Главная » Анонсы » Фотограф Федор Телков: Старообрядцы на Урале. Взгляд украдкой
Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов

Фотограф Федор Телков: Старообрядцы на Урале. Взгляд украдкой

5 (100%) 1 vote

Никак не можем пройти мимо свежего творения уральских фото исследований. Снова Урал, снова Екатеринбург, где каждый, судя по всему, буквально грезит родной историей: начиная от хозяев торгового цента и заканчивая лидерами культовой рок-группы.

Перед вами фото история Федора Телкова в необычном стиле. Любуйтесь образами, а заодно и текстом проекта «Открытая Россия». Стилистику подачи материала постарались сохранить. Нечто похожее, только в цвете и с менее заметным по причине странного форматирования содержательным текстом не так давно было о Рогожском в проекте МОСЛЕНТА: «Молитва, пост и борода».

Интересны и комментарии в обсуждении под оригинальной статьёй. Их обилие говорит о востребованности темы. В них не обошлось и без темы «нашего всего» – наших «дохристианских предков», на которых – как вшивый о бане – всегда кто-то сведет разговор…

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов

Екатеринбургский фотограф Федор Телков начал большое визуальное исследование жизни уральских старообрядцев. В его объектив попали прихожане храма во имя Рождества Христова в Екатеринбурге, которые продолжают одеваться и молиться так, как им завещали предки в XVII веке. О проекте Федора Телкова рассказывает Сергей Простаков.

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов
Вид на здание храма во имя Рождества Христова

Передано Русской Православной старообрядческой Церкви в 1993 году. Храм построен в 1838 году и закрыт в 1929 году. До 1993 года в здании размещался музей Верх-Исетского завода.

«За чудовищную расправу со старообрядцами — кострами, щипцами, крюками и подземельями, еще два с половиной века продолженную бессмысленным подавлением двенадцати миллионов безответных безоружных соотечественников, разгоном их во все необжитые края и даже за края своей земли, — за тот грех господствующая церковь никогда не произнесла покаяния. И это не могло не лечь валуном на все русское будущее», — писал в начале 1970-х годов Александр Солженицын. Писатель был убежден: истоки исторической трагедии России в XX веке необходимо искать в событиях Раскола XVII века и дальнейших притеснениях старообрядцев.

Из церкви и фактически из государства ушли люди, способные отстаивать свои убеждения. Столетия автономной жизни превратили старообрядцев в до сих пор одну из самых независимых групп населения с многовековым опытом сопротивления авторитаризму. Российское государство в свою очередь получило беспрецедентный опыт подавления инакомыслия.

Но история старообрядцев в России все же сложнее черно-белой схемы. Их уход в «необжитые края» — важнейший эпизод истории русской колонизации. Именно старообрядцы обживали земли и строили деревни на огромном пространстве от заволжских степей до Забайкалья, их скиты были разбросаны от побережья Белого моря до предгорий Кавказа. Хорошо известно о роли казачества в расширении границ государства Российского, но меньше — о том, что именно старообрядцы превращали эти пространства из диких лесов и охотничьих угодий в очаги цивилизации.

Особое место здесь принадлежит Уралу. С начала XVIII века регион приобрел стратегическое значение для всей страны. Местные горнозаводчики куют меч империи, а потому государство вынуждено мириться с растущей ролью старообрядцев на Урале. Они хорошие работники, поэтому их можно встретить на демидовских заводах на руководящих должностях. Старообрядческие общины открывают собственные производства. Раньше других регионов здесь начинают впервые после Раскола строить каменные старообрядческие церкви.

Сегодня наследие старообрядчества на Урале занимает заметное место в регионе. Екатеринбургский фотограф Федор Телков решил посвятить ему свой новый фотопроект. «Современное старообрядчество визуально мало исследовано, хотя хорошо изучено другими средствами. Консерватизм и закрытость общества старообрядцев — та причина, по которой они свыше трехсот лет сохраняют свою веру, традиции и культуру, тем самым оберегая себя от вмешательства прочего мира, который так часто становился для них опасным, губительным», — рассказывает Телков.

В центре его фотоистории — прихожане Храма во имя Рождества Христова, одной из двух старообрядческих церквей в Екатеринбурге. Прихожане храма — сторонники Белокриницкого поповского согласия старообрядцев, крупнейшего в России.

Телков делится своими впечатлениями от общения с героями снимков: «Плоды Раскола проявляют себя до сих пор. Нельзя сказать, что старообрядцы сегодня избавились от этого исторического фона, от тех обид, которые накопились за три века, и от отношения к ним остального общества. Перед старообрядчеством сегодня стоит новое испытание глобализацией и техническим прогрессом, ведь консерватизм всегда являлся залогом их сохранения».

Этой фотоисторией Федор Телков открывает широкое визуальное исследование старообрядчества на Урале.

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов
Портрет трех братьев-прихожан внутри храма во имя Рождества Христова

Постоянных прихожан храма около ста человек, среди которых много молодых людей. При храме есть церковно-приходская школа для детей и взрослых. Прихожане приезжают даже из Казахстана и селятся на несколько дней прямо в храме.

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов
Начало утреннего воскресного богослужения.

Порой в храм приходят с желанием перейти в старообрядчество или перекреститься представители других согласий.

До 2014 года в Екатеринбурге храм во имя Рождества Христова был единственной старообрядческой церковью. Всего же в Екатеринбурге около тысячи старообрядцев.

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов
Двуперстное крестное знамение. Портрет певчей при храме

Через несколько лет Урал ждал уже по-настоящему большой приток старообрядцев. В Москве в 1698 году был подавлен стрелецкий бунт. Среди стрельцов было немало старообрядцев. Их разгром означал окончательное выдавливание последователей старообрядчества из Москвы. Основной поток двинулся на Урал.

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов
Настоятель храма иерей Павел Зырянов и прихожане во время службы

Первое упоминание о старообрядческих общинах на Урале относится к 1684 году. В Москве стало известно, что близ Усолья (ныне Пермская область) появилась относительно крупная община, состоявшая из 50 человек.

 

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов
Прихожане на причастии.

Император Петр I не отличался любовью или снисходительностью к церкви или к старообрядчеству в частности. Известны случаи расправ над старообрядцами. Но нужды армии во время Северной войны заставляют царя пойти на уступки: старообрядцам разрешается селиться в деревнях, но уплачивать подать в двойном размере.

Исход старообрядцев на Урал совпал с началом там масштабного промышленного роста. Горные заводы строятся один за другим. Но в крепостной России и на малозаселенном Урале каждый свободный работник на вес золота. Старообрядцы на местных заводах находят себе применение. Непьющие и работящие, они делают на Урале карьеру, невозможную для них где-либо еще в России.

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов
Прихожанка во время богослужения. Портрет сына настоятеля храма

Через какое-то время уже сами старообрядцы начинают заниматься горным делом. Основное внимание они сосредотачивают на золотодобыче. Старообрядец Ерофей Марков в 1745 году находит на дороге два странных булыжника. При пристальном изучении выяснилось: это золото. Так старообрядцы стали первооткрывателями золота на Урале.

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов
Во время утреннего воскресного утреннего богослужения в храме

Демидовы и другие заводчики были благосклонны к старообрядцам. Они скрывали их от властей, давали средства на существование местных общин.

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов
Богослужебная книга

Особой страницей в истории уральского старообрядчества стало появление единоверчества — разрешение соблюдать старые обряды, но под началом Русской православной церкви. В первой половине XIX века построенные за прошедшие сто лет старообрядческие церкви и скиты закрываются — прихожанам предлагают ходить в единоверческие храмы.

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов
Прихожане слушают проповедь настоятеля перед началом Великого Поста

Уральские общины старообрядцев богатели, но постоянно находились под давлением государства. Вплоть до конца XIX века высокие налоги — это самое легкое наказание, на которое могли рассчитывать старообрядцы за свои убеждения.

Преследования старообрядцев прекращаются в 1905 году. Но перемирие между ними и государством длилось недолго. Уже в конце 1920-х годов на религию начинаются новые гонения.

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов
Портрет прихожанина. Портрет прихожанки

Только в 1971 году Русская православная церковь сняла проклятие со старообрядцев, признала старые обряды и книги равноспасительными. Но к этому моменту религиозная жизнь находится в упадке. Очередные попытки реабилитировать церковь — появление туристического маршрута «Золотое кольцо», фактически официальные просьбы о поддержке в борьбе с баптистами — задевают старообрядцев лишь по касательной.

Только после 1988 года старообрядчество начинает возрождаться по-настоящему. В Москве возращен и начал восстанавливаться главный центр Белокриницкого согласия — Рогожская слобода. На Урале эти процессы тоже идут в полную силу.

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов
Портрет певчего по окончании богослужения

С 1993 года, когда старообрядцам был возвращен храм во имя Рождества Христова, эти процессы пошли в полную силу. Но второй храм, в котором находился туберкулезный диспансер, старообрядцы получили только в 2014 году.

Портрет прихожанина. Портрет семьи старообрядцев-беспоповцев Часовенного согласия. Прихожане храма святителя Николая Чудотворца (г. Первоуральск)
Портрет прихожанина. Портрет семьи старообрядцев-беспоповцев Часовенного согласия. Прихожане храма святителя Николая Чудотворца (г. Первоуральск)

По данным Министерства юстиции, в России сегодня 336 старообрядческих религиозных организаций. Крупнейшая из них — Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкое согласие). Она имеет 176 приходов.

Федор Телков, фото, Открытая Россия, Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, основатели, Свердловская область, РПСЦ, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Митрополит Корнилий, о. Павел Зырянов
Настоятель возле царских врат

За прошедшие три с половиной столетия старообрядцы сумели сохранить практически в неприкосновенности свою веру, обычаи и образ жизни. Они платили за это не только государственными преследованиями, но и закрытостью от остального мира. И теперь этот закрытый мир сопротивляется глобализации. Насколько ему это удастся, покажет время.

Материал по теме:

МОСЛЕНТА о старообрядцах. Фотосессия «Молитва, пост и борода»

Мослента, старообрядцы, Рогожская Слобода, Москва, Рогожский поселок, Олег Хохлов, Симеон Королев, Чекушин

Екатеринбург: Молитвы услышаны, торги переносятся

Екатеринбург, Свердловская область, РПСЦ, ул. Розы Люксембург, застройка, противотуберкулёзный диспансер, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Евгений Куйвашев, Свято-Троицкий кафедральный собор, аукцион, Максим Гусев, Митрополит КорнилийКак староверы заставили свердловское правительство поменять свое решение и снять с торгов здание бывшей своей церкви.

 

Екатеринбург, Свердловская область, РПСЦ, ул. Розы Люксембург, застройка, противотуберкулёзный диспансер, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Евгений Куйвашев, Свято-Троицкий кафедральный собор, аукцион, Максим Гусев, Митрополит КорнилийСтароверы молятся, а губернатор в отпуске

Видеорепортаж с места проведения молебна в Екатеринбурге в минувшее воскресенье.

Архив газеты ОБЩИНА

Община, Урал, РПСЦ, Максим Гусев, о.Иоанн Устинов, Семейские, Свердловская область, Екатеринбург, РПСЦ, газета, издание, газета ОБЩИНА, журналист, журналистика

Старообрядцы в Екатеринбурге. Новости. Документы. Чудо.

Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, золотодобыча, фильм, купцы, основатели, староверы, Свердловская область, РПСЦ, ул. Розы Люксембург, застройка, противотуберкулёзный диспансер, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Евгений Куйвашев, Свято-Троицкий кафедральный собор, аукцион, Максим Гусев, Митрополит Корнилий

ПОЗИТИВ: фильм Шахрина “Байки Земли Уральской”

Владимир Шахрин, ЧАЙ-Ф, Урал, Екатеринбург, кино, посмотреть, история, краеведение, Свердловск, Свердловская область, туризм, посмотреть, Байки Земли Уральской

Познавательный фильм Новости, документы, Екатеринбург

Екатеринбург, история, старообрядцы, староверы, золотодобыча, фильм, купцы, основатели, староверы, Свердловская область, РПСЦ, ул. Розы Люксембург, застройка, противотуберкулёзный диспансер, Эдуард Россель, власти, губернатором Свердловской области, Евгений Куйвашев, Свято-Троицкий кафедральный собор, аукцион, Максим Гусев, Митрополит Корнилий

«Пристань духовная». Книга для чтения

Пристань духовная, Маким Гусев, Реж, Екатеринбург, старообрядцы, история, биография, следствие, репрессии, Газета Община, ГУЛАГ, СССР, Сталин, лишенцы, самосуд, тройки, НКВД, РПСЦ, священники, расправа, гонения, атеизм, КГБ, ВЧК, расстрелы духовенства, репрессии священников, РПЦ, заговор, каторга, раскулачивание, воспоминания, Жизнеописание священника и отца семейства, Урал, Зауралье, село Пристань, Свердловская область, красный террор, фото, репрессированные, протоколы допросов

 

Читайте также

богослов

Святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова

4.9 (98.33%) 12 votes 21 мая (8 мая по ст стилю) Церковь чтит память Святаго славнаго и ...

1 комментарий

  1. Саргий

    о всем и не о чем…..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *