Главная » Анонсы » Старообрядцы Польши. Габовы Гронды. Прошлое и настоящее
Staroprawosławna Cerkiew Staroobrzędowców, Старообрядческие приходы Польши на катре проекта NAVIGATOR.STAROVE.RU, oldbelievers, Poland, staroverci

Старообрядцы Польши. Габовы Гронды. Прошлое и настоящее

За стеной глухих и необыкновеннно красивых лесов польской Сувальщины без малого 200 лет существуют две, на первый взгляд, обычные деревни, где, проходя по улице, вместо привычного “Дзень добры”, прохожий может услышать “Здравствуйте”. Жители Грабовых Гронд и Бора – так называются эти села – не видят в этом ничего особенного: они русские, и это  единственная местность в Польше, где проживают только староверы.

По просьбе прихожан и наставника польской старообрядческой общины деревни Габовы Гронды о. Мартиниана Петровича Ефимова приводим его рассказ о становлении древлеправославия на польской земле и обращаемся к нашим читателям с просьбой помочь завершить начатое строительство. Координаты о.Мартиниана и реквизиты можно найти в конце данной статьи.

Основание старообрядческих сёл в Польше

Старообрядцы начали селиться на территории Польши (в то время Речи Посполитой) после реформы Православия, проведенной в 1667 году патриархом Никоном. Деревня Габовы Гронды была одним из первых поселений древлеправославных старообрядцев поморского согласия на территории Августовского повята, территории нынешней Августовской области в Польше. Датой его основания считают 1863 год, когда польская власть разрешила старообрядцам проживать в лесах городов Сувалки и Августов. Эта деревня была основана потомками переселенцев из Новгородско – Псковских земель. Потом рядом с ней возникла деревня Бор, называемая также Борки.

грабовы гронды, староверы польши, старообрядцы в польше, поморцы, русские в польше
Старообрядческие приходы Польши на карте проекта NAVIGATOR.STAROVE.RU

Польский король обещал старообрядческим переселенцам привилегии, все кто будет строить новую деревню в лесах Августова не платили земельный налог, который платили все поляки.

В начале деревни не имели никакого названия. Потом старообрядцы назвали новые места: село Габове Гронды и село Бор, они расположены на юг от города Августов (12 км).  Польская власть дала каждой древлеправославной семье 15 моргов земли (1 морг земли это 0,5 гектара).

Старообрядцы на Сувальщине, фото Анджей Сидор
Старообрядцы на Сувальщине, фото Анджей Сидор

Главным занятием старообрядцев были работы, связанные с лесным хозяйством. Среди них было много пильщиков, а малое количество лесопилок способствовало популярности этой профессии. За короткое время старообрядцы стали признанными мастерами деревообработки, известными своей добросовестностью далеко за границами повята. Они изготавливали дуги, полозья, оглобли, обручи. Женщины ткали и, главным образом, производили ткани из льна. Часто изделия, изготовленные в деревнях Габовы Гронды и Бор, можно было встретить не только на рынке в Августове, но и в других польских городках.

Уже тогда старообрядцы построили свой первый храм.

Старообрядческие приходы Польши на катре проекта NAVIGATOR.STAROVE.RU, oldbelievers, Poland, staroverci

Первая мировая война и польские староверы

В период Первой мировой войны большинство старообрядцев Августовского повята эвакуировались в глубь России, в окрестности Саратова. Впоследствии вернувшиеся из эвакуации в родные сёла староверы стали усердно восстанавливать разрушенные селения и строить церковь. В 1921 году в Боре жило 144 старообрядца, а в Габовых Грондах — 216.

Трифон Персиянов – старообрядец, Холны Вольмера на Сувальщине, 09.04.2008, фото Анджей Силор
Трифон Персиянов – старообрядец, Холны Вольмера на Сувальщине, 09.04.2008, фото Анджей Силор

В Списке старообрядческих общин Польши на 1930 год, опубликованном в Вестнике ВСС в Польше, указывается, что наставником общины служил И.Н.Голубев, председателем совета общины был А.И.Федотов.

Старообрядцы зарекомендовали себя как солидные и предприимчивые хозяева, руководствующиеся принципом «честно заработанная и правильно используемая собственность не может быть грешной». Положение раскольников в Пруссии межвоенного периода, которая в то время уже была частью III Рейха, Енджей Гертых описывал так:

«О русских поселениях (…) много говорится по всем Мазурам, во всей Восточной Пруссии, и даже в Германии. Со всего Рейха туда тянутся туристы, чтобы посмотреть на russische Dörfer. Доходы от туризма в значительной степени способствуют росту благосостояния колонистов. Интерес немецкого общества к этим рассматриваемым как туристическая диковинка Russen дал удивительный эффект: (…) их национальное отличие не подвергается обычным для немецкой системы преследованиям, но воспринимается положительно и даже поддерживается».

В 1939–1941 годах староверцы из Габовых Грондов и Бора давали приют своим собратьям, бежавшим из окрестностей Пиявна Русского и Сувалкско-сейненской земли, находившихся под немецкой оккупацией.

Польские старообрядцы и фашистская оккупация

Когда гитлеровские войска в 1941 году напали на Советский Союз, одни старообрядцы служили в Красной армии, а другие давали приют русским беглецам из немецкого плена. Гитлеровцы не ограничились простыми репрессиями, а решили полностью ликвидировать деревни ГабовыеГронды и Бор. Решение выполнили в ночь с 17 на 18 марта 1943 года, когда в эти деревни прибыла карательная экспедиция.

Древлеправославным христианам дали два часа, чтобы собрать необходимые вещи и оставить свои дома. Затем лишенных крова людей погнали в Августов, где посадили в вагоны и целыми семьями вывезли на принудительные работы в Германию. Вывезенные жители деревень свидетельствуют о том, что тогда к ним относились как к скоту, принуждая всех, даже малых детей, к многочасовой работе.

В оставленных деревнях были уничтожены не только строения, но даже надгробные кресты и деревянные колодезные срубы.

Послевоенное время

Когда окончилась нацистская оккупация не все старообрядцы вернулись на свою родину, в Польшу. Старообрядцев в Польше после II мировой войны стало намного меньше. С большими трудами поморцы снова строили свои дома.

В 1948 году старообрядцы построили деревянный Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Икон, свв. Книг было намного меньше, чем перед мировыми войнами. Много из них пропало, неизвестно где.

Наставником тогда служил Варфоломей Парфениевич Филипов. Умер он осенью 1968 года.

о. Варфоломей Парфениевичь Филипов
о. Варфоломей Парфениевичь Филипов

Возле храма находится старообрядческие кладбище, которое существовало уже до мировых войн. Там захоронены также немецкие воины.

Новейшая история польских безпоповцев

В день погребения отца Варфоломея старообрядцы избрали себе в отца Мирона Варфоломеевича Филипова. Духовным отцом он служил до 2002 года.

Мирон Варфоломеевич Филипов с женой
Мирон Варфоломеевич Филипов с женой

Из-за немощи о. Мирона еще при его жизни 22 августа 1997 года поморцы избрали молодого наставника Мартиниана Петровича Ефимов. В наставники благословляли его о. Феодосий Лазаревичь Новиченко – община города Сувалки и о. Мирон Варфоломеевичь Филипов – община Габове Гронды.

28 июля 1984 г. в деревне Габовы Гронды прошел первый после Второй мировой войны собор Восточной Старообрядческой Церкви Польши, на котором был избран Высший Старообрядческий Совет в составе 14 человек. 1 октября 2006 года в храме прошло благословение в наставники Дмитрия Терентьевича Капланова.

Рядом с храмом расположено староверческое кладбище.

Сегодня Габовы Гронды — это единственная местность в Польше, где сохранилось стопроцентно староверческое население. Храм внесён в реестр охраняемых памятников Подляского воеводства.

В 2015 году старообрядцы поморцы своими средствами построили новый храм во имя Святителя Николы Архиепископа Мир -Ликийского.

Храм во имя Святителя Николы Архиепископа Мир -Ликийского.
Храм во имя Святителя Николы архиепископа Мир -Ликийского чудотворца

К сожалению польские власти не помогают старообрядцам в делах постройки, ремонта и т.д. Работы еще не завершены, нужно загородить Церковь, прежде всего от животных, которые значительно загрязняют территорию, но на это не хватает средств, и  негде  их взять, община мала.

габовы гронды

Сегодня в селах Габове Гронды проживает около 100 старообрядческих семьей.

Они помнят свою культуру, веру, разговаривают на русском языке, есть у них даже ансамбль «Рябина», который поет русские песни.

габовы гронды_

Они в Польше единственные хранители Истинной Древлеправославной веры.

Община села Габове Гронды бращается ко всем христианам с просьбой оказать молитвенную и материальную помощь в строительстве храма, его огорожении.

Помочь польским старообрядцам можно следующим способом:

1. Через Paypal по адресу эмайл nastawnik2@o2.pl (Staroprawosławna Cerkiew Staroobrzędowców)

2. Переводом Western Union на имя и фамилию отца Мартиниана Петровича Ефимов Mariusz Jefimow, тел. +48603321245

3. Банковским переводом

Банковские реквизиты для пожертвований на строительство древлеправославного храма в честь святого Николы Ариепископа Мирликийского в Польше:

Получатель:

STAROPRAWOSŁAWNA CERKIEW STAROOBRZĘDOWCÓW

Gabowe Grądy 7a, 16-300 Augustów, Polska

Номер счета (IBAN)::

PL 88 2030 0045 1110 0000 0317 5950

Банк получателя:

Bank BGŻ BNP Paribas S.A., ul. Kasprzaka 10/16, 01-211 Warszawa

Код SWIFT: PPABPLPK

Спаси Вас Христос!

Во славу Божию о. Мартиниан Петрович Ефимов

Материал по теме:

Старообрядцы Польши – Видео

Старообрядцы Польши: История организации поселений до наших дней

Staroprawosławna Cerkiew Staroobrzędowców, Старообрядческие приходы Польши на катре проекта NAVIGATOR.STAROVE.RU, oldbelievers, Poland, staroverci
Подробное описание истории организации старообрядческих поселений в Польше ТУТ и ТУТ

Старообрядцы Болгарии

Познавательная история переселения другой группы старообрядцев в Европе.

Старообрядцы, Казашко, Варна, Болгария, гонения, село, переселенцы, Игнат Некрасов, Турция, Никон, Гонения, Болгария, Россия, РДЦ, липоване, безпоповцы, РПСЦ, Татарица, Силистра

Старообрядцы Австралии. Мысли и чаяния успешных людей о далекой Родине

Старообрядчество, старообрядцы Австралии, РПСЦ, староверы, Китай, приключения, странствие, белокриницкая иерархия, Сидней, Сводно-казачья станица в Австралии, Михаил Овчинников, Владимир Кирпичников, бизнес, успех, вера, гонения, испытания

Старообрядцы Боливии

Статья и замечательные фотографии о вынужденных переселенцах на еще один континент.

boliviya-Yastrzshembskiy-carre

Старообрядцы Аляски. Рассказ Кирила Товбина из первых уст

Аляска, Сахалин, путешествие, история, старообрядцы в Америке, Старообрядцы в США, поездка, Николаевск, США, Соединенные Штаты Америки, Старообрядцы в США, староверы, древлеправославные, беспоповцы, безпоповцы, РПСЦ, английския язык, сарафан, косоворотка, Орегон, Николаевск-на-Аляске, Макдональдс, традиции, обычаи, гонения, бегство, русские в Америке, Olbdelievers in USA, Alaska, Russians

Старообрядцы в Боливии: 37 СУПЕР ФОТО!!!

Специально для «Ленты.ру» фотограф Мария Плотникова побывала в одном из боливийских старообрядческих поселений – деревеньке Тоборочи.

Lenta.ru, старообрядцы, староверы, Боливия, Тобороччи,

Lenta.ru, старообрядцы, староверы, Боливия, Тобороччи,

История России. Старообрядцы из Бразилии

 

НАВИГАТОР – Карта старообрядчества

Мы потихоньку наполняем нашу карту качественными рассказами о наших приходах. Их уже почти триста. Будете помогать – будет и о Вашем храме подробный и качественный материал…

NAVIGATOR.STAROVE.RU

Избранные материалы:

STAROVE.RU, Церковь и Мир, общество, аналитика, актуальное, Ростов на Дону, Сергий Аветян, фото, священник, РПСЦ, актуальное, на злобу дняРаздел «Церковь и Miр»

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики «Исследования», «Истории жизни», материалы «На злобу дня», информация о праздниках, а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».

 

 

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

 

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Богоявление, Рогожское, СтарообрядцыБогоявленская вода. Рогожское. Фото

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег ХохловДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёрыИнтервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Епископ Евмений, о.Евгений Михеев, старообрядцы, Молдавская епархия РПСЦ, Кишинёв, Вознюк, Верея, Рогожское, Россия, Политика, ГУЛАГ, репрессии, гонения, СССР, Советская власть, лагеря, потомственные, староверы, Рогожская Слобода, чиновники, партийные, коммунисты, биография, советская власть, Брежневская эпоха, РПЦ МП, застой, Москва, жизнеописание, биография, Рогожская Слобода, митрополит Корнилий, Митрополит Алимпий, Епископ Геронтий Лакомкин, Русская ПланетаВл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

Статистика, смертность, старообрядцы, евреи, народы России, меньшинства, продолжительность жизни, национальности, старообрядцы, протестанты, дагестанцы, рождаемость, росстат, Америка, США, Европа, Англия, революция, Русский крест, анализ, Высшая Школа Экономики, демография, Россия, перепись населения, состав населения, профессииSTAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru

Twitter: https://twitter.com/staroveru

Читайте также

семипоклонный начал _

Семипоклонный начал как средство приступить к молитве

Семипоклонный начал (или приходные и исходные поклоны) — это молитвенное последование, совершаемое в начале и в конце ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *