Главная » Медиатека » Газета Община » М. Гусев, журнал «Русский Мир»: Руссейшие из русских
Максим Гусев, газета Община, Урал, Екатеринбург, старообрядчество, рассказ, история, регионы, РПСЦ, Русский Мир, Рогожская Слобода, Уганда

М. Гусев, журнал «Русский Мир»: Руссейшие из русских

Спешим поделиться свежим материалом от современного старообрядческого Мельникова-Печерского. Рассказ обозревателя Максима Гусева из Екатеринбурга опубликован в декабрьском номере журнала «Русский Мир».

В статье знакомым авторским почерком изложена переосмысленная антология событий старообрядческой жизни за минувший год. Повествование охватывает всю палитру чувств и сюжетов, которые мы могли почерпнуть из выпусков газеты «Община», официальный архив которой хранится на нашем сайте.

Максим Гусев, газета Община, Урал, Екатеринбург, старообрядчество, рассказ, история, регионы, РПСЦ, Русский Мир, Рогожская Слобода, Уганда«Руссейшие из русских»

Максим Гусев

«Доброго здоровия, милости прошу», – промолвила старушка в платке «под булавку» и отступила вглубь дощатого двора, сделав приглашающий жест.
Услышав лай, опасливо заглядываю внутрь. Взгляд падает на массивные сени, на одиноко стоящую в углу метлу, которая опирается на конуру, на пса, глядящего на меня настороженно и весьма подозрительно.

Собаку не пужайся, она хороших людей не кусает, и ступай сразу в сени, а я калитку запру и следом поднимусь, – курлычет бабушка уже позади меня.

В гостях у старообрядки Лидии Заплатиной я оказался не в первый раз – к дальней своей родственнице я приезжаю всегда, когда бываю в селе, которое было колыбелью моих предков. Село это носит многозначное название Пристань и находится в Артинском районе Свердловской области. Покидая Екатеринбург, с его стремительной жизнью, за которой все почему-то стремятся угнаться, мысленно перестраиваюсь на другой ритм существования с совсем иными интересами и ценностями – здесь, в двухстах километрах от большого города, в далекой деревне, людям совершенно не важны последние модели новомодных гаджетов, курсы валют и санкции с их последствиями для российской экономики…

– Мир дому сему. – Приветствуя хозяйку, «кладу» три поклона на иконы в главном, «красном» углу избы, на который первым делом падает взгляд, и кланяюсь в пояс – так, как было заведено на Руси исстари.

Лидия Михайловна в свои «немного за восемьдесят» до сих пор одна управляется с хозяйством, хотя пережила уже два инсульта. Она искренне рада гостям, которые вносят важный вклад в ее небогатый деревенский досуг. К своему стыду, бываю я здесь нечасто – ладно, если раз в год выберусь. И потому за долгое отсутствие новостей успевает накопиться немало. Конечно, у бабушки Лиды и телевизор есть, и радио, и газету местную она выписывает, но услышать новости от молодого родственника, задать вопросы о жизни в городе для нее куда важнее и интереснее.

Время труда душевного

Со своим высшим образованием и начитанностью здесь, за этим скромным столом, на котором деловито восседает самовар, за почерневшей землей, пригорюнившейся за запотевшим окном и отдыхающей после летнего труда, у теплой печки, которую хозяйка, несмотря на то, что за окном еще не так уж и холодно, уже ежедневно топит, я вмиг теряюсь, понимая, что той мудрости, которая есть у этой старообрядки, мне ни за что не найти в большом городе. А знания мои здесь – лишь красивое слово, не больше. И хотя я знаю, что Лидия Михайловна желает видеть во мне рассказчика о городской жизни, мне, напротив, хочется быть внимательным слушателем, чтобы ловить ее слова, фразы, угадывать мысли.

Максим Гусев, газета Община, Урал, Екатеринбург, старообрядчество, рассказ, история, регионы, РПСЦ, Русский Мир, Рогожская Слобода, Уганда
Дом Лидии Заплатиной на Пристани

Старообрядцы появились на Пристани давно, еще на исходе XVIII века. На артинский завод, как и на большинство уральских заводов того времени, управители охотно брали не кого-нибудь, а именно их – знали: эти, даром что бежали от гонений из Центральной России, пить и гулять на работе никогда не будут, а делом станут заниматься со всей ответственностью, серьезностью и упорством. И к началу ХХ века Пристань стала по-настоящему русским селом среди десятков марийских и татарских в Артинском районе. К этому времени, а особенно с воцарением Николая II, когда, как небезосновательно принято считать, наступил «золотой век» русского старообрядчества, местная община Белокриницкого согласия стала проявлять духовную активность и добилась от властей разрешения на строительство церкви.

Максим Гусев, газета Община, Урал, Екатеринбург, старообрядчество, рассказ, история, регионы, РПСЦ, Русский Мир, Рогожская Слобода, Уганда
Первый священник на Пристани – Герасим Тимофеевич Глушков

Ее созидали, как водится среди верующих, «всем миром»: старушки несли в помощь последние копейки, молодежь трудилась на стройке денно и нощно, об успехах строительства слезно молились едва ли не все односельчане, но особенные старания, по воспоминаниям местных жителей, проявляли братья Трубеевы – из них были прекрасные плотники, столяры. И в 1908 году старообрядческий храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы был готов. Его освящал епископ при большом стечении верующих со всех окрестных сел и деревень, а первым настоятелем здесь стал священник Герасим Тимофеевич Глушков.

Немало потрепанная в годы советской власти, когда досталось не только духовенству, но и простым людям, категорически не отступающимся от строгости своей веры, община с годами сплотилась лишь сильнее. «Вечно гонимые, вечные ссыльные», как писал классик, сохранили тот бесценный уклад жизни русских людей, который издавна был повседневным у наших предков. И нет в нем вроде бы ничего особенного, но большинство рабов цивилизации, офисных работников, обслуживающих инфраструктуру мегаполисов, пользующихся банкоматами, толпящихся в общественном транспорте и стоящих в очередях в магазин, наверняка удивятся простоте этой непоколебимой истины.

– Сегодня работать нельзя, – говорит Лидия Михайловна, напоминая: суббота и воскресенье – дни в календаре особые, для физического труда не предназначенные. – Время труда душевного: после обеда обязательно – в церковь на вечерню, а потом, чтобы не сбивать себя с духовного настроя, телевизор лучше не включать, да и на чтение газеты времени тратить не стоит.

Бабушка Маша

Когда этим вечером мы вернулись с ней из церкви, где мудрый пастырь Иоанн Устинов, вот уже четверть века ограждающий население юго-западных рубежей Свердловской области от «мирской пагубы», своим проникновенным голосом читал и пел на церковнославянском языке, а его дочери – уже взрослые девицы – помогали ему в совершении богослужения, посвятили остаток времени перед сном разговорам. Старушка, не зная научных премудростей глобализации, объясняла, что время, в которое мы живем, очень похоже на то, которое в Священном Писании названо последним: брат восстал на брата, страна на страну, участились катастрофы, и «лучше уже не будет».

Максим Гусев, газета Община, Урал, Екатеринбург, старообрядчество, рассказ, история, регионы, РПСЦ, Русский Мир, Рогожская Слобода, Уганда
В доме у Лидии Михайловны Заплатиной уют, тишина и спокойствие

На Руси, впрочем, такие разговоры велись давно, еще со времен Петра I. Правда, у старообрядцев они были особыми: самого царя многие из них считали антихристом, который, как известно, должен стать предвестником конца света, и платили за это дорого – то двойной данью, которой облагала их власть, то непомерным налогом на бороды, которые «царь-батюшка» Петр Алексеевич на европейский манер терпеть не мог и чуть ли не лично таскал за них особо ретивых староверов, обличавших его самого, его политику и объяснявших ему безбоязненно, что он стал таким же предателем Церкви, как и его отец Алексей Михайлович, попустивший церковный раскол в 1653 году.

Об этом бабушка Лида частенько говорит со своей соседкой и лучшей подругой Марией Караваевой. Та живет по этому же принципу – несмотря на почтенный возраст, своим трудом со строгим соблюдением церковного закона, твердо держит пост и внуков с правнуками к тому же приучает.

Максим Гусев, газета Община, Урал, Екатеринбург, старообрядчество, рассказ, история, регионы, РПСЦ, Русский Мир, Рогожская Слобода, Уганда
Свято-Троицкий храм Пристани

Наверное, если бы жили старики с молодыми далеко друг от друга, то хранить жизненный уклад, заповеданный праотцами и прадедами, им было бы сложнее. Но когда в селе с населением в две с лишним тысячи человек едва ли не каждый – из твердого староверческого корня и почти половина уверенно продолжают жить строго к самим себе и честно по отношению к окружающим, предавать веру предков было бы бесчестно. Вот и берегут все самое важное и значимое: образованность, в которой видят залог успешного будущего, неизменное трудолюбие, испокон веку отличающее русских людей, и извечную честность. И в том, что старообрядцы кого-то предали или что-то исказили, их ни за что не упрекнешь: мало того что молитвы сохранили на старославянском, так еще и речь свою не засорили заморскими заимствованиями.

Бабушке Маше «соответствовать» всю жизнь приходится. Шутка ли – в корнях сразу три священника! Дурного слова с детства не сказала – если бы кто услышал, сразу начал бы пенять, да и застыдить мог. Впрочем, в этом Марию Ивановну и не упрекнешь. А придешь к ней – и вовсе весь в слух: словечки, которые у нее в обиходе, впору записывать и запоминать, поскольку безвозвратно уходят они из нашего обихода.

Все ли сегодня смогут расшифровать такие слова, как голубница, лыва, баской, дюже, навот, вдругорядь, втупор, запон, кружок и десятки, если не сотни, других таких же мягких, вроде бы и родных, близких сердцу, но и непонятных одновременно? Ее правнучек Георгий, пятилетний мальчик, живет в уникальных условиях «двухполярного» мира: в садике от сверстников слышит современные, пока еще чуждые своему уху слова, а в гостях у бабушки словно возвращается на несколько веков назад. И, конечно, схватывает, откладывает у себя в голове, впитывая как губка все то, что совсем скоро, с уходом поколения, заставшего еще коллективизацию и, пожалуй, самую страшную в истории человечества войну, потеряем мы все. Повезло мальчишке!

Максим Гусев, газета Община, Урал, Екатеринбург, старообрядчество, рассказ, история, регионы, РПСЦ, Русский Мир, Рогожская Слобода, Уганда
Протоиерей Иоанн Устинов с прихожанками

– Требуй от себя больше всех, считай себя хуже всех. – Это уже Мефодий Тюкин, старообрядец из городка Невьянска, рассказывает о принципе, который его покойная бабушка давно заповедала ему хранить в жизни.

И он его свято бережет. Мефодий Константинович вообще-то полковник в отставке. Когда служил в вооруженных силах, часто оказывался именно на передовой: на ликвидацию последствий аварии в Чернобыле мог бы и не ездить, но посчитал, что должен быть там вместе с теми, над кем был командиром…

А сейчас руки в кровь смозолил на строительстве храма во имя Всемилостивого Спаса в своем родном городе. Душой, как и многие в его возрасте, и при конкретном деле, конечно, счастлив. Это не шутка: на месте, где в годы красного террора духовность словно бы метлой вымели, спустя годы возрождать ее вновь. Сюда – в почти готовый к освящению храм, который возводят местные староверы вот уже девять лет, собирая на его обустройство буквально с миру по нитке, – все чаще заглядывают те, кто родился в семьях, где об истине русского православия, того самого, не замутненного со времен князя Владимира, или не помнили, или не хотели помнить. И вдруг – то ли прочитали где-то, то ли в сердце что-то екнуло, но вот потянуло их в Старую Веру, с ее древними молитвами, уникальным восьмигласным церковным пением, строгими постами и особым образом бытия.

Сколь Бог дал…

Логическим продолжением принципов жизни русских старообрядцев всегда была и по сию пору остается многодетность. Педагог Нина Булатова еще полвека назад «оценила» эту старообрядческую особенность. Родом она из Курганской области, но, выйдя замуж за Василия, пристанинца из уральского старообрядческого корня, приехала и вскоре устроилась в сельскую школу учителем русского языка и литературы.

Максим Гусев, газета Община, Урал, Екатеринбург, старообрядчество, рассказ, история, регионы, РПСЦ, Русский Мир, Рогожская Слобода, Уганда
Нина Алексеевна Булатова у могилы пристанинского священника Григория Безматерных

– Сразу стала знакомиться с учениками и их семьями, – вспоминает она. – Когда в первый раз пришла в класс, меня удивило множество однофамильцев среди моих учеников: Балашовы, Глушковы, Архиповы, Иконниковы, Мокрушины, Сыропятовы, Трубеевы. Сыропятовых, помню, было до девяти человек в одном классе! И надо представить мое первое впечатление, когда я об этом узнала! Позднее я выяснила, что многие из них – родственники. Еще поразило большое число многодетных семей и местных долгожителей. Почти все они были старообрядцами.

Помню, что Марья Никифоровна Сидорова вырастила десятерых детей и прожила 97 лет. Устинья Васильевна Утева подняла на ноги четырнадцать детей: пятерых сынов и девять дочек. Агриппина Степановна Сыропятова имела двенадцать детей – десять сыновей и двух дочерей. Все они, кстати, учились в нашей школе во время моей работы и в буквальном смысле про-шли через мои руки.
Только позже Нина Алексеевна поняла, что на Пристани иметь по семь-восемь детей было обычным явлением среди населения: у Антипиных было одиннадцать детей, у Егора Петровича и Устиньи Ивановны Заплатиных – восемь сыновей и дочерей, Антонина Александровна Балашова родила и вырастила десятерых детей. И это в труднейших условиях колхозной бедности!

Максим Гусев, газета Община, Урал, Екатеринбург, старообрядчество, рассказ, история, регионы, РПСЦ, Русский Мир, Рогожская Слобода, Уганда
Мефодий Константинович Тюкин

Любовь к детям и категорическое неприятие современных средств контрацепции позволяют старообрядцам и в наши дни выгодно отличаться от большинства россиян, которые, как известно, склонны ограничиваться одним, реже – двумя-тремя детьми. И в дни, когда многодетность возводится в современном обществе в подвиг, хотя говорит лишь о том, что люди счастливо живут в семьях и в ладу с совестью своей, являясь, сами того не осознавая, примером и многим другим семьям нашего времени, старообрядцы рожают, «сколь Бог дал».

Матушка Наталия, супруга протоиерея Иоанна Устинова, несколько лет назад получила почетный знак Свердловской области «Материнская доблесть».

– Если Бог дал, значит, и прокормить, на ноги поставить поможет, – справедливо рассуж-дает она.
Всего у протоиерея Иоанна Устинова с матушкой – шестеро детей. Он и сам еще не пожилой – недавно отметил 55-летие, а уже пятикратный дедушка. Это ему старшая дочь, Севастьяна, со своим мужем, теперь тоже священником Михаилом Смирновым, который служит в Брянской области, подарила!

Зерно в плодородной почве

Молодежь среди старообрядцев – тема особая, подтверждающая, что вера этих людей, как зерно в плодородной почве, хорошо прорастает в их детях. Нагляднее всего подтверждением этому становятся многочисленные мероприятия – епархиальные дни встреч детей и молодежи, как в епархиях в регионах, так и на уровне всей Церкви, когда минимум дважды в год – на Покров Богородицы и в день памяти Жен-Мироносиц на вторую неделю после Пасхи – в Москве в Рогожском поселке, считающемся историческим центром старообрядчества России, собираются молодые староверы.

Максим Гусев, газета Община, Урал, Екатеринбург, старообрядчество, рассказ, история, регионы, РПСЦ, Русский Мир, Рогожская Слобода, Уганда
Старообрядки во время крестного хода, вторая справа – матушка Наталия Устинова

Смотришь и диву даешься! Пока их сверстники спешат на дискотеки в ночные клубы, эти ребята собираются на богослужения, а потом идут гулять или общаться о насущном, ходят в музеи, выезжают по святым местам Золотого кольца, безмерно любят природу. Конечно, без современных средств связи в их среде тоже не обходится, но принцип, заповеданный апостолом Павлом, «все нам можно в этом мире, но не все полезно», они помнят и соблюдают. И потому встретить девиц в обтягивающих джинсах или откровенных платьях, злоупотребляющих косметикой и любыми нормами приличия, а молодых людей – с татуировками, с сигаретами, ругающихся, ленивых в этой среде точно не удастся.

Отмечать праздники принято особо: прежде чем собраться семьей за большим столом, обязательно идут в церковь – и даже в этом простом вроде бы деле выглядят «не так», как все: подолгу собираются, готовят наряды, главное требование к которым – простота, аккуратность, опрятность.

Максим Гусев, газета Община, Урал, Екатеринбург, старообрядчество, рассказ, история, регионы, РПСЦ, Русский Мир, Рогожская Слобода, Уганда
Молодежи в старообрядческих храмах в наши дни все больше!

Девушки и женщины, стоя в храме, закалывают платки булавками, надевают платья или просторные сарафаны так, чтобы скрыть фигуру и не вводить мужчин в соблазн, мужчины, многие из которых с юношеских лет бород не бреют, – кафтаны или рубашки, обязательно подпоясываясь. На службе у каждого старообрядца всегда при себе подручник – расшитый кусок материи, на который кладут руки при земном поклоне, и лестовка – старорусские четки, по которым удобно отсчитывать количество совершенных поклонов… Только после праздничного богослужения, которое может длиться до нескольких часов кряду, а пасхальные – с вечера и до утра без перерыва, собираются за столом.

А еще в крови у этих людей удивительное трудолюбие, подчас граничащее с самопожертвованием, о котором впору легенды слагать. Свои храмы, десятками возносящиеся ввысь куполами и «осьмиконечными» крестами по всей стране, строят именно они – выходные и каникулы, отпуска тратят и молодые, и пожилые на это великое дело. Получая высшее образование, молодежь с радостью приходит на смену своим родителям – активнее, чем многие их далекие от веры сверстники, перенимают от мудрого поколения опыт, знания. Скажем, встают на клирос, чтобы научиться читать и петь для совершения богослужений, а если чувствуют, что готовы посвятить себя безраздельному служению Богу, поступают в Московское старообрядческое духовное училище, созданное десять лет назад. Сегодня оно, выражаясь языком современности, готовит кадры для Церкви – уставщиков в храмы, чтецов и диаконов, священников, закладывает знания по богословию, иконописи.

Но и те, кто остается «в миру», небезосновательно уважают предков, отличаются взаимовыручкой, столь ценной во все времена. Если трудности или проблемы возникают в одной общине или у одного человека, старообрядцы непременно приходят на помощь. Когда в 1933 году раскулачили семью моей почтенной прабабушки Ефросинии Кетовой и осталась она одна с пятью детьми мал мала меньше на руках – муж ее Семен был в то время на заработках, – поддерживали ее все пристанинцы по мере сил. За несколько лет Фрося с детьми Евгением, Никифором, Леонидом, Иваном да Марьей сменили около десятка мест жительства – как в том фильме, когда за осиротевшим мальчиком взялись по очереди присматривать и ухаживать все местные жители, хотя и у самих жизнь была далека от обеспеченной. И этим помогли продержаться до лучших времен!

Максим Гусев, газета Община, Урал, Екатеринбург, старообрядчество, рассказ, история, регионы, РПСЦ, Русский Мир, Рогожская Слобода, Уганда
Митрополит Корнилий и отец Иоанн Устинов

А в наши дни принцип старообрядческой поддержки, ставший даже не всероссийским, а межгосударственным, наглядно воплотился в их помощи… африканской общине христиан Уганды. Невероятно, но факт: те в 2013 году обратились к предстоятелю РПСЦ митрополиту Корнилию (Титову) с просьбой принять их к себе, поскольку именно в старообрядчестве темнокожие верующие увидели истину и жизнь.

Официальные делегации хранителей Старой Веры, совершив несколько поездок туда, познакомились с угандийцами и решили, что отказывать тем в намерении принять исконное русское православие не имеют ни морального, ни духовного права. Так в истории старообрядчества открылась новая страница на прежних столпах – слабому, просящему о помощи, не откажи, поддержи. И вот уже темнокожие христиане стали знакомиться с некогда чуждыми для себя традициями, старательно, но, впрочем, неспешно перенимая их: женщины учатся носить платки и сарафаны, мужчины надевают «долгие», в пол, кафтаны и подпоясывают рубашки, молятся, разделяясь на две половины: женщины – слева, мужчины – справа. Соблюдать пост в Уганде и того проще – жители бедной страны попросту не имеют средств на мясо, зато спокойно обходятся фруктами и овощами, растущими тут в изобилии.

Русские старообрядцы сплотились для помощи новой своей общине – единственной, до которой поездом или автобусом ни за что не доедешь. И оказалось, что между российскими староверами и угандийскими христианами много общего: все то же стремление помогать друг другу и самым нуждающимся, простота всей жизни, трудолюбие, уважение к старшим.

Уганда, Иоаким Киимба, РПСЦ, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, Максим Гусев, газета Община, Африка
Cпецвыпуск газеты “Община”

Эта миссия РПСЦ в Уганде, подобно всей 350-летней миссии старообрядчества в России, показывает, что истина не имеет никаких преград в виде границ и запретов, давлений и репрессий. Примечательно и то, что впервые подробно рассказала о жизни молодой общины староверов на африканском континенте единственная регулярная старообрядческая газета «Община», которую выпускают верующие небольшого села в Свердловской области. Да-да, у деревенских староверов есть своя газета, ставшая, кстати, изданием всероссийского масштаба.

Максим Гусев, газета Община, Урал, Екатеринбург, старообрядчество, рассказ, история, регионы, РПСЦ, Русский Мир, Рогожская Слобода, Уганда
Будущее Старой Веры

И, кажется, вовсе не случайно, что именно община храма села Пристань, ставшая в XX веке колыбелью уральского старообрядчества – ведь именно отсюда позже староверие с новой силой «вспыхнуло» в других селах, деревнях и городах, – собрала в себе лучшие его черты: семейственность, передачу своей веры из поколения в поколение; смирение – за всю историю в общине не было ни одной заметной интриги; хозяйственность – чтобы убедиться в этом, достаточно пройтись по домам верующих и понять, насколько они прекрасны в своем трудолюбии; наконец, ответственность перед Богом и предками – должно быть, поэтому так боролись местные староверы за свой храм – конечно, не просто за здание, а за то, чтобы службы в нем не прекращались, внутри царили чистота и опрятность и постоянно звучали молитвы Литургии. Впрочем, этим всегда славились люди, считающие своим предназначением честную жизнь, исправный труд и – детей растить да веру хранить.

Старая Вера, несмотря на свое название, по-прежнему нова, актуальна и все так же востребована обществом. И старообрядцы – эти «руссейшие из русских», как характеризовал их покойный предстоятель РПСЦ митрополит Андриан (Четвергов), – готовы идти в ногу со временем, из века в век перенося все то, чем был славен русский человек. Чтобы сохранять и веру, и традиции, и культуру, и быт потомкам, которые еще не созрели для того, чтобы принять это за суть своей жизни.

* * *

…Лидия Михайловна провожала меня почти так же, как и встречала: все в том же повязанном платочке, все с той же полуулыбкой. Оперлась на калитку под окном. А собака за воротами уже не лаяла – привыкла.

– Простите, Христа ради, – говорю ей с поклоном – считается, что вольное и невольное осуждение кого-то в разговоре, праздные беседы, оскорбления – все «уходит», если второй человек так же чистосердечно и с таким же поклоном отвечает: «Бог простит».

Источник: “Русский Мир”, декабрь 2015 года

Материалы по теме:

ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег Хохлов

«Пристань духовная». Книга для чтения

Пристань духовная, Маким Гусев, Реж, Екатеринбург, старообрядцы, история, биография, следствие, репрессии, Газета Община, ГУЛАГ, СССР, Сталин, лишенцы, самосуд, тройки, НКВД, РПСЦ, священники, расправа, гонения, атеизм, КГБ, ВЧК, расстрелы духовенства, репрессии священников, РПЦ, заговор, каторга, раскулачивание, воспоминания, Жизнеописание священника и отца семейства, Урал, Зауралье, село Пристань, Свердловская область, красный террор, фото, репрессированные, протоколы допросов

Старообрядцы на Урале: явки, пароли и лица, история

Cтатья нашего прихожанина из Екатеринбурга, опубликованная в крупной российской газете “50 плюс”.

50+, 50 плюс, Екатеринбург, газета, старообрядцы, РПСЦ, староверы, Урал, Екатеринбург, Максим Гусев, Община, интервью, Реж, Пристань, Лоскутов, Устинов

Старообрядцы в Екатеринбурге. Новости. Документы. Чудо.

Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, золотодобыча, фильм, купцы, основатели, староверы, Свердловская область, РПСЦ, ул. Розы Люксембург, застройка, противотуберкулёзный диспансер, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Евгений Куйвашев, Свято-Троицкий кафедральный собор, аукцион, Максим Гусев, Митрополит Корнилий

ПОЗИТИВ: фильм Шахрина “Байки Земли Уральской”

Владимир Шахрин, ЧАЙ-Ф, Урал, Екатеринбург, кино, посмотреть, история, краеведение, Свердловск, Свердловская область, туризм, посмотреть, Байки Земли Уральской

Познавательный фильм Новости, документы, Екатеринбург

Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, золотодобыча, фильм, купцы, основатели, староверы, Свердловская область, РПСЦ, ул. Розы Люксембург, застройка, противотуберкулёзный диспансер, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Евгений Куйвашев, Свято-Троицкий кафедральный собор, аукцион, Максим Гусев, Митрополит Корнилий

Архив газеты “Община”

Газета Община, Максим Гусев, Урал, Екатеринбург, Реж, Свердловская область, издание РПСЦ, периодика, архив, Яндекс Диск, скачать Общину, скачать, старообрядцы, подшивка, медиатека, СТАРОВЕ РУ, starove.ru, Дмитрий Урушев
Пополнения в архиве газеты “Община”

Читайте также

Урал, Екатеринбург, Пермь, Миасс, Лоскутов, РПСЦ, иерей, история, семья, Облгазета

Облгазета: Уральский священник-старообрядец ломает стереотипы

Очередное доброе интервью, на этот раз с Уральской земли. Какое же благодатное поле для публикаций ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *