Главная » Анонсы » Персты боярыни Морозовой. Роль личности и веры в истории
Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

Персты боярыни Морозовой. Роль личности и веры в истории

4.7 (93.33%) 15 votes

Предлагаем интересное мнение обозревателя Русской Народной линии Александра Щербакова о незаслуженно забытой истории нашего государства, а также важности убеждений в вопросах созидания. Ниже, в качестве стереоэффекта, продублируем статью с объяснением образов, использовавшихся В. И. Суриковым при написании картины «Боярыня Морозова».

«Персты твои тонкокостны, очи твои молниеносны…»
Протопоп Аввакум

В крылатой пушкинской фразе «мы ленивы и не любопытны», которую так любят ныне приводить к месту и не к месту, имеется в виду «нелюбопытство», чтобы не сказать равнодушие, к отечественной истории. И здесь поэту трудно отказать в правоте не только по отношению к своим современникам. Достаточно обернуться хотя бы на наше с вами школьное образование. Мы совершенно точно с младых ногтей, как говорится, куда подробнее учили и глубже знали историю древней Греции, древнего Рима и европейского средневековья, чем родную – древнерусскую, да и дальнейшую – российскую, царскую, советскую…

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народа
Сергей Милорадович «Суд над патриархом Никоном», 1885 год

И если заглянуть в нашу художественную литературу, даже в её «золотой» и «серебряный» века, то мы найдём там довольно скромный перечень эпопей, романов, повестей, написанных на собственном историческом материале. По крайней мере, значительно меньший, чем, положим, в литературе английской или французской.

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народа
Сергей Милорадович «Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», 1885 год

Как ни грустно сознавать, у нас недоставало популярных авторов вроде плодовитого Вальтера Скотта или дерзкого Александра Дюма, говорившего, что для него «история – это гвоздь», на который он «вешает свои романы». И хотя в советские, в постсоветские времена наблюдались попытки исправить такое положение, число исторических авторов и произведений заметно возросло, однако ещё столько осталось важных, знаковых событий, не тронутых писательским пером, столько ярких личностей, не отражённых в литературе. И остаётся по сию пору…

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замыселМне вот, к примеру, частенько приходит на ум Феодосия Прокопьевна Морозова. Будь подобная персона в истории той же Франции, Англии либо Италии, о ней бы давно написали гору книг в стихах и прозе, не говоря уже о череде поставленных опер и балетов. У нас же редко кто прикоснулся к её образу, и в народе она известна во многом лишь благодаря картине нашего великого живописца Василия Сурикова «Боярыня Морозова» в центре с неистовой страстотерпицей, вознёсшей двуперстие…

Между тем, эта трагическая фигура, как говорится, сама просится не только на полотно, но и в книгу, и на сцену, и на экран, да и на постамент – в бронзе и мраморе. Вы только задумайтесь над этой невероятной судьбой, над этим характером с чисто русскими «крайностями» – от широты и вольности до гордого терпения и кроткого смирения. До полной самоотрешённости ради избранного раз и навсегда духовного идеала – Христа Живаго и неколебимой веры в Него.

Послушайте, что пишет один из старинных авторов о ней – родовитой боярыне и первой красавице-богачке на Руси в свои времена: «Окружённая роскошью, она выезжала в расписной карете, запряжённой 12-ю арабскими конями с серебряными цепями. В доме её было не менее 300 слуг, а крестьян насчитывалось до 8 тысяч. К ней сваталось множество самых знатных в России женихов…».

Боярыня Морозова, жизнеописания, стих, житие, исповедница, поэма, авторское, духовный стих, сочинение, личное

Но вот наступает полоса испытаний в её жизни. И что же? Эта дама из высшего света, эта барыня-боярыня, когда неистовый Патриарх Никон замахнулся на некоторые догматы исконно русского Православия, решив его «подреформировать», подтянуть к новым веяниям в мировом христианстве, вдруг обнаруживает в себе ревностную преданность древлему благочестию. Она отвергает все новшества Никона и, вместе с огненным протопопом Аввакумом, идёт на прямое противостояние им. Идёт в раскол.

Боярыня Морозова, жизнеописания, стих, житие, исповедница, поэма, авторское, духовный стих, сочинение, личное Боярыня Морозова, жизнеописания, стих, житие, исповедница, поэма, авторское, духовный стих, сочинение, личное

Так, по крайней мере, трактуются эти драматические события 17 века в нашей истории, хотя, по существу, раскольниками-то явились скорее Никон и его послушные «никониане», отступившие от отеческой традиции. На боярыню Морозову, как и на Аввакума Петрова, со стороны тогдашних «обновленцев» церкви обрушиваются все мыслимые и немыслимые гонения, давления и преследования. И эта первая богачка Русского царства, выросшая в роскоши и неге, мужественно переносит их, оставаясь глубоко преданной «неповреждённой» вере отцов и завещанному ими обряду. Кандалы, застенки, дыбы, ямы, не говоря уже о лишении всех боярских имений и привилегий, – всё претерпевает она воистину стоически, с непостижимою отвагой и жертвенностью.

Петр Оссовский, Митрополит Корнилий, юбилей, РПСЦ, выставка Петра Оссовского, реалист, СССР, раскол, Досталь, Аввакум, Боярыня Морозова, история, триптих, цикл, картины
Петр Оссовский: фрагмент триптиха, посвященный теме раскола

Наконец, гонители готовят ей самое страшное испытание – позорную казнь и умерщвление на её глазах любимого сына Ивана. По сути дела, рабу Божию Феодосию ставят перед выбором – сын или Христос, в староверском Его исповедании. И она, ни минуты не колеблясь, выбирает «своего» Христа, Его путь и заветы. Вот что, по свидетельству современников, говорит она своим истязателям, недавним единоверцам: «Ивана я люблю и молю о нём Бога безпрестанно. Но Христа люблю более сына… Знайте, ежели вы умышляете сыном меня отвлекать от Христова пути, прямо вам скажу: выводите сына моего на лобное место, отдайте его на растерзание псам, – не помыслю отступить от благочестия, хотя бы и видела красоту, псами растерзанную…»

конюхов-боярыня Морозова
Федор Конюхов. Иллюстрация к книге Ирины Конюховой “Боярыня Морозова”, 2002

Вот как стояли в вере православной наши благочестивые предки! Вот что нужно бы проповедовать в нынешних школах и вузаБоярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замыселх, вместо пресловутой «толерантности» в мировоззрении, «вариативности» в трактовании событий истории и всяческого «секспросвета» насчёт свободы в отношениях полов.

Между прочим, если отойти от духовно-нравственной сферы и обратиться к сфере идеологической, социальной, то можно заключить, что одной из главных причин развала нашей Державы было падение числа носителей и защитников социалистических идей – народовластия, равенства и братства – до уровня «критической массы». И ниже её. В обществе образовался явный недостаток людей, силою духа равных боярыне Морозовой, протопопу Аввакуму и их младшим советским сестрам и братьям по вере в высшую справедливость (как они её понимали), наподобие Зои Космодемьянской или Саши Матросова. Слишком много «толерантных» и «плюралистических» мещан вырастили мы в том обществе и его авангарде – «ведущей и направляющей» партии.

Помнится, когда, уже во время смуты и разрухи Державы, журналисты спросили замечательного философа и социолога Александра Зиновьева, смогут ли нынешние коммунисты вернуть свою власть в России, он ответил примерно так: «Да, смогут… Если среди них найдётся достаточно людей, готовых умереть за коммунистические идеалы добра и справедливости».

Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске в 1682 году. Миниатюра рукописи конца XVII века работы А.А. Великанова
Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске в 1682 году. Миниатюра рукописи конца XVII века работы А.А. Великанова

Как это, добавим мы, отчасти было в дореволюционные и в «молодые» советские времена. Особенно – в пору военного лихолетья, в годы яростных сражений с коричневой нечистью «до последнего патрона». Ведь те советские люди, формально безбожные, тоже шли до конца «по пути Христа», в широком смысле слова, ибо они шли за торжество правды и справедливости, и не из личной корысти, а ради общего мира и счастья, «ради жизни на земле».

Источник: Александр Щербаков,
Русская народная линия 04.06.2015

Жизнь, унижение и смерть боярыни Морозовой

Изобразить конфликт личности и государства, противостояние черного пятна фону — для Сурикова художественные задачи одинаковой важности. «Боярыни Морозовой» вообще могло не быть, если бы не ворона в зимнем пейзаже.

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал», — вспоминал Василий Суриков о том, как появился замысел картины. На создание «Утра стрелецкой казни», полотна, сделавшего его знаменитым, Сурикова вдохновили интересные рефлексы на белой рубахе от пламени зажженной свечи при дневном свете. Художник, детство которого прошло в Сибири, похожим образом вспоминал палача, проводившего публичные казни на городской площади Красноярска: «Черный эшафот, красная рубаха — красота!

На картине Сурикова изображены события 29 ноября (по н. ст. — прим. «Вокруг света») 1671 года, когда Феодосию увозили из Москвы в заключение

Неизвестный современник героини в «Повести о боярыне Морозовой» рассказывает: «И везена бысть мимо Чудова (монастыря в Кремле, куда ее ранее конвоировали на допрос. — прим. «Вокруг света») под царские переходы. Руку же простерши десную свою… и ясно изобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию же такожде часто звяцаше».

(1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны… очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Разъезжавшую до опалы в роскошных экипажах боярыню везут в крестьянских санях, чтобы народ видел ее унижение. Фигура Морозовой — черный треугольник — не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих — справа и равнодушных и глумящихся — слева.

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(2) Двоеперстие. Так складывают пальцы, крестясь, старообрядцы, тогда как Никон насаждал троеперстие. Креститься двумя пальцами на Руси было принято издавна. Два пальца символизируют единство двойной природы Исуса Христа — божественной и человеческой, а загнутые и соединенные три оставшихся — Троицу.

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(3) Снег. Интересен живописцу тем, что меняет, обогащает колористику находящихся на нем предметов. «На снегу писать — все иное получается, — говорил Суриков. — Вон пишут на снегу силуэтами. А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых, вон как одежда боярыни Морозовой — верхняя, черная; и рубаха в толпе…»

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(4) Дровни. «В дровнях-то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах, — восторгался живописец. — А в изгибах полозьев, как они колышутся и блестят, как кованые… Ведь русские дровни воспеть нужно!..» В переулке рядом с московской квартирой Сурикова зимой наметало сугробы, и туда часто заезжали крестьянские сани. Художник ходил следом за дровнями и зарисовывал борозды, оставленные ими на свежем снегу. Суриков долго искал то расстояние между санями и краем картины, которое даст им динамику, заставит «поехать».

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(5) Одежда боярыни. В конце 1670 года Морозова тайно постриглась в монахини под именем Феодоры и поэтому носит строгие, хоть и дорогие, черные одежды.

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(6) Лестовка (у боярыни на руке и у странника справа). Кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы — символа духовного восхождения, отсюда и название. При этом лестовка замкнута в кольцо, что означает непрестанную молитву. У каждого христианина-старообрядца должна быть своя лестовка для молитвы.

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(7) Смеющийся поп. Создавая персонажей, живописец выбирал самые яркие типажи из народа. Прототип этого священника — дьячок Варсонофий Закоурцев. Суриков вспоминал, как в возрасте восьми лет ему пришлось всю ночь править лошадьми на опасной дороге, поскольку дьячок, его попутчик, по обыкновению, напился.

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(8) Церковь. Написана с храма Николы Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Каменный храм построили в 1703 году. Здание сохранилось до наших дней, но требует реставрации. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками, изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан.

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(9) Княгиня Евдокия Урусова. Родная сестра Морозовой под ее влиянием тоже примкнула к раскольникам и в итоге разделила участь Феодосии в Боровском остроге.

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(10) Старуха и девушки. Эти типажи Суриков нашел в старообрядческой общине на Преображенском кладбище. Там его хорошо знали, и женщины соглашались позировать. «Нравилось им, что я казак и не курю», — рассказывал художник.

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(11) Завернувшийся платок. Случайная находка художника еще на стадии этюда. Задравшийся кверху край дает понять, что боярышня только что поклонилась осужденной низко, до земли, в знак глубокого почтения.

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(12) Монахиня. Ее Суриков писал с приятельницы, дочери московского священника, готовившейся принять постриг.

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(13) Посох. Суриков увидел такой в руке у старухи-паломницы, что шла по тракту на Троице-Сергиеву лавру. «Я схватил акварель да за ней, — вспоминал художник. — А она уже отошла. Кричу ей: «Бабушка! Бабушка! Дай посох! А она и посох-то бросила — думала, разбойник я».

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(14) Странник. Подобные типажи скитальцев-богомольцев с посохами и котомками встречались и в конце XIX века. Этот странник — идейный союзник Морозовой: он снял шапку, провожая осужденную; у него такие же, как у нее, старообрядческие четки. Среди этюдов к этому образу есть автопортреты: когда художник решил изменить поворот головы персонажа, паломника, который ему позировал изначально, было уже не найти.

(15) Юродивый в веригах. Сочувствуя Морозовой, он крестит ее таким же раскольничьим двоеперстием и не боится наказания: юродивых на Руси не трогали. Подходящего натурщика художник нашел на рынке. Мужичок, торговавший огурцами, согласился позировать на снегу в одной холщовой рубахе, и живописец растирал его озябшие ноги водкой. «Я ему три рубля дал, — рассказывал Суриков. — Это для него большие деньги были. А он первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был».

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

(16) Икона «Богоматерь Умиление». На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. В XVII веке, когда царь Алексей Михайлович поддержал реформу русской церкви, проводимую патриархом Никоном, Феодосия Морозова, одна из самых родовитых и влиятельных женщин при дворе, воспротивилась нововведениям. Ее открытое неподчинение вызвало гнев монарха, и в конце концов боярыню заточили в подземную тюрьму в Боровске под Калугой, где она и умерла от истощения.

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

Противостояние угловатого черного пятна фону — для художника драма такая же захватывающая, как и конфликт сильной личности с монаршей властью. Передать игру цветовых рефлексов на одежде и лицах автору не менее важно, чем показать спектр эмоций в провожающей осужденную толпе. Для Сурикова эти творческие задачи не существовали по отдельности. «Отвлеченность и условность — это бичи искусства», — утверждал он.

ХУДОЖНИК

Василий Иванович Суриков

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел1848 — Родился в Красноярске в казачьей семье.
1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор.
1877 — Поселился в Москве.
1878 — Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре.
1878–1881 — Писал картину «Утро стрелецкой казни».
1881 — Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок.
1883 — Создал полотно «Меншиков в Березове».
1883–1884 — Путешествовал по Европе.
1884–1887 — Работал над картиной «Боярыня Морозова». После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи.
1888 — Овдовел и переживал депрессию.
1891 — Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка».
1916 — Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Источник: журнал “Вокруг Света”. Фото: Diomedia (х2)
18 ноября 2014 года

Материал по теме

Кирилл Кожурин, Боярыня Морозова, жизнеописания, стих, житие, исповедница, поэма, авторское, духовный стих, сочинение, личноеЭлектронная версия книги «Боярыня Морозова» автора Кирилла Кожурина из серии Жизнь замечательных людей.

 

 

 

Сериал «Раскол». Мнения о фильме.

Досталь, сериал Раскол

СКАЗ о Боярыне Морозовой – поэма читательницы сайта STAROVE.RU

Боярыня Морозова, жизнеописания, стих, житие, исповедница, поэма, авторское, духовный стих, сочинение, личное

Издан понятный учебник истории «Святая Русь»

Учебник истории, история, помощь, Дмитрий Урушев, Димитрий Урушев, учебник, Аввакум, дети, обучение, возьми крест свой, программа, школа

Литературная матрица: Житие протопопа Аввакума

Современные русские писатели рассказывают о классиках, не включенных в школьную программу по литературе.

Литературная Матрица, протопоп Аввакум, книга, житие, писатели, литература, классика, богословие, рецензия, чтиво, книга, новинка, литература, внеклассное чтение, гений ямы, Лимбус пресс

ГАРЬ. Глеб Пакулов. Рецензия на книгу

Сибириада, Алексей Стаоинов, книга, Глеб Пакулов, Гарь

Читать Житие Протопопа Аввакума

св. Аввакум, Большое мурашкино, Аввакумовские чтения, анонс, лекция, семинар, музей
ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ

Тот же штиль: говорит 17 век

КНИГА: «Повесть и житие Данилы Зайцева»

Рецензия на книгу и оригинальный текст “жития” современных нам старообрядцев, вынужденных скитаться по чужбине весь ХХ век, не находя желанного покоя.

Данила Зайцев, Китай, старообрядцы, мытарства, Манчжурия, Харбин, староверы, Боливия, переселенцы, соотечественники, Аргентина, Южная Америка, Государство, жизнеописание, книга, летопись

 

Читайте также

австралия

Русский старообрядческий бизнес в Австралии

4.6 (92%) 5 votes Современное бизнес-общество зачастую ассоциируется у многих с понятиями, далекими от христианских ...

3 комментариев

  1. Василий

    Задача у картины – передать рисованный образ, созданный творческой фантазией рисовальщика. И картина передает его мироощущение, в отличие от взглядов православного человека, миросозерцание которого, не отличается от мировоззрения Церкви. А для старообрядца как истинного христианина каноническая икона есть все же предел живописи-все что меньше из области чувственной,душевной.А нам в Духе душу воспитывать должно. Кино с театром из той же оперы.Модно стало сейчас картины иметь про старую Русь. Сергия Радонежского с монахами и битвой Куликовой. Навязываются стереотипы личных фантазий рисовальщиков.Один Художник у христиан -Господь.Так вернее будет созерцать творение Его-природу живую.И святые отцы призывали славить Господа через созданное Им.
    Простите Христа ради!

    • Олег Хохлов

      Ну, в данном случае речь не о картине. Я вот еще в прошлый раз читал и удивлялся, сколько же художник ДУМАЛ, прежде чем всё изобразить.

      Иконопись конечно же куда более целостная и наполненная смыслом тема. Жаль мы многое забыли или пока не узнали. Если бы было подробно расписано про какую-нибудь иконографию в таком же стиле – было бы здорово… А сказать там есть что – даже судя по занятиям в воскресной школе у нас…

  2. Конечно, у картин и икон разные задачи и назначение. Удивляет некоторое неприятие, заранее предубежденное отношение вообще к картинам со стороны некоторых христиан. Такое создается впечатление, что икона – это хорошо, а картина – это не очень хорошо, если не сказать плохо.

    Проблема совсем не в том, что картина, как область искусства, плоха, а икона хороша, а в том, что их задачи и назначение иногда путаются. Это может происходить как со стороны творца, так и со стороны зрителя.

    Бог, Сам Творец и Художник, создал человека по Своему образу также творцом. Выражать свои мысли, чувства, переживания и доносить их до других при помощи творчества – совершенно естественная потребность человека. Можно рассказать то, что тебя волнует, словами, а можно написать стихи, картину, музыку, станцевать. Ведь часто мы не находим слов, чтобы передать, что мы видим глазами и чувствуем сердцем, и тут на помощь приходит искусство, язык образов, ассоциаций.

    Бог оценивает Свое творение, как художник, видя его красоту: «И увидел Бог, что это хорошо». Также и человек во всем ищет красоту, гармонию и стремится ей подражать. Оценивая поступок, мы говорим: «ты поступил некрасиво», что значит: «ты поступил плохо». Для человека становится важным не просто выражение чувств, мыслей и переживаний, а в их выражении стремление к красоте. Своей картиной художник вступает с нами в разговор, делится тем, что его занимает, беспокоит, волнует, чем он любуется, восхищается, или тем что вызывает его неприязнь.

    Разговор предполагает диалог, художник вызывает нас на него, он часто задает вопрос, на который сам не знает ответ и который предлагает решить зрителю. Зритель вправе не согласиться с художником. Великие художники не дают рецептов и не претендуют на истину в последней инстанции, а предлагают тему для размышления.

    Еще одна причина, по которой люди берутся за творчество – попытка решить тот самый волнующий вопрос. По этой же причине пишутся дневники. Когда человеку что-то не ясно, он пытается изложить это каким-либо способом и, излагая, получает ответ, освобождается от мучающей его темы, а его произведение оказывается ключом решения для исканий других людей.

    Икона – это совсем иное. Это зримое воплощение нашей веры, Истины. Через нее человеком ведется разговор с самой Истиной – Богом. И наоборот – Бог открывается человеку через икону. Соответственно задаче и язык иконы отличается большей условностью, символичностью – духовный мир не передается земными образами, а лишь указывается, обозначается с их помощью.

    Задача иконы не дать нам чувственно ощутить духовный мир, святые отцы как раз остерегают от чувственных фантазий на эту тему, а направить наши помыслы, ум, сердце к Богу, помочь нам постичь закон Божий, приобщиться к Его любви. Икона призвана приоткрывать нам Бога, насколько мы можем вместить. Как и Священное Писание она является откровением, как бы схождением Бога к человеку.

    Картина, напротив, – это искание человеком Бога через созданный Им мир. Можно сказать, что икона – это движение Бога к человеку, а картина – человека к Богу. Иными словами, вся разница сводится к богословским спорам первых веков христианства: что важнее богооткровение или богопознание.

    Беда, однако, начинается там, где личные фантазии художника выдаются за богооткровение, или воспринимаются таким образом зрителем. Заполонение новообрядческих храмов академической живописью – это по сути попытка чувственного изображения духовного мира по фанатазии художника, от чего и предостерегают святые отцы.

    Из этой же серии многочисленные картины с умильными изображениями старцев и старой Руси некоторых современных художников, возведенные практически в ранг икон как самими художниками, так и определенной категорией зрителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *