Главная » Анонсы » Митрополит Корнилий. Старообрядцы и государство: Родина, Отечество, Долг
Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство

Митрополит Корнилий. Старообрядцы и государство: Родина, Отечество, Долг

Спешим поделиться свежей статьёй предстоятеля РПСЦ высокопреосвященнейшего Митрополита Корнилия, подготовленной им специально для военно-научного, военно-исторического правоохранительного журнала «Защита и Безопасность». В своем подробном рассказе владыка охватывает практически всю историю верного служения православных христиан-старообрядцев своей Родине.

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство
Из века в век православные (читай – старообрядцы) были самыми верными чадами своей страны

Весной 2015 года в Рогожской Слободе проходила выставка «Старообрядцы на службе Отечеству», посвященная роли наших благочестивых предков в ключевые периоды русской истории. Статья дополнена иллюстрациями с этого и подобных мероприятий из архива нашего сайта.

Старообрядческий Митрополит Московский и Всея Руси Корнилий
Старообрядческий Митрополит Московский и Всея Руси Корнилий во время праздничных мероприятий в Рогожской Слободе по случаю юбилея победы в войне 1812 года.

Журнал ЗАЩИТА И БЕЗОПАСНОСТЬ №1 (76) 2016

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство

Высокопреосвященнейший Корнилий, митрополит Московский и всея Руси, повествует о мужестве и стойкости прихожан и священнослужителей старейшей православной конфессии, проявленных ими в годины тяжелых испытаний. Истребляемые и гонимые государством последователи русской церкви сражались и героически гибли не за царя и не за дело Ленина–Сталина. Они сражались за истинно православную веру, они сражались за Родину.
Это первое за всю тысячелетнюю историю России личное выступление первоиерарха Русской древлеправославной (старообрядческой) церкви в светской печати.

Они сражались за Родину!

Корнилий, митрополит Московский и всея Руси

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство

Со времени Крещения Руси в 988 году св. князем Владимиром (В некоторых древних летописях имя князя записано иначе — Володимр или Влодимр. В крещении он был наречен Василием. Согласно канонам, именно так его и должно называть. — Прим. ред. «ЗиБ») русская церковь в течение более 600 лет укреплялась и процветала, пребывая в единстве и мире. Истинную Христову веру на Руси не могли поколебать ни княжеские усобицы, ни происки врагов, которые не раз пытались подчинить или расколоть русскую церковь. Даже татаро-монгольское иго, более двухсот лет тяготевшее над русской землей, не смогло уничтожить или исказить православия.

В 1589 году при царе Федоре Иоанновиче в Москву приехал восточный патриарх Иеремия, который возвел митрополита Московского Иова в сан российского патриарха. Обращаясь к царю Федору, патриарх Иеремия сказал: «Ветхий Рим пал от ересей; вторым Римом — Константинополем за владели агарянские внуки — турки; твое же великое Российское царство — третий Рим — всех превзошло благочестием».

Действительно, к тому времени на Руси сохранялись в наиболее неповрежденном виде все догматы, традиции и обычаи христианской церкви, которые в других странах христианского мира уже утратили свои первоначальные черты.

Но именно в то время, когда русская церковь достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол. Это случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона – во второй половине XVII столетия.

Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, в 1660 - 1665 годы. Автор неизвестен
Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, в 1660 – 1665 годы. Автор неизвестен

Никон (патриарх с 1652 года) и царь Алексей Михайлович стали вводить в русской Церкви новые обряды, новые богослужебные книги, новое церковное пение и многое другое. «Реформа» затронула практически все стороны церковной жизни. Основными ее направлениями стали «исправление» книг в соответствии с образцами, напечатанными в западных типографиях, литургические и канонические нововведения. Символом реформы стала отмена древнего перстосложения: вместо двуперстия, изображающего два естества распятого Христа, было введено иностранное троеперстие. Было признано действительным обливательное крещение, реформы коснулись даже Символа веры.

«Спор о вере», неизвестный художник XVIII века
«Спор о вере», неизвестный художник XVIII века

На церковном соборе 1666–1667 гг. «реформаторы» утвердили многочисленные нововведения, а сторонников древлецерковных традиций, как и сами эти традиции, предали анафеме и проклятию. Справедливо полагая, что православный народ откажется признать подобные решения, реформаторы постановили проводить их насильственно.

В наказе духовенству Собор вынес следующее определение: «Аще кто не послушает нас в едином чесом повелеваемых от нас или начнет прекословити… мы таковых накажем духовно, аще же и духовное наказание наше начнут презирати, мы таковым приложим и телесные озлобления».

Историк И. Филиппов в книге «История Выговской пустыни» описывает картину религиозных преследований в России:

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство

Старообрядцев преследовали не за измену, не за предательство, а за верность отеческим преданиям, верность веками заведенному порядку христианского благочестия, церковным и государственным традициям святой Руси.

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народа
Григорий Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год

Осознание гибельности гонений, направленных на самый верный Родине слой русского общества, пришло к представителям властной элиты слишком поздно. Можно сказать, в трагическом финале романовской, императорской России.

В страшные дни февраля 1917 года, когда от Николая II Александровича отвернулись все — и правительство, и Государственная Дума, и армия, и синодальная церковь, — царь доверял только старообрядцам, из которых была сформирована его охрана. Когда представители Государственной Думы А. Гучков и В. Шульгин прибыли в ставку Николая и потребовали отречься от престола, вся охрана царя, состоявшая из казаков-староверов, умоляла его не отрекаться. Русские богатыри, прошедшие не одну войну, со слезами на глазах упали на колени и молили царя остаться.

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство

Очевидцы события передают, что последними словами царя перед отречением были: «Мне не простят старообрядцы, что я изменил своей клятве» (Источник: Генерал Рузский В.Н. Пребывание Николая II в Пскове. С. 160. Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев. Москва. Советский писатель. 1990.)

Nikolay-2-ukaz

Современный исследователь профессор Дмитрий Поспеловский так комментирует слова императора: «Отрекаясь от престола, царь вспомнил не об официально возглавляемой им Русской православной церкви, а о старообрядцах… Интересно, понял ли он в тот момент, какую роковую ошибку совершали его предшественники, преследуя в течение почти 250 лет старообрядцев, то есть именно то религиозное течение русского народа, которое благодаря своему принципиальному консерватизму должно было бы быть главной опорой династии?» (Источник: Поспеловский Д. На пути к соборности. // Община. XXI век. Православное обозрение. № 9 (34) — 2003 — с. 2.)

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народа
«Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание». Лубок XIX века

Тем не менее, гонения на древлеправославных христиан продолжались два с половиной столетия. Старообрядцы бежали от гонений в глухомань на окраинах страны, а иногда за ее рубежи. Однако, несмотря на все несправедливости, творимые властью, они всегда оставались верными и преданными сынами Родины. В годину опасности они без колебаний вставали на защиту Отечества. И этому есть несколько ярких примеров.

Встретили врага первыми

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство
Герой войны 1812 года атаман Матвей Платов. Старинный лубок

Совсем недавно, в 2012 году, отмечалась знаменательная дата — 200 лет победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, которую начали французы, во главе с Наполеоном вторгшиеся в Россию.

В сентябре 2012 на Рогожском реально стреляли. Прямо как за 200 лет до этого, когда французы использовали Покровский храм как конюшню...
В сентябре 2012 на Рогожском реально стреляли. Прямо как за 200 лет до этого, когда французы использовали Покровский храм как конюшню…

Старообрядцы одними из первых выступили на защиту страны. Это и неудивительно. В те годы значительная часть русской армии состояла из казачества. Граница Российской империи охранялась в основном казачьими частями, среди которых значительная часть исповедовала истинно православную веру. Особенно много старообрядцев было в донском, яицком, оренбургском, терском и семиреченском казачествах. В «Отчете Оренбургской губернии по части Департамента полиции исполнительной», подготовленном в начале XIX века, говорилось: «…казаки Войска Уральского все вообще с женами и детьми суть старообрядцы».

Наибольшую известность в это время обрело имя атамана Матвея Платова, старообрядца по происхождению. Его отряды особенно отличились в боях под Бородино, в Смоленском, Гжатском сражениях, а также в боях 1813 года под Лейпцигом, где корпус под командованием Платова разгромил французов, пленив 15 тыс. солдат и офицеров противника.

Выступление старообрядцев на открытии памятника атаману Платову в Лефортово в 2013 году
Выступление старообрядцев на открытии памятника атаману Платову в Лефортово в 2013 году

Не меньше старообрядцев было в партизанских отрядах. Их создавали предприимчивые старообрядческие купцы и крестьяне. Эти отряды сыграли важную роль в разгроме наполеоновской армии, разрушив пути снабжения. Так, старообрядец павловопосадский староста Герасим Курин собрал отряд численностью около 5000 человек, включая около 500 конных, и дерзко атаковал неприятеля. Во время этих вылазок его партизанский отряд смог уничтожить и пленить множество французских солдат, отбил хлебный обоз из 20 повозок и артиллерийский отряд с тремя пушками.

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство
Герой войны 1812 года крестьянин старообрядец Герасим Курин

Когда французы вступили в Москву, городской голова граф Растопчин поспешно бежал из столицы. В это трудное и опасное для Москвы время на должность городского головы был назначен Прокопий Шелапутин, который происходил из старинного старообрядческого рода, был купцом первой гильдии и имел звание коммерции советника. Он пользовался всеобщими почетом и уважением за свою благочестивость и бескорыстные пожертвования.

Шелапутин, РПСЦ
Чудом сохранившийся саркофаг, установленный на месте захоронения Прокопия Дмитриевича Шелапутина на Рогожском старообрядческом кладбище в Москве

Прокопий Дмитриевич и после ухода французов оставался около года городским головой. За свои заслуги во время Отечественной войны он был удостоен нескольких орденов. Более того, П.Д. Шелапутин с потомством был возведен Высочайшею грамотою в дворянское достоинство, что являлось исключительным для старообрядца случаем.

На фронтах Первой мировой

Одной из важных вех в летописи патриотического служения древлеправославных христиан стало их активное участие в защите Отечества в годы Первой мировой войны. Как и в годы Отечественной войны 1812 года, на фронтах сражались сотни тысяч христиан-старообрядцев. Многие из них отдали свою жизнь за Родину, немало старообрядцев стали героями.

Molennaya-dali

Одним из самых известных героев Первой мировой считается казак-старовер Козьма Крючков. Он родился в 1890 году на хуторе Нижне-Калмыковском УстьХоперской станицы Усть-Медведицкого округа Войска Донского в семье коренного казака-старовера Фирса Ларионовича Крючкова. К началу войны Крючков имел чин приказного, соответствующий ефрейторскому званию, и в свои 24 года считался одним из наиболее опытных воинов своей части.

Казак-старообрядец Крючков. Первый и самый известный герой войны 1913 года
Казак-старообрядец Крючков. Первый и самый известный герой войны

В конце лета 1914 года Крючков и три его сослуживца получили приказ отправиться в сторожевой дозор. Проехав шесть верст, они внезапно столкнулись с разъездом немецких улан численностью 27 человек. Казаки вступили в неравный бой с окружившими их врагами. В завязавшейся кровавой сече Крючкова и его товарищей выручали ловкость, удача и быстрые, послушные лошади. Сабельные удары то и дело доставали казаков в спину, в шею, в руки, но, по счастью, не наносили слишком серьезных ран. Позже на теле Козьмы Крючкова насчитали 16 ран. Потери немецкого отряда составили 22 человека, двое сдались, а трое бежали с поля боя.

За свой подвиг Козьма Крючков был награжден Георгиевским крестом 4-й степени № 5501. Он стал первым русским воином, получившим боевую награду в начавшейся Мировой войне, а его имя стало символом доблести и отваги.

Воевали и другие старообрядцы. Так, представитель знаменитого купеческого рода Владимир Павлович Рябушинский (1873–1955), автор ряда книг о старообрядчестве и древнерусской культуре, основатель известного парижского русского культурного общества «Икона», отправился на фронт добровольцем. Во главе автомобильной дружины он организовал службу связи при одном из штабов. Во время одного из боев был ранен в грудь. За отличие и храбрость был произведен в офицерский чин, награжден орденом св. Георгия Победоносца IV степени.

Не прошла Мировая война и мимо Рогожской общины старообрядцев. С началом боевых действий архиепископ Московский Иоанн (Картушин) благословил освободить помещения Рогожских богаделен и свои личные покои для нужд лазарета, а сам переехал в дом Соловьевых на Рогожской заставе, где и скончался в апреле 1915 года. Подобные лазареты были открыты и при других старообрядческих общинах и храмах.

На фронт ушло большинство из тридцати первых выпускников старообрядческого института. Почти все они погибли смертью храбрых. Сам институт просуществовал до 1918 года, когда был закрыт большевиками. Ушли на фронт и многие члены старообрядческого братства имени Честнаго и Животворящаго Креста Господня, также известного как Союз старообрядческих начетчиков.

Среди фронтовиков были и другие известные представители старообрядческих согласий, как, например, Михаил Иванович Чуванов (1890–1988), впоследствии председатель московской Преображенской старообрядческой общины Федосеевского согласия, или Георгий Феодорович Корнилов (1894–1992), будущий епископ Куйбышевский (Самарский) Григорий Русской древлеправославной церкви.

Отношение к Первой мировой войне, «забытой» в период власти безбожного режима, несмотря на все изменения в нашем обществе, начало меняться только в самые последние годы.

Александр Кибовский, о.Виктор Жельцов, Жильцов, Рогожское, община, Рогожская община, настоятель, председатель, Олег Хохлов, Покровский кафедральный Собор, Рогожская Слобода, реставрация, Возрождение, Москва, Министерство культуры, Митрополит Корнилий, РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, 1812 год, реконструкция, департамент Культурного наследия, Артюх, газета Метро, METRO, alexandr, kibovskiy, староверы, благодарность, Сергей Капков, политика, правительство, власти, мэр, Собянин, Лужков
Рогожское. Выступление официальных лиц во время празднования 200-летия победы в войне 1812 года

Согласно указу Президента РФ, перечень памятных дат пополнился Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914–1918 гг., который отмечается 1 августа. В 2014 году, в столетнюю годовщину вступления России в Первую мировую войну, глава российского государства открыл памятник павшим воинам на Поклонной горе в Москве.

В скульптурной композиции изображены собирательные образы воинов Первой мировой войны. Однако некоторым фигурам придано портретное сходство с реальными героями. Одними из прототипов для скульптурных фигур стали легендарный казак-старообрядец Козьма Крючков и его однополчане.

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство
Памятник казакам, героям Первой мировой войны на Поклонной горе

Против безбожников

В годы Гражданской войны многие старообрядцы выступили против безбожной большевистской диктатуры. Среди них был и Козьма Крючков. Его присутствие в рядах белоказаков было лучшей агитацией для добровольцев. В конце августа 1919 года Козьма погиб в бою под селом Лопуховки Саратовской губернии. Он был похоронен на кладбище родного хутора.

Легендами овеяно имя другого казака — старообрядческого священника 1-го Уральского сводного полка Мокия Кабаева, благословлявшего казачьи полки на борьбу с безбожным режимом. После окончания Гражданской войны он отказался покинуть родную землю, был арестован и расстрелян большевиками в 1921 году. Ныне Мокий Кабаев почитается южноуральским казачеством как местночтимый святой.

Иначе сложилась судьба иерея Иоанна Кудрина, официально занимавшего должность главного старообрядческого священника армии и флота верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака. После Гражданской войны он эмигрировал за границу, где в Китае и Австралии основал ряд старообрядческих приходов, некоторые из которых существуют и в наши дни. Среди них храм Петра и Павла в Сиднее.

После начала Великой Отечественной войны старообрядцы, как и в прежние годы, не колеблясь, встали на защиту Родины.

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство

Уже в первые дни войны старообрядческая архиепископия обратилась к своим чадам с призывом:

«В тиши ночной, когда мирный русский люд спал, напала на него саранча. Свободные и миролюбивые малые народы европейских стран утонули в крови, превращены в рабов, отданы на поругание нечисти. Великая скорбь, плач стариков, детей и матерей содрогают весь мир…

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство

Пришло время, пришел час для каждого верующего старообрядца направить все свои силы и помыслы на борьбу с насевшим врагом и, не щадя живота, постоять за други искренние своя, отстоять грудью великую, мирную и прекрасную Родину!

Сотворим же крестное знамение во имя Честнаго и Животворящаго Креста, святой и нераздельной Троицы, и по примерам прошлых лет, по примерам наших святых воителей, с благословения и молитв всех святых и аз благословляю вас на подвиги ратные. Меч победы да пребудет в руках ваших, разящих иноземного врага!»

Старообрядческие архипастыри не остались в стороне от трагического военного лихолетья. В 1942 году, в один из самых тяжелых периодов, предстоятель церкви архиепископ Иринарх обратился к жителям оккупированных территорий с посланием. В нем он говорил:

«Возлюбленные чада старообрядческой Христовой церкви, находящиеся в немецком пленении и оккупации… Из центра старообрядчества — из достославной Москвы, с Рогожской заставы — я, ваш архипастырь и богомолец, обращаюсь к вам со словами утешения и надежды и призывом оказывать всяческое противодействие врагу. Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь. Вспомните, как наши достославные предки, движимые любовию к родине, все как один вилами и рогатинами истребляли и гнали со своей земли дванадесять языков гордого завоевателя. И сколько же их ушло из России? Жалкая кучка! Освобождение нашей матери-родины от исконного врага и губителя русского народа — немца — всенародное святое дело. Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага со священной земли нашей и тем самым приблизить радостный час соединения с вами».

В период Великой Отечественной войны каждое рождественское, каждое пасхальное послание архиепископии содержало призывы ко всем древлеправославным христианам крепить оборону страны, следуя заветам предков — благочестивых воинов, князей Древней Руси. Святые Александр Невский, Сергий Радонежский, патриарх Гермоген, Димитрий Донской, Козьма Минин, Димитрий Пожарский — эти имена, с которыми старообрядчество кровно связано, вдохновляли на ратный труд и на боевой подвиг.

Воззвание архиепископии нашло отклик в сердцах прихожан и священнослужителей. Вот письмо о. Петра Ермилова из Миасса архиепископу Иринарху:

«Затем к Вам всепокорнейшая просьба выслать нам по почте для чтений к народу после богослужения в храме разных патриотических воззваний-обращений на тему переживаемых событий нашей страной. Как то: о гражданских обязанностях каждого помогать родине физически и нравственно, как на фронте, так и в тылу, для быстрейшего разгрома и изгнания немецких захватчиков. В высылке воззваний прошу не отказать, за что буду очень благодарен» (письмо датировано 9 августа 1943 года).

Один миллион двести тысяч рублей собрала архиепископия Московская и всея Руси на оборону страны. Сравнительно с потребным сумма небольшая, но мы помним, как оценил Христос лепту вдовицы.

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство
Награждение ветеранов-старообрядцев по случаю 70-летия победы в Великой Отечественной Войне, 9 мая 2015 года, Рогожская Слобода

«Трогательно до слез было смотреть, с какой готовностью, с каким горячим порывом протягивались руки к тарелке «На оборону Родины», чтобы положить на нее свою посильную трудовую лепту», — вспоминает секретарь архиепископии Галина Мариничева о службах в Покровском кафедральном соборе.

Архив, Рогожское, Старообрядцы, праздник, неделя Жен-Мироносиц, распечатанные алтари, посмотреть, хроника, митрополит Алимпий, богослужение, старообрядцы, документальный фильм, Алексей Лопатин, староверы, Рогожское кладбище, СССР, Рогожская слобода, Покровский храм, Алимпий Гусев, РПСЦ, указ о веротерпимости, Владимир Саяпин, фото, РПСЦ, дарование свобод веротерпимости, торжество, вечер духовных песнопений, древлеправославие, гуляния, ярмарка, староверы, Неделя Святых Жен-Мироносиц на Рогожском, Неделя Св. Жен-Мироносиц
Синодик поминовения воинов-старообрядцев, погибших на защите Родины

За годы войны десятки тысяч верующих-старообрядцев пали на поле брани, умерли от голода и болезней. Многие священнослужители были убиты или замучены немецко-фашистскими оккупантами. Например, протоиерей Андрей Попов был расстрелян захватчиками в оккупированном Ржеве.

Старообрядческий епископ Иринарх Киево-Винницкий (Вологжанин), протоиереи Маркел Кузнецов (Калуга), Лазарь Турченков (Иваново, Ржев) и другие были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», епископ Александр (Чунин) Волжско-Донской и Кавказский — медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией».

О подвиге легендарного советского разведчика Николая Кузнецова известно всем. Но мало кто знает, что его родители были старообрядцами из глухой деревеньки Зырянка Талицкого района Свердловской области.

С детства Николай проявлял интерес к немецкому языку. Его учительница Нина Автократова день за днем развивала в нем эту способность, увлекала его немецкой литературой, говорила с ним на немецком. Позже он общался с немецкими инженерами, работавшими в СССР, почерпнув от них особенности речевых оборотов, знание немецкого этикета и обычаев.

община РПСЦ, старообрядцы на службе Отечеству

Действуя в тылу врага, он безбоязненно перевоплощался в гитлеровского офицера, и его не могли разоблачить даже нацистские контрразведчики. Безукоризненное знание языка позволяло Кузнецову входить в доверие к фашистам. Потому он получал все новые задания от командования — по захвату бумаг, уничтожению наиболее одиозных деятелей нацистского командования. Кузнецову лично удалось уничтожить 11 генералов и других высокопоставленных чинов вермахта. А разведданные, полученные Н. Кузнецовым, помогли уточнить информацию о немецком наступлении на Курской дуге, а также предотвратить покушение на лидеров стран антигитлеровской коалиции в Тегеране. Погиб Николай Кузнецов весной 1944 года в бою с бандеровцами.

Едва окончив школу, по 16 часов в сутки работал сварщиком на Ярославском паровозоремонтном заводе, где выпускали и ремонтировали бронепоезда, будущий архиепископ Иоанн (Витушкин). Непрестанная работа со сварочной техникой лишила его зрения. В 24 года он стал инвалидом второй группы по зрению и исцелился только благодаря молитвам.

Многие старообрядцы и на фронте продолжали хранить древлецерковные обычаи и старались молиться в любых, самых тяжелых условиях.

Ветеран войны полковник Климент Путилов рассказывает: «Молился я постоянно. Ну как молился — как мог, больше мысленно. Перед каждым наступлением обязательно прочитаешь какую-нибудь молитву, посмотришь на небо. Ну и солдаты некоторые просили командира: «Товарищ командир, разрешите помолиться!»

Награжденная орденом Отечественной войны II степени военврач, хирург Зоя Пименова вспоминает: «Молитвы я знала еще с детства. Операцию делать — всегда с молитвы «Господи, благослови!».

Мама благословила меня иконой Благовещения. Она всегда была со мной. Помню, мы в землянках были, чемодан с вещами утонул в воде, а иконка осталась! Я 40 лет проработала хирургом, и за это время на столе у меня никто не умер. Я за это очень благодарна Богу!»

Томск, община РПСЦ, чтения, выступления, Иван Ошин, Тихоно-Аввакумовские чтения, община РПСЦ, старообрядцы на службе Отечеству

В 1943 году начались перемены в отношении советской власти к религиозным объединениям. Не последнюю роль в этом сыграл патриотизм, проявленный верующими во время тяжелейшего периода войны. В государственной политике появились небольшие послабления в отношении старообрядческой церкви. К концу войны из заключения были освобождены некоторые священники, в 1945 году был напечатан церковный календарь Русской православной старообрядческой церкви.

О последних военных днях и Пасхе 1945 года вспоминает секретарь старообрядческой архиепископии Галина Мариничева: «Великий день — Пасха Христова приближался. В этом году — в 1945-м — он будет 23 апреля ст. ст. (6 мая н. ст.), совпадая с праздником св. великомученика и победоносца Георгия. И вот мы идем к светлой утрене. Сколько же собралось молящихся! Давно я столько не видела — тысяч 12–14! Вот уже поем канон Священной Пасхи — «Христос Воскресе из мертвых!» Время приблизилось к 1-му часу ночи. Вдруг на хорах появляется запыхавшаяся от бега одна из певиц, работавшая в то время в одном из иностранных посольств, и со слезами говорит: «Христос воскресе! Война кончилась! Только что получили это известие. Теперь ждите правительственное сообщение».

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство
Московские старообрядцы на фоне своих родителей-героев Великой Отечественной Войны. Рогожское – 2015

Я не могу выразить то впечатление, которое произвела на нас эта весть. С еще большим чувством радости продолжали мы пение канона: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос Бог восстал есть, веселие вечное».

И мы стали ждать официальное известие. Вечером 8 мая по радио было сделано предупреждение — ждать важное сообщение. Ждем… Вот уже 12 часов ночи… Время замедляет свой ход, появляется нетерпение… час ночи… Ждем… И только часа в два раздался торжественный голос Левитана с известием, которое ждали не только мы, но и вся страна, и весь мир, — война кончилась!

Редкая запись: казачья импровизация “Катюша”

Мы уже знали это, и все же официальное сообщение снова невыразимо взволновало нас. Не выдержав нахлынувшего чувства, я выбежала на улицу и стала стучать в соседние дома: «Вставайте, война кончилась!»

Двери на мой стук открывались, и в ответ на мои слова встретившие меня крестились и плакали: и от радости, что кончилось кровопролитие, и от горя — ведь кого-то с войны они никогда не дождутся…

Во всей моей жизни не было дня, радостнее этого!»

* * *

Вечной славой покрыли себя в боях за русскую землю наши предки. Старообрядцы — это и есть тот простой народ, что всегда составлял славу и честь России, ее историческую память и гордость, золотой запас нашей культуры. Недаром А.И. Солженицын назвал православных староверов «лучшей частью своего племени».

Будем помнить, что не только вооруженные силы и полководческий талант защищают страну от врагов. Были в истории Руси периоды, когда враг оказывался так силен, что захватывал огромные территории и даже входил в столицу. Но в эти трагические моменты русский народ собирал свои духовные и физические силы и, неожиданно не только для врага, но и для всего мира, поднимался, вставал во весь рост и очищал свою землю от ненавистного врага.

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство

Обращаясь к истории старообрядчества, можно легко найти ответ на вопрос, что может сплотить русский народ и способствовать его духовно-нравственному возрождению. Это — возвращение к хранимой старообрядцами православной вере, в которой и заключается душа нашего народа. Она есть основа нравственного, а вместе с ним и материального возрождения России, возрождения нашей духовности!

Публикация подготовлена при содействии Александра Загороднего и Глеба Чистякова.

Источник: Журнал “Защита и безопасность”

Материал по теме:

Митрополит Корнилий на радио “Наше Подмосковье”. Отличное интервью!

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёры
Фильм канала «Москва24» “Старообрядцы Москвы

Фильм канала «Москва24» “Рогожская казачья станица”

Ставшая народной песня “Россия”, посвященная герою-старообрядцу Матвею Платову:

Учёные о фальсификации истории России

Расширенный видеоматериал с конференции РГБ о выявленных подменах и осознанной манипуляции русской историей за последние два-три века.

фальсификация истории, манипуляция, обман

О роли старообрядцев в революции 1917 года

Рецензия сайта STAROVE.RU на историческое исследование А. В. Пыжикова «Грани русского раскола». Видео и стенограмма лекции учёного в ходе презентации новой книги.

Александр Пыжиков, революция, заговор, колхозы, советская власть, подрывная деятельность, диссиденты, анархисты, масоны, банкиры, Морозовы, Рябушинские, московская купеческая группа, Ротшильды, революционеры, пролетарии, анархисты, диверсия, раскол, старообрядцы, староверы, раскольники, Николай второй, Александр Первый, Пётр Первый, Екатерина Вторая, крепостное право, ремесленники, вина, евреи, финансирование, Шишкин, Хохлов

О роли старообрядцев в войне 1812 года

Важный научно-исторический очерк, опровергающий ряд фальсификаций и клише, сфабрикованных гонителями истинно православных христиан на Руси.

Заветы атамана Игната Некрасова, Булавинское Восстание и казаки-Некрасовцы, казачество, раскол, староверие, казаки, Дон, Волга, Кондратий Булавин, Долгоруков, Кубань, Никита Голый, Игнатий Некрасов, Лукиан Хохлач, озеро Майнос, Турция, хан

Избранные материалы:

STAROVE.RU, Церковь и Мир, общество, аналитика, актуальное, Ростов на Дону, Сергий Аветян, фото, священник, РПСЦ, актуальное, на злобу дняРаздел «Церковь и Miр»

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики «Исследования», «Истории жизни», материалы «На злобу дня», информация о праздниках, а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».

 

 

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Богоявление, Рогожское, СтарообрядцыБогоявленская вода. Рогожское. Фото

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег ХохловДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёрыИнтервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Епископ Евмений, о.Евгений Михеев, старообрядцы, Молдавская епархия РПСЦ, Кишинёв, Вознюк, Верея, Рогожское, Россия, Политика, ГУЛАГ, репрессии, гонения, СССР, Советская власть, лагеря, потомственные, староверы, Рогожская Слобода, чиновники, партийные, коммунисты, биография, советская власть, Брежневская эпоха, РПЦ МП, застой, Москва, жизнеописание, биография, Рогожская Слобода, митрополит Корнилий, Митрополит Алимпий, Епископ Геронтий Лакомкин, Русская ПланетаВл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

Статистика, смертность, старообрядцы, евреи, народы России, меньшинства, продолжительность жизни, национальности, старообрядцы, протестанты, дагестанцы, рождаемость, росстат, Америка, США, Европа, Англия, революция, Русский крест, анализ, Высшая Школа Экономики, демография, Россия, перепись населения, состав населения, профессииSTAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

Волховские Огни, Волхов, SKIF, Александр Николаевич Новиков, исследование, раскол, Аввакум, староверы, старообрядцы, Арсений Суханов, Арсений Грек и Арсений Глухой, Никон, Алексей Михайлович, новообрядцы, политика, история, синодальная церковь, РПЦ МП, гонения, цензура, Самодержавие духа, смирение, потревоживание, Митрополиит Иоанн, Иван Матвеевич Снычёв, третий Рим, хранилище овощей, смирение, Горбачёв, перестройка, Алексей Михайлович, Стоглав, антихрист, светская церковь, Ксения Петербургская, старец Епифаний, посолонь, просфора, Соловецкий монастырь, заговор, подтасовка, расследование«Самодержавие духа» или боязнь «потревоживания»?

Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.

деяния, Никон, Писание, постановления, правила, Предание, Стоглав, Стоглавый Собор, Предание, закон, соборность, Православие, перевод, толкованиеПостановления Стоглавого Собора (1551 год)

Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.

Рогожская СлободаПутеводитель по Рогожской Слободе

Читайте в иллюстрированном обзоре на нашем сайте информацию о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.

 

Рогожская Слобода, Рогожское, старообрядцы, архитектурный ансамбль

Журнал Дилетант. О расколе – правдиво

Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.ру

ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег Хохлов

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz
Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru
Twitter: https://twitter.com/staroveru
Youtube: Канал STAROVE.RU

Читайте также

День святого Валентина, валентинка, день всех влюблённых, фарс, РПЦ МП, председатель миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонах Димитрий (Першин), иеромонах Димитрий (Першин), миссионерство

День чужого Валентина. В РПЦ отмечают, а католики – нет

В связи с наступившим в умах части нашего населения псевдопраздника – “дня влюблённых эгоистов”, отмечаемого в канун ...

29 комментариев

  1. Владимир Саяпин

    Какая фотография, на берегу! Автор?
    В тему будет беседа протоиерея Олега Стиняева “Философия войны” http://tv.radonezh.ru/www/_radio/efir/20160320%2021-00.mp3#00:00 Как христиане должны вести себя в условиях войны? Все на анализе Библии и святых отцах!
    Олег, давно вызрело предложение тебе, не разбивать текст иллюстрациями. Тяжеловато читать. Уж если непреодолимое желание публиковать их, то в конце :). И материалы по теме утяжеляют страницу, лучше бы поисковик заработал :).

    • Олег Хохлов

      Брат-светописец!
      Не разделяю редложения фото-зоопарка.
      Статьи у нас обычно длинные, сухой текст смотрится уныло, а картинки теме соответствуют. В иных местах это практикуют, но это по бедности души – люди их не смотрят, зато статьи строгать можно как семечки. Нам такого не надо.

      Насчет “информационных паровозов” – статистика показывает, что половина прочтений приходится на новых посетителей – издержки популярности : ) Так что надо думать обо всех. Но в планах есть как-то это облегчить.

  2. Сергий

    Статья замечательная и очень своевременная!
    А что касается фото – то они очень обогащают восприятие! Особенность нашей эпохи – ее визуальность. Люди очень многое “считывают” не умом через слова, а сердцем через глаз.
    Только вот с чем можно согласиться в замечании Владимира – быть может, фото в этот раз слишком много. Быть может, следовало сделать фоторяд полаконичнее.
    А в принципе – фото очень важны!

    • Олег Хохлов

      Сергий, благодарю за мнение: пожелания сократить число иллюстраций уже становятся трендом, так что примем меры.

      Часть видео уже попали под нож, на будущее постараемся не нарушать баланс новостного хлеба и зрелищ!

      Однако поскольку я вижу чуть больше Вас – в плане того, как ведут себя читатели на сайте, ведь техника разве что только не показывает Ваше лицо во время пребывания в интернете – для многих именно картинки являются побуждающим к чтению стимулом.

    • Владимир Саяпин

      Сергей, я не за сокращение количества фотографий, я против нещадной разбивки текста снимками. Пусть они будут в конце текста :). А сокращать количество нельзя, у Олега будет меньше шансов вставить какую-нибудь картинку, разоблачающую никониан! :))))))))))

      • Йог подвальный

        А я думаю наоборот это здорово, что текст и фото так тщательно перемешаны. Было бы здорово ещё больше шрифтов добавить, чаще чередовать жирные и курсивные начертания, печатать разные абзацы разным размером и совсем здорово если получится добавить мигание.

        • Олег Хохлов

          Это тебе к батюшке Александру Монтенегро надо. Попроси на своем любимом обрядоверческом ресурсе сделать для него авторскую страничку. Кстати, ты забыл еще разноцветную бегущую строку со смайликами – это как раз его штиль : )

      • Олег Хохлов

        Брат-светописец!
        Да РПЦ себя так сама разоблачает, что тут не требуется никакой помощи со стороны.

        Вот, например, как раз свеженькое по патриотической части подвернулось… Кстати Пасха на 1 мая выпадает в этом году. Лопаты и грабли каким чином святить будут, как и на ленточный Спас!?

        lenta-9may-rpc

  3. Владимир Саяпин

    Вот на что поведешся, на том и согрешишь :). Прочитай с осмыслением последние два слова….

    • Игорь Степовой

      Двумя словами уже не обойдёшься… https://mospat.ru/ru/2016/03/27/news129753/

      Пасхальное поздравление Патриарха Кирилла главам инославных церквей

      Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Пасхальное поздравление главам инославных церквей. Среди его адресатов – Папа Римский Франциск, Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II, глава Англиканского сообщества архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, председатель Совета Евангелической Церкви в Германии епископ д-р Генрих Бедфорд-Штром. В поздравлении говорится:

      ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

      Сердечно поздравляю Вас со светлым праздником Пасхи Господней.

      В эти святые дни, исполненные вселенской радостью о Воскресшем Спасителе, мы призваны нести миру благую весть о важнейшем событии в истории человечества, свидетельствуя ближним и дальним о непреложных евангельских идеалах и ценностях. Господь наш Иисус Христос, претерпев крестные страдания и мученическую кончину, победил смерть и тление, дабы мы ходили в обновленной жизни (см. Рим. 6, 4), возродились «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому» (1 Пет. 1, 4) и «имели веру и упование на Бога» (1 Пет. 1, 21).

      Желаю Вам крепости сил и всещедрой помощи Божией в Вашем ответственном служении.

      С любовью о Господе Воскресшем,

      +КИРИЛЛ,

      Патриарх Московский и всея Руси

      • Олег Хохлов

        Как все-таки промыслительно вышло, что у них ИИСУС воскрес :)
        Пусть теологически мы не считаем его иным никонианским Богом, но все-таки небольшой запас прочности нашему упованию это дает…

        Интересно, какой процент чад РПЦ из икономии и братолюбия (исключительно мира ради церковного!) вчера – на третьей неделе поста – разговелись итальянскими куличеобразными кексиками и т.п.?

  4. Владимир Саяпин

    “Я могу ответственно сказать, что мы недооцениваем катастрофических последствий никоновской реформы. Историки в царское время не могли открыто говорить о том, какие масштабы бедствия были. Фактически после Никона изменилось всё: храмы, архитектура, церковное пение… Знаменный распев был полностью уничтожен, появились партесы, появилась живопись вместо икон. Очень многие вещи в культуре были просто растерты, сметены, максимально уничтожены” – протоиерей Леонид Калинин /РПЦ/.
    И еще одна мысль отца Леонида ” великая заслуга нашего Отечества в том, что этот период удалось переварить, преодолеть, и уже… даже живопись становится более строгой и приближенной к иконе. Россия смогла сделать то, что не смог сделать Запад: переварить, даже переплавить этот западный опыт и вернуть его в русло Православия. ” http://www.pravoslavie.ru/90215.html

    • Владимир Саяпин

      И вот еще что! Если мы одинаково понимаем христианство, а по сути одинаково понимаем, зачем нам нужен Спаситель, то не имеет никакого значения, посолонь или иначе. Разве что для самоидентификации :). Хотелось бы услышать от “истинных староверов”, согласные ли они с http://tv.radonezh.ru/www/_radio/efir/20160326%2023-00.mp3#00:53

  5. Уховский Виталий Константинович

    Не снятся ли старообрядцам “мальчики кровавые в глазах”. Старообрядцы больше сожгли сами себя, чем пострадали от государственной власти.
    По святым церкви мы судим о самой церкви.
    6 заповедь Моисея: “Не убий”. Совсем не то мы видим у старообрядческого святого Аввакума. Купил недавно у одного старообрядца за 200 рублей книгу профессора истории Сергея Александровича Зеньковского «Русское Старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века» Читаю (Глава V. Раскол. Параграф 32. Учение отцов Пустозерских: протопоп Аввакум): “Наиболее странным диссонансом экстремизма в устах оптимиста, столь любящего людей и целиком принимавшего жизнь земную, звучали в его посланиях рассуждения о страшных гарях, которые начали шириться сначала в Поволжье, а потом и на Севере России. У протопопа тогда было достаточно авторитета, чтобы осудить и остановить эти ужасные самоубийственные смерти, которые проповедовали совсем не его ученики, но последователи изувера Капитона. К сожалению, он видел в них доказательство преданности русского народа старой вере, в какой-то степени пропагандное и эффектное стояние против “соблазнов никонианства”. Вовсе не бегство от Антихриста в спасительный огонь гарей руководило им, когда он восторгался этими самосжиганиями и поощрял распространение “новоизобретенного способа самоубийственных смертей”. “Добро почитати сожженных за правоверие отец и братий наших”, — умилялся он и прибавлял: “На места образная их не поставляем, дондеже Бог кое кого прославит… а до тех [времен], сожженных кости держим в честном месте, кажение и целование приносим пострадавшим за Христа Спаса” (420). Какое-то болезненное умиление перед этим религиозным ухарством и изуверством слышится в его похвалах: “Русачьки же, миленькия, не так! — во огнь лезет, а благоверия не предает…” Сравнивая самосожженцев с комарами, добровольно летящими на огонь костра, он как-то странно хвалит их действия: “Так же и русаки бедные, пускай глупы, рады: мучителя дождались; полками во огнь дерзают за Христа Сына Божия — света” (568, 567 и 249, 890, 895, 845, 831, 872, 567, 986). В другом месте он тоже проявляет не менее странный восторг: “А в Нижнем преславно (!) бысть: овых еретики пожигают, а инии распалившеся любовию о правоверии, не дождавшись еретического осуждения, сами в огонь дерзнувше…” (872).

    Восторгаясь этим русским духовным бесстрашием, он даже подыскивает соответствующие случаи в истории раннего мученичества и русской истории, чтобы богословски оправдать и благословить самосжигание. Под конец жизни Аввакума к нему в Пустозерск пришел из Сибири посланник, запрашивая, должны ли там его последователи сжигаться или нет. Там, в Тюмени, в 1679 году вместе с 1700 последователями сгорел старый знакомец протопопа, некий поп Дометиан, и собравшееся новое скопище запрашивало теперь Пустозерск, как им поступить[256]. Аввакум одобрил их намерение, но когда посланец вернулся домой, то кандидаты в самосжигатели еще раз запросили Пустозерск, желая получить не личное Аввакума, а соборное, общее всех пустозерцев мнение, как лучше поступить. Пока посланец снова добрался до пустозерцев, все эти четыре отца уже погибли на костре, но не на костре самоубийственной гари, а устроенном правительственным палачом.

    Позиция Аввакума по вопросу гарей была тем более странна и нелогична, потому что он совсем не был обуян страхом Антихриста и думал вовсе не о конце старой веры, а наоборот, о ее конечной победе. Эта неувязка в его рассуждениях стоила жизни не одной тысяче человек и наложила мрачный оттенок на заключительные годы его проповеди[257].

    Многие умеренные старообрядцы, как, например, игумен Досифей, Евфросин и другие возмущались Аввакумом за его подстрекательства к самосжиганиям и строго осуждали его за его прославляющие гари послания[258].”

    • Сообщение модерировано
      […в пост это лишнее] На этом сайте, [в пост это лишнее], уже есть ответ на твой вопрос.

      Хватит уже ходить по кругу. Нечего тебе вокруг чужого монастыря нарезать свои бесовские круги. Все равно тебе, […в пост это лишнее], туда не проникнуть.

    • Благодаря старообрядцам ты Виталька и жив. Только силой истинной молитвы таких фанатиков как старообрядцы Россия жива. Это я тебе как немец говорю.

    • Андрей Евдокимов, писатель, публицист

      Уважаемый товарищ Ухтомский!
      Прочитал ваш комментарий и тут же вспомнил официальный комментарий Киева по поводу трагической гибели десятков людей в одесском Доме профсоюзов два года назад. По мнению властей, погибшие сами себя заперли, сами себя подожгли и смиренно сгорели. О следах насилия на телах погибших мнение было непререкаемо: они сами себя избили, сами себя задушили. Вам это ничего не напоминает?

      По сути: случаи самосожжения безусловно были, никто не отрицает. Но поверить, что самоубийцами и убийцами стали десятки, сотни тысяч физически и умственно здоровых людей – цвет нации – да, это уму непостижно! Вы ссылаетесь на книги, а я умудрен правдой, хранимой веками. Это ПРАВДА передавалась из уст в уста моими предками. Она дошла до меня, последнего в нашем роду; мой святой долг высвободить ее из многовекового омерзительного дурмана, лжи и наветов. И донести ее людям.

      • Уховский Виталий Константинович

        Добрый день!

        Русский писатель, доктор исторических наук Александр Семёнович Иванченко, написал роман–исследование “Путями великого россиянина” о дохристианском прошлом Руси. В этой книге он тоже имел право сказать: «Кровь моя помнит, а разум обязывает».

    • Олег Хохлов

      Ну вот, мой черед цитировать. Серциально переснял фрагмент замечательного издания.
      Рекомендую прочитать внимательно: много каких заметок на тему “репрессий” видел, но таких цитат не встречал! Особенно инструкция-методичка по пыткам Петровских времен…

      Ф.Е. Макаров, его смысл и значение Ф.Е. Макаров, его смысл и значение Ф.Е. Макаров, его смысл и значение Ф.Е. Макаров, его смысл и значение Ф.Е. Макаров, его смысл и значение Ф.Е. Макаров, его смысл и значение Ф.Е. Макаров, его смысл и значение Ф.Е. Макаров, его смысл и значение Ф.Е. Макаров, его смысл и значение

      • Уховский Виталий Константинович

        Работу В.Е.Макарова “Старообрядчество, его смысл изначение” можно найти в литературно-художественном, публицистическом журнале “Приокские Зори”, №2, 2011г, стр 227-243. Эта публичная лекция была прочитана старообрядцем В. Е. Макаровым 20 января 1908 года в Москве, в помещении 1-го общества торговых служащих. Так как старообрядцы сохранили чистоту христианского служения, то к именно к ним Даждьбожьи Внуки должны предъявлять подобные претензии которые предъявляют старообрядцы к новообрядцам. Читайте книгу профессора Н.С.Гордиенко “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов, ЛЕНИЗДАТ, 1986 г. Крещение Руси пишет Гордиенко не было одномоментным фактом, народ сопротивлялся, поэтому крещение растянулось на несколько столетий.

        • Олег Хохлов

          Простите мою серость, а я правильно понял по смыслу, что “Даждьбожьи Внуки”, это дети “Иванов, не помнящих родства”? Ну, пусть задают вопросы, если у них не совсем атрофировался мозг от неоязыческих побасенок. На Украине доигрались в конец.

          Вы еще “Велесову книгу” посоветуйте почитать! Мы писали про нее подробно тут: http://starove.ru/anons/vedy-velesova-kniga-chitat-oproverzhenie-o-v-tvorogova/

          • Уховский Виталий Константинович

            Даждьбожьи внуки упоминаются в древнерусском тексте “Слово о полку Игореве”. Тех кто не знает данный памятник литературы древней Руси можно смело отнести к “Иванам, не помнящих родства”.
            Там есть и эти строки: “Стали спорить они, кто постарше, а кто помоложе, Брату брат говорил: “То мое, да и это мое же”. То что малым считалось – великим теперь называли,
            На себя же самих, друг на друга крамолу ковали.
            А враги приходили, где не было их и помину…
            … А поганые шли, данью поле и лес облагали.”
            Этим сейчас русские христиане и занимаются.

          • Олег Хохлов

            Поглядел из любопытства в википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B6%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%B3

            Как будто пыль с плесенью вдохнул полной грудью: тень на плетень, закончившаяся установкой памятника “даждьбогу” на Украине. Приехали. А учитывая разброс мнений даже о происхождении слова – от обычной глагольной формы и местоимения до существительного – через пару сотен лет какие-нибудь “спасибовы внуки” на полном серьезе будут учить, что на Руси в 21 вере поклонялись “Спаси-Богу”, так как слово “спасибо” встречается повсеместно.

            Характерны цитирующиеся источники – вся суета вокруг этой псевдоархаики началась с супостата Хрущева и набрала критическую массу к концу 1980-х. Как признак начала падения в пропасть. Так и летим все ниже и ниже уже с десятками книг наших дней. Воистину, уж лучше Толкиен с Гарри Поттером – там хоть не пытаются выдать сказку за подлинную историю некогда великой державы.

            Ну и по существу вопроса: так и не разобрались, кто кого после раскола жег?!

  6. Игорь Степовой

    Виталий Константинович, с такими “открытиями” часто объявляются интересующиеся старообрядчеством. По этому вопросу можете, если вам интересно и вы не считаете, что уже досконально изучили тему, осведомиться у отца Александра Панкратова. Он активно общается в сети. У Глеба Чистякова. Он историк. Или у Дмитрия Урушева. Эти весьма ученые люди – охотно общаются в интернете.

    • Олег Хохлов

      Мне кажется, Виталий Константинович, он же самокомментирующий Семен Семеныч, прекрасно все знает.

      Не вижу необходимости ни в гневной реакции на этот выпад, ни в переадресации к высоколобым историкам. Как будто мы сами читать не умеем или не владеем информацией.

      Цитата приведена интересная (правда надо проверить качество цитирования. Сейчас верить нельзя никому, тем более “блуждающим богословам”). У меня нет под рукой книги этой.

      Если допустить, что это действительно мнение Зеньковского как светского ученого, то как минимум прослеживается пристрастное толкование. Примерно как с надписью “Пива нет” в ларьке. Каждый видит свою интонацию.

      Я вот не склонен все приведенные цитаты относить к самосожжениям. Как минимум вот в этой – фактически центральной – говорится о насильственных гарях:

      “Добро почитати сожженных за правоверие отец и братий наших”, — умилялся он и прибавлял: “На места образная их не поставляем, дондеже Бог кое кого прославит… а до тех [времен], сожженных кости держим в честном месте, кажение и целование приносим пострадавшим за Христа Спаса” (420).

      На мой взгляд, тут все “умиление” притянуто за уши автором текста. Но это не значит, что не надо искать цитат с противоположным смыслом, каковые безусловно имеются.

      • Уховский Виталий Константинович

        Мне очень хотелось помочь Вам найти эту книгу Зеньковского. Я сегодня обнаружил, что это можно сделать через Ваш сайт. 1.Открываем веб-страницу: “Великий пост, великий труд. Простите, Христа ради!”
        http://starove.ru/anons/velikij-post-velikij-trud/

        2. На этой странице находим гиперссылку:
        “Полное собрание сочинений св.Иоанна Златоуста”
        И нажимаем на эту гиперссылку, переходим на веб-страницу:
        http://www.golden-ship.ru/load/i/ioann_zlatoust/281

        3. В поле перед словом найти набираем Зеньковский, находим и качаем книгу Зеньковского С.А. «Русское Старообрядчество»

        4. Зеньковский С.А. не только светский и зарубежный историк, но и симпатизирует старообрядцам. Он называет царское правительство “палачом”. Поэтому Зеньковскому можно в этом вопросе с большой долей вероятности доверять.

        5. Ваше предположение о Семёне Семёныче напомнило мне статьи и памфлеты одного и того же человека (Артура) под именем “Сына церкви”, который говорил о любви к Монтанелли и когда он под он под именем “Овод” совершал на архиепископа свои нападки.

      • Владимир Саяпин

        Олег, ” качество цитирования” хорошее, 100%-ное :).

    • Уховский Виталий Константинович

      Для полноты истины на данный момент мне не нужен был историк ни из РПЦ МП и ни РПСЦ, а третья сторона. Книга Зеньковского С.А. удачно мне подвернулась.

  7. Уховский Виталий Константинович

    Я изучал старообрядчество более 4-х месяцев – ежедневно по несколько часов. Вам ближе закон, чем благодать. Это ближе к иудейству. Где вам позволят следовать вашим “заветам старины” там у вас и родина. Это не для русского имперского мышления, основе которой лежат вселенское призвание России и миссия Третьего Рима. Знаниями о старообрядцах я насытился и поэтому эту тему закрываю для себя. Спасибо за сотрудничество. Конец работы связи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *