Главная » Анонсы » Ликбез: Ice Bucket Challenge. Крещение, прорубь, брызги, ересь
Богоявление, купание, прорубь, крест, правила канонов, иордань, РПЦ МП, старообрядцы, обычаи. Традиции, правила, канон, святые отцы, ice bucket challenge

Ликбез: Ice Bucket Challenge. Крещение, прорубь, брызги, ересь

4.6 (91.25%) 16 votes

С наступающим Богоявлением, или Крещением Господним! В канун высокоторжественного праздника приведем коротко “правила обращения с холодной водой”: для информации думающим и ищущим читателям.

К (не)счастью желание наших соотечественников совершать подвиги по расписанию приобретают все новые формы, поэтому очередную годовщину публикации данной статьи мы открываем новой импровизацией.

Действующий мэр Ярославля Владимир Слепцов, он же вице-президент и член исполкома Всероссийской федерации самбо, на днях обратился к своим подчиненным с недвусмысленной просьбой лично “поддержать” участие в купелях.

Что ж, дай Бог всем здоровья и разума, а купелям – подогрев…

Храбрости безумцев оды мы слагаем…

В 2015 году в данной статье мы провели аналогию крещенского купания с модным вирусоподобным веянием поливать себя из бака водой со льдом. В прошлом году, судя по статистике поисковых систем, глупость себя изжила, однако ее отголоски встречаются среди свежих публикаций. Пусть останется в назидание потомкам и на память: речь не о ней…

Богоявление, купание, прорубь, крест, правила канонов, иордань, РПЦ МП, старообрядцы, обычаи. Традиции, правила, канон, святые отцы, ice bucket challenge
Поиск-2016: эхо глупости гуляет по планете.

Глупость напоказ

Россия давно опередила всемирное сумасшествие под названием «Вылей на голову ведро воды со льдом» (англ. Ice Bucket Challenge, или по-русски «испытание ведром ледяной воды») — кампания, якобы направленная на повышение осведомлённости о боковом амиотрофическом склерозе, а главное – благотворительное финансирование фондов по исследованию этой болезни.

В Казань зовут Путина. Им надо ВРАЧА, президент "Мечелу" уже один раз пообещал прислать - помогло.
В Казань зовут Путина. Им надо ВРАЧА: президент “Мечелу” уже один раз пообещал прислать – помогло.

Среди молодёжи с подачи иностранных СМИ и жаждущих дешёвой славы подростков это безумство набрало большую популярность. Однако и в нашей «благочестивой» традиции зимнего купания в проруби не всё гладко. Подробнее расскажем ниже, будьте бдительны и запланируйте перечитать апостольские правила: в них соль Православия, а не в сухариках и земличке с могилок старчиков и старушек.

Ну и про правильное Крещение, к слову, кое-что “всплыло”: погружаемся…

Богоявление, купание, прорубь, крест, правила канонов, иордань, РПЦ МП, старообрядцы, обычаи. Традиции, правила, канон, святые отцы, ice bucket challenge
“Написано также: “не искушай Господа Бога твоего” (Мф. 4:7)

Часть 1

О купании в иорданях и т.п.

Верую во единую святую Соборную и апостольскую Церковь…

Среди старообрядцев не практикуется купание в прорубях на Крещение. Массовое распространение этот обычай, видимо, получил уже после раскола, если не в постсоветское время. Ну а те формы, которые данный обычай нередко принимает в наши дни, уже часто и вовсе нельзя назвать благочестивыми…

Богоявление, купание, прорубь, крест, правила канонов, иордань, РПЦ МП, старообрядцы, обычаи. Традиции, правила, канон, святые отцы, ice bucket challenge
Собака, согласно Православному преданию, оскверняет Святыню; есть чин освящения храма, если она туда вбежит…

Отдельно остановимся на одной детали богоявленского купания. Нередко на фотографиях приходится видеть иордани, выполненные в виде креста. Такая форма купели является прямым нарушением апостольских правил:

73-е Правило Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора)

Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема всякая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскарбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение креста повелеваем ОТЛУЧАТЬ.

Зонара. Когда Господь наш и Бог и Спаситель Христос был распят на кресте, тогда мы были спасены и освобождены от древнего рабства греху. Итак, священные отцы говорят, что сему виновнику нашей победы должно воздавать честь и мыслию и словом и чувством. Мыслию мы воздаем сию честь, когда, помышляя в себе и рассуждая сколько благ мы получили чрез Него, изумляемся благодеянию Божию к нам; словом, когда говоря о сем с другими, воздаем благодарение Спасшему нас; а чувством, когда взирая на Него, воздаем Ему честь и лобызаем. А как некоторые, быть может желая воздать кресту большую честь, повсюду изображали оный, между прочим и на земле; то настоящее правило запрещает это и повелевает не изображать креста на земле и, попирая оный, не бесчестить тем знамения нашей победы; а на дерзнувших сделать это налагает отлучение.

Аристен. Крест, изображенный на земле, уничтожается.
Должно нам прилагать всякое тщание, чтобы воздавать подобающую честь животворящему кресту, которым мы спасены от древнего падения. И если кем-нибудь изображение креста сделано на земле, его должно стереть, дабы попиранием ногами не было оскорбляемо знамение нашея победы.

Именно этот необычный снимок породил ошибочные ассоциации, о чём говорится в комментариях к статье
Именнно этото необычный снимок породил ошибочные ассоциации, о чём говорится в комментариях к статье

Вальсамон. Некоторые на полах церквей, или и других мест делали крестные знамения из камня, или из других веществ. Итак, правило, запрещая это, говорит, что чрез животворящий крест совершено спасение людей, и должно нам воздавать ему соответствующую честь и поклонение мыслию, и словом и чувством, то есть, мыслию посредством безмолвной благодарности, словом – посредством исповедания пред всеми соделанного для нас блага, и чувством, когда, видя оный пред собою, лобызаем. Посему определило уничтожать изображения креста, находящиеся где бы то ни было на земле, дабы не было попираемо ходящими знамение победы нашей над Диаволом.

Дерзнувших сделать изображение креста на земле подвергать отлучению. И 5-я глава 1-го титула 1-й книги (Василик) говорит: ни монах, ни другой кто в публичном месте, или в таком, где бывает зрелище, пусть не поставляет креста, или мощей святых. И 6-я глава: на полу, или на жерновном камне, или на половом мраморе никто не должен вырезывать, или писать крест. Но если написан, должно уничтожить оный, подвергнув нарушителя тягчайшему наказанию. И 48-я глава 1-го титула 3-й книги Василик говорит между прочим: честных крестов, с которыми выходят на общественные моления, нигде не полагать, кроме благопристойных мест.

При таких определениях сего правила и законов никто не дерзает делать крест на земле из какого-нибудь вещества. Но святые иконы и кресты на общественных дорогах поставляются желающими. И мы, по чистой вере в Бога и во святых Его, покланяемся сим святыням, и лобызаем их, где бы оне ни были поставлены. А в законах написано сказанное, как кажется, по причине злобы неверных и беспутно живущих. Думаю, что отлучению подвергаются те, которые делают честный крест на земле по простоте и из благочестия, потому что делающие что-либо такое с злым умыслом, чтобы спасительному изображению креста нанести оскорбление, должны быть наказаны, как нечестивые.

Богоявление, купание, прорубь, крест, правила канонов, иордань, РПЦ МП, старообрядцы, обычаи. Традиции, правила, канон, святые отцы, ice bucket challenge
Аэродром или ёлка?

Славянская кормчая. Иже на земли крест написан, да загладится.
Толкование. Всяко потщание подобает нам имети, еже достойную честь отдавати животворящему кресту, им же ветхого преступления спасени быхом. И аще на земли образ креста от некоего написан будет, или сложен, да потрен будет, или развержен, да не от человек неведящих, или от животин попран будет, и поругано будет победное наше оружие.

Прямой запрет делать иордани в виде Креста:

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА 1274 ГОДА

О кресте, иже на земли и на леду пишют. Никтоже да не пишет на земли креста и на леду, егда воду крестят, да не оукаряемо боудет победное оружье наше. По крещении бо попирают ногами человеци, кони и весь скот и псы, потом и порты мыют и польют и сквернами. Не тем бо крестом освящаеться вода, доспеным на леду, нъ держимым священьничьскими руками.

И неции глаголют, яко освятил есмь крест трижды и четырежды. И крестов много связавшее, вода крестити, и до осми дней в перенос носити, и потом разрешати кресты, – что сего несмысльства горее? Чьтуще и не разоумеем: да мы сотонины съблазны и многыми грехы связани, ищем крестом резрешитися. Крест бо освятился есть кровью Христовою и освящает вся – люди и водоу, а креста – никтоже: тъ како мы крест освящаем, вяжем и раздрешаем? Отселе не буди тако; аще ли, то проклинати повелеваем. ”

Источник: ancient-orthodoxy.narod.ru

…Но избави мя от лукаваго

Как заявил агентству РИА “Новости” официальный представитель Московского Патриархата, Русская православная церковь не только приветствует традицию купания верующих в этот праздник, но и возглавляет.

Богоявление, купание, прорубь, крест, правила канонов, иордань, РПЦ МП, старообрядцы, обычаи. Традиции, правила, канон, святые отцы, ice bucket challenge

По словам представителя РПЦ, купание в крещенской воде – это для верующих “приобщение к особой благодати, которую Господь ниспосылает в этот день на воды”. “Это и жертва, потому что не так просто пожертвовать своим комфортом и погрузиться в ледяную воду”, – отметил он. При этом он предостерег от придания какого-либо магического характера крещенскому купанию и подчеркнул, что “это не каноническое установление Церкви, а только традиция”.

Богоявление, купание, прорубь, крест, правила канонов, иордань, РПЦ МП, старообрядцы, обычаи. Традиции, правила, канон, святые отцы, ice bucket challenge
Журналисты уже пишут традиции на “экспорт”

kuraevИзвестный российский новообрядческий миссионер диакон Андрей Кураев заявил, что крещенские купания не являются обязательными для православных верующих. По его словам, “не существует церковного правила, которое бы обязывало людей в крещенский день залезать в прорубь. Это традиция церковно-народная, но не собственно церковная”.

Он призвал верующих “не проявлять никакой самодеятельности во время купания в проруби, быть крайне осторожными и делать это с верой в Бога”. “Верующему все возможно, поэтому есть люди, которые получат пользу от купания в такой мороз, особенно если они это делают с верой”, – сказал Андрей Кураев.

Богоявление, купание, прорубь, крест, правила канонов, иордань, РПЦ МП, старообрядцы, обычаи. Традиции, правила, канон, святые отцы, ice bucket challenge
Конечно же, только с верой такое возможно…

Дьякону Андрею на заметку:

Зонара. Шестый собор был в сем царствующем граде в царствование Константина Погоната, внука Ираклиева, когда сто семьдесят святых отцев собрались против Феодора, бывшего епископом в Фаране, Гонория римского, Кира александрийского, Сергия, Пирра, Павла и Петра, бывших представителями константинопольской церкви, Макария Антиохийского и Стефана ученика его, и младенчески-мыслившего старца Полихрония, которые дерзнули учить, что Господь наш Исус Христос по воплощении имеет одно хотение и одно действие. Сей святый собор отсек их вместе с единомысленными им от церкви и предал анафеме, постановив и утвердив, что Господь наш Исус Христос по воплощении имеет два естественныя хотения и подобно два действия, не в разделении лиц, но потому, что ни одно естество из двух естеств во Христе не было без хотения, или без действия; дабы с уничтожением сих свойств того и другого естества, то есть действия и хотения, не показалось, что уничтожаются и естества, которых они суть свойства.

Часть 2

Дурите, но МОЛЧА!

Есть и еще одно «НО»: многие священники, окуная в прорубь страждущих, то ли по незнанию, то ли по привычке произносят: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», либо сами верующие говорят это между ныряниями. Произнося возглас, используемый при св. крещении, мы пародируем его, а священник – просто богохульствует! Посмотрим, что про такую «самодеятельность» говорят Святые Отцы:

Правило 47 святых Апостолов

Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников. (См также: Ап. 46, 49, 50; I Всел. 8, 19; II Всел. 7; Трул. 84, 95; Лаод. 32; Карф. 48, 72; Василия Вел. 1, 47, 91).

В качестве пояснения мы приведём слова  признанного новообрядческого богослова Епископа Никодима (Милоша), использующего правила и толкования Святых отцов для пояснения приведённого выше 47-го правила.

К великому сожалению, ниже он сам начинает исповедовать еретические взгляды, пытаясь скрыть, какое же Крещение является истинным. Хотя каждому должно быть известно, что побрызгивание и подмачивание можно в той же степени считать Крещением, как и поливание себя из ведра с водой и льдом, мы проиллюстрируем текст картинками современного новообрядческого “крещения” из нашей замечательной статьи “Какое Крещение является истинным и Правильным?” . Имеющий глаза да видет…

Крещение обливательное,как крестить, РПЦ МП

еп.Никодим Милош
еп.Никодим Милош

Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в церковь и сделаться истинным ее членом [1]. Оно должно быть совершено по учению церкви (Ап. пр. 49, 50) [2], и только такое крещение называется по этому правилу истинным (κατά άλήθειαν).

Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершенное крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом [3].

От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению церкви, и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила “от нечестивых оскверненного” (τόν μεμολυσμένον παρά τών άσεβών). Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания Апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м Ап. правилах.

Новообрядческий епископ правила не приводит (и мы даже догадываемся, почему), а мы дополним:

49. Если кто, епископ, или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца
и Сына и Святого Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех
утешителей: да будет извержен.

50. Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого
тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен.
Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестмте, но: шедше научите все народы, крестя
их во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Такое ложное крещение считалось недействительным, т.е. получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение, и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным. Главным основанием этого, по правилу, является то, что духовное лицо, повторившее правильно совершенное крещение или же признавшее правильным ложное крещение, поглумилось над крестом и смертью Господа, потому что, по словам ап. Павла, все крестившиеся во Христа Исуса, в смерть Его крестились (Рим. 6:3), и что сам крест, по словам Иоанна Златоустого, называется крещением, которым и Он крестился (Мф. 20:23), и что и Он будет креститься крещением, о котором ученики Его не знают (Лк. 12:50) [4].

Крестины, Патриарх Кирилл, обливание, Гундяев, католичество, обливанцы, правила, каноны, нарушение, католики, грех, литынство, латинство, обливательное крещение
“Само же Крещение надлежит совершать в соответствии с правилами и традицией нашей Церкви, то есть через полное погружение. Недопустимо совершение его в малом количестве воды.”
Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси – http://ustav.livejournal.com/1148873.html

 

еп.Никодим МилошПоводом к изданию этого правила послужили на первом месте существовавшие во времена Апостолов ереси (николаитов, симониан, Менандра, Керинфа и Евиона) [5], искажавшие основные догматы о Св. Троице, о Лицах Божества, и особенно о воплощении Сына Божия и об искуплении. У таких еретиков, конечно, не могло быть ни истинного крещения, как таинства, возрождающего человека в новую жизнь и просвещающего его божественной благодатью, хотя бы относительно формы таинство это было совершено правильно, потому что самые понятия их о Боге и об истинной вере Христовой были совершенно ложны.

Другим поводом к изданию этого правила послужили также и споры, возникавшие в первые времена церкви относительно крещения еретиков. По мнению одних, никоим образом нельзя было признавать крещения, совершенного у еретиков, и, следовательно, необходимо было снова крестить каждого без различия, переходившего из ереси в православную церковь. По мнению других, снова крестить необходимо было только переходящих из той ереси, в которой искажено было крещение; если же крещение известных еретиков не было повреждено, но по своей сущности соответствовало православному крещению и, следовательно, могло считаться церковью по существу правильным, то переходивших из таковых ересей (где сущность крещения не была повреждена) не было надобности вторично крестить.

Да пребудет с тобой Чайник!
Да пребудет с тобой Чайник!

Первого мнения держались епископы африканской церкви и некоторые восточной; другое мнение защищалось западными епископами и вместе с ними большинством остальных епископов [6]. Это последнее мнение принято и настоящим Ап. правилом и ясно выражено в нем, как общая церковная норма, а именно: крещение по своему существу, как тайна благодати, не может вообще повторяться и, следовательно, если оно правильно совершено и по своей сущности и по внешней форме, другими словами, если оно совершено сообразно его евангельскому установлению, то оно не повторяется даже и над теми, которые переходят в церковь из какой-либо ереси.

Особенно это должно относиться к лицам, крещенным первоначально в православной церкви и затем перешедшим в какую-либо ересь. Если же крещение совершено противно его евангельскому установлению и людьми нечестивыми (άσεβών), как говорит это Ап. правило, т.е. таким еретическим священником, который извращенно исповедует основные догматы христианской веры, вследствие чего совершенное им крещение не есть истинное (ού χατά άλήθειαν) и считается недействительным, то данное лицо необходимо крестить снова, как бы еще не крещенное.

Парикмахерская - за углом
Парикмахерская – за углом

Правила определяют точным образом, какое крещение, совершенное не в православной церкви и не православным священником, должно считаться недействительным и должно быть повторено. Предписания этих правил должны строго соблюдаться и малейшее отступление от них должно подлежать каноническому наказанию. Предписания этих правил имеют значение исключительно при обсуждении действительности крещения, совершенного вне православной церкви.

Среди теперешних неправославных вероисповеданий, с которыми нам приходится сталкиваться, главнейшим является римско-католическое. Ни одно из соборных правил с общеобязательным значением не провозгласило недействительность крещения, совершенного по предписаниям этого вероисповедания, вследствие чего переходящие из этого вероисповедания в православную церковь принимаются по известному чину, точно прописанному в требнике, но крещение их признается и, следовательно, таковых не крестят снова.

Да, да, католики с протестантами такие оригиналы...
Да, да, католики с протестантами такие оригиналы…

Вследствие исключительных условий, наступивших в отношениях греческой и латинской церквей, издано было на Константинопольском Соборе 1756 г. предписание крестить снова каждого римо-католика, желающего перейти в православную церковь [7].

Подобно этому, было издано и в России на одном из московских соборов еще в 1620 г. такое же предписание и также в силу тех же условий, что и в греческой церкви [8].

Но эти предписания, расходясь с общей многовековой практикой восточной церкви и считаясь только исключительной мерой строгости, неизбежно вызванной неблагоприятными обстоятельствами времени, не имеют и не могут иметь общего значения [9].

Крестины памперса
Крестины памперса, или сколько впитывает Libero

В данном Ап. правиле важно то, что, помимо вышеприведенного основания к извержению епископа или пресвитера, повторившего правильно совершенное крещение или признавшего правильным ложное крещение, таковым основанием считается и то, что эти духовные лица не делают разницы между настоящими и ложными священниками (ψευδιερέων).

В некоторых случаях даже хорошо, что не всё тело "крестят"
В некоторых случаях даже хорошо, что не всё тело “крестят”

Чтобы судить о том, должно ли священство того или другого иноверного общества считаться законным и, следовательно, признаваться или не признаваться со стороны православной церкви, необходимо убедиться главным образом в том, отступает ли известное иноверное общество от православной церкви только в некоторых отдельных пунктах веры и в некоторых своих отдельных обрядах, или оно погрешает в основных истинах церкви и имеет искаженное учение, как в отношении вопросов веры, так и в отношении церковной дисциплины; в последнем случае священство такого общества не может признаваться православною церковью.

Далее, нужно принять во внимание, смотрит ли данное религиозное общество на священство, как на божественное установление и на иерархическую власть, как на власть, проистекающую из божественного права, или же оно смотрит на священство, как на служение, получаемое подобно всякой другой мирской службе без участия божественной благодати и нужной только для того, чтобы сохранить известный порядок при исполнении каких-либо религиозных обязанностей. В последнем случае нет истинного священства, потому оно и не может признаваться церковью.

Да, трудно такое священство воспринять всерьёз
Да, трудно такое священство воспринять всерьёз

Наконец, так как основу законного священства составляет непрерывное преемство иерархической власти от Апостолов и до настоящего времени, то при суждении об иноверном священстве необходимо обращать особенное внимание на то, сохранено ли в данном религиозном обществе это апостольское преемство или нет. Священство религиозных обществ, сохранивших это непрерывное преемство, считается, несмотря на существующие в них различные мнения, канонически правильным, если только в остальном они не затрагивают самых основ христианской веры, и сущности и силы таинств; если же это апостольское преемство прервано в том или ином религиозном обществе, которое, отделившись от церковного общения, имеет свою особую иерархию, независимо от апостольского преемства, то священство подобного общества не может быть признано канонически правильным (Ап. прав. 67; I Всел. 8, 19; Лаод. 8, 32; Карф. 68; Василия Вел. 1; и др.) [10].

Порой и африканцам можно позавидовать: они ссылки на Правила не прячут, а главное - им следуют...
Порой и африканцам можно позавидовать: они ссылки на Правила не прячут, а главное – им следуют…

Источники:

еп.Никодим Милош1. “Православное исповедание Кафолической и Апостольской церкви восточной,” ч. I, отв. 103. ^
2. “Πρав. испов.,” ч. I, отв. 102. ^
3. “Πρав. испов.,” ч. I, отв. 102. ^
4. Толкование Зонары этого правила (Аф. Синт., II, 62). ^
5. Николаиты допускали употребление идольских жертв и имели искаженное понятие о Боге и творении. Симониане — последователи Симона волхва — учили, что ангелы сотворили мир, что Симон явился на Синайской горе в образе Отца, во время Тиберия явился в образе Сына и сошел на Апостолов в образе Св. Духа. Менандриане учили, что Менандр, основатель секты, — спаситель, посланный высшею, неведомою силою, и что всякий, крестившийся во имя его (Менандра), становится бессмертным. Керинфяне учили, что мир сотворен без ведома Бога, и что от Иосифа и Марии родился Исус; Христос же сошел на Исуса после крещения в виде голубя, который после страданий Исуса отлетел обратно. Εвиониτы считали Исуса Христа простым человеком, отрицали учение ап. Павла и считали весь закон Моисея необходимым для каждого христианина. Walch, Historie der Ketzereien (Leipzig, 1762.) Ι, 110 и сл., 158 и сл., 167 и сл., 185 и сл., 247 и сл. ^
6. Hefele, “Conciliengeschichte” (под заглавием: Ketzertaufstreit), I, 104 и сл. ^
7. Αф. Синт., V, 614-615. ^
8. Ρichler, “Geschichte der kirchl. Trennung” (Munchen, 1865), II, 107. ^
9. Cp. A. Серафимов, “Ο принятии неправославных христиан в православную церковь” (см. “Труды киевской дух. Академии,” 1864, №№ 7 и 8) (отдельно: Сергий, еп. Вятский, “Ο правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в православную церковь.” Вятка, 1894). ^
10. Ср. архим. Иоанна толкование 47-го Ап. правила в упом. соч., 1,195

Вместо заключения

Не искушай Господа своего!

Наконец, такое купание – это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием.

Богоявление, купание, прорубь, крест, правила канонов, иордань, РПЦ МП, старообрядцы, обычаи. Традиции, правила, канон, святые отцы, ice bucket challenge
Бережёного Бог бережёт…

Христос отвечает искушающему диаволу: “Написано также: “не искушай Господа Бога твоего” (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.)

Богоявление, купание, прорубь, крест, правила канонов, иордань, РПЦ МП, старообрядцы, обычаи. Традиции, правила, канон, святые отцы, ice bucket challenge

Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды “не даст случиться ничему плохому”. Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! А вот что повествует Евангелие:

“…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..” (Мк. 8:11-12); “Но Он сказал им в ответ: “Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…” (Мф. 12:39; 16:4).”


http:// www.youtube.com/watch?v=w_ucFIzIDDU

Материал по теме:

Богоявление. Великая крещенская вода. Рогожское. Фото

Old Believers

Обычай освящения Великой воды (Агиасмы)

Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение

Дополнительная информация:

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёрыИнтервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru

Twitter: https://twitter.com/staroveru

Читайте также

богослов

Святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова

4.9 (98.33%) 12 votes 21 мая (8 мая по ст стилю) Церковь чтит память Святаго славнаго и ...

48 комментариев

  1. Владимир Саяпин

    Читал, читал, пока не устал :). Что-то в иную от старообрядчества сторону увела автора его старообрядческая мысль :)

    • Олег Хохлов

      да тут, братец, куда ни копни – сенсация. Всякий раз не знаешь, что еще всплывёт, если за хвост потянешь историю: непременно вылезают и рога…

      • Владимир Саяпин

        Какая надобность вводить старообрядческую мысль в не её среду? :)

  2. Владимир Саяпин

    Если уж автор так богато иллюстрировал свою статью фотографиями из не старообрядческой среды, позволю себе дать ссылку на слово заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессора Московской духовной академии и семинарии протоиерея Максима Козлова по поводу крещенских купаний “Крещенские купания не имеют отношения к церковному уставу” http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/17/protoierej_maksim_kozlov_krewenskie_kupaniya_ne_imeyut_otnosheniya_k_cerkovnomu_ustavu/

  3. Георгий.

    Странно читать на православном старообрядческом сайте, что Кураев православный, он закостенелый еретик и служитель еретического культа, это крайне важно и необходимо исправить! Картинка с прорубью в виде креста, а поверх семь свечей и надпись “Ханука?” Замечу, что семисвечник это православный символ и предмет. Имеется во всех алтарях, во всех храмах. А у ханукии, что используют жидовины не 7, а 9 светильников. Хотя семисвечник иудеи тоже используют, ханукию с девятью свечами используют только они.

    • Олег Хохлов

      Георгий, с Праздником!
      Во-первых, “служитель еретического культа” – это оборот примерно из протоколов следователей НКВД 30-х годов. Я категорически не приветствую подобных формулировок по отношению ни к одному из вероисповеданий. Просьба, если имеются претензии к кому-либо, сформулировать их в виде заметки и предоставить в редакцию. Например, в данной статье разобрано лукавство формулировок одного из новообрядческих богословов. Выводы пусть каждый делает сам.

      Начсёт семисвечника: сообщи, когда правилами предписывается выносить семисвечник из алтаря?!
      Ханукальный семисвечник на улице я лично наблюдал около месяца назад, проезжая мимо центра толерантности в Марьиной Роще, бывал он и на Красной площади…

      А вот уличных православных семисвечников я что-то не припомню, и кроме как глумлением над христианством такой “семисчечник” на попранном Кресте у меня не вызывает никаких ассоциаций…

      • Георгий.

        Семисвечник не запрещено выносить из алтаря и использовать православным. Его вообще не запрещено использовать, Запретов на семисвечник нет. Замечу, что жидовины используют многое из нашей веры, они изменив её себе присвоили.
        Про еретиков, поясни ты что не считаешь никониан еретиками? Поясни, их попы не закостеневшие в ереси? ,Что батюшка Аввакум был не прав обличая коби никонианские еретические? Это не обороты из НКВД, а позиция православного человека! Ты на какие соборные уложения, учения кого из отцев святых пологаешься, когда не приветствуешь подобные формулировки? Думай как хочешь, Бог тебе судья, но никонцы еретики, хулители и гонители православия. Это крайне важный вопрос, думаю, что необходимо обратиться к твоему духовному отцу.

        • Сергей Кольцов

          Георгий, полностью согласен! Предлагаю внести на следующий Собор вопрос о создании старообрядческой полиции нравов. С целью отслеживать нечестивцев и докладывать об их грехах куда надо, может даже выносить рекомендации их духовным отцам о назначении епитимьи. Первым пунктом будет конечно: “Аще кто не считает, что крещенные у никонцев являются хулителями и гонителями православия, да будет…”

          • Георгий.

            Просто сайт молодёжного отдела РПсЦ должен строиться на учении церкви, а не на домыслах авторов. Наша церковь относится к никонианам как еретикам и принимает из РПЦ через отречение от ереси определенным чином, а обливанцев крестят. Если бы это был сайт лично кого то из христиан, то я пожалел бы о нем, конечно же поправив. Но тут с церковного сайта подобные странные заявления, это уж совсем страшно. Соборы РПсЦ осуждали экуменизм, а тут …. нет слов просто. Зачем кривить душой ересь есть ересь, пусть приходят каются и будут нам братьями, двери открыты, их ждут, всех ждут, и нет другого пути!

          • Олег Хохлов

            Георгий, в статьях мы хотим рассказывать что-то содержательное для читателей, которые сами в состоянии делать выводы после прочтения.

            Менее всего хотелось бы тут, как вшивый, твердить только о бане. В статье речь не о дьяконе Кураеве, но если уж ты так соблазняешься, пусть он будет “новообрядческим” дьяконом.

        • Олег Хохлов

          Семисвечник не запрещено выносить из алтаря и использовать православным. Его вообще не запрещено использовать, Запретов на семисвечник нет.

          Ну, тогда подскажи, в каком из обрядов/таинств за пределами алтаря его предписано “использовать”? Это же не вешалка всё-таки, чтоб так писать. Я правда не знаю, может просветишь?

          • Георгий.

            Предметы находящиеся в храме используют не только для таинств. Вообще семисвечник, используется для возжигания свещей или лампад, как и другие подсвечники. Семисвечник имеет очень обширную символику: Христиане с древних времён ориентировались на библейское описание алтаря и стали ставить на престол семисвечник.
            Однако не только это послужило основанием его использования. В частности, первый христиане ориентировались на видения святого Иоанна Богослова, изложенные в его Откровения .И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Так, в Апокалипсисе фигурирует число семь при указании на семь ангельских труб, семь печатей таинственной книги, семь чашей Божия и семь громов.
            Еще одно основание – символ Духа Божия, который дарит семь даров Премудрости, проистекающих из одного источника (один ствол и ветви). Основное же символическое значение его – семисвечник понимается и как символ семи церковных Таинств.
            Однако этим символика его не исчерпывается. Православный семисвечник связывают с семи Вселенскими Соборами, семи периодами земной истории человечества, непосредственно с числом семь и с символикой Древа Жизни, которое росло в центре Рая.
            Семисвечник в новозаветных храмах означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23).
            Как видим, значение этого священного предмета очень глубокое, символически насыщенное и далеко ушло от изначального, представленного в Ветхом Завете, которое является основным для иудейства. Семисвечник в христианстве связан непосредственно с пришествием в мир Христа.
            Не путай семисвечник с ханукиёй у ханукии девять светильников. Ханукия в православии и у других христиан не используется, а лишь только у иудеев http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=575.xf53fV0Af4sYPOw_n6vueM4cqlluUoqp36N9c0y-qnaobg-GKXxSPXW_sgZUqUFoK30afysPXa0vn6ZyK732HA.427135e0b57e6a5e1f6fe65bed0760dcb146e1e4&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW9Iuwyq9ogZlKxg-he021XS28H-bdeP5RxoT_MK1cKTO8RBJENazqV6is9M-9KLfOkMkgckVX2mXiGqnvN1l1IorDk4UXCTXTiUdsahR6RTF_s27_cEBMwz58WJj__9u4RviF034sX0_ZE8M86IQnr2NIURAWIMMmzEZwE_KxQwRA-Bpe9IdscobsghUhcCHS7F5IrQ_JRh3ZjvN7IwvNFgbHquOnn1UoANYwKQyTAc9AqyMZDUFttZaI3xPTUB7ff&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxamY0RW9sWEdHVWNobXdBbjVNWWlaNE5YZWpOYld0YWRoNWJndTUzSjE1VnMtendDVVYtV29scTQ3RlhuOUJtbTBUTkxpenVKaFBQR1dSLWt3TGdfWkdWUUxoUnhHNGNIZkFlSHhoWGZzMlhoU2hxRndrVk0wUzJwWGk4ZHJ2MG5YVHhfb3BlMm10WWh0em44S1UwX2w1QzVFbW1Jdno1UXEyaWg2Sm5VZlptOGJ1MGJYdVFFNmM&b64e=2&sign=eca62483c2a383325b05223a76242364&keyno=0&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlpAgqs5Jg3qugxMaS29Lcl79lqyDwE9MLrjNjIYfdSsSBT861LpYhf3EAvWPdRTFJqku_8dNXP_45GUPP4NnJds&l10n=ru&ref=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fyandsearch%3Ftext%3D%25D1%2585%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25B8%25D1%258F%26lr%3D213&cts=1421785036345&mc=3.1403611636984845 Хотя внешне эти предметы крайне похожи но имеют совершенно разное значение!

          • Олег Хохлов

            Георгий, про ханукию – правда твоя: она действительно всегда о 9 свечах. И, стало быть, логотип Сбербанка с ней еще можно ассоциировать, а вот у Роснефти, как ни крути, выходит символика православная – зря злословят недоброжелатели : )))

            Тем не менее, ты так и не привёл подтверждения того, что семисвечник можно выносить из алтаря или стилизовать под него подобные “инсталляции” на воде. Спорную картинку мы заменили. Прости, Христа ради!

          • Георгий.

            Бог простит! И меня прости Христа ради! Кстати в Верее ты видать давненько не был, а там в храме (не только в алтаре, но и в помещении для молящихся) стоит маленький семисвечник. Бог даст сфотографирую. Ну что не запрещено, то обычно разрешено, соборного запрета, мнений святых порицающих возжигание свещей и лампад нет. Не видал я трудов про количество свечкй в подсвечнике итд. Про новообрядцев отнюдь не соблазняюсь, а о благочестии ревную. Не к чему эти заигрывания, лучше правда как есть. РПЦ на архиерейском соборе в том году приняла такие решения, что им католики ближе нас, священство наше они за священство не считают… Ну сам посуди как их православными называть. Константинопольский патриарх с папой римским молился и служил, а РПЦ с константинопольской патриархией в молитвенном общении, и они считают это нормальным, там экуменизм процветает. И это не ради гордыни некой и бахвальства, а для зла обличения, дабы люди знали где правда, где по Божески, а где политика и ложь, экуменизм итд. Пусть идут ко Христу и спасаются, братьями нам становятся, отвергают лжеучителей.

      • Георгий.

        Аще кто не знаменается двема пертами проклят есть! Уложение Стоглавого собора.

  4. БорисЬ

    Как же просто мне в ересь попасть, а! *
    Не подумав, – ВСЁ сделать – КАК ВСЕ!!!… *
    В прорубь кинулся, а попал-то в расставлену СЕТЬ!!! *
    И три раза всего окунулся – *
    С головою с молитвой купнулся *
    – оказалось – САМ СЕБЯ ОКРЕСТИЛ!!! *

    А ведь как преподносят – забава *
    А ещё ведь и Крест на воде *
    Креативно себя испытай, *
    Кто не знает, не думат – совсем пропадай…

  5. Владимир Саяпин

    Побывал в праздник Богоявления на источнике Гремячий, где по молитвам прп. Сергия забили из земли святые ключи. Народу! Кажется, вся Москва здесь! :) Люди набирают воду, окунаются в купели. Кто как может, но чаще всего с молитвой на образ, осеняя себя крестным знамением. Слава Богу! “Ревнителям благочестия” с сайта искреннее сочувствие! Как же вам тяжело жить с таким народом вокруг вас ! :)

    • Даниил Андрюшков

      “Благодать прям чувствуется!”
      :)

    • Олег Хохлов

      Прости, брат Владимир, статью готовило 3 человека, несколько однотипных иллюстраций не прошли самоцензуру. Но для комментария, думаю, к твоей реплике, что “Вся Москва здесь”, думаю, сойдёт (если не заклюют : )):

      < ладно, на третий год убрали>

      Нам правда непросто жить после вашего раскола, но святую воду мы стараемся брать там, где не купаются : )

  6. Алексей

    Челябинская митрополия нашла альтернативу.Купания организовали в бассейне с хлорочкой, пока шло освящение, все сидели на трибунах, затем все купались. Такое проводится уже 7 год. Никакой проруби с крестом, никаких переохлаждений! Что интересно еще придумают?

  7. Фотиния

    Сколько желчи, неуместной иронии. Неужели высмеивание и противопоставление себя РПЦ МП – неотъемлемая часть старообрядчества? Купание в проруби – не обязательно, это болтше народной забавы, любой священник это подтвердит. Поэтому, любезные, не нало глумиться. Это не по-христиански! Ни один нововерец не надсмехается над вами! Истинно верующие люди стараются вообще никого не осуждать, они лучше помолятся за грешных. А при осуждении других, человек пытается показать, что он-то не такой, как они, он лучше. Статью было читать неприятно.

    • Олег Хохлов

      Фотиния!
      Как же я Вас понимаю, а представляете, как же было неприятно писать! На троих пришлось разделить труды, иначе никак не давалось.
      Но как и про любую хворь, писать и говорить надо, иначе она придёт и в ваш дом… Или где-то лукавство нашли?!

      Как кто-то метко подметил, сейчас настали такие времена, когда хвалят за ложь и ругают за правду. Конечно, всегда так было, но тепеть даже у сторонних людей нежелание врать вызывает удивление. Вот и Вас смулило что-то… А меня – совсем другое.

      • Владимир Саяпин

        Я поддерживаю Фотинию. Лучше искать и найти бревно у себя, а потом у соседа. Из жизни верующих РПЦ выбраны самые недостойные черты, которые РПЦ пытается изжить. Не надо говорить, что вот , смотрите, Предстоятель как крестит! Патриарх не Церковь. Жаль, что так , но ему виднее в том конкретном случае. А так получается, под вроде бы благовидным предлогом /хворь перейдет в наш дом/ взять и нагадить соседу. Как-то не по – христиански. Не лучше ли следить за собой пристальнее и не перейдет хворь.

        • Сергей Кольцов

          Владимир, всё-таки сайт авторский (а не официальный, как думает Георгий) и я его понимаю как миссионерский минимум на 50%. Поэтому приёмы “разрушения” абсолютно нормальная практика. Созидание процесс долгий, придти в Церковь не дело 5-10 минут. Но прежде чем что-то строить надо разрушить хибару в голове, а вот тут ирония и соответствующие картинки в заметке на 5-10 минут могут заставить человека задуматься о том, что его обязательная религиозная программа на год-искупаться в проруби, набрать воды и посвятить куличи-это далеко не всё православие.
          У тех, у кого всё хорошо в голове и дом стоит крепко, такие статьи ничего не разрушат. А на официальном сайте РПСЦ никаких нападок на РПЦ нет, хоть и про брёвна свои не пишут. Но и РПЦ не пишет про свои бревна, ведь можно же свести на нет эти неведомо откуда взятые обычаи (может там они и уместны) за 2-3 года при Вашей-то вертикали-запретить иереям присутствовать на водоёме и всё. А что уж люди там будут делать без священников не дело церкви.

          • Владимир Саяпин

            Ну ладно, если сайт авторский, пусть автор пишет, что заблагорассудится :). Правда, не лишне помнить, что в написанном и сам отражается :). А вот прервать традицию купаться какой смысл? Что плохого, если человек перекрестившись “Господи помилуй!” окунется в в воду? Кто воцерковлен, он после литургии пойдет к проруби или совсем не пойдет, а кто не воцерковлен, он вряд ли пойдет в храм, если отнять прорубь. В определенной мере, в купании проявляется и сила духа русского человека.

          • Олег Хохлов

            Друзья, я не согласен, что сайт «авторский». Это сайт с редакторской линией, но не блог.
            Вот моё мнение как редактора:

            «Что плохого, если человек перекрестившись “Господи помилуй!” окунется в воду?»

            Говоря широко – ничего плохого нет (при условии, что к этой проруби/источнику ( тут же превратившийся в помывочный бассейн) потом не приходят тысячи людей за водой и прочей благодатью. Вспомните, как в деревнях относились к колодцам: представляете, что было бы, если бы в колодце домашнем кто-то вздумал искупаться, даже «перекрестившись»? Да и жития святых говорят только о целебных источниках и колодцах, открытых у их мощей, а не о прудах и заводях для купания.

            При этом считаю, что желательно не увязывать купание именно с Богоявлением, ибо сам этот факт наводит на недобрые ассоциации. В году 365 дней, что за нужда купаться именно в день, когда в водоёмах вода СВЯТАЯ?

            Ну а теперь о «плохом» в этом действе: Даже более важное, о чём и говорилось в статье.
            В современных условиях люди настолько утратили понимание православной символичности, что любое, даже «благочестивоподобное» массовое действо неминуемо превращается в фарс. Как пример: «окунуться, перекрестившись» – вроде неплохо. А вот если при этом сказать «Во имя Отца, и Сына, и Святого духа» – это уже кощунство! Уж я не говорю, что это совсем не то же самое, что выпить для храбрости и, выругнувшись, нырнуть, да еще с любимой собачкой…
            Про это, кстати, говорили и до нас, о чём надо бы помнить^

            СТОГЛАВ, Вопрос 24 http://starove.ru/izbran/stoglav/

            Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощное лещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощъ ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки бесни, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопотания.

            И о том ответ. По царской заповеди всем святителем коемуждо во своем пределе по всем градом и по селом разослати к попом свои грамоты с поучением и с великим запрещением, чтобы однолично о Иване дни и в навечерии Рождества Христова и крещении Христова мужи и жены и девицы на нощное плещевание и на безчинный говор и на бесовские песни и на плясание и на скакание и на многая богомерзкая дела не сходились, и таковых бы древних бесований еллинских не творили и в конец престали, занеже святыми отцы те все еллинские прелести по священным правилом отречены быша, и православным хрестьяном не подобает таковая творити. Но божественныя праздники и святых почитати и праздновати в славу божию.

            И еще:
            «Кто не воцерковлен, он вряд ли пойдет в храм, если отнять прорубь»: Так же думали католики, начиная лет 20 назад устраивать рок-концерты в своих храмах. Не сработало, Слушать рок комфортнее на концертах или даже в наушниках, а в нашем случае, смотря на купание в проруби глазами невоцерковдённых, – лучше это делать с пивом и сауной неподалёку…

            В розничной торговле распространено понятие перекрёстных продаж: пошёл за хлебом, а купил еще и пиво с жевачкой. Но что-то мне не кажется калька с этого поведения применимой к делам духовным: пошёл искупаться, и в храм зашёл… Или даже – пошёл свечку поставить и … исповедовался. Это совсем разного уровня вопросы, требующие морального созревания и возвышения над собой. Гитарой и прорубью, даже с хлорированной водой и сухариками на выходе, этого не добиться: посмотрите по сторонам! Давайте не будем врать самим себе.

            Простите, Христа ради!

          • Владимир Саяпин

            Ответ Олегу. Хороший комментарий, есть над чем подумать. Сначала замечания. Там, где купаются, воду не набирают. Кто сейчас осмелится пить воду из речек и озер? Уже поэтому не набирают там же.
            Как это в водоемах святая вода? В каждом? Бывает, в водоеме нечистот больше, чем воды. И если вода уже святая в водоеме, зачем водосвятные молебны? Открыл дома кран и в церковь ходить не надо.

            Далее все так, чего только не увидишь на купаниях… И Стоглав, конечно, не пререкаем. Да вот где народ взять под Стоглав? Нет уже того народа…

            А так бывает, зашел свечу поставить и … Бог зашел в сердце, и исповедался. У каждого встреча с Богом по – разному происходит.

          • Олег Хохлов

            Ну и слава Богу, что не набирают. А иордань окропляют святой водой? Ведь наверняка же “освящают” прорубь-то! А это уже тогда и из Москвы-реки воду святой делает…

            Так что лучше в баньку сходить в четверг перед праздником, а его в Церкви отметить и в семейном кругу : )

          • Владимир Саяпин

            Проруби освящают. Меня это смущает. Кто-то мне пояснит, что значит освятить воду в водоеме, в речке, допустим, при крещении людей с погружением? Вода проточная! Почему при осв. для крещения в храме воду сливают в специальное место, в чистое, но любую воду в реке освещают, а куда она потом бежит, все знают… В реку и скот, и собаки и все и всё попадает… Раз уж разговор зашел!

  8. Можно вопрос? Как вяжутся приколы с ютуба со статьёй о Богоявлении в РПЦ? :))

    Расскажу, как в нашем городе проходили все эти “обряды”. Накануне опросила батюшек разных храмов РПЦ города, все ответили – купание в проруби не православная традиция, но для людей, желающих окунуться, устроят прорубь на городском озере, и организуют ёмкости при некоторых храмах.

    Освящения воды совершались в храмах 18 и 19 января. Но освящённую воду не раздавали. Выглядело это так – у храма наливали обычную воду, с ней люди заходили в храм на службу, после службы батюшка всем желающим окроплял их сосуды с водой освящённой водой.

    Судя по фото со старообрядческих служб, старообрядцам наливают в их сосуды освящённую воду, так сказать, не разбавленную, если можно так выразиться :) Хотелось бы узнать точно от старообрядцев.

    • Олег Хохлов

      Мария, благодарю за сводку «с полей»
      Впервые слышу, что воду можно освящать через бутылку… (это не в осуждение, просто даже на Пасху мы пакетики с куличей непременно снимаем перед окроплением, а скорлупу, например, от освященных яиц запрещено выбрасывать: надо только жечь.

      У нас два раза воду на Богоявление освящают. Великую воду (о которой фильм выше) – в канун – никогда не разбавляют. Понемногу наливают каждому из той же чаши-купели, в которой освящают (вернее в ней есть огромные краны, переливают в кастрюли сначала, чтобы перенести на раздачу). Она есть на фото про Богоявление.

      На следующий день светят воду в ней же, но потом в другие кастрюли наливают обычную воду, а эту, освящённую, уже наливают в неё. Причем я уточнял, важно именно святую наливать в обычную, наоборот, добавлять простую в святую – нельзя! Так же поступают и если надо самим разбавить – «от малого освящается и большое»

      Так вот, потом уже эту воду разливают бабушки каждому по бутылкам. Непременно сами и с молитвой «Слава Господи Богоявлению Твоему», которую без остановки повторяют шёпотом.
      Вот примерно как-то так…

      А насчёт при чём тут обливание водой со льдом в данной статье: это как раз творческая параллель: с современной деградацией всякой исторической памяти лет через 50 и будут говорить, что всегда так на Богоявление и поливались…

      • Владимир Саяпин

        Спаси Христос, Олег! Полезная информация. Значит, у вас тоже разбавляют… Правда, только не Богоявленскую. Если воду разбавлять, то зачем водосвятные молебны? Освятили один раз в за всю историю христианства да и разбавляй потом. Или что, одна “свежая, концентрированная”, а другая разбавленная? Что-то тут не то. Логично, если понимать , что святая вода та, над которой молились. Слышал еще, “петая” вода, молитвы поют.

        • Олег Хохлов

          Нет, дорогой брат, ты не понял, или читал невнимательно: НЕ РАЗБАВЛЯЮТ! Не зря я указал последовательность: от малого освящается большое, то есть “концентрированной” (шучу) освящают в этот бень другую воду. Именно поэтому и говорят, что “всякая вода в этот день святая”.

          И лукавствуешь ты, напирая на “разбавление”, либо сам далёк от практики: как ты, думаешь, освящают воду, например на Пасху, чтобы куличи кропить?!

          Ночью же не светят воду! А вот так: берут обычную воду, в неё священник добавляет с молитвой святую (ту же, с Богоявления, но не Великую) и всё!. Так же и если жилище надо освятить – никто водосвятные молебны без повода не делает…

          • Владимир Саяпин

            Да, согласен, малой “петой” освещают большой объем воды. В этом есть смысл! Но…. Так можно безконечно делать, а водосвятные молебны тогда зачем? Один раз и навсегда!

      • Олег, спасибо, за интересные подробности и разъяснение о ролике! Кстати, да, у нас во дворе парни, которые летом на турниках занимаются, выходили с вёдрами воды и дружно обливались 19 января. Так что ещё лет 50 и заживёт новая традиция, не во всех же городах есть водоёмы. :))))
        На счёт освящение воды через бутылку, дело было так – те, кто пришёл с бутылками с водой на службу, бутылки держали всю службу открытыми (честно говоря, делать это было крайне сложно, потому как людей в храме было очень и очень много, доходило и до толкотни…), когда батюшка окроплял освящённой водой, она попадала в открытые бутылки, кому попадала, кому нет.
        Были и те, кто не знал, что надо ещё и на службу приходить, поэтому приезжали в течение дня к храму, где разливали обычную воду, набирали по несколько 5-литровых бутылей этой водички и со спокойной душой и светящимися лицами уезжали домой, даже не заходя в храм. В народе твёрдо живёт поверье, что на Богоявление вся вода во всех водоёмах и даже кранах дома течёт освящённая :)

  9. Павѣлъ

    ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА 1274 ГОДА ” О кресте, иже на земли и на леду пишют. Никтоже да не пишет на земли креста и на леду, егда воду крестят, да не оукаряемо боудет победное оружье наше. По крещении бо попирают ногами человеци, кони и весь скот и псы, потом и порты мыют и польют и сквернами. Не тем бо крестом освящаеться вода, доспеным на леду, нъ держимым священьничьскими руками. И неции глаголют, яко освятил есмь крест трижды и четырежды. И крестов много связавшее, вода крестити, и до осми дней в перенос носити, и потом разрешати кресты, – что сего несмысльства горее? Чьтуще и не разоумеем: да мы сотонины съблазны и многыми грехы связани, ищем крестом резрешитися. Крест бо освятился есть кровью Христовою и освящает вся – люди и водоу, а креста – никтоже: тъ како мы крест освящаем, вяжем и раздрешаем? Отселе не буди тако; аще ли, то проклинати повелеваем. ” http://ancient-orthodoxy.narod.ru/doc/1274.htm#_ftn1

  10. Владимир Саяпин

    Надо и хороший пример из практики РПЦ посмотреть http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=112328

  11. Йог подвальный

    Иордани далеко не везде у новообрядцев в форме Креста. В остальном же купание или окунание в ледяную воду, соединенное с религиозным смыслом, есть и в старообрядчестве. Например, у Ржевской общины есть традиция ездить в село Оковцы и окунаться в ледяной ключ, соединяя это физическое действие с духовным смыслом (“какие ваши доказательства?”(C) — такие: http://rpso.ru/palomnichestvo-v-okovtsy-29-avgusta-2010-voskresen-e-11-15-32-nbsp-by/)

  12. Владимир Саяпин

    Нынче я внимательно посмотрел на празднование Крещения Господня /учитывал критику староверов/. Мне понравилось. Так что, братцы-старообрядцы, с любовью относитесь к народу, с которым живете. Вам так не нравится? Так и не поступайте так. Но не навязывайте свое видение другим. Хотят люди в Крещенские дни окунаться, пусть купаются. Посмотрите репортаж http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/20/krewenskim_dnem/ Приезжайте на Гремячий, к преподобному Сергию :).

    • Олег Хохлов

      А кто говорит, что мы против? Да, есть любители и среди наших.
      Мы только предостерегаем от безумств, наделения этого купания магическими свойствами (вроде “Приезжайте на Гремячий, к преподобному Сергию … именно тогда, когда посвятили воду и стоит дикий дубак на улице”. Он что, летом не помогает?!

      Ну и не нарушайте правил, например попирая образ Креста или делая шуточное “крещение” в три погружения…

      • Владимир Саяпин

        Олег, не хочешь зимой, духу не хватает окунуться зимой, так и не приезжай. Ждем летом :). Ну и не хули тех, кто ждет этот день, 19 января , и приезжает. Для тебя безумство, для иного проявление силы воли. Годами люди ездят и рады. Не лишай их радости, Христа ради :).

  13. Владимир Саяпин

    Решено, Олег, по теплу ты с семьей приезжаешь! Ты когда был в лавре, у раки преподобного? То-то! И на Гремячий вас отвезу, даст Бог :).

  14. Йог подвальный

    Читал тут новости разные, и вот например нашел какую: http://www.sova-center.ru/misuse/news/persecution/2016/05/d34680/

    И сразу про тебя, Олег, вспомнил. Про твою любовь к комментариям относительно купающихся в проруби, и не только.

    • Олег Хохлов

      Ну, я хоть в РНЕ не участвовал, слава Богу, и т.п. беспределом.
      Бог судья тому Юрию Задою вместе с Максимом Кормелицким…

      Православным важнее Соборное решение, остальное все суета мира сего:

      Прямой запрет делать иордани в виде Креста:

      ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА 1274 ГОДА

      ”О кресте, иже на земли и на леду пишют. Никтоже да не пишет на земли креста и на леду, егда воду крестят, да не оукаряемо боудет победное оружье наше. По крещении бо попирают ногами человеци, кони и весь скот и псы, потом и порты мыют и польют и сквернами. Не тем бо крестом освящаеться вода, доспеным на леду, нъ держимым священьничьскими руками.

      И неции глаголют, яко освятил есмь крест трижды и четырежды. И крестов много связавшее, вода крестити, и до осми дней в перенос носити, и потом разрешати кресты, – что сего несмысльства горее? Чьтуще и не разоумеем: да мы сотонины съблазны и многыми грехы связани, ищем крестом резрешитися. Крест бо освятился есть кровью Христовою и освящает вся – люди и водоу, а креста – никтоже: тъ како мы крест освящаем, вяжем и раздрешаем? Отселе не буди тако; аще ли, то проклинати повелеваем.”

      Что же до обид и ассоциаций, то для начала суд должен просить снять изображение и написать опровержение в установленном порядке. А уж если рецидив – тогда разбираться.

      Вижу, Сергий, по репликам твоим, что ты в постоянном страхе пребываешь, а это первый признак маловерия.
      Прости, Христа ради!

  15. Георгий

    СВЯТОЙ СТОГЛАВЫЙ СОБОР

    ГЛАВА СОРОК ПЕРВАЯ.

    Вопрос 24. (О Крещенских купаниях)

    В русалье о Иване дни, и в навечерие Рождества Христова и Крещения, сходятся мужи и жены и девицы, на нощное плещевание и безчинный говор, на бесовския песни и плясания, и на Богомерзкие дела, и бывает отроком осквернение и девкам растление, нощь мимоходит, тогда отходят игрецы с великим кричанием, аки бесни и омываются водою*, и егда начнут Заутреню, тогда отходят в домы своя, и падают аки мертвы, от великаго клохтания.
    (*Казанское издание)

    И о том ответ.

    По Царское заповеди, всем Святителем коемуждо в своем пределе, и по всем градом, и по селом, разослати попом свои грамоты с поучением, и с великим запрещением, чтоб однолично и Иване дни, и в навачерии Рождества Христова, и на Крещение Господне, мужи и жены и девицы, на нощное плещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясания, и на скакания, и на многия Богомерзкия дела не сходилися, и таковых древних бесований Эллинских (языческих) не творили, и в конец престали, занеже Святыми Отцы, те все Эллинския ереси, по священым правилом отречены быша, и православным Християном не подобает тако творити; но Божественныя праздники и Святых, почитати и праздновати во славу Божию.

  16. Олег Хохлов

    В продолжение темы – из Бурятии

    Интервью о. Карпа.
    http://www.infpol.ru/news/society/123367-istinnaya-vera-nikogda-ne-pogibnet-i-ne-ischeznet/

    «Истинная вера никогда не погибнет и не исчезнет»

    27 января 2017, 19:05 Марина Врублевская

    «Истинная вера никогда не погибнет и не исчезнет»

    После выхода интервью «Как начать правильно молиться?» http://www.infpol.ru/news/society/123054-kreshchenskie-kupaniya-eto-traditsiya-narodnaya/ нам позвонил возмущенный представитель старообрядцев. По его мнению, купания в проруби на Крещение – древняя религиозная традиция, сохраненная у семейских. За разъяснением мы обратились к настоятелю Верхнеудинской старообрядческой общины Улан-Удэ отцу Карпу.

    – Отец Карп, основываясь на нашей предыдущей статье, расскажите, чем отличается крещение старообрядческое от новообрядческого?

    – Начну с того, что я не увидел ничего крамольного в материале. Все, о чем упомянул священник Алексей Шевцов, верно, особенно в той части, что крещенские купания – это традиция народная. Вообще, что касается купаний, то это все зародилось давным-давно. И вместо того, чтобы пойти и помолиться, молодежь шла на эти купания и совершенно забывала про храм. Или же на самих купаниях народ развращался, особенно молодежь. И поэтому, когда эта информация дошла до царя Ивана Грозного и до священнослужителей, вопрос о купаниях обсуждался в Стоглавом соборе в 1551 году. Тогда собор постановил, что «православным християном не подобает тако творити, но Божественные праздники и святых, почитати и праздновати во славу Божию». Объясню. Молодежь сходилась и делала, что вздумалось. И потом, они шли в церковь не праздник встречать, а искупнуться, сделать свои дела и на этом все заканчивалось. А вот уже в царской заповеди было поручение с Великим запрещением, чтобы того у нас не творили. Праздник пришел, и надо идти не в прорубь, а молиться в церковь.

    Но традиция крещенских купаний вновь возродилась после переворота 1990-х. Раньше при социализме этого не было. Хоть кто-то и ругает тот режим, но в то время мы жили безбожно, но по христианству. Только тогда не было «греха», а было «нехорошо», «неприлично», «некрасиво». Это закладывалось еще в школе. И такого обряда, как купание, не было. Это потом уже появилась некая свобода, люди начали вспоминать. И даже наши староверы начали что-то возрождать, в частности, купания. Конечно, может, и церкви не надо было ввязываться в эти вещи, но так сложилось. Подчеркну, что купание не заменяет крещение. Оно ничего не заменяет.

    Если говорить в целом о крещении, то в нем есть следующие различия. В послереформенной церкви было введено крапление, то есть человека не погружали полностью. А у нас обязательно трехкратное погружение: за Отца, за Сына и Святого духа. Считается, что человек родился от воды, и в описании сказано, что если не родился он от воды и от Святого духа, то крещения не было и воскресать он не будет. Поэтому у нас с этим строго.

    – Какие еще есть отличия?

    – Что касается крещения, то в основном у нас разница в погружении и краплении. Крапление у нас не воспринимается, так же как и обливание, например, только головы. А смысл молитв остается одним и тем же, но есть различия в переводе. Но суть остается одна.

    Еще об отличии, если отталкиваться от предания святых отцов в том, что мы не должны сами вводить что-то новое. Когда кто-то вводит свое, он считается как еретик. Но если это принял собор, то тут мы должны все подчиняться. Соборные решения – это уже закон. Поэтому основные правила у нас объединены в книге «Кормчая». Мы должны этой книгой пользоваться и обращаться к ней с любым вопросом и проблемой.

    – А в чем основная разница?

    – Конечно, это двуперстие. Это когда средний палец обозначает нашествие Святого духа на Деву Марию. Указательный палец – это уже то, как она принимает Святой дух. Соединив их вместе, образуется два естества Иисуса Христа: как Бога и как человека. И поскольку Христос был распят на кресте, мы его крестом себя осеняем. Отмечу, что пальцы должны быть немножко пригнуты, преклонены. Что касается трех других пальцев (большой и два последних), то они обозначают Святую Троицу: Бога Отца, Сына и дух Святой. Двуперстие показывает истину символа христианской веры – распятие и воскресение Христа – и два естества Иисуса Христа (божественное и человеческое). А в троеперстии их поменяли местами. Сделали вниз головой. И вот уже получается, что на кресте была распята Троица. Можно сказать, что они «распинают» ее: Бога Отца, Сына и духа Святого. А хула на святой дух – непростимый грех. А здесь хула на всю Троицу. Почему наш протопоп Амвросий на костер пошел, а кого-то загоняли в тюрьмы? Скольких сожгли и скольких казнили? Почему? А все потому, что люди не хотели принимать такие нововведения. Но, как сказано в описании, истинная вера никогда не погибнет и не исчезнет. Но сейчас, конечно, вы сами видите, как веру искажают. Например, шоу «Голос». Кто-то из священников пел. Ну разве так можно? Это ни в какие рамки не входит. Сними рясу и пой и пляши, уж если надо. Но в рясе этого делать нельзя. Что миряне-то подумают? Кто-то решит, что у нас в церквях теперь все такие. Это, конечно, отклонения от того, что должно быть. Потому что люди мало читают священные писания. Эту же «Кормчую», например. Творим по своему разумению, а свое разумение мы должны принимать осторожно.

    – Проблемы идут от незнания?

    – Конечно. Но опять-таки в писании сказано, что если человек говорит «я не знаю, меня Бог простит», то нет, не простит. Простить он может (и то наполовину), если ты знаешь, что это, возможно, грешно, искал ответ на этот вопрос, спрашивал, но не нашел ответа. А если ты не узнавал, то это считается обычным грехом. Тут уже незнание – не оправдание. Сейчас также от незнания говорят: вот объединились бы. А с кем объединяться и как? Тут или мы, староверы, должны перейти в новую религию или же наоборот. Готов ли кто-то к такому? Вряд ли. Объединение возможно только тогда, когда мы все вернемся к истокам крещения Руси, как она крестилась и как все было принято. Если мы все с этого начнем, тогда можем объединиться. А когда одни так, а другие вот так, то на это никто не пойдет.

    – Почему тех, кто принял Никоновскую реформу, стало в разы больше?

    – Их действительно больше, поскольку, когда началось внедрение, все насаждалось силою. Когда людей начали сжигать, убивать, они бежали за границу или в леса. Но это те, кто мог куда-то убежать. А другим пришлось принять эти нововведения. И как раз их большинство. А сохранить старообрядчество удалось, как я считаю, благодаря тому, что эти территории не были хорошо изучены. А также благодаря тем, кто уехал за границу. Наших староверов много и в Америке, и в Румынии. Вот так. А уже потом, когда Екатерина II разрешила тем, кто уехал за границу, вернуться (поскольку все равно староверы тосковали по родине), они должны были отправиться за Урал. Ей же надо было осваивать эти территории. И хотя это и было ограничение, но в то же время это была возможность вернуться на родную землю. Вот так оно и сохранилось. И сейчас держимся, но с трудом.

    – С трудом?

    – Да, конечно. Вы думаете, сейчас на нас нет гонений? Есть, и еще какие! Пренебрежение, насмешки и т.д. Хотя и не демонстрируется так сильно. Но тем не менее уязвления есть. Это проходит и через СМИ, когда журналисты дают неверную информацию. Но я думаю, что мы тоже многого не делаем, а надо бы объяснять людям, доносить наши обычаи, традиции. Многие стали забывать их. А люди по незнанию говорят, что Бог один. Один-то один, а к нему же тоже надо идти особенно. Я всегда говорю: и в рай одна дорога, и в ад одна. Только в ад – широкая, а в рай – узкие двери, не так-то просто в них пройти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *