Главная » Анонсы » О крестном знамении
И. Хромов О крестном знамении

О крестном знамении

5 (100%) 7 votes

Дал еси боящимся тебе знамение, еже убежати от лица лука (Пс. 59, 6).

Мы, старообрядцы, привыкли отмечать недостатки за чадами господствующей церкви в том, что они не могут оградить себя крестным знамением так, как того требуют даже их же, господствующей церкви, катихизисы. Вместо крестного знамения они, почти все без исключений, выделывают на груди какое-то диковинное «шалтай-болтай». Так мы открыто говорим ο сынах господствующей церкви, и это верно. Но «шалтай-болтай» понемногу свивает себе и у нас прочное гнездо. Бывая в храме, поражаешься небрежностью полагания на себе крестного знамения не только нашей современной мнимо-культурной молодежью и детворой, но и отцами семейств и почтенными людьми, занимающими в общинах и приходах видное положение, а часто не умеющими правильно изобразить на себе крестное знамение. Но еще в Ветхом Завете сказано: «проклят творяи дело Божие с небрежением».

«Старики стоят, как столетние дубы, твердо, сосредоточенно, точно они ногами своими вошли в землю и трудно сдвинуть их с места… Смотришь на почтенного старца лет 80-ти и удивляешься его могучей крепости… Рядом же с ним стоит молодой человек, совсем еще подросток. Этот уже страдает каким-то непонятным расслаблением: он и пяти минут не постоит спокойно — то одну ногу отставит, то другую, то на один бок свихнется, то на другой». Это наблюдал г. Мельников в житомирском храме. Но ведь это же можно видеть и везде и всюду…

И если дальнейшее послужит хоть некоторым поводом одуматься — перестать творить радость демонам небрежным изображением на себе крестного знамения, то автор почтет себя удовлетворенным.

________________

Изображать на себе рукою крестное знамение есть воистину древнее апостольское предание, которому первых христиан научили святые апостолы. Хотя прямо и не писано об этом в Евангелии или апостольских посланиях, но святые апостолы завещали, что нужно соблюдать верующим не все принятое письменно, но некоторое и словесно, как об этом пишет апостол Павел к солунянам: Братие, стойте и держите предания, им же научистеся или словом, или посланием нашим (2 Солун. 2, 15). «Из сохраненных догматов и проповеданий, — говорит святой Василий Великий, — некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеюще силу, то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или паче — сократим проповедь в единое имя без самыя вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Iсуса Христа знаменались образом креста, кто научил сему писанием?» (Полн. перев. правило 91).

Христос Пантократор (одна из древнейших икон Христа, VI век, монастырь Святой Екатерины)
Христос Пантократор (одна из древнейших икон Христа, VI век, монастырь Святой Екатерины)

Блаженный Феодорит глаголет: «како подобает рукою креститися, сице благословите и рукою креститеся, три персты равно имети вкупе, великий иже глаголется палец, да два последних, исповедуется тайна но образу троическому Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Не три Бози, но Един Бог в Троице. Имена разделяются, на Божество едино. Тако тем трем перстом указ. Α два перста — вышний да средний великий вместе сложити и прострети. Великий же перст имети мало наклонно, то образует два естества Христова, Божество и человечество, Бог по божеству, а человек по вочеловечению, во обоем совершен. Вышний же перст образует Божество, а нижний человечество. Понеже сшед от высших, спасе нижняя. Согбение персту толкуется, преклонь бо небеса сниде на землю нашего ради спасения. Да тако достоит креститися и благословити. Тако святыми Отцы указано и узаконено». (Кирилова книга — слово о кресте гл. 14, Л.179-181).

«Итак опять, — говорит святой Петр Дамаскин, — от знамения честного и животворящего креста бегают демоны и многоразличные недуги, вещь для всех подаваемая даром и без труда, и похвалы его кто может исчести, образы же святого его знамения святые отцы предали нам, для опровержения неверных и еретиков: Ибо два перста и единая рука являют распятого Господа Iсуса Христа, в двух естествах и во единой ипостаси познаваемого» (Филиппов Т.И. «Современные церковные вопросы» С.416 и 456).

«Сего ради внимай себе, чтобы все было истово воображено: Первое от Троицы, таже о двух естествах, снития. Тако же и на челе главнем, положение руки и схождение на перси. Аще кто сего не знаменует истово, то не исповедует нераздельныя Троицы. Також аще кто на плеча, правое и левое, лености ради и небрежением, руки своея не доносит, той не исповедует Нераздельныя Троицы и судию быти живым и мертвым. Сего ради внимай себе, и не ленися доносити руки своея на правое плечо и на левое».

«Помни себе и не забывай о кресте, чтобы не платие на себе крестити, но тело свое. Сего ради крестом осеняешися, прилагай внятно руку свою, чтобы ти сие на теле своем внятно было».

«Аще кто исполнит крест, но завещанию святых апостол и святых отец вообразит на ся, вельми сего боятся и трепещут беси и далече бежат от него».

«А кто его вообразит не истово и тому бесы радуются и всякою прелестию прельщают его. Таково есть знамение живоноснаго креста Господня» («Сын церковный», гл. 85-88).

Христос Пантократор. 1043–1046гг. Собор св. Софии, Киев. Мозаика в зеркале купола.
Христос Пантократор. 1043–1046гг. Собор св. Софии, Киев. Мозаика в зеркале купола.

Крест Христов и крестное знамение многие святые отцы именовали печатию Христовою, запечатлевающею все таинства и обряды, и приписывали ему самое обширное значение и необыкновенную силу 1 . Из многих святых укажем на некоторых.

«Вместо щита, ограждай себя честным крестом, запечатлевая им свои члены и сердце, — учит нас Ефрем Сирин, — И не рукою только полагай на себе крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай оным свои члены и сердце, всякое свое занятие: и вход свой, и исхождение свое во всякое время, а седение свое, и восстание, и одр свой, и какое ни проходишь служение, прежде всего запечатлей во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ибо весьма крепко оружие сие, и никто не может никогда сделать тебе вреда если огражден ты сим оружием. Если и тому, кто носит печать земного царя, никто не может сделать зла, то кольми паче никто не в состоянии состязаться с нами, которые носим на себе такую печать великого небесного Царя… Посему, брат мой, никогда не будь нерадив запечатлевать себя крестом, и расторгнешь сети, какие скрыл для тебя диавол, ибо написано: на пути сем, по нему же хождах, скрыша сеть мне (Пс. 141, 4). Итак, всегда запечатлевай себя крестом, и зло не прикоснется к духу твоему»2 . «Если ты часто будешь печатлеть чело и сердце твое знамением креста Господня, то демоны убегут от тебя, потому что они весьма боятся этой святой печати»3 . «Запечатлевайте себя крестным знамением… демонам же предоставьте делать из себя посмешище», — между прочим говорил Антоний Великий 4 . «Начиная что- либо, или продолжая делать, входя в дом или выходя, одеваясь и обуваясь, при омовении, пред столом, вставая от сна, ложась и садясь, при всяком вообще занятии своем мы печатлеем чело свое знамением Креста», — говорят древнейшие писатели Тертуллиан 5 и Лактанций 6 .

«Братие, от первого возраста детей своих… научайте рукою печатлеть чело», — между прочим говорит святой Иоанн Златоуст 7 .

«Итак, да не стыдимся креста Христова, хотя бы другой и утаивал оный, ты явно (открыто) печатлей на челе, знаменуй им чело свое, — говорит святой Кирилл Иеросалимский, — дабы злые духи, узнав царское сие знамение, с трепетом далеко убегали от тебя. Знаменуй себя им, когда ешь, пьешь, садишься, ложишься, встаешь от сна, говоришь, ходишь, вообще при всяком случае»8 .

«Не без причины Христос благоволил, чтобы знамение Его печатлелось на челе нашем, как на месте стыдливости; сие для того, дабы христианин не стыдился поношения Христова», — говорит между прочим святой Амвросий Медиоланский 9 .

«Если напечатлевшиеся в памяти твоей худые припоминания и приражения неприязненного, принимающего на себя многие виды, хочешь изгладить в себе, — говорит нам преподобный Нил Синайский, — то ночь и день будь всегда вооружен воспоминанием о Спасителе нашем и усердным призыванием досточтимого имени Его, как можно чаще и чело и грудь запечатлевая знамением Владычного креста. Ибо, как скоро произносится имя Спасителя нашего Iсуса Христа, и печать Господнего креста полагается на сердце, на челе и на других членах, несомненно сокрушается сим сила врага, и в трепете бегут от нас лукавые демоны»10 .

Что крест и крестное знамение есть сущая печать Царя небесного, — это более чем несомненно: «Когда знаменуем мы себя святым крестом, — говорит святой Амвросий Медиоланский, — то он является нам печатью Христовою на челе, печатью на сердце, печатью на мышцах. На челе, да всегда исповедуем Христа, на сердце, да всегда его любим, на мышцах, да всегда благая делаем… Крестное знамение на челе, как на месте стыдения, да не стыдимся исповедывать Христа распятого, Который не стыдится нарицать нас братиею своею 11; знамение на сердце, на месте любления, да всем сердцем любим Его, яко той первее возлюби нас 12; знамение на мышцах, да поработаем Ему Господу нашему и понесем на раменах тяжесть креста» 13 .

«Сия нам есть печать, ею же от язык и от иудей разнствуем; сие есть наше знамение, от лобного места на лбы наши принесенное во благо», — говорит тот же святой Амвросий Медиоланский.

Крест Христов еретиков делает немыми: «Когда станешь состязаться с неверными о Кресте Христовом, то сделай наперед рукою знамение креста Христова, и прекословящий онемеет», — говорит святой Кирилл Иеросалимский 14. «Крест Христов больных творит здоровыми» 15. «Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство», — говорит святой Афанасий Александрийский 16. Знамение крестное, по учению святого Григория Богослова, утоляет гнев людей. Знамения крестного, по его учению, все ужасается и трепещет 17. Печать креста Христова избавляет от падения. Так некая женщина «клала на себе печать во имя Христово, как христианка» и была избавлена от ухаживавшего за нею соблазнителя на беззаконный поступок. Даже «большие чародеи не возымели силы, когда женщине помогла печать Христова и вера» 18. Печать знамения Христова прогоняет бесов 19. Она идольские капища и другие жилища бесовские обратила в молитвенные храмы 20. Крест и знамение его зверей укрощает 21; путь мокрый делает сухим 22 . «Сие знамение и в прежние и в нынешние времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей», — говорит святой Иоанн Златоуст в 54 беседе на Евангелие от Матфея. Печать креста Христова страсти прогоняет: «Если кто приведен ими (страстями) как бы в потрясение, то да запечатлеет себя немедленно животворящим образом креста, и враг будет низложен», — говорит преподобный Ефрем Сирин 23 .

И в другом месте: «Запечатлей себя крестным знамением, и враг убежит от тебя» 24 .

«Начертанием честного и животворящего креста прогоняются демоны и многоразличные болезни», — говорит святой священномученик Петр Дамаскин 25 .

«Если часто чело свое и сердце запечатлеваешь знамением Владычного креста, то с трепетом побегут от тебя демоны, потому что крайне боятся сего блаженного знамения», — говорит Нил Синайский 26. «Имже мы знаменующеся, бесовския силы побеждаем», — говорит Иоанн Златоуст 27 .

«Крест — и знамение Спасителя, и печать, и трофей», говорит, святой Симеон Фессалонитский 28. «Крест Христов есть вместе и трофей Христов, которым мы и побеждаем, и утверждаемся, и путеводимся, и пасемся, и запечатлеваемся…» говорит тот же святитель 29 .

Древний писатель христианский Цицерон Лактанций ο печати креста Христова говорит, что нет ни страны, ни народа, который не имел бы этой спасительной печати. «Отсюда нет ни единого народа, толь грубаго, ни страны, толь отдаленныя, чтобы страдание и величество славы Его (Христовой) ведомы не были. И тако распростер Он в страдании руки свои и землю измерил, дабы чрез то доказать, что от восток солнца даже до запада великий народ, из всех языков и племен собранный, под криле Его приидет и печать оную великую и высокую (Крест) на челах своих приимет», — писал он 30 .

«Ибо, после подвига Моего на кресте, каждому из моих воинов Я дам царскую печать для ношения на челе»31 , — говорит нам Сам дающий сию печать, Господь наш Iсус Христос, — да не стыдимся исповедовать Распятого: да будет (да изображается) на челе перстами печать Его и на всем крест Его», — говорит святой Кирилл Иеросалимский 32 .

«Печать наречеся крест, яко всякия Божии заветы, елика аще приимем, сим аки некоею царскою печатию и перстнем печатаем, и приступити ничто же может лукавое…», — говорит вселенский учитель Иоанн Златоуст 33 .

«Не без причины Христос благоволил, чтобы знамение Его печатлелось на челе нашем, как на месте стыдливости», — говорит святой Амвросий Медиоланский 34 .

«Сей нам дадеся в знамение на челе, якоже Израиль обрезание», — говорит святой Иоанн Дамаскин ο печати креста. «Сим мы вернии от неверных различествуем и познаваемся. Сей нам щит и оружие, и одоление на диавола. Сей есть печать, да не коснется нам ангел он, иже вся погубляше, якоже глаголет писание» 35 .

«Крестом Христовым запечатлеваются все таинства, освящения, посвящения, рукоположения36, и каждое богослужение»37. «Все обряды носят на себе печать креста Христова» 38. «Без того бо (без креста) ни крещение, ни литургия бывает, ни ина кая духовная вещь: имже мы знаменующеся бесовския силы побеждаем», — говорит святой Иоанн Златоуст 39 .

Д.М.Утенков. "Старовер".
Д.М.Утенков. “Старовер”.

Эта божественная, знаменательная и дивная печать Христова была и есть предметом отличия благочестивых, работающих Богу, которым обещано вечное блаженство, от нечестивых, нераскаянных грешников, которые без креста и его знамения лишаются того блаженства.

Но «во время пришествия антихриста наипаче будет, печати животворящаго креста отделяющей от неверных верныя, не стыдясь и с дерзновением знамение Христово пред нечестивыми носящия», — говорит святой Андрей Кесарийский. Потому и сказал ангел: «Не вредите ни земли, ни моря, ни древес, дондеже запечатлеем рабы Бога нашего на челех их» 40 . И рече Господь: «Пройди среди града Иеросалима, и даждь знамение на лице мужей стенящих и болезнующих ο всех беззакониях, бывающих среди их» 41. Α которые не будут запечатаны печатию Царя, тех повелевает Господь истребить. И речено бысть им (ангелам): «Да не вредят травы земныя, ни всякаго злака, ни всякаго древа, но человеки точию; иже не имут печати Божия на челех своих» 42 .

«Се печать, да не прикоснется нас губитель, видя, яко сам Господь глаголет пророком Иезекиилем: не пощадите пред очима вашима и не помилуйте старца, ни юноши, ни девы, ни младенца, ни жены, умертвите на погубление, а носящия на челех знамения не прикасайтеся» 43. Эта божественная Царя небесного печать, при кончине жизни нашей,демонов делает уже не страшными я не опасными для нас. И самую смерть делает не страшным умиранием, но мирным сонным засыпанием или уснутием: «Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны; смерть уже не смерть, а сон», — говорит святой Иоанн Златоуст 44.

Эта божественная Царя небесного печать душе разлучившейся от тела отверзает райскую дверь. «Сам рай вожделевает принять тебя, как собрата твоего разбойника, и отверзает широкую дверь свою ключом крестного знамения», — говорит преподобный Ефрем Сирин 45 .

Эта Божественная печать не только в этом мире, и не только во время антихриста, и смерти, но и во время второго пришествия Господа нашего Iсуса Христа будет предметом разделения верных от неверных, благочестивых от нечестивых. «Постараемся убо наипаче имети в себе знаки и печать Господню, — говорит преп. Макарий Египетский. — Ибо в день судный по собрании всех колен земных племени Адамова и по разделении, сделанном от Бога всем языком, когда будет глашати Пастырь свое стадо, тогда, елицы имут печать, узнают своего Пастыря, и также Пастырь имущих печать узнает и соберет их от всех язык»46 .

Вот какую великую силу и какое знаменательное значение имеет печать креста Христова! Крестное знамение есть тот знак, по которому Бог обращает свое милостивое внимание к нам, за который Он изливает спасительную благодать свою на нас в нынешнем и грядущем веке. Без крестного знамения Божией благодати не получить. Без крестного знамения христианин — не православный христианин. На ком нет креста, тому нет благодати.

Потому-то все святые крестом Христовым и запечатлевали себя 47; потому-то все благочестивые христиане любили и любят его. Ангелы веселятся, видящи правильно изображаема; только один противник Христов терпеть не может печати креста Христова. Один он только, как боится Самого Iсуса Христа, так боится знамения Христова креста 48 . Потому-то он и радуется бескрестию, радуется о тех, которые не изображают на себе креста Христова, — не полагают перстов руки своея, по преданию святых апостолов и святых отцов: на чело, где начинают расти волосы; на чрево (пуп); на правое и левое плеча первых ключевин; но или по неверию, или по невежеству, или по лености и по моде махают рукою небрежно, поспешно, за один поклон делая иногда несколько неопределенных скоробежных оборотов, нимало не похожих на крест Христов, но скорее похожих на ткани пауков, лишая таким образом себя пользы и ангелов веселия, а бесов вместо страха удостоивая радости, по сказанному: «Мнози убо невегласи махающе по лицу своему рукою, крестятся, и сице творяще, всуе тружаются, зане же не исправляют истово креста на лице своем, тому бо маханию беси радуются. А иже и кто крестится истово, покладая руку свою на челе и на животе, и на правом раме, и потом на левом, то ангели зряще истиннаго креста воображаемаго на лицах их, веселятся» 49 .

Из сего очевидно, что такие небрежные и неистовые махатели рукою не только что лишают себя пользы и ангелов веселия, а демонов вместо страха удостоивают радости, но, что страшнее всего, вследствие бескрестия, вместо печати Христовой, принимают на себя печать противника Его, по реченному: «Уже бо и ныне многих видим, иже не приемлют на себе Христова крестнаго знамения, сиречь десницею своею узаконеннаго воображения не возносят на чело главы своея и на живот, таже на правое плече и на левое. Аще убо реченнаго сего Христова знамения крестнаго не приемлют, то уже яве есть еже имать прияти на чело свое и на десную руку антихристову печать, по реченному: идеже бывает свету лишение, ту бывает тме пришествие»50 .

Α потому на таковых видимо сбываются предсказанные слова преподобного Ефрема Сирина: «И будет полагать свою печать сей скверный не на каком бы то ни было члене тела, но чтобы не затруднялись сим, будет полагать ее на правой руке человека. Α также и на челе положит нечестивое начертание, чтобы человек не имел возможности правою рукою напечатлевать на себе знамение Христа Спасителя нашего, и также не мог назнаменовать у себя на челе без сомнения страшное и святое имя Господне и славный и страшный крест Спасителев. Ибо знает сей нечестивый, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу. И потому будет класть печать на правой руке человека, так как она запечатлевает крестом все члены наши, а подобным образом и чело на верхе своем носит Спасителево знамение, как , священник носит на себе светильник света. И так, братия мои, всем верным и сильным христолюбивым людям предлежит страшный подвиг, чтобы ни однажды не уступить до часа смертного, и не изнемочь, когда змий будет начертывать печать свою вместо креста. Ибо всеми способами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя — сие всесвятое и пречистое имя вовсе не было именуемо во времена змия. Сделает же сие немощный, страшась и трепеща святой силы Спасителева имени. Ибо кто не запечатлеется его печатию, тот не будет пленником его мечтаний, от такового не отступит Господь, но будет просвещать его сердце и привлечет к Себе» 51 .

Посему, возлюбленные отцы и братия, как во избежание лишения себя вышеозначенных силы и пользы, печати крестного знамения, лишения ангелов веселия ο правильном изображении креста Христова, так во избежание сказанного радования демонов ο неправильном изображении, а наипаче во избежание принятия печати противника Христова, будем правильно, усердно, со вниманием ο кресте и ο Распятом на нем, запечатлеть себя печатию креста Христова и по древнему святых апостол и святых отец преданию слагать двуперстно персты руки своей и полагать первое на челе нашем, второе — на чреве нашем, третие — на правом раме, четвертое — на левом.

Это богопреданное повеление полагать персты указанным образом на челе означает то, что, святая Троица находится на небе; полагание на чреве означает то, что Сын Божий сошел на землю и воплотился и распят был и умер за наши грехи; полаганием на правом плече показывает то, что Он вышел из ада и воссел одесную Отца; полагание на левом плече выражает мольбу, чтобы Он не оставил нас ошуюю (на страшном суде), но избавил нас от левой страны.

Некоторые самооправдательно говорят: «Если я рукою и неправильно изображаю на себе крест, но в душе или сердце правильно изображаю его». Такое оправдание с машинальным маханием рукою как несогласное с преданием святых апостол совершенно противно учению православной Церкви.

Да и неестественно, чтоб человек по наружности махал рукою кое-как, машинально и бессознательно, а в душе имел правильное изображение. Тогда как и при правильном наружном изображении креста иметь внутри правильный крест есть дело мудреное и мужей более совершенных в молитвенном настроении. Скорее потому-то и делается подобное махание рукою, что в душе-то ничего нет, поелику рука не сама собой возносится на чело и другие указанные места, но по внутреннему повелению души: рассеяна душа, и рука движется бессознательно.

Твоя высота, живоносный кресте, воздушнаго князя биет. И глубина всея бездны закалает змия, широту паки воображает, низлагая мирскаго князя крепостию твоею 52 .

И. Хромов. Ж. Старообрядческая мысль. 1916 №1 С.28-38

__________________________

  1. Блаж. Августин. Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит в Хр. Чт. 1839 г. Ч.I С.286-9 и в книге ο церковной иерархии С.168-189, Амвросий Медиоланский, Григорий Двоеслов в собеседов. №3 гл. 7 С.169, Григорий Богослов слово 1-е на Иулиана Ч. I, (Л.72), а в рус. пер. Ч. I, С.118. Ч.II, С.130. Катих. Патр. Филарета (Л.300 об. 366, 368, 376 об., 377 об.). Преп. Иосиф Волокол. слово 7 С.297.
  2. Ефрем Сирин. Ч.3 С.476; еще Ч.4. С.470
  3. Преподобный Нил Синайский, Христ. Чт. 1844 г. Ч.1 С.32, письмо 304.
  4. Жизнеописание Антония Великого, написанное Афанасием Александрийским, Ч.3, С.217.
  5. Тертуллиан, Попечение, прав. Церкви, Ч.1 С.116.
  6. Лактанций, Кн. 4 глав. 26. По скрижали Ч.1, С.60.
  7. Иоанн Злат. на 1 Кор. по изд. СПб Академии, 1863 г. Бес. 12 С.213.
  8. Кирилл Иеросал. Оглаш. 4, §14, С.66, сн. огл. 13 §18.
  9. Сочин. о перстосложении для крестного знамения, Псков, 1874 г. Л.18. Св. Ефрем Сир. Ч.2, С.573.
  10. Нил Синайский: Ч.3 §238, С.365.
  11. Евр. 2, 11.
  12. 1 Иоанна 4, 19.
  13. Св. Амвросий Медиоланский, в соч. «Вера, надежда и любовь», Ч.1 С.10.
  14. Кирилл Иеросалимский, Оглас. Поуч. XIII, §22 С.259, 272.
  15. 13 ноября. Пролог житие Иоанна Злат. (Л.155 об. Л.156 об.). Антоний Вел. у Афанасия Алекс. Ч.3,С.272.
  16. Афанасий Александрийский, Ч.3, С.271.
  17. Григорий Богослов, Ч.5, С.168.
  18. Епифаний Кипрский, Ч.1,С.225, 227. Сн. С.229.
  19. Георгий Кедрин, Ч.1 (Л.83). 
  20. Григорий Нисский, Ч.8, С.149.21
  21. Афанасий Александрийский, Ч.3, С.251.
  22. Ефрем Сир. Сл. 103, но слав. пер. Житие преп. Марии Ег. 1-го апр.
  23. Ефрем Сирин, Ч.3, С.652. Бог даровал нам на диавола честный крест, говорит Иоанн Златоуст, в прологе 1-го апр. слово ο чтении книг.
  24. Ефрем Сирин, Ч.3, С.584.
  25. Петр Дамаскин, в русск. пер. Ч.1, С.228.
  26. Нил Синайский, Ч.3, С.163.
  27. Пролог 12-го марта.
  28. Симеон Фессалонитский С.53, Сн. С.58, 214, 25.
  29. Симеон Фессалонитский сир. 89.
  30. Лактанций. по Скрижали. Αрх. Вениамина. Спб. 1855 г. Ч.1, С.53 § 7 С.60, и твор. Лактанция перев. В. Карнева, Ч.1, стр 323.
  31. Кирил Иерусалим. Огласит. Поуч. XII §8 С.213
  32. В Хр. Чт. 1874 г. Июнь С.216.
  33. Соборник (лист. 131 на об.) по Григорию митрополиту, Спб. Истинно-древняя церковь, Ч. 2, С.40; Сн.Чт. Общ. Люб. Дух. Просв. 1876 года, апр. С.219.
  34. О перстосложении. Псков, 1874 г. Л.18.
  35. Исход. 12. 12, 23. Иоанн Дамаскин. Кн. 4. гл. 11.
  36. Симеон Фессалон. С.210-212, С.233-4, 239, 243; С.257, 268, 280; §169; §201 С.297; §237 С.342; §525С.521, 274, 366, 368, 373, 375-6. Скрижаль. Ч.4, С.109, Иоанн Златоуст 54 Бес. на Евангелие от Матфея
  37. Симеон Фессал. §313 С.483, 512. §332. Скрижаль, Ч.2, гл. 1 §37 С.3-6.
  38. Правосл. обозр. 1874 г. январь С.25. О таинствах правосл. церкви, свящ. М.М. Воздвиженского. Хр.Чт. 1839 г. Ч.1, С.267.
  39. Иоанн Златоуст, Прол. 12 марта, (Л.24 об.).
  40. Андрей, архиеп. Кесарийский на Апок. VII, 2-3, С.66, в нов. пер. С.58. Св. Иоанн Дамаскин Кн. 4, гл.11 §3.
  41. Иезекииль, 9, 4. См. преп. Ефрем Сир. на это место Писания Ч.6, С.17-18.
  42. Андрей Кесар. на Апок. IX, 4-6 С.89, а по изд. 1882 г. С.75.
  43. Иезекииль 9, 5-6. Преп. Иосиф Волоколамский, Просветитель, сл. 7, стр, 297.
  44. Иоанн Златоуст на Матф. Ч.2 С.432.
  45. Ефрем Сирин Ч.4, С.171. Св. Евсевий Самосатский. Слово в святый и великий вторник, ο сошествии Иоанна Предотечи во ад.
  46. Макарий Егип. По изд. 1872 г. Бес. 12 §13 стр.143, а по изд. 1880 г. С.129. Св. Андрей Кесарийский на Апок. С.248. Ефрем Сир. Ч.2, С.331 332, 369, 370, 406, 408.
  47. Афанасий Александрийский Ч.3 С.251. Страдание св. муч. Ореста, Четьи-М. 16 ноября.
  48. Антоний Великий у Афан. Алекс. Ч.3, С.236. Кирилл Иеросалимский. Огл. поуч. ХIII, 36.
  49. Пролог 18 апреля. Слово св. Иоанна Златоуста ο страхе Божием.
  50. Великий катихизис гл. 23, Л.102.
  51. Твор. Ефрема Сир., Ч.3, слово 1-е на пришествие Господне, С.221.
  52. Канон животворящему кресту Христову, песнь 4, твор. Григория Синаита.

Материал по теме:

Семипоклонный начал как средство приступить к молитве

семипоклонный начал _

Федор Ефимович Мельников: Что такое старообрядчество?

Федор Ефимович Мельников, начётчик, старообрядец, РПСЦ

Какое крещение истинное и правильное?

крестины, обливание, погружение, правило, правильные

ЧУДЕСА И ЗНАМЕНИЯ: Все ли они от Бога, и как не ошибиться

Чудо, знак, ересь, ложь, лукавый, обольщение, обман, предостережение, чудеса, знамения, патерик, житие святых, толкование, мистика, непостижимое, откровения, исцеление, как понимать, философия, богословие, старообрядцы, православие, осторожность, предупреждение

 

Читайте также

20171210_135325

Епископ Силуян освятил старообрядческий храм в Тюмени

5 (100%) 5 votes Весной прошлого года мы уже рассказывали о старообрядческой общине города Тюмень. ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *