Главная » БИБЛИО » Видео » Василий Дмитриевич Носов и его особняк.
купечество, старообрядцы, носовы

Василий Дмитриевич Носов и его особняк.

В суматохе будней москвичи не замечают деталей, по которым еще можно найти Первопрестольную прошлого: старых особняков за историческими оградами, уличных фонарей, необычных фасадов домов. Особняк В.Д. Носова – двухэтажный дом московского купца-старообрядца Василия Дмитриевича Носова. На сегодняшний день здание является филиалом Российской государственной библиотеки молодежи, в котором расположены Историко-культурный центр «Особняк купца В.Д. Носова», Центр русского модерна и Нотно-музыкальный отдел.

Такой дом представляется в совсем другом пейзаже. На берегу моря или среди тосканских цветущих полей. Но дому не повезло, он волей судьбы попал в совсем не престижный район Москвы. Когда купец Василий Носов с семьей поселился в этом районе, это была окраина города. Речка Хапиловка тогда еще не была заключена в трубы, а Введенский народный дом был самым большим зданием в округе.

купечество, старообрядцы, носов

Ю.А. Бахрушин в своих «Воспоминаниях» пишет:

“Дед Носов любил ее (Родину) более созерцательно, не стремясь принять деятельного участия в ее преуспевании и прогрессе. Надо думать что многие особенности характера деда Носова были тесно связаны с его происхождением, жизнью, воспитанием и средой, в которой ему приходилось вращаться.
Мне никогда не удавалось выяснить у деда подробностей как происхождения Носовых, так и возникновения их суконной мануфактуры. мои тетки, любившие порой щегольнуть своим пролетарским происхождением, всегда говорили, что их прабабушка была ейской ткачихой, а затем и купчихой города Ейска и что они – ейские купцы. Однажды дед, услыхав подобное их утверждение, заметил при мне:
-Какие мы Ейские купцы? Просто гильдейское свидетельство в Ейске выправляли – дешевле было, чем в Москве, вот и все. От этого и приписаны были к ейскому купечеству.”

купечество, старообрядцы, носов

И Носовы и Рябушинские ездили в Ейск приписываться к тамошнему купечеству, потому что после 1850 года по Указу Николая I старообрядцы не могли приписаться к московскому купечеству.  А с 1851 года, начали развивать азовское побережье и в Ейске разрешали приписываться в купеческое сословие всем.

Второе поколение семьи – братья Василий и Дмитрий организовали в 1880 г. «Промышленно-торговое товарищество мануфактур братьев Носовых», имели амбар в Большом Черкасском переулке (Большой Черкасский пер. д. 11) и магазин в Лубянском пассаже (был на месте Детского Мира).
Руководил делом сын одного из братьев Василий Дмитриевич. В 1880-е он выкупил у купца Н.О. Жучкова, рядом с фабрикой большое владение на углу Малой Семеновской и Лаврентьевской, ныне Электрозаводской ул. (часть владения №1 по малой Семеновской ул.) и построил для себя и своей семьи большой дом и развел большой сад и хозяйственный двор.

домм

Сам он рос, как это было принято у купцов-мануфактурщиков с фабричными ребятишками. Играл вместе с ними в городки и бабки, ходил удить рыбу и ловить птиц, купаться, собирать грибы и ягоды. Ведь Введенская площадь в то время – это было почти загород. Любил играть в подвижные игры и эту любовь свою сохранил до старости. И в преклонном возрасте он мог, играя с внуками на даче у дочери в Гирееве, сделать колесо или прыгнуть чехардой (это когда несколько человек стоят, согнувшись на коленках, а он прыгает через них). Но со временем некоторое панибратство в отношениях с рабочими исчезло из его обращения, и он вел себя как хозяин с подчиненными.

По утрам до конца своих дней, встав с постели, Василий Дмитриевич обливался двумя ведрами холодной воды. Очень любил охоту и рыбную ловлю. При этом его увлекал не только процесс охоты и рыбной ловли, но и результат. Он обязательно садился удить крупную рыбу, ездил на охоту в проверенные места. Он увлекался техникой. Когда появилась фотография, он увлекся и ею. Дарил внукам механические игрушки. Хорошо рисовал. Он часто сам делал рисунки для одеял, выпускаемых на его фабрике. Его фабрика была светлым, современным, хорошо оснащенным производством. Он любил ходить по фабрике и вникать во все процессы производства. Станки он любовно гладил, и терпеть не мог неопрятности в работе. Рабочие фабрики старика уважали. Он был последний в роде, кто как тогда было принято, разбирался в производстве. Его сын Василий уже был новым типом купца – финансиста.

носовы
Василий Носов (младший) с супругой Евфимией Носовой (Рябушинской)

Носовы славились своими пуховыми одеялами и платками, но основным их производством было изготовление кустарных кавказских сукон, из которых на Кавказе шились многочисленные черкески и которые там продавались как местное производство.

купечество, старообрядцы, носов

Женат Василий Дмитриевич был на Клавдии Дмитриевне Жучковой. У них родилось семеро детей: сын Василий и шесть дочек Екатерина, Варвара, Татьяна, Вера, Софья и Августа.

купечество, старообрядцы, носов
Варвара Васильевна Носова (вверху) и ее сестра Августа Васильевна.

Все девочки получили, как тогда принято было в купеческой среде, отличное домашнее образование. Только любимица родителей Верочка, настояла на своем и ее отдали в гимназию, да не в частную, а в казенную 2-ю московскую женскую гимназию.

купечество, старообрядцы, носов
Папа с дочками: Вера, Августа, Татьяна, Варвара, Екатерина, Софья.

Когда младшенькой Августе исполнилось 4 года Клавдия Дмитриевна неожиданно  скоропостижно скончалась и дом сразу осиротел.

купечество, старообрядцы, носов
Клавдия Дмитриевна Носова

Василий Дмитриевич стал замкнутым и еще более немногословным. Второй раз В.Д. Носов не женился, а стал сам заниматься воспитанием детей.

купечество, старообрядцы, носов
Носов Василий Дмитриевич

Хозяйством занимались старшие дочери, «престол» этот был сменный, так как они выходили замуж и передавали его остающимся в отчем доме младшим сестрам. Младшая Августа Васильевна так и осталась жить в этом доме с отцом незамужней.

А правой рукой их была преданная экономка Варвара Семеновна Лебедева. Она руководила штатом прислуги. Ей молодые мамаши Носовы привозили на побывку своих чад и она с удовольствием их нянчила. Она была очень любима в семье, не только самими Носовыми, но и их мужьями, которые очень любили придти к ней в комнату и поговорить.
Надо сказать, что почти все дочки Василия Дмитриевича огорчали его своим выбором. У московских купцов был своеобразный сословный кодекс, по которому, в частности купеческим дочкам не следовало выходить замуж за женихов не из своего сословия. Например, из дворян, а уж тем паче за титулованных. Надо было выбирать себе в мужья купцов. Старшая дочка Екатерина Васильевна Носова вышла замуж за мелкопоместного дворянина Сергея Николаевича Силина.

купечество, старообрядцы, носов
В.Д. Носов с дочерьми и зятьями.

Наибольшую семейную драму вызвало желание в 1894 г. третьей дочери Варвары Васильевны выйти замуж за князя Енгалычева. То, что происходило в семье в это время, лучше всего передает письмо Веры Носовой подруге:

«Сестра полтора месяца проплакала, прежде чем ей позволили выйти за ее князя. А отчего? Именно оттого, что он – князь. Папа – купец, всякий гордится своим, и он не желал, чтобы его дочь выходила за князя».

купечество, старообрядцы, носов
Понадобился весь такт и обаяние князя Ивана Александровича, чтоб через пять лет старик Носов примерился с выбором дочери. Да и отец Ивана Александровича – старый князь Александр Ельпидифорович тоже был против брака своего сына на купецкой дочери, чтобы его не заподозрили в желании продать титул на деньги. Но через три года он уже любил свою молодую невестку так, что уехал от старшего сына из майоратного имения Студенец Тамбовской губернии к младшему сыну Ивану в купленное им для него в 1880 г. родовое имение Шеншиных (Фета) Новоселки Орловской губернии.

купечество, старообрядцы, носов
И.А. Енгалычев с супругой В. В. Енгалычевой (Носовой). До 1916 года.

У Енгалычевых родилось четверо детей, после известных событий 1917 года судьба Енгалычевых круто изменилась.

Ю.А. Бахрушин в своих «Воспоминаниях» пишет следующее:

«Они почему-то решили эмигрировать. Где они сейчас и живы ли — понятия не имею. Знаю, что они скитались по Балканам, а затем переехали в Америку… Видимо, нашелся в Орле «добрый советчик», который сбил их с толку.»

Один из крестьян предупредил князя, княгиню и детей (сына Ивана и дочь Евгению) о прибытии чекистов, собиравшихся арестовать их, благодаря чему у семейства была двухчасовая фора, чтобы сесть на поезд, направлявшийся на юг, контролируемый белыми.

Иван Александрович и Варвара Васильевна Енгалычевы после эмиграции из России какое-то время жили в Сербии, затем в немецком Бремене, а 19 июня 1924 года на пароходе «President Harding» прибыли в Нью-Йорк. Теперь их новыми именами стали: Ivan and Barbara Engalitcheff. Здесь они потеряли свои титулы, и им пришлось решить, как зарабатывать на жизнь в стране «равных возможностей».

Известно, что князь Иван Александрович еще до революции был ценителем изобразительного искусства (в 1889 г. он окончил Императорскую Академию художеств), и даже задумал, подражая Третьяковым, создать в Новоселках картинную галерею. В Балтиморе он создал студию, где рисовал портреты до самой смерти в 1937 году. Княгиня Варвара Васильевна стала, как и многие жены аристократов-эмигрантов, белошвейкой. Вдова князя продолжала жить в Балтиморе со своей дочерью Евгенией (Eugenie) и зятем Джорджем (Юрием) Родзевичем (Rodzevitch, Georges), бывшим белогвардейским офицером, архитектором, за которого Евгения вышла замуж уже в США.

Вот часть листа американской переписи населения 1940 года
Вот часть листа американской переписи населения 1940 года

Думаю, без труда разглядите Georges Rodzevitch, Eugenie, Engalitcheff Barbara, ну а head – это глава семьи, wife – его жена, mother-in-law – теща, lodger – квартиросъемщик, их там двое (Happy English). Справа – возраст, Джорджу (Юрию) в 1940 году – 39, Евгении – 37, Варваре Васильевне – уже 67 лет.

Вместе с родителями в США приехали и двое братьев – Кирилл (Kirill Engalitcheff), ставший, как и отец, художником, и Иван Иванович (John Engalitcheff, Jr.). Джон, стал известен на весь мир своим инновационным изобретением — системой кондиционирования.

Часть статьи о Джоне Енгалычеве(он же Иван Енгалычев-младший) в «Балтимор Сан». Слева вверху – охладители, которые производила его фирма.
Часть статьи о Джоне Енгалычеве(он же Иван Енгалычев-младший) в «Балтимор Сан». Слева вверху – охладители, которые производила его фирма.

Одна любимая дочка Верочка не расстроила своим браком отца. Она вышла замуж за купца А.А. Бахрушина.

купечество, старообрядцы, носов
В.Д. Носов с зятьями. Четвертый слева – князь И.А. Енгалычев.
До 1916 года.

В 1902 году сын Василия Дмитриевича Носова Василий Васильевич, увидев на балу красавицу Евфимию, юную дочь умершего к тому времени Павла Михайловича Рябушинского, страстно влюбился и решил жениться. Она была одной из самых богатых невест Москвы. “Но выбор сына не вызвал восторгов у родителя. Красивая, яркая, энергичная и властная она, безусловно, очень контрастировала со своим немного флегматичным мужем. Еще более далека она была по характеру и солидному жизненному укладу от своего свекра. Она была для них слишком экстравагантной.”

Евфимия Павловна Рябушинская
Евфимия Павловна Рябушинская

После женитьбы единственного сына купец решил отдать старый особняк молодым, а для себя построить новый дом, для чего пригласил Льва Кекушева.

Лев Кекушев был настоящим мастером прикладных технологий — ковки, гальванопластики, травления металлов и стекла. В 1893 г. основал собственную архитектурную фирму. Стиль Кекушева наиболее близок к раннему франко-бельгийскому модерну Виктора Орта. Отличительные особенности его творчества – разнообразие элементов внешнего и внутреннего убранства, обилие скульптурной декорации – настенных рельефов  и круглых скульптур, причудливые формы оконных проемов и рам, а также непременное использование фигур львов или львиных масок – своеобразная авторская подпись, визуализация имени архитектора – Лев. Расцвет творчества Кекушева и московского модерна в целом пришелся на 1900—1903 гг. Последние годы жизни были омрачены болезнью, повлиявшей на постепенный отход его от профессиональной деятельности. Кекушев Л. Н. бесследно исчез в годы революции и Гражданской войны.

купечество, старообрядцы, носовы

Архитектор Л. Н. Кекушев был знаковой фигурой остромодного на ту пору в Москве стиля модерн. Хотя носовское жилище было возведено очень быстро — всего за девять месяцев 1903 года — перед тем у архитектора и заказчика состоялся особый разговор. Для старообрядца Носова значение дерева в постройке было принципиальным, поэтому он первоначально хотел видеть нечто вроде американского коттеджа и даже показывал Кекушеву соответствующую фотографию из какого-то иностранного журнала. Однако Льву Николаевичу удалось уговорить Василия Дмитриевича. В принципе, архитектуре модерна использование дерева как основного строительного материала было не свойственно. Разумеется, им активно оформляли внутреннее пространство, но сами здания делали из камня или кирпича. В результате достигнутого между Кекушевым и Носовым компромисса появилось то сооружение, которым мы любуемся сегодня — деревянный дом на каменном основании.

Для него, вероятно, было важно, что в деревянном доме легко дышится; что двойные окна с закругленными рамами дают много света, что с веранды можно выйти прямо в сад, а на первом этаже есть большой камин с майоликовыми изразцами, у которого так приятно читать свежий номер «Утра России».

купечество, старообрядцы, носовы

Любящий все новое В.Д. Носов задумал свой дом со всеми достижениями комфорта того времени: водяным отоплением, горячей и холодной водой. Вместе с тем, дом строился не каменный, а деревянный – для того, чтобы в нем был более здоровый воздух, лучше сохранялось тепло. Дом был разделен на две половины: нижнюю, мужскую, где жил В.Д. Носов и его прислуга, и женскую, где располагалась его сестра и женская прислуга.

Прислуга в доме была вся солидная, жившая в семье долгие годы. Кучер Григорий помнил Василия Дмитриевича еще мальчиком, степенная горничная Матрена служила на фабрике еще до женитьбы старого хозяина, и смешливый заика лакей Василий.”

купечество, старообрядцы, носов

Всем штатом прислуги управляла экономка Варвара Семеновна Лебедева. Уклад жизни в доме был русский степенный, но не купеческий. Самовар не стоял весь день на столе, здесь не потчевали до одурения, и не было послеобеденного сна. Опять же контора располагалась на фабрике, а не в доме.

“Характерная фигура Варвары Семеновны являлась чем-то неотъемлемым от быта дедовского дома. Вне своей комнаты она была степенна, выдержана и серьезна, как и все ее окружавшее. Такими же были и солидные сенбернары, важно расхаживающие по комнатам. Дед почти никогда не устраивал пышных званных вечеров, зато на святках, на масленице, и в семейный табельные дни у него обязательно бывали семейные обеды. Присутствовали на них все дочери с мужьями, сын с женою и внуки с внучками, вышедшими из младенческого возраста.”

купечество, старообрядцы, носовы

Особняк был полностью построен из дерева, оштукатуренного на поверхностях стен и открытого в венчающих частях, крыльцах и верандах. Подобный дачный облик здания определялся и характером местности с малоэтажной застройкой, удаленной от центра города. Кроме того, по мнению владельца дома, использование дерева в качестве строительного материала ускоряло постройку здания.

купечество, старообрядцы, носовы

В то время в русской архитектуре веранда встречалась довольно часто, особенно в строительстве загородных домов и дач, но ее форма в доме Носова совершенно отлична от той, что была принята в проектах традиционных русских загородных жилищ.

купечество, старообрядцы, носовы

Первое, что бросается в глаза при подходе к особняку, это его камерность, схожесть с загородной дачей. Такое тоже отнюдь не свойственно классическому модерну, но прекрасно укладывается в рамки старообрядчества. Старообрядцы рассматривали (и сейчас рассматривают) своё жилище как крепость и весьма ревностно относятся как к своему имуществу, так и к своей приватности. Это заметно даже в расположении окон — верхние пробиты на такой высоте, что в них совершенно невозможно заглянуть, нижние же, трёхчастные, глубоко утоплены и прикрыты слегка скамейками.

купечество, старообрядцы, носовы

Впрочем, Л. Н. Кекушев внёс в разделку фасадов свои новаторские, неповторимые нотки, например, асимметричное размещение центральных оконных проёмов, или резной декор крылец и террас

купечество, старообрядцы, носовы

купечество, старообрядцы, носов

Вместо продолговатого низкого сооружения с анфиладой комнат Кекушев принял компактный план, расположив комнаты в два с половиной этажа вокруг центрального ядра. Расположение дома на открытом участке было попыткой создать атмосферу «соседства» в противоположность традиционной московской закрытости городских участков.

купечество, старообрядцы, носов

 

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

Московский  электрозавод имени В.В.Куйбышева,на который выходят окна этого прекрасного “дачного дома”, построен в 1927 году по проекту архитектора Евланова. Он тоже красив по-своему, но не в таком соседстве.

элекрозавод

В отделке интерьеров особняка также использовалось дерево.

купечество, старообрядцы, носов

 

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

 

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

Линии скамьи вторят линиям лестницы.

купечество, старообрядцы, носов

Очень много дерева в  холле- встроенная мебель, дверные обрамления, нижние части стен, потолки с Сиринами.

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

Из сеней мы попадаем в большой зал, бывший прежде, вероятно, гостиной. Взгляд приковывает оригинальный камин-буфет с изумительным по красоте керамическим декором в виде листьев и латунным экраном, также украшенным растительным орнаментом. В гостинной устраиваются разнообразные литературные и музыкальные вечера.

купечество, старообрядцы, носов

Очень многое утеряно: мебель, например, куплена у антикваров. Впрочем, можно не сомневаться в подлинности трёх каминов – один из них даже можно разжечь.

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

В доме прекрасно сохранилась родная столярка.

купечество, старообрядцы, носов

Поднимаемся на второй этаж.

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

Еще один оригинальный камин, оригинальные оконные рамы и стёкла, дверные ручки, система отопления и деревянные решётки батарей. На стенах портреты и история семьи Носовых.

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

Прекрасная веранда, но уже со стеклопакетами.

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

Портреты супруги и невестки (жены сына В.В.Носова) Евфимии Павловны дочери одного из Рябушинских, на этом портрете она в платье от Ламановой, а оригинал портрета хранится в Третьяковке, кисти художника Сомова Константина Андреевича.

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

купечество, старообрядцы, носов

Мемориальный уголок Л.Кекушева

купечество, старообрядцы, носов

После прихода к власти коммунистов “хозяева” дома менялись несколько раз. В доме сначала открыли Пролетарский музей, потом детские ясли, Дворец культуры , Дом комсомольца и школьника. Реставрация в доме длилась 20 лет.

купечество, старообрядцы, носовы
Особняк Носовых, 1903 г.
Фото: commons.wikimedia.org

Сейчас особняк знаменитого купца Василия Носова располагается недалеко от станции метро «Электрозаводская». В наши дни в доме Носова располагается хранилище Российской Государственной Юношеской Библиотеки. Историко-культурный центр для молодежи. В его структуре – отдел изданий по музыке с огромной фонотекой. Сейчас он открыт для всех желающих. В читальном зале можно поработать за компьютером, а в соседней фонотеке послушать записи на любой вкус. Иногда здесь проходят выставки современной живописи и графики, концерты классической, джазовой, вокальной музыки, а раз в неделю — подробная бесплатная экскурсия по дому, включая выход на открытую веранду второго этажа и показ документального фильма о семействе Носовых.
В особняк можно попасть с экскурсией или посетив одно из мероприятий.

Источники:

Ю. А. Бахрушин. Воспоминания.

http://il-ducess.livejournal.com/399280.html

http://il-ducess.livejournal.com/294741.html

http://aroundtree.livejournal.com/94706.html

Материал по теме:

ДАТА: 110 ЛЕТ. Загадка смерти Саввы Морозова не разгадана

Savva-Morozov-110-let-head-660x330

 

 

Деловые старообрядцы. Фонтанка.ру поговорила с “Рябушинскими XXI века”

Фонтанка, Fontanka.ru, интервью, деловые предложения старообрядцев, старообрядцы предпрриниматели, купечество, традиции, история, пресса, журнал, старообрядцы, беспоповцы, Кожурин, интервью, РПСЦ, Санкт-Петербург, исследование, жизнь, быт, вера, ДПЦ, безпоповцы, анализ, Лиговская община, староверы, РДЦ, Загородний, Игорь Карванен, судьбы, лица

 

 

Читайте также

Соловецкий монастырь, восстание, старообрядчество, история, вера, Соловки, Во Москвы-то было во царьстви, Об отцах Соловецкого монастыря и их страданиях, старообрядцы, Никон, соловецкое сидение, травля, раскол, Алексей Михайлович, расправа, узники, святые

Соловки 341 год назад. Кровавая история раскола

Выдающийся старообрядческий блогер Михаил Юрьевич Панкратов затронул в своем дневнике тему скорбного юбилея, отмечаемого Русской ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *