Главная » Анонсы » Не только Третьяковы: поколение меценатов. Какими они были?
РПСЦ, старообрядцы, меценаты, староверы, купцы, Москва, Третьяков, Морозов, капитал, революция, благотворительность, вера, богачи, капиталы

Не только Третьяковы: поколение меценатов. Какими они были?

Приводим свежайшую статью портала “Москва 24” с описанием уникального феномена столетней давности. На наш взгляд, очень достойное исследование в назидание нам, потомкам.

Блиц-тест от STAROVE.RU: сколько пальцев нужно, чтобы перечислить таких меценатов ныне здравствующих? А ведь богатых людей на Руси не стало меньше. Пусть каждый поищет в этих личностях то, чего в них самих не хватает. Для добрых дел, как показывает практика, не нужны тугие кошельки – нужно богатство духовное, которое дает только Православие. И правда, ну не йога же со своим “путем к себе” из серии “Ушел в себя, вернусь не скоро…” открывает такие горизонты общественного созидания?!

M24_Tretyakov-entry

29 мая 1860 года купец, меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков составил завещание, по которому оставил Москве свою коллекцию картин и деньги на устройство картинной галереи. Колумнист Алексей Байков рассказывает о других ярких меценатах в российской истории.

Русское купеческое меценатство, исчезнувшее вместе со всей своей “прекрасной эпохой”, унесенное вихрями войны и революции – это наш уникальный социальный феномен, толком еще не исследованный. Как писал в своей автобиографии Федор Шаляпин:

“…российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника в Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки на лотках, льет конопляное масло на гречишники, весело выкрикивает свой товаришко и косым глазком хитро наблюдает за стежками жизни, как и что зашито и что к чему как пришито… А там, глядь, у него уже и лавочка или заводик. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите — его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим со скверно разинутыми ртами на всех непонятных еще нам Матиссов, Мане и Ренуаров и гнусаво — критически говорим: “Самодур…” А самодуры тем временем потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов на всю Москву…”

Александровская великая реформа освободила спеленатую по рукам и ногам русскую буржуазию. Изредка случавшиеся до этого выплески вроде знаменитых крепостных миллионеров екатерининской эпохи превратились в бурный поток, сметающий все и вся на своем пути. Выход на общественную арену буржуа стал третьей “звездной” темой русской литературы после народных страданий и образа “лишнего человека”. Все эти бородатые классики с портретов из школьного учебника заранее склонялись перед властелином нового века, расстилали перед ним ковровую дорожку и встречали приветственным гимном. Правда, они немного опасались “грядущего хама”, до зубов вооруженного хрустящими пачками “сигнаций” и способного скупить весь окружающий мир на корню, но понимали, что без него отныне никуда.

РПСЦ, старообрядцы, меценаты, староверы, купцы, Москва, Третьяков, Морозов, капитал, революция, благотворительность, вера, богачи, капиталы
Павел Михайлович Третьяков

Так откуда же возник феномен русского меценатства и что в нем было особенного? Неверно было бы сводить все побуждения, двигавшие великими благотворителями конца XIX века, исключительно к стремлению занять место дворянства. Хотя и этот мотив, безусловно, присутствовал, и не случайно купцы, заработав свои первые капиталы в 1860–1870-х годах, тут же начинали приобретать и реконструировать старинные усадьбы. Но основное стилистическое различие заключалось именно в происхождении буржуазии отечественной и западной.

Английский, немецкий или американский предприниматель был выходцем из среды вольных городов, помешанным на идее эмансипации от структур традиционного общества и подстегнутым кальвинистской этикой. Наш “первой гильдии купец” был прочно встроен в эти самые структуры, но при этом по своему происхождению относился либо к низшим слоям общественной пирамиды, либо к отторгнутым от нее париям. Предки большинства основателей торговых и промышленных династий были в основном крепостными крестьянами или старообрядцами, преследовать которых власти перестали только при Екатерине II.

РПСЦ, старообрядцы, меценаты, староверы, купцы, Москва, Третьяков, Морозов, капитал, революция, благотворительность, вера, богачи, капиталы
Экспозиция Городской художественной галереи П.М. и С.М.Третьяковых. 1898

С общественного дна эти люди за два поколения поднялись до огромных состояний, но никогда не разрывали своих связей с породившей их средой. Отсюда и совершенно разная мотивация при благотворительности. Западный меценат, как прошлый, так и современный, руководствуется, прежде всего, идеей сделать что-либо “вне государства” и даже “вне общества”. Лучше всего этот принцип иллюстрируется современной модой на благотворительность в среде американских мультимиллиардеров – средства закачиваются в фонды по борьбе с раком, малярией и на озеленение Марса именно под девизом “мы сделаем это лучше чем, те, кто берет с нас налоги”.

Русский купец, напротив, отдавая по нескольку миллионов на больницу для нищих, или оборудовав на своей фабрике зону отдыха, делал это “на пользу общества”. Свой нажитый капитал и собственность он воспринимал именно как приватизированную часть общего богатства. Когда в 1920-х годах уехавшему из России С.И. Щукину предложили востребовать с Советской власти экспроприированные у него полотна импрессионистов, тот ответил: “Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Чтобы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там”.

Знание жизни с самого ее дна побуждало это странное поколение первой гильдии купцов становиться меценатами. А вот откуда взялось их необъяснимое чутье на культуру и искусство – вопрос, еще ожидающий своего исследователя. Тот же Щукин мало что понимал в импрессионистах и вообще в актуальной живописи, а руководствовался именно тем самым внутренним ощущением. Когда он пришел к Матиссу покупать первый в своей коллекции его натюрморт – знаменитую “Посуду на столе”, то заявил: “Мне придется на какое–то время забрать картину и подержать у себя. Если она все еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой”. Простой принцип, которым руководствуемся и мы в своем повседневном общении с искусством: “цепляет – не цепляет”. Но почему-то это поколение “цепляло” именно то, что было нужно.

Имена братьев Третьяковых более или менее известны каждому гражданину нашей страны, в конце концов Третьяковская галерея – единственный российский музей, входящий в европейскую “десятку”. Но что мы знаем об остальных?

Козьма Солдатенков

РПСЦ, старообрядцы, меценаты, староверы, купцы, Москва, Третьяков, Морозов, капитал, революция, благотворительность, вера, богачи, капиталы
Портрет Козьмы Солдатенкова, написаный Аполлинарием Горавским в 1857 году

Этот ниоткуда не выскакивал и не карабкался, еще его отец был потомственным зажиточным купцом-старообрядцем, так что сыну оставалось только расширять и укреплять семейное дело. “Поднялся” он, как и многие из его поколения, на текстиле. Вскоре у него появились и лишние средства, которые тот сразу же начал вкладывать в искусство и жертвовать на народные нужды.

В годы своего высшего предпринимательского взлета Солдатенков близко сошелся с профессором Грановским – одним из ведущих идеологов тогдашних “западников”. Он и уговорил мало что в этом смыслившего купца пожертвовать огромные средства на печатание дешевых изданий просветительской, то есть, прежде всего, естественнонаучной и философской литературы. Так возникло “Товарищество книгоиздания Солдатенкова и Щепкина”, которое вскоре из чисто благотворительного проекта превратилось в прибыльное дело. Там выходили Белинский и Адам Смит, учебники для крестьянских школ, Огарев, Некрасов, Кольцов, “Отцы и дети” Тургенева, сборники Фета и исторические труды Ключевского. Благодаря своей довольно низкой стоимости, книги от “Солдатенкова и Щепкина” раскупались, как горячие пирожки.

На свои средства Солдатенков открывал в Москве богадельни, дома призрения для инвалидов войны, сирот и душевнобольных, учреждал студенческие стипендии и отписал по завещанию миллион рублей на создание ремесленного училища. Но главное, чем обязан ему наш город – это Боткинская больница. На строительство лечебного учреждения для “всех бедных без различия званий, сословий и религий” Козьма Солдатенков выделил два миллиона рублей.

Его собрание искусства было довольно бессистемным, в отличие от последующих динозавров меценатства вроде Морозовых, Мамонтова или Щукина. И все же, Солдатенков успел скупить множество полотен русских художников и копий с западных шедевров, но главной его страстью всегда были иконы, а жемчужиной коллекции – “Спас” Андрея Рублева. После его смерти 258 картин и 17 скульптур отошли Румянцевскому музею.

Хлудовы

РПСЦ, старообрядцы, меценаты, староверы, купцы, Москва, Третьяков, Морозов, капитал, революция, благотворительность, вера, богачи, капиталы
Портрет Ивана Ивановича Хлудова. Н.Д. Мыльников (1786–1835)

Семья выходцев из Егорьевских крестьян начинала с самодельных тесемок и кушаков, а закончила партнерством с Солдатенковым по текстильному бизнесу и участием в строительстве железных дорог. Старший Хлудов коллекционировал древнерусские рукописи и старопечатные книги – после его смерти все это отошло московскому никольскому Единоверческому монастырю. Его дети, уже получившие образование и манеры европейских буржуа, строили богадельни, бесплатные дома для неимущих, больницы для неизлечимых женщин и детей. И, разумеется, покупали искусство, покровительствовали писателям, ученым и музыкантам. На вечерах в их доме собирались основатель консерватории Рубинштейн, композитор Танеев, профессор Николай Жуковский, Муромцев, супруги Мережковские и Андрей Белый, известные врачи Бехтерев, Остроумов, Филатов и многие другие.

Варвара Хлудова, став вдовой Абрама Морозова, решила почтить память мужа строительством психиатрической больницы. Для этого она приобрела земельный участок на Девичьем поле и вложила в учредительный фонд гигантскую по тем временам сумму в 500 тысяч рублей, став, таким образом, основательницей Клинического городка на Пироговке.

Помимо клиник, она выделяла немалые средства на образование. Благодаря ее пожертвованиям, были созданы Пречистенские рабочие курсы, Московский народный университет имени Шанявского, а также построено общежитие для студентов Императорского технического училища. В 1885 году на деньги Морозовой была основана первая в Москве бесплатная общедоступная читальня имени Тургенева. А еще она регулярно жертвовала средства на нужды МГУ.

Бахрушины

РПСЦ, старообрядцы, меценаты, староверы, купцы, Москва, Третьяков, Морозов, капитал, революция, благотворительность, вера, богачи, капиталы
Семья Петра Алексеевича Бахрушина

Очередная, уж которая по счету в нашем списке, текстильная, а еще и кожевенная династии из города Зарайска. В Москве их называли “профессиональными благотворителями”, и было за что: городская больница, бесплатные квартиры для неимущих, ремесленное училище, дом презрения для престарелых артистов.

Но главное их детище выросло из, пожалуй, самой странной московской коллекции того времени. Алексея Александровича Бахрушина не прельстили ни иконы, ни старинные монеты, ни живопись, ни скульптура. Вместо этого он начал собирать все, связанное с театром. Окружающие посмеивались над ним и предлагали приобрести пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина. А он покупал и не жалел денег. 29 октября 1984 он лично открыл поразившую всю Москву выставку, после которой у актеров как-то сама собой выработалась традиция сдавать в собрание Бахрушина личные вещи, ненужные сценические костюмы и подарки от поклонников.

Под конец жизни Бахрушин стал задумываться о том, как бы пристроить свою коллекцию. Он обратился к Московской городской думе и получил отказ: “Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы еще с вашим! Увольте, Христа ради!..”. Все остальные инстанции тоже отворачивали нос. Зачем и кому нужны музеи изящных искусств, они еще более или менее могли понять, но актерство в глазах чиновников по-прежнему оставалось презренным ремеслом. И лишь в 1913 году принять дар согласилась Академия Наук, благодаря чему в Москве каждый может посетить Театральный музей имени А.А. Бахрушина.

Морозовы

РПСЦ, старообрядцы, меценаты, староверы, купцы, Москва, Третьяков, Морозов, капитал, революция, благотворительность, вера, богачи, капиталы
Представители четырёх ветвей морозовского рода

Происхождение у них было самое, что ни на есть “посконно-домотканое” – еще основатель династии успел пройти весьма извилистый жизненный путь от крепостного человека помещиков Рюминых до первой гильдии купца и владельца текстильной мануфактуры. Капиталы на открытие своего дела он получил от старообрядческой общины. Деревня, как говорится, “въелась в гены”, и все мужское поколение семьи Морозовых, хоть и купалось в деньгах, но жило в искусственно созданной бедности.
К примеру, чистое белье они получали только раз в неделю, причем младшим братьям Савве и Сереже доставалась одна рубаха на двоих. А электричества в огромном доме не было потому, что мать семейства Мария Федоровна считала его “бесовской придумкой”.

Зато ни в чем себе не отказывали их жены – знаменитый особняк в “готическо-мавританском” стиле, где ныне помещается Дом приемов МИД России, был построен по требованию супруги Саввы, Зинаиды Морозовой. На ее половине и в залах даже рамы зеркал были из севрского фарфора, в то время как истинный владелец этой роскошной обстановки жил в нескольких скудно обставленных комнатах и ходил в заплатанных ботинках.

Еще в годы зарождения династии по Морозовым сильно ударила знаменитая стачка, случившаяся на их фабрике в 1885 году, а вернее – состоявшийся после нее суд над организаторами, в ходе которого выяснилось, что общественное мнение дружно поддерживает не предпринимателей, а угнетаемых ими рабочих. Старший Морозов – Тимофей Саввич – после этого впал в затяжную депрессию и переписал семейный бизнес на жену, а младшие крепко усвоили урок и стали вкладывать огромные средства в социальные проекты, а заодно поддерживать революционеров всех мастей.

Савва Морозов спонсировал издание “Искры” и числился соучредителем первых легальных большевистских газет “Новая Жизнь” и “Борьба”. В помещениях фабрики был устроен склад нелегальной литературы, откуда она распространялась на все окрестные губернии и там же, видимо, находилась и подпольная типография. В том самом “готически-мавританском” особняке во время событий 1905 года скрывались от полиции Бауман и Красин. И по сей день многие историки считают, что 26 мая того же года Савва Морозов не покончил жизнь самоубийством в Каннах, а был тайно убит охранкой. (По более достоверным старообрядческим источникам, Савва Морозов был убит идеологами большевиков как раз за отказ финансировать революционеров, поняв после первой пролившейся крови цену этих идей. К сожалению, в ХХ веке чувствуется устойчивый “заказ” на перевод стрелок с истинных застрельщиков революции на старообрядцев. Прим. STAROVE.RU)

Меценатская деятельность семейства с трудом поддается даже перечислению. Это и одна из первых и крупнейшая на тот момент детская больница в России, построенная на средства Викулы Елисеевича Морозова. И Кустарный музей, созданный на средства Сергея Тимофеевича Морозова, в котором была собрана великолепная коллекция произведений русского декоративно-прикладного искусства, начиная с XVIII века. И коллекция русской и французской живописи Михаила Абрамовича, отошедшая после его смерти Третьяковке.

Брат его Иван построил театр для рабочих своей Тверской мануфактуры, собрал гигантскую коллекцию актуальной живописи и покровительствовал еще никому не известному Марку Шагалу. Согласно каталогу, опубликованному в журнале “Аполлон”, в его специально построенном под галерею особняке хранились несколько сотен произведений Ван Гога, Ренуара, Сислея, Матисса, Сезанна, Врубеля, Коровина, Кустодиева, Серова, Головина и многих других.

Кстати, знаменитую “Девочку на шаре” Пикассо мы можем видеть в ГМИИ имени Пушкина тоже благодаря Ивану Морозову. В 1919 году вся его коллекция была национализирована и стала “Вторым музеем новой западной живописи” (первым числилось бывшее собрание Щукина), а сам он какое-то время поработал при ней экскурсоводом, но потом все-таки эмигрировал. Но самый отчетливый след был оставлен, конечно же, неутомимым Саввой – в истории театральной Москвы.

Об этом написаны целые тома, так что скажем вкратце: без Саввы Морозова не было бы никакого МХАТа. В 1898 году он вошел в состав товарищества для учреждения Общедоступного театра и пожертвовал львиную долю средств на его строительство, а потом еще и на новое здание в Камергерском переулке, на которое он выделил 300 тысяч рублей. После того, как театр открылся, он стал его финансовым директором, правда из-за его любви к актрисе-большевичке Андреевой все это кончилось крупной ссорой между Станиславским и Немировичем-Данченко и созданием нового театра. Кроме того, Савва Морозов вместе со своим тезкой Саввой Мамонтовым был в числе учредителей и основным спонсором той самой Московской Частной русской оперы, на подмостках которой “открыли” Шаляпина.

Савва Мамонтов

РПСЦ, старообрядцы, меценаты, староверы, купцы, Москва, Третьяков, Морозов, капитал, революция, благотворительность, вера, богачи, капиталы
С. И. Мамонтов. Портрет работы И. Е. Репина. 1880 год.

Вот Мамонтовы как раз начинали не с текстиля, а с дела, в общем-то, довольно подлого – с казенных винных откупов. Проще говоря, спаивали русский народ, потому что именно откупа и были одной из основных причин эпидемии массового пьянства в деревне, вспыхнувшей в последней четверти XIX века. Так была основана династия, а сам Савва занимался уже не водкой, а строительством железных дорог, после чего, сколотив состояние, ударился в меценатство, благотворительность и революцию так, будто бы стремился разом выплатить все моральные долги за отцовский бизнес.

Его усадьба в Абрамцеве была превращена в настоящий клуб или салон для художников, где подолгу жили и работали Репин, Антокольский, Серов, Васнецов, Врубель и Поленов – словом, все те, чьи имена входят в золотой фонд русской живописи. Про вторую его усадьбу, располагавшуюся чуть ближе к Москве, из окон которой он лично наблюдал за ходом работ на Ярославской железной дороге, ходили самые разнообразные слухи. О том, что там хранили оружие и типографские принадлежности чуть ли не для трех разных революционных организаций, что из нее был прорыт подземный ход и тому подобное… В начале 2000-х она и вовсе сгорела дотла, и теперь о хозяине этих мест напоминает только название станции – Мамонтовка. Нет больше на карте и одноименного населенного пункта – с недавних пор он превратился в район города Пушкино.

Другой страстью Мамонтова всегда был театр. Он и сам пытался учиться пению, и, как говорят, даже был неплох, но предпочел остаться любителем и занялся меценатством. Вместе с Морозовым он создал Частную русскую оперу, декорации и эскизы костюмов для которой стал заказывать Васнецову, Коровину и Поленову. Так что, именно благодаря Савве Мамонтову, в России появилась профессия театрального художника.

Ему же принадлежит фраза, ставшая своеобразным девизом русского меценатства: “Надо приучать глаз народа к красивому на вокзале, в храмах и на улицах”.

Юрий Нечаев-Мальцов

РПСЦ, старообрядцы, меценаты, староверы, купцы, Москва, Третьяков, Морозов, капитал, революция, благотворительность, вера, богачи, капиталыРПСЦ, старообрядцы, меценаты, староверы, купцы, Москва, Третьяков, Морозов, капитал, революция, благотворительность, вера, богачи, капиталы
Портрет Ю. С. Нечаева-Мальцова. Крамской И.Н. (1885)

Этот не поднимался “из грязи в князи” и вообще происходил из дворян. Его дядя был известным российским дипломатом и единственным уцелевшим после того самого погрома миссии в Тегеране, в котором был убит Грибоедов. Юрий же пошел по отцовским стопам и занялся стекольным производством.

Его роль в московском меценатстве скромна, и, в то же время, огромна. Три миллиона рублей на музей Цветаева. На тот самый, который сегодня называется ГМИИ имени Пушкина. Для его строительства Нечаев-Мальцов нанял на Урале особую команду рабочих, добывавшую специальный морозоустойчивый мрамор, а для изготовления 10-метровых колонн специально выписывал каменотесов аж из самой Италии.
Сергей Щукин
Все Щукины были страстными коллекционерами. Основатель династии Иван Щукин, вместе со старшим сыном, бессистемно собирали всю русскую старину: от монет и икон до редких сервизов императорского фарфора и рукописей Наполеона. Позднее Петр Щукин подарил всю эту коллекцию Историческому музею.

Сергей Иванович Щукин. Портрет работы Дмитрия Мельникова
Дмитрий Щукин скупал полотна голландцев, а вот Сергей занялся тем, чего в то время не понимал и не хотел признавать никто. По мнению большинства, как на родине, так и за границей, этот сумасшедший русский тратил деньги на форменную мазню. Всех этих Ренуаров, Матиссов, Моне и Тулуз-Лотреков у себя на родине вышвыривали из любого мало-мальски приличного салона. У парижских торговцев искусством их картины пылились по углам, а сами художники жили в кромешной нищете.

В воспитанной на передвижниках и прочих реалистах Москве была та же реакция, когда в 1891 году на Ходынском поле в павильоне французской промышленно-художественной выставки впервые в России были показаны полотна Моне и Дега, публика тыкала в них пальцами и хохотала. Но Щукину было наплевать – он действовал по принципу “если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок – покупай ее”.

Начал он со скандинавских экспрессионистов, потом Федор Боткин привез его в Париж с владельцем художественного салона, где тот впервые увидел картину Моне. Так было положено начало крупнейшей в России и в мире коллекции раннего европейского художественного авангарда. “Девушки в черном” Ренуара, “Пьеро и Арлекин” Сезанна, “Голубые танцовщицы” Дега, “Красная комната”, “Танец” и “Красные рыбки” Матисса, “Старый еврей с мальчиком” и “Женщина с веером” Пикассо – все эти и многие другие сокровища, отвергнутые у себя на родине, находятся в шаговой доступности от нас лишь по тому, что Щукин в свое время наплевал на общественное мнение. Матисс в благодарность за кормившие его семью заказы приезжал в Москву только для того, чтобы самому развесить свои полотна в щукинском особняке.

После революции Щукин сам обратился в художественно-просветительский отдел Моссовета с предложением создать в одном из дворцов Кремля национальную галерею на основе пяти национализированных частных художественных собраний. Тогда его просьбу проигнорировали – было несколько не до того. Но в 1918-м году его особняк все-таки национализировали и открыли в нем Первый музей новой западной живописи. Самому Щукину предложили стать хранителем при своей бывшей коллекции, и предложение это он с радостью принял. Правда, потом все равно уехал, но в завещании твердо указал, что его коллекция должна принадлежать Москве. На сегодня ее примерная стоимость оценивается в 8,5 миллиарда долларов.

***
Сегодня многие мечтают о возрождении того блестящего поколения русских меценатов и заклинают настоящее великим прошлом. Дескать еще немного и восстанет из праха веков та, забытая “викторианская” Россия, а новые купцы, вдохновившись примерами Третьяковых и Морозовых наперебой побегут вкладывать состояния в народные больницы и картинные галереи. Вот только новый предпринимательский класс все не спешит меценатствовать. Ему очень нравятся сказки про великое прошлое и разные мишурные титулы, которые ему за десятку тысяч долларов еще недавно подносили расплодившиеся “дворянские собрания” и “купеческие гильдии”. Всласть наигравшись в историческую реконструкцию, наш испеченный в 1990-е “первой гильдии купец” захлопывает портмоне с платиновой “Визой” и отправляется на Куршавель. Ну или обсудить дизайн своей будущей суперъяхты. Ходить в заплатанных башмаках как Савва Морозов они уж точно не намерены.

Нет, что вы, он согласен немного пожертвовать – скажем, в обмен на 15 процентов налоговой скидки. Или заплатить художнику за роспись своей виллы где-нибудь на Средиземноморском побережье Италии. Но “окружать народ красотой” по примеру Мамонтова, он готов исключительно за счет бюджета, “распилив” половину еще на стадии тендера.

А все потому что история не шахматный ферзь и назад не ходит. Вернуть поколение блестящих меценатов конца XIX века невозможно, для этого потребовалось бы создать те социальные условия, в которых оно зародилось и начало развиваться. Вновь залезть в цементную скорлупу уставшей от собственных проблем феодально-абсолютистской империи, изнутри которой начал проклевываться птенец молодой русской буржуазии, уже осознавшей свою силу, но еще не разорвавшей свою связь с народной массой. Воссоздать эти условия “на новом витке” в XXI веке уже в принципе невозможно.

Алексей Байков
СЮЖЕТ: Городские байки Алексея Байкова
HTTP://WWW.M24.RU/ARTICLES

Материал по теме

Митрополит Корнилий. Старообрядцы и государство: Родина, Отечество, Долг

Старообрядцы на службе Отечеству, митрополит Корнилий, казаки, Рогожская казачья станица, старообрядцы, староверы, казаки, Дмитрий Власов, история старообрядчества, старообрядцы и Наполеон, старообрядцы и революция, старообрядцы в великой отечественной войне, 1941-1945, древлеправославие, Рогожское, Рогожская слобода, история, герои России, Козьма Крючков, Матвей Платов, казаки-старообрядцы, Защита, правда, победа, РПСЦ, военная слава, Поклонная гора, подвиги старообрядцев, Русь, служение, интервью, государство

Деловые старообрядцы. Фонтанка.ру поговорила с “Рябушинскими XXI века”

Фонтанка, Fontanka.ru, интервью, деловые предложения старообрядцев, старообрядцы предпрриниматели, купечество, традиции, история, пресса, журнал, старообрядцы, беспоповцы, Кожурин, интервью, РПСЦ, Санкт-Петербург, исследование, жизнь, быт, вера, ДПЦ, безпоповцы, анализ, Лиговская община, староверы, РДЦ, Загородний, Игорь Карванен, судьбы, лица

Митрополит Корнилий на радио “Наше Подмосковье”. Отличное интервью!

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёры
Фильм канала «Москва24» “Старообрядцы Москвы

Фильм канала «Москва24» “Рогожская казачья станица”

Ставшая народной песня “Россия”, посвященная герою-старообрядцу Матвею Платову:

Учёные о фальсификации истории России

Расширенный видеоматериал с конференции РГБ о выявленных подменах и осознанной манипуляции русской историей за последние два-три века.

фальсификация истории, манипуляция, обман

О роли старообрядцев в революции 1917 года

Рецензия сайта STAROVE.RU на историческое исследование А. В. Пыжикова «Грани русского раскола». Видео и стенограмма лекции учёного в ходе презентации новой книги.

Александр Пыжиков, революция, заговор, колхозы, советская власть, подрывная деятельность, диссиденты, анархисты, масоны, банкиры, Морозовы, Рябушинские, московская купеческая группа, Ротшильды, революционеры, пролетарии, анархисты, диверсия, раскол, старообрядцы, староверы, раскольники, Николай второй, Александр Первый, Пётр Первый, Екатерина Вторая, крепостное право, ремесленники, вина, евреи, финансирование, Шишкин, Хохлов

О роли старообрядцев в войне 1812 года

Важный научно-исторический очерк, опровергающий ряд фальсификаций и клише, сфабрикованных гонителями истинно православных христиан на Руси.

Заветы атамана Игната Некрасова, Булавинское Восстание и казаки-Некрасовцы, казачество, раскол, староверие, казаки, Дон, Волга, Кондратий Булавин, Долгоруков, Кубань, Никита Голый, Игнатий Некрасов, Лукиан Хохлач, озеро Майнос, Турция, хан

Избранные материалы:

STAROVE.RU, Церковь и Мир, общество, аналитика, актуальное, Ростов на Дону, Сергий Аветян, фото, священник, РПСЦ, актуальное, на злобу дняРаздел «Церковь и Miр»

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики «Исследования», «Истории жизни», материалы «На злобу дня», информация о праздниках, а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».

 

 

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Богоявление, Рогожское, СтарообрядцыБогоявленская вода. Рогожское. Фото

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег ХохловДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёрыИнтервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Епископ Евмений, о.Евгений Михеев, старообрядцы, Молдавская епархия РПСЦ, Кишинёв, Вознюк, Верея, Рогожское, Россия, Политика, ГУЛАГ, репрессии, гонения, СССР, Советская власть, лагеря, потомственные, староверы, Рогожская Слобода, чиновники, партийные, коммунисты, биография, советская власть, Брежневская эпоха, РПЦ МП, застой, Москва, жизнеописание, биография, Рогожская Слобода, митрополит Корнилий, Митрополит Алимпий, Епископ Геронтий Лакомкин, Русская ПланетаВл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

Статистика, смертность, старообрядцы, евреи, народы России, меньшинства, продолжительность жизни, национальности, старообрядцы, протестанты, дагестанцы, рождаемость, росстат, Америка, США, Европа, Англия, революция, Русский крест, анализ, Высшая Школа Экономики, демография, Россия, перепись населения, состав населения, профессииSTAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

Волховские Огни, Волхов, SKIF, Александр Николаевич Новиков, исследование, раскол, Аввакум, староверы, старообрядцы, Арсений Суханов, Арсений Грек и Арсений Глухой, Никон, Алексей Михайлович, новообрядцы, политика, история, синодальная церковь, РПЦ МП, гонения, цензура, Самодержавие духа, смирение, потревоживание, Митрополиит Иоанн, Иван Матвеевич Снычёв, третий Рим, хранилище овощей, смирение, Горбачёв, перестройка, Алексей Михайлович, Стоглав, антихрист, светская церковь, Ксения Петербургская, старец Епифаний, посолонь, просфора, Соловецкий монастырь, заговор, подтасовка, расследование«Самодержавие духа» или боязнь «потревоживания»?

Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.

деяния, Никон, Писание, постановления, правила, Предание, Стоглав, Стоглавый Собор, Предание, закон, соборность, Православие, перевод, толкованиеПостановления Стоглавого Собора (1551 год)

Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.

Рогожская СлободаПутеводитель по Рогожской Слободе

Читайте в иллюстрированном обзоре на нашем сайте информацию о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.

 

Рогожская Слобода, Рогожское, старообрядцы, архитектурный ансамбль

Журнал Дилетант. О расколе – правдиво

Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.ру

ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег Хохлов

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz
Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru
Twitter: https://twitter.com/staroveru
Youtube: Канал STAROVE.RU

Читайте также

РПЦ, Синод, священномученик, миссионер, Константин Голубев, старообрядцы, раскольники, молокане, священномученик Константин Голубев, миссионерское обозрение, саратовские ведомости, Саратов, начетчик, Иларион Алфеев, митрополит Корнилий, Радио Вера, radiovera.ru, Пасха, Иларион Алфеев, новомученики, житие, Путин, митрополит Корнилий

Православное «Радио Вера» в Пасху разжигает религиозную рознь

Всего месяц прошел с мартовского заседания Синода РПЦ 2017 года, на котором новообрядческая церковь утвердила ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *