Главная » Медиатека » Магия приключений: дед Степан, Мартьян в Боливии
магия приключений дед степан мартьян и мамелфа или русские староверы в боливии
магия приключений дед степан мартьян и мамелфа или русские староверы в боливии

Магия приключений: дед Степан, Мартьян в Боливии

5 (100%) 2 votes

Сергей Ястржембский По убеждению боливийского миллионера-старообрядуы Мартьяна, через “глобальную паутину” миром правит всемирный Никон-антихрист.

Сайт для думающих и ищущих STAROVE.RU приводит ссылку на фильм о зажиточных и крепких духом старообрядцах Боливии, снятый известной публичной персоной прошлого – Сергеем Ястржембским.
Фильм сопровождается интервью автора, бывшего пресс-секретаря Б.Н. Ельцина, о своих впечатлениях и наблюдениях в ходе съёмок.

К нашему удивлению, в передаче «Магия приключений», где представлялся данный фильм, принял участие протоиерей Леонтий Пименов, настоятель старообрядческого храма в г.Орехово-Зуево. В прошлом году он сам побывал в Уганде, где целая деревня местных жителей вскоре приняла древлеправославную веру. Также в передаче показаны интересные виды Покровского кафедрального собора на Рогожском.

магия приключений староверы

Сам фильм с комментариями автора и о.Леонтия нам удалось разыскать на сайте «Центральное Интернет ТВ» Etvnet.com, эфир от 5 октября 2013 года: http://goo.gl/PE8Gme (у нас запись постоянно прерывается, к сожалению, – приходится заново загружать и смотреть кусочками по 2-3 минуты).

магия приключений староверы

Смотрите также сам фильм без комментариев тут:

http://youtu.be/HOEBYv1uhlw

Магия приключений: Дед Степан, Мартьян и Мамелфа… Или русские староверы в Боливии

Сергей ЯстржембскийБывший пресс-секретарь первого президента России Бориса Ельцина представил свой новый фильм на фестивале документального кино «АРТДОКФЕСТ» в Москве

Энергии и задору Сергея Ястржембского, недавно отметившего шестидесятилетие, можно только позавидовать. Пресс-секретарь первого президента России Бориса Ельцина, потом помощник его преемника Владимира Путина пять лет назад выступил в новом амплуа — режиссера-кинодокументалиста, исследующего планету.

Путешествуя по миру, Сергей Владимирович снял более 60 фильмов о исчезающих народах Африки, Азии, Океании и Латинской Америки. На протяжении трех лет выходит и его авторская телепрограмма «Магия приключений».

И вот очередная кинопремьера. Побывав в местах, куда еще не ступала нога кинодокументалистов, Сергей Ястржембский представил на фестивале документального кино свою новую работу — фильм «Дед Степан, Мартьян и Мамелфа, или русские староверы в Боливии». Впервые в мире съемочной группе удалось запечатлеть жизнь старообрядцев (противников церковной реформы патриарха Никона, проведенной еще в ХVII веке. Исправление богослужебных книг и изменение обрядов они трактовали как антихристовы, а себя назвали староверами) из России, много лет назад обосновавшихся в заокеанской стране.

Героями фильма стали самый старый человек в общине 85-летний дед Степан, его сын — крепкий хозяин, местный миллионер Мартьян, владеющий несколькими тысячами гектаров земли стоимостью около одиннадцати миллионов долларов, а также большим рыбным хозяйством, цехами по производству рыбного корма и просушке зерна, плантациями красного дерева и кокосовых пальм, полями бобовых и кукурузы… И, наконец, самой маленькой героиней картины стала внучка Мартьяна — белокурая двухлетняя девочка по имени Мамелфа.

«Представьте большую плантацию бобов, а по ней передвигается трактор… без водителя»

– Это настоящее чудо: в тропиках Боливии можно обнаружить… дореволюционную Россию! — говорит Сергей Ястржембский. — Женщины в сарафанах, мужчины в косоворотках пропалывают огород, где растут… ананасы, топят баньку кокосовым орехом и делают бражку из папайи. И нашей съемочной группе удалось все это увидеть. Чем больше мы погружались в жизнь общины в деревне Табарочи (в Боливии подобных несколько), тем больше удивлялись. Удивительно уже то, как эти люди там оказались — «за тридевять земель» от родины. А когда узнаешь весь путь, который они проделали туда, действительно поражаешься.

— Действительно, как же они там очутились?

Боливия на карте мира

– Старообрядцы, как правило, были людьми обеспеченными и, как известно, накануне революции 1917 года владели большей частью российского финансового и промышленного капитала. К старообрядцам принадлежали, например, предприниматели и меценаты Мамонтов, Щукин, производитель фарфора Кузнецов…

Дед Степан — выходец из семьи кулаков, которая после раскулачивания в конце 1920-х — начале 1930-х годов бежала в Китай. Там оказались десятки тысяч староверов. И, нужно сказать, китайцы к ним прилично относились — ценили трудолюбие и хозяйственность. Старообрядцы обрабатывали землю, были хорошими охотниками…

Когда Япония оккупировала Китай, японская администрация относилась к старообрядцам не менее уважительно. А далее последовали перипетии Второй мировой войны, поражение Японии, приход советских войск в Маньчжурию. Вышло так, что советская власть, от которой старообрядцы бежали, нагнала их и стала относиться как к «недобиткам». Мужчин хватали, сажали на поезда и отправляли в сталинские лагеря — расстреливать…

А когда в 1949 году победила китайская революция и к власти пришли Мао Цзэдун и коммунисты, они отобрали у старообрядцев право на землю и сделали их жизнь невыносимой. Пришлось снова собираться в дорогу. На зафрахтованных благодаря Красному Кресту пароходах тысячи староверов отправились в Латинскую Америку.

— Правда, что боливийские старообрядцы не знают интернета, не смотрят телевизор, не слушают радио, потому что все это строго запрещено?

– Да, нельзя прибегать и к услугам банка. Не под запретом только пользование мобильным телефоном. Хотя, скажу вам по секрету, у меня такое ощущение, что молодое поколение все же потихонечку начинает осваивать интернет и банковские операции. Они ведь живут не на Луне или на какой-то отдельной планете.

— Неужели без интернета обходится и местный миллионер Мартьян, в хозяйстве которого есть трактор с управлением GPS — через космическую связь?

– Не могу сказать, насколько Мартьян был со мной искренен, но интернет он назвал международным Никоном (патриарх, реформы которого привели к расколу церкви — Авт.). В это сравнение Мартьян вложил всю ненависть к Никону, которого старообрядцы считают виновником своих страданий. Как сильно сказано! По убеждению Мартьяна, через «всемирную паутину» миром правит антихрист. И во многом он прав, потому что интернет — это огромные возможности не только для развития, но и для регресса — особенно морального, если иметь в виду порносайты, сайты педофилов, разного рода извращенцев…

Что касается приобретения трактора, интернет Мартьяну для этого не понадобился. Как рассказывал, купил технику на традиционной международной сельскохозяйственной выставке — то ли в Бразилии, то ли в Аргентине. Я видел этот трактор. Он произвел на меня ошеломляющее впечатление! Представьте большую плантацию бобов, а по ней передвигается трактор… без водителя, управляемый из космоса. Просто фантастика! Это своего рода поливальная машина, которая движется по заданной схеме, как автомат. Мартьян очень ею гордится. Таких тракторов я не то, что в России не видел, но и в Европе не встречал, хотя езжу довольно много.

 

магия приключений староверы
Миллионер Мартьян владеет несколькими тысячами гектаров земли, большим рыбным хозяйством, цехами по производству рыбного корма и просушке зерна, плантациями красного дерева…

«Главное беспокойство родителей — чтобы дети не поддались соблазнам современного мира»

— Неужели миллионер не пользуется услугами банка?

– Банковской карточки у него нет. Все операции проводит через кассира.

— Мартьян — единственный миллионер в старообрядческой деревне?

– Думаю, он самый богатый человек в общине. Хотя все живут зажиточно. У каждого в деревне как минимум 20 гектаров земли.

— На что же Мартьян тратит деньги?

– Яхты, автомобили, драгоценности — все это его абсолютно не интересует. Деньги тратятся на обновление сельскохозяйственной техники и расширение производства. Когда сын Мартьяна, став взрослым, отделился, то построил себе новый дом. На это тоже были нужны средства. Покупаются автомобили. Не каких-то «навороченных» марок, обычно джипы, современные грузовички…

— Расскажите о быте староверов Боливии. Пользуются ли они микроволновками и электрочайниками? Есть ли в домах кондиционеры?

– Все это я видел у них. Бытовую технику, которая облегчает жизнь, здесь ценят, особенно молодежь. В каждом доме есть особый уголок, где находится семейная икона. У некоторых старообрядцев сохранились старые книги, привезенные еще из России. На стенах множество фотографий. Интересно, что двери они не закрывают, так как воровство отсутствует.

— Вера запрещает старообрядцам курить, употреблять алкоголь, наркотики. Среди боливийских староверов много долгожителей?

– Да, люди они здоровые, крепкие и живут достаточно долго. Я не видел ни одного курящего. А вот любитель выпить на нашем пути встретился. Правда, к нему в общине отношение соответствующее — как к человеку ненадежному, болтуну.

— Каким староверы видят будущее своих детей?

– Главное беспокойство родителей — чтобы дети не поддались соблазнам современного мира. Староверы — люди с несгибаемой волей и верой. Людей такой цельности и моральной зрелости, признаюсь, я никогда не встречал.

 

Девочка Мамелфа с интересом рассматривала книги, привезенные ей в подарок
Девочка Мамелфа с интересом рассматривала книги, привезенные ей в подарок

«На территории деревни нет ни одного магазина»

— А то, что дети вырастут неадаптированными к социуму, родителей не тревожит?

– Нет, как раз такого беспокойства я не заметил. Их дети говорят на нескольких языках, получают образование в больших городах, иногда там и жить остаются, создают семьи с выходцами из старообрядческих семей… В отношении жизненного обустройства они в полном порядке.

— Можно ли жениться и выходить замуж за пределами общины?

– Не возбраняется. Правда, в этой деревне всего лишь однажды девушка привела в общину боливийца. Он принял веру старообрядцев. Вторым условием было то, что боливиец должен научиться говорить по-русски. Научился. Хотя не знаю по какой причине, семья все же распалась. Вообще институт брака считается у староверов священным, поэтому разводы осуждаются. Но иногда случаются.

— Как приняли вас староверы?

– Поначалу настороженно. В нашей группе был человек, наш соотечественник, который раньше бывал у староверов. Он стал для нас «проводником». Единственное, куда группу не пустили, — в молельный дом.

— Какие подарки вы привезли бывшим соотечественникам? Чем вас одарили?

– Мы заранее поинтересовались, что привезти. Боливийские староверы попросили красивые детские книги с большим количеством иллюстраций — в основном русские народные сказки. Для нас же главным подарком стала сама возможность снять фильм об этих людях. Они пускали в свои дома, угощали нас.

— Естественно, без спиртного?

– Не было покупного алкоголя. Пили холодную ананасовую бражку. Фантастический напиток! Расслабляющий… На столе были овощи, фрукты, домашний хлеб, печенье. Магазинным продуктам старообрядцы предпочитают то, что выращено и приготовлено своими руками. К слову, на территории деревни нет ни одного магазина. И одежду женщины предпочитают шить сами: сарафаны, рубахи. Многие девушки ходят в косынках, а сарафаны — до пят!

Любопытно, что в речи боливийских староверов абсолютно нет сленга. Напротив, много архаизмов: вместо «очень» они говорят «шибко», вместо «удивительно» — «чудно». Интересно также, что многие слова, появившиеся в советский период, им неизвестны. К примеру, «перестройка», «гласность»… Прессу они не читали, телевизора не было, поэтому все объяснимо.

— Кто-то из общины говорил о своем желании вернуться на историческую родину?

– Некоторые из них были в современной России. Например, сын Мартьяна, тоже Степан, как и дед, ездил в Красноярск. Впечатления у него от поездки остались хорошие. Многие признавались, что тоже было бы интересно побывать и увидеть, как мы сейчас живем. Но о возвращении речь не шла.

— Думаете, они счастливы?

– Рискну предположить, что да.

boliviya-Yastrzshembskiy-carre

Фото и из архива Сергея Ястржембского

Источник: Ольга СМЕТАНСКАЯ, «ФАКТЫ» (Москва)

Материал по теме:

Взгляд с обратной стороны – как Россия-мать приняла своих внуков-правнуков.
Как всё у нас: живые могут позавидовать мёртвым…

http://youtu.be/F8285RrLHLc

Правда в справочном блоке КП напрочь перепутала что было до реформы, что стало после. Идея была хорошая визуализировать, но так облажаться – стыд и позор просто!

Подборка от STAROVE.RU:

Старообрядцы в Боливии: 37 СУПЕР ФОТО!!!

Специально для «Ленты.ру» фотограф Мария Плотникова побывала в одном из боливийских старообрядческих поселений – деревеньке Тоборочи.

Lenta.ru, старообрядцы, староверы, Боливия, Тобороччи,

Lenta.ru, старообрядцы, староверы, Боливия, Тобороччи,

 История России. Старообрядцы из Бразилии

КНИГА: «Повесть и житие Данилы Зайцева»

Рецензия, отзыв и текст замечательной самобытной рукописи потомка и хранителя древлего благочестия, вместо желанного покоя обретшего массу непростых испытаний.

Данила Зайцев, Китай, старообрядцы, мытарства, Манчжурия, Харбин, староверы, Боливия, переселенцы, соотечественники, Аргентина, Южная Америка, Государство, жизнеописание, книга, летопись

Прочитать и СКАЧАТЬ КНИГУ «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева»:

Данила Зайцев, Китай, старообрядцы, мытарства, Манчжурия, Харбин, староверы, Боливия, переселенцы, соотечественники, Аргентина, Южная Америка, Государство, жизнеописание, книга, летопись

Lenta.ru, старообрядцы, староверы, Боливия, Тобороччи,
Русская пестня из далёкой Боливии. Фото LENTA.RU

Читайте также

презентация

Презентация деятельности «Ржевской обители»

Оцените статью Дорогие братие и сестры! Друзья! Центр «Ржевская обитель»  известен как место, куда уже ...

1 комментарий

  1. Владимир

    С удовольствием посмотрел! Но что-то жалко мне их… Как в музее живут на чужбине. Вроде бы и в благополучии. Но что-то не то! Не причащаются из поколение в поколение, что еще страшнее. А вот Килин, вернувшийся из Уругвая в Приморье, порадовал / о нем фильм в конце просмотра можно увидеть/. Он на Родине!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *