Главная » Анонсы » История борьбы с бородой на Руси: Петр I и далее
Борода, мода, конкурс, день бороды, праздник, газета Метро, указ о стрижении бороды, правила ношения бороды, церковь о бороде, Екатерина II, о ношении немецкого платья, день бородача, бородозрелые, геи, бритость, Содом и Гоморра, borodatyh.net, бородатых нет, О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии, бородовой знак, деньги взяты, указы Петра I, налог на бороду, пошлина на бороду, брить бороду

История борьбы с бородой на Руси: Петр I и далее

4.3 (85%) 8 votes

Канун Благовещения, 6 апреля, – историческая дата для всех, кто ценит русскую историю и традиции Православия. В этот день 242 года назад (в 1772 году) Екатерина II отменила указ Петра I о налоге на бороду и усы. Нелепые дискриминационные меры распространялись на русских мужчин в течение 74 лет!

В этом году с Москве состоялся второй российский чемпионат бород и усов, посвящённый “Дню бородача”. Девизом конкурса стала фраза “Если любишь – отпусти”. Участники соревнования отпустили длинные бороды и съехались в центр Москвы, чтобы показать их общественности.

Финалисты номинации "Естественная борода"
Финалисты номинации “Естественная борода”. Фото Василия Кузьмичёнка, metronews.ru

Уличное бесплатное рекламное издание «Метро» поместило анонс статьи и фотографию с мероприятия на передовицу. По данным журналистов, на мероприятие собралось столько людей, что некоторые конкурсанты в толпе не могли найти дорогу к сцене. Организаторы в шутку пообещали зрителям, что в следующий раз попробуют провести чемпионат в спорткомплексе “Олимпийский”.

Следует с удовлетворением отметить, что бородатых в Москве становится больше. Это видно невооружённым взглядом в общественном транспорте. Также, если присмотреться, борода становится модным трендом, идущим с Запада. Несколько свежих фильмов из кинопроката имеют бородатых главных героев, пусть даже в комично-нелепых ролях. Однако именно это и привлекает молодёжь. Об этой же тенденции пишет тверское интернет-издание ETVER.RU – причём в качестве эксперта выступил старообрядчесий протоиерей Евгений Чунин из Ржева.

Около двух лет назад наш автор, ожидая встречи на оживлённом переходе метрополитена, ради интереса подсчитывал долю бородатых в общем числе «бородозрелых» мужчин. Их оказалось около 1-1,5%. Повторенный в этом году эксперимент показал цифру в 2-4%, что означает двукратное увеличение.

Жизнь с бородой и без
Жизнь с бородой и без

Можно спорить о репрезентативности таких подсчётов, но факт в буквальном смысле «на лицо»: демографическая ситуация фиксирует взросление населения, люди ищут какой-то самоидентификации в обществе, где бритость всё чаще, как и во времена Содома и Гоморры, уже может означать принадлежность к нетрадиционным меньшинствам. Такие ассоциации еще совсем недавно казались бы бредом, если бы не ускоренная деградация русского общества, где высокопоставленные модераторы в течение 350 лет регулярно меняют местами белое с чёрным в разных областях человеческого бытия.

В качестве иллюстрации модного тренда приводим спорный по содержанию, но характерный по виду плакат глобальной февральской рекламной кампании сети косметики Иль де ботэ:

Борода в современном обществе
Плакат рекламной кампании сети косметики Иль де ботэ, 2014

В завершении вступления впервые публикуем нашу грубую математическую оценку времени, затрачиваемого на ежедневное уничтожение на лице естественной для мужчин растительности.

 

Что происходит, когда мужчина бреется
Что происходит, когда мужчина бреется

Итак, при средней продолжительности жизни отечественного мужчины в 60 лет и допуская, что расти полноценная борода начинает лет в 25, хотя оба предположения спорны, мужчинам отведено около 35 лет на борьбу с подобием Божиим на своём лице.

При средней длительности бритья в 7 минут (хотя данные оценочные за неимением личного опыта) за 35 лет на поддержание женоподобного облика такой «мужчина» потратит 62 дня!!!

Не бреясь, мужчина экономит 2 месяца своей жизни!
Не бреясь, мужчина экономит 2 месяца своей жизни!

Причём, заметим, самого дорогого, утреннего времени перед работой, когда каждая секунда, отнятая у сна, приравнивается чуть ли не к часу!

Между прочим, с бородой зимой тепло, а летом – прохладно : ))

beard-papahВ развитие темы цитируем исчерпывающий рассказ с хронологией борьбы первых лиц нашего государства с растительностью на лицах наших предков. Он был обнаружен нами на сайте любителей бороды borodatyh.net, который и выступил организатором конкурса бород.

Последствия борьбы дурного западного влияния с русской традицией мы видим повсюду: естественное и Богом данное по-прежнему считается в обществе нелепым, а искусственно скоблёные женоподобные рыла – нормой.

Радуются такому положению дел лишь производители бритвенных систем, да лукавый, умело соблазняющий ценителей сомнительной «мужской красоты». Стоит ли говорить, что, теряя внешние мужские признаки, наши мужчины всё больше и больше походят на женщин. Ну а если смотреть шире, то, теряя культуру, мы превращаемся в животных.

 

История борьбы с бородами на Руси

29 августа (15 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ Петра I «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года – с 1 сентября (14 сентября по новому стилю) ношение бород. Указ был подкреплен обедом у боярина Шеина по случаю Нового года. На званом обеде бороды резал уже не сам царь, а царский шут.

Цирюльник стрижет раскольника, лубок, брадобритие, Пётр I, указ о ношении бороды
“Цирюльник стрижет раскольника” (русский лубок)

Получается, что настоящим днем запрета бород следует считать 14 сентября (празднование нового года на 1 января вслед за европейским обычаем Пётр перенёс позднее). Указ о введении пошлины велел брить бороды и усы людям любого чина, кроме попов и дьяконов, а с тех, кто этого делать не пожелает, – брать пошлину.

Для примера приводим текст петровского указа о ношении немецкого платья, так как указ о бороде почему-то считается утраченным:

Боярам и окольничим и Думным и Ближним людям и Стольникам и Дворянам и Дьякам и Жильцам и городовым Дворянам и приказным людям и драгунам и солдатам и стрельцам и чёрных слобод всяких чинов людям Московским и городовым жителям, и которые помещиковы и вотчинниковы крестьяне, приезжая, живут на Москве для промыслов, кроме духовного чину, свяшенников и церковных причетников, и пашенных крестьян, носить платье Немецкое верхнее Саксонския и Французския, а исподнее камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки Немецкия, и ездить на Немецких седлах; а женскому полу всех чинов, также попадьям и дьяконицам и церковных причетникам и драгунским и солдатским и стрелецким женам их и детям носить платье и шапки и кунтуши, а исподнее бостроги и юпки Немецкие же, а Русского платья и Черкесских кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и шапок отнюдь никому не носить, и на русских седлах не ездить, и мастеровым людям не делать и в рядах не продавать. А буде кто с сего Его Величества Государя указу, станут носить платье и штаны и сапоги и башмаки и шапки Русские и Черкесские кафтаны и азямы и тулупы, также и на Русских седлах ездить: с тех людей в воротах целовальникам имать пошлина, с пеших по 13 алтын и 2 деньги, с конных по 2 рубли с человека; также и мастеровые люди станут делать и в рядах торговать: и тем людям за ослушание их, учинено будет жестокое наказание.

Идея о налоге пришла Петру во время его первой поездки в Европу. Вернувшись из-за границы, царь Петр Алексеевич лично остриг бороды нескольким боярам знатных родов. Нововведение принималось с трудом, “босое рыло” вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами – церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых.

гонения, бояре, Пётр I, обрезание бород, указ Петра
Бояре выходят от Петра I с обрезанными бородами. Гравюра конца XIX века

Следить за неукоснительным исполнением своих указов Петр поручил местным властям, но, зная об их продажности, привлекал к этому и военных. Можно только представить, какое удовольствие доставляла солдатам проверка у горожанок соответствия исподнего монаршим требованиям…

К сведению, брадобритие запрещено правилами 6 Вселенского Собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174). Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога.

Одной из причин, по которой был введен налог на бороду – дефицит бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни – бани, печные трубы, сапоги, дрова.

В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели специальную квитанцию об оплате в виде медного жетона – бородовой знак. До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

С годами знак претерпел несколько изменений – к нему добавился двуглавый орел на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке – отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака еще на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платежного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

бородовой знак, бородовая копейка, налог на бороду, Пётр Первый
Бородовой знак 1705 года с надчеканкой. Фото hauptpostamt.

Новым указом 16 января 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» была установлена разрядная сетка налогов.

Существовало несколько тарифов: с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала дорогим удовольствием.

Крестьяне пошлину не платили, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России.

С 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757г. М.В.Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту – «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

Эпоха тотального запрета на бороду ушла только в конце XVIII века. Екатерина II отменила пошлину 6 апреля 1772 года, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В XIX веке по-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы. В царствование Николая I ношение бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста, а у молодых признавалось за признак вольнодумства.

Чиновники всех гражданских ведомств обязаны были гладко выбривать всё лицо; только те из них, кто уже успел несколько повыситься на иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей, и то лишь при благосклонной снисходительности начальства. Для представителей податных сословий борода и усы являлись делом вкуса. Так, купца и крестьянина на улице всегда можно было узнать по окладистой бороде.

Последним царским указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 27 марта 1901 г. (9 апреля по новому стилю), разрешившее ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

Интересно, что аналогичные налоги и запреты существовали в то время и в Европе.

Похожие налоги были введены в Англии и Франции в XVI веке. Известны даже попытки полностью запретить бороды. Новый свет также не отличался либерализмом – в американском штате Mассачусетс в 1830 году небритость каралась тюремным заключением.

Генрих VIII ввёл налог на бороду в Англии в 1535 году.
Генрих VIII ввёл налог на бороду в Англии в 1535 году.

Сегодня налог на бороду потерял свою актуальность. Однако многие продолжают платить за возможность носить бороду. Достаточно распространенным явлением в наши дни является невозможность устроиться на высокооплачиваемую работу, имея бороду. Эта «комиссия» за ношение бороды и стала своеобразным «налогом», только фискальную палочку государство передало бизнесу. Полная отмена «налога» на бороду возможна только со сменой парадигмы гладковыбритого успеха.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кто хочет, тот всегда добьётся!

Сообщаем нашим читателям, опасающимся мирских начальников больше Судьи Грозного, что в Митрополии РПСЦ по требованию (к сожалению, пока не на потоке), выдаются необходимые для ношения бороды справки:
beard-mitropolia

Они эффективно работают, например данная касалась сотрудников достаточно высокого чина.

В качестве лирического отступления сообщим также, что первопроходцем данной практики у нас был капитан-подводник А.Ю. Рябцев, который в 1990-е при помощи аналогичного письма от вл.Алимпия смог добиться разрешения носить бороду.
Условием со стороны больших начальников Министерства обороны было названо … соответствие требованием ГОСТ для противогазов, то есть бороду надо было подравнивать до средней длины.
Будьте думающими и ищущими!

ВЫПИСКИ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ
О БОГОПРОТИВНОМ И ЗАКОНОПРЕСТУПНОМ БРАДОБРИТИИ.

Книга 3 Моисеева Левит, глава 19, ст. 27.
«Не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших».

Книга 1 Паралипоменон, глава 19, ст. 4.
«И взя Анан рабов Давыдовых, и обри их, и отреза от риз их половину даже до чресл, и отпусти их. И приидоша возвестити Давыду о мужех: и посла в сретение им, яко быша обезчещени зело. и рече царь: седите во Иерихоне, дондеже возрастут брады вашя, и возвратитеся».

Послание Иеремиино, ст. 30.
«И в храмех их жерцы седают, имуще ризы растерзаны, и главы и брады обриты».

Св. Киприан Карфагенский, ч. 2, стр. 115 и 170.
«В той же книге Левит: ниже да бриете брад ваших… И когда в Писании сказано: да не бриете брад ваших (Лев., гл. 19, ст. 27), бреет бороду и лице свое украшает; Или он старается понравиться кому-либо теперь, когда стал противен Богу».

Св. Кирилл Александрийский, ч. 2, стр. 351.
«Так, например, запрещается остригать, по подобию других, головы и, для обезображения лица, брить бороду».

Большой Соборник, Многосложный свиток, лист 375.
«Горькаго же онаго горьчаший отрод, Константин глаголю, гноеименитый, царства греческаго скипетры приим. [На поле напечатано]: Сий первие умысли брады брити яко же правила сказуют».

Книга о святительских судех, глава 43.
«Аще умрет брадобрийца, над таковым ни служити, и сорокоустия по нем не пети, свещи по нем не приносити, зане с неверными таковой да причтется».

Книга О вере, глава 28, лист 257.
«К сему же и сие безумие западных мнимых духовных воспомяну о оголении усов и брад. Тому началника поведают, Петра гугниваго папежа. а в царех Константина Кавалина еретика, иконоборца, иже обезумившеся, Богом созданную доброту в первом человеце губят, и проказят лица своя, евнухом подобящеся».

Книга Димитрия митрополита Сербскаго.
«Окаяннии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в суботу и в неделю сыр и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В суботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейши того творят и усы подкусывают… сия вся приемше от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Млисеови рече: да не взыдет постризало на брады вашя, се бо мерзость Господеви».

Митрополит Макарий, История Русской Церкви, кн. 4 (I), стр. 417-418, изд. 1996 г.
Из послания митрополита Макария (Председателя Стоглавого собора) в Свияжск. «О злое произволение! Сотворил нас Бог по своему образу и подобию; и явились неблагодарныя, стали ходить по плоти, а не по духу, забыв, что плотская мудрость – вражда на Бога и закону Божию не повинуется; накладают бритву на брады свои, творя угодие женам, увы, забыв страх Божий, и царскую заповедь презревши, и свою совесть поправши. Не подобает так поступать находящимся в православной вере, ибо это дело латинской ереси и чуждо христианскому обычаю, и творящий это поругается образу Бога, создавшаго его по своему образу».

Греческая Кормчая (Пидалион). изслед. Никольскаго, изд. 1888 г., стр. 270.
«96-е – 6-го (вселенскаго собора) епитимии на ст. правила (отлучению) подлежат и те, которые совсем не касаются бритвой головы своей, или не подстризают волос своих, позволяя им свободно расти до пояса, как у женщин, и те, которые подкрашивают свои волосы, чтобы сделать их светлыми, или золотистыми, или подвязывают их, чтобы сделать кудрявыми, или носят чужие волосы. Той же епитимии подлежат бреющии бороды свои, чтобы росли оне после ровнее и красивее, или чтобы всегда казаться молодыми безбородыми, так же те, которые выжигают раскаленными черпками, или выдергивают маленькими щипчиками волосы на лице, чтобы казаться нежнее и благообразнее, которые подкрашивают свои бороды, чтобы не казаться стариками».

Святцы с житиями, 14 апреля.
«Антоний и Евстафий, и Иоанн, пострадаша в Литовстем граде Вильне, от князя Олгерда, первое за брадобритие, таже и за прочия законы христианския, в лето 6849».

Минея служебная, мчч. литовским Антонию, Иоанну и Евстафию, печат. при патр. Иосифе, лист 79, месяца апреля 14 дня. на Господи Воззвах, стих, глас 4.
«Вере убо предборителие святии, о благочестии и церкве поборницы, и еже брады брити князя повелевша, не послушавше Ольгерда нечестиваго. и яко звезды многосветлыя, страдании, и подвиги о благочестии просветившеся. и льсти тму поправше благодатию. тем убо восхвалим вы священными песньми, Иоанне и Антоние с Евстафием богомудрии».

Номоконон
Матфей же в девятой главе, третияго стиха возбраняет украшати себе, или влас брады стрищи…

Кормчая
Что же о пострижении брады, не писано ли есть в законе, не постригайте брад ваших…постризало да не взыдет на брады вашы, се бо мерзость Господеви…
деяния Стоглавого Собора

ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ О ПОСТРИЖЕНИИ БРАД. ГЛАВА 40
Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати.
Рассуждение. Таковая бо честь православных, но латынская и еретическая предания греческаго царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила велъми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: “Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша”.
Толкование Зонара на 96 правило 6-го Вселенского Собора.  http://www.agioskanon.ru/vsobor/006.htm

Зонара. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, говорит великий Павел (Гал. 3, 27); а облекшиеся чрез божественное крещение во Христа должны проводить жизнь подобно Ему, и сохранять всякую невинность и целомудрие, и чистоту, а не прилепляться к вещественной суете и не украшать своего тела с излишеством и мелочностью. Но какое украшение могло бы быть мелочнее и излишнее как не заплетать волосы на голове, красиво располагать и убирать их, делая их приманкою и обольщением для душ, не утвержденных в вере и потому удобопреклонных к невоздержанию? Итак, сии божественные отцы упомянули о красивом расположении и убранстве волос посредством плетения; ибо в то время ничего другого, как кажется, не делали с волосами, подобно тому как ныне делают те, которые подкрашивают и убирают волосы, прилагая все старание о том, чтобы волосы были длинные и чтобы подобно женщинам иметь кудри, спускающиеся, если возможно, до пояса. Это достигается у них не одним тем, что не стригли излишних волос, но вместе и тем, что железо не восходило на их голову, употребляемо ими было и все, что обыкновенно способствует ращению волос и производить их густоту. Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают. – Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы. Так ныне по большей части располагают и убирают волосы на голове; а по отношению к бороде поступают совершенно наоборот; ибо как только у кого появится юношеский пушок, тотчас сбривают его, чтобы не перешел в волос, но чтобы бросалась в глаза гладкость их лица и они, так сказать, могли бы уподобляться женщинам, и казаться нежными. А у кого с течением времени волоса на бороде растут уже постоянно, те, чтобы не носить длинной бороды, хотя и не употребляют бритвы, но вместо того, раскалив на угольях кусок черепка, подносят его к бороде и выжигают им все длинные волосы на бороде, а оставляют их в такой мере, чтобы казалось, будто волос едва начинает пробиваться, и чтобы мужчины, достигшие уже зрелого возраста, походили на юношей, у которых в первый раз показывается борода. А это делается не у простых только людей, но и у людей высшего состояния. Почему это зло, распространившись, сделалось всенародным, и, как какая-нибудь эпидемическая болезнь, заразившая носящих Христово имя, пожирает почти всех; и это делается не смотря на то, что божественная и древнейшая заповедь говорит во Второзаконии: не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших; и великий Павел говорит: муж аще власы растит, бесчестие ему есть (1 Кор. 11, 14). Итак, отцы сего собора отечески наказывают делающих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению. А нынешние отцы не только оставляют без наказания тех, которые делают с волосами на голове и бороде исчисленное выше и допускают еще большее бесстыдство и в таком виде входят в церкви, но и преподают им благословение и (верх неуместности!) – даже преподают святыя тайны, если кто из них желает причаститься. И этого не возбраняет никто, ни патриарх, ни другие архиереи, ни монахи, которых имеют духовными отцами люди так бесстыдно поступающие.

Также много материала по теме есть тут: http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post19748946/

Пример из жизни: Американское военное спецподразделение, состоящее только из бородатых мужчин

tactical beards owners club
Американское военное спецподразделение, состоящее только из бородатых мужчин

tactical beards owners club tactical beards owners club, Американское военное спецподразделение, состоящее только из бородатых мужчин tactical beards owners club

Источник исторической справки: borodatyh.net

Материал по теме

бородатый смайликБородатым посвящается

http://starove.ru/zerkovmir/lyrics/borodaty-m-posvyashhaetsya/

Несколько весёлых картинок от нашего сайта

 

 

 

Hans Nilsen LangsethО самой длинной бороде

Статья от сайта Borodatyh.net о рекордсмене по длине бороды – Hans Nilsen Langseth – научно доказанном факте.
beard-woman

Читайте также

Заволоко

И. Н. Заволоко. Богу и людям служил…

5 (100%) 3 votes 17 декабря 2017 года исполняется 120 лет со дня рождения Ивана ...

22 комментариев

  1. С великим Вторником!
    Спаси Христос, Олег, за статью! Мужчинам-старообрядцам ой как не хватает сознательности в этом вопросе! Сам грешен – брился. Вот уже второй год не порчу бороды – на улице удивленные взгляды прохожих, на работе разговоры о дресс-коде. Но это ничто, по сравнению с тем чувством, с которым тебя принимает храм, нет, не люди (разумеется, они тоже реагируют), а сами стены.

    Прости Христа ради, но в начале статьи о моде и западных тенденциях к бороде неприятно кольнуло – мода так непостоянна, а запад настолько лицемерен, что, по моему мнению, они не заслуживают и упоминания.

    А вот историческая справка заставляет задуматься – какой крест несли наши предки. Наши то сегодня куда беднее и легче…

    • Олег Хохлов

      Денис, Вы правы, Запад – вовсе не авторитет для нас.
      Но для кого-то косые взгляды болезненнее двойного налогообложения. Поэтому, если для кого-то из молодых временная модность станет последней каплей для возвращения к благообразию, пусть хоть так.
      Я бы без этого «конкурса» и статью не нашёл эту…

  2. Спаси Христос, за такую весть.
    Очень интересно!

    Скажите, а подравнивание бороды тоже есть не дело?

    • Олег Хохлов

      Антоний, у нас запрещено и подстригать тоже. С Вашей лёгкой руки добавил список цитат выше в статье перед фото бородатых американских солдат. Очень познавательно и вполне определённо.

      Пока искал цитаты, нашёл поразительный источник разных мнений по теме, но из иудаизма – «Кошерное бритьё». http://ru.dinonline.org/kosher-shaving/. Очень рекомендую ознакомиться – стразу станет понятно, откуда пошла нынешняя юриспруденция, а также кого и за что в Библии называли «законниками».

      Так что лучше приложить все усилия и не прикасаться к бороде : ))

      Для информации: У нас есть хороший опыт написания писем от имени Митрополии РПСЦ на имя руководства организаций, в том числе военных структур, на основании которых претензии к нашим прихожанам по «небритости» снимались. Если надо – обращайтесь в редакцию STAROVE.RU, подсобим!

      • Благодарю за ссылку на статью, она действительно очень интересна! Такие ухищрения ума.

  3. Мир Вам! На сегодняшний день а вообще-то и всегда было что кроме старообрядцев никто никогда не говорил правды! Очень интересные и важные темы затрагиваете! Глубоко убеждён что весь поганый род романовых правящий в стране был лживый, и предательский,и т.д.

  4. Хорошая статья. Эта тема также в ветк http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=623504.0
    Спаси Христос.

  5. Олег Хохлов

    Любопытная статья из Твери в продолжение темы. В качестве эксперта даже высказался старообрядческий протоиерей Евгений Чунин: http://www.etver.ru/novosti/79967/

  6. Олег Хохлов

    И еще интересная подборка фактов “Босое рыло” http://his.1september.ru/2003/47/11.htm

  7. Владимир Саяпин

    Брить или не брить? Постригать или не касаться? Смотрю на снимок священнослужителей http://rpsc.ru/news/novosti-mitropolii/den-pamyati-svyatitelya-arseniya-ural-skogo-v-sele-bezvodnom-nizhegorodskoj-i-vladimirskoj-eparhii/, минимум шесть человек с модными бородками!

    • Олег Хохлов

      Вот, брат Володимир, пошёл, значит, на личности…
      Ты давай для начала определись скольке перстами себя осенять допустимо, а потом лупу в руки бери.

      Наговор чинишь: отроки, значит, не бородаты… Один там точно юнец, протодьякон Виктор справа точно не укорачивает, по остальным тоже вопрос большой с такого расстояния.

      Так что, сам знаешь, фотографии вполне в ввести могут в соблазн: твои коллеги по вере единоверной ненароком и зрения могут лишить от большого усердия… : )))
      edinoverie-dvuperstie

  8. Владимир Саяпин

    Появился! Небось, в крестном ходу был?
    Я определился! Я – двумя! :)
    Отроков я не считал и лично никого не называл :). А в священстве РПЦ и не касающихся бороды много, но больше с модными светскими бородками. Но в РПЦ и не призывают мирян даже отращивать бороду!
    Всюду, Олег, обмирщение и отступление в угоду миру.

    • Олег Хохлов

      Ну, и слава Богу, брате! Не добрался я до Хода, хоть и мечтаю проветриться. Кстати на Воздвижение престол в Давыдово!

      Что же до бород в РПЦ, так удивитеьно даже: как-то разговорился с молодым семинаристом одним, как раз по поводу его безбородости. Оказывается, им, будущим священникам, в новообрядческой академии не позволяют до принятия сана отращивать бороду!!! И они в полной уверенности, что эта такая благочестивая традиция. Вот те и на… И не в угоду миру, а больше похоже, что лукавому в угоду, вот что страшнее-то!

      • Владимир Саяпин

        вижу я и семинаристов, и академистов чуть ли не каждый день. Есть и с бородами. А вот “о благочестивой традиции” узнаю! Про угоду лукавому ты уж хватил!

        По большому счету, а о бороде ли нас спросит Господь? Не бороду, душу мы принесем на Суд. Борода в земле останется. Другое дело, способствует ли борода спасению души? Наверно, кому как.

  9. Олег Хохлов

    Да уж, будь добр, поинтересуйся у молодёжи, а то я редко кого вижу из них. Их у вас быстро зомбируют и о старообрядчестве они и не помышляют…

    Что же до того, за что спросят, скажу так: без бороды у нас не причащают и не отпевают. Это не декретом совнаркома введено, значит и стоит что-то за этим… А без причастия и отпевания туда лично мне боязно соваться.

    Иначе логичное продолжение мысли – какая разница, скольке перстами лоб крестить (до сих пор никониане на основе миссионерских баек прошлого века считают, что кто-то и одним перстом когда-то крестился)… Ты же для себя на вопрос перстосложения однозначно выше ответил, так и про бороду не бузи : )))

    • Владимир Саяпин

      Да, это существенно, не причащают. Так Церковь ведет своих. Ведет ко спасению.

      Есть разница в сути человека, с бородой он или нет. Если бреет, есть и причины. Если постригает, тоже. Возможно, быть в миру “как все”. То есть выбор еще не сделан?

      Да я вроде не бужу, просто увидел одно, а декларируется другое. Кстати, многое рассказывают даже официальные снимки. Хотя бы из Мамы Русской :). Но оставлю. Самому бы спастись по милости Божией.

  10. Олег Хохлов

    Вот и давай на собственных брёвнах сфокусируемся. Я рад, что своими размышлениями ты-таки спровоцировал меня найти прилагаемый ниже документ и опубликовать его.

    Сообщаю нашим читателям, опасающимся мирских начальников больше Судьи Грозного, что в Митрополии РПСЦ по требованию (к сожалению, пока не на потоке), выдаются необходимые для ношения бороды справки:
    beard-mitropolia

    Они эффективно работают, например данная касалась сотрудников достаточно высокого чина.

    Непримину сообщить, что первопроходцем данной практики у нас был капитан-подводник А.Ю. Рябцев, который в 1990-е при помощи аналогичного письма от вл.Алимпия смог добиться разрешения носить бороду.

    Условием Министерства обороны было названо соответствие требованием ГОСТ для противогазов, то есть бороду надо было подравнивать до средней длины. Полагаю, это как раз и может быть тем послаблением, о котором ты говорил выше.

  11. Владимир Саяпин

    С этого бы и начал! Откуда я знал, что много подводников :). Шутка, не обижайся :). С праздником Воздвижения, Олег!

  12. Олег Хохлов

    Переслали: французы перечислили 7 причин, почему девушкам стоит выбирать в качестве спутников бородатых: http://www.demotivateur.fr/article-buzz/7-raisons-videntes-pour-lesquelles-vous-devez-sortir-avec-un-homme-barbu-1157
    От моды (Амазон.com отчитался о росте спроса на предметы по уходу за бородой на 47% в прошлом году) – до чувства защищённости, когда идёшь рядом с бородатым красавцем : )).

  13. Олег Хохлов

    В качестве продолжения темы и поддержки давнего хорошего и талантливого знакомого Родиона Газманова, даю ссылку на его новое творение: клип ЛЕТО, с целым рядом бородатых героев. Втё-таки тренд есть тренд : ))

    Ну почему же он к нам не обратился, нашли бы и еще более колоритных персонажей : )))

  14. Александр Рощин

    О! У Вас целая страница есть о бороде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *