Главная » Рогожское » Воскресная Школа » Интервью: Старообрядческое Духовное Училище (МСДУ)
Духовное Училище, МСДУ, Евгений Чунин, РПСЦ, Митрополит Корнилий, интервью, газета Община, Максим Гусев, преподавание, РПЦ, митрополит Андниан, школа, Воскресная школа, Катехизис, Богослужебный устав, Знаменное пение

Интервью: Старообрядческое Духовное Училище (МСДУ)

Публикуем для наших читателей полную версию интервью о.Евгения Чунина, данное им главному редактору одного из самых популярных старообрядческих периодических изданий – газете «ОБЩИНА». Текст статьи с сайта Ржевской Покровской старообрядческой Общины мы дополнили иллюстрациями из нашего архива и интернета. В сокращенном виде интервью опубликовано в газете ОБЩИНА №4(41), июль 2014г., а полный архив издания расположен на нашем сайте.

О. Евгений Чунин: «Теория без практики мертва…»

Духовное Училище, МСДУ, Евгений ЧунинСовременным христианам, увы, часто не хватает систематичности образования. Без системы познаний и в споре с еретиками, и в рассуждениях о путях развития Церкви, и в поиске ответа на какой-то «нетипичный» вопрос жизни, бывает, можно потеряться. Духовное Училище призвано дать человеку систему знаний, которая помогала бы ему ориентироваться. Что такое Церковь и что такое ересь, что такое догматика и каковы суждения святых Отцов по тем или иным вопросам? А сегодня, вообще, жизнь ставит перед нами много «нетипичных» вопросов!

Община, Урал, РПСЦ, Максим Гусев, о.Иоанн Устинов, Семейские, Свердловская область, Екатеринбург, РПСЦ, газета, издание, газета ОБЩИНА, журналист, журналистикаО духовном образовании, перспективах и возможностях Училища РПСЦ — из первых уст.
Интервью с директором Духовного Училища протоиереем Евгением Чуниным готовилось долго — много вопросов накопилось! Когда газета готовилась к печати, стало известно, что о. Евгений освобожден от должности. Однако мы не сняли материал, посчитав, что читателям интересно осмыслить взгляды экс-руководства МСДУ, ведь тема духовного образования весьма актуальна для Церкви. В дальнейшем мы познакомимся и со взглядами новой дирекции Училища.

Духовное Училище, МСДУ, Евгений Чунин, РПСЦ, Митрополит Корнилий, интервью, газета Община, Максим Гусев, преподавание, РПЦ, митрополит Андниан, школа, Воскресная школа, Катехизис, Богослужебный устав, Знаменное пение

– Отец Евгений, тема духовного образования крайне важна для нашей Церкви. Училище, которое уже несколько лет активно работает и готовит кадры для храмов, де-факто уходит корнями в прошлый и даже в позапрошлый века. Очень бы хотелось в нашей беседе развенчать мифы, слухи и постараться объективно рассказать читателям о том, что мы имеем сегодня…
старообрядцы, Митрополит Андриан, Рогожское, РПСЦ, староверы, история, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода– Подъем духовного образования в РПСЦ сегодня только начинается… Идеологом возсоздания Старообрядческого Духовного Училища выступил, безусловно, митрополит Андриан (Четвергов). Тогда, весной 2004 года, он назначил протоиерея Иоанна Думнова директором создаваемого училища, а уже в августе новорожденное Училище принимало абитуриентов на трехлетнее обучение. В начале лета 2005 года пост директора был поручен мне, так что Училище – это последнее благословение, полученное мною от митрополита Андриана…

– Наверное, деятельность Училища была бы невозможна без энтузиастов своего дела, которые однажды занялись вспахиванием целины. Кто стоял у этого штурвала? Кому мы – староверы – обязаны сегодня тем, что традиции старообрядческого духовного образования прошлых веков были возрождены в XXI веке?
– Никто не смог бы сделать это в одиночку. Главное: за прошедшие годы удалось собрать круг компетентных и верующих преподавателей. Сегодня в педагогическом коллективе около 20 сотрудников, в том числе один доктор и три кандидата наук, одиннадцать преподавателей с высшим и пятеро – со средним специальным образованием; у шестерых священные степени (три священника и три диакона); пятеро – наши же выпускники. Это единомышленники, радеющие о развитии духовного образования в нашей Церкви, люди, понимающие значимость проблемы и, не взирая на личные сложности и препятствия, готовые добросовестно трудиться на этом поприще. Сложившийся на сегодня педколлектив – один из главных факторов, вселяющих надежду в завтрашний день Училища.
А вообще, все концептуальные решения по управлению Училищем (как и, вообще, всеми направлениями образовательно-воспитательной деятельности в Церкви) находятся в компетенции Учебного Совета Церкви, председателем которого с 2006 года является высокопреосвященнейший митрополит Корнилий.

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Выпускники 2012 года в приёмной Митрополита Московского и Всея Руси Корнилия

– Отче, поведай кратко о структуре обучения. Как долго длится учеба для очников и заочников?
– В Училище сегодня действует дневное и заочное отделения, недавно мы апробировали и вечернее. Я надеюсь, что эта новая форма тоже может войти в жизнь, потому что для Москвы и Подмосковья, где проживает и работает много старообрядцев, возможность учиться по вечерам дает дополнительные преимущества. Учебные планы на дневном и заочном отделениях были рассчитаны на 3 года, в настоящее время продолжительность обучения на дневном отделении сокращена до двух лет.

Рождественский вечер МСДУ на Рогожском
Рождественский вечер МСДУ на Рогожском

– Что собой представляет Духовное Училище в юридическом плане? Как решаются вопросы его регистрации и лицензирования?
– Юридическая регистрация Училища до сих пор является его неразрешенной проблемой. Не смотря на существующее Соборное решение о регистрации училища, нам говорят, что у Церкви нет достаточных средств, чтобы решить этот вопрос. Однако на решение других вопросов средства находятся! Тем более, что проведение регистрации и лицензирования вполне оправдано и с точки зрения логики церковной жизни, и с точки зрения государственных нормативных требований. Педагогический коллектив Училища неоднократно обращался к митрополиту Корнилию с ходатайством о скорейшем проведении регистрации и, однако, этот вопрос до сих пор не нашел своего решения.

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Заседание Учебного Совета МСДУ на фото о.Алексея Лопатина

– В нашей газете мы не раз рассказывали о развитии воскресных школ в Уральской епархии, о екатеринбургской школе, которая действует много лет. Существует ли, должна ли быть какая-то связь между воскресными школами и Духовным Училищем? Есть ли данные о том, что из приходов, где есть свои воскресные школы, в училище приходит хорошая молодежь?
– По идее, в Училище следует принимать тех, кто успешно завершил обучение в воскресной школе своего храма или прихода. И конечно, выпускники Училища могут и должны трудиться в приходских воскресных школах – это полностью в рамках той квалификации, которую они получают в Училище. Так что между приходскими воскресными школами и Духовным Училищем должна быть самая тесная связь! Но сегодня этот вопрос еще не вполне скоординирован.

msdu-2

– Были ли случаи, когда желающим поступить в Училище приходилось отказывать в поступлении, отчислять? И что служило поводом для таких радикальных шагов?
– Те, кто желают получать духовное образование, приходят в Училище, обычно, сами. Прием проводится по личным заявлениям и документам, но кроме этого, каждый должен предъявить письменную рекомендацию, написанную духовным отцом (исключение — действующие клирики: им рекомендация не требуется).
С одной стороны, Училище должно знать, кто желает поступить на учебу. С другой, и духовные отцы должны представлять, в какие отношения вступают их духовные чада, намереваясь учиться в духовном Училище. Это важно для повышения ответственности всех сторон, стоящих за участниками учебного процесса.

msdu-Vecher

– Несколько слов о предметах, которые преподаются в Училище?
– В настоящее время учебные планы Училища включают следующий перечень изучаемых предметов:
1. Катехизис – основы церковного вероучения, изложенные в простой догматической форме;
2. Богослужебный устав – теоретическое и практическое изучение основного богослужения;
3. Знаменное пение – владение церковным пением и крюковая грамотность, изучение попевок и погласиц, а для желающих еще и постановка голоса, и навыки руководства хором;
4. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов – изучение Библейских текстов;
5. Святоотеческое богословие – введение в проблематику и методику богословия, при помощи которого святые Отцы излагали догматы веры и решали сложные вероучительные вопросы;
6. Патрология – наука о жизни, учении и произведениях святых Отец (с I по XI вв.);
7. История Церкви – сводный курс из древней церковной истории (I – IV века), истории византийской Церкви (IV – XV века), истории Русской Церкви до новообрядческого раскола (IX – XVII века);
8. История старообрядчества – история движения противников никонианства (XVII век), история беглопоповства и безпоповства (XVIII век и до 1846 года), история Церкви Христовой Белокриницкого согласия (1846 год – по настоящее время).
9. Церковнославянский язык – освоение грамматики и понимания церконославянского языка на примере книги Псалтырь и молитвенных текстов;
10. Русский язык – тренировка грамотности письма;
11. Церковное искусство и иконоведение – изучение памятников и основных закономерностей развития иконописи и других видов церковного искусства;
12. Церковная педагогика – изучение основ педагогики и преподавание христианских предметов в воскресной и общеобразовательной школе;
13. Гомилетика – искусство проповеди и церковного красноречия;
14. Каноническое право – история каноники, основные сборники, комментарии, канонические трудности;
15. Религиоведение – краткий ориентационный курс сравнительного изучения мировых религий;
16. Всемирная история – история мира от четвертого тысячелетия до Рожества Христова до нашего времени.

Приёмная комиссия на экзамене
Приёмная комиссия на экзамене

– Студенты изучают полтора десятка предметов. Их достаточно?
– Нынешний перечень предметов — это отражение современного этапа развития нашей системы духовного образования, это некий минимальный уровень. Те серьезные задачи, которые ставит перед Церковью современная жизнь, невозможно успешно решать без отлаженной системы духовного образования. Уже не раз на наших Соборах поднимались вопросы о проповеди Христовой веры в окружающем мире, о путях развития Церкви. Но надо понимать, что сами эти вопросы – есть прямой запрос к церковному образованию, ибо успешно нести проповедь веры Христовой в окружающий нас мир сегодня могут, конечно, только всесторонне образованные проповедники! По нашему мнению, сама жизнь понуждает заботиться о дальнейшем повышении духовной грамотности церковнослужителей, да и всех приходских тружеников.

Выпуск МСДУ 2010 года
Выпуск МСДУ 2010 года

– Бытует мнение, что обучение ряду светских профессий сводится к букету предметов, которые студент изучает и вскоре благополучно забывает, а потом отмахивается, заявляя, что «получил классическое образование». Образование в МСДУ – это «классическое духовное образование»?
– Это его начало, «первая очередь». Современным христианам, увы, часто не хватает систематичности образования. Без системы познаний и в споре с еретиками, и в рассуждениях о путях развития Церкви, и в поиске ответа на какой-то «нетипичный» вопрос жизни, бывает, можно потеряться. Духовное Училище призвано дать человеку систему знаний, которая помогала бы ему ориентироваться. Что такое Церковь и что такое ересь, что такое догматика и каковы суждения святых Отцов по тем или иным вопросам? А сегодня, вообще, жизнь ставит перед нами много «нетипичных» вопросов!

Выездные занятия студентов МСДУ
Выездные занятия студентов МСДУ

– Финансирование. Этот вопрос был болезненным и в позапрошлом веке, когда искали спонсоров для старообрядческого института. Проблему худо-бедно удавалось решать за счет отдельных жертвователей, но все же деятельность заведения в те времена характеризовалась словами «с трудом сводило концы с концами». А что мы имеем сегодня?
– Затруднения с финансированием Училища имеются и сегодня – но это, по нашему мнению, прежде всего проблема расстановки приоритетов. К сожалению, финансирование Училища, да и духовного образования – вообще, в нашей Церкви пока осуществляется по остаточному принципу, и потому на эти нужды, бывает, не хватает денег. Если бы нужды церковного образования воспринимались как первоочередные, такой проблемы просто не могло бы быть.

Выпуск студентов МСДУ 2013 года
Выпуск студентов МСДУ 2013 года

– Какие обстоятельства нужно учитывать при составлении заявки на распределение выпускника? Что нужно предусмотреть приходу, который намеревается пригласить к себе молодого специалиста?
– Условия обучения в Училище уже заранее предполагают, что после его завершения выпускник на два года направляется на стажировку или, как раньше это называлось, «отработку по распределению». Важно обеспечить юному церковному труженику не просто «место прихожанина» в храме, но и место труда. Иные так приглашают выпускника: ты, мол, сам устраивайся, как хочешь, а в наш храм приходи молиться Богу. Но для того, чтобы выпускник Училища приносил реальную пользу Церкви, ему нужно жить, трудиться, молиться, иметь перед собою достойное поприще, где он мог бы применять свои знания и умения. Он должен заниматься христианским трудом в течение всей недели, а не только по воскресеньям и в праздники. Ну и, конечно же, условия оплаты труда! Надо понимать: молодой человек, отучившийся в Училище, часто ничем не обеспечен в жизни. Надо стремиться к тому, чтобы выпускники Училища не искали себе сторонней подработки – «не служили двум господам».

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие
Один из первых субботников, на котором студенты училища приводили в порядок прилегающую территорию

– Как распределяют студентов после получения ими дипломов?
– Ежегодно Училище совместно с кадровой службой Митрополии готовит проект распределения выпускников, который затем утверждается митрополитом. Подготавливая проект распределения, мы оцениваем актуальность применения сил того или иного выпускника там, где бы он был наиболее полезен. Прежде всего, конечно, учитываем поступившие из приходов заявки.
Пользуясь случаем, я хочу обратиться к руководителям приходов, епархий: пожалуйста, своевременно сообщайте ваши потребности, ваши заявки на выпускников в кадровую службу Митрополии!

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие

– Есть такое изречение – «теория без практики мертва и бесплодна, практика же без теории невозможна и пагубна». Где тренируются студенты – есть какие-то особые приходы, храмы, куда намеренно отправляют студентов для получения опыта или все же действует принцип «где родился там и пригодился»? Вообще, какой Вы видите главную цель – научить человека тому, что он хочет знать, или все же – готовить «кадры для общин»?
– И то, и другое – одновременно. Мы помогаем человеку повысить свою компетенцию и найти возможность для более полной самореализации в сфере духовной жизни.

В училище имеют место три вида практики: уставно-богослужебная – по ведению церковной службы и пению на клиросе, педагогическая — по ведению занятий в воскресных школах, она проводится в течение учебного года, и воспитательская — по работе с детьми в летних христианских лагерях, действующих ныне в разных епархиях.

Мы готовы направлять студентов в любой приход, где они смогут пройти практику. Приходы, в свою очередь, должны дать им наставника – руководителя практики. Через практику есть возможность познакомиться с будущими выпускниками и даже пригласить их к себе. Но надо помнить: практика у нас учебная, и «латать кадровые дыры» приходов за счет практикантов Училища – не самый правильный путь. Надо, прежде всего, заботиться о полноценном освоении учащимися тех или иных практических навыков, а вот после окончания Училища – пусть трудятся в приходах.

msdu-2010-hor

– Есть ли в планах Училища создание аналога курсов повышения квалификации — например, для священников, клирошан или других церковных тружеников? Некоторые молодые батюшки еще не имеют опыта и знаний для ежедневной работы с людьми, но и заниматься вместе с подростками им вряд ли уместно. Как решается эта проблема сейчас?
– Да, многие священники желают изучить богословие или другие дисциплины, но у них высокая нагрузка в приходе и очень мало свободного времени. Поэтому тем, кто сегодня плотно занят в церковной жизни, обычное очное обучение не подходит.
Мы продолжаем работать над системой дистанционного обучения — уже записаны первые курсы видеолекций, на очереди – создание оборудованного интернет-класса для дистанционных он-лайн занятий.
Наверное, для Церкви была бы актуальной подготовка отдельных учебных курсов – скажем, по преподаванию в воскресных школах, по уходу за иконами, по каким-то другим практическим темам. Для таких курсов удобно обучение по образцу «факультетов повышения квалификации».

msdu-maltsev2

– Отец Евгений, есть ли среди педагогов не-старообрядцы? Это нормальная практика? Не было ли желания привлекать профессионалов из светских вузов?
– Вообще, мы считаем вполне допустимым привлекать преподавателей-предметников со стороны, но уровень оплаты сотрудников нашего Училища сегодня в разы меньше, чем в московских вузах. И потому, чтобы привлечь даже одного такого преподавателя, необходимо было получить предварительную санкцию руководства Митрополии на то, чтобы предложить ему адекватную почасовую оплату. А в Митрополии не хватает средств даже на более скромные нужды. Поэтому мы старались обходиться без людей со стороны…
За десять лет было два случая, когда мы привлекали преподавателей-нестарообрядцев; один из них уже давно присоединился к Церкви и продолжает успешно трудиться в нашем Училище, другой по-прежнему остается чадом РПЦ, но преподаваемый им предмет – религиоведение – дает обзор различных еретических течений и сект, и только.

msdu-snejki-2011

– Не раз уже в околостарообрядческих СМИ обсуждалось, что в Училище не соблюдаются нормы и требования Роспотребнадзора… Так ли это? И в чем же тогда основная проблема – не хватает людей для полноценной уборки или речь идет о каких-то более глобальных причинах?
– Никакого «глобального» нарушения норм Роспотребнадзора в помещениях Училища нет. Может быть, где-то надо бы заменить светильники, реконструировать санузлы, но все решаемо. Диалог с сотрудниками Роспотребнадзора у нас был неоднократно – они уверили: зарегистрировать и открыть Училище в нынешнем здании можно. «Обращайтесь официально, мы вам дадим предписания, но требований не будет много», – резюмировали они. Однако, мы пока не получили благословения на официальное обращение в эти структуры.

хор МСДУ
хор МСДУ

– Отче, расскажи про быт студентов-очников. В каких условиях живут ребята?
– Общежитие Духовного Училища – пожалуй, самое привлекательное место из всех жилых уголков на Рогожском. Порядок и дисциплину в его стенах поддерживают воспитатели Училища. Не даром к нам то и дело пытаются разместить кого-то из сотрудников других отделов Митрополии. Сопротивляемся, поскольку хотим сохранить в общежитии особую ученическую атмосферу, но приходится иногда уступать. Питаются ученики и преподаватели в трапезной Митрополии – это, конечно, не ресторан, но с голоду никто не помер. В общем, учиться и жить вполне можно.

Беседовал Максим ГУСЕВ

msdu-retro-1

msdu-retro-2

Материал по теме:

О старообрядческом Духовном Училище (МСДУ)

МСДУ, мсду, митрополит Корнилий, Московское старообрядческое Духовное Училище, старообрядцы, Рогожское, Рогожская Слобода, Анатолтй Иванович Шатохин, протоиерей Евгений Чунин, Алексей Муравьёв, Роман Майоров, Московская Митрополия, обращение, прошение, обучение, курсы, уставщики, начётчики богословие

Архив газеты ОБЩИНА

Община, Урал, РПСЦ, Максим Гусев, о.Иоанн Устинов, Семейские, Свердловская область, Екатеринбург, РПСЦ, газета, издание, газета ОБЩИНА, журналист, журналистика

Читайте также

РПЦ МП, старообрядчество, староверие, старообрядные приходы, Иларион Алфеев, Синод, чин отречения от ересей, patriarkhia.ru

Второй сорт: Утвержден чин приема старообрядцев в лоно РПЦ. Текст чина

Сайт Нижегородской епархии РПЦ сообщает, что 9 марта 2017 года, в праздник Обретения честной главы ...

5 комментариев

  1. Евгений Иванов

    У научно-технического прогресса есть развитие, у идеологий есть есть развитие, а Церкви – Царства Божия никакого развития нет. Ибо Церковь – камень, совершенное, незыблемое, данное изначально. Сколько ты, тезка, душ молодых поперепорил?
    =============================
    От редакции:
    Тема о «развитии» была сказана в следующем контексте:

    – Нынешний перечень предметов — это отражение современного этапа развития нашей системы духовного образования, это некий минимальный уровень. Те серьезные задачи, которые ставит перед Церковью современная жизнь, невозможно успешно решать без отлаженной системы духовного образования. Уже не раз на наших Соборах поднимались вопросы о проповеди Христовой веры в окружающем мире, о путях развития Церкви. Но надо понимать, что сами эти вопросы – есть прямой запрос к церковному образованию, ибо успешно нести проповедь веры Христовой в окружающий нас мир сегодня могут, конечно, только всесторонне образованные проповедники! По нашему мнению, сама жизнь понуждает заботиться о дальнейшем повышении духовной грамотности церковнослужителей, да и всех приходских тружеников.

    =================
    К Евгению Иванову просьба помимо своего авторитетного суждения в столь вызывающей форме привести ссылки, подтверждающие обоснованность именно такой возмущённой тональности по данному вопросу.

    • Если оставить за скобками эмоциональную составляющую комментария Евгения Иванова, то в принципе его критика по вопросу уровня образования в Старообрядческом Духовном Училище абсолютно справедлива. Однако не стоит забывать, что существуют, как объективные, так и субъективные причины объясняющие подобное состояние дел в сфере образования в РСПЦ. И, если на объективные причины, связанные с недостаточным финансированием МСДУ влиять достаточно сложно, но теоретически ещё возможно, то на субъективные причины связанные с отсутствием понимания со стороны иерархов РСПЦ современных требований к уровню образования со стороны Министерства Образования РФ, и, в частности, роли информационных и Интернет технологий в образовательном процессе, сегодня повлиять практически не представляется возможным. С одной стороны, это связано с отсутствием у иерархов и рядовых священнослужителей РСПЦ знаний о современных информационных и Интернет технологий, а с другой стороны не желанием что- либо менять в сложившейся практике существующих в РСПЦ подходов и методов в образовании. В своё время я предлагал руководству МСДУ реальную помощь по внедрению в преподавание дистанционных методов обучения. Причём на абсолютно бесплатной основе. Но, до сих пор не получил хоть какого-либо ответа со стороны руководства МСДУ на моё предложение. Так, что ссылка со стороны руководителя МСДУ на невозможность привлечения преподавателей из-за финансовых трудностей, мягко говоря, не совсем соответствует истинному положению дел. Принципиально считаю, что в современной Старообрядческой Церкви найдётся достаточное количество, как преподавателей, так и других необходимых специалистов готовых помочь своей Церкви в вопросе повышения уровня образования, не взирая на материальную оценку их труда. Достаточно только серьёзно отнестись к этой проблеме и предложение помощи со стороны членов РСПЦ намного превысит потребность.

  2. Владимир Саяпин

    С чего Вы, Евгений, взяли, что Церковь – камень?

  3. Несомненно есть процесс, но не воспроизводит даже программу обучения. Вот иконоведение? Что это, теория или практика? А где иконописание??? Понимаю. что исписались и гуслцкие иконописцы перевелись…Могу помочь восстановить приемственность, но над работать . а не ревламировать и тогда появятся работяги и трудяги, а не кандидаты каких о там наук….

  4. Евгений

    С подобным набором изучаемых предметов училище не может претендовать на среднее учебное заведение отвечающее современным образовательным стандартам. В лучшем случае, училище может соответствовать специальным курсам “по интересам”, и то с натяжкой, учитывая уровень преподавательского состава.

    Ссылка на отсутствие поддержки со стороны митрополии и денег говорит только о том, что Вам не удалось убедить и доказать необходимость изменения отношения к училищу и качеству образования в нем. Возможно это связанно с непониманием (в силу отсутствия кругозора и образованности) актуальности проблем училища у тех, от кого это зависит. А, возможно, что Вы выбрали не совсем адекватную форму и линию поведения, учитывая ту обиду и жалобы на вышестоящих, которые легко читаются между строк в Ваших ответах.

    Что же касается отсутствия сторонних преподавателей, то эта проблема не стоит и выеденного яйца. Современные информационные и Интернет технологии способны решить эту проблему на раз-два.

    Если есть серьезное желание обсудить Ваши проблемы и найти адекватное решение – пишите, помогу, как советом, так и делом (могу приехать и преподавать ряд дисциплин, контактный e-mail сообшаю редакции сайта).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *