Главная » Анонсы » С новым годом, с новым счастьем! Поздравляют друг друга…
с новым годом (2)

С новым годом, с новым счастьем! Поздравляют друг друга…

4.8 (95.56%) 9 votes

Счастье?.. Но что такое счастье?

Кто не знает картину Рошгросса* “Погоня за счастьем”?
Высоко над утесом доля счастья. И толпы людей тянутся туда, чтобы схватить дары счастья. Здесь – купец, чиновник, певица, рабочий. Сильные давят слабых, лезут вверх по крови и трупам. Вот одного столкнули и он летит в пропасть.
Мне нравилась эта правдивая картина, но недавно мне указали (описали) гравюру, которая глубже выражает ту же мысль.
Равнина… На ней толпа людей. И вот в эту толпу сатана из глубины неба спускает свои дары: счастье, золото, венки – символ славы, женщин… И как там, у Рошгросса, люди этой толпы жадно рвут друг у друга “счастье”. Толпа обезумела… Кругом потоки крови: это давят слабых… А в стороне на кресте Великий Страдалец, язвы на руках и ногах Его… И святая кровь льется ручьями к подножию креста. Его распинает эта толпа.

Рошгросс "Погоня за счастьем"
Рошгросс “Погоня за счастьем”

И, кажется, говорит Страдалец: “Безумцы, опомнитесь. Разве в этой звериной свалке – счастье?” И если так понимать счастье, этого так много кругом.
Года три назад семья Истратенковых привезла в тачке из Иркутска свое “счастье”. Это был золотоносный песок. Привезли – и золота в тачке оказалось… на 20 рублей. Истратенковы были в отчаянии. Они ждали богатства и нашли гроши. Но по существу дела им нечего было отчаиваться. Очевидно, они нашли богатую россыпь. Нужно было только потрудиться, промыть не тачку, а тысячи пудов песку.
Точно так же и у нас. Вместо того, чтобы искать счастье сразу в виде выигрыша в 200 тысяч или новой должности (чаще это счастье и не золото, а колчедан), лучше искать его по частям: промывать песок.
Счастья кругом хоть отбавляй… Попробуйте подойти с евангельским желанием “давать, а не получать” ко всем явлениям жизни, вы найдете счастье там, где было ярмо, зло, проклятие.
Новые источники счастья найдете в семье, в своих отношениях к подчиненным, в своих житейских обязанностях. Раньше, может быть, все это доставляло вам только неприятности. Освещенное новым светом любви, креста все это даст вам новое неведомое счастье, какое посылает Бог всем строителям жизни, творящим на земле царство Его.
Да, наши поиски счастья похожи на то, что изобразила старая гравюра. Не усвоена святая истина, что счастье внутри нас, что высшее счастье не в том, чтобы получать, а в том, чтобы давать, не в борьбе за свое существование, а в самоотречении, в борьбе за чужое существование.
“Блаженнее даяти, нежели получати”, – это изречение самого Господа, записанное апостолом Павлом.
Человек может достичь счастья только через “отражение” от чужого счастья. Ему вернется то счастье, какое он даст другому.

Счастье в том, чтобы постоянно отдавать себя, множить вокруг довольство и радость.

Помните “Святую ночь” Гаршина? Там человек всю жизнь жил зоологически, то есть, звериной борьбой за хлеб, за солнце. И у него не было счастья. Ему даже надоела жизнь. Но вот в одну счастливую минуту он понял, что счастье в том, чтобы вырвать из сердца безобразного божка, имя которому “я”, эгоизм, и принять заветы зелененькой книжки, которую он купил на ярмарке (Евангелие). И когда человек понял это, даже сердце его не вместило радости нового счастья, разорвалось от святого восторга.

Прошел год. Новый год – время отсчета.
Оглядываемся – и ничего не приобретено нами за год. Не стали мы богаче духовно. Не было и счастья.
Почему? Потому что забыт рецепт счастья, который можно выразить так словами знаменитого Рескина**:

“Да будет каждая утренняя заря для вас как бы концом ея, и пусть каждая из этих коротких жизней оставляет по себе след любовного дела, совершенного для других, доброго усилия над собою и какого-нибудь приобретенного знания”.

Тогда год будет состоять из 365 счастливых жизней.
Забыты слова поэта:
“Радуга – солнца лучи, обратившие капли в алмазы”
“Счастье – наша любовь, осветившая слезы чужие”
“Тот спасает душу свою, – говорит Евангелие, – кто погубит ее”. Как погубит? Погубит за ближних своих, потому что нет большей любви, как положить душу свою за друга. А счастье – именно любовь. “Чадца, любите друг друга”, – завещает св.Иоанн Богослов. Вы ищете жизни; только “пребываяй в любви” пребывает в жизни, живет, а не любяй брата, пребывает в смерти.

“Друг друга тяготы носите”.

Епископ Михаил (Семенов)

Церковь, 1909, № 1

___________
* Жорж Рошгросс (Georges Rochegrosse, 1859–1938) – французский исторический художник, иллюстратор

** Джон Рёскин (John Ruskin; 1819-1900) — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт

Что такое счастье? Епископ Михаил (Семенов)

Журнал “Слово Церкви”, 1916 год.Проповедь известного старообрядческого епископа перед наступлением Великого поста. Старообрядцы, проповедь, пост, молитва, епископ Михаил (Семенов), РПСЦ, староверы, неделя о блудном сыне, о Мытаре и Фарисее, Пасха, покаяние, проповедь, святые отцы, Евангелие, Старообрядческая Мысль, молитва, обычаи, Рогожская Слобода, Великий пост

Ныне празднуется новый год. Желают друг другу нового счастья. Как будто торжествуют и радуются. Чему радуются? Что прошел год, очевидно, дурной, и идет новый “с новым счастьем”?

Но почему новый будет лучше старого, счастливее?

Казалось, надо бы печалиться, что год прошел недобрым и несчастным. Ведь это – напоминание, что мы праздно разбрасываем свое время, “теряем лета наши, как звук” (Пс. 80, 9).

И какого счастья мы ждем? По-видимому, нам не надо тратить время на поиски счастья: где оно, ясно указано в св. Евангелии.

Когда великая звезда загорелась над Вифлеемом, ангелы пели: “Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение”, т.е. – счастье.

Счастье – это звезда, вновь родившаяся на небе; это Родившийся под звездой. И когда Он вышел к людям – Сей, Родившийся под звездою, Он заявил, что несет это новое лето счастливое; счастие, которым начинается новый год для человека, жаждущаго Сиона.

Чего нужно было сделать после этого откровения? Какого еще искать счастия?

И вот ищут…

Вспоминаю легенду, о которой, может, говорил когда-нибудь. Когда зажглась звезда на востоке, сначала в сиянии вечности (до создания мира) и затем видимо над миром, в Вифлееме, враг человека – Диавол бросил в мир на западе свою звезду, которую назвали “счастьем”. Звезда эта была красива и многоцветна. То золотая, то ярко-красная, то голубая, то зеленая; она звала к себе людей, обещая им (еще Адаму в Ветхом Завете и самому Христу во время искушения в пустыне) великое знание, культуру, власть, красоту для глаз и наслаждения для плоти.

И люди прельстились красотой и пошли за ней. Не замечая тихого, радостного света звезды на Востоке, они, давя друг друга, по трупам братьев торопливо бежали, ловя счастье. Они искали счастья в золоте, ловили его, но звезда ускользала от них, и они продолжали погоню – часто через слезы и “жизни” человеческие. Одни доставали звезду, и она оказывалась в их руках пылью и прахом. Другие искали славы и чести человеческой, также в трудах и со смятением духа, и если достигали цели, то видели, что их приобретение – простая мишура.

Третьи искали наслаждений, “красивых яблоков” и крепкого вина. Находили и годами мучались в тяжком похмелье.

И видя, что здесь все “суета сует”, люди все-таки снова бежали за блуждающим огоньком звезды падшего денницы.

Когда загорелась ярко и лучезарно вечная Вифлеемская звезда, многие пошли за ней, но большинство все же не пошло! А из тех, какие пошли, многие со временем вернулись на старыя пути, остальные, служа Богу минутами в храмах и около изображения Его – полными сутками, годами работают на князя мира.

И ищут люди счастья и не находят его. И в тоске и отчаянии духа проводят дни и умирают в муках, иногда от собственной руки своей.

Печальная судьба. Мало оказалось сетующих о Сионе, думающих о вечности.

Но почему это? Зачем? Что ослепило глаза ваши? Мы, христиане, склонившиеся перед звездой, Солнцем с востока, для чего повернулись к ложному свету?

Не будем сегодня заниматься этим вопросом, просто пойдем к Проповедывавшему новое лето благоприятное. Будем жить для Сиона, для вечности. Придем ко Христу, пришедшему, чтобы дать прозрение слепым, и он исцелит нашу духовную слепоту.

Мы в плену суеты, житейских тревог, в плену греха и, следовательно, в плену страданий. Он – освободитель пленных, Он и только Он может вывести нас из вавилонского плена греха. Он даст измученным свободу и в мире и радости, хотя бы под игом крестным, поведет к Сиону небесному.

Счастье – это Он; счастье – в жизни с Господом.

– Как чувствуешь себя? Хотел бы ты исцеления? – спрашивали одного слепого христианина.

– Я? Мне сейчас кажется, что Христос наложил на чело и на глаза мои руку и сладостно это касание. А когда Он снимет руку Свою и увижу Его я (ведь это будет “там”, за границей земли), конечно, тогда еще более полна будет моя радость.

Но, указывая на себя, как на истинное счастие, Господь указал и на деятельные земные пути к созиданию счастья. Жизнь дана нам тоже для радости: “всегда радуйтесь” – это предписание несколько раз повторяется на страницах Нового Завета.

В чем эта радость?

Да, конечно, в сотрудничестве Христу, в делании его дела. Он исцеляет слепых, освобождает пленных, дает свободу измученным, благовествует нищим, творит “новое лето” в деле созидания Царства Божия. И мы можем и должны нести благую весть и святую помощь “нищим”, бедным хлебом насущным, лишенным крова, детям, оскорбленным и бездомным, разучившимся хвалить имя Господа, “Славить Господа”. Слеза радостная на глазах того, кто получил от нас милость, есть счастье. Оно всегда отражено от чужого счастия, данного нами, всегда дано только в радости другого, нами вызванной.

Мы можем нести освобождение плененным духом. Обязаны нести. Разве мы, если Евангелие наша книга, не имеем, что принести стоящим во тьме неверия, зловерия или нравственной слепоты? Разве “ловля душ” – не наш общий долг? Или мы скажем лукаво, как Каин: “разве мы сторожа братий наших”?

Мы, как и первые христиане, обязаны создавать оазисы добра, где царят любовь, единство и мир.

И тогда мы увидим счастье, тогда начнем новый год. Мы можем искать красоты, но той, какая дана в чудесах природы, в красоте св. Владычицы чистой, в красоте христианского дела, даже в чистой красоте человеческой и чистой семье. Мы можем искать радости, но такой, в какой нашим соучастником будет Он, Христос.

Да будут чресла наши препоясаны и светильники горящи.

Вот в дни Рождества небо, хоть на минуту, раскрылось перед нами; вот в грядущий праздник Крещения мы в храме увидим себя около тайны крещения, переживаем мысль этой тайны, где мы облеклись в Господа и дали присягу под Его знамением вести войны со злом и грехом. В эти дни, говорю, начнем “новое лето”.

Братья! Сегодня день итогов и подсчетов. Подводятся итоги и торговых и иных дел, ибо жизнь – купля и продажа. Но не самое ли время в эти дни спросить себя: каковы итоги нашей жизненной книги? Что, если наши долги перед Богом и правдою бесконечно выше страницы нашего духовного богатства (или эта страница вовсе пуста)? Ведь придется нам дать отчет в нашем земном хозяйстве.

Когда? Вот пробило двенадцать. Это еще год отчислен от нашей жизни.

– Сколько ночи? – спросим с пророком.

Он ответит: Для многих двенадцатый час…

Нельзя терять времени. Нужно торопиться жить в Новом Царстве Христовом.

Не есть ли и гроза нынешних дней (написано во время I мировой войны – ред.) – призыв к новому разумению жизни? И даст ли Господь скорого восстановления развалин душам, пожелавшим Сиона; венец вместо петли, одежду славы вместо уныния?..

Впервые опубликовано в Журнале “Слово Церкви”, №1, 3 января 1916 года.

Материал по теме:

Епископ Михаил (Семенов). Отдохнем у подножия Креста

Отдохнем у подножия Креста

Как защитить детей от соблазнов и пошлости

око

Читайте также

Богоявление, купание, прорубь, крест, правила канонов, иордань, РПЦ МП, старообрядцы, обычаи. Традиции, правила, канон, святые отцы, ice bucket challenge

Ликбез: Ice Bucket Challenge. Крещение, прорубь, брызги, ересь

4.5 (90.67%) 15 votes С наступающим Богоявлением, или Крещением Господним! В канун высокоторжественного праздника приведем ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *