Главная » Анонсы » Св. благоверная Анна Кашинская: дважды победившая супостата диявола
Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста

Св. благоверная Анна Кашинская: дважды победившая супостата диявола

4.7 (94.29%) 14 votes

3 августа (21 июля ст.ст.) Церковь вспоминает обретение честных мощей св. блгв. княгини инокини Анны Кашинския. Проставлена в лике святых св. Анна была 25 июня (12 июня ст. ст.) 1650 года, а день ее преставления отмечается 15 октября (2 октября по старому стилю).

По случаю праздника напомним нашим читателям непростую историю, связанную с почитанием святой благоверной княгини.

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного КрестаВеликим старообрядческим праздником назвал день памяти св. благоверной княгини инокини Анны Кашинской старообрядческий епископ Михаил (Семенов):

Праздник 12 июня (день церковного прославления благоверной княгини Анны 1650 года по старому стилю) может с чистой совестью праздновать только старообрядчество, за предания которого пострадала княгиня, – писал он. – Старообрядчество, которое не закрашивало икон святой, а благоговейно поклонялось им и лобызало их“. 

Не только при жизни, а и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю Анны Кашинской. Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году ее канонизации Великий собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил ее из сонма святых.

 

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста

Ниже мы приводим непростую и поучительную историю святой от Никиты Шевцова, опубликованную на сайте Русской народной линии, а в качестве справки – интересный материал о практике «снятия святости» с канонизированных святых в господствующей Церкви уже в наше время…

Слёзы Анны Кашинской

Никита Шевцов, Труд

Княгиню прославили… “Исключили” из святых… И вновь прославили …

Однажды, оказавшись в церкви на кладбище парижского предместья Сент-Женевьев де Буа, где похоронены многие наши знаменитые соотечественники, я купил церковный календарь. Просматривая его, увидел на одной из страничек короткий рассказ об издавна почитаемой на Руси преподобной Анне Кашинской. С тех пор меня не покидало желание побывать в тех местах, где обрела вечный покой эта святая – единственная, которая была канонизирована дважды.

Спустя годы я оказался в небольшом городке Кашине, на окраине Тверской области. При первом знакомстве Кашин может показаться невзрачным, если идти от вокзала к центру города. Но стоит оказаться в его исторической части, там, где река Кашинка делает невообразимую петлю, то будто оказываешься на сказочном полуострове с древними церквами и торговыми рядами.

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста
Вид Вознесенского собора г.Кашина, 1909 г

Когда-то богатые кашинские купцы не жалели денег на украшение своих домов с причудливыми портиками и мезонинами. Подчас их запросы перехлестывали через край. В городе до сих пор сохранился дом купца Капитонова, отправившего губернским властям прошение разрешить ему позолотить крышу своего дома. Ответ не заставил себя ждать и был на редкость лаконичным: “Дурак, сам царь живет под железной крышей. А ты чего надумал!”

А купцу Капитонову просто очень хотелось, чтобы крыша его дома так же причудливо играла золотым отблеском под лучами северного солнца, как и купола тридцати соборов и церквей, насчитывавшихся в те времена в Кашине, чтобы и его особняк придавал еще больше праздничности любимому городу.

Гордились кашинцы его историей, сравнивая дела предков с подвигами былинных героев, чьими именами даже мосты называли – Ильинский, Добрынинский. Но особым почитанием пользовалась в Кашине преподобная Анна, считавшаяся покровительницей и защитницей города. Почему она решила взять его под свое окормление? Давайте перенесемся в далекий XIII век, когда истерзанная Русь оказалась под татаро-монгольским игом. В 1294 году ростовская княжна Анна была выдана замуж за тверского князя Михаила, который был “телом велик зело и крепок, мужествен и страшен взором”, как повествует Никоновская летопись. Хотел оградить он свой народ от произвола завоевателей, а потому принял мученическую смерть в Золотой Орде. Убили его, сердце вырезали. И стал Михаил единственным тверским князем, причисленным к лику святых.

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста
Кончина Михаила Тверского в Золотой Орде

После смерти мужа вдову постигают два новых удара. Сначала там же, в Золотой Орде, был убит ее старший сын Дмитрий по прозвищу Грозные Очи, а потом другой сын – Александр. После умирает третий сын – Константин. С достоинством приняла Анна тяжкие удары судьбы. Не озлобилась она на людей, а твердо решила посвятить оставшуюся жизнь защите несчастных, обездоленных, страждущих. Свое предназначение она стала свято выполнять, когда, потеряв мужа и сыновей, ушла в монастырь.

Монашество Анна приняла, судя по всему, между 1339-1346 годами. Став монахиней, она, как повествует составленное в XVII веке житие Анны Кашинской, “цвела добродетелями и Богу угождала”, призывая своих ближних “от насилия изымать сирых и убогих”. А потом обратился к Анне ее единственный оставшийся в живых сын Василий с просьбой переехать в его удел, в Кашин, где он построил для нее монастырь.

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста
святая благоверная княгиня-инокиня Анна Кашинская

Анне тяжело было расставаться с Тверью, которой правил ее любимый супруг и где она была так счастлива. Но в конце концов согласилась. И стал ее приезд великим праздником для кашинцев, которые всем городом вышли встречать ее. В Кашине она прожила почти двадцать лет и пользовалась всеобщим почитанием и поклонением. И великая скорбь охватила горожан, когда в 1368 году она ушла в мир иной. В тот же год умер и князь Василий.

Шли годы, и казалось, угаснет память об Анне вместе с родом удельных кашинских князей. Но вот почти три столетия спустя об Анне вновь заговорили в связи с удивительными событиями, имевшими непосредственное отношение к Кашину. В Смутное время в период между 1606 и 1611 годами трижды подходили к городу поляки и всякий раз уходили, так и не сумев овладеть Кашиным. А тут вдруг вспыхнул пожар и также быстро прекратился. И стали задумываться кашинцы: не охраняет ли их некая чудодейственная сила?

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста

Слухи о праведнице вскоре дошли и до Москвы. Царь Алексей Михайлович объявил, что сам прибудет в Кашин, чтобы присутствовать при перенесении мощей Анны из деревянного собора в каменный Воскресенский. Царь сам вместе с боярами поднял на плечи мощи преподобной Анны и перенес их на новое место.

Не только при жизни, а и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю Анны Кашинской. Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году ее канонизации Великий собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил ее из сонма святых. Столь на первый взгляд странное решение объяснялось происходившими на Руси важными религиозно-политическими событиями, связанными с борьбой со старообрядчеством. Ведь все хорошо помнили, что при первом вскрытии гроба Анна Кашинская предстала с рукой, благословляющей людей. Но на руке были соединены не три, а два пальца. Так крестились раскольники. Поэтому у церковных иерархов возникли серьезные опасения, что Анна может стать символом старообрядчества. Это и предопределило ее деканонизацию.

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста

Но кашинцы продолжали почитать свою заступницу: войны, пожары и эпидемии на протяжении столетий обходили стороной этот тверской городок. Минуло более 220 лет, прежде чем стала возможной повторная канонизация Анны Кашинской. Она состоялась 25 июня 1909 года, вскоре после того как в России был принят закон о старообрядцах, предоставлявший им право свободного вероисповедания и гражданские права. В день повторной канонизации Анны в тихий Кашин, украшенный флагами и гирляндами, пришли свыше ста тысяч богомольцев.

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста
Парад в день празднования святой Анны кашинской. после повторной канонизации

Казалось бы, своими слезами и страданиями святая Анна наконец-то вымолила себе вечный покой. Но, видно, еще не до конца испила она чашу страданий и гонений. Тяжкие испытания выпали на ее долю в послереволюционные годы. В январе 1930 года мощи Анны стали объектом атеистической пропаганды. В Кашин приехала комиссия, в присутствии которой были вскрыты мощи святой. Происходившее засняли на кинопленку. Вскоре в “Правде” появилась статья, автор которой со всем революционным пылом убеждал читателей, что преклонение перед представляющими собой обыкновенные кости мощами преподобной Анны – это “поповский обман”, подлежащий решительному разоблачению.

Ну а затем начались многолетние скитания ее мощей, которые прекратились лишь в начале 90-х годов прошлого столетия. После того как Воскресенский собор был закрыт, они одно время были экспонатом в краеведческом музее. Потом их перенесли в храм Вознесения, который при Хрущеве тоже закрыли. После этого мощи побывали еще в двух городских храмах. И лишь 25 июня 1993 года это неслыханное кочевье завершилось. В этот день мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской были перенесены во вновь открывшийся кафедральный собор Вознесения, где и по сей день находятся.

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста
Рогожское братство Честного Креста издало крайне познавательную брошюру о своём расследовании подделки покрова святой

Настоятель собора отец Дмитрий рассказал мне, что Кашин, чтобы помолиться над мощами преподобной княгини, приложиться к ним, регулярно посещают паломники со всей России. К Анне обращаются со своими горестями и надеждами, получая утешение. Удивительная вещь, говорит отец Дмитрий, очень часто в день почитания Анны Кашинской во время утренней литургии начинается дождь. Но когда вслед за ней наступает черед Крестного хода, он обычно прекращается, и небо светлеет, выглядывает солнце, иногда появляется радуга…

Немало историй связано с исцеляющей силой мощей святой Анны. Сравнительно недавно к ним поднесли тяжело больную женщину, которая не могла ходить, и, казалось, дни ее были сочтены. Но, приложившись к мощам, она встала на ноги.

Но мы не гонимся за чудесами, говорит о. Дмитрий. Главное, что, приходя к преподобной Анне, люди обретают веру, их сердца наполняются любовью к Богу и ближним.

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста
Последние разоблачения были сделаны уже после повторной канонизации

О благоверной напоминает и минеральная вода, на базе которой несколько десятилетий назад в городе был создан санаторий. Эта вода разливается и продается в Тверской области и за ее пределами. Существует легенда, что в эту целебную воду превратились слезы Анны, которые она выплакала, молясь за Кашин и его жителей…

Ее заступничеством многие объясняют тот факт, что в годы Великой Отечественной захватившие Тверь фашистские войска так и не смогли овладеть Кашином. Они были остановлены в тридцати километрах от города. Немецкой авиации не удалось разбомбить железнодорожный мост через Волгу, находившийся примерно в десяти километрах от Кашина.

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста
Подлинный покров святой

Интересно, что в годы войны именно в Кашин из Калинина были эвакуированы многие государственные учреждения. Хоть и считали партийцы себя атеистами, но все же многие втайне надеялись на защиту святой Анны.

Мы не знаем, как выглядела Анна Кашинская. Самое ее первое иконописное изображение относится к XVII веку. На иконе она предстает старицей со скорбным лицом и четками в руках. С теми же четками ее можно увидеть на другой иконе, только молодую и красивую. Но какой бы ни изображали ее, она по-прежнему вызывает восхищение, ее помнят и чтут.
Кашин Тверской области

Источник: Никита Шевцов, Труд

ГОНЕНИЯ НА СВЯТЫХ

ИЗ КНИГИ Ф. Е. МЕЛЬНИКОВА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ СО ВРЕМЕН ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ДО РАЗГРОМА СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ»).

Федор Ефимович Мельников, начётчик, старообрядец, рПСЦСпустя 27 лет после торжественного прославления, святая благоверная княгиня Анна Кашинская была дерзко исключена из лика святых. Поводом к этому необычайному событию послужили следующие обстоятельства. В то время как Никон и его единомышленники объявили старые обряды, в особенности двоеперстие, страшной ересью, духовенство г. Кашина, воспротивившееся никоновской реформе, стало указывать на мощи святой Анны, как на доказательство правоты и спасительности древних обрядов: мощи святой княгини почивали с рукой, сложенной двоеперстно, и на покрове, вышитом царственными руками, она была изображена также с двоеперстным сложением. Для кашинцев было бесспорно, что двоеперстие не есть ересь, а совершенно православный святой обряд, в противном случае Господь не прославил бы двоеперстие нетлением на руке святой Анны. Сведение о таком чудесном свидетельстве в пользу двоеперстия доходили до Москвы, о них узнал и патриарх Иоаким.

В конце 1676 г. новый царь, Феодор Алексеевич, стал собираться в г. Кашин на поклонение святой Анне Кашинской. Обозрение святой, ясно свидетельствовавшей своим нетлением, что в древности Русская Церковь знаменовалась двоеперстием, могло убедить юного царя в правоте и спасительности старой веры. А это повело бы к разрушению всей никоновской реформы и к уничтожению всех соборов, которые с таким жаром проклинали и еретичили старые обряды древней Церкви. Иоаким, ревностный сторонник и защитник никоновских обрядов и книг, счел нужным принять решительные меры в устранение столь убедительного свидетельства в пользу двоеперстия. Он немедленно отправил в Кашин особую комиссию «досмотреть» мощи святой Анны и произвести о них следствие. По возвращении комиссии в Москву, патриарх Иоаким созвал в феврале 1677 г. малый собор из находившихся в Москве архиереев. Собор определил впредь, до большого собора: кашинский храм, построенный во имя святой Анны, запечатать, чтобы никакой и никому не совершалось в нем службы, ни празднества, ни молебнов не петь святой Анне и доставить в Москву для рассмотрения покров с ее гроба и иконы с ее изображением. Поездка царя Феодора Алексеевича после сего не состоялась, но не известно, по каким причинам: вследствие ли этого соборного решения или по другим каким-либо обстоятельствам. Двоеперстное сложение, изображенное у святой Анны на покрове, было зашито триперстием, и в таком переделанном виде покров был возвращен в город Кашин.

Большой собор по делу святой Анны Кашинской был созван патриархом Иоакимом в Москве 1-го января 1678 г. Не отрицая нетленности мощей, почивающих в Кашине, собор высказал сомнение в принадлежности их святой благоверной княгине Анне. Он назвал их в своем определении «именуемыми великия княгини Анны» и постановил, чтобы они стояли как «простое» тело вместе с другими князьями-покойниками. Относительно самой Анны собор определил, чтобы по ней, как по обычной покойнице, пелись только панихиды и творилась милостыня. Но самой ей молиться как святой отнюдь нельзя. Храм, построенный во имя ее, переименовать в храм Всех Святых. «Житие» святой Анны собор признал неправым и ложным. Составителя его и лиц, внимающих житию святой Анны, собор уподобил чародеям и блудникам, убийцам и идолослужителям и возгласил, что всем им участь в озере, горящем огнем и серою. Под строгим запрещением собор требовал, чтобы никто не внимал житию и канонам святой Анны, чтобы все, у кого они есть, доставили их тверскому архиепископу, а также, чтобы были доставлены и иконы с изображением святой Анны. Собор повелевал, чтобы житие святой Анны было даже сожжено. Он приводил определение Шестого Вселенского собора, предающего анафеме принимающих ложные повести о святых мучениках христианах. Если же кто, заключал иоакимовский собор свое определение по делу святой Анны Кашинской, явится непокорником сему нашему соборному изречению и будет иметь у себя явно или тайно житие и каноны княгини Анны или только читать их и внимать им, таковых мы осуждаем и анафеме предаем. (стр.354-356).

О старообрядческом храме св. Анны Кашинской

Единственный старообрядческий храм во имя св. благоверной Анны Кашинской находится в посёлке Кузнецы. Это 55 км от Москвы по Егорьевскому шоссе. За несколько лет храм изменился до неузнаваемости благодаря местной общине и помощи соседней общины г.Павловского Посада.

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста
фото храма прп. Анны Кашинской до революции. Храм был построен за четыре месяца и успел стать первым в мире храмом, освящённым во имя этой святой.

Источник истории: блог М.Ю. Панкратова  с дополнениями о.Александра Панкратова

В 1990-е частным владельцем храма в Кузнецах, который не стоял на госохране как памятник архитектуры и потому был приватизирован вместе с фабрикой, цехом которой числился, оказался небезызвестный миллиардер Брынцалов. Он и отдал церковь законным владельцам – старообрядцам.

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста
Храм св. Анны Кашинской в 1990-е

Столь активное нынешнее возрождение храма во многом связано с тем, что его настоятелем теперь является протоиерей Евгений Кузнецов , присоединённый в сущем сане от РПЦ МП в мае 2012 г. (см. п. 7: постановления Совета Митрополии от 2012 года ).

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста
современный внешний вид храма (2013 год)

До того он около 20-ти лет служил в одном из окрестных приходов МП, пользовался уважением многих людей, и привёл с собою часть своих тамошних духовных чад. Они и составляют теперь основу местной общины, возрождают замечательный храм. Помоги им Бог!

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста

Материал по теме:

dekanonizatsiya-rpcОказались лишними

Часть новомучеников, погибших от рук большевиков, таинственным образом исчезли из официального церковного календаря на 2013 год. Проблема, однако, куда шире, чем те или иные имена в календаре: мученики XX века – это уже не совсем канонические святые, и что с ними делать, Церковь не знает.

Старообрядческое расследование ХХ века:

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста

Анна Кашинская

Подробный материал о святой с официального сайта Московской Митрополии РПСЦ

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста

Чудеса в решете: “Степуринское чудо”

Комичная история о том, как простой крестьянин-старообрядец невольно раскрыл фальсификацию господствующей церкви во время канонизации старца Серафима Саровского.

Chudesa-head

Читайте также

Рождество Богородицы, Православие, Праздник, Рожество, Православие, старообрядцы, РПСЦ, история, Евангелие

ПРАЗДНИК: Рожество Пресвятыя Богородицы

5 (100%) 5 votes ПРАЗДНИК: 8 сентября по ст.ст., 21 сентября по новому стилю. Облацы ...

9 комментариев

  1. Владимир Саяпин

    Что-то смущает меня название статьи! Известно, что “Бог поругаем не бывает.” (Гал.6:7) Как и Его святые!

    • Олег Хохлов

      Вот молодец ты, брат Владимир!
      Во всём найдёшь параллельный взгляд!

      Уверен, что святость св.Анны нисколько не страдала, но ругали её изрядно и необоснованно!

  2. Спасибо за полезный материал.

  3. Владимир Саяпин

    Год прошел и тот же материал опять “в эфире”. Святая на Старове.ру все еще “поруганная”.
    Значит, опять пишу, что так не бывает. Поруганными могут стать люди, свершившие святотатство. Но не святые и святыни. :)

    • Олег Хохлов

      Добро, на сей раз будь по-твоему.
      Перечитал канон святой (взял с консервативного новообрядческого сайта, http://azbyka.ru/days/caa/137 (вроде похож на наш), и переименовал статью сообразно).

      Раз писали при первом прославлении:

      Воистину достойна еси похвалы велия, преподобная мати, великая княгине Анно, яко в женстем естестве мужескую крепость имела еси, и победила еси супостата диавола, и воспевала еси ко Владыце Христу: яко Петра, мя, Управителю, спаси.

      Значит, считай, повторно супостата победила! : )) Слава Богу за всё!!!

      • Владимир Саяпин

        Вот молодец! :) А канон на перенесение мощей есть в календаре РПСЦ за 2011 год.

  4. “мощи святой княгини почивали с рукой, сложенной двоеперстно”… Если сегодня посетить Печеры Киевские лавры, Вы обнаружите не одни мощи с Дву-перстным сложением. В том числе и мощи Ильи Муромца. И пребывают так они с самого упокоения… Кстати и мощи Прп.Александра Свирского. И не вызывает ни у кого смущения такой факт. Почитаются искренно верующим народом. Но то, что Собор священный занялся политикой …то уж воистину позорно для иерархов Божие подменять сиюминутной коньюнктурой. Постыдно….

    • Александр Рощин

      “Но то, что Собор священный занялся политикой …то уж воистину позорно для иерархов Божие подменять сиюминутной коньюнктурой. Постыдно….”.
      Не согласен.
      Надо сделать так, чтобы большинство русских были прихожанами не РПЦ МП а прихожанами РПСЦ.
      Евангелие от Марка( гл. 16 ст.15):”И сказал им: идите по всему миру и
      проповедуйте Евангелие всей твари”. Или чтобы никониане сказали старообрядцам: “Благодаря вам мы услышали и узнали, что истинное спасение в старообрядческой церкви”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *