Главная » Церковь и мiр » Исследования » Журнал Дилетант. О расколе – правдиво.
Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.ру

Журнал Дилетант. О расколе – правдиво.

5 (100%) 7 votes

Отношение сайта STAROVE.RU ко всему, что говорится и пишется о Церковном расколе в России в не-старообрядческих средствах массовых информации, как правило, скептическое. Обычно такие изыскания либо поверхностные, либо отдают каким-то «заказом», или тайным умыслом.

Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.руОднако свежий выпуск журнала «Дилетант» № 12 (24) за декабрь 2013 года в этом отношении поставил нас в тупик. «Раскол. Каждому по вере» выведено в нём в качестве темы номера.

На презентации данного номера в РИА Новости, которая сопровождалась обстоятельной дискуссией уважаемых представителей РПЦ МП, Русской Православной старообрядческой Церкви и даже главы союза христиан веры евангельской царила доброжелательная атмосфера, способствовавшая серьёзному разговору на непростую и важную тему.

Ознакомившись с материалом номера, недоумение лишь наросло. Подготовленная подборка статей – едва ли не самая полная и сжатая, интересно и в деталях информирует читателя о взглядах и поступках обеих сторон. При этом информация подана как без лживых клише синодальной церкви времён середины XIX века, к которым старообрядцы уже давно привыкли, так и без наукообразного тумана «толерантности», сопровождающей риторику представителей господствующей церкви дней нынешних.

Конечно, вопрос «кому и зачем понадобилось вдруг писать правду?» у пуганых староверов прошит на генетическом уровне, однако в данном случае надо отметить это издание как заслуживающее внимания. От имени сайта для думающих и ищущих обращаемся ко всем нашим читателям с рекомендацией обязательно приобрести этот выпуск. Возьмите два-три экземпляра. Уверяем, это будет отличным подарком на Рождество или гражданское новолетие вашим друзьям и близким. Не так уж велика цена в 120 рублей – 3 поездки на метро.

Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.ру
Открывающая страница декабрьского номера журнала Дилетант

Также сообщаем, что две из трёх интересующих нас статей опубликованы в электронном виде на сайте проекта «Дилетант». Ниже мы приводим фрагменты с наиболее интересными цитатами.

На самом сайте www.diletant.ru приведено немало вспомогательного материала по теме раскола, так как она заявлена темой номера.

Избранные ссылки мы приводим ниже на нашем сайте. Особенно рекомендуем видеозапись пресс-конференции.

Почитать статьи номера

Роман тысячелетия

Это была величайшая психологическая драма Евразии со времен Цезаря и Клеопатры: страстные отношения царя Алексея Михайловича, собравшего Великую, Малую и Белую Русь под крылья двуглавого орла, и его наставника патриарха Никона, расколовшего Русскую православную церковь…

http://www.diletant.ru/journal/20068125/article_20068194/

Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.ру
Об убеждениях и методах патриарха Никона

Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.ру

Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.ру
Иллюстрация: Патриарх Никон в Новом Иерусалиме. Вячеслав Шварц, 1867 год

Боярыня Морозова. Русский надлом

Есть в подмосковном городке Боровске часовенка над глубокой ямой, недалеко от крутого речного обрыва. Одно из самых страшных и великих мест русской истории…

http://www.diletant.ru/journal/20068125/article_20068192/

Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.ру

Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.ру
Весьма резкий вывод автора о реальном итоге церковной реформы

“Молимся тебе, дух лукавый”

УРА!!! Статья доступна для чтения, читайте тут:

http://issuu.com/diletant_ru/docs/hermitage?e=4448056/6048393

Редакция предлагает проголосовать за понравившиеся статьи данного номера для включения лучшей из них в альманах избранный статей.

Смотрите за голосованием и читайте другие статьи тут: http://www.diletant.ru/articles/20064738/?sphrase_id=694905

В статье приводится перечень основных изменений, внесённых справщиками Никона, и даётся оценка необходимости и возможных причин реформы.

Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.ру
Предисловие к статье, доступной только в печатном издании
Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.ру
Заключение статьи “Молимся тебе, дух лукавый”

 

Материалы по теме:

Церковный раскол. Вера объединяет или раскалывает?

Пресс-конференция в РИА Новости -Церковный раскол. Вера объединяет или раскалывает? Дилетант, Дилетант.ру, Антонов, Муравьёв, Миролюбов, ДостальВидео запись пресс-конференции в РИА Новости: http://pressria.ru/special_lecture/20131224/948818170.html

Описание встречи на сайте Дилетант.ру:  http://www.diletant.ru/articles/20100541/?sphrase_id=673766

О фильме Николая Досталя «Раскол»

Досталь, сериал Раскол Мнения старообрядцев и РПЦ МП, а также ссылки на сериал в сети. http://starove.ru/news/raskol-4sale/

 

 

Материалы сайта Diletant.RU

 Diletant-Raskolniki-Opros-duel

Дуэль: Реформа Никона.

Человеческие жизни или позитивные изменения?

http://www.diletant.ru/duels/20107863/

 Diletant-Raskolniki-EGE

«ЕГЭ» по теме Раскольники.

Вопросы немного нелепые, на наш взгляд, и контрастируют у уровнем статьи в журнале.

http://www.diletant.ru/state_exam/?id=20097914

Diletant-Raskolniki-AvvakumVSNikon

РАСКОЛ. Опрос Аввакум VS Никон

http://www.diletant.ru/articles/20102626/?sphrase_id=670512

Патриарх Никон (мирское имя – Никита Минин) и протопоп Аввакум (Аввакум Петров) были идейными противниками и врагами. Хотя в 1640-50 гг. оба входили в кружок ревнителей благочестия, сложившийся вокруг духовника царя Алексея Михайловича – Стефана Вонифатьева. Члены кружка выступали за исправление церковной и гражданской жизни в России путём утверждения благочестия на основе строгого следования церковным уставам и постановлениям Стоглавого Собора 1551 года. И Никон и Аввакум, между прочим, были приятелями.

Однако кружок распался после возведения Никона в сан Патриарха в 1652 году. Когда же он начал властно, резко проводить в жизнь церковную реформу, прежние «ревнители» и вовсе восстали против Никона. Одним из клириков, которые возглавили движение «за старую веру», был как раз протопоп Аввакум. Причем, стоит отметить, что Аввакум не был против церковной реформы как таковой – его не устраивала ее суть (Аввакум выступал за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, Никон же делал это, опираясь на греческие богослужебные книги) и методы проведения преобразований.

Патриарх Никон очень жестко расправлялся со своим бывшим другом – пытки голодом и холодом и даже собирался расчленить его, однако за Аввакума вступился лично царь Алексей Михайлович, поэтому протопоп, так и не отступивший от веры, был сослан в Тобольск.

Однако триумф Никона был недолгим, достаточно быстро он попал в опалу и был извержен из священства и сослан в монастырь.

Аввакум же, несмотря на то, что после удаления Никона, Алексей Михайлович высказывал расположение к протопопу, тот продолжал критиковать и активно выступать против церковной реформы. В конце концов Аввакум вместе с соратниками был сожжен в срубе. Сегодня протопоп Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник.

5 августа 2006 года патриарх Алексей II открыл и освятил памятник патриарху Никону в Саранске.

1. Всеволод Чаплин, заместитель председателя отдела внешних связей Московской патриархии

Святейший патриарх Никон устранил некоторые неправильные вещи в богослужебном чине своего времени, очистив его от сомнительных наслоений. Жалко, что тогда не все поняли правильность этого намерения. Кстати, и старый обряд в значительной степени тоже прошел через пересмотр странностей, которые были в богослужебной практике до патриарха Никона. Но так или иначе сторонники старого обряда – это православные люди. Их обрядность РПЦ воспринимает как столь же спасительную, как и канонические обряды. И сегодня РПЦ настроена на диалог с ними, тем более сейчас, когда христиане нуждаются во взаимной поддержке в делах, касающихся нравственного и патриотического воспитания общества.

2. Алексей Юдин, доцент Центра изучения религий РГГУ

Если выбирать именно с человеческой точки зрения, то я однозначно выбираю протопопа Аввакума. Это абсолютно героическая личность. Как истории я вижу, что его путь был тупиковым, но при этом человек пошел до конца. Это такой высокого полета героизм, который не дает никакой прагматики, но для старообрядцев остался образ высокого духовного напряжения с совершенной непонятной для всех остальных, кроме старообрядцев, перспективой (для них-то она как раз совершенно понятна). В то же время, Никон был политическим прагматиком, который дал новый путь развития церкви. Ведь на самом деле никакой реформы он не предложил. То, что старообрядцы называют «никоновыми новинами», это на самом деле только очень амбициозная, но при этом непродуманная правка книг, а вовсе не реформа. Если бы Никон двинулся дальше и действительно смог бы предложить реформацию, не выходя при этом из церкви, могло бы получиться очень интересно.

3. Алексей Муравьев, российский историк и религиовед

Мои симпатии на стороне протопопа Аввакума. И объяснение здесь такое. Его позиция была довольно простой – он защищал те устои, в которых он был воспитан. Он первоначально был здоровым консерватором, борцом же он стал, когда его уже начали самого давить в эту борьбу насилием. А Никон это был тот человек, который все время пытался опознать свою родную традицию как неправильную, неверную и исправить ее. И в этом смысле он человек, который разрушал собственное основание, что опасно. Он революционер, тогда как Аввакум – эволюционист. Когда же началась непримиримая, жесткая борьба, то Аввакум оказался человеком, который воплотил идеал аскетизма. Он 15 лет жил в земляной яме, без отопления, писал там трактаты. Это человек высшей степени культуры. Вряд ли кто из наших современников будут к этому способен, а вот Аввакум смог. А вот Никон, когда его посади в монастырь, стал писать царю с просьбами выдать ему определенного вина и т.д., так как он привык к роскоши.

4. Александр Борисов, священник, настоятель храма Косьмы и Дамиана

Для меня это сложный выбор. И тот, и другой отстаивали свои точки зрения слишком радикальными методами, поэтому они оба далеки от меня. Оба были людьми фанатичными в своих убеждениях. Вопрос о том, креститься двумя или тремя пальцами, не был на самом деле настолько радикальным, как его восприняли старообрядцы. Конечно, они в действительности боролись за право человека самому выбирать обряды и т.д., чтобы их не навязывали сверху. Но все-таки надо выбирать Христа, а не обряды. В каких-то случаях можно подчиняться вполне реформам, если они не меняют сути. Так что вот такая приверженность обрядам – все-таки далека от христианской веры.

Благовест-инфо, портал Благовест, Blagovest-info, blagovest-info.ru

О Пресс-конференции в РИА НОВОСТИ портала “Благовест-инфо”

Тайна раскола: В РИА Новости состоялась дискуссия о церковной истории России XVII в.
Дискуссия о значении церковного раскола в России XVII в. состоялась 24 декабря по инициативе редакции исторического журнала «Дилетант», последний номер которого целиком посвящен не только русскому расколу, но и теме иных религиозных разделений в разные времена.

«Расколы постоянно сопровождают веру. В чем причина?» – задал вопрос ведущий вечера, главный редактор «Дилетанта» Виталий Дымарский. Он предложил тему дискуссии: «Вера объединяет или раскалывает?»

Судя по анонсу, своим мнением на этот счет с многочисленными слушателями, среди которых было немало старообрядцев, должны были поделиться: первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, протоиерей Максим Козлов, профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев, завкафедрой церковной истории Московской духовной академии Алексей Светозарский и известный кинорежиссер Николай Досталь, одна из последних работ которого – многосерийный телефильм «Раскол». Из заявленных персон в РИА Новости оказался только Н. Досталь. Места же отсутствующих заняли: руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоирей Иоанн Миролюбов, главный редактор старообрядческого журнала «Церковь» Александр Антонов, начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Сергей Ряховский и философ, религиовед Алексей Муравьев.

«Раскол XVII в. в России – это глубокая трагедия. С культурологической точки зрения, это полный разлом сознания, скачок от средневековья к Новому времени, когда у людей оказалась разная шкала ценностей в рамках одного вероучения. То, что произошло, старообрядцы называют обмирщением – это снижение духовной планки, что особенно ярко проявилось в церковном искусстве, когда вместо иконы появилась картина, вместо единогласного пения – партесное…», – начал размышлять о.Иоанн Миролюбов. По его словам, раскол был обусловлен не только религиозными, но во многом – социально–экономическими причинами. Такова же природа и предыдущих церковных расколов, они спровоцированы отнюдь не вероучением: «Евангелие – книга любви, а не войны. Повод – не в Евангелии. Государство вмешивалось в дела Церкви, и начинались религиозные войны», отметил он.

Особенность русского раскола, в отличие от всех предыдущих (например, Великой схизмы 1054 г.), заключалась в том, что линия разделения прошла внутри одного народа и даже внутри каждого человека, продолжил А.Муравьев. Он полагает, что русский раскол – это нечто гораздо более глубокое, чем религиозная реформа. «Реформе в середине XVII в. подлежала не столько Церковь, сколько все общество, оно находилось на грани больших модернизационных изменений, которые можно было «запустить» через религиозную сферу», – сказал религиовед. Если внешний наблюдатель видит в расколе лишь изменение форм религиозности, то участники тех событий ощущали, что после реформы «они будут жить и веровать по-другому», что реформаторы покушаются на «духовные основания жизни», что и привело фактически к гражданской войне, которая сопровождала церковную реформу, подчеркнул А. Муравьев.

«Привить европейский цивилизационный код не удалось не только при Алексее Михайловиче, но и при его сыне – Петре I. В результате появилось старообрядчество – русское национальное прочтение православия», — резюмировал эту часть обсуждения о.Иоанн.

А. Антонов, с одной стороны, считает, что «трагическая фигура» Патриарха Никона является одной из ключевых в событиях второй половины XVII в., с ним во многом связана «тайна раскола»: «В это время в России было огромное эсхатологическое напряжение, а он ломал Церковь через колено, пошел в лоб, как танк, и это психологически непонятно». С другой стороны, «кто ищет конечную причину в злодеях-людях, тот в Бога не верит», сказал представитель старообрядческой Церкви, имея в виду, что за событиями раскола стоит враг рода человеческого.

Сегодняшние расколы связаны с прежними, убежден епископ С. Ряховский. И разделения будут продолжаться до тех пор, пока верующие будут искать «единство в деталях, забывая о главном». Он диалектически сформулировал ответ на главный вопрос вечера: «Вера, объединяя, раскалывает». В то же время, надо помнить, что даже в расколах первых веков Церкви называли себя сестрами, отметил представитель пятидесятничества. В этом ключе он продолжил: «Я не считаю, что современная Русская Православная Церковь отступническая, что там нет Христа. Как говорят, Бог один – провайдеры разные».

Александр Шахматов – внук старовера-сибирского купца, живущий в Австралии. Он считает слово «старовер» ярлыком, потому что «вера не может быть старой или новой, она должна быть истинной». По его словам, старообрядцы – это «истинно-православные русские люди, которых убивали и изгоняли за их веру». Церковь не может «обновляться на крови, за счет изгнания и насилия». «Если бы не было церковного раскола, не было бы и революции, и гражданской войны в ХХ в.», – убежден выступавший. Об этом же говорили и другие участники дискуссии.

«Церковное сознание жесткое, оно не терпит никакого релятивизма. Но за свое стояние в истине я должен заплатить… милосердием к инакомыслию», – продолжил А.Антонов. Он ответил красноречивым вопросом на вопрос о том, почему бы двум разделившимся Церквям – старообрядческой и «никонианской» – не объединиться: «Что лучше: когда два корабля плывут по морю – один побольше, а другой поменьше, или один большой, но – «Титаник»?»

Николай Досталь согласен с тем, что «трагическая трещина с XVII века доходит до наших дней». Поэтому свой фильм он сделал не только историческим, но и современным, «про наши расколы». «Вера, конечно, должна объединять. Но на деле она часто раскалывает людей», – заключил режиссер и в завершение дискуссии предложил присутствующим посмотреть две серии из фильма «Раскол». Юлия Зайцева, Благовест-Инфо.

Обзор подготовлен Олегом Хохловым для сайта STAROVE.RU

 

Статьи по теме:

falsificateУчёные о фальсификации истории России

http://starove.ru/izbran/history-falsification-rgb/

STOGLAV-headerПостановления Стоглавого Собора (1551 год)

http://starove.ru/izbran/stoglav/

prSergiy-headerФильм о прп.Сергии Радонежском «Обитель Сергия. На последнем рубеже»

http://starove.ru/news/film-obitel-sergiya-zvezda/

Izmena-v-vatikaneОстро: Ватикан размывает христианские ценности

http://starove.ru/izbran/vatikan-razmyvaet-tsennosti/

OPK-MURAVIEV-RPSC-HeadУчебник ОПК для школ от чада РПСЦ

http://starove.ru/izbran/opk-ot-rpsts-muraviev/

vzgliad1 - close3ПОСТХРИСТИАНСКАЯ ЭРА: экуменизма не существует!

http://starove.ru/obychai/posthristianskaya-era/

svoboda-rab-01 - копияВ аду нет выбора: о рабах «свободы»

http://starove.ru/izbran/v-adu-net-vy-bora/

iconoborОбращение в веру Советскую в 1920 – 1930 гг.

http://starove.ru/zerkovmir/issledovan/gomel-rpsc/

darwin2Мой ответ Дарвину

http://starove.ru/izbran/moj-otvet-darvinu/

kazak-Gridin-030Правда о старообрядцах в войну 1812 года

http://starove.ru/izbran/staroobryadtsy-v-vojne-1812-goda/

Читайте также

Заволоко

И. Н. Заволоко. Богу и людям служил…

5 (100%) 3 votes 17 декабря 2017 года исполняется 120 лет со дня рождения Ивана ...

5 комментариев

  1. сергей

    Печалится надо. что династия Романовых Тот же филарет и сын михаил приняли раздолбаную империю с двуперстием, а Николашка крестится на никонианской иконе щепотью, какой то император, хотящий стать патриархом, но не понимающийо чем гласит сия справа, скинул страну в пучину безверия и краха…

  2. Вячеслав

    Не так давно задал вопрос духовнику касательно евангельской притчи о блуднице,взятой на месте преступления.Он хоть человек и рассудительный и очень осторожный,но ни сразу ни после так ничего мне и не обьяснил.ведь суть вопроса чисто формально очень проста:Христос,который пришёл не “не нарушить Закон,но исполнить” выступает здесь явно как нарушитель Закона,призывая (если провести параллели) пожалеть человека и не заступаться “за единый Аз” (в чём разница между осуждением жены и…осуждением себя самого?).Ещё удивительнее в этой связи беседа с самарянкой.В том числе интересно и то,что старообрядцы,почитающие Иоанна Лествичника,почему-то обходят стороной всякие ссылки на его труд и редко его цитируют,видимо потому,что в его книге есть прямое указание на самую суть основных понятий православной догматики:суть послушания,смирения,отрицания мира…Очень хотелось бы услышать какие-то цитаты из апологетов старой веры касательно всех этих вопросов,а то всё больше про то как надо вязать платки,а как не надо (хотя,безусловно,это тоже важно).

  3. Андрей

    Электронная версия в хорошем качестве Дилетант № 12 2013 PDF | 82,56 Мб

    http://rusfolder.com/40059492
    http://dfiles.ru/files/6ajfzyuzq

  4. Станислав

    В книге Морозова “Знаменитые разбойники” есть такая мысль, что геноцид армян в 1915 г. есть способ истребить их древнее христианство тёмными орденами. А спустя сто лет и до ассирийцев добрались. А может, и с вашей церковью тоже? Ведь богослужение чем-то похоже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *