Главная » Анонсы » Повесть о стоянии на Угре
стояние на реке угре

Повесть о стоянии на Угре

5 (100%) 3 votes

6 июля (23 июня ст.ст.) в сий день празднуем сретение чудотворныя иконы, Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Владимирския, в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, при вели­ком князе Иоанне III. Воспоминание «стояния на Угре». Конфликт хана Ахмата и Иоанна III закончился официальным завершением татарского ига на Руси.

В 1462 г. московский великокняжеский трон унаследовал старший сын Василия II Темного Иоанн. Как руководитель внешней политики Московского княжества, Иоанн III знал, чего хотел: быть государем всей Руси, то есть объединить под своей властью все земли северо-востока и покончить с ордынской зависимостью. К этой цели великий князь шел всю жизнь и надо сказать успешно.

Иван III Васильевич, Портрет из «Царского титулярника» (XVII век).
Иоанн III Васильевич, Портрет из «Царского титулярника» (XVII век).

К концу ХV века было почти завершено формирование основной территории Русского централизованного государства. Все столицы удельных княжеств Северо-Восточной Руси склонили голову перед Москвой: в 1464 г. было присоединено Ярославское княжество, а в 1474 г. – Ростовское. Вскоре такая же участь постигла Новгород: в 1472 г. частично, а в 1478 г. окончательно.

Карта. Походы Ивана III.
Карта. Походы Иоанна III.

В то время как Московское государство мужало и крепло, Золотая Орда уже распалась на несколько самостоятельных государственных образований не всегда мирно уживающихся друг с другом. Трон же золотоордынского царства и титул великого хана находился в руках Ахмата, чья власть распространялась на обширные территории между Волгой и Днепром. А Русь была вынуждена платить сразу нескольким ханам. Иоанн III решил прекратить это. Размер требуемой дани был относительно невысок — 140 000 алтын. Хан Тохтамыш за век до этого собрал с Владимирского княжества почти в 20 раз больше.

Иван III разрывает ханскую грамоту и топчет басму перед татарскими послами в 1478 г. Художник А.Д. Кившенко.
Иоанн III разрывает ханскую грамоту и топчет басму перед татарскими послами в 1478 г. Художник А.Д. Кившенко.

В 1476 году великий князь московский Иоанн III прекратил уплату дани Орде. Великий хан Ахмат не сразу двинул войско для усмирения непокорного правителя – он был занят борьбой с Крымским ханством. В 1480 году Русское государство отказалось полностью подчиняться ордынцам. Хан Большой Орды Ахмат решил наказать Русь и весной  1480 года собрав войско, Ахмат отправился в набег на Москву. С огромными полчищами хан Ахмат шел к Москве, по пути разоряя русские земли. Он дошел до реки Угры. Великий князь Иоанн III со своим войском стал на противоположном берегу реки. Если бы ордынская конница форсировала реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим.  В оте­чественной истории это событие изве­стно под названием «стояние на Уг­ре». Продолжительное время оба вой­ска не предпринимали решительных действий. В это время перед Владимирской иконой Пресвятыя Богородицы вся Русь возносила молитвы о заступничестве, совершались непрестанные молебны, ибо Владимирская Богородица уже не раз спасала страну от погибели, и вера православных не осталась бесплодной.

Владимирская икона Пресвятыя Богородицы
Владимирская икона Пресвятыя Богородицы

Князь при­ка­зал сво­им вой­скам от­сту­пать от Уг­ры, же­лая до­ждать­ся пе­ре­хо­да та­тар, вра­ги же ре­ши­ли, что рус­ские за­ма­ни­ва­ют их в за­са­ду, и то­же ста­ли от­сту­пать, сна­ча­ла мед­лен­но, а но­чью по­бе­жа­ли, го­ни­мые стра­хом и их отступление превратилось в паническое бегство. По выражению летописца, “тако избави Господь Русь от поганых”. Это событие имело огромное историческое значе­ние для Руси: победа над Ахматом, дарованная русскому народу предстательством Пресвятыя Богородицы, стала окончательным свержением татаро-монгольского ига, тяготевшего над Россией многие годы. В память об этом реку Угру назвали «поясом Богоматери». В благодарность за ос­вобождение от татарского ига в 1480 году и было установлено празднова­ние в честь Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы. 23 июня в Москве совершался крестный ход с Влади­мирской иконой из Успенского собора в Кремле, где она хранилась, в Сретенский мужской монастырь, ос­нованный на месте встречи Влади­мирской иконы Пресвятыя Богородицы, пере­несенной в Москву из Владимира в 1395 году.

ПОВЕСТЬ О СТОЯНИИ НА УГРЕ

Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром – ибо король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство. Князь великий пошел на Коломну и стал у Коломны, а сына своего великого князя Иоанна поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах, а других – по берегу.
стояние на угреЦарь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистей госпоже Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом Ростовским Вассианом, и со своими боярами – ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство против басурман.Князь великий послушался их мольбы: взяв благословение, пошел на Угру и, придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру. Тогда же в Москве мать его великая княгиня с митрополитом Геронтием, и архиепископ Вассиан, и Троицкий игумен Паисий просили великого князя пожаловать его братьев. Князь же принял их просьбу и повелел своей матери, великой княгине, послать за ними, пообещав пожаловать их. Княгиня же послала к ним, веля им прямо отправиться к великому князю поскорее на помощь.

Миниатюра летописного свода. XVI век
Миниатюра летописного свода. XVI век

Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал – были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку.

И пришли татары, начали стрелять, а наши – в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие – на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон – одни других боялись. И пришли тогда братья к великому князю в Кременец – князь Андрей и князь Борис. Князь же великий принял их с любовью.

Павел Рыженко. Фрегмент диорамы «ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ НА УГРЕ»
Павел Рыженко. Фрегмент диорамы «ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ НА УГРЕ»

Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар, чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. В городе же Москве в это время все пребывали в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами и воздыханиями Спасу-Вседержителю и Господу Богу нашему Исусу Христу и Пречистей Его Матери, Преславной Богородице. Тогда-то и свершилось преславное чудо Пречистыя Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к Боровску, говоря, что «на этих полях будем с ними сражаться», а на самом деле слушая злых людей – сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских, которые говорят: «Беги, не можешь с ними стать на бой». Сам диавол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо Пречистей: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.

Павел Рыженко. Фрегмент диорамы «ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ НА УГРЕ»
Павел Рыженко. Фрегмент диорамы «ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ НА УГРЕ»

Царь же бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак, и Орду взял, и его убил. Один только царевич хотел захватить окраинные земли за рекой Окой, князь же великий послал братьев своих, двух Андреев, услышали это татары и побежали. И так избавил Бог и Пречистая Русскую землю от нехристей. Был же тогда холод и великие морозы. Царь побежал II ноября.

В 6989 (1481) году пришел князь великий в Москву из Боровска и воздал хвалу Богу и Пречистей Богородице, говоря: «Не ангел, не человек спас нас, но Сам Господь спас нас по молитвам Пречистей и всех святых. Аминь».

Тогда же князь великий и братью свою пожаловал, включил их в договор, князя Андрея и князя Бориса, и князю Андрею дал Можайск, а князю Борису уступил его села, и, скрепив этот договор крестным целованием, они разошлись.

Павел Рыженко. Фрегмент диорамы «ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ НА УГРЕ»
Павел Рыженко. Фрегмент диорамы «ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ НА УГРЕ»

В ту же зиму вернулась великая княгиня София из побега, ибо она бегала на Белоозеро от татар, хотя никто за ней не гнался. А тем землям, по которым она ходила, стало хуже, чем от татар, от боярских холопов, от кровопийц христианских. Воздав же им, Господи, по их делам и по коварству их поступков, по делам рук их дай им. Были же и жены их там, ибо возлюбили они больше жен, нежели православную христианскую веру и святые церкви, где просвятились и начали жизнь в купели святого крещения, и согласились они предать христианство, ибо ослепила их злоба. Но Премилостивый Бог не презрел тех, кто был создан Его рукой, не презрел слез христианских, помиловал их по Своему милосердию и молитвам Пречистей Матери и всех святых. Аминь.

Павел Рыженко. Фрегмент диорамы «ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ НА УГРЕ»
Павел Рыженко. Фрегмент диорамы «ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ НА УГРЕ»

Это мы писали не для того, чтобы их укорять, но да не хвалятся неразумные в безумии своем, говоря: «Мы своим оружием избавили Русскую землю», но воздадут славу Богу и Пречистей Его Матери Богородице, ибо Он нас спас, и отринут это безумие, и творят битву за битвой и доблесть за доблестью ради православного христианства против басурманства, чтобы воспринять в этой жизни от Бога милость и похвалу, а в том мире венчаться нетленными венцами Бога-Вседержителя и обрести царство Небесное. Да получим и мы, грешные, это Царство по молитвам Богородицы. Аминь.

Памятник Великому Стоянию на реке Угре. Расположен в Калужской области на 176-м км автотрассы Москва-Киев у моста через реку. Открыт в 1980 г. Авторы: В.А. Фролов. М.А. Неймарк и Е.И. Киреев.
Памятник Великому Стоянию на реке Угре. Расположен в Калужской области на 176-м км автотрассы Москва-Киев у моста через реку. Открыт в 1980 г.
Авторы: В.А. Фролов. М.А. Неймарк и Е.И. Киреев.

О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, Русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок. Назову их: болгары, и сербы, и греки, и Трапезунд, и Морея, и албанцы, и хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа и другие многие земли, которые не обрели мужества и погибли, отечество загубили, и землю, и государство, и скитаются по чужим странам, воистину несчастные и бездомные, и много плача и достойные слез, укоряемые и поношаемые, оплевываемые за отсутствие мужества. Люди, которые сбежали с многим имуществом, и с женами, и с детьми в чужие страны, не только золото потеряли, но и души и тела свои погубили и завидуют тем, кто тогда умер и не должен теперь скитаться по чужим странам бездомными. Ей Богу, видел я своими грешными очами великих государей, бежавших от турок с имением, и скитающихся, как странники, и смерти у Бога просящих, как избавления от такой беды. И пощади, Господи, нас, православных христиан, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.

Павел Рыженко, Диорама «ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ НА УГРЕ» размещается на том самом историческом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. Это огромное живописное произведение: длина —23,6 м, высота —6,7 м. Художник так говорил про картину: "Это моё личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа победителя".
Павел Рыженко, Диорама «ВЕЛИКОЕ СТОЯНИЕ НА УГРЕ» размещается на том самом историческом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. Это огромное живописное произведение: длина —23,6 м, высота —6,7 м. Художник так говорил про картину: “Это моё личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа победителя”.

Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века

Подготовка текста Е. И. Ванеевой, перевод и комментарии Я. С. Лурье

Материал по теме:

Наставление отца к сыну (14 век)

сын

Читайте также

Ржевская обитель, старообрядцы, Крым, Ялта, Гурзуф, отдых, старообрядче-ский лагерь, летний отдых, старообрядческие знакомства, поездки, РПСЦ, митро-полия, о.Евгений Чунин, Иоанн Чунин, Ржев, море, отдых у моря, староверы, Чер-ное море, Керчь, старообрядцы в Крыму, Красный камень, база отдыха

Детский старообрядческий лагерь в Крыму – Ржевская Обитель

5 (100%) 1 vote Молодежный культурно-образовательный центр «Ржевская Обитель» в сотрудничестве с базой отдыха «Красный ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *