Главная » Анонсы » «Открытая Россия»: будни старообрядческого интернета от STAROVE.RU
Олег Хохлов, СТАРОВЕ.РУ, староверу, интервью, редактор, Открытая Россия, история, молодежный сайт, история, старообрядчество в интернете, РПСЦ, старообрядцы, small media, правда, воспоминания, molodoj.ru «Русская Вера», Сергей Простаков, расследование, ruvera.ru, рувера, новообрядцы, ОВЦС МП, РПЦ, Старообрядческая Мысль

«Открытая Россия»: будни старообрядческого интернета от STAROVE.RU

С задержкой, причины которой в том числе изложены ниже, публикуем первое в истории интервью редактора сайта «Старообрядческая Мысль» Хохлова Олега светскому изданию.

Наш постоянный читатель, журналист проекта «Открытая Россия» Сергей Простаков включил рассказ о сайте STAROVE.RU в цикл репортажей о российских Small media («мини-СМИ»). Опытом такого сотрудничества, судя по всему, остались довольны обе стороны. По крайней мере содержание интервью не было искажено, что нередко случается в медиа-среде.

Олег Хохлов, СТАРОВЕ.РУ, староверу, интервью, редактор, Открытая Россия, история, молодежный сайт, история, старообрядчество в интернете, РПСЦ, старообрядцы, small media, правда, воспоминания, molodoj.ru «Русская Вера», Сергей Простаков, расследование, ruvera.ru, рувера, новообрядцы, ОВЦС МП, РПЦ, Старообрядческая Мысль

Олег Хохлов, праправнук одного из первых старообрядческих журналистов Андрея Королева, продолжает дело своих предков. Олег активно развивает старообрядческий интернет. Главное его детище — small media Starove.ru, которое сегодня стало одним из самых популярных ресурсов в своем сегменте. Сергей Простаков поговорил с журналистом о запрете на анонимность в сети, о медиаконкуренции между конфессиями и о переизбытке некачественной информации

Олег Хохлов, СТАРОВЕ.РУ, староверу, интервью, редактор, Открытая Россия, история, молодежный сайт, история, старообрядчество в интернете, РПСЦ, старообрядцы, small media, правда, воспоминания, molodoj.ru «Русская Вера», Сергей Простаков, расследование, ruvera.ru, рувера, новообрядцы, ОВЦС МП, РПЦ, Старообрядческая Мысль

Как появился сайт Starove.ru?

— Где-то в 2005 году у меня появился интернет, и я начал работать над тем, чтобы голос старообрядчества, в частности мой, был представлен в сети. В 2008 году я уже выступал с докладом «Старообрядчество в интернете» на конференции в Румынии, где также со времен раскола компактно проживают несколько десятков тысяч наших верующих. Сначала старообрядческий интернет был представлен в виде тематических форумов. На них общалось около сотни человек, и там можно было найти редкую информацию: обсуждались богословские вопросы, велась полемика. В 2007 году в жизни старообрядцев произошло эпохальное событие. На Освященном Соборе Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) было принято решение запретить ее членам анонимно высказываться в интернете по церковным вопросам. Ники и юзернеймы были запрещены, и все должны были регистрироваться на интернет-ресурсах под своими собственными именами. После этого решения мне пришлось под собственным именем комментировать на форуме какую-то очень острую тему, и это навсегда изменило мое отношение к сетевой публицистике. Вскоре, в том числе из-за потери форумами своей анонимной привлекательности, они начали исчерпывать себя. Я же начал задумываться о необходимости создания современного старообрядческого ресурса, который был бы стал следующим шагом по сравнению с форумами. В 2007 году я подключился к наполнению молодежного сайта РПСЦ, который тогда уже существовал, но был никому не известен. За плечами у меня уже был опыт издания ежемесячной приходской газеты «Рогожские вести», которую мы печатали на принтере в общине вместе с единомышленниками.

Главным нововведением виртуального ресурса стали анонсы. На большинстве сайтов новости публикуются постфактум, когда событие уже не актуально. Мы же стали публиковать анонсы ближайших церковных праздников и мероприятий. Тогда же я создал группу «Ближайший старообрядческий праздник» во «Вконтакте», так как их технологии позволяли настроить календарь. Со временем у нас появился свой стиль, мы стали публиковать оригинальный контент, отзываться на текущую повестку, писать на злобу дня.Кстати, в начале 2000-х, когда бабушка и прабабушка уже умерли, я, к удивлению своему, обнаружил в новых старообрядческих изданиях, что мой прапрадед Андрей Иванович Королев был издателем первого еженедельного старообрядческого журнала «Церковь». Сто лет назад номер на 10-20 страницах выходил многотысячными тиражами еженедельно, а теперь для нас это недосягаемая планка.

Бесплатная казачья полевая кухня. Фото: Саяпин Владимир / «Ближайший старообрядческий праздник»

Кто сейчас работает над Starove.ru?

— Четыре человека с разной степенью вовлечения в процесс производства контента. Я перечитал ваши предыдущие интервью с создателями small media — у нас похожая ситуация. Особенно нам, пожалуй, близки проблемы панков. Я тоже считаю более перспективной работу над сайтом, а не развитие в социальных сетях. На сайте лучше структурированы материалы, их проще найти, к ним всегда без труда можно вернуться, они индексируются поисковыми сетями. У нас есть авторы, которые присылают материалы, постоянно люди шлют ссылки на что-то интересное для перепечатки. В этом случае, как правило, мы добавляем к статьям актуальные иллюстрации.

Жестких требований по конфессиональной принадлежности авторов у нас нет. Но мы и не платим гонораров. Это, естественно, ограничивает наш потенциал. Рук всегда не хватает.Сайт помогает осуществлять некоторые проекты, хотя я скептически отношусь к сбору средств через интернет. Нам удалось осуществить несколько важных дел при помощи проекта «Деловые предложения старообрядцев». По нашей просьбе были собраны крупные суммы нескольким погорельцам из числа уважаемых прихожан, попавших в беду. В прошлом году за четыре месяца набралась вся необходимая сумма на издание книги с автобиографией старообрядческого епископа Геронтия, который провел 10 лет в ГУЛАГе, но вышел несломленным и не побоялся написать об этом испытании. В 2012 году епископ Геронтий был причислен к лику православных святых, и я считаю издание этой книги одной из самых важных наших инициатив.

Но такие эпизоды — не самоцель. Кто-то из предыдущих героев вашего цикла статей говорил вам, что стремится к выходу своего small media только на бумаге. Я считаю, что это проявление эгоизма. Материалы должны быть максимально доступными и бесплатными. Именно этим меня и привлекает работа над сайтом. Кстати, книгу о святом Геронтии можно скачать у нас на сайте и заодно прочитать, как нам удалось собрать необходимую сумму.

Иллюстрация из материала о книге-автобиографии святителя Геронтия

Почему вы не пользуетесь специальными ресурсами для краудфандинга?

— Не приходилось сталкиваться. Хотя, конечно, есть и определенное консервативно- настороженное отношение. Лично я ни разу не слышал, чтобы кто-то рассказывал о своем опыте пожертвований кому-то посредством специализированных ресурсов. Исторически старообрядцы предпочитали давать деньги конкретному человеку, а не под красивый бизнес-план. К тому же у нас нишевые церковно-общественные интересы. Посторонним дольше придется объяснять, кто такие старообрядцы… Моя цель — люди должны знать нас и наш сайт, доверять нам, следить за новостями. И помогать, если мы попросим. А мы не должны попрошайничать по пустякам и прибедняться.

Кто-то поддерживает материально Starove.ru?

— В основном это наши частные средства. В текущем виде сайт не требует больших материальных затрат. Больше всего времени тратится на верстку и размещение материалов: на публикацию одной иллюстрированной в нашем стиле статьи уходит три-пять часов, не считая написание. Правда, мы не гонимся за потоком новостей, чтобы считать это глобальной проблемой. Мы стараемся писать в ритме жизни нашего читателя. Если никто не может читать от корки до корки более трех-четырех статей в неделю, тогда зачем вешать десятки пустяковых заметок? Да и у меня есть максимум два часа в день, чтобы уделить внимание нашему детищу: пока еду в транспорте с ноутбуком. Ни на работе, ни дома времени на общественную деятельность не предусмотрено. Много приходится работать над рубрикой «Старообрядческий навигатор», куда мы заносим информацию о всех приходах нашей церкви. Конечно же помощь никогда не будет лишней. Сайт давно требует значительной доработки, «лечения глюков». Актуальна и проблема с программистами: наши потребности на данный момент более масштабные, чем возможности базовых шаблонов.

Иллюстрация со «Старообрядческого навигатора»

Действительно радует тысяча рублей, которую некий Иван В. перечисляет нам каждый месяц, в районе получки, на карточку для пожертвований с сухой пометкой «Староверу на сайт». На той неделе в «Яндекс-кошелек» впервые за полгода кто-то перечислил 100 рублей с припиской «На хорошее дело не жалко» (тоже не первый раз вижу эту фразу). Такие вот эпизоды греют душу и стимулируют созидание.

Расскажите о ваших журналистских расследованиях. Периодически у вас выходят огромные материалы, в которых вы рассказываете о разгроме домашнего свиноводства в России или проблемах рыбного хозяйства.

— Одна из задач проекта Starove.ru — это борьба с фальсификациями. Сто лет назад слово «старообрядец» однозначно ассоциировалось со словом «честность», открытой бескомпромиссной борьбой со всевозможными лукавством и подтасовками. Нам, на мой взгляд, сегодня удается держать марку. Например, я вижу по запросам в поисковых системах, что люди ищут у нас разоблачение исторических фальсификаций. И находят!

В целом же для меня позиция людей по отношению к старообрядчеству — это лакмусовая бумажка, которая помогает проверить адекватность собеседника, его кругозор и во многом — его искренность или ангажированность. Например, недавно в СМИ появилась нездоровая волна интереса к старообрядчеству. Теперь массово раскручивается бредовая теория некоего Пыжикова о главенствующей роли старообрядцев в организации революции и даже сталинских репрессий.

Первым для меня сенсационным открытием стало расследование предыстории появления мифологизированного клише о том, что «четверг — рыбный день». Как известно, в христианстве рыбные дни — среда и пятница, когда при помощи поста мы вспоминаем предательство Иуды (среда) и последовавшее распятие Спасителя (пятница).

Фото: Саяпин Владимир / «Ближайший старообрядческий праздник»

Вдруг выяснилось, что тема советской диетологии оказалась фигурой умолчания во всех СМИ и «Википедии». Удалось найти, что новая традиция была заложена в 1976 году вслед за постановлением Совета министров СССР о развитии рыбного хозяйства. Но документа с текстом постановления в открытом доступе нигде нет. Я его запросил в юридической базе данных. Получив документ, выяснил, что несколько пунктов из тридцати в этом документе засекречены! Скорее всего, там и говорится о том, кто и почему решил окончательно задушить православную традицию, назначив четверг «рыбным днем». Эта статья — одна из самых старых на нашем сайте.

Исследование разгрома свиноводства началась с того, что я узнал, как наш старообрядец из Калужской области возит в Краснодарский край свинину на продажу. Хотя, казалось бы, в самом Краснодаре свинины должно быть хоть отбавляй. Оказалось, что там в домашних хозяйствах животных почти не осталось. В течение двух месяцев мы вели расследование, искали статистику, связывались с фермерами — и обнаружили те же «рога лукавого». В области по факту и даже по статистике диких кабанов больше, чем домашних свиней — около тысячи штук. А несколько лет назад в домашних хозяйствах были сотни тысяч животных! Причем тема с истреблением свиней в домашних хозяйствах из-за «африканской чумы» продолжается. Вот недавно мы вернулись к этому вопросу, потому что «африканская чума» вдруг появилась в Крыму.

Кто читает ваш сайт «для думающих и ищущих»?

— Согласно «Яндекс-метрике», нас посещает в день около тысячи человек. Костяк читателей — триста-четыреста человек, которые заходят к нам каждый день. Один из самых популярных наших материалов — «Почему играть в карты — грех?». Это еще одно наше авторское расследование. Оказалось, что вся символика игральных карт — глумление над христианством. Крести — это крест, пики — копье, бубны — гвозди, и все это мы кидаем на стол, играя в «дурака»… Я всегда думал, что играть в карты грешно из-за азарта, а оказалось, что от лукавого в них гораздо больше. Такие вещи случайным совпадением никак нельзя назвать, а корни уходят в масонство и оккультизм, хотя там еще поле непаханое для открытий… У нас по запросу о картах и христианстве ежедневно на сайт заходит очень много людей.

Иллюстрация из материала «Почему играть в карты — грех?»

Никониане на ваш сайт заходят?

— Да, очень популярно наше разоблачение «Новой хронологии», а также мудрование Германа Стерлигова. Про веды и «Велесову книгу» почитаешь ученых — там просто пробы негде ставить: какой-то цирк, только не смешной.

Предшественник Starove.ru «Старообрядческая мысль» задумывалась и существовала изначально как молодежный сайт. Но в один прекрасный день — в июле 2013 года — в таком качестве он «умер» — на него нельзя было зайти. В тот день пять лет моей работы было уничтожено. Но я увидел в этом некий промысел, поэтому решил с нуля сделать новый сайт.

Самое интересное началось дальше. Когда мы на коленке за пару недель создали Starove.ru, выяснилось, что одновременно с нами в режиме строгой секретности более года готовился к запуску аналогичный ресурс о старообрядчестве под названием «Русская вера». Мы вышли в эфир с ними синхронно — в августе 2013 года.

Спустя полгода за ним показались и любимые мной «рога и хвост»: их «старообрядческий» сайт финансируется из источников, близких к Отделу внешних церковных связей РПЦ МП. Это неслыханно, чтобы о старообрядцах под видом старообрядцев писали никониане! Но вот вам правда жизни.

С самозванцами иногда приходится конкурировать, хотя я стараюсь к ним не заходить. Целевая аудитория у нас одна, причем достаточно узкая, но информация на двух ресурсах совершенно разная. Они могут позволить себе платить гонорары, нередко перекупают наших авторов… Но есть и обратное движение: есть примеры, когда люди прекращают сотрудничество с ними, поняв истинную цель их существования — размывание сути старообрядчества.

Кто еще, кроме этого сайта и Starove.ru, существует в старообрядческой медийной среде в интернете?

— Сейчас я приготовил очень насыщенную презентацию о старообрядчестве в интернете. Она еще не издана, но скоро появится. В ней перечислен набор всех необходимых ресурсов для человека, интересующего древлеправославием. Если же говорить о среде в целом, то она, как ни странно, очень конкурентная или, я бы сказал, раздробленно-эгоистичная. Например, есть пара старообрядческих блогов, которые занимаются такой же просветительной работой, как и мы, а иногда даже лучше, — но сотрудничать с ними не получается. Их устраивает своя ниша и аудитория, а я зрительно не переношу убогий формат «Живого журнала».

Интернет — это глобальная сеть, но старообрядчество по сути и в ней остается автономным сообществом. Поэтому хочу спросить: как со стороны выглядит современная российская журналистика?

— Она выглядит неоднозначно. Хоронить ее неправильно. Есть избыток информации в целом и информационный вакуум в деталях. Недавно открыл для себя очень интересные исследования в журналах ИД «Коммерсантъ». Раньше иногда покупал «Эксперт». Очень многое из этого близко мне и аудитории нашего сайта. В вашем цикле интервью о small media много говорят о цензуре, о гонениях на независимую журналистику. Но мне кажется, что сейчас главная проблема — это неумение работать с фактами. Лично мне из ФСБ никогда не звонили, хотя я и не считаю, что даю для этого повод. Наоборот, с нами стал сотрудничать журнал «Защита и безопасность», который издается для генералитета и кадрового состава силовых структур.

Считаю, что пребывать в постоянном страхе «чего-то» — самое последнее дело. Никогда не нужно бояться говорить правду. Старообрядцы всегда отличались прямотой, за что их и уважают.

Кого сами читаете?

— Почти ничего. Мечтаю больше читать святоотеческой литературы, хочу аудиокниги начать записывать, чтобы в дороге слушать, но нет помощников. Наш уровень знаний за сто лет опустился ниже плинтуса. А подшивки книг дореволюционных пылятся в библиотеках. А там такие полемисты были — зачитаешься! Тогда еще никониане пытались им перечить, был спор.

Когда вешаем статьи про праздники, обязательно перечитываю все. И вообще, я стараюсь все материалы через себя пропускать. Пару раз, не глядя, повесил — потом пожалел…

Сейчас большую часть времени отнимает работа, никак не связанная с журналистикой, и семья. Правда, я каждый день пролистываю бесплатную газету «Метро» и коллекционирую даже номера, так как на их сайте нет архива. Эту газету я называю «летописью деградации нашего общества». Потом продам кому-нибудь всю подшивку или сожгу.

Источник: Сергей Простаков, «Открытая Россия»

Материал по теме:

О проекте STAROVE.RU

logo, логотип, старове ру, старообрядцы, сайт, старообрядческая мысль

Круглые цифры и круглые даты: благодарим за внимание!

«Старообрядческая Мысль», STAROVE.RU, STAROVERU, староверу старове ру, РПСЦ, Олег Хохлов, статистика, Яндекс Метрика

МОСЛЕНТА о старообрядцах. Фотосессия пояснением О.А. Хохлова

Мослента, старообрядцы, Рогожская Слобода, Москва, Рогожский поселок, Олег Хохлов, Симеон Королев, Чекушин

Олег Хохлов в прямом эфире передачи “Ох уж эти дети”

Избранные материалы:

STAROVE.RU, Церковь и Мир, общество, аналитика, актуальное, Ростов на Дону, Сергий Аветян, фото, священник, РПСЦ, актуальное, на злобу дняРаздел «Церковь и Miр»

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики «Исследования», «Истории жизни», материалы «На злобу дня», информация о праздниках, а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».

 

 

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Богоявление, Рогожское, СтарообрядцыБогоявленская вода. Рогожское. Фото

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег ХохловДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёрыИнтервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Епископ Евмений, о.Евгений Михеев, старообрядцы, Молдавская епархия РПСЦ, Кишинёв, Вознюк, Верея, Рогожское, Россия, Политика, ГУЛАГ, репрессии, гонения, СССР, Советская власть, лагеря, потомственные, староверы, Рогожская Слобода, чиновники, партийные, коммунисты, биография, советская власть, Брежневская эпоха, РПЦ МП, застой, Москва, жизнеописание, биография, Рогожская Слобода, митрополит Корнилий, Митрополит Алимпий, Епископ Геронтий Лакомкин, Русская ПланетаВл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

Статистика, смертность, старообрядцы, евреи, народы России, меньшинства, продолжительность жизни, национальности, старообрядцы, протестанты, дагестанцы, рождаемость, росстат, Америка, США, Европа, Англия, революция, Русский крест, анализ, Высшая Школа Экономики, демография, Россия, перепись населения, состав населения, профессииSTAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

Волховские Огни, Волхов, SKIF, Александр Николаевич Новиков, исследование, раскол, Аввакум, староверы, старообрядцы, Арсений Суханов, Арсений Грек и Арсений Глухой, Никон, Алексей Михайлович, новообрядцы, политика, история, синодальная церковь, РПЦ МП, гонения, цензура, Самодержавие духа, смирение, потревоживание, Митрополиит Иоанн, Иван Матвеевич Снычёв, третий Рим, хранилище овощей, смирение, Горбачёв, перестройка, Алексей Михайлович, Стоглав, антихрист, светская церковь, Ксения Петербургская, старец Епифаний, посолонь, просфора, Соловецкий монастырь, заговор, подтасовка, расследование«Самодержавие духа» или боязнь «потревоживания»?

Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.

деяния, Никон, Писание, постановления, правила, Предание, Стоглав, Стоглавый Собор, Предание, закон, соборность, Православие, перевод, толкованиеПостановления Стоглавого Собора (1551 год)

Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.
Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz
Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru
Twitter: https://twitter.com/staroveru
Youtube: Канал STAROVE.RU

Читайте также

тверь староверы

Старообрядцы Твери. Пасха Христова в новой моленной тверской общины

Старообрядческая община в Твери существует уже много лет, мы уже рассказывали о ней в нашем ...

2 комментариев

  1. Зачем старовер.ру сотрудничает с Открытой Россией Ходорковского? Зачем впутывать старообрядческую Церковь в политику? При чем в самую гущу геополитического цинизма со всех сторон?

    • Олег Хохлов

      Татьяна, интервью у меня брал человек, который ранее готовил интервью с нашим епископом для другого издания, да еще и в рамках целого цикла репортажей о small media.

      Давайте по сути вопроса говорить. А то Вы у меня скорее ассоциируетесь с человеком, который о содержании книги судит по цвету обложки. А это – как раз признак того самого геополитического цинизма…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *