Главная » Анонсы » Как защитить детей от соблазнов и пошлости
око

Как защитить детей от соблазнов и пошлости

4.8 (96.67%) 6 votes

В наше неспокойное время, когда в мире царят хаос и разврат, так больно смотреть на детей, которые буквально впитывают в себя как губки всю эту грязь. Ведь дети – это наше будущее, а посмотришь на них- и заплачешь: одна наглость и грубость! Как уберечь ребенка от трудного влияния, которое может быть оказано на него там, в большой и шумной жизни за пределами вашего дома? Как не допустить, чтобы дети нахватались в миру греховных пороков: курения, винопития, сквернословия… Как научить везде и во всем распознавать добро и отличать его от зла? Предлагаем нашему читателю статью старообрядческого епископа Михаила Семенова “Убери врага моего из своей келлии” опубликованную в 1910 году в журнале “Церковь”. 

Об известном докторе Гаазе рассказывается такой случай.

Однажды в квартире одного своего пациента доктор увидел срамную соблазнительную картинку.

Доктор стал просить, чтобы хозяин продал её.

Тот долго не соглашался, но наконец, уступил. Доктор Гааз купил картинку за 1000 рублей, деньги для него огромные, да и вообще по тому времени «большие».

И потом… сжег её.

Когда же доктора спрашивали, зачем он сделал это, Гааз отвечал: эта картина – яд. Она отравляла душу. В ней смерть души, её чистоты – её нужно было уничтожить.

В повести Пролога Богородица не хочет войти в келлию Кириака-попа потому, что в ней была дурная оскорбляющая её книга, содержащая повести из лжеучения Нестория. Богородица требовала, чтобы эти места были уничтожены, потому что, очевидно, они отравляли, беспокоили, смущали совесть Кириака.

кириак отшельник

Кажется полезно иногда вспоминать этот назидательный урок Пролога и последовать за доктором Гаазом.

Едва ли однако понадобится жечь книги: есть иные и лучшие пути.

В сущности, книг дурных и вредных, вообще, мало.

Не много и картин безусловно дурных. Дурная книга, это – книга, написанная с сознательным желанием посеять дурное чувство, служить низменным настроением греху.

Чтобы этим щекотанием похоти зарабатывать деньги.

Конечно, нужно назвать дурным грязную литературу, имеющую целью раздражать воображение пошловатыми картинами дешевой любви.

Нельзя не назвать дурными тысячи грязных открыток, пачкающих воображение, оставляющих на душе грязный налет, трудно смываемый и тлящий дух осадок.

Конечно, ничему такому не место в доме христианина. Иметь их – форма разврата, даже худший вид разврата.

Такие вещи отравляют взрослых и, конечно, втрое разлагают души детей. Есть затем торговая книжная макулатура, кощунствующая над святыми понятиями, разрушающая веру и совесть, – книги людей, которым ничего не дорого, у которых нет никакого багажа за душой и которые поэтому, опять таки из-за копейки, готовы разбить «святое святых» человека, не всегда справляющегося с печатным словом.

И этим книгам не место у христианина, потому что это нечестивые книги; от их отравы тоже нужно охранять семью и детей.

К ним можно применить и способ Гааза.

Но если бы однако пришлось поставить вопрос: не нужно, следовательно, бегать всякой книги, не согласной с нашими верованиями, опасной для нашей совести и воображения? – я ответил бы:

Нет, нет и нет.

Повторяю, книг и произведений искусства нечестных, т.-е. дурных – мало.

А всякая честная искренняя книга, хотя бы полная ошибочных и разрушительных мыслей, достойна уважения и внимания.

Не жалко и должно жечь порнографическую открытку или номер бесстыдного журнала.

Но как быть с трудом ученого, работавшего в науке десятки лет и в чем-нибудь оказавшегося в столкновении с нашей правдой.

Как быть с картиной какого-нибудь Рубенса или Тициана, если они «соблазняют око наше».

…«Один ученый взял с полки книгу. И вот из книги выползла маленькая ядовитая змейка и убила его.

На страницах книг, – часто яд, который отравляет»…- писал когда-то я. Да. Я скажу это и теперь. Но безумно поэтому уничтожать библиотеки. Люди могут соблазняться, если у них загрязнено воображение, даже Сикстинской Мадонной, великим изображением Богородицы, написанным Рафаэлем.

Ясно, что бегать всякой опасной книги, значит оскоплять мысль, обессиливать ее.

И святые отцы не бегали ни языческих философов, ни даже языческих поэтов.

Читали и изучали их.

И вот перед нами вопрос: как же выйти из тупика.

Как спасти семью от «яда»!

Я думаю, ответ не так труден.

«Не в комнату не пускать опасную книгу или художественный образ, а сделать, чтобы они в душу не входили».

Правда, мы говорим, что кое-что не нужно пускать и в комнату, но ведь то же самое можно увидеть и вне дома.

Глаз не закроешь.

А сделать, чтобы даже действительно грязное не грязнило, и действительно опасное не было опасно – возможно.

Это тогда, когда духовное око чисто. Если «око ваше чисто, все для вас чисто будет», это мысль Евангелия.

чистое око

Сумейте сделать себя и детей христианами, – плененными образом Христа, – и никакая книга не отнимет Христа ни у вас, ни у детей, потому что Христос в душе сумеет защитить Себя.

Большинство книг, будто бы разрушающих веру, в сущности только косвенно задевают частности верований, наименее значительное в области веры, и не в состоянии подорвать «берега веры», если они укреплены, как я писал, любовным слиянием с Ликом Христовым.

Старайтесь добиться, чтобы дети получили серьезные религиозно-философские знания, вооружили себя религиозно, и вам не придется бояться каждой брошюры.

В сказании о Кириаке-попе требуется уничтожить «два места из Нестория», но учение того же Нестория мы найдем в кусочках в актах св. вселенских соборов III и V, – они читались на соборах, значит Кириаку они были опасны, потому что он был плохо вооружен, не справлялся с ними – соблазнялся.

И те кусочки не опасны в актах соборов, которые могут лежать даже в самом храме.

И поэтому, единственный путь честной борьбы с честной «опасной книгой» – выдвинуть в сознании детей все, что выдвигает красоту Христа Бога, красоту и нужность целящей религиозной идеи, добиться того, чтобы они считали своей обязанностью выслушивать и «другую сторону», ознакомиться с тем, что дала научная мысль в защиту святыни веры (Соловьев, Джемс, Сабатье, Секретан и т. д., и т. д.).

Точно также, чтобы бороться с грязью какого-нибудь срамного фарса, – мало отгородиться от него.

Следует внушить глубокое уважение к идеи женщины-матери, заставить понять святыню подлинного не сатанинского отношения к тайне любви.

И тогда грязь просто не пристанет. Иначе, если не сумеешь дать положительных убеждений, положительного благоговения к великой тайне брака любви, материнства и отцовства, нечего удивляться, что при самом строгом изгнании «из избы» всякого соблазна, мысль и душа ваших детей будет грязной «ямой».

И не будет в ней места святому, ибо, «кое общение свету к тьме, Христу с Велиаром».

Епископ Михаил (Семенов).

Церковь 1910 №41 стр. 1011-1012

Материал по теме:

Церковь о воспитании детей

дети

 

Читайте также

20171210_135325

Епископ Силуян освятил старообрядческий храм в Тюмени

5 (100%) 5 votes Весной прошлого года мы уже рассказывали о старообрядческой общине города Тюмень. ...

1 комментарий

  1. Спаси Христос! Очень интересная статья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *