Главная » Новости » Старообрядцы в Тюмени. Архиерейское богослужение владыки Силуяна
Тюмень, Окунево, старообрядцы в Сибири, РПСЦ, епископ Силуян, Омск, староверы, приход, церковь, освящение, старообрядцыТюмень, Окунево, старообрядцы в Сибири, РПСЦ, епископ Силуян, Омск, староверы, приход, церковь, освящение, старообрядцы

Старообрядцы в Тюмени. Архиерейское богослужение владыки Силуяна

Радостное событие произошло в Тюмени, с 8 по 10 апреля наш город с архипастырским визитом посетил Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири, старейший архиерей Русской Православной старообрядческой Церкви.

Сразу по прибытии владыка  направился в новопостроенный  храм в село Окунёво Бердюжского района Тюменской области.

Старообрядческий храм в селе Окунево
Старообрядческий храм в селе Окунево
Старообрядческий храм в селе Окунево Тюменской области
Старообрядческий храм в селе Окунево Тюменской области

В селе Окунёво  новый храм возведен  на месте, где когда-то стоял старый. Сергей Курков, глава Окуневского сельского поселения: «Это был центр старообрядческого движения в своё время. В годы войны храм уже не существовал, точнее, он был, но это было зернохранилище, в послевоенное время это был уже сельский клуб, я помню, ходил туда фильмы смотреть».

Тюмень, Окунево, старообрядцы в Сибири, РПСЦ, епископ Силуян, Омск, староверы, приход, церковь, освящение, старообрядцы
Старообрядческий храм в селе Окунево Тюменской области на карте

Храм в Окунево – один из последних проектов знаменитого архитектора из Новосибирска, старообрядца – Александра Петровича Долнакова, преставившегося в прошлом году.

Старообрядческий храм в селе Окунево
Старообрядческий храм в селе Окунево

Для региона это без преувеличения великое событие.

Старообрядческий храм в селе Окунево Тюменской области
Старообрядческий храм в селе Окунево Тюменской области

9  апреля  служба состоялась в городе Тюмень в храме во имя Рожества Иоанна Предотечи, служил Отец Димитрий, а 10 апреля, в воскресенье, Божественную литургию в тюменском старообрядческом храме совершал епископ Силуян. Владыке сослужили иерей Димитрий Гончаров (Омск), дьякон Андрей Долгов (Новосибирск) .

Община в Тюмени зарегистрирована в 2005 году.  С 2015 года храм расположен в доме председателя общины Молокова Андрея Ивановича. Постоянного иерея пока нет, но приход постоянно посещает священник с Омска. Двери церкви открыты для прихожан, а также всех желающих обогатиться духовно. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням, а также по вторникам, как храмовому святому, совершается молебен Иоанну Предотечи.

Старообрядческая община города Тюмень
Старообрядческая община города Тюмень

владыка Силуян

Владыка Силуян в Тюмени
Владыка Силуян в Тюмени

История старообрядчества в Тюменской области

В Сибири старообрядцы стали обосновываться с первых десятилетий существования раскола. Сосланный в 1653 г. за Урал протопоп Аввакум проповедовал строгое соблюдение нравственных основ православия и приобрел много сторонников в Сибири. За эти речи в июне 1655 г. он был выслан в Восточную Сибирь. Возвращаясь из ссылки в 1663 г., он до февраля 1664 г. по-прежнему активно проповедовал и в последующие годы не упускал из поля зрения духовную жизнь местных староверов. Первая зауральская гарь в январе 1679 г. на реке Березовке около Ялуторовска (погибло 2700 человек)

Тюмень, Окунево, старообрядцы в Сибири, РПСЦ, епископ Силуян, Омск, староверы, приход, церковь, освящение, старообрядцы
Закладка будущей церкви, 2012 год. Фото М.Гусев, А. Молоков – “Самарской староверие”

Приток старообрядцев в Сибирь в начале XVIII в. связан с разгромом керженских скитов. Часть бежавших оттуда оказалась в Сибири, где они известны как кержаки уже три сотни лет. Одна из главных причин увеличения старообрядческого населения в Сибири состояла в переселенческом движении, которое было вызвано в основном государственными гонениями на сторонников старой веры [Суслова 1994: 25].

Тюмень, Окунево, старообрядцы в Сибири, РПСЦ, епископ Силуян, Омск, староверы, приход, церковь, освящение, старообрядцы

В конце XVII – начале XVIII вв. одним из 4 центров старообрядчества Урало-Сибирского региона стало Приисетье (три остальных центра находились в окрестностях Нижнего Тагила, Екатеринбурга и в Алтайском крае). Предками исетских старообрядцев считаются переселенцы с Русского Севера, в частности с Соловецких и Архангельских земель. С другой стороны от Тюмени местом компактного проживания старообрядцев была деревня Пашенка (позднее Космакова), имевшая церковь во имя святителя Николы Чудотворца, куда приходили староверы соседних Каменки, Кулиги, Сорокино, Коняшино. По преданию, старообрядцы появились там в конце XVII в. [Ковыляцких 2004: 20].

После 1716 г. старообрядцам разрешили селиться особыми слободами при условии оплаты двойных податей. Само пространство Сибири (огромные расстояния, густые леса, многочисленные реки и болота), обстоятельства освоения (отсутствие крепостного права), затрудненность государственного контроля приводили к тому, что старообрядцы укрепились здесь, влияя на окрестное население и сопротивляясь увещеваниям представителей официальной церкви.

Тюмень, Окунево, старообрядцы в Сибири, РПСЦ, епископ Силуян, Омск, староверы, приход, церковь, освящение, старообрядцы

В конце XVIII – начале XIX вв. продолжалось переселение староверов в Западную Сибирь. Селились они, далеко не всегда имея на то разрешение властей. Против непрошенных переселенцев правительство издало ряд указов, но остановить распространение старообрядчества этим не удалось. Очень скоро Ялуторовский округ стали называть “гнездом раскола”. Так, в 1 839 г. здесь проживало 13 568 старообрядцев, приемлющих священство  и 1 954 старовера, не приемлющих священство. В царствование Александра II они перестали преследоваться, полиции было рекомендовано насколько возможно придерживаться терпимости; как следствие, к 1869 г. в Ялуторовском округе проживало уже 19 427 старообрядцев [Ермачкова 2002: 165].

Старообрядческий собор, проходивший в начале века в деревне Мишкино Тобольской губернии, принял ряд решений, направленных на охрану собственных обычаев: запрещалось молиться с теми, кто бреет бороду, под угрозой отлучения украшать волосы на голове и т.д. [Зольникова 1998: 57]. До 60-х гг. ХХ в. во многих старообрядческих деревнях Приисетья сохранялась своя уникальная календарная и семейная обрядность, которая описана рядом исследователей Тюмени и Урала.

Сотрудник Тюменского областного краеведческого музея Г. А. Королева пишет: “Незыблемым было требование носить одежду старинных образцов. С. Т. Чащилова, жительница с. Кирсаново, вспоминает о том, что в соседних деревнях и селах девушки надевали модные в 20-30-е годы парочки – юбку и кофту – из одного куска ткани. Модницы наряжались в юбки и кофты разной расцветки, а среди староверов всякие попытки заменить лямочники с сарафанами на модную одежду пресекались.  [цит. по: Старообрядчество в Приисетье].

Тюмень, Окунево, старообрядцы в Сибири, РПСЦ, епископ Силуян, Омск, староверы, приход, церковь, освящение, старообрядцы

В свое время старообрядцы играли большую роль в развитии сельского хозяйства в Сибири, помогали обеспечивать продовольствием горнозаводскую промышленность. Организация труда старообрядцев была их несомненным преимуществом перед разнородным населением Западносибирского Зауралья. М. Е. Салтыков-Щедрин в “Мелочах жизни” говорит: “Старообрядцы – это цвет русского простолюдья. Они трудолюбивы, предприимчивы, трезвы, живут союзно…” [Цит. по: Данилов, Яблоков 2002: 20].

Созидательность идеи – построить свой собственный мир, не затронутый Никоновой реформой, – подкреплялась исключительным трудолюбием и организацией внутренней жизни общины [Юхименко 2003: 14]. Труд стал для старообрядцев формой христианского подвижничества. И сегодня старообрядческая ментальность находит отражение в крепких крестьянских и фермерских хозяйствах староверов и их прямых потомков.

Христина Горегляд для STAROVE.RU

В статье помимо прочего использованы текст сайта www.starover.religare.ru и фотографии из статьи сайта “Самарское Староверие”

О проекте НАВИГАТОР-Карта старообрядчества

Отдельным направлением деятельности нашего сайта является проект «НАВИГАТОР- карта старообрядчества». В нем с помощью читателей мы отмечаем на географической карте координаты существующих и утраченных старообрядческих приходов, которых до революции было несколько тысяч, а сейчас – более пятисот.

NAVIGATOR.STAROVE.RU,старообрядческие храмы, карта старообрядчества, приходы, старообрядческие места, престольные праздники, где находится старообрядческая церковь, все приходы староверов, староверческая, РПСЦ, РДЦ, безпоповцы, храмы РПСЦ, храмы РДЦ, моленные, навигатор
NAVIGATOR.STAROVE.RU

Проект «Навигатор» позволяет не просто фильтровать храмы по упованиям, но также и по престольному празднику.

logo, логотип, старове ру, старообрядцы, сайт, старообрядческая мысль

Меню позволяет отделять сохранившиеся и не дошедшие до наших дней церкви и моленные, а также осуществлять поиск по другим критериям.

logo, логотип, старове ру, старообрядцы, сайт, старообрядческая мысль
Раздельно классифицируются Господские, Богородичные и храмы во имя святых и апостолов:

logo, логотип, старове ру, старообрядцы, сайт, старообрядческая мысль

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz
Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru
Twitter: https://twitter.com/staroveru
Youtube: Канал STAROVE.RU
Сайт знакомств старообрядцев: http://www.staroobrjad.com

Читайте также

Сретение, Симеон Богоприимец, история праздника, святой Трифон, православие, иконография, святой, рассказ, что такое сретение, солитва, старообрядцы, РПСЦ, староверы, Дмитрий Хоменко, Рогожская Слобода, Рогожский поселок, служба у старообрядцев, как молятся старообрядцы, ночное богослужение, канон у старообрядцев, вечерняя служба, фото, Старообрядческая Мысль, святой Трифон, житие, канон, великомученик

Слава Господи Сретению Твоему! Память св. влмч. Трифона

Сегодня 14 февраля Православная Церковь совершает память великомученика Трифона, а 15 февраля – один из ...

18 комментариев

  1. Сергий

    Великая радость, чудесная новость!
    Но как жалко, что она освещена так скудно. Сказано: “Сразу по прибытии владыка направился в новопостроенный храм в село Окунёво Бердюжского района Тюменской области”. А что он там делал? Кто его встречал и кого благодарить за труды строительства? Есть ли там община, или это “один в поле воин” вдруг вырос?
    Судя по фотографиям, владыка там не совершил ни чина освящения храма, ни молебна… Почему? И когда будет освящение? Как идут работы по благоукрашению? Есть ли счёт общины, куда можно посылать пожертвования?…
    Больше вопросов, как видите, чем реальной информации с места.

    • Христина Горегляд

      Доброго здоровья Сергий, автор статьи сама в Тюмени оказалась можно сказать случайно, поэтому если честно, я понятия не имею где Окунево находится, я из Беларусии и фото из Окунево тоже не мои, мне их предоставили для публикации, авторы указаны. Статью я написала, т ,к сама с трудом нашла храм в Тюмени, поэтому и решила всем рассказать. Храм в Окунево еще не освящен, если вы посмотрите на фото, то увидите, что еще не завершены внутренние работы, например на алтаре нет дверей. Как удалось узнать, освящение планируют на лето или осень по мере готовности. Я буду следить за событиями и постараюсь их освятить!)

  2. Сергий

    Удалось немногое узнать про это село Окунево. Там жителей около 800 человек было недавно. А вокруг озера. Причем одно из них – уникальное – это региональный памятник природы минеральное озеро Солёное возле дер. Окунево (по лечебному значению приравнивается к оз. Муялды в Казахстане и Красноусольским минеральным источникам в Башкортостане).
    Значит, если там есть староверы и они планируют развитие жизни вокруг храма, то могут звать людей, нуждающихся в отдыхе и лечении минеральными водами. Будь там такая “точка” – приезжающие могли бы и своему здоровью помочь, да и храму посодействовать.

  3. Сергий

    Уважаемая Христина! Вы сделали замечательное дело. Честь Вам и хвала, что потрудились во славу Божию! Будем надеяться, что у Вас есть контакты с людьми в Тюмени и в Окунёво и сможете всем через Интернет рассказать о происходящем.
    Только позвольте сделать замечания – о грамотности Русского языка (не стал бы писать здесь, в открытом для всех комментарии, если бы знал Ваш емейл):
    Слово Белоруссия пишется так в традициях Русского языка, а по-белорусски Беларусь. Вы же совместили одно с другим. Неверно говорить “на алтаре нет дверей” – но следует “в храме нет иконостаса” (двери ведь не на алтаре, а есть три двери в структуре иконостаса). И еще – глагол “освятить” в первом случае употреблен верно, ибо речь идёт о церковном освящении храма. Но во втором случае Вы ошиблись, ибо писатель, журналист ничего не вправе освЯщать – он освЕщает явления и события.
    И вот ещё что я выяснил, немного посидев в Поисковике Интернета. Деньги на сооружение этого храма дала Наталья Павловна Энгл, у которой предки были старообрядцами в Окунёво. Ранее пресса писала о её благородном пожертвовании памяти предков. […]
    А вот что будет дальше?
    Пишу так подробно, ибо с помощью этого замечательного сайта Старове.Ру мы можем словом и делом помогать друг другу.

    • Йог подвальный

      […тема снята с обсуждения…]

      А где же богатая фантазия которая у тебя включается в таких ситуациях если бы речь зашла о Леониде Севастьянове? Или эта негативная фантазия очень избирательна?

      А Наталья Павловна вообще старообрядка?

      • Олег Хохлов

        Дорогой Сергий-Йог!
        Твой тёзка проявил сугубое усердие и смог снять все волновавшие его ранее сомнения. По его просьбе данная тема снимается с обсуждения.

        Что же до моих “фантазий”, то все материалы здесь основываются на фактах, посему твоя аналогия тут не уместна. Никто из упомянутых в статье и комментариях папе римскому точно рук не целовал…

        • Йог подвальный

          Опять подтираешь то, что ляпнул сгоряча не подумавши? Отвечу исконно-русской поговоркой: скриншот не воробей :) Ну ты понял ;)

          • Олег Хохлов

            Ты лучше скриншоты про гиперпосещаемость соседей прокомментируй: вот уж где не воробей! : ))

          • Йог подвальный

            Я комментирую не все твои выдумки. Некоторые комментируй сам. Или, скажем так, дождемся более удачного момента для всплытия некоторых комментариев.

          • Олег Хохлов

            А я уж чуть комплимент супостатам не сделал: на миг показалось, что отключили накрутку 1000 мёртвых душ (подумать только, как этот образ вновь актуален!). Но нет, спустя пару дней все наверстали…

    • Владимир Саяпин

      Благодарение знатоку русского языка Сергию! Оказывается, русский язык, поисковик нужно писать с большой буквы!
      Прошу пояснить смысл слов “пожертвовании памяти предков”, “грамотности Русского языка” я не понимаю :(. Это как это, так спрашивала одна знакомая китаянка? :)
      “Будем надеяться”, а что, просто надеяться, без будем , нельзя?
      Заслужите еще большее благодарение, ежели покажете знания в основной профессии Христины хотя бы на том же уровне, который она, не журналист, показала при написании своего материала :).

      • Сергий

        Уважаемый Владимир! Благодарю за внимание к Русскому языку! Отмеченные Вами “странности” в написании – вполне допустимы, это вариации живой речи и живого письма.
        Что касается Заглавных букв, то они также допустимы, а некоторыми писателями, журналистами и издателями даже сознательно внедряются для того, чтобы подчеркнуть важность термина или особое к нему уважение. Например, Христианство, Православие – хотя в атеистическое время это было исключено. Также и относительно слов с особым смыслом и значением: это может быть уважение к Русскому или иному языку, к особой системе в современной технике, например, Яндекс или Поиск в Яндексе, или проще Поисковик… и т.д. Да, лингвисты понимают, что это – воздействие традиций романских языков, английского и немецкого, так принято в академической литературе Западной Европы. А в наше время нередко используется и в русскоязычной академической и неакадемической видах литературы.
        “Будем надеяться” говорит о будущем времени, в то время, как “надеемся” определяет только настоящее время действия. Тут синоним “понадеемся”. Вы чувствуете разницу в употреблении времени действия глагола? А у разных времён глагола – разная экспрессия.

        • Владимир Саяпин

          Разве всё так, как Вы пишете, Сергий? Например, “Будем надеяться, что у Вас есть контакты”. То есть Вы потом, в будущем, будете надеяться, что контакты есть…. СЕЙЧАС :). Странно как-то :). Будьте здоровы :).

          • Сергий

            Приведенный Вами пример – это стиль преувеличенной деликатности, осторожности и даже неуверенности. Вот если пишем “надеемся, надеюсь, что есть контакты” – то всё просто и ясно, а именно: контакты есть! И надеемся, что человек их использует.
            Но когда в этом нет уверенности, более того, автор подозревает, что никаких контактов нет или они слабые, неявные, трудные – то пишется вежливо в той форме, которая у Вас вызвала недоумение: “будем надеяться”. Кстати, посмотрите переписку и устные диалоги дипломатов – там такие обороты часто употребляются.
            Конечно, это высказывание не простое, а с подтекстом. В данном случае – благожелательное.

  4. Олег Хохлов

    Сергий, ну вот при всем позитиве от этой новости я бы предостерег от перехода на личности. Мало ли кто что про кого в интернете пишет, и едва ли уместно транслировать тут непроверенные слухи.

    В статье есть ссылка на видео, где как раз и рассказывается о благотворительнице: и мы ее по делам узнали, а обратное пусть доказывают те, кто располагает фактами.

  5. Сергий

    Да, Олег, Вы правы – напрасно я ушёл в такие сферы… в намёки на непроверенные слухи, о которых и сам, конечно, не имею понятия…
    Простите, Христа ради.

  6. У меня при клике на фотографию открывается два окошка с фотографией. закрывать дольше приходится. скорее всего установлено 2 плагина, и каждый свое окно открывает.

  7. Олег Хохлов

    Да, это давнишняя беда, никак не прикрутим. Программисты, АУ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *