Главная » Обычаи » Какой нательный крест является правильным?
традиции, правила, каноны, благочестие, крест, крестик, форма, нательный крестик, распятие, крыж, латинский, Да воскреснет Бог, иконка, ладанка, спаси и сохрани, оберег, Предание, эталон

Какой нательный крест является правильным?

3.7 (74.57%) 92 votes

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятого Спасителя и прочих образков?

традиции, правила, каноны, благочестие, крест, крестик, форма, нательный крестик, распятие, крыж, латинский, Да воскреснет Бог, иконка, ладанка, спаси и сохрани, оберег, Предание, эталон

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

традиции, правила, каноны, благочестие, крест, крестик, форма, нательный крестик, распятие, крыж, латинский, Да воскреснет Бог, иконка, ладанка, спаси и сохрани, оберег, Предание, эталон
Коллекция нательных крестов 18-19 веков из района поселений Красноярского Края говорит о наличии устойчивых предпочтений по форме на фоне богатого многообразия индивидуального исполнения изделий мастерами, причём исключения лишь подтверждают строгое правило.

Неписаные предания хранят множество нюансов. Так, уже после после публикации данной статьи один старообрядческий епископ, а следом и читатель сайта STAROVE.RU указали на то, что слово крест, равно как слово икона, не имеет уменьшительно-ласкательной формы. В связи с этим мы также обращаемся к нашим посетителям с просьбой уважительно относиться к символам Православия и следить за правильностью своей речи!

Мужской нательный крест

02-crossНательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.

традиции, правила, каноны, благочестие, крест, крестик, форма, нательный крестик, распятие, крыж, латинский, Да воскреснет Бог, иконка, ладанка, спаси и сохрани, оберег, Предание, эталон
Богатая фантазия мастеров жёстко ограничивалась неписаными понятиями о каноничности нательных крестов

Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться всё чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного.

традиции, правила, каноны, благочестие, крест, крестик, форма, нательный крестик, распятие, крыж, латинский, Да воскреснет Бог, иконка, ладанка, спаси и сохрани, оберег, Предание, эталон
Наряду со ставшими традиционными на Руси формами в старообрядческих поселениях Красноярского Края можно встретить и наследие более древней византийской традиции

традиции, правила, каноны, благочестие, крест, крестик, форма, нательный крестик, распятие, крыж, латинский, Да воскреснет Бог, иконка, ладанка, спаси и сохрани, оберег, Предание, эталонДля того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость.

Буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский), которые обычно изображаются на более крупных крестах, приводятся в память о надписи, насмешливо прибитой над головой Спасителя во время распятия.

Поясняющая под титлами надпись ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА” (греческое слово, означает победу Христа над смертью).

Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К” – копие, “Т” – трость, “ГГ” – гора Голгофа, “ГА” – глава Адама. “МЛРБ” – Место Лобное Рай Бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).

Карты, масти, грех, иудаизм, пики, вини, бубны, крести, трефы, Христианство, Православие, Исус Христос, Библия, значения, игра в карты, картёжник, объяснениеМы уверены, что многие даже не догадываются, насколько данный символизм извращён в привычной нам колоде карт. Как выяснилось в исследовании сайта STAROVE.RU, четыре карточные масти – это скрытая хула на христианские святыни: крести – это Крест Христов; бубны – гвозди; пики – копие сотника; черви – это губка с уксусом, которую мучители глумливо давали Христу вместо воды.

Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны, поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.

Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ. Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом: так, что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определённое отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.

традиции, правила, каноны, благочестие, крест, крестик, форма, нательный крестик, распятие, крыж, латинский, Да воскреснет Бог, иконка, ладанка, спаси и сохрани, оберег, Предание, эталон

Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:

«Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (“Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…”), или только первые слова.

02-cross3 SONY DSC SONY DSC

 

 

 

Женский нательный крест

традиции, правила, каноны, благочестие, крест, крестик, форма, нательный крестик, распятие, крыж, латинский, Да воскреснет Бог, иконка, ладанка, спаси и сохрани, оберег, Предание, эталон

В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).

03-cross!3  03-cross7

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).

традиции, правила, каноны, благочестие, крест, крестик, форма, нательный крестик, распятие, крыж, латинский, Да воскреснет Бог, иконка, ладанка, спаси и сохрани, оберег, Предание, эталон
Символизм во всём: даже три венца над отверстием символизируют Св.Троицу!

Если говорить о крестах с изображением распятия шире, то отличительной особенностью каноничных крестов является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Исуса чужд православной традиции.

традиции, правила, каноны, благочестие, крест, крестик, форма, нательный крестик, распятие, крыж, латинский, Да воскреснет Бог, иконка, ладанка, спаси и сохрани, оберег, Предание, эталон
Старинные медальоны с символическим изображением

Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе.

традиции, правила, каноны, благочестие, крест, крестик, форма, нательный крестик, распятие, крыж, латинский, Да воскреснет Бог, иконка, ладанка, спаси и сохрани, оберег, Предание, эталон

Манера “очеловечивания” страданий Христа свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси. Старообрядцы считают такие кресты негодными. Примеры каноничного и современного новообрядческого литья приведены ниже: подмена понятий заметна даже невооружённым взглядом.

традиции, правила, каноны, благочестие, крест, крестик, форма, нательный крестик, распятие, крыж, латинский, Да воскреснет Бог, иконка, ладанка, спаси и сохрани, оберег, Предание, эталон

Следует отметить и устойчивость традиций: коллекции на фотографиях пополнялись без цели показать только древние формы, то есть сотни видов современной “православной бижутерии” – изобретение последних десятилетий на фоне почти полного забвения символизма и смысла образа честного Креста Господня.

Иллюстрации по теме

Ниже приводим иллюстрации, подобранные редакцией сайта  “Старообрядческая Мысль” STAROVE.RU и ссылки по теме.

Staroveru-preview-controls

OLYMPUS DIGITAL CAMERA11-cross-!!

Пример каноничных нательных крестов разных времён:

Пример каноничных старообрядческих крестов разных времён
Пример каноничных старообрядческих крестов разных времён

Пример неканоничных крестов разных времён:

Пример неканоничных новообрядческих крестов разных времён, не используемых старообрядцами
Пример неканоничных новообрядческих крестов разных времён, не используемых старообрядцами

традиции, правила, каноны, благочестие, крест, крестик, форма, нательный крестик, распятие, крыж, латинский, Да воскреснет Бог, иконка, ладанка, спаси и сохрани, оберег, Предание, эталон

12-cross!21

необычный крестик, могашеский, византийский, подарочный
Необычные кресты, изготовленные, предположительно, в старообрядцами в Румынии

14-cross!2

старообрядческие кресты, нательные крестики, правильные, форма, старинный,
Фото с выставки “Русское старообрядчество”, г. Рязань

Крест с необычной тыльной стороной, о которой можно прочитать ЗДЕСЬ

                      15-cross2 16-cross2b 17-cross2c

 

18-cross8 20-krest2-back

Мужcкой крест современной работы

21-cross-+22-krestiki-3 23-krestiki-4

Каталог старинных крестов – сетевая версия книги «Тысячелетие Креста» – http://k1000k.narod.ru

Хорошо иллюстрированная статья о раннехристианских нательных крестах с качественными иллюстрациями в цвете и дополнительным материалом по теме на сайте Культурология.Руhttp://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/

Форум о медной пластике http://antikclub.ru/forum/34-30-1
Отличная современная коллекция нательных крестов различных типов http://metalchemist.livejournal.com/33180.html, иллюстрация которой приведена выше.

Страничка археолога и коллекционера из Красноярского края Василия Мяги  Вконтакте – http://vk.com/id152719880

Исчерпывающая информация и фото о литых киотных крестах от новгородского производителя аналогичных изделий: https://readtiger.com/www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/kiotnye_mednolitye_kresty_2/

Текст статьи частично позаимствован с сайта Верейской старообрядческой общины РПСЦ http://www.starovereya.ru и дополнен иллюстрациями из интернета.

01-cross!

Где купить?

Каноничные нательные кресты всегда имеются в наличии во всех приходах Русской Православной старообрядческой Церкви. Медные и серебряные стоят совсем недорого, а выбор достаточно большой. Золотые приобретают нечасто, однако при желании их также можно найти.

Если у Вас есть вопросы или предложения по данному материалу, можете обратиться в редакцию сайта STAROVE.RU по e-mail mstarover@pisem.net

Адреса старообрядческих церковных лавок в Москве:

Лавка при храме Тверской старообрядческой общины на площади Белорусского вокзала (ул. Бутырский Вал, д.8/3, рядом с выходом из метро «Белорусская». Тел. (499) 251-06-12)

Лавка при храме Остоженской старообрядческой общины (Турчанинов пер., д.4 – метро «Парк Культуры». Тел. (495) 245-30-29).

Лавка в духовном центре РПСЦ в Рогожской Слободе при Митрополии РПСЦ:

Сайт: www.rpsc.ru

04-40-Lavka-KnigiMАдрес:

г.Москва, ул. Рогожский Поселок, дом 35 (по вывеске, яндекс-карты: http://maps.yandex.ru/-/CVBh4D9a),
или ул. Рогожский Поселок, дом 29, стр. 9, (обновленный адрес, гугл-карты: http://goo.gl/maps/rEqvn)
Телефон: 8 (495) 918-13-92

Отдел доставок и распространения литературы:

E-mail: or_lit@mail.ru,  оrprn@mail.ru

Время работы: в будни: с 10:00 до 18:00; по субботам и в канун церковных праздников с 10:00 до 15:00, по воскресеньям и в дни особо чтимых служб с 11:00 до 16:00

Проезд:

000-RGJ-mapАвтотранспортом до пересечения Нижегородской улицы или Шоссе Энтузиастов с Третьим транспортным кольцом.

От ст. метро Марксистская, Рязанский Проспект любым транспортом до остановки «Старообрядческая улица».

От ст. метро Площадь Ильича (Римская) маршруткой № 340М до остановки «ул.Рогожский посёлок».

От ст. метро Авиамоторная автобусом №759 до остановки «ул.Рогожский посёлок».

Проезд на электричке от станций «Кунцево», «Рабочий поселок», «Фили», Белорусского вокзала, Савеловского вокзала, м. «Рижская», ст. «Каланчевская», Курского вокзала, ст. «Текстильщики», «Люблино», «Коломенское», «Царицыно» – до остановки ст. «Калитники».

Более подробная информация и фотографии имеются в статье на нашем сайте:

Путеводитель по Рогожской Слободе

Илюстрированная информация о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.

Рогожская Слобода, Рогожское, старообрядцы, архитектурный ансамбль

Избранные статьи от STAROVE.RU:

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёрыИнтервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

mitropolit-Korniliy_Rossiya-24-01Интервью Митрополита Корнилия каналу Россия 24

Первое за десять лет интервью предстоятеля РПСЦ Митрополита Московского и Всея Руси Корнилия федеральному каналу.

Епископ Евмений, о.Евгений Михеев, старообрядцы, Молдавская епархия РПСЦ, Кишинёв, Вознюк, Верея, Рогожское, Россия, Политика, ГУЛАГ, репрессии, гонения, СССР, Советская власть, лагеря, потомственные, староверы, Рогожская Слобода, чиновники, партийные, коммунисты, биография, советская власть, Брежневская эпоха, РПЦ МП, застой, Москва, жизнеописание, биография, Рогожская Слобода, митрополит Корнилий, Митрополит Алимпий, Епископ Геронтий Лакомкин, Русская ПланетаВл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

Почему играть в карты – грех? Что означают масти?

Карты, масти, грех, иудаизм, пики, вини, бубны, крести, трефы, Христианство, Православие, Исус Христос, Библия, значения, игра в карты, картёжник, объяснение

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru

Twitter: https://twitter.com/staroveru

E-mail: mstarover@pisem.net

Читайте также

Успение Пресвятыя Богородицы, Успение, Успенский пост, иконы, иконография, Слово на Успение Пресвятыя Богородицы, старообрядцы, РПСЦ, древний, история

О Празднике Успения Пресвятой Богородицы

4.3 (86.67%) 12 votes Думающим и ищущим хотелось рассказать что-то интересное про праздник Успения Пресвятыя ...

58 комментариев

  1. Очень хорошая статья! много нового узнала)!

  2. Сергей

    Полезная информация

  3. Олег Хохлов

    Сегодня проходил мимо Елоховского кафедрального собора РПЦ в Москве (до строительства ХХС – это был главный патриарший храм в Москве).

    В лавке и в самом храме продаётся множество нательных крестов, в основном серебро и золото. ВСЕ с распятиями.
    Спросил специально у продавщицы, нет ли без распятия – ответила “Не бывает”.

    Вот как традиции быстро забываются, что уж там о благочестии говорить. Даже в виде исключения нет!!!

    Отдельная история, кстати, там с крестом на входе. Положено, чтобы крест там был. Но вместо этого над уличной дверью что-то амёбоподобное из дерева с нарочитыми медными заклёпками: Elohovskiy На что люди крестятся, когда входят, – ума не приложу…

  4. Иван Анатольевич

    Известны кресты с распятиями и в 11-12 вв. энколпионы. НЕ слышал о таких, Олежек?? Массово были распространены и нательные кресты с распятиями еще в 12 м веке. http://www.antik1941.ru/forum/viewtopic.php?p=1762&sid=4fdbcd89d4473c7fa44049f902980a72

    Здесь тоже в конце страницы дана фотка старинного дониконовского нательного креста без осьмиконечного креста внутри. http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-7-0-00000086-000-80-0

    Так что в древности было огромное разнообразие форм нательных крестов и форм молитвенных обрядов богослужений- и это не мешало единству и православности Церкви. Все формы и обряды- равноспасительны и равнозначимы. Дух первичен-форма вторична. Жаль, что это не дано знать тебе, Олежек.

    А люди крестятся на сам храм, на те святыни, что в нем, но не обязательно на надверный крест. На самом храме тоже есть крест одной из ранних форм византийского христианства. На него по твоему тоже не стоит крестться раз он не осьмиконечный??? странная логика.. мдааа. я фигею с тебя, Олежек.

    • Олег Хохлов

      Иван Анатольевич (Карагодин):
      То, что в древности было много различных форм в статье не отрицается, но говорится о том, что со временем в обществе вырабатываются благочестивые обычаи, подкреплённые определённым смыслом. К тому же тогда, насколько я помню, существовала традиция насить кресты с распятием поверх одежды как раз в виде икон-оберегов, как сейчас носят священники. Тут не так всё просто, и ты это прекрасно знаешь.

      Много чего тогда было, но люди собирались и обсуждали, принимали в том числе Соборные решения. Были святые, писание и Предание. Наверное, известны тебе постановления Стоглавого Собора http://starove.ru/izbran/stoglav/, регламентирующие и форму креста, и способ перстосложения для молитвы. Наверное, появились эти решения не на пустом месте, но свидетельствуют о значимости формы для содержания.

      Мы знаем также, что со временем от суемудрия и/или по проискам лукавого у некоторых людей рождаются в голове ереси и всякие новины. Правда указанная тобой «новина» – «креститься на храм» отдает чем-то языческим и звучит просто нелепо. Хотя вполне в русле устоявшихся новообрядческих трендов: «молиться на бумажку» и «креститься абы как, абы чем и абы когда». Ты просто добавил еще и «абы куда». Получается что-то вроде ереси четырёх «А» : )))

      Тут стоит вспомнить весело описанный в журнале Церковь начала ХХ века спор старообрядческого начётчика, который на диспуте с никонианским миссионером публично доказывал, что новообрядцы при осенении себя крестным знамением изображают на себе число 666. В ходе долгих и жарких пререканий миссионеру удалось отбить часть обвинений, и они к обоюдному удовольствию согласились, что никониане изображают не число 666, а ТРИ НУЛЯ (!), поскольку отрицать то, что во время совершения Крестного знамения они не касаются пальцами тела, было бесполезно…

      Католики, конечно, могут креститься на крыж, коих немало в росписи и убранстве Елоховского. Но поэтому мы и не католики, а они – не православные. А для Православных четырёхконечный крыж, а тем более амёба с заплаткой – точно не Крест: зри тот же Стоглав.

      Прости, Христа ради!

      • Иван Анатольевич

        Древние христиане почитали ВСЕ формы креста..даже Т-образный. Есть в Книге правил св. апостол указание, что даже перекрещенные палочки- суть образ святого креста и их надо разбирать, что бы не случилось поругание 4-конечного креста и если кто нарисовал на дороге например просто крестик, то это тоже святыня и его нгадо стирать, что бы никто не попирал его ногами. А ты оскорбляешь его…типа крыж латинский.. Ты неправ в этом. Все формы креста равнозначны и не надо лукавить в этом. НЕ стоит опираться лишь на Стоглав и Аввакума. людям свойственно ошибаться. Безошибочен Оджин лишь Бог.
        Кстати.. странная у тебя мания, обязательно приписывать в общении со мной мою старую фамилию. Это уже мания. У меня есть христианское понятное имя и обращайся по нему. Это элементарные нормы поведения и прошу не фамильярничать. Это ведь так нетрудно.

        • Иван Анатольевич

          вместо нгадо: надо… вместо Оджин: Один. опечатки к сожалению.

        • Олег Хохлов

          Дорогой Иван Анатольевич (Толяныч)

          К сожалению, я не знаю твоей новой фамилии, но в Духовном училище РПСЦ ты учился под фамилией Карагодин. Кстати, упоминание фамилии – не есть фамильярность, хотя слова правда звучат похоже.

          Ты – достаточно публичная личность, раз завёл личную страничку с фотографией на кураевском форуме и там методично поносишь старообрядчество. Мы тебя неплохо узнали во время твоих транзитных метаний РПЦ – единоверие – РПСЦ – РДЦ – снова РПЦ, и читатели должны понимать, с кем имеют дело. Ты – прям современный Арсений Грек, которому Никон поручил книги переводить, только в исламе вроде не был, ну да молодой еще…

          Karagodin StaroveruSm

          Насчёт всяких перекрещенных палочек и им подобных фобий, о которых известно в психиатрии, наподобие канализационных люков, ковров, кафельной плитки, на которых бывают перекрещены две линии, я лично читал противоположное аргументированное мнение с цитатами Святых отцев. Но тут не форум, чтобы уходить от темы.

          Скажу лишь еще раз, что «древними христианами» были и ариане, и иконоборцы, и монофизиты, чью ересь позднее осудили, поэтому не надо тащить оттуда на своей машине времени всякий неуместный скарб, а то так и Перуна можно какого-нибудь вытащить ненароком…

          В статье описана благочестивая традиция средних веков, сложившаяся в Православной Руси. Одним из основных аргументов недопустимости ношения на теле распятия, или иконы, является уважение к святыни, которую нельзя носить в поганые места, например сортир или баню. Если ты не согласен с этим и пытаешься оспорить этот аргумент просто для того, чтобы выпятить современную новообрядческую практику – мне не о чем больше говорить: крестись хоть ногой на оконную раму…

          • Иродион

            Где на фотографии тот человек, которого сильно обидели старообрядцы?
            Олег Хохлов: Справа стоит, где подписано.

          • Александр Рощин

            “то так и Перуна можно какого-нибудь вытащить ненароком…” Если рассматривать эту фразу по назначению Вашего сайта, то Вы правы. А если в общем, то для современных славян молится Перуну и не знать историю верований древних славян одинаково плохо.

        • Георгий

          Мнение собора,это глас Божий! Церековь соборная и апостольская, соответственно соборные уложения необходимо выполнять, для душевного спасения!

      • Ангела

        Я купила в церковной лавке где Сретенский монастырь, там большой выбор, лет 5 ношу и только сейчас увидела, что он закруглённый и без распятия.

    • Сергей

      И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…
      Я думаю тут без коментариев, все ранние христиане это и делали, беря свой крест, на котором висеть только тому человеку кто несет его по жизни…

  5. Иван Анатольевич

    А ты давно ли в старообрядчестве? душе свойственно искать Христа. Я с самого детства вырос в традиции РПЦ МП и участвовал в жизни своего родного храма. НАчитавшись книг, ушел в старообрядчество, где получил лишь злобу, гордыню и презрение. Меня с самого начала ваши старообрядцы воспринимали как предателя… типа предал свою Церковь… и они правы…. я действительно проклял Церковь моих дедов и прадедов, которые были обычными православными в пяти поколениях уже и для меня та Церковь- родная. Я вернулся в Нее как к родной матери и уже более не изменю ей. Истинных и правильных сообществ нет смысла искать…на земле нет их. Общество ведь одно и то же наполняет все религии. Которое сообщество христианское более других испооняет заповедь к Богу и ближним- то оно и есть Христолва Церковь, критерий Которой определяется не Стоглавом, не Кормчей, но лишь Евангелием и словами Христа.
    Думаю с этим ты спорить не будешь? хотя… все может быть. Я в душе теперь спокоен и поверь ..агрессии нет у меня в душе, я не поношу последними словами твое любимое старообрядчество, я лишь указываю на те отступления от заповеди Христовой, которое не хотят упорно признавать твои руководители, которые смеялись надо мной, когда я их почти на коленях просил исправить ситуацию в общежитии духовного училища.

    [далее идёт подробное описание жутких злоключений, произошедших с Иваном за два года в стенах духовного училища РПСЦ, примеры неподобающего поведения и конфликтов с другими студентами училища, которых Иван призывал к покаянию и порядку. Данные подробности не имееют отношения к теме данной статьи, а упомянутые личности не имеют возможности оправдаться, поэтому текст изъят]

    Все были в курсе этого, но только смеялись надо мной. Потом у меня случилось 3 нервных срыва, студенты помнят, как меня трясло в припадке, но никто и скорую не вызвал, стояли и подшучивали надо мной. После этого у меня начались головные боли и я стал слепнуть на правый глаз. Мне в клинике так и сказали, что полностью расшатана нервная система из за стрессов.

    Кто мне возместит мое здоровье??? у меня до училища был только ревматоидный артрит, отказывали ноги, теперь же прибавилось повышенное внутричерепное давление и частичная слепота. От безисходности я написал об этом анонимно на старообрядческом форуме, после чего меня без обьяснений по приезде в Москву- выкинули на улицу без денег на билет домой. А бумагу об исключении присмлали только через полгода.
    Это христианство, Олежек??? ты бы смог все это вынести, скажи мне???? Я пишу, чтобы другие не пострадали как и я, чтобы твое руководство наконец исправило те ошибки, которые поломали мне жизнь.
    Против тебя я ничего не имею и всегда общался нормально. Будь честен перед самим собой в первую очередь.. что ж вы не цените людей, так легко с ними расстаетесь…. печально видеть все это.
    И с праздником тебя. доброй ночи.

    • Олег Хохлов

      Дорогой, я не богослов, и не собираюсь тут дискутировать, однако даже без специальной подготовки видно, что ты только что исповедовал ересь:

      Истинных и правильных сообществ нет смысла искать…на земле нет их. Общество ведь одно и то же наполняет все религии. Которое сообщество христианское более других испооняет заповедь к Богу и ближним- то оно и есть Христолва Церковь, критерий Которой определяется не Стоглавом, не Кормчей, но лишь Евангелием и словами Христа.
      Думаю с этим ты спорить не будешь? хотя… все может быть.

      Сравни: Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода, Иcу́ca Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от́ Бога и́стинна, рожде́на, а не сотворе́на, единосу́щна Отцу́, Им же вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к, и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с, и воплоти́вшагося от́ Дyxa Свя́та и Мари́и Де́вы вочелове́чьшася. Распя́таго за ны при Понти́йстем Пила́те, страда́вша и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тии день по писа́ниих. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́ же ца́рствию несть конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода и́стиннаго и Животворя́щаго, Иже от Отца́ исходя́щаго, Иже со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. И во еди́ну святу́ю собо́рную и апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но Креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвым. И жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

      Так что ты не в РПЦ вернулся, а в протестантизм.

      Что до приводимых тобой «разоблачений» – я не вижу смысла их комментировать и даже читать. Как смеешь ты осуждать кого-то, когда Господь дал людям возможность исповедовать свои грехи, и всё сказанное тобой в этом случае идёт в осуждение тебе, а не им?

      Мало того, что, согласно Апостольским правилам, обличение от еретика не рассматривается, так еще есть и процедура обличения, когда надо сначала с глазу на глаз обличить, потом при свидетелях, а потом сообщить епископу. Ты же поступок Хама повторяешь, дорвавшись до «публичности». Хотя тебе апостольские правила тоже не указ, – знай себе жуй сухарики и земличкой закусывай, коль «вера в душе»…

      Если же ты по таким вот сплетням-наблюдениям судишь о Церкви, то давай я тебе пару сотен приколов тут напишу про духовную семинарию РПЦ МП. Ты и из РПЦ тогда снова сбежишь?

      Не буду более переубеждать тебя – ты достаточно попил крови и студентам, и преподавателям. Коль ты обрёл душевный баланс – Бог тебе судья, спрос на твои «искренние записки» не переведётся в обозримом будущем в твоей новой «благодатной обители».

      Я дал тебе возможность выговориться, дополнительные твои комментарии в этой теме вряд ли необходимы.

      Прости, Христа ради, такожде с Праздником Воздвижения Честного Креста (хотя это тоже, наверное, условности, как тот крест выглядел – главное-то – “Евангелие и слова Христа”).

      FINITA

    • Димитрий

      Так этот Иван Анатольевич (Карагодин) по всем признакам обычный дурачок (человек больной на голову), с определёнными маниями величия. Что с него взять-то?

      • Георгий

        Он же Генералов. Он ведический казак, гностик, молится не пойми где и кому. Он враг христианства и богохульник, побывал во всех старообрядческих согласиях и рпц, гадит всем христианам! Он не обычный, а одержимый тёмными силами зла, христопродавец и еретик!!!

  6. Иван Анатольевич

    Во Единую Святую Церковь- верю и исповедую, только отделяю ее от какого либо религиозного сообщества. НО признаки ее вижу в православии, католичестве и протестантизме.

    И последнее: мне нет нужды вам писать более сказанного. Я пишу не вам…что ж реагируете так болезненно? Называй меня как хочешь, мне все равно это.. меня сложно покоробить вашим хамством и грубостью…привык уже и иного не жду от фанатичных раскольников. гуд бай :)) здесь более не появлюсь..

  7. Андрей

    Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:
    «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

    Можно поинтересоваться где это правило? Цитата переходит из одной книги в другую, но нигде нет сносок на первоисточник. В своё время несколько раз перелистал Кормчую правила чыю Василия Великого, но так и не нашёл. Если не трудно дайте ссылку на первоисточник.

    • Олег Хохлов

      Андрей!

      Получил разъяснение от члена канонической комиссии РПСЦ иерея Вадима Коровина.
      В цитируемом мной тексте действительна есть ошибка, вернее искажение:

  8. Дайте ссылку на. Правило Василия Великаго о ношении скрытом икон как ладанок??? Всю Кормчую перерыл. Несть подобнаго правила!!!

  9. Олег Хохлов

    Пирогу Виктору Сергеевичу:
    Либо Вы знаете что-то, что никто кроме Вас не знает, либо полохо формулируете мысль, но в таком виде Ваш комментарий расценен как еретическое мудрование и опубликован не будет.
    Простите, Христа ради, приводите как минимум ссылки на источники своих откровений…

  10. Евгений

    Сегодня после утренней службы в одном из православных храмов, зашёл в иконную лавку при оном, и ужаснулся размаху язычества и неуважения к святым ликам.
    Женщина-продавец мне рассказала, что имеются обложки на паспорт. Я посмотрел и увидел на обложках лики святых и молитвы, то есть получается, сунул паспорт в такой обложке в задний карман брюк, захочется человеку, он возьмёт и сядет на святой образ и молитву, оскверняя святыню.

    Поведали мне, что хорошим спросом пользуются мужские кожаные ремни с начертанной на них молитвой. Интересно, а эту молитву на ремне за человека будет ремень читать??? На лицо неуважение к молитве и вера в охранные свойства ремня, а не вера в Бога!

    Довелось увидеть и карманные иконы, которые человек может положить в любое место: в сумку, в порт мане, опять таки же в задний карман брюк, в кошелёк среди денежных купюр, побывавших ни в одних руках и собравшихся кучу грязи.

    Или привести в пример то, как люди на Пасху на яйца клеят святой образ Спасителя. Вскоре яйцо разбивается и съедается, а сам образ выбрасывается в мусорку!
    Это ли правильно?

    Всё выше перечисленное – настоящая коммерция, совмещённая с язычеством в Православной среде! И идёт это всё конвейером.
    Почему-то такого безобразия нет в старообрядческих иконных лавках при Церквях, а всё чинно и благолепно!

    Возьмите наши мелкие денежные средства – монетки! Кто на них изображён?
    Правильно, Георгий Победоносец побеждающий змия! Что мы делаем с образом этого святого? –
    Посмотрите, мелочь валяется почти везде. Мы ходим по ней ногами и тем самым оскверняем лик святого! Мы торгуем этим ликом!
    Это ли по христиански?
    Предатели Родины намеренно создали такие денежные средства, чтобы мы унизили свою Православную Веру!

    • Полностью с вами согласна, как можно на куличах изображать образы, а потом резать и кушать его…то же с яйцами…то же с изображением Святого образа на одежде. И почему сейчас православный христианин должен молиться тремя перстами, если на всех древних иконах изображено Благословление двоеперстием. Только у староверов нахожу истину и правду. Надо бы православной церкви уже возвращаться к своим истокам и признать ошибочными Никоновские реформы.

      • Есть церкви куда более древние чем СПЦ, которые так же крестятся двумя перстами и которые не празднуют Рождество 25 декабря а празднуют день Богоявления 6 января. Много ошибочных реформ было и до Никона, которые не приняли другие церкви

        • Олег Хохлов

          Есть другие, есть иные, есть такие… А какие именно?! Их что, миллион, или лишь Богу они известны? Рождество 25 декабря празднуют практически все православные за редким исключением, только по старому стилю, как и мы, однако это не снимает вопрос уклонения в различные ереси как армян, так и прочие деноминации. Есть каноны, которые они все так или иначе нарушили в разное время.

          • Например армянская которая признала только три вселенских собора. Изначально Рождество праздновали как день Богоявления 6 января что сохранили армяне

    • Владимир Саяпин

      На монете он без нимба. То есть на монете он не изображен как святой. На эту тему размышлял протоиерей /бывший в РПСЦ/ Елисей Елисеев.

      • Олег Хохлов

        Это что еще за “несвятые святые”?! Тот протоиерей, ныне изверженный из сана, но продолжающий подписываться как старообрядческий священник, много чудил… Есть даже его письмо Далай Ламе с пользой копейки не использовать в своих ритуалах… Но вот экономика с Божьей помощью все расставляет на свои места. Где те копейки нонче? : )))

        • Владимир Саяпин

          А разве он не раньше ушел в раскол, чем извержен из сана? Могу запамятовать, но вроде как он раньше извержения создал ДПЦХ и потому является старообрядческим священником :).

  11. Так кому же верить, если служители Церкви сами не могут разобраться? Так и всякая вера пропадет.

  12. Анатолий

    С точки зрения староверов, написано все правильно. Но историю не переубедишь: в домонгольской Руси носили нательные кресты с распятием, их полно находят особенно на севере Руси. Вообще фантазия изготовителей крестов и других предметов религиозного быта в то время не знала границ – вера была по существу, а не в буквоедстве. Старообрядчество в том виде, в каком оно дошло до нашего времени со всеми своими правилами и предрассудками, – явление относительно позднее, сложившееся в 16-17 веках. Не надо его выдавать за нечто неизменно-истинное. Иногда их упёртость выглядит совсем смешно: в храм в косовортках и с лестовками… ))). (До раскола косовороток не существовало.)

    • Олег Хохлов

      Анатолий!
      Тут нет никакой “позиции”. В статье и по ссылкам написано, как традиция установилась и чем это было обусловлено. В нательный крест стали вкладывать достаточно чёткий смысл и символизм, именно поэтому от распятия как образа отказались.

      То, что до обретения Креста это было иначе – никто не скрывает. Просто то, что происходит сейчас – это не развитие, а деградация (в духовном плане), так как развитие рынка нательной бижутерии никак полноценным развитием назвать нельзя…

      Православие – это совокупность Писания и Предания, живая традиция, и косоворотки с лестовками – это её живое проявление. А вот шлёпанцы и газовые шарфики вместо платков – декаданс и апостасия.

      • Владимир Саяпин

        Думаю, если назвался старообрядцем, нужно соответствовать во всем и внешним видом в том числе. Сложился образ старообрядца на сей день, его и нужно держать. Возможно, было по-другому, возможно, все или что-то изменится со временем.
        Косоворотка, а не рубашка от модельера /зачастую пе…та/, лестовка, нестриженые усы и борода. Или кафтан. Заглянул давеча в храм под колокольней /служба закончилась/, а там девицы в белых облачениях /даже сарафаном назвать не хочется, настолько великолепная одежда была у них!/. Душа радуется, куда там французам с итальянцами вместе до такой целомудренной красоты! И вспомнил, как искал в лавре большую группу староверов на экскурсии, еле нашел среди других групп, благо, несколько девиц были в белых платках с булавками. Так что есть и то, и другое в РПСЦ. Что возьмет верх? Вот вопрос!

        • Все подобные разборки на мой взгляд из-за чрезмерной категоричности суждений относительно сложившихся местных традиций. У старообрядцев немало красивых и грамотных традиций, даже если это послераскольные нововведения. Только вот объяснить всю их красоту и разум мало кто может.

          А куда чаще пишут достаточно резко и топорно: “Только такой крест должен носить христианин… Нельзя христианину носить то… Бороду нельзя подстричь, сразу в адъ…” и тому подобное. Это вызывает протест и неприязнь у многих, кто сталкивается с этим впервые, особенно если ты из лагеря другой традиции.

          У Кураева хорошо написано на этот счет — как должен вести себя миссионер, обращая человека из другой конфессии или даже веры. Необходимо установить положительный контакт, в первую очередь найти то хорошее, что человек нашел вне границ твоей традиции, а потом спокойно и позитивно объяснить ему какую полноту он получит у тебя в дополнение к той, что уже есть, если задумается и попробует принять твое.

          Тут смотря какую цель ставить: либо помочь людям принять истину, либо покрасоваться какой я хороший и правильный, а вы заблудшие.

      • Олег, в тексте статьи есть такой фрагмент:

        «Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века).»

        Тут явно историческая неточность. Были и раньше нательные кресты с распятием, просто в старообрядчестве другая традиция сложилась, очень хорошая традиция, но она не единственно верная.

    • Насчёт косовороток полностью согласен, в этом плане мне нравятся единоверцы у них нету такого что косоворотка обязательна. К тому же если я из того региона где не косоворотка не сарафан не евляется национальной одеждой и их у нас не когда не носили то я тоже должен одевать косоворотку

      • Олег Хохлов

        Александр, а что это за местность такая, где никогда не носили косовороток?! Сто лет назад человек в пиджаке с иудиной удавкой на шее (галстуком) был бы белой вороной в любой местности!

        Кстати современные единоверцы как раз первое что пытаются перенять – так это сарафаны и косоворотки. Вы на фотографии с их служб поглядите! Это как раз то, за что их наши критикуют – создание внешнего вида без внутреннего содержания.

        • Сарафаны носили только в Поволжье и в северных регионах, в южных и центральных регионах сарафан не когда не носили. По поводу косоворотки я просто пример, вить есть же регионы где косоворотка неизвестна например у малых народов Калмыков, бурятов и т.д. Да и те же украинцы у них вышиванка. Зачем единоверцев критиковать они же то же православные и почему они без внутреннего содержания?

          • Олег Хохлов

            Простите, может я закостенел в своих предрассудках, а что носили женщины в центральных и южных регионах, неужели штаны?! На мой взгляд, с позиций современной апостасии косоворотка и вышиванка – суть одно и то же. Красивая мужская рубаха свободного кроя. И то и другое гораздо дальше отстоит от современных мужских сорочек.

            Насчет единоверцев – святые отцы не раскрывали понятия “тоже православный”. Православие одно, и если какая-то общность проклинает его последователей и до сих пор не принимает в общение без миропомазания – то это есть еретическое сообщество. См. подробнее тут http://starove.ru/news/sinod-rpts-i-rpsts-ne-odnim-mirom-mazany/

            Единоверы же в нем – как раз те обрядоверы, которых де факто больше всего критиковали никониане, затеявшие раскол. Они как раз практикуют форму без содержания, так как содержания они никак в рамках РПЦ получить не могут по своим же несправедливым решениям против истинного Православия.

  13. О, класс! я думал один кресты собираю ))) ну у меня проще коллекция, просто новодел из разных стран. чем чуднее, тем интереснее)

  14. Kak prikol’no 4itat’, 4to vse eshhe liudi zanimayutsia takimi melo4ami, kak pravil’nost’ i nepravil’nost’ po otnoshenii k formam kresta :) Prosto zabavno :)

    • Олег Хохлов

      Данило, а что тут прикольного и забавного?
      Если для кого-то Крест – это бижутерия, то и обсуждать нечего, можно молиться кукишем, или вообще не молиться.

      А если Бог – это не пустой звук, и предки – не обезьяны, тогда начинаешь рано или поздно включать мозг и искать ответы на вопросы о каноничности и правильности. Слава Богу, таких людей много, даже, я бы сказал, очень.

  15. Из данной статьи я не очень то я понял каким должен нательный крестик. Здесь больше написано крест Понял только что он должен быть без распятия и 8 конечный. Появилось несколько вопросов 1) молитва “Да воскреснет Бог” на обороте я так понял не обязательна, а если другая молитва будет на обороте будет ли он считаться правильным? Или вообще без молитвы ?1) если например крест Выполнен без распятия 8 конечный по всем правилам что описаны, но находиться внутри креста четвероконечного но не такого как на данных картинках, а скажем внутри креста с равными сторонами, или в нутри креста с закруглёнными концами ну или в виде треф как большинство православных крестов? Можно ли их носить?

    • Олег Хохлов

      Алексей, мне кажется, в статье перечислены все основные формы нательных крестов, которые считаются в старообрядчестве наиболее годными для ношения. Есть и примеры новообрядческих, которые явно неканоничные. В никонианских лавках при всем многообразии выбора таких простых форм, как правило, не бывает. В частности, лично смотрел сайт крупнейшего массового производителя современных крестов – там из 300 видов лишь 3-4 каноничных, причем затеряны в глубине каталога.

      На сегодня в наших лавках есть несколько типовых изводов “правильных” крестов – едва ли Вы найдете какие-либо новые виды, если сам не ювелир, конечно.
      На наших крестах сзади молитва “Да воскреснет Бог”. “Спаси и сохрани” – это новодел.

      Основное требование – отсутствие распятия в явном виде и наличие 8-конечного креста. Во что он вписан – менее критично, но есть понятие женского и мужского извода, у мужчин построже вид. Бывают и деревянные, наконец, кресты. В конце концов – это не догмат, а элемент благочестия и понимания духа традиции, а не буквы.

    • Анатолий

      Олег,
      молитва “Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…” встречается чаще. Однако на старообрядческих крестах можно встретить еще и молитву “Крест – хранитель всей вселенной…”.

  16. Александр

    Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, старообрядческий форум на котором можно пообщаться со старообрядческим священником РПСЦ.

    • Олег Хохлов

      Александр!
      К счастью или к сожалению, но я не знаю ни одного нашего священника, который бы регулярно общался на каком-либо форуме: несколько площадок такого рода себя явно изжили как раз из-за отсутствия вменяемых людей на горизонте.

      Несколько опытных священников бывают в соц сетях, у некоторых есть электроная почта, но проверяют ее они не часто. Так что советуем обратиться к нам в редакцию (e-mail mstarover@pisem.net) – мы найдем ближайший к Вам приход или наиболее сведующего по Вашему вопросу священника и с удовольствием дадим прямые контакты.

  17. Скажите а старообрядцы носят золотые нательные крестики? Освящают ли в храме нательные крестики?

    • Я наверное неправильно сформулировал второй вопрос допустимо ли носить старообрядцу нательный крестик освящённый в новообрядческом храме?

      • Олег Хохлов

        Александр, главное, чтобы крест был правильной формы. Освящать же кресты не полагается – сам крест освящает все вокруг.
        Вот тут в статье про крещенское купание, в частности, была приведена цитата:

        http://starove.ru/anons/likbez-ice-bucket-challenge-kreshhenie-prorub-eres/

        ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА 1274 ГОДА

        ”О кресте, иже на земли и на леду пишют. Никтоже да не пишет на земли креста и на леду, егда воду крестят, да не оукаряемо боудет победное оружье наше. По крещении бо попирают ногами человеци, кони и весь скот и псы, потом и порты мыют и польют и сквернами. Не тем бо крестом освящаеться вода, доспеным на леду, нъ держимым священьничьскими руками.

        И неции глаголют, яко освятил есмь крест трижды и четырежды. И крестов много связавшее, вода крестити, и до осми дней в перенос носити, и потом разрешати кресты, – что сего несмысльства горее? Чьтуще и не разоумеем: да мы сотонины съблазны и многыми грехы связани, ищем крестом резрешитися. Крест бо освятился есть кровью Христовою и освящает вся – люди и водоу, а креста – никтоже: тъ како мы крест освящаем, вяжем и раздрешаем? Отселе не буди тако; аще ли, то проклинати повелеваем.

  18. Светлана

    Пост действительно замечательный. Я себе долго искала крестик. Не могла подобраться какой лучше. Да и цены везде разные где чуть дешевле а где и в 3 раза дороже. Но в итоге я нашла то что искала. Мне подруга посоветовала замечательный магазин, там были не только крестики но и много другого ассортимента. [Ссылка с несанкционированной нелепой рекламой удалена – прим.Ред. (см ниже)]Вот этот магазин. Посмотрите какие там замечательные крестики. Самое главное что в течении 1 дня доставить могут. Надеюсь вы сможете выбрать себе там что либо.

    • Олег Хохлов

      Дорогая Светлана!
      Какая трогательная история… Давайте начнем с того, что имени “Светлана” в православных святцах нет, поэтому для начала уточните, крещены Вы или нет.

      Ссылку Вашу пришлось удалить. Вы вначале своей реплики оценили “пост”, однако по ссылке не удалось найти ни одного каноничного нательного креста. Пусть те, кто заказали Вам эту рекламу, ответят нам, почему они лепят эту бижутерию. Реально интересно. И если ответ будет вменяемый, и в вашем ассортименте найдутся каноничные образцы золотых крестов, мы с удовольствием разместим ссылку. А рекламидовать пафосные безделушки не станем принципиально. Вместо ссылки – картинка на увиденное… Печально все это.

      Krestik-gold-fake

      PS. У вас, кстати, цена солидных крестообрзных изделий от 16 до 80+ тысяч рублей (!), а у наших христиан каноничные золотые кресты можно купить от 8 до 20 тысяч. Вот и вопрос: Богу угодны такие “жертвы”?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *