? Разве правду сообщал он же, что митрополит Феогност скреплял своею подписью по всем листам якобы принадлежавший ему требник? Ведь всему миру известно, что это ложь! Но эта ложь написана и напечатана в «Пращице» с благословения русского синода, иначе сказать; всей их церкви.

А спросить пишущего в газетах болтовню про святые мощи мучеников,— видел ли он их? — Утвердительно скажу: нет! Еще спросить, кто видел, что антимисы у нас освящаются на этих святых мощах мучеников? – никто! Если это так, то как же хватило совести у образованных людей печатать такую грязь и небылицу про святые мощи мучеников, которым празднует и почитает памяти и их церковь?! Впрочем, здесь не столько виновны образованные люди, сколько тот злоязычный миссионер, который в начале изрыгнул свой яд хулы на святые мощи мучеников. Вступивши на кавказскую епархию, получил после предшественника своего, епископа Иова, тридцать четыре антимиса, а сам никогда и ни одного не освящал. А те все антиминсы освящены до обретения этих святых мощей. Следовательно, мы и нужды не имели в святых мощах этих мучеников для освящения антиминсов.

И так излюбленный мой брат во Христе, я сим объявляю пред тобою свою веру в эти мощи святых мучеников: Дады, Гаведая, Каздои и Гаргала, и праздную им по положению святой церкви 20-го сентября. Я таковую веру в них имею побывшим от них чудесам и исцелениям и по свидетельству блаженные памяти архиепископа Антония Московского: ибо этот святитель был достоин вероятия по жизни его и вере – словом сказать, это был звезда святой Христовой церкви.

Приветствую тебя возлюбленный о Христе брат, желаю твоему блаженству здравия и спасения, а также поручаю себя твоим святым молитвам и благословению

Божию, ниспосылаемому чрез твое святительство: Ибо ты на все это имеешь область и дерзновение пред Создателем нашим и Спасителем мира.

Смиренный Силуан старообрядческий епископ Кавказский 15 но-.

XII. Свидетельство Большакова.

1895 г. Ноября

Москва 1895 года, октября 11 дня. Из предъявленных мне четырех лоскутков шелковой старинной ткани, которая найдена и взята в склепе близ станицы Карбулакской Терской области, где были обретены нетленные телеса мучеников, я три из них признаю выработанными на заграничных фабриках и отношу их по работе и рисунку к ХV веку. “) Действительность настоящаго я основываю на долголетней своей практике.

Сергей Тихонов Большаков, московский купец

Сергей Тихонович Большаков. Купец второй гильдии.
Сергей Тихонович Большаков. Купец второй гильдии.

Хll. Свидетельство Вострякова. Москва 1895 г. октября 12 дня.

Из предъявленных мне четырех лоскутов шелковой старой ткани, найденной в склепе, склад станицы Карбулакской Терской области из которых три по работе и рисунку их я признаю выработанными на итальянских фабриках не позднее ХVI века.

Матьвей Петров Востряков.

Лоскуты эти суть остатки покрывал святых мощей, которые найдены исследователями нашими, хотя и давнего времени. Однако же не все одновременны. Из числа представленных ими четырех кусков только три относятся археологами по крайней мере к концу ХVI столетия. И потому предполагается, что четвертый, сравнительно с первыми, будет позднего времени. Разновременность же их приводит к тому заключению, что они положены на сии тела не при погребении их, а впоследствии почитателями их в благодарность за какие-либо чудесные исцеления.

На вопрос: кем же они могли быть посещаемы в то время, к которому относятся эти покрывала, когда местность сия не была населена христианами: — в исследовании С. Белокурова «Арсений Суханов», между прочим повествуется, что в 1587 г. московский царь Федор Иванович принял под свою царскую руку и оборону грузинского царя Александра по его о сем челобитью, и крестному о том целованию, и город на Тереке поставил (часть 1, стр. 111). Без сомнения, город не Тереке13 населен был русскими христианами. В этом городе русское посольство от царя Михаила Федоровича к катехинскому, или тоже грузинскому царю Теймуразу зимовало в 1637 году (там же стр. 129). По показанию Федора Тепина, еще до населения ст. Карбулакской, когда они жили на Тереке, носился слух, что в каком-то месте в пещере лежат христианские мощи. (показ. 3). Начало же этого слуха на Тереке могло восходить к тому времени, когда царь Федор Иванович в 1587 году поставил город на Тереке, и без всякого сомнения из Терека и бывали тогда посетители оных нетленных телес святых мучеников, и делали из дорогих покрывал им приношения, остатки которых в лоскутах найдены нашими посетителями. Конечно тогда посещения были опасны, а иногда и совсем невозможны. Но слух о сих мощах мог переходить там из рода в род, даже и тогда, когда не было возможности посещать их.

Во дни Савория царя Персскаго, отца святого мученика Гаведдая, бяше некто именем Дада христианин, и первый в полате сродник царевых и вельми от царя чтим и любим; и послан быт обладовати по градом области его. Что еще же Христа яве, и оклеветан бысть неким у царя; и послан бысть к нему Андромелих, первый его вельможа увидети истину, и обрете его поистине Христа чтуща, и написа о нем царю. Царь же по его писанию даде ему область над всякого христианина. И таковое писание даде Гаведдаю сыну своему, и с ним начат творити испытание; и разсудивше о нем прилежно и, по беседе того испытавше, обретоша святаго всею душею верующа в Господа нашего Исуса Христа, и его ради вожделенно хотяща умрети.

Тогда огнь велик возжегше, и вонь воврещи повелеша святаго, и толико бяше он разгореся, яко ужасати видящих. Приведше же святаго Даду иже воврещи его во огнь, и яко приближися ко огню, и сотвори знамение крестное. и видеша, яко угасe огнь и вода вместо пламени истекши, и удивишася вси о чудеси. Царев же сын Гаведдай рече, любимиче, да кто тебе показа таковыя басни. Он же рече к нему, аще и ты хощеши моим учитися Учителем, достоин будеши.

Мч. Гаведдай. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Монасырь Дионисиат. Афон. 1547 г.
Мч. Гаведдай. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Монасырь Дионисиат. Афон. 1547 г.

И рече Гаведдай, да аще верую Христу твоему, могу ли и аз таковая творити. Рече же Дада, не точию таковая творити имаши, но и сцарствуеши с Ним. И повеле Гаведдай накласти огнь велик, и нарек имя Христово, и погасе огнь: и припаде к святому Даде, верова во Христа. Видев же таковая Андромелих, дошед поведа вся царю. Царь же слышав яко Гаведдай сын его верова Христу, и христианин бысть, жезлием суковатым повеле того четырем бити, и тем изнемогшим. друзии насташа. Святый же биен по всему телу, прошаше помощи от Бога. Яви же ся ему ангел Господень, и укрепи его глаголя: дерзай, с тобою бо есмь. И ввержен бысть в темницу, и пребысть пять дней. Потом некоему Гаргалу именем, цареви на святаго область давшу, и на вся християны, биен бысть святый волуями жилами, биемже проклинаше отеческую веру.

Мчч. Дада, Гаведдай. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.
Мчч. Дада, Гаведдай. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.

Тогда Гаргал повеле два ремня отдрати от ногу его, даже и до главы ему, рек, и да вижу, аще дойдет твой Христос, и сотворит тя здрава. И тому бывшу, связав того крепко, и всади его в темницу, абие разрешившимся узам, и святому по всему телу здраву бывшу. Видев же Гаргал, бысть во изступлении ума, и пришед поведа царю. Царь же к нему рече: убей нечестиваго, несть бо той мой сын, но зломыслец, понеже верова в Христа. Тогда убо разжже рожен и пронози ему сквозе уши, от единого до другого, и положи его в темницу. Молящу же ся ему, прииде ангел Господень взем рожен и исцели его. Видев же Гаргал сие, удищами тело его сощипа, глаголя: да видим убо, аще приидет твой Христос, и исцелит тя; да яко помолися в темнице, внезапу цельбу прият славныи. Видевши же стражие темничнии таковое бывшее и удивишася, глоголюще, велик Бог християнский. Князь же разъярився, повеле удицы железны вонзити в плещи его, и повесити его от третьяго часа и до девятаго; и тому бывшу, святый моляшеся в себе. Сведен же и затворен бысть в темнице.

Святой мученик Гаведдай. Фреска монастыря Св. Иоанна Богослова в Поганово, Сербия. Конец XV века.
Святой мученик Гаведдай. Фреска монастыря Св. Иоанна Богослова в Поганово, Сербия. Конец XV века.

Мати же и сестра его возжелеша того видети, но бояхуся царя. Воспомянув же царь, рече: многа злая и лютая показах над ним, да единако ли жив есть. Тогда повеле царь отдрати кожу со главы его от тела, и покрыти ему лице и паки ввержен бысть в темницу, и славляше Бога. Последи же уведев яко жив есть, ногти ручныя и ножныя искорениша ему, такожде и зубы ему, и поверже его в темницу, яко пса умерша; и повеле не дати ему воды, и никому же к нему приступити. Украдшижеся сестра его, даде ему воду, рек темничному стражу: «иже аще что видиши, никому же повеси – глава твоя отсечена будет». Даже и до таковаго цельбы приимаше, яко нестрашливе сущи и тверде души его. Утвердившижеся вере его цельбы неприимаше; терпение же и дерзновение и вжеление о муках приемля обсиянием Святаго Духа. Язвами же обложен сыи радовашеся и иных врачеваше, и вси о том дивляхуся.

Ин же Гаргал волхв в темнице, зла ради многа, иже содея, видев терпение святаго и яже от них бываемая славная и изрядная в темнице, припаде к ногама его глоголя, молютися рабе Божии, помяни мя пред Христом своим. И рече к нему святыи, веруй в Него, и избавити тя имать от всех зол твоих. И рече Гаргал: верую в Тя, Господи, Исусе Христе и приединися к Гаведдаю. Потомже сед, представи оба пред ся, и совлек Гаргала, повеле бити его жезлием. Бием же, на небеса взираше, и Господи Исусе Христе, глоголаше, имене Твоего ради стражду, укрепи мя. И се рeк, предаде дух Господеви. Святаго же Гаведдая вложи в вертеп, содра нозе ему. Тажемлаты железными разжег, сожже мышцы его. И ввержен бысть в темницу. Узницы же мазаху себе от кровe телесе его, и исцелевахуся от ран, яже имяху от биения, но и болящии входяще приимаху и славляху Бога.

Слышав же князь, неверова, но по пятидесяти днех извед того из темницы, и увидев того цела и здрава и ужасеся. И вложи в коноб смолы и серы, и того вельми разжег и повеле воврещи святаго вонь. Святый воззрев на небо, и помолився, ввержен бысть в коноб, и коноб уразседшуся, изыде святый здрав, никакоже вредим. Тогда совещався со своими мучитель, и распен святаго на древе нага, и стреляху его на многи часы пред многим народом. И бяше видети чюдо преславно, яко неточию святый невредим пребываше, но и стрелы на него пущаемыя обращахуся раняху стреляющих. Се же всех на удивление приводяше. Абие поведаша вся царю. Царь же посла свою дщерь Каздою, еже утешити Гаведдая. Она же пришедши, и видевши бываемая от него, приступи и та ко Христу; оглашена бывши и научена братом своим Гаведдаем. Разгневавжеся о сем царь, повеле кротящи дщерь его бити жезлием. И сему бывшу, и ввергоша ю в темницу. Дщи же царева Каздоя лежащи в темнице и болящи от ран, рече святому, помолися о мне, еже стерпети ми муки. Святый же рече, еже ко Христу твоя вера, не скорби; уповай в него же веровала еси, не имать коснутися тебе мука, ниже мучена будеши иною мукою. И извед царь святаго, повеле связати ему руце и нозе, и поврещи его в конская стоялища, да в сей нощи рече, попран будет ими. И сему уже бывшу, Христовою блогодатию невредим от сих сохранен быв, блогословя Бога. Наутрия же яко видеша того развязана и здрава, и дивишася вси о чудеси. Тогда рожны разжегше, сожгоша их. Святый же бяше моляся, славя Бога немолчно, радуяся и веселяся. Дадий же и Авдий, христиана суща, стояста, пишуще отай мученикова страдания боящася страха царева. К нима же святый рече, аще есть возможно вама, принесита ми воду и масло, даже крещуся. Аще ли несть возможно, молитася, да избуду грехов. И се облак мал яко мгла, излия на главу ему воду и масло; и глас из облака глоголя: се приял еси крещение рабe Божии. И просветися лице его яко свет; и блогоухание не мало явися. Слышав же глас он, бяше блогодаря и славя Бога, Гаргал же тростие поострив напери все тело его. Святый же на многи часы сбодаем тростием, и Богу моляся предаде дух свой в руце Господеви.

Гаргал же повеле сещи на трое тело мученично, и разметати е. Еже вземше со многою честию Дадий же и Авдий священницы суще, и Армазат диякон, и принесоша в домы овоя; и блогоуханием и вонями обвивше пложиша и, прилежно славляше Бога. Стаго же и славного Даду, сродника царева, его же и первее много мучивше, ссекоша на уды, и тако и той скончася о Господе. Неции же боголюбивии вземше тело его, и честне спрятавше, положиша в нарочите месте. Поющим же прежде реченным мужем в той нощи, полунощи обретеся святый Гаведдай посреде их, и рече, возмогайте о Господе братиe Видевше того возрадовашася. Рече же паки к ним святыи: да подаст вам Господь мзду юже сотвористе; и преклонь главу к Дадию, и рече, приими рог масла с главы моея и взем часть от Тела Христа моего, вниди во ограду цареву, и помажи маслом Каздою сестру мою, и подай ей от святаго Тела. И сотвори Дадий по глоголу святаго, и крести ю: и даде ей Тело Господне глоголя: спи сестро даже до пришествия Господня. И се ангел Господень поят душу ея, и взыде на небо. Пришедши же мати ея, и обрете ю умершу; и вниди к царю и рече ему, се царю яко безчеловечен и каменосердечен, не пощаде своя дети. Радуйся ты и царство твое, яко сын мой тмами долгов убийц должен, и тысящами мучен быв, живота того лишил еси; такожде и дщерь мою. Горе твоему не сердоболию, тако бо безвременно скончавшеся к тому не боятся твоего немилосердия. Что уже насытилось ли несытсво твое, видев своя чада тако пострадавша. Таковая не сердоболивый царь слышав, оле безчеловечному нраву и мерзскому, ни яко преклонися той, ни в мале поболе словесем супруги своея, иже со слезами тому беседоваше, но пребысть весьма непреклонен, и немилостив. Видевши же царица мати их царево злонравие и безчеловечие, приимши сама ароматы многоценны, и покади святое тело дщерино, и царскою багряницею повивше положи с сыном своим Гаведдаем. Тихо плачущи и жалящи глоголющи, помянита мене чада моя любимая, вашу матерь в день вашея радости, внегда с Христом имате порадовьтися, яко да и аз окаянная обрящу грехов разрешение в славе Христа Бога.

 

—_______________________

  1. Уроженец и житель до поставления во священника стан. Алхан-Юрт Терской области
  2. Лоскуты материи находятся при подлинном докладе архиепископу Савватию: а здесь только показания об них Большакова и Вострякова помещаются в копиях „смотри №№ 9, 8 и 10“ в приложении. Эти похищения покрывал с нетленных тел Черкесами стали бывать, вероятно, не раньше, как близ этой пещеры населился их аул. Иначе не могли бы сохраниться и остатки о старых покрывал этих нетленных тел, которыми черкесы „очевидно уже пренебрегали“ как полуистлевшими. Более определенно и положительно ясно о числе и состоянии нетленных телес говорят полковник Баскаков и его жена Марфа Баскакова (см. показан. №№ 5, 8 и 6).
  3. Это показание обличает всю газетную клевету, якобы нами взяты в склепе не нетленные тела, а только одни кости.
  4. Епископ Силуан (прилож. 8), священник Карп (показ. 1), полковник Баскаков и его жена. [показан. 6 и 7), говорят, что в склепе было четыре нетленных тела, а казак Хромов видел три. Но это несогласие должно объясниться тем, что Хромов был в склепе тогда, когда уже начато было перенесение этих святых мощей в Москву, куда прежде было перенесено одно тело, потом другое, и, наконец, последние разом два (см. прилож. 8).
  5.  Если клеветники на старообрядцев не признают такие мощи святыми, телеса которых оказались совершенно нетленными, то чем же они могут нам присвидетельствовать святость мощей Димитрия Ростовского, когда лице его истлело, ноги истлели, голова, руки и ступни отвалились и разложились по своим суставам. Словом сказать, почти все тело истлело и предалось земле (история канонизации святых Российской церкви, б. Голубинского, стр. 160)?
  6. Этим показанием полк. Баскакова, как показанием и жены его, опровергается вся ложь клеветников на старообрядцев, которые отвергают принадлежность обретенных телес, мученикам Даде, Гаведдаю, Гаргалу и Каздои. Количество телес и состояние их вполне соответствуют повествованию пролога (см. 29 сентября). В прологе пишется, что пострадали четыре лица, – и обретено столько же. В прологе говорится, что три лица мужского пола и одно женское, – и обретено совершенно так. В прологе сказуется, что Дада и Гаведдай рассечены на уды, то есть на части, и обретено два изрубленных мужских тела, и два целых из сих последних одно мужское и одно женское. Значит, полная тождественность!
  7. Как попали в склеп животны – неизвестно, но попасть туда, когда отнята была исписанная плита от входа в верхний отдел от склепа, сделалось очень просто: вход в верхнее здание и отверстие” в нижний склеп онаго сделались навсегда открыты. Нашим посетителям его, Смирнову и Мельникову, рассказывали жители стан. Каракбулакской, что пред их приездом были здесь такие же два посетителя из старообрядцев, и когда, один из них спустился в склеп, то там завизжало какое-то животное. Оказалось, что это дикий кот. Не будь там долго посетителей, наверное этот кот пал бы жертвою своей оплошности: ибо лестницы для выхода из склепа нет, а вышина каменных стен – три аршина, да еще вылазное окно в середине купола этого склепа, и посему попавшемуся туда какому либо животному выход уже недоступен. Во всяком случае, виденные Баскаковым животные, истлевающие в склепе, были недавнего времени. Ибо он мог и при самом истлении различить породу их. Но чрез многолетнее истление этого узнать ему не было бы возможно.
  8. Этим показанием полковника Баскакова опровергается ложь клеветников на старообрядцев, пытающихся объяснить нетление телес о состоянии почвы, Телеса мучеников лежали на глазах наших свидетелей с 1846 и по 1876 г. в склепе 50 лет, и по пренесении их и поныне в разных местах в больших частях своих лежат другие 40 лет нетленными, когда другие тела, положенные там сравнительно недавно, предались тлению и совершенному разложению – см. доклад арх. Савватию.
  9. Исцеление двух женщин (показ. 4 и 5). Исцеление больного пальца полковницы Баскаковой мы оставили без примечаний, ибо подобных чудес от святых мощей бывает во множестве, и это уже делается при них как бы делом обыкновенным. Но исчезновение пальца у Баскаковой и приращение его к своему месту мертваго телеси, чудо более того, чем у Иоанна Дамаскина прильнула отсеченная его рука паки к живому его телу, заставляет нас обратить на это особенное внимание. Это такое чудо, пред которым, кажется, преклонилось бы и язычество. Интересно знать, что пропоют по поводу этого чуда противники этих святых мощей? Впрочем, у них песенка одна: ваше и у нас все нехорошо! Однако и прежде бывали подобные чудеса. Святая церковь читает в тропаре князю Георгию: тем и отсеченная ти за Христа глава свидетельствует яве о тебе, прилепшая по смерти к телеси твоему, с нею и до днесь нетленны пребывают мощи твоя (часосл. 5 февр.). Мощи его почивают открыто в соборе г. Владимира.
  10. Пусть на это полюбуются клеветники на старообрядцев, распубликовавшие турусы на колесах в своих журналах и газетах.
  11. Это свидетельство окончательно-на повал убивает всю ложь клеветников на старообрядцев. Жаль только, что камни эти не сохранились, и плита с аадписью, которая служила когда-то входною дверью (см. докл. арх. Савватию и показ. 20)
  12. Это свидетельство епископа Силуана тождествоино свидетельству архиепискона Иринарха (см. прилож. (з) его письмо). зея, дали cвое заключение о лоскутахъ материей, что они относятся к концу ХУП или началу ХVII столетий. По заключению известнаго знатока древностей п. н. Пукина, такие материи вырабатывались на итальянских фабриках в течение трех столетий хии; ХV и ХVI.
  13. Историк С. М. Соловьев об этом говорит, что царь Феодор Иоаннович в 1587 г. по просьбе кахетинского князя Александра, приняв последнего в подданство, только возобновил терскую крепость, а построена она первоначально была отцом его, царем Иоанном Васильевичем Грозным, который имел сношение, с кавказскими князьями в 1552—57 гг., когда и в родственный вошел с ними союз (см. «историю России» С. Соловьева, не издн. «Обществен. пользы» товарищ

Материал по теме:

Св. благоверная Анна Кашинская: дважды победившая супостата диявола

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста

 

Никонианская ересь – храм лжи и подлога. Дело «еретика Мартина Арменина»

 

Поморские ответы, В. П. Козлов, «Ко уврачеванию расколом недугующих», Соборное деяние», Требник митрополита Феогноста, Петр I, Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Питирим, «Слово» патриарха Софрония, ересь Мартина Арменина, еретик Мартина, митрополитом киевский Константин, Феофилакт Лопатинский, Синод, фальсификации, подлог, рукопись, старообрядцы, полемика, раскол, обман, РПЦ, фальшивка, история, Арсений Мацеевич, Болховитинов, «Соборное деяние на еретика арменина на мниха Мартина, митрополит Филарет

Чудеса в решете: “Степуринское чудо”

Chudesa-head

 

 

Читайте также

О. Иоанн Михеев, Верея, митрополия, старообрядцы, просьба, помощь, добрые дела, молитва

Пастырь добрый иерей Иоанн Михеев смиренно просит молитв

4.8 (96.57%) 70 votes Откликаемся словом и делом на просьбу глубоко уважаемого и любимого пастыря, достойного ...

2 комментариев

  1. Сергий

    Прошу восстановить ссылку на архив номеров журнала (в настоящее время она неактивна).

    • Олег Хохлов

      Готово! Восстановлена ссылка на анонс архива с удобным оглавлением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *