Главная » Анонсы » Константин Аксаков: «Публика преходяща — народ вечен»
аксаков

Константин Аксаков: «Публика преходяща — народ вечен»

5 (100%) 7 votes

Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) русский публицист, поэт, литературный критик, историк и языковед. Сейчас трудно понять, что в облике Константина Сергеевича необычного для русского дворянина первой половины XIX века. А ведь тогда один тот факт, что он отпустил бороду, да ещё стал носить русский кафтан (хотя на этом снимке он не в нём) вызвал вмешательство самого царя! От Аксакова от высочайшего имени потребовали побриться и русскую одежду на публике больше не надевать…

В ответ,  в газете «Молва», негласным редактором которой он был, Константин Аксаков опубликовал блестящий текст “Публика – народОпыт синонимов”, которым эпатировал московскую публику. Текст существует в нескольких вариантах, предлагаем вам один из них.

Публика – народ. Опыт синонимов

Было время, когда у нас не было публики… Возможно ли это? – скажут мне. Очень возможно и совершенно верно: у нас не было публики, а был народ. Это было еще до построения Петербурга. Публика – явление чисто западное и была заведена у нас вместе с разными нововведениями. Она образовалась очень просто: часть народа отказалась от русской жизни, языка и одежды и составила публику, которая и всплыла над поверхностью. Она-то, публика, и составляет нашу постоянную связь с Западом: выписывает оттуда всякие, и материальные и духовные, наряды, преклоняется пред ним как перед учителем, занимает у него мысли и чувства, платя за это огромною ценою: временем, связью с народом и самою истиною мысли. Публика является над народом как будто его привилегированное выражение; в самом же деле публика есть искажение идеи народа. Разница между публикою и народом у нас очевидна (мы говорим вообще, исключения сюда нейдут).

Иванов Сергей. Приезд иностранцев в XVII веке. 1901г
Иванов Сергей. Приезд иностранцев в XVII веке. 1901г
Публика подражает и не имеет самостоятельности: все, что она принимает чужое, принимает она наружно, становясь всякий раз сама чужою. Народ не подражает и совершенно самостоятелен; а если что примет чужое, то сделает это своим, усвоит. У публики свое обращается в чужое. У народа чужое обращается в свое. Часто, когда публика едет на бал, народ идет ко всенощной; когда публика танцует, народ молится. Средоточие публики в Москве – Кузнецкий мост. Средоточие народа – Кремль.
 
 Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки, народ черпает жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ – по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ – в русском. У публики – парижские моды. У народа – свои русские обычаи. Публика (большею частью, по крайней мере) ест скоромное; народ ест доступное. Публика спит, народ давно уже встал и работает. Публика работает (большею частью ногами по паркету); народ спит или уже встает опять работать. Публика презирает народ; народ прощает публике. Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика преходяща; народ вечен. И в публике есть золото и грязь, и в народе есть золото и грязь; но в публике грязь в золоте, в народе – золото в грязи. У публики – свет (monde, балы и пр.); у народа – мир (сходка). Публика и народ имеют эпитеты: публика у нас – почтеннейшая, народ – православный.
“Публика, вперед! Народ, назад!” – так воскликнул многозначительно один хожалый.
 
 Константин Сергеевич Аксаков
Впервые опубликовано: “Молва”, 1857, N 36 (14 декабря), с. 410 – 411.
 

Материал по теме:

Алексей Муравьев, Дмитрий Урушев. Прение о бороде

борода

 «А ты такой красивый с бородой». Зачем нужна борода?

Взгляд, борода, мода, конкурс, день бороды, праздник, Валерий Коровин, указ о стрижении бороды, правила ношения бороды, церковь о бороде, Екатерина II, , день бородача, бородозрелые, геи, бритость, Содом и Гоморра, borodatyh.net, бородатых нет, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии, бородовой знак, деньги взяты, указы Петра I, налог на бороду, пошлина на бороду, брить бороду

НГ-Религия: Как бороды влияют на развитие научной мысли?

борода,обычай, обряд, наука, старовер, старообрядец, ученый

История борьбы с бородой на Руси: Петр I и далееБорода, мода, конкурс, день бороды, праздник, газета Метро, указ о стрижении бороды, правила ношения бороды, церковь о бороде, Екатерина II, о ношении немецкого платья, день бородача, бородозрелые, геи, бритость, Содом и Гоморра, borodatyh.net, бородатых нет, О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии, бородовой знак, деньги взяты, указы Петра I, налог на бороду, пошлина на бороду, брить бороду

Русский косоклинный сарафан: выкройки, советы, книги, история

Русский косоклинный сарафан и костюм: выкройки, советы, книги
Русский косоклинный сарафан и костюм: выкройки, советы, книги

Молитвенная одежда: Кафтан, азям, сарафан, платок, пояс…

Одежда, благочестие, русский мир, традиция, старообрядцы, мода, вещи, старина, стиль, кафтан, сарафан, поддевка, крой, фасон, церковь, староверы, старообрядцы, Мария Башмакова, исследование, что надеть, косоклинный сарафан, национальная одежда, платок, булавка, обычаи, Алексей Безгодов

Читайте также

Сочи, старообрядцы, кладбище, вандализм, Имеретинка, погром, полиция, скандал, прощение

Сестра подозреваемого в вандализме на кладбище в Сочи просит прощения у старообрядцев

Оцените статью Публикуем покаянное письмо, которое прислала к нам в редакцию сестра подозреваемого в совершении ...

1 комментарий

  1. Блестящий текст! Как много мы забыли… А ведь как вчера сказано.

    До статьи о бороде не было ни малейшей идеи кто такой Аксаков. А тут такой подарок.ННайдите еще что-нибудь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *