Главная » Вопросы священнику » Богослужение, молитва, посты, иконы » Еп.Михаил (Семенов). Со ступеньки на ступеньку, вверх (неделя Иоанна Лествичника)
Иоанн лествичник

Еп.Михаил (Семенов). Со ступеньки на ступеньку, вверх (неделя Иоанна Лествичника)

Неделя, посвященная памяти св.Иоанна Лествичника, автора удивительной книги о “Пути к небу”. О тридцати ступенях восхождения “вверх по лестнице”… туда, где серафимы, закрывая лица свои, стоят у Божественного престола.

Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса прп. Ефрема Сирина». Нач. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. № 162. Л. 8 б.)
Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса прп. Ефрема Сирина». Нач. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. № 162. Л. 8 б.)

Образ лестницы к небу – старый библейский образ. Иаков видел в Вефиле лестницу до неба и ангелов, поднимающихся и спускающихся по ней.

На папертях афонских монастырей я видел очень часто такую картину. Лестница от земли к небу. Большей частью в 30 ступеней – по книге св.Иакова. наверху – небо отверстое… Господь в лучах вечной славы Своей, праведники и ангелы. А по лестнице вверх поднимаются усталые люди.

Вот одновременно шестеро хотят начать свой путь. Они около нижней ступеньки. Но двое, очевидно, и не пойдут вверх по лестнице. Один из них в отчаянии сел около лестницы и плачет. В лице его дума: “Высоко, нечего и думать подняться, немыслимо…” И он, очевидно, так и будет, бессильный, сидеть, не пробуя встать. Плакать – мертвыми, бездеятельными, не двигающими вперед слезами.

Другой смотрит на лестницу спокойно и даже весело. Он тоже не думает подниматься вверх. “Высоко, не стоит… Хорошо и внизу”. И возвращается к… свиному корыту эгоистической жизни, к похотям мира сего…

Остальные четверо не остаются внизу. Они вместе поднимаются на первую ступень, но и они скоро разбрелись… Идут врозь. Один скоро обогнал других, но на середине лестницы остановился, усталый. И с отчаянием он смотрит вниз, у него больше нет сил, и он не хочет сделать еще одно усилие. И диавол тянет его за края платья…

Фрагмент иконы Видение преподобного Иоанна Лествичника. Монастырь св. влк. Екатерины. Конец XII
Фрагмент иконы Видение преподобного Иоанна Лествичника. Монастырь св. влк. Екатерины. Конец XII

Другой тоже остановился на середине и спокойно сел здесь. Он считает, что прошел достаточно. С него будет… Сделал свое дело. И может остановиться здесь… Высшие ступени не для него. Он не замечает, что ступеньки уже готовы подломиться под ним, что он сейчас полетит в пропасть…

Двое продолжают идти. Один еще почти внизу. Он идет медленно, но спокойно и уверенно. Другой ближе к вершине лестницы. вот он сделает еще два-три шага и он у цели. Но сделает ли? Нет… Вот обернулся… И приговор его написан на его лице. Он уже считает себя достигшим… Он выше людей… “прелесть” самообольщения владеет его душей и сердцем. И этот несчастный тоже не видит, что лестница качается под ним, что через минуту демон зла столкнет его в бездну. Что его падение тем страшнее, чем выше он взошёл.

И только последний спокойно идет вверх. Вот он на 10 ступени, пятнадцатой, двадцатой… Наконец, здесь на последней тридцатой ступени. И ангелы протягивают ему руки, чтобы удержать его на высоте. Глубоко обдуманная картина…

Иоанн Лествичник (2)

Вся история христианских путей к небу в этой картине. Сколько людей и не начинают своего пути вверх из-за легкомыслия или из-за “духа уныния”, который мы просим удалить от нас в молитве св. Ефрема Сирина.

А те, которые пробуют подняться? Очень многие бросают свой подвиг на полудороге, в отчаянии, в сознании бессилия. Они забывают, что за слабыми – Бог. Что Ему нужно именно усилие нашей воли. Нам достаточно сказать себе: “Еще одну ступеньку!”, и силы найдутся. Их дает Источник всяческой силы.

Еще чаще люди похожи на того несчастного, который сел на середине лестницы. Сколько людей говорят себе: “мы в святые не лезем… Делаем немного, кое-что, по-христиански, и довольно с нас”.

“Кое-что и кое-как”…

И эти христиане даже не понимают, как ужасно то, что они говорят. Кто стоит на одном месте, не хочет двигаться вперед, тот мертв, тот погиб, хотя бы он остановился на 29 ступени. Раз человек решил, что его путь кончен, что с него довольно, и не борется с грехом, не старается подняться на ступеньку выше, он духовно умер. Он ни холоден и не горяч, а тепл, а таких “изблюет Господь из уст Своих”. И, конечно, уже не устоит он на той ступеньке, на которой остановился: он скатится вниз, в прежнюю жизнь.

Спокойно и уверенно идут немногие, надеясь на помощь Божию. Со ступеньки на ступеньку, вверх, постепенно, одну за другой, сбрасывают они злые страсти; медленно, но настойчиво воспитывается в добре их воля.

Об Авве Диоскоре из Нахиаста рассказывают следующее. Каждый год он полагал начало какой-нибудь новой добродетели. “В этот год, – говорил он себе, – умножу пост. В этом не буду отвечать злым словом на злое. В третий постараюсь победить всякий гнев и всякую несправедливость”.

И так, окончив одно дело, победив одну страсть, он принимался за другое, двигаясь вперед медленно и неуклонно. Он начинал с более легкого и двигался к более трудному, и, – верим мы, – дошел до “врат небесных” и “дома Божьего”.

Терпение и настойчивость в добре – вот главное, что нужно желающим идти вверх по лестнице. Недаром Церковь молится в молитве св.Ефрема Сирина: “Дух же… терпения даруй ми, рабу Твоему”. Если вообще ничего нельзя в жизни человеческой сделать без терпения, то тем менее, можно победить “крутизны” восхождения к небу. Путь восхождения тяжел.

Представьте себе путников, взбирающихся на вершину горы. Там вверху огонек ночлега, там отдых, но как труден путь. Вот путник поднялся до половины. Но огонек скрылся за горой. Снова темно… Как идти? Жутко и хочется остановиться, вернуться. Но голос совести говорит путнику: “Иди, потерпи… Потерпи еще”. Он идет. Снова виден огонь, но вот на половине пути он оборвался и опять – “на дне”, внизу. Пропали труды и как трудно подниматься и идти снова. А там, около вершины, он, может быть, оборвется опять. Но… он все-таки дойдет, если не сложит оружия. Если скажет: “Я пойду. Пусть я оборвусь десять, пятнадцать раз, но десять, пятнадцать раз начну путь снова”. Если человек решит так, надеясь на помощь Всемогущего, он дойдет. Божественная десница будет простерта ему свыше, с высоты небес и поддержит его на пути. Не даст упасть и погибнуть…

Терпение… Да и совет Аввы Диоскоры! “Со ступеньки на ступеньку”…

Икона Видение преподобного Иоанна Лествичника. Середина XVI века
Икона Видение преподобного Иоанна Лествичника. Середина XVI века

Вы знаете, что такое статистические кривые? Это вот что. Например, надо отметить ход какой-нибудь заразительной болезни, ее рост или уменьшение. Вместо цифр – рисуют течение болезни линией, которая то идет вверх (увеличение болезни), то опускается вниз (уменьшение эпидемии). Такими же кривыми рисуют, например, рост образования и т.д.

Один знаменитый человек пользовался такими кривыми для записи своего нравственного состояния. Это был Франклин. Он записывал, как движется его нравственная воля в направлении добра и зла.

Гнев. Сегодня он два раза отдался этой злой страсти, завтра три, вчера один. Это записывается, и задача Франклина – добиться понижения “злой” кривой. Сегодня он пять раз позволил своей мысли остановиться на чем-то грязном и недостойном. Записывает это – чтобы завтра понизить линию хоть на одну ступеньку и т.д.

С другой стороны… Линия доброго, хороших проявлений воли. Франклин старался поднять ее кверху. Он записывал всякую победу воли, чтобы завтра добиться хоть “на дюйм” большей победы, поднять хоть чуть-чуть кривую.

Хороший путь. Это путь Аввы Диоскоры. Это общий путь всех подвижников добра.

Понятно, нравственная высота не измеряется количественно. Самое высчитывание своего доброго и своего злого может стать своего рода фарисейством.

Главное – что требует Христос – это очищение сердца, “чистота его”, а воздержание от одного только “факта” греха может родить самовлюбленность внешней праведности без внутреннего благочестия.

Известно, что и Фарисей был праведник. Все это правда, но… от фарисейства избавит нас христианская мысль, что человек всегда раб неисключимый, что как бы он ни работал над собой, он всегда далек от того идеала, к какому обязан прийти.

А путь кривых – постепенная борьба с определенным грехом или за определенную добродетель, иногда единственно верный путь к моральной победе над страстью – к духовному оздоровлению.

Подумайте, наверное, у вас есть какой-нибудь душевный недуг. Язва, которую надо вырезать из души. Как это сделать? Конечно, лучше всего это сделать сразу. Подъемом воли, страстным покаянием, которое раз навсегда выжжет язву – как хирургический нож вырезает рак. Но на такой подъем воли редко у кого достает силы. Приходится идти другим путем…

Каким путем? – Диоскора.

Курильщики, чтобы победить злую и самоубийственную привычку, убавляют по одной папиросе в день. Этот путь приложим ко всякой страсти, к борьбе со всяким грехом. Понемногу. “со ступеньки на ступеньку…

Нельзя, конечно, и нехорошо сказать себе, например, так: “На той неделе я грешил семь раз, на этой буду – шесть”. Это страшно и грешно. Нельзя вперед разрешить себе шесть раз греха.

Но можно сказать так: “Я буду бороться с грехом. Не одолею его сразу, так выкорчую его понемногу, как корчуют лес под пашню”.

На этой неделе я боролся и добился своей борьбой того, что в двух случаях из десяти победил искушение. На будущей неделе буду бороться снова; и стыдно будет, если не добьюсь победы хоть три раза из десяти. Нас следующей неделе человек снова говорит себе: “буду бороться, смогу – вырву страсть из души с корнем. Не смогу – тогда подвинусь к победе хоть на один дюйм…. Из десяти хоть четыре раза не поддамся страсти”…

И, таким образом, постоянным трудом можно исправить всякие кривые.

Терпением, настойчивостью можно полегоньку, тихо, но верно идти вверх по лестнице до тридцатой ступени.

И даже не заметить своего падения.

Меньше, конечно, таких людей, которые падают сверху. Мало таких, потому что мало и поднимается высоко. Но святые сказания Четьих-миней и Прологов рассказывают о многих, которые на высоте подвига, – близкие к тому, чтобы лобызать подножие престола Господня, – кланалисб диаволу.

Вспомните, например, св. Исаакия.

Горы Афона знают многих подвижников, которые в буквальном смысле упали в бездну, искушенные диаволом, который на высоте их подвига искушал их, как Христа.

“Вы уже достигли высоты. вы – выше людей. вы – точно ангелы с серебряными крыльями. Хотите, вверзитесь в пропасть, и будете невредимы”.

И они с 29 ступеньки падали в пропасть.

И вот только немногие доходят до верху.

Епископ Михаил (Семенов) журнал Церковь, 1909, № 10

 

Читайте также

тверь староверы

Старообрядцы Твери. Пасха Христова в новой моленной тверской общины

Старообрядческая община в Твери существует уже много лет, мы уже рассказывали о ней в нашем ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *