Главная » Анонсы » Старообрядческое самоуправление в действии. Демократия и соборность.
Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов

Старообрядческое самоуправление в действии. Демократия и соборность.

В воскресенье, 19 октября на Рогожском состоялось внешне ничем не примечательное, однако уникальное по своему подтексту собрание Рогожской старообрядческой общины.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Собрание Рогожской старообрядческой общины было посвящено выбору делегатов на ежегодный Освященный Собор

Плановая встреча в преддверии Освященного Собора в очередной раз доказала то, что наша Церковь смогла пронести сквозь века и сохранить уникальный дух истинно православной соборности.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Рогожская община и Митрополия РПСЦ выступили в образе древней Православной формы взаимоуважения, сотрудничества, кротости и независимости

Необычным для этого собрания стало то, что присутствовать на нём, вопреки своему обыкновению, изъявил желание сам Высокопреосвященнейший Митрополит Корнилий Московский и Всея Руси.

Собрание по традиции состоялось в Покровском кафедральном Соборе под председательством настоятеля Покровского кафедрального собора протоиерея Виктора Жельцова. Владыка вместе с референтом – протодьяконом Виктором Савельевым – скромно занял место слушателя в стороне от остальных членов общины, которые разместились на принесённых со всего храма лавках.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов

Собрались

Следует отметить, что организация собраний в последние годы вышла на качественно новый уровень. При регистрации теперь отмечается не только физическое присутствие, но и под роспись выдаётся разовый именной мандат, дающий право голоса зарегистрированному члену. Данное техническое усовершенствование как раз и спровоцировало одну из возникших в ходе собрания заминок.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Регистрация участников собрания с правом голоса была строгой.

В отличие от не состоявшегося неделей ранее собрания, не набравшего кворума, на этот раз присутствовало более половины списочного состава общины.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
На следующем собрании будут исключены злостные прогульщики.

Помолившись начал и избрав секретаря собрания со счётчиками голосов (из числа стихарных), собравшиеся выслушали настоятеля с сообщением о правилах и квоте на избрание делегатов.

Был также зачитан список предварительных вопросов, содержавший привычный для Освященного Собора перечень вроде обсуждения кандидатов на епископский сан.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Настоятель Покровского кафедрального Собора протоиерей Виктор Жельцов зачитывает письмо из Митрополии с правилами избрания делегатов и плановой повесткой Освященного Собора

В соответствии с рядом решений Освящённых Соборов, Рогожскую общину помимо настоятеля по должности могут представлять пять избранных на общем собрании мирян.

В сообщении говорилось также, что около десяти крупнейших общин (в частности, новосибирская, нижегородская, казанская) могут делегировать двух мирян, а остальные имеют права лишь на настоятеля и одного мирянина. В соборных правилах также говорилось, что делегатами не могут быть лица, моложе 25 лет и находящиеся в Церкви менее пяти лет, не говоря о лицах с порочащей их репутацией. Все делегаты при регистрации должны будут предъявить выписки из протоколов собраний своих общин о своём избрании, заверенные печатью.

Заслушали

Привычный ход рассмотрения кандидатур, выдвинутых Церковным советом Рогожской общины, изменил высокопреосвященнейший Митрополит Корнилий, взявший слово в самом начале собрания.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Митрополит Корнилий пресутствовал на собрании Рогожской общины лишь в самом начале своего архипастырского служения.

Владыка обратился к присутствовавшим с официальным письмом, в которым он впервые за всю историю решил помочь общине с выбором делегатов на Собор. Митрополит рекомендовал общине направить в числе пяти представителей второго священника – священноинока Евагрия, а также рогожского дьякона Василия Андроникова.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Священноинок Евагрий любим рогожскими прихожанами. В дни, когда ему приходится подменять настоятеля, он смиренно обращается к прихожанам с проникновенной проповедью.

Выбор свой владыка аргументировал тем, что священноикок Евагрий был назначен в помощь настоятелю о.Виктору по неоднократному ходатайству самой общины. Также ряд прихожан (из слушателей воскресной школы) по своей инициативе писали обращения в Митрополию с просьбой оставить дьякона Василия служить в Москве, когда поднимался вопрос о его определении на другие приходы, хотя на уровне всей общины это не обсуждалось.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Высокопреосвященнейший Митрополит Корнилий зачитывает своё послание к Рогожской общине

К слову, митрополит не обошёл вниманием и правой прецедент, создаваемый его инициативой. Помимо того, что оба кандидата не состоят в Рогожской общине и не писали соответствующих заявлений, они также не имеют регистрации в г.Москве, что противоречит светским правилам приёма в члены местной религиозной организации. Вдобавок ко всему, священноинок Евагрий из-за болезни не смог даже лично присутствовать на собрании.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Диакон Василий Андроников

В одной из своих реплик протодьякон Виктор Савельев даже поставил на вид общине, что ключевые её сотрудники до сих пор вынуждены оформлять временную регистрацию. С другой стороны, он оставил без внимания, что дьякон Василий является сотрудником Московской Митрополии, совсем недавно был назначен заместителем директора Духовного училища, а вопрос необходимости регистрации как самого МСДУ, так и обучающихся в нём студентов содержится в повестках всех Советов Митрополии последнего десятилетия.

Обсудили

Несмотря на кажущуюся непринципиальность вопроса, предложение Митрополита спустило пружину, сдерживающую равновесие между интересами Рогожской общины и находящейся на территории Рогожской слободы духовного центра всей Церкви – московской Митрополии РПСЦ .

Несмотря на искреннюю любовь прихожан и к священноиноку Евагрию, и к грамотному преподавателю детской и взрослой Воскресных школ дьякону Василию, их делегирование могло бы нарушить принцип разделения мирской и духовной власти на Соборе. В отличие от мирян, духовенство всё же содержит в себе внутренний конфликт интересов, по должности имея выраженную норму послушания священноначалию. Следовательно, при голосовании они не смогут быть столь же беспристрастны, как и не находящиеся в прямом подчинении Митрополиту миряне.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Соборность предполагает равноправное участия мирян в управлении Церковью. До сих пор поиск и выдвижение достойных клириков и священников на приходы является обязанностью местных общин.

После краткого и местами весьма эмоционального обсуждения поступившей инициативы собравшиеся стали искать пути выхода из сложившейся ситуации. Реплики с предложением отклонить предложение по формальным причинам были оставлены без внимания – как не соответствующие духу Православия.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Самые опытные члены Рогожской общины ни на миг не теряли бдительности.

С другой стороны, горячо поддержано было предложение члена Ревизионной Комиссии Рогожской Общины сформировать полный список из всех упоминавшихся кандидатур, а затем последовательно голосовать по каждой из них. Правовые вопросы было решено обсудить уже после оглашения результатов всех голосований. Тем самым была восстановлена более демократичная процедура избрания делегатов, когда вместо сформированного руководством Общины списка голосование велось бы по каждой кандидатуре отдельно.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Собрание на этот раз проходило достаточно чинно и организованно

В итоге к голосованию на пять мест были предложены 11 кандидатур: священноинок Евагрий, дьякон Василий Андроников, А. Шишкин, Д. Добыш, О. Хохлов, М. Крайнова, А. Бобров, А. Шевцов, А. С. Пряхин, О. Соколовский, Г. Лариошкин.

Включению в число потенциальных делегатов единственной женщины – Марины Крайновой, которая уже не раз представляла Общину на Соборе, – в очередной раз предшествовала бурная дискуссия. Учитывая главенствующую роль мужчин на такого рода мероприятиях, звучали реплики о недопустимости повторения прецедентов прошлых лет.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатовВ своём ответном слове Марина Николаевна выступила с эмоциональной речью о роли женщин в непростой истории Православной Церкви, приведя в пример как преподобномученицу боярыню Феодосию Морозову, так и множество женщин, во многом на своих плечах сохранявших и вдохновлявших мужчин на сохранении веры в периоды гонений, военного времени и советского периода в целом.

Женщину в списках решено было оставить, а уместность делегирования её на Собор оставить на совести голосующих.

Наконец, попросивший слово казак Рогожской станицы и член Церковного Совета Рогожской Общины Данила Добыш попросил снять свою кандидатуру с голосования. По традиции он будет занят обеспечением безопасности и охраны Собора и не сможет полноценно участвовать в качестве представителя общины.

Прецедент

В ходе обсуждения, в связи с присутствием на собрании предстоятеля Церкви и высокой технической проработки вопроса выявилась любопытная «слепая зона» Устава Рогожской общины. Формально Высокопреосвященнейший Митрополит Корнилий не является членом Рогожской общины, поэтому не мог и получить мандат, дающий права голоса.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Протодьякон Виктор Савельев сообщил удивлённым членам общины об обнаружившемся нарушении духа церковной субординации

Ответственный за протокол Московской Митрополии протодьякон Виктор Савельев указал на то, что это противоречит принципам церковной субординации. Собравшиеся с удивлением отметили для себя сложившийся правовой парадокс, однако не сочли возможным обойти правило без рассмотрения вопроса по существу, и Митрополит остался лишь слушателем.

Возможно, что раньше, когда митрополит Алимпий или Андриан изредка принимали участие в подобных собраниях и не было специальных именных карточек, их голоса засчитывались на основании поднятых рук без акцентирования на формальной стороне вопроса.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Юридическая нестыковка заставила слушателей врасплох, но поспешных решений вразрез с Уставом принимать не стали…

В ходе обсуждения поступило предложение проверить принятый более 10 лет назад устав Рогожской общины на предмет подобных логических нестыковок.

Постановили

После нескольких реплик с мест собрание перешло к процедуре открытого голосования по каждой из десяти оставшихся кандидатур.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов

Как и предполагалось, распределение голосов оказалось весьма показательным.

Четыре из пяти мест по квоте заняли представители Церковного Соверта Рогожской Общины: А. Шевцов (34 голоса), следом шёл А. С. Пряхин (32), А. Бобров (30), О. Соколовский (29);

Пятое место разделили «спорные» священноинок Евагрий и Марина Крайнова с 23 голосами;

Шестое место разделили член Церковного совета Г. Лариошкин и член Ревизионной комиссии О.Хохлов с 22 голосами.

Добровольно снявший с себя в прошлом году полномочия член Церковного совета А. Шишкин набрал 14 голосов, а замыкал десятку предложенный Митрополитом Корнилием дьякон Василий с 13 голосами.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Выбор делегатов на Собор – право общины, и формально к таким вопросам старообрядцы подходить не привыкли

Для выбора пятого кандидата было назначено повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим равное количество голосов. Результаты волеизъявления показали истинное лицо православного самоуправления: вместо двадцати двух первоначальных голосов женщина набрала 28, а рекомендованный архиереем священник – 20 голосов…

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Члены общины и настоятель, как казалось, остались довольны исходом голосования

По итогам голосования поступило предложение от имени общины написать официальное письмо на Освященный Собор с просьбой учесть пожелание Преосвященнейшего Митрополита Корнилия видеть в числе участников Собора священноинока Евагрия. Предложено было просить Собор рассмотреть возможность позволить второму священнику кафедрального собора быть дополнительным представителем Рогожской общины «по должности» сверх согласованной квоты.

О радушии

В самом конце собрания преосвященнейший Митрополит Корнилий затронул вопрос дисциплины по отношению к тем людям, которые приходят в храм с ознакомительной целью. Он попросил зачитать протодьякона Виктора обширное письмо неназванного посетителя, который вместе с сопровождающей его девушкой столкнулся с не самым тёплым, на его взгляд, приёмом.

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов
Истинное Православие привлекает всё большее внимание россиян из-за чётко охраняемых принципов допустимого и неприемлемого, причём не только в вопросах веры…

В ответ от общины поступило предложение передать письмо на рассмотрение Церковному Совету для того, чтобы связаться с заявителем и провести внутреннее расследование.

По исходных поклонах собрание было завершено.

Олег Хохлов для STAROVE.RU

Рогожское, община, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, самоуправление, Соборность, старообрядчество, вече, о.Виктор Жельцов, православие, вече, рада, правила, порядки, Освящённый собор, архиерей, послушание, конфликт, конфликт интересов, дипломатия, протодьякон Виктор Савельев, Рогожская старообрядческая община, старообрядческое кладбище, выбор делегатов

Материал по теме:

Рогожская община, о.Виктор ЖельцовСобрание Рогожской общины: хроника

Колоритные фотографии с очередного собрания Рогожской общины, посвященному выбору делегатов на Освященный Собор.

о.Виктор Жельцов, РогожскоеПастырь твёрдый. Как поздравляли о.Виктора

Вместо поздравления настоятелю Покровского кафедрального собора по случаю 81-го дня Ангела от редактора сайта STAROVE.RU

Католики, заговор, политика, тренд, папа римский, православие, Бенедикт, Франциск, поглощение, экспансия, стратегия, бедная церковь, Ватикан, курия, папамобиль, манипулирование, журнал эксперт, анализ, аналитика, прогнозы, Украина, Россия, Запад, кардиналыО соборности в Ватикане. Католики меняют тренд

Познавательная статья о новых направлениях, целях и политике католической церкви в свете прихода к власти нового папы римского Франциска.

ТОЖЕ ФОТО

Крестный ход, старообрядцы, Неделя Святых Жен-Мироносиц, традиция, посолонь, песнопения, Митрополит Корнилий, РПСЦ, Рогожское, Рогожская Слобода, древний чин, единоверие, благодать, различия, никониане, староверы, древлеправославие, православный женский день, дарование свобод веротерпимости, Москва, фото, зрители, очевидцы, Знаменное пение, распев, крюки, ММДМ, Дом Музыки, выступление старообрядческих хоров, Рогожское, Олег Хохлов, ткани, ремёсла, вышивка, мастерство, Старообрядческая ярмарка, казаки, казачество, Рогожское, , ремесленники, фермерская продукция, органика, праздник, лавка-лавка, мастера, умельцы, ремёсла, РПСЦ, Покровский Собор, раскол, история, Дмитрий Власов, казаки-старообрядцы, youtube, oldbelievers, video, orthodox, Korniliy, RPSC, old beliefЛучшие фото праздника Недели Свв. Жен-Мироносиц-2014

Подборка замечательных профессиональных фотографов, передающая дух самого «светского» старообрядческого праздника в Москве.

 

Рогожское, Рогожская слобода, старообрядцы, РПСЦ, дарование свобод веротерпимости, торжество, вечер духовных песнопений, древлеправославие, анонс, план, гуляния, ярмарка, староверы, Неделя Святых Жен-Мироносиц на Рогожском, Неделя Св. Жен-МироносицНеделя Святых Жен-Мироносиц. Фото прошлых лет.

Программа праздника 2014 года и подборка лучших профессиональгых снимков прошлых лет.

 

Богоявление, Рогожское, СтарообрядцыБогоявленская вода. Рогожское. Фото

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

Sayapin-header
Фото с праздника Свв.Жен-Мироносиц от В.Саяпина

Подборка профессиональных снимков с ежегоного старообрядческого праздника в Рогожской Слободе в Москве.

 

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru

Twitter: https://twitter.com/staroveru

Читайте также

богослов

Святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова

21 мая (8 мая по ст стилю) Церковь чтит память Святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста ...

38 комментариев

  1. сергей романов

    Поправка: фамилия настоятеля все же Жильцов, а не Жельцов. как указано выше. А Устав конечно надо дорабатывать с духом времени, но прописка для членства в любой общине г Москвы является обязательной. это не требование Устава и община не может менять сей юрфакт, т к это требование законодательства России.

    • Олег Хохлов

      Сергей, конечно же в фамилии настоятеля ошибок мы не делаем, даже если её подчёркивает MS Word, а в остальном я с Вами согласен, хотя никогда это не звучало раньше.

  2. Владимир Саяпин

    Спаси Христос, Олег, с интересом прочитал и, главное, посмотрел. Даже одна фотография может сказать больше, чем многостраничный текст.
    Очень актуально рассмотреть тему о радушии, проблема не только РПСЦ.

  3. Очень интересная статья, Олег! Спаси Христос. Жаркое выдалось собрание.

  4. иерей Иоанн Севастьянов

    Вопрос к автору статьи – какой конкретно Освященный Собор принял решение о делегировании от Рогожской Общины 5-ти делегатов?
    И вопрос риторический. Сколько всего человек присутствовало на этом собрании?
    К слову. В Покровской Общине г. Ростова-на-Дону присутствовало 116 человек. Выбирали только одного делегата.

    • Олег Хохлов

      Отче, это очень уместная ремарка и хорошая информация к размышлению. У нас далеко не все прихожане – члены общины. И далеко не все в эти члены стремятся.
      Всего было до ста человек, прихожан – несколько тысяч.

      Насчёт пяти человек – так было со времён владыки Алимпия и обуславливалось тем, что община (как и до сих пор) является главным донором для Митрополии в финансовом (да и в интеллектуальном) плане. Почти всё из того, что позволяла себе Митрополия за эти 30 лет, делалось за счёт грошей наших бабушек. Тот же устав и положения для всех разрабатывал Рябцев. И мне хотелось бы, чтобы об этом не забыли даже в том случае, если на Церковь вдруг польётся золотой дождь, а спецхрамы наполнятся спецверующими.

      В свете принятого вчера Соборного решения об ограничении числа мирян одним человеком для всех общин, этот вопрос мы поставим на обсуждение. Времена сейчас не простые, и я был бы рад, если бы и затраты наши на содержание центрального управленческого аппарата выровнялись до вашего уровня или до уровня какого-нибудь прихода в Омутнинске или Томске.

      К сожалению, для многих приходов десятина оказывается равна стоимости билетов на Собор, которые они с радостью проводят взаимозачётом. А многим не хватает и на это – и это уже третий вопрос для пристального анализа.

      Все мы, слава Богу, за эти годы не научились, в отличие от некоторых других религиозных организаций, присасываться к кормушке распила госсредств и иностранных “благотворительных” пожертвований, зато сохранили чистоту веры и независимость. И я не верю в “добрую святую наивность” посторонних толстосумов. За всё в этой жизни приходится платить. А некоторым придётся еще и на том свете расплачиваться…

      Раз ты голосовал за уравниловку – впрягайся теперь с нами на равных! Отопительный сезон только начался, и я с удовольствием перешлю тебе сумму счёта за отопление храма Рожества и дома Причта : )) Все эти годы Община платила коммуналку за Рогожскую слободу ПОПОЛАМ с Митрополией, которой помогали все вы. А ценник там не ростовский, поверь.
      Слава Богу за всё!
      Прости, Христа ради!

      • Андрей Сергеевич

        Справедливый комментарий.

        Люди этого не понимают или делают вид, что не понимают (про о.Иоанна этого сказать нельзя). Наверное было бы разумным платить деньги на содержание Митрополии пропорционально выбираемым Общиной делегатам на ОС.

        Т.е. теперь каждый должен платить не от доходов, а поровну, т.к. выбирать будут только по одному члену общины! – По крайней мере это было бы по-христиански и по-справедливости.

        И, в принципе, раз уж теперь все священники и диаконы включены делегатами (что я собственно не ставлю под сомнение), то и они как великие стратеги и управленцы должны лично разделить ответственность и финансы – пропорционально – доход то у них тоже есть.

    • Георгий

      Отче, Вы говорите о присутствовавших на совете общины 116 христианах. Очень приятно слышать, что в Покровской Общине г. Ростова-на-Дону много православных христиан, активно участвующих в жизни прихода.

      Но вот что хочу я заметить: про Рогожан, про прихожан Покровского собора. Большую часть общецерковных мероприятий организуют прихожане именно Покровского собора на Рогожском. Не знаю ни одной общины со столь активными прихожанами.

      Как ни странно, не Донские казаки, а именно Рогожские охраняют соборы РПСЦ. Прихожане Покровского собора ухаживают не только за общинным имуществом, но и за всей территорией Рогожского. Вызывает недоумение тишина, исходящая от множества приходов.

      Вот примеры трудов мирян, кандидатов в делегаты от Покровской общины Рогожского: Олег Хохлов видный старообрядческий блогер и писатель, ведёт ряд сайтов, Олег Соколовский и Александр Бобров – организаторы крестного хода Верея Боровск, а Олег Соколовский также собирает средства на строящийся храм в Калининграде; Данила Добыш – казак, меценат, старообрядческий предприниматель, без его трудов не обходится практически ни одно старообрядческое мероприятие Московского региона.

      Как бы хотелось видеть пробуждение и активность и в других приходах. Где ещё на Руси, кроме Рогожского и Улеймы, каждый день Православная литургия? Недоумеваю, вот почему так, поднимают вопросы про делегатов на собор, а ежедневно литургию служить не задумываются… Простите, Христа ради.

  5. иерей Иоанн Севастьянов

    Поразительные вещи, вы, братие, пишете!
    Все это правильно и уместно. Можно привести доводы и за и против.
    Но главное! Не называйте, пожалуйста, это церковной демократией и соборностью.

    P.S. Олег, просто ради интереса, пришли мне не счет за отопление, а смету, сколько стоит мандат делегата (депутата).

    • Олег Хохлов

      Я не наблюдаю здесь ничего поразительного. Не поразительно даже то, что тебя, отче, не интересуют затраты на содержание общецерковного имущества, пользуемся которым лично мы по времени ровно столько же, сколько и ты: в лучшем случае три дня в году во время Собора.

      Соборностью лично я называю участие мирян в делах Церкви. Критерии определения количества делегатов от каждого прихода исторически были установлены субъективно. Почему от Рогожского было пять человек – я предположил. Еще более субъективными, то есть несправедливыми, они стали после введённой уравниловки.

      При этом на Собор только на моей памяти Алексей Рябцев трижды ставил вопрос о введении критериев определения величины квоты, единых для всех. Предлагалось и пропорционально десятине, и пропорционально количеству прихожан, и количеству членов общины… Все эти предложения были отклонены и по существу не рассматривались. Это уже к Собору вопрос.

      Что касается стоимости мандата, то он бесплатный… Право голоса не может быть обусловлено лишь платным входом. Но и говоря о правах, нельзя забывать о связанной с этим ответственностью. Приход из трёх бабушек в деревне и трёх тысяч в городе – не одно и то же, времена меняются.

      • Андрей Сергеевич

        Суть даже не в том, что от каждой общины будет только один мирянин. Дело в том, что резко увеличилось количество духовенства на соборе с одновременным сокращением мирян. Безусловно, это клерикализация в никонианском стиле.

        Кстати, единственным архиереем, кто голосовал против этого, был владыка Зосима (епископ Донской и Кавказский). Очевидно, что дальнейшее разделение на Церковь учащую и Церковь слушающую не способствует развитию старообрядчества.

        Вопрос о.Иоанна о стоимости мандата делегата впоне корректный. Стоит он ровно столько, сколько прав у мирянина и общины, которую он представляет, и размер ответственности, которую он несет перед людьми, которые его выбирали.

        Стоимость мандатов духовенства состоит в прямой зависимости от митрополита и отсутствии выборности. Духовенство не проходит отбор, не выбирается, а значит – не представляет общины, и потому разделение между духовенством и мирянами в перспективе будет только увеличиваться.

        Митрополит увязал вопрос о том, что призошло на собрании, с количеством делегатов вообще. Поэтому вся эта ситуация выглядит так, как будто митрополит отомстил Рогожской общине за то, что она не приняла решений, которых он требовал на собрании общины.

        Показателен и тот факт, что предложение об одном мирянине от общины внес не кто-нибудь, а помощник митрополита Николай Юкин. Но мы-то переживем эту ситуацию, а вот тот факт, что мирян фактически отлучили от принятия решений путем изменения пропорций – факт прискорбный. Следующий этап – ликвидация общин. Ну в самом деле, зачем они нужны? Да и выборы мирян зачем? Можно просто назначать несколько человек для показухи и все.

  6. Сергей Кольцов

    Да… конечно, к моему спасению это дела почти не имеет, но культурологически решение Собора вписывается в концепцию всеобщего обмирщения и “католикализации”. Проф. МДА Осипов очень часто сначала критикует западные церкви в обмирщении, потом призывает не обольщаться, что типа мы – в том же поезде, только в последнем вагоне; и вот теперь видно, что и наша вагонетка к нему прицеплена.

    Не очень нравится спор в ключе кто сколько денег отваливает за содержание митрополии. Мы же не протестанты и не мусульмане, признаем иерархию в Церкви и не считаем Митрополита обузой (скорее – наградой!). Уверен, что многие и ходят на Рогожское именно потому, что есть возможность у целого Митрополита благословение получить. А службы какие красивейшие, а проповеди (хоть и для небольшой группы, которая их слушает): мало, где у нас проповеди…

    Всё это – дополнительные люди и, соответственно, деньги. Так что тут скорее синтез и даже синергия от пребывания Митрополии на Рогожском. Хорошо, если все стороны (“все стороны” жирно и подчеркнуто) будут это понимать.

    Ну а вот напрямую сравнивать доходы московских и питерских приходов с региональными, особенно не в областных центрах, как-то некорректно: доходы слишком разные. Для меня подвиг общины в посёлке Пристань на Урале (подвиг состоит лишь в том, что община там есть!) не меньше подвига рогожцев договориться о благоустройстве территории и реставрации зданий за счёт московского бюджета, при том, что от уральской общины митрополия, условно, и копейки никогда не видела.

    Всё-таки Церковь и Соборность в Церкви-это не у кого P&L круче. Но при этом нам надо Церковь содержать и здесь, на земле, так что денежные вопросы тоже должны быть на повестке.

    А вот то, что у нас всерьез обсуждается (я что-то не понял обсуждается или решено уже) сокращение числа мирян на Соборе, это плохие звоночки, даже не звоночки – набат.

    Вот тут Олег публиковал замечательную критическую статью Горичевой http://starove.ru/obychai/posthristianskaya-era/, и там такая замечательная мысль, что глубоких богословских противоречий между большой РПЦ и Ватиканом НЕТ (они оказывается, там не упирают сейчас на филиоквэ – примат непогрешимости Папы). И вот, она продолжает мысль: возможно ли объединение церквей, если они и в обряде договорятся, причем на православной форме? И отвечает – нет. Дух не тот.

    Вот и мне кажется что наша Церковь – это, в первую очередь, дух соборности, когда на Соборе мирян больше, чем клира, когда главное место принятия решений в церкви – община, а не епископ, это (было?) так не характерно для истории России последних 360 лет, что это ценилось ещё выше: значит мы – не сиволапые, значит мы можем и без руководящей роли партии.

    Эх, неужели не можем, что же мы постоянно сваливаемся в автократию?!

    • Олег Хохлов

      Благодарю, дорогой и либеральный Сергий, за комментарий и цитирование полезной для прочтения статьи Татьяны Горичевой.

      Могу добавить лишь, что свежий материал, опубликованный на днях на сайте – о новом тренде католической церкви на повышение роли мирян – “католической соборности” – http://starove.ru/izbran/o-sobornosti-v-vatikane-katoliki-menyayut-trend/ тоже как нельзя кстати развивает тему.

      Более того, так совпало, что по окончании столь резонансного собрания на Рогожском я лично передал журнал “Эксперт” с данной заметкой в Митрополию. И, тем не менее, спустя два дня именно сотрудником Митрополии был поставлен вопрос о сокращении роли мирян.

      Формально, это “хорошо” – мы не следуем за католической церковью… Но если без сарказма, то это очень прискорбно. А главное, что многие священники, вышедшие после Соборного урезания прав мирян, искренне не понимали сути произошедшего.

      Вопрос на обсуждение был поставлен под конец второго дня Собора, после 7 часов вечера, когда люди были сильно усталыми. Несмотря на протесты Рогожской общины, многие даже не поняли причин их недовольства, и искренне радовались открытию квоты для дополнительного духовенства…

      К сожалению, элементы манипулирования общественным мнением (даже через умело составленные формулировки текстов вопросов, поставленных на голосование, и выбор “оптимального” времени голосования), всё же присутствуют…

  7. Андрей Сергеевич

    Нельзя всё на свете сводить к чёрному и белому. Безусловно вопрос финансовой поддержки не самый главный, но и не маловажный. Поэтому и не учитывать его тоже было бы неправильно. Этот критерий мог бы быть (предлагался) одним из тех, который бы позволил “сильным” общинам быть представленным большим количеством делегатов. Для нас этот вопрос был неожиданным, да и в предварительной повестке его не было. Некоторые соборяне потом откровенно спрашивали: “Что у вас происходит?! Что с митрополитом?!”, а другие сочувствовали: “ТерпИте!”

    Моя личная точка зрения заключается в том, что я считаю, что ВСЕ делегаты от общин должны быть выборными и община сама должна определять, кто именно будет её представлять на Соборе. Ведь у митрополита уже есть масса инструментов (архиерейский собор, совет митрополии, совет благочинных), которые исключают участие в нём мирян. Всеми этими советами управляет митрополит. А где же миряне? А миряне теперь будут представлены по одному от Общины – решение принято.

    На прошедшем соборе из 171 делегата около 40% составляли миряне. При этом митрополит сразу в начале Собора задал “правильный” тон, призвав активных священников занять первые три ряда. При всём моём почтении к духовным лицам, такое отношение – откровенная дискриминация тех, кому оставили галёрку. С учётом того, что мирян было 69 человек, то количество общин представленных на Соборе составляло 50-70. Думаю не сильно ошибусь если предположу, что количество мирян на следующем Соборе останется приблизительно тем же или несколько меньшим – Рогожскую, Нижегородскую и несколько других с бОльшим количеством делегатов в расчет принимать не стоит – они вносят непринципиальный минимальный вклад в общее количество мирян. НО! Резко увеличивается количество священников и диаконов. При это не проходя сито отбора на уровне общины все они становятся делегатами Собора. В таких условиях говорить о соборности и роли мирян в жизни Церкви можно только с большой натяжкой. Миряне не смогут представлять интересы старообрядцев.

    Из конструктивного. Как бы, наверное, выборная система должна была бы быть изменена?
    – выборы всех делегатов от общин, кроме предстоятеля и епархиальных архиереев.
    – количество духовенства и мирян должно быть пропорционально тому количеству, которое имеется сегодня в старообрядчестве. Реализовано это могло бы быть, например, таким образом – один священник в общине – два мирянина. Два священника – два мирянина. И т.д. Наверное, есть и другие подходы. Оптимальное соотношение можно было бы определить.

    Обнажилась и другая проблема. Не смотря на наличие комиссии по подготовке Собора, вопроса о представительстве в первоначальной повестке не было. Тактика митрополита (и некоторых других клириков) на последних соборах, когда вопрос вносится на Собор без подготовки, без проработки говорит о том, что осуществляется попытка “протаскивания” угодных решений без их обсуждения до Собора. Такая практика порочна по своей природе и “плохо попахивает”. Считаю, что на Соборе должны обсуждаться только те вопросы, которые были заявлены не менее, чем за 1 месяц до Собора и представлены общинам на обсуждение. Это бы дало возможность подготовиться к вопросу.

    Другая проблема – низкое качество подготовки соборов. Ни докладов, ни материалов, ни прений, ни регламента – всё “с листа”. Я лично не только принимал участие в больших совещаниях и конференциях. но и сам их организовывал. Поэтому на текущий уровень подготовки просто жалко смотреть. Пример. Мне лично по вопросу о представительстве общин вообще ведущие не дали выступить не смотря на то, что и руку с мандатом тянул – видимо, было прямое указание митрополита о том, кому давать выступать, а кому нет. Так поступать негоже!

    Поведение духовенства. Ярким примером является о.Леонтий Пименов, который обозвал рогожских делегатов “крикунами”. У меня нет никаких намерений оппонировать ему, но подобное поведение при попустительстве митрополита, который даже не сделал замечания – откровенное хамство. Дай Бог многая лета о.Леонтию Пименову – мы терпим как Христос терпел (сравнение другого духовного лица, поддержавшего нас – не даю имени, т.к. думаю что мстительная братия ему это припомнит). Подобное поведение недостойное для соборян. Все соборяне должны относится друг другу с почтением, уважением, в духе “мира и любви”.

    Есть и другие проблемы, которые обнажились на Соборе. Пишу это не потому, что хочу показать? как всё плохо. А потому, что проблемы надо обсуждать и решать. Иначе перспективы очень печальные.

  8. Денис Привалов

    Однако, ну и дела!
    К своему стыду должен признать, что с постановлениями прошлых соборов был знаком лишь понаслышке, за работой нынешнего не следил. И напрасно.

    Еще большее сожаление вызывает тот факт, что сегодня Москва – вся Россия, в противовес старой поговорке. Это я в том смысле, что в нашей старообрядческой церковной жизни за всех приходится думать и работать нескольким большим общинам Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода (простите, если кого не вспомнил), а на местах как всегда: “Там в столице виднее”.

    Аргументы Олега Хохлова и Андрея Сергеевича очень убедительны: большие общины имеют право на бОльшее количетсво делегатов. А решение нынешнего собора ограничивает самых активных.

    Решением этой проблемы может стать повышение активности всех общин нашей церкви, но как и когда это произойдет? Не нашими ли руками и молитвами?
    Простите, Христа ради.

  9. Игорь Степовой

    Читаю статью и комментарии. Нет доверия иереям? Я правильно понял? И приоритет гражданских законов над церковными допускается? Я человек простец и неискушен, но знать хочется.

    • Андрей Сергеевич

      Каждый должен заниматься своим делом. В вопросах духовных никаких сомнений не было, нет и не будет, даже не смотря на то, что по некоторым вопросам среди самих иереев нет единства. Но для рассмотрения подобных вопросов есть духовные отцы, благочинные, архиереи, архиерейский собор и архиерейский суд.

      Миряне (община) должны заниматься своим делом, в том числе и вопросами содержания храма, образованием и т.д.

      Освященный Cобор должен заниматься вопросами, которые касаются всей Церкви в целом. Например, создавать или не создавать Крымскую епархию. Вопросы эти касаются и мирян, и лиц духовных. Т.к. мирян в Церкви существенно больше, то и представлены они должны быть бОльшим количеством на Соборе. А противопостовлять мирян и клириков не надо – это путь тупиковый, ведущий к очередному расколу.

      Что касается законов, то соблюдать надо все законы. О приоритетах можно говорить тогда, когда есть противоречия, но на сегодня никаких противоречий просто нет, поэтому о противоречиях говорить бессмысленно, и не надо создавать прецедентов с противоречиями, а если таковые случаются, то надо обсуждать каждый конкретный случай. Или есть какой-то конкретный случай?

      Наверное, надо прокомментировать и случай с членством в общине. Светский закон о религиозных организациях готовился и принимался достаточно давно. В том числе и Митрополия РПСЦ обсуждала и направляла свои замечания и предложения. Положение ст.8, ч.3 обусловлено тем, что в лихие 90-е были случаи, когда приезжали заезжие хлопцы, входили в доверие в общину и отчуждали имущество. Есть и другие причины. С другой стороны, если я не проживаю в Туле, например, то зачем я должен быть членом тамошней общины? Я сам помогал одной из общин около 10 лет и никогда не был ее членом. Сегодня ситуация другая – это сформировавшаяся община со своим священиком. Проблемы возникают тогда, когда кто-то хочет закон обойти и не соблюдать.

      Митрополит заведомо знал, и ему неоднократно пытались объяснить, в том числе и я лично, что ни о.Евагрий (опять же уважаемый всеми и пользующийся авторитетом), ни диакон Василий не могут быть в текущей ситуации делегатами от Рогожской общины. Мне до сих пор не понятно – зачем надо было настаивать? Но даже в этой ситуации община пошла навстречу и включила их в список для выборов этих делегатов.

      • Игорь Степовой

        Простите, Андрей, Христа ради. Все-равно противостоянием каким-то веет от статьи и комментариев. Любви хотелось бы :)

        • Олег Хохлов

          Игорь, любовь – слишком широкое понятие. Есть, например, любовь к порядку и правде, а бывает нетерпимость к злу и манипуляциям. И не надо всё пытаться уврачевать одной всеобщей “любовью”.

          Собрание прошло в духе любви и уважения как к друг другу, так и к правилам и порядку. И Андрей Сергеевич прав, что не надо даже из великого к кому-то благоговеня нарушать в том числе государственные законы.

          • Игорь Степовой

            Бог есть любовь.

          • Олег Хохлов

            Ой, снова широко берёте:
            «Еретическiя учения, несогласныя съ принятымъ нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться объ ихъ спасенiи»
            Свт. Iоанн Златоустыи, «Слово о проклятiи».

          • Игорь Степовой

            Так чему противоречит решение собора? Я так из вашей статьи не понял. 1. Собор, количеством делегатов которое вас устраивает, проголосовал за то, чтобы в следующий раз собраться в количестве, которое вас не устраивает.
            2. Иереи склонны к человекоугодничеству, посему нужно больше мирян, которые будут при голосовании руководствоваться более правильными соображениями. Так?

  10. Олег Хохлов

    Игорь, во-первых, хочу поблагодарить за просто и лаконично поставленные вопросы: в обоих случаях ремарка написана не в бровь, а в глаз! : )

    Итак, во-первых, решение Собора ничему не противоречит. Это – высший орган Церкви, и в здравом уме никто из нас не станет оспаривать его решения. Однако в данном случае, зная как технически проходило обсуждение и голосование, можно сказать, что далеко не все голосовавшие за «уравниловку» поняли, за что они проголосовали. Время покажет, а опыт мы учтём на будущее.

    По второму пункту – уже подробно пояснили чуть ниже, но добавлю эмоциональности: дай Бог всем таких священников и архиереев, как у нас… : ))

  11. Владимир Саяпин

    Интересная дискуссия! Я всегда считал, потому что читал об этом :), что священники в старообрядчестве выбираются членами общины для своей церкви. Если это так /уже сомнения возникли/, то почему же миряне не доверяют ими же избранному человеку? Их защитнику на том же Соборе! Или уже все иначе?
    Читаю решения последнего собора: “Призвать мирян причащаться не реже одного раза в год …” Выходит, еще реже причащаются миряне! И раза в год не подходят ко Святой Чаше! Какая же громадная дистанция между священниками, причащающимися при каждом совершении литургии /минимум каждую неделю/ и мирянами, и раз в год не удостаивающихся Таинств!

    • Андрей Сергеевич

      Священники всегда должны выбираться общиной. Это очень правильно и так должно быть. В Рогожской общине и о.Виктор, и о.Евагрий были выбраны общиной, и мы им вполне доверяем. Да и они видят поддержку со стороны прихожан.

      Почему-то неции, зде пишущие, пытаются свести переворот, который произошел на Соборе, к уменьшению представителей от нескольких общин. Но дело-то не в этом. Дело-то в соотношении и в общей тенденции в старообрядчестве. Давайте посмотрим на примере. До последнего Собора Рогожская община была представлена 1 настоятелем и 5 мирянами, а в будущем будет представлена 2 священника + 2 диакона + 1 мирянин. т.е. соотношение в пользу духовенства изменилось в 20 (!!!) раз, и не в пользу мирян. При этом (как было справедливо замечено) священники избирались общиной, чего нельзя сказать про диаконов – и если протодиакон ещё является членом общины, то диакон Василий даже таковым не является. Это очень прискорбная тенденция.

      Что касается Собора, то это собрание и мирян, и духовенства. Коренная проблема в том, что часть Соборян назначаются, а часть выбираются – такой подход всегда будет противопоставлять мирян (выбираемые) и духовенство (назначаемое). Подход должен быть един, а делегатами по титулу должны быть только архиереи. Собор – это высший представительный орган РПСЦ. И говорить о том, кто кому доверяет совершенно неуместно. Поэтому и делегатов на Собор должна определять община. А так как в основном на Соборе обсуждаются вопросы, касающиеся всей Церкви в целом (в которой, к стати, мирян существенно больше, чем лиц духовных), то представительство мирян должно быть существенно бОльшим.

      Ещё раз хочу особо подчеркнуть, что для решения вопросов сугубо духовных и личных существуют: духовные отцы, настоятели, Архиерейский Собор и Архиерейский суд – вполне законные органы духовной власти способные и дОлжные принимать решение по вопросам сугубо духовным.

      С причащением ситуация на самом деле непростая, а принятые решения оставляют желать лучшего. Не вдаваясь в подробности, позволю высказать свою личную точку зрения. Причащаться надо и как можно чаще. Причащаться или нет – решает духовный отец во время исповеди. Как готовиться – решает сам христианин, а отец духовный определяет достоин ли христианин Святых Таин.

      Мести всех под одну гребенку, а потом говорить – ну вот, мол, священник причащается хоть раз в неделю, а мирян призывают причащаться хотя бы раз в год – неправильно. Правильнее было бы призывать мирян чаще готовиться к принятию Святых Таин, чаще ходить на исповедь к отцу своему духовному и уж там решать, кто чего достоин.

      • Владимир Саяпин

        Спаси Христос! Но хотелось бы ссылок на тот же Устав Церкви, ежели в нем прописаны правила :).

    • Олег Хохлов

      Владимир Саяпин:
      Читаю решения последнего собора: “Призвать мирян причащаться не реже одного раза в год …” Выходит, еще реже причащаются миряне! И раза в год не подходят ко Святой Чаше! Какая же громадная дистанция между священниками, причащающимися при каждом совершении литургии /минимум каждую неделю/ и мирянами, и раз в год не удостаивающихся Таинств!

      ==========================================
      Дорогой мил брат Владимир!
      При всём к тебе уважении, как же можешь ты считать, что величайшее Таинство, Тело и Кровь Христовы, может между кем-то какие-то дистанции устраивать!?

      Этот дар позволяет в любом своём проявлении сблизить и ощутить себя причастным Церкви, и никак нельзя говорить, даже в переносном смысле, что кто-то от более частого к нему приобщения получает какие-то дополнительные привилегии.

      Уж не забыл ли ты, что люди, не без активной помощи любезной тебе синодальной церкви лишали православных христиан возможности получить причастие в течение всей своей жизни (даже если брать чисто формально, алтари на Рогожском были запечатаны 49 лет!). Но можно ли говорить о том, что православные люди стали от этого дальше от Бога или друг от друга?

      Безконечно далёкими эти люди стали только от гонителей и пособников лукавого, в пастырских облачениях и всешутейших кителях проникших в самое сердце православной Руси. Вот о чём надо сожалеть и печалиться.

      Не буду обобщать, ибо люблю конкретику и прямоту: исповедуюсь я 2-3 раза в году, а причащаюсь, в смысле готовлюсь к Причастию в надежде на своё достоинство, получается 1-2 раза. Для этого надо не менее 2 часов в день в течение недели уделять молитве, да и голову следует очистить от суеты вроде данного сайта и прочего. Впрочем, знаю многих, кто делает это чаще.

      Зато это не формальность, не православный фаст-фуд. Это Праздник души, борьба с собой и своими слабостями. А то, что священники могут делать это хоть каждый день – зависти у меня не вызывает. К счастью или к сожалению, но, как показывает личный опыт, мне в духовном плане до них примерно такая же дистанция, как и соотношение частоты причастия…

      • Владимир Саяпин

        Ну Олег, ты совсем не так понимаешь, как в начале написал. Не о привилегии речь! Речь о духовности, о чем ты в конце пишешь :).
        “В надежде на свое достоинство..” пишешь. Неужели ты и вправду думаешь, что можешь достойно притупить, быть готовым?
        И без уколов по поводу РПЦ никак не обойтись, будто тебе лично злое творит.

        • Олег Хохлов

          Нет, дорогой, я всяк раз, даже всё вычитав, иду в мыслях о своём недостоинстве. Зато точно знаю, что, не прочитав правило, шансов нет по-любому.

          А не уколоть конечно не могу. Не будь того зла, стояли бы мы сейчас с тобой в храме плечом к плечу…
          Так что это личная моя боль – видеть в тебе иного… Даже еретиком второго чина язык назвать не поворачивается – так мне ты мил со своим светописанием: ))

          • Владимир Саяпин

            Не будь того зла… А я в чем виноват? Это раз.
            Второе. В чем я еретик?

            =============================
            Олег Хохлов:

            Брат мой дорогой, уж писать негде : ))
            Ты еретик в том же точно, в чём и мы для вашего началия: не тем миром мазан – http://starove.ru/news/sinod-rpts-i-rpsts-ne-odnim-mirom-mazany/

            Кстати, тут и игра слов подходящая нарисовалась: то ли не тем МИРОМ, то ли не тем БАТЕЙ…

          • Владимир Саяпин

            Ну, ежели в миро дело, тогда ладно, брате Олег! :)
            Вспомнилось, что-то нужно было спросить у священника РПСЦ, подхожу, представляюсь “Владимир, еретик второго чина” ! Он аж подпрыгнул, а потом расплылся в улыбке от радости :))))))))) Шутка, конечно, с моей стороны :).

          • Олег Хохлов

            Вот добрый ты всё-таки….
            Надо будет мне как-нибудь с никонианским попом такое провернуть – погляжу, будет ли улыбка : ))

          • Владимир Саяпин

            Как же ты представишься?
            Понимаешь, Олег, подавляющая масса мирян и священников понятия не имеют о страрообрядцах, о том, что есть служба по-старому, что есть возможность придти и увидеть. Что прп. Сергий так служил…
            И не хотят увидеть, узнать…

  12. Александр Емельянов

    По данному вопросу я голосовал “против”. С одной стороны – уменьшение количества мирян не есть хорошо, об этом много говорилось здесь в комментариях.

    Но есть и ещё одна вещь: обязательное присутствие ВСЕГО духовенства на Соборе. На мой взгляд – это крайность. Вполне достаточно одного священника. Этот момент подкладывает “гранатку” под отдалённые общины.

    Рассмотрим пример: у нас в Новосибирске до недавнего времени штат священнослужителей состоял из 4-х человек: епископ, 2 священника и дьякон. На Собор из духовенства, как правило, ездил владыка и один из попов. Теперь же должны будут все. Теперь займёмся арифметикой. Сейчас билеты в Москву стоят где-то 14000 руб. Умножим эту цифру на 4, получим 56000. Сумма немалая. Как староста церковный скажу, после покупки священству билетов, на мирянина – рука не поднимается денег брать в кассе. А если и брать, то всего набегает 70 тыс. И возникает риторический вопрос: “Где деньги, Зин?”

    Схожая ситуация и в Томске: 2 священника и протодиакон. Может наши случаи – лишь исключение из общей картины, но, на мой взгляд, с любой стороны, ныне утверждённый порядок делегирования далёк от совершенства.

    • Олег Хохлов

      Александр, благодарю за уточнение.

      Отмечу хозяйственно-практический характер данного комментария, что свойственно именно мирянам (даже поющим) : ).

      Тут затронута и другая проблема: собственно репрезентативности. Я никогда не слышал, чтобы кому-то из общин ставили на вид регулярное непосещение Соборов, а также пребывание на них меньше положенного числа дней.

      Известны приходы, расположенные в том числе недалеко от Москвы, кто системно не участвует.

      Касательно отправки всех священников – тут не так всё жестко. Не знаю, как обсуждалось, но Соборное решение гласит: “11.1. Всех служащих священников и диаконов считать делегатами Освященного Собора РПСЦ.

      Считать делегатами и покупать билеты в приоритетном порядке – не одно и то же : )) Это как раз на микрособорность похоже и в будущем станет критерием “здоровья” общин…

      КСТАТИ, родилось простое предложение: может и мирян тогда должно быть по числу духовенства? Если приход большой, служат много, то и число мирян должно соответствовать. Похоже на равновесный подход. Одни о душах пекутся, другие – о хозяйстве и делах общинных.

      И “отгружать” делегатов по тому же принципу – есть на четверых денег – пусть поровну и едут. Остальные – по скайпу : ) Ежели токмо на троих – ну, по умолчанию приоритет двум священникам, если община не решит иначе. И всё это чётко прописать и Соборно утвердить, не позволяя создавать перекосы. Вот это тогда – Соборность…

  13. Сергей Кольцов

    Кстати, а ведь это гениально, использовать для соборности (ну если есть такая экономическая проблема) новые технологии. Старообрядцы никогда ими не гнушались, лишь бы во благо.

    Можно организовать и закрытую видео трансляцию (для зарегистрированных членов), и механизмы голосования прописать.
    Думаю, богословских проблем не должно быть, потому что Дух везде может дышать, и, в отличие от материального мира, где скорость ограничена, Его скорость вообще ничем не ограничена и Он может пребывать одновременно везде.

    Может даже через пару Соборов начать закидывать подобные вопросы для обсуждения.

  14. Игорь Степовой

    Вот вам, спорщики: в книге Епископ Иннокентий (Усов) Сочинения том 1 на стр 429-432 содержатся ответы на мои вопросы. Посмотрите. Книга есть в лавке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *