Главная » Церковь и мiр » Истории жизни » Памяти Человека: Олег Каплин, фотограф
Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры

Памяти Человека: Олег Каплин, фотограф

4.4 (87.06%) 17 votes

Год назад, 18 августа 2013 года, свой земной путь окончил один тихий и светлый человек. Земля быстрее крутиться не начала, хотя последние лет 40 он умело останавливал для нас бег времени.

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры
Олег Каплин на фото Александра Холмогорова, май 2013 года

За год об утрате сообщили лишь на паре старообрядческих ресурсов (хотя старообрядцем Олег Владимирович Каплин как раз и не был), да сайт Соловков, где, как оказалось в ходе подготовки данной статьи, Олег тайно искал следы безвестно сгинувших предков.

Редакция сайта для думающих и ищущих давно хочет высказаться по этому отнюдь не радостному поводу, но сперва мы предоставим слово Александру Холмогорову и Павлу Маркелову, которых мы попросили написать несколько строк для нашего издания. Прочтите их истории, а мы завершим этот триптих, по традиции немного выйдя за рамки темы.

Олег Хохлов, STAROVE.RU

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, АнзерыОлег Владимирович Каплин Родился в 1940 г. в г. Ташаузе Туркменской ССР. Работал в журналах «Огонек», «Наше наследие», АПН-РИА «Новости», в издательском отделе Московской Патриархии.

Фотограф неофициального искусства, основным направлением для него стала фотография на религиозные темы. В 1970-е Каплин учился живописи у знаменитого Василия Ситникова. Именно тогда Каплин познакомился со многими художниками подпольного искусства. В 2009-м Каплин стал призёром Первой Фотобиеннале Русского музея, по итогам которой он смог организовать персональную выставку. На ней в в 2011 году было представлено около 70 фотографий, большая часть которых посвящена образам православной России. В экспозицию вошли работы, передающие красоту и глубокий смысл церковного богослужения, фотопортреты верующих людей: священнослужителей, монахов, прихожан, старообрядцев, сохранивших верность традициям предков. Каплин запечатлел образы нищих, блаженных, калек – людей, поддерживаемых православной верой, дающей им силы жить.

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, АнзерыАлександр Холмогоров:

«Ох и люблю же я вас, староверы!»

Была погода, хуже не придумаешь: сильный ветер и мокрый снег. Олег Владимирович Каплин вышел из троллейбуса в лёгком плащике с непокрытой головой и наотрез отказался идти ко мне в гости. Мы виделись впервые. Он сунул мне свёрнутые в трубочку фотографии, мы их тут же, под навесом остановки, развернули. Сорок на тридцать пять формат. Качество снимка, яркие обострённые образы бросились в глаза. Каплин тут же собрался бежать. Я его чуть не силой привел к себе домой. Мы с Марьей, моей женой, снимали тогда «однушку» недалеко от Рогожского посёлка.

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, АнзерыВ компьютере я показывал фотографии: лица староверов, природа Алтая. Каплин тут же выносил приговор: какая фотография может пойти на фотовыставку, какая нет, но я видел, что он увлёкся, и было очевидно, что это уже не моя фотовыставка, а его, что он её делает уже очень давно, причем вместе со мной. В конце встречи он торжественно сказал: «Ох и люблю же я вас, староверы!». Так началась наша дружба, бескорыстная.

Он скачал на «флэшку» все материалы фотовыставки, забрал с собой и каждый день присылал мне на электронную почту отобранные и правленые фотографии. Работал по ночам. Я звонил ему, он мне пояснял каждую работу и говорил:

– Мы должны сделать шедевры, по которым весь мир заново узнает величие старообрядчества и красоту старой веры.

«Нам нужно строить храм»

Александр Холмогоров, starover.org, Алтай-Старовер, старовер, бальзамы, фонд содействия строительства храма, Барнаул, старообрядцы, проект храма РПСЦ в Барнауле, РПСЦ
20 лет от бумаги до камня

Когда набралось около ста работ, он нашел «печатницу», по его словам высокого уровня, сам отнёс туда файлы и напечатал большие фотографии, восемьдесят на сто двадцать, восемьдесят на шестьдесят, был формат и меньше. Деньги взяли символические. Только за краску и бумагу. Моя Марья нарезала пенокартон, с учётом паспарту, и наклеила на него фотографии. Я подсчитал, что если бы отдать «мастерам», то заплатили бы тысяч, эдак, пятьсот, а получилось с Божией помощью… Он мне всегда говорил:

Саня, экономь деньги, нам нужно строить храм.

Он был требовательным к себе, всегда самокритичен, и ко мне тоже был строг, как к организатору и фотографу.

Как-то он позвонил в Барнаул:

– Саня, давай твою продукцию (мёд и бальзамы) на Рублёвку отвезём, там много богатых людей.

Он хотел храм строить быстро, очень переживал, всегда интересовался, как идет строительство в Барнауле. Я же ему говорил: куда конкретно на Рублёвку ехать, в какой магазин отдавать, с кем договариваться? Он, как ребенок, не понимал этого, ему нужно было ехать на Рублёвку и сию минуту заработать деньги, чтобы построить ХРАМ. Он спешил, ему хотелось очень нам помочь, построить храм. Не знаю, молился он дома или нет, но он понимал, что Церковь – главное в жизни человека.

Я предлагал несколько раз ему деньги за работу, он, как и прежде, отказывался. Он не знал цены своего труда, и не хотел знать, и работал вне времени.

Русский мэтр

Каплин ни разу ничем не похвалился: ни своими работами, ни авторитетами, ни знаниями, ни жизненными победами. Казалось, у него всего было достаточно. Как шестилетний мальчишка, мог говорить только о хорошем и добром, что видел вокруг, и что помнил, не понимая ценности и значимости своих слов. А речь у него была высокого слога.

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры
Олег Каплин на Рогожском. Фото А. Холмогорова

Я всегда с ним ощущал себя студентом. Это был мэтр, но русский мэтр, простой в общении, с колоссальными знаниями и редкими чувствами любви к Родине и человеку. Как фотограф, он снимал всегда униженных и оскорблённых. Но не социально оскорблённых, а скорбных перед Богом своими грехами и невозможностью преодолеть мир зла вокруг своим маленьким человеческим сердцем. Он силился помочь людям своей любовью, охватить их и поднять до неба. Он чем-то был похож на монаха – все прелести мира были ему чужды, а важна была истина; он был её служитель в образах, красоте, в данном случае нас объединяла фотовыставка. А чем он жил ещё другим – он не любил рассказывать.

В его творчестве угадывался дух русских художников: Перова и Репина, Сурикова и Нестерова. Когда я впервые увидел на фото лицо Василия Ситникова – его учителя – стало ясно, откуда в Олеге Каплине эта свобода, свобода всегда находиться в единстве со своей душой и творчеством.

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры
Олег Каплин (слева) незаметно встречает гостей на открытии выставки “Алтай-Старовер”

При последней встрече в Москве, в мае 2013 года, на фотовыставке на Рогожском, в Рождественском храме, он говорил:

– Отбирай тщательно фотографии, Саня, сраму боюсь! Боюсь, Саня, сраму.

В августе его не стало. Позвонили его друзья и попросили помочь организовать выставку его творчества. Очень бы хотелось с ними встретиться и внести свою лепту.

Светлая память рабу Божьему Олегу!

 

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры
Лицом к зрителю

 

Павел Маркелов

Композитор и звонарь Павел Маркелов на фото STAROVE.RU О светописце Олеге Каплине

Бытует мнение, что «запечатлённое мгновение» есть нечто запретное. Но есть художники, видящие мир. Им не требуется особого «разрешения». Они раскрывают изначальную красоту и первозданный смысл явления. Воплощают, делают зримым образ. И то, что ещё секунду тому назад было самоочевидной данностью, начинает «играть» доселе неведомыми оттенками. Проявляется смысловой обертон. Даётся молчаливый ответ на вопиющие вопросы. Вручается «Ариаднина нить» странствующему во времени земном.

Одним из таких сталкеров по тенетам жизненных перипетий был и остаётся в своём творческом наследии русский художник-фотограф Олег Владимирович Каплин. Огромный, необъятный по масштабам и глубине труд совершил этот человек. Скрупулёзнейшая работа над каждой деталью. Вывереннейшая линия и особый, свой, взгляд в пространство. Соединение несоотносимого. Парадоксальность в обыденном и свет … свет! Он бьёт отовсюду. Даже в трагической самоуглублённой красоте некоторых фотопортретов, ставших знаковыми для своей эпохи…

Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Павел Маркелов, звонарь, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица

Знаете, ведь небо – везде небо: и над Троей, и над Сахалином. Это земля разнится. И в истинном, неподдельном творчестве одно отражает другое. И воплотить это по существу – главный шаг, совершаемый Мастером. Олег Каплин сделал этот шаг. А мы остаёмся благодарными свидетелями и созерцателями его смиренного подвига…

Олег Хохлов

Об утратах неблизких и рогожской сентиментальности

Колокол, Морозова, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, история, Рогожская Слобода, Старообрядчество, Митрополит Алимпий, Савва Кузьмич Калашников, Ромил Иванович Хрусталёв, Павел Маркелов
Люди эпохи: Митрополит Алимпий, Ромил Иванович Хрусталёв, Савва Кузьмич Калашников, Павел Маркелов

обратный отсчётСавва Кузьмич Калашников, молитвенник, Рогожское, старообрядцы, РПСЦ, верующийПожалуй, первый раз в жизни я плакал из-за смерти незнакомого мне человека в 2003 году, когда 15 мая на Рогожском умер Савва Кузьмич Калашников. Я практически никого не знал в церкви, хотя с детства там бывал, но видел в нём того, кто точно знает, что же говорят на службе такими непонятными словами. И уж точно через него я мог бы попасть в ту самую заветную «Рогожскую общину», чтобы сделать «для Церкви» что-то полезное. Но я был не очень настойчив, либо слишком наивен, а Савва Кузьмич – не очень доверчив. В общем, я упустил этот шанс: Царствие ему небесное! Первого сына мы назвали Саввой (ну, так по святцам выходило)…

обратный отсчётстарообрядцы, Митрополит Андриан, Рогожское, РПСЦ, староверы, история, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская СлободаПотом я плакал 2005-м, когда мне было 24. Тогда я бывал на Рогожском ещё нечасто, и вдруг в воскресный, «дачный» августовский день с порога храма в меня вонзилась скорбь сотен глаз. Да, я почувствовал запах смерти ещё до того, как казаки у дверей сказали мне, в чём дело. Так для меня закончилась эпоха Митрополита Андриана.

Уж так вышло, что за два года до этого я так же «случайно попал» на похороны Митрополита Алимпия (его я помню с детства и знаю многих, кому он был ближе родни), а потом – на интронизацию Митрополита Андриана. Уже в то время этим совпадениям я придавал неслучайный характер.

обратный отсчётРомил Иванович Хрусталёв, Рогожское, старообрядцы, РПСЦ, референт, Митрополит Алимпий, Митрополит Андриан, Митрополит КорнилийСледующая крупная “чужая” утрата, после которой мир стал казаться меньше, была в мае 2008-го, когда не стало Ромила Ивановича Хрусталёва. Он долго и мучительно угасал, и его смерть не была неожиданной. На отпевании и похоронах, куда я также «случайно попал», я был спокоен. Но когда спустя полгода не появилось ни одного некролога о нём, я понял, что «та» эпоха ушла окончательно, и мне стало грустно до слёз. Всё, что я мог сделать – написать о нём в годовщину его памяти.

Про Ромила «многое не говорили», но, как я думаю, лишь потому, что не знали. Сам же я, по молодости своей, достоверно знаю лишь то, что он один помогал мне не делать глупости, когда я издавал газету «Рогожские Вести». Он просто приходил на рутинные собрания редакции для молодёжи, предлагал темы и вычитывал тексты. А сколько он всего помнил и знал… Он болел, но болел за Церковь.

Ромил Иванович Хрусталёв, Рогожское, старообрядцы, РПСЦ, референт, Митрополит Алимпий, Митрополит Андриан, Митрополит Корнилий
Похороны чтеца Ромила Хрусталёва, 9 мая 2008 года, Рогожское

обратный отсчётОлег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, АнзерыТеперь – Олег Каплин. Я видел его раз в год, вечером на Пасху. Ну, иногда на Покров. Однажды, по обыкновению, взял контакт, как у фотографа. Сначала телефон, а через пару лет он завёл и e-mail. Мы так ни разу и не поговорили, а потом однажды я не увидел его, и почему-то расстроился. Через неделю в ответ на рассылку новостей он вдруг прислал мне четыре своих снимка. На одном из них был Покровский храм ночью в кольце свечей Крестного хода. Да! ночью он был на колокольне!!! Я ликовал.

Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Савва Кузьмич Калашников, Рогожское, Рогожская Слобода, Ромил Иванович Хрусталёв, Олег Хохлов, Павел Маркелов, звонарь, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица
Покровский собор во время ночного Крестного хода. Пасха-2012, Рогожское

С прошлой Пасхи я не видел его – ни на Покров, ни на Пасху, но был спокоен: он там, «над нами». Да-а уж, выше не придумаешь: а я опять роняю слёзы: снова полгода нигде не было некролога! Слава Богу, Александр Холмогоров поведал выше, что на этот раз я тоже не ошибся в человеке.

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры
Покровский собор во время Крестного хода на Покров. 2012 год, Рогожское
Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры
Хохловым. 2012 год

«Поплачь о нём, пока он живой. Люби его, таким, какой он есть» – люблю повторять я, когда мне жалко кого-то из близких или себя любимого. Да, это не из чина погребения, но, к счастью, я пока так и не выучил его достаточно хорошо. Навестите родню, пока не поздно, хватит откладывать!

Покой, Господи, душа усопших раб Своих!

Отзывы выше написаны по просьбе сайта для думающих и ищущих STAROVE.RU

 

Старообрядческая серия работ Олега Каплина

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры

Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Савва Кузьмич Калашников, Рогожское, Рогожская Слобода, Ромил Иванович Хрусталёв, Олег Хохлов, Павел Маркелов, звонарь, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица
«Алёна» В книжной лавке при храме Никольской старообрядческой общины на Белорусской

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры

 

Выходя за рамки некролога

Олег Каплин

Анзеры — это навсегда

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, АнзерыГде-то лет в семь мама взяла меня с собой в Рубцовск. Помню, шли мы по улице, непохожей на городскую: пыльная, в колдобинах дорога и по ее краям неказистые деревянные дома. Заслышав позади гул машины, посторонились. Мимо нас на малой скорости проехал фургон, в задней части которого была дверь с зарешеченным окошком. «Сыночка, — мама опасливо кивнула в сторону машины, — эту колымагу все боятся. Называют ее почему-то „воронком“. Может быть, и тятеньку моего увозили на такой же в тюрьму». «Как в тюрьму?» — поинтересовался я. «Мне было тогда примерно столько же лет, как и тебе. В нашей семье было тринадцать детей, я — самая младшая. У нас, помнится, было восемь коров, пять лошадей, не считая всякой мелкой живности. Поди-ка управься со всеми. Мама спала по три часа в сутки. Мы считались богатыми. Нас называли кулаками. Тогда власти таких не жаловали. Политика была — отбирать всё у таких, как мы. Вот однажды и к нам нагрянули вооруженные люди, перетрясли весь дом, обобрали всех животов (отобрали всю скотину — местн.) и куда-то все увезли, заодно и тятеньку…», — мама всхлипнула, — «…поговаривали, что на Соловки. Остров есть такой где-то на Севере».

Мама просила никогда никому не рассказывать о перипетиях нашей семьи. Для меня, как и для всякого мальца такого возраста, эта история отошла на второй план, но появилась МЕЧТА попасть на остров…

Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Православие, фото, фотографии
Инвалиды II Мировой, 1978-1982

Мамино предостережение стало для меня заветом, и я его никогда не нарушал. В пятом или шестом классе учительница литературы, рассказывая о геройском поступке Павлика Морозова, попросила поднять руку тех, у кого среди родственников были кулаки. Я руку не поднял.

Когда я попытался устроиться по лимиту дворником в Москве, то имел дело с начальником отдела кадров, особистом-пенсионером, который довольно пристрастно меня расспрашивал о моих родственниках — не были ли судимы, репрессированы, не был ли я судим. Выслушав меня, он заявил, что я его устраиваю, но так как мне придется работать в зоне правительственного шоссе, он для проверки моей лояльности должен отправить мою анкету в соответствующие инстанции. Кадровик протянул мне несколько пустых бланков и, подняв палец, сказал, — смотри, сынок, лучше оставь эту затею прямо сейчас, ибо ТАМ, — он еще выше поднял палец, — в течение двух месяцев тебя проверят будь здоров как. Я рискнул. В назначенный день я снова оказался у особиста. Он поздравил меня с тем, что я ЧИСТ и могу теперь считать себя москвичом.

АОлег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Православие, фото, фотографии между тем, время было тревожным. 1970-е, — на слуху Солженицын, Ростропович, повальный интерес к «Голосам», всеобщая подозрительность друг к другу, боязнь общения по телефону. Хождение политических анекдотов в народе было просто несметно. Пятнадцать лет зоны только за анекдот! Сотни диссидентов отсиживались в пермских и мордовских лагерях. Мне в эту пору перепал опасный презент из десятка книг. За любую из них я мог бы тогда схлопотать несколько лет. Был среди них и солженицынский «Архипелаг ГУЛАГ» с соловецким разделом, прочитав который, я не стал медлить и подался на архипелаг Соловецкий.

До места добирался самолетами через Архангельск. Я долго не входил в Кремль. Меня интересовал масштаб этого исполина, его фортификационные особенности. Сколько же осадных натисков выдержала эта цитадель: здесь и семилетняя осада царскими войсками, и нападение англичан, шведов. А наши нехристи беспрепятственно оккупировали 500-летнюю святыню, за два десятилетия разрушив ее храмы, испоганив все до крайности, глумливо обозначив свое присутствие звездой на колокольне.

По замыслу «Соловецкой власти» эта звезда предполагалась быть светящейся, как на башнях московского Кремля. Тридцать пять лет нет лагерей, а звезда как бы до сих пор утверждала незыблемость власти на этой территории, вводя всех в смятение и домыслы, а предпосылок для этого, с учетом ситуации на материке, было предостаточно.

Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Православие, фото, фотографииСлучилось так, что меня поселили в келье Новобратского корпуса, уведомив о том, что в этой келье некогда сидел сам Дмитрий Лихачев. На острове мне предстояло пробыть всего неделю. Я с жадностью всматривался во всё, как в реальные иллюстрации к прочитанному у Исаича (А.И. Солженицына — ред.). Узнал я, что каждому сотруднику Соловецкого музея помимо основной работы вменялось быть экскурсоводом и водить туристов по методичке, где была представлена дореволюционная историческая информация о Соловках, а лагерной теме уделялся ничтожный минимум, на тот момент ставший хрестоматийным. «Да, лагерь здесь существовал, и Горький сюда наведывался», — ну вот, как бы и всё. Иные добавления и интерпретации, мягко говоря, не приветствовались. В приватных разговорах с теми же гидами, я услышал немало ответов, коих я не получил бы, задавая вопросы в присутствии туристов. Один гид, минуя упомянутые предписания, то ли по наивности, то ли из протеста, удивляя всех вызывающей смелостью и осведомленностью, попытался просвещать пришлый народ, но тут же был уволен.

Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Православие, фото, фотографииШла реставрация, пусть вяло, — выделялись мизерные средства, — но шла, неумолимо стирая лагерные следы, не запечатлеть которые для меня было бы непростительным. Я метался по острову, пытаясь успеть за такое малое время посмотреть и отснять всё, имеющее отношение к лагерю. Подвыпивший бич с Реболды, совсем недавно, якобы, побывавший на Анзерах, поведал мне о тамошних скитах, в которых еще остались нетронутые камеры, двери с глазками и оконцами для подачи еды узникам. Сказал, что на главном острове такого давно нет, и что он готов, если у меня есть желание, немедленно «за пузырь шнапса» переправить меня на Анзеры. И еще, — заметил он, — скитские двери в качестве сувениров переправляются на материк яхтсменами из Архангельска и других мест. Словом, был резон поторопиться. Конечно, бич раззадорил меня отчаянно, но нужно было уже возвращаться. Я дал себе обещание на следующий год непременно попасть на этот остров.

Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Православие, фото, фотографииПервого сентября следующего 1977 года я снова летел из Архангельска на Соловки. Моим соседом оказался смурной с виду соловчанин лет сорока. Разговорились. Узнав о моем намерении на пару недель попасть на Анзеры, он чрезвычайно оживился, отметив, что из всех островов именно этот — его самый любимый и, не будь жены и детей, он не задумываясь поселился бы на острове до конца своей жизни и там же завещал себя похоронить. Я поинтересовался, чем бы он там питался, где жил и как же — с работой? Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Православие, фото, фотографииХмыкнул сосед, — нет никаких сложностей: сейчас остров необитаем, за исключением двух мужиков, которые обслуживают военный маяк на Колгуе. На острове есть лисы, зайцы. Пусть охота и запрещена, но по надобности зайчатину на столе завсегда иметь можно. А сколько рыбных озер! А знаменитая анзерская селедочка! И водится она почему-то именно в Троицкой губе. Не раз ее там он лавливал и втихаря приторговывал ею на Соловецком. А небранная ягода, и грибов тьма. Только не ленись, — собирай, запасайся. Муку, сахар и масло — не проблема доставить с Главного. Хлеб вполне можно выпекать в том же Троицком скиту: в двухэтажном деревянном доме есть русская печь. Мужику с руками привести этот дом в порядок — плевое дело. Так как остров в статусе заповедного, есть две должности — лесничего и сторожа. Эти вакансии постоянно свободны и никто их занять не спешит…

Самолет начал заходить на посадку. По правому борту в иллюминаторе появился узкий остров, километрах в 15–20-ти. Он был в дымке, и просматривались две точки скитов: Троицкого и Голгофского. Мой знакомец смотрел в ту же сторону. «Да, они самые — Анзеры», — сообщил он, добавив, что я появился в исключительно благоприятную пору: на море полный штиль, нет комаров, тепло и уже по всем признакам начало роскошной осени. От аэропорта до Кремля я шел с любезным попутчиком, который подробнейшим образом рекомендовал мне прикупить все необходимое для островной жизни, советовал зайти в контору агарового завода, чтобы справиться там о возможности доехать до Реболды, а до нее, между прочим, 15 километров.

Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Православие, фото, фотографииМне повезло: прилетел я до обеда, а уже в четыре часа на агаровской попутке я добрался до места. Никого из бичей в бараке не оказалось. Водитель, подвозивший меня, посоветовал мужиков не искать, так как все они сейчас в море на покосе ламинарии. В такой штиль у них самая работа, и вернутся они скорее всего затемно. Спросил, в курсе ли я о таксе за переправу и есть ли у меня «валюта», намекая на спиртное. «Валюта» была при мне. По тому времени ходка из Реболды до Анзеров обходилась клиенту в одну пол-литру водки, т.е. 3 рубля 62 копейки. Обратный путь стоил столько же.

Водитель посоветовал мне пройти к причалу, — там может оказаться кто-нибудь из бичей. И снова удача, — один из них развешивал для сушки ламинарию на пряслах. Без предисловий он поинтересовался, не на Анзеры ли я намереваюсь попасть, и если да, то ему надобна моя помощь, — в моих же интересах еще засветло добраться до места. Я помог выгрузить ламинарию из его карбаса и примерно через час мы причалили к Кеньге. По совету бича на этом же месте я должен развести дымовой костер, когда надумаю снова переправиться на Реболду. Заметив сигнал, меня обязательно отсюда заберет кто-нибудь из ребят. Кстати, к их чести, не могу припомнить ни одного случая, чтобы меня хоть раз кто-то подвел: переправа работала безупречно, даже в шторм.

Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Православие, фото, фотографииТроицкий скит открылся для меня совершенно неожиданно: километра три я шел лесом и, выйдя из него, вдруг оказался на угоре, с которого просматривалась довольно обширная поляна, спускающаяся к заливу и на его берегу — сам скит. Издали при вечернем освещении этот вид был чрезвычайно романтичен. Но обойдя скит кругом, я впал в удрученное состояние от зарешеченных и заложенных кирпичом окон, камер и карцеров. Обосновался в деревянном доме. Пару дней я обустраивался на новом месте, изучал окрестности и снимал, снимал. На третий день отправился на Голгофу, потом — на Колгуй, Капорскую, — за две недели обошел весь остров, не встретив ни одного человека. Я понял, что не зря стремился сюда с самого детства. Это мое место!

На следующий год я встречался уже с островом, как с родным…

Альманах «Соловецкое море». № 9. 2010 г.

Светлана Рапенкова

Художественный редактор альманаха «Соловецкое море»

Вспоминая Художника

Ушел Олег Владимирович Каплин. 18 августа 2013 г. скоропостижно скончался в Москве. Похоронен в Дивеево.

По-другому, наверно, и быть не могло. Он появлялся в редакции альманаха также внезапно, как и исчезал. Длинный, нескладный, как кузнечик, и постоянно с тяжелым фотоаппаратом в руках.

— Олег Владимирович, а если уроните или стукните, техника ведь дорогая!

— Уберу его в кофр, а тут — кадр! И я не успею его снять!

Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Православие, фото, фотографии

И вечно смешливые, въедливые глаза… Глаза фотографа — оценивает, кадрирует, выстраивает композицию.

С большим трудом писал воспоминания о СВОИХ Соловках. Мучился, переписывал, тормозил. Я просила поторопиться, потому что номер уже готовился к печати, умоляла, наконец, ругалась. Потом мы мирились, но доволен написанным он не был. Хотел писать продолжение. Мы ждали…

Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Православие, фото, фотографии

Замечательный, редкий по дару видения фотохудожник! Как мне кажется, неоцененный по достоинству. Он, правда, и сам бегал известности. Прежде всего, важен был процесс, процесс видения. Самое интересное — человек. И чем он самобытнее, страннее — тем интереснее. Отсюда необычные серии фотографий, посвященные инвалидам войны, каликам перехожим, старообрядцам.

Олег Каплин, фотограф, фото, фотографии, фотохудожник, Русский Музей, старообрядцы, Рогожское, РПСЦ, староверы, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Рогожское, Рогожская Слобода, Олег Хохлов, Алтай-старовер, Старообрядчество, Лица, Варлам Шаламов, Соловки, ГУЛАГ, Анзеры

Фотоаппарат Олегу Владимировичу был нужен для того, чтобы рано или поздно докопаться до главного — что у человека внутри. Где находится душа? Во взгляде, повороте головы, изгибе рта. Он искал и находил.

Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Православие, фото, фотографии

Появилась книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», и первая увиденная мной в книге фотография — Олега Каплина. Каково же было огорчение, когда я не нашла его фамилии в списке авторов. Хотела писать в редакцию, но затормозила, а потом и просто забыла. Простите меня, Олег Владимирович!

Вот она, эта фотография:

Олег Каплин, фотограф, фотохудожник, Русский Музей, Троице-Сергиева Лавра, история, художник, Александр Холмогоров, Выставка, ценители, призёр, фотобиеннале, победитель, смерть, некролог, умер, Православие, фото, фотографии
Царствие Вам Небесное и вечная память!

Интернет-приложение альманаха «Соловецкое море»

***

Олег Каплин успел побывать и у Варлама Шаламова перед его смертью и на отпевании.

Варлам Шаламов, Огонек, №22, 1989
Варлам Шаламов

Отпевание Варлама Шаламова, Фото Олега Каплина из журнала Огонек, №22, 1989

Отпевание Варлама Шаламова, Фото Олега Каплина из журнала Огонек, №22, 1989

Материал по теме

Крестный ход, старообрядцы, Неделя Святых Жен-Мироносиц, традиция, посолонь, песнопения, Митрополит Корнилий, РПСЦ, Рогожское, Рогожская Слобода, древний чин, единоверие, благодать, различия, никониане, староверы, древлеправославие, православный женский день, дарование свобод веротерпимости, Москва, фото, зрители, очевидцы, Знаменное пение, распев, крюки, ММДМ, Дом Музыки, выступление старообрядческих хоров, Рогожское, Олег Хохлов, ткани, ремёсла, вышивка, мастерство, Старообрядческая ярмарка, казаки, казачество, Рогожское, , ремесленники, фермерская продукция, органика, праздник, лавка-лавка, мастера, умельцы, ремёсла, РПСЦ, Покровский Собор, раскол, история, Дмитрий Власов, казаки-старообрядцы, youtube, oldbelievers, video, orthodox, Korniliy, RPSC, old beliefЛучшие фото праздника Недели Свв. Жен-Мироносиц-2014

Подборка замечательных профессиональных фотографов, передающая дух самого «светского» старообрядческого праздника в Москве.

 

Рогожское, Рогожская слобода, старообрядцы, РПСЦ, дарование свобод веротерпимости, торжество, вечер духовных песнопений, древлеправославие, анонс, план, гуляния, ярмарка, староверы, Неделя Святых Жен-Мироносиц на Рогожском, Неделя Св. Жен-МироносицНеделя Святых Жен-Мироносиц. Фото прошлых лет.

Программа праздника 2014 года и подборка лучших профессиональгых снимков прошлых лет.

 

Богоявление, Рогожское, СтарообрядцыБогоявленская вода. Рогожское. Фото

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

Рогожская община, о.Виктор ЖельцовСобрание Рогожской общины: хроника

Колоритные фотографии с очередного собрания Рогожской общины, посвященному выбору делегатов на Освященный Собор.

о.Виктор Жельцов, РогожскоеПастырь твёрдый. Как поздравляли о.Виктора

Вместо поздравления настоятелю Покровского кафедрального собора по случаю 81-го дня Ангела от редактора сайта STAROVE.RU

Sayapin-header
Фото с праздника Свв.Жен-Мироносиц от В.Саяпина

Подборка профессиональных снимков с ежегоного старообрядческого праздника в Рогожской Слободе в Москве.

Старая Москва, ретро, снимки, фотографии, 1930-е, Сталин, Калифорния, калифорнийский музей, архив, редкость, СССР, фото, стерео, США, американский фотограф Уникальные цветные фото Москвы 1930-х годов

Цветные снимки из архива американского музея показывают довоенную Москву с необычных ракурсов.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru

Twitter: https://twitter.com/staroveru

Читайте также

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста

Св. благоверная Анна Кашинская: дважды победившая супостата диявола

4.7 (94.29%) 14 votes 15 октября (2 октября по старому стилю) Церковь вспоминает преставление св. блгв. княгини ...

9 комментариев

  1. Владимир

    Эх, Олег, какой же ты молодец! Собрал материал, сам написал, показал фотографии…
    С Каплиным я не был знаком, но видел его пару раз на празднике Жен-мироносиц. А нынче не увидел. Знакомый коллега, он тоже есть на одном из снимков, сказал, что Олег Владимирович умер.
    Остались фотографии. Будем смотреть. Будем помнить.

  2. Олег Хохлов

    Но-но, дорогой мой светописец, я – за выставки при жизни! В соответствии с озвученным выше принципом я и делал подборку фотографий о.Виктора нашего любимого (выше по ссылкам), а также, в частности, твоих шедевров.

    Если будет какое движение по наследию Олега Каплина – дай знать мне и Александру Холмогорову. Что-то за 40 лет работы 70 фотографий на личной выставке меня как-то не впечатляет… А куда все Соловки лагерные подевались?!
    Перерыл весь интернет – снимков нет никаких его, кроме этих…

    А вообще я – за объединение усилий. Вы – творческие люди, многое повидали… У меня есть целая база фотографов, появлявшихся на Рогожском, но все какие-то неконтактные. Либо занятые. А ведь есть, наверняка, что показать людям, да и в интернет надо выгружать всё – с собой никто ничего не забрал ещё, а вот забвение в итоге получить – это проще простого…

    • Владимир Саяпин

      70 фотографий, если это ФОТОГРАФИИ, не мало! У иных и одной не сыщешь.
      Принимаю предложение, готовь площадку для фотоподборки на тему “ЖИЗНЬ”. Будет выставка у тебя на сайте! :)

  3. Владимир Саяпин

    Изменил ник, теперь он с фамилией. А то путаница с Владимирами :).

  4. Соколов Владимир

    На Анзере мы в 1969 году не были, но по Большому острову походили много.
    На одной из фотографий, что привезли тогда, звезда на монастырем действительно еще была.
    Был открыт доступ практически во все помещения монастыря. А в Трапезной на стенах в то время еще сохранились надписи времен СЛОНа, например: “Товарищи, поздравляем вас с праздником 1 мая (внизу дата)”. Вообще Трапезная на меня очень сильное впечатление произвела: расставленные грубо сбитые из дерева столы, лавки (некоторые из них завалены), на столах пара-тройка мисок – было впечатление, что только что и спешно Трапезную покинули.
    Как мне кажется, авиасообщения тогда с Соловками не было. Регулярно (через день) ходил лишь небольшой теплоходик “Лермонтов”: Кемь – Соловки – Беломорск и обратно. Но помню, что в шторм, который начался, когда мы стояли у муксалминской дамбы, теплоход не мог пробиться к островам несколько дней.
    В монастыре долго разговаривали со странником, возможно, одним из последних: седая борода, длинный выгоревший плащ, крепкая палка и вместительная холщовая грубой выделки сума через плечо. Обошел пешком весь Север. Туристов в сегодняшнем понимании этого слова на островах мы не видели, хотя приезжие были, но это был все больше “свой” народ, который ливневые дни спокойно и в коридорах “гостиничного” корпуса мог пережидать.

    Вообще, когда говоришь или думаешь о Соловках, о Севере, слова “понравилось”, “интересно” совершенно никчемны, да и произносить их как-то невозможно. Просто прекипаешь душой до слез.

  5. Культура “церковной фотографии” наверно отсутствует, и было бы интересно почитать его мысли на эту тему. Если кому-то посчастливица встретить рассуждения мастера на эту тему, поделитесь.

  6. Владимир Саяпин

    Что значит “Культура “церковной фотографии” наверно отсутствует”? Как понять фразу?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *