Главная » Избранное » ВЕТКА старообрядческая. Живая традиция Руси в Беларуси
Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

ВЕТКА старообрядческая. Живая традиция Руси в Беларуси

5 (100%) 5 votes

Наконец-то мы воплолили давнюю свою задумку рассказать вам о необычном месте, иметь представление о котором должен любой уважающий себя человек, не говоря о старообрядцах. Речь пойдет о Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. В музее этом можно познакомиться с жизнью и традициями одного из самых необычных белорусских городов –  старообрядческой Ветки, ставшей одним изх самых крупных духовных центров старообрядчества в XVII – XVIII веках. В 2015 году Ветке исполнилось 330 лет.

Город Ветка был основан в 1685-м (по другим данным в 1682 году) бежавшими из России из-за преследования со стороны властей староверами (они же старообрядцы, они же раскольники).

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники
Карта окрестностей из презентации к монографии М.В. Кочергиной

В Польше старообрядцы пользовались большей свободой, их здесь не преследовали. Сюда бежали старообрядцы со всей России. Вскоре здесь выросло около двадцати новых слобод. Местность, населенная старообрядцами, стала называться одним общим именем — Ветка.

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

Царское правительство обратило внимание на этот духовный питомник старообрядчества, но ничего с ним не могло поделать, так как он находился за границей. Но как только Польское королевство ослабло, русское правительство поспешило разогнать Ветку. Случилось это в 1735 году, в царствование Анны Иоанновны. По приказанию царицы войска внезапно окружили все ветковские слободы.

Старообрядцы были захвачены врасплох, никто не смог бежать. Был совершен повальный обыск монастырей, скитов, келий, жилых домов. Все, что найдено, было отобрано. Постройки были сожжены дотла. Из жителей Ветки было захвачено более 15 тысяч мужчин, женщин и детей. В монастырях было захвачено более тысячи иноков и инокинь. Всех мирских жителей расселили по разным городам и селениям Российского государства. Этот разгром Ветки известен под названием «выгонки». Вскоре на испепеленном месте снова появились поселенцы, опять возникли слободы и скиты. При Екатерине II последовала вторая «выгонка» Ветки.

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники
Продолжение испытаний: Изображение расправы воеводы Мещеринова с участниками Соловецкого восстания 1668—1676 гг. Начало XIX в. Художник М.В. Григорьев (?) чернила, темпера. 69×102

С 1772 года Ветка входит в состав Российской империи, с 1784 года является местечком Белицкого уезда, а с 1852 – Гомельского уезда. С 1919 года Ветка в составе Гомельского уезда РСФСР, в 1925 году получает статус города. С 8 декабря 1926 года Ветка становится райцентром в БССР.

С 18 августа 1941 года по 27 сентября 1943 года Ветка была оккупирована гитлеровцами.

26 апреля 1986 года город подвергся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

«Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова
«Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова

Основан музей 30.11.1978 г. на основании распоряжения № 1711 Гомельского облисполкома. В основе – личная коллекция ветковчанина Фёдора Григорьевича Шклярова (1925 – 1988) – уроженца Ветки, выходца из старообрядческого рода, самодеятельного художника, коллекционера местной старины.

Постоянная экспозиция открыта 1 ноября 1987 года в отреставрированном и реконструированном историческом здании – доме купца Грошикова, которое включено в реестр историко-культурных ценностей РБ. Реставрации и обновление экспозиций проводились в 2002-2003 гг., 2005-2006 гг. (частично).

Экспозиции размещены в 11 залах на трех этажах основного корпуса в Ветке и в четырех залах филиала в Гомеле. Комплексы построены как образные модели пространства культуры и вписаны в исторический контекст.

У музея богатая коллекция. Среди художественных произведений, которые хранятся в музее, — книги, резьба, чеканка, кузнечное дело, ткачество. Все они представлены как в готовом виде, так и «в процессе создания». Сотрудники музея стремятся восстановить не только обрядовый или фольклорный, но и духовный контекст.

Экспозиция музея в первую очередь примечательна большим количеством икон. Этнограф начала XX в. писал о Ветке:

«Зачастую в старообрядческих домах можно видеть целые стены, уставленные иконами в золоченых киотах — от пола до потолка…».

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники
Это попытка перенести в свои дома атмосферу храма, райского сада, залитого неземным золотым невечерним светом.

Отличительной чертой икон ветковской школы являются сильные высветления вокруг рта — подбородка и характерная форма верхней губы, нависающей над припухлой, раздвоенной нижней губой. Ветковские иконописцы выделяли киноварью (сырье для получение ртути) междугубье, иногда и границу нижней губы, что является древнейшей традицией.

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

Уникальны коллекции местных художественных ремесел и промыслов XVII — начала XX вв.: золотное шитье и шитье бисером, золоченая резьба по дереву (киоты); кузнечный металл (местную специфику имеют строительный кованый инструмент и якоря); чеканные оклады на иконы и книги. Представлена живопись самодеятельных и профессиональных художников, связанных с регионом.
Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

Традиция ткачества рушников у белорусов сохранилась дольше, чем у других славянских народов. Рушники сопровождали человека на протяжении всей жизни: первый ткался к рождению ребенка, а последним повязывали могильный крест. В результате исследований и экспедиций вдоль славянских рек были собраны около трех тысяч тканых рушников, теперь это одна из интереснейших коллекций Беларуси. В орнаменте преобладает красный цвет. Этот цвет у радимичей отождествлялся с цветом крови, жизни, солнца, праздника. В основе орнамента — древние геометрические знаки. Когда-то отличать один элемент от другого учили сотрудников музея сами мастерицы: для каждого знака существует специальное название. Сегодня таких названий зафиксировано около 700.

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

В коллекциях народных тканей (костюм, декоративные ткани, рушники) находится более 1800 предметов. Ткачество из деревни Неглюбка существенно отличается от других видов ткачества. Особенной его чертой является импровизация и необыкновенное разнообразие узоров. Сегодня этнографы насчитывают 120 разновидностей орнаментов в Ветковском регионе.

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

Семантика народного костюма представлена на примере уникальной по сохранности древних элементов традиции села Неглюбки. Переход из одного возраста и семейного статуса в другой каждый раз сопровождался переменами в костюме, что имеет в основе архаичную практику инициаций. И каждый костюм-«строй» восстанавливается в значениях как модель всего мира. Для каждого возраста — свой мир. Там, где заканчивается ткань, где открываются голые участки тела: горло, шея, руки, ноги — пробегают красные, огненные, солнечные ручейки знаков-оберегов.

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

В музее можно увидеть ткацкий станок — «кросны». Европейцы заимствовали этот тип у арабов еще в X веке. До этого были вертикальные станки, но у ткачихи быстро уставали руки. Ткали в основном в зимнее время, когда не было никаких земледельческих работ. 

Пять витрин вышитых тканей вздымаются до потолка. В этих чудесных мирах — живут райские птицы, древние и новые люди, неведомые существа. Геометрические символы сопровождаются изобразительными «переводами».

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

Уникальность книжной культуры Ветки не столько в том, что она сохранила и донесла до нас редчайшие старопечатные и рукописные книги, сколько в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи в 20-е — 30-е годы XX столетия. Образ райского древа в райском саду в ветковских рукописях оставался долгое время актуальным.

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

В витрине «Сотворение книги» книга как бы разложена на составные части: бумага разных веков, фрагменты переплетов (доски, кожа), образцы застежек, литых накладок с изображением евангелистов. В центре — Евангелие, изданное в Вильно в 1600 году. Внизу Евангелие XVIII в. К сожалению, до нас редко доходят богатые одежды, в которые одевалась книга. Но об этом можно узнать из записей, оставленных на страницах книг ветковскими купцами, сколько золота и серебра вкладывали они для изготовления книжных окладов.

Фрагмент экспозиции, где представлены инструменты мастера-переплетчика: станок, круглый нож для обрезки блока книги, каток для тиснения орнамента на коже. С помощью таких инструментов еще в 30-е годы XX столетия переплетались книги в ветковских слободах. Их облачали в новые одежды, чтобы они могли продолжить свой путь к следующим поколениям. Бережно сохранялся каждый уцелевший фрагмент печатного текста, что было крайне важным для старообрядцев, сохранивших удивительную культуру общения с книгой, отношения к ней.

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

В экспозиции «Чайной» можно увидеть крошечный походный самовар, а также огромный в виде вазы. Ни одна старообрядческая семья не обходилась без самовара. Как хозяин собирал он всех на утренний и вечерний чай, во время которого обсуждался предстоящий и прожитый день. Особое место в экспозиции занимают самовары, переданные музею его основателем Федором Григорьевичем Шкляровым.

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

Чтобы рассказать о культуре чаепития, традиции сбора семьи и родни вокруг самовара, не хватило бы целого вечера. Особенно если бы этот красавец сиял и посвечивал угольками, шумел и посвистывал. Особенно если бы в нем кипела вода, принесенная из реки,  а до чернобыльских событий Сож был самой чистой рекой Европы. Впрочем, и сейчас самая чистая река Европы находится на территории Ветковского района — это приток Сожа — река Беседь.

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

Еще в начале ХХ в. этнограф Иван Абрамов писал, что дома Ветки украшены резьбой. Строители-ветковчане, возвращаясь с отхожих промыслов на зиму, стремились превратить в архитектурное чудо и свой собственный дом. Известно, что многие мотивы архитектурной резьбы брались из украшенных старинных рукописей, «коих у старообрядцев всегда довольно было». Это своеобразие старообрядческого жилища повлияло на образование «межконфессионального» стиля резного искусства Гомельской области, процветавшего почти до конца XX в.

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

Старые ветковские ставни — свидетели многих событий. Как и люди, они покрыты шрамами войны: пробиты осколками, иссечены шрапнелью. Через окна смотрят на нас молодые предки. В музее представлены фотографии ветковчан конца ХIХ — начала ХХ в. На них видно, как эти люди одевались, чем они занимались и даже то, где они бывали. На снимках названия фотостудий самых разных городов: Херсон, Новороссийск, Гомель.

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

Сотрудники музея занимаются исследовательской деятельностью. Одним из лучших проектов музея является «Выратаванне старажытных знакаў» — спасение движимых материальных и нематериальных культурных памятников региона. У проекта есть несколько направлений. Одно из них — археологические исследования и мероприятия по сохранению археологических памятников района. Помимо этого проекта, музей исследует традиции ткачества Ветковского района, систематизирует сведения о старообрядческой книжной культуре (делает выставки «Гісторыя беларускай кніжнасці» в Музее редкой книги в Гомельской областной библиотеке им. Ленина), о ветковской школе иконописи, о домовой архитектурной резьбе, собирает и популяризирует устное народное творчество.

staroobryadci__25-thumb

Современная Ветка – это районный центр с населением 7,7 тыс. человек, расположен в 22 км от Гомеля. Ветка связана автодорогами с Гомелем и Добрушем. Сегодня Ветка ничем не отличается от любого белорусского городка. 

Ветка, Стародубье, музей, старообрядцы, староверы, история, путешествия, иконопись, рушники, традиции, Никон, выгонки, раскол, раскольники

Адрес музея:

Ветка, Красная площадь, 5
Время работы: вторник-воскресенье, 9.00−18.00, выходной — понедельник
E-mail: vetkamuzejj@rambler.ru
Телефон: 8 (2330) 4−03−30

Христина Горегляд для STAROVE.RU

Источники:

http://news.tut.by/culture/477254.html

http://rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadchestva/duhovnyie-tsentryi-staroobryadchestva/

http://www.vetka-museum.by/o-muzee.html

фото города отсюда http://www.velvet.by/shopwindow/stil-zhizni/uznaem-neznakomuyu-belarus-vetka-ot-staroobryadtsev

 

Читайте также

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста

Св. благоверная Анна Кашинская: дважды победившая супостата диявола

4.7 (94.29%) 14 votes 15 октября (2 октября по старому стилю) Церковь вспоминает преставление св. блгв. княгини ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *