Главная » Вопросы священнику » Богослужение, молитва, посты, иконы » Ночная служба св. Внифантию с 31-е на 1-е и его житие
ночное старообрядческое богослужени, старообрядцы

Ночная служба св. Внифантию с 31-е на 1-е и его житие

В ночь с 31 декабря на 1 января по новому стилю на Рогожском состоится ночное богослужение в память святого мученика Внифантия.

Обычно служба начинается в 22:00 и длится приблизительно до 05:00 утра. Как сообщалось ранее, 1 января многие священники будут принимать на исповедь на Рогожском, так что богослужение скорее всего будет особо торжественным и многолюдным. Возглавляет его по традиции сам высокопреосвященнейший митрополит Корнилий.

Обычная вечеряя служба в храме 31 декабря начнётся в 16:30.

Подробнее о специфике празднования “Нового года” с православной точки зрения читайте на нашем сайте.

О том, что Православное Рожество отмечается 25 декабря, читайте здесь.

Святой мученик Внифантий, Вонифантий, старообрядцы, житие, Григорианский календарь, молебен, винное запойство, пьянство, заступничество, Аглаида, мученик, Внифаньтий, Бонифаций, история, жизнеописание, прорись, икона, фреска, первоя января, богослужение, Литургия, праздник, РПСЦ, старообрядцы, митрополит Корнилий, Рогожская слобода, традиция, юлианский календарь, григорианский календарь, новолетие, начало Индикту, старый новый год, православные, новый годСвятые мучениче Внифантие, моли Бога о нас!

Святая Церковь чтит память мученика Внифантия, по стечению обстоятельств имеющего благодать избавления от винного запойства. Для многих старообрядческих приходов стало доброй традицией проведение ночного богослужения, когда множество людей, отмечая «новый год», предаются увеселениям, не взирая на дни Рождественского поста.

Служить в Покровском кафедральном соборе в Рогожской Слободе в этом году будет иерей Иоанн Михеев из Вереи. Ожидается также, что по обыкновению ночную службу и божественную Литургию возглавит сам Преосвященнейший митрополит Московский и всея Руси Корнилий.

Службы в “новогоднюю” ночь пройдут также в храмах Костромы, Казани, Томска и ряде других приходов.

Сайт STAROVE.RU приглашает всех верующих отложить суету и испытать незабываемое чувство отчуждения от мирской суеты в стенах красивейшего храма Москвы во время размеренной и торжественной службы.

Просьба следить за обновлениями календаря на нашем сайте в случае, если появится более полная информация.

Италия. Венеция. Собор Святого Марка, XV в, арка купола.
Италия. Венеция. Собор Святого Марка, XV в, арка купола.
Бонифаций или Внифантий (лат. Bonifatius, Вонифантий, Вонифатий). www.ruicon.ru

Напоминаем, что обычай празднования Нового года 1 января была введена Петром I и чужда православной традиции. Издревле наши предки отмечали начало новому лету (Индикту) первогосентября (четырнадцатого по новому стилю) .

После того, как Советская Россия утвердила католический григорианский календарь в качестве государственного, празднование «Нового года» переместилось на 14 дней назад и приходится на последнюю неделю Рождественского поста, что делает празднование этого дня еще более нелепым.

Краткое житие святого мученика Внифантия

(особо отметим, что повсеместное именование указанного святого именем Вонифантий является ошибочным – поздней калькой с латинского написания его имени).

Менологий 18-21 декабря; Византия. Греция; XIV в.; памятник: Византийский менологий (Byzantine illumination Menologion); 10 x 13 см.; местонахождение: Англия. Оксфорд. Бодлеанская Библиотека (Bodleian Library)
Менологий 18-21 декабря; Византия. Греция; XIV в.; памятник: Византийский менологий (Byzantine illumination Menologion); 10 x 13 см.; местонахождение: Англия. Оксфорд. Бодлеанская Библиотека (Bodleian Library)

Святой мученик Внифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью, закончить грешную жизнь покаянием.

Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Внифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Внифатий на прощание, смеясь, спросил; “А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?” Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Внифатий задумался над ее словами, и всё время пути был сосредоточенным.

Приехав в Киликию, в город Таре, Внифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Внифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними.

Тогда судья спросил Внифатия, кто он. Внифатий ответил: “Я христианин”, – а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим.

Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Внифатий был приговорен к усечению мечом. Из раны истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Святой мученик Внифантий, Вонифантий, старообрядцы, житие, Григорианский календарь, молебен, винное запойство, пьянство, заступничество, Аглаида, мученик, Внифаньтий, Бонифаций, история, жизнеописание, прорись, икона, фреска, первоя января, богослужение, Литургия, праздник, РПСЦ, старообрядцы, митрополит Корнилий, Рогожская слобода, традиция, юлианский календарь, григорианский календарь, новолетие, начало Индикту, старый новый год, православные, новый годМежду тем спутники святого Внифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпрепровождению. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Внифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов.

Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим всё свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Внифатия.

***

 

Святой мученик Внифантий, Вонифантий, старообрядцы, житие, Григорианский календарь, молебен, винное запойство, пьянство, заступничество, Аглаида, мученик, Внифаньтий, Бонифаций, история, жизнеописание, прорись, икона, фреска, первоя января, богослужение, Литургия, праздник, РПСЦ, старообрядцы, митрополит Корнилий, Рогожская слобода, традиция, юлианский календарь, григорианский календарь, новолетие, начало Индикту, старый новый год, православные, новый год
Цитато о том, как следует изображаить св.Внифантия на иконе: (В. Д. Фартусов Руководство к писанию икон. М., 2002 (переизд.))

 

Отметим, что идея призвать общины в ночь под 1 января н. ст. проводить службы святому мученику Внифантию, имеющему благодать избавления от винного запойства, была утверждена в решении Освященного Собора РПСЦ 2009 года как одна из мер борьбы с пьянством.

Олег Хохлов для STAROVE.RU

старообрядцы, РПСЦ, Покровский кафедральный собор, ночью, Рогожское, Рогожская слобода, ночные службы
Пасхальный Крестный ход на Рогожском в Москве

Священное Писание о вине и пьянстве

Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен (Притч. 20, 1).

Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук (обильная и изысканная пища – ред.), не разбогатеет (Притч. 21, 17).

Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище (Притч. 23, 20-21).

Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты (Притч. 23, 31-34).

Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют (Ис. 5, 11-12).

О, мужи! Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его… И когда опьянеют, не помнят о приязни к друзьям и братьям и скоро обнажают мечи, а когда истрезвятся от вина, не помнят, что делали (2 Езд. 3, 18, 22-23).

Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем (Тов. 4, 15).

Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых – пьянством. Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно… оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе – вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны (Сир. 31, 29-35).

Для людей, проводящих жизнь в пьянстве и невоздержании, действительно, день превращается в ночной мрак, не оттого, что солнце гаснет, а оттого, что их ум омрачается пьянством. Предающиеся пьянству, чем более вливают в себя вина, тем более распаляются жаждой, и каждый глоток делается поджогой жажды; в конце концов удовольствие пропадает, между тем жажда делается неутолимой и приводит на самый край пьянства тех, кто стал его пленником… Разве для того дано тебе горло, чтобы ты наполнял его до самого рта перекисшим вином и иной гнилью? Не для того, а чтобы ты воссылал святые молитвы Богу, читал Божественные законы и подавал ближним полезные советы.

Откуда болезни ног? Откуда головные боли? Откуда изобилие дурных соков? Откуда тысячи других болезней? Не от излишеств ли и поглощения вина сверх должной меры? Как корабль, переполненный водою, скоро погружается и тонет, так и человек, когда предается объядению и пьянству, падает в бездну, потопляет разум и лежит затем как живой мертвец, который часто может делать зло, а в отношении ко всему доброму находится в ничуть не лучшем состоянии, чем мертвец. Пьянство столь великое зло, что может лишить даже чувств, и заставляет разумного человека, получившего власть над всем существующим, лежать подобно бессильному трупу, связав его несокрушимыми узами; вернее же – и трупа хуже, потому что последний не способен ни на добро, ни на зло, а тот выставляется на всеобщее посмешище (Творения, т. 12. Слово о пресыщении и пьянстве).

…Подобно тому, как по миновании лихорадки остаются вредные следы лихорадки, так точно и после того, как пройдет опьянение, и в душе, и в теле продолжается буря опьянения, и бедное тело лежит разбитым, как корабль крушением, (а еще более его несчастная душа!), несмотря даже и на то, что оно разбито, возбуждает бурю и еще сильнее разжигает похоть… Что постыднее пьяного, который бессмысленно кружится, терпит тяжкое это крушение и дает неразумным повод хулить дары Божий? В самом деле, я слышу, как многие говорят, когда случится такое несчастие: пусть сгинет вино! О, безумие! О, сумасшествие! Потому, что другие грешат, ты осуждаешь дары Божий? Разве вино, человек, сделало это зло? Не вино, а невоздержность тех, кто худо пользуется им. Поэтому скажи: да не будет пьянства, да не будет пресыщения! Если же ты говоришь: да не будет вина, то, идя понемногу вперёд, скажешь: да не будет железа, по причине убийц; да не будет ночи, по причине воров; да не будет света, по причине клеветников; да не будет жены, по причине блуда; словом, уничтожишь все. предметы. Итак, не вино осуждай, а пьянство и тoго кто худо воспользовался добром (Творения, т. 12. Слово о пресыщении и пьянстве).

…Не вино худо, но злоупотребление им. А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и что происходящую от вина пользу уничтожаёт неумеренность, это показывает тебе (Писание), когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что природа человеческая еще прежде употребления вина, дошла до крайнего развращения, и совершила великое множество грехов, когда еще и вино не было известно. Итак, видя употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию. С другой стороны, помысли человек, и о том, на какое употребление сделалось полезным вино, и вострепещи. При его помощи совершается благодатное Таинство нашего спасения.

…Дурное дело пьянство; оно может притупить чувства и помрачить разум. Человека разумного и получившего владычество над всем оно делает как бы мертвым и бездейственным и заставляет лежать, как бы связанного какими неразрешимыми узами; или лучше сказать, – делает его хуже и мертвого.

Пьянство есть своевольный демон, который хуже настоящего демона помрачает ум и отнимает у одержимого им всякую скромность. Видя бесноватого, мы часто жалеем о нем…; но при виде пьяного поступаем напротив: негодуем, сердимся, произносим тысячу укоризн. Почему и за что? Потому, что одержимый злым демоном, что ни делает, делает невольно..:; но пьяный, что ни сделает, ни в чем не заслуживает извинения, …потому что он сам по своей воле дошел до этого несчастного положения, сам предал себя во власть пьянству (Творения, т.4. Беседа на книгу Бытия» 29-я).

Пьянство само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя душу смятением, исполняя ум мраком, делая его пленником, подвергая людей бесчисленным болезням внутренним и внешним.

Пьянство – многообразный и многоглавый зверь… здесь вырастает у него блуд, там гнев, здесь тупость ума и сердца, а там постыдная любовь.

Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти самого диявола.

Вот прекрасное опьнение: насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать ее пьянством; наперед займи этим свою душу и свои помыслы, чтобы не нашла места в них та бесстыдная страсть.

Целомудрие ли стяжал кто-либо, стыдливость ли, пристойность ли, кротость ли, смирение ли – все это пьянство повергает в море нечестия.

Не одних пьяниц постигает наказание, но вместе с ними и соучастников их, – и весьма справедливо, потому что они самих себя губят и о спасении ближних нерадят. Бога же ничто так не раздражает, как небрежение о спасении ближних.

Человек, когда предается объядению и пьянству, падает в бездну, потопляет разум и лежит затем как живой мертвец, который часто может делать зло, а в отношении ко всему доброму находится в ничуть не лучшем состоянии, чем мертвец.

Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диявола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием.

Пьянство – враг Божий; пост же – начало покаяния. Итак, если хочешь покаянием примириться с Богом, беги пьянства, чтобы оно не сделало тебя еще более чуждым Богу.

Христос хочет обитать у тебя, а ты попираешь Его объядением, пьянством?

Употребляй меньше вина, потому что от пьянства рождается блудодеяние, сквернословие и прочие дурные похоти.

Святитель Василий Великий:

Пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым обыкновенно наипаче познается Бог.

Если много выпито вина, оно, как мучитель, ворвавшийся в крепость, с высоты ее производит в душе неумолкающие мятежи, не отказывая себе ни в каком беззаконном требовании; но прежде всего поработив самый рассудок, смешивает и приводит в расстройство весь порядок, установившийся вследствие обучения, голос делает шумным, возбуждает непристойный смех, опрометчивый гнев, необузданные вожделения, неистовую и бешеную страсть ко всякому беззаконному удовольствию.

В душу, оскверненную пьянством, не войдут пост и молитва.

Чем отличен от бессловесных ты, человек? Не даром ли разума, который получив от своего Творца, стал ты начальником и господином всей твари? Поэтому, лишивший себя смысла по причине упоения приложйся скотом несмысленным и у подобней им (Пс. 48, 13). А я сказал бы лучше, что упивающийся несмысленнее и скотов… Ибо какое бессловесное так недостаточно видит и так недостаточно слышит, как упивающийся? Самых близких не узнают упившиеся, а к чужим нередко бегут, как к знакомым… Они иногда смеются неумолчно, а иногда беспокоятся и плачут безутешно; то дерзки и неустрашимы, то боязливы и робки. У них сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование безчувственнее самого сна…

Вино должно подавать помощь природе, но непозволительно до того напиваться неразбавленным вином, чтобы оно производило помрачение рассудка.

Жалок одержимый бесом, а упившийся, хотя терпит то же, недостоин сожаления, потому что борется с произвольно накликанным бесом.

Упившийся низложен без меча, убит без врагов.

Как умолчу об этом? Как и оплачу сколько должно? Вино было у нас причиною погибели душ, вино, по дару Божиему данное целомудренным к облегчению в немощи, но сделавшееся ныне для похотливых оружием невоздержания. Пьянство – это добровольно накликаемый бес, чрез сластолюбие вторгающийся в душу, пьянство – матерь порока, противление добродетели, делает мужественного робким, целомудренного похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие. Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок.

Жалкое зрелище для очей христианских! Того, кто цветет возрастом, полон телесных сил, отличен в воинских списках, того лежащего переносят домой; он не может стоять прямо и идти на своих ногах. Кто должен быть страшен врагам, тот делается поводом к смеху детям на торжище. Он низложен без меча, убит без врагов. Человек вооруженный, в самом цвете лет, стал добычею вина, готов потерпеть от врагов, что им угодно. Пьянство – утрата рассудка, истощение силы, безвременная старость, кратковременная смерть. Упившиеся – что иное, как не языческие идолы? Очи имут, и не видят; уши имут, и не слышат (Пс. 113, 13-14); руки расслабели, ноги онемели. Кто злоумыслил это? Кто виновник сих зол? Кто растворил нам этот ад неистовства? Человек! из пиршества сделал ты битву. Выкидываешь юношей, выводимых под руки, как бы раненых с поля сражения, цвет юности умертвив вином. Зовешь к себе как друга на ужин, а выкидываешь от себя замертво, угасив в нем жизнь вином.

* * *

Однажды бес сказал одному египетскому пустынножителю: «Соверши один из грехов: убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя». Пустынник подумал: «Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд – стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз -небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно». Взяв рукоделие, пошел в город, продал все и напился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды (Древний патерик).
Источник – http://www.semeyskie.ru/12february.html

Материал по теме:

График исповеди на Рогожском

Рогожское, исповедь, как подготовиться к исповеди, вопросы священнику, список грехов, говение, пост, причастие, РПСЦ, старообрядцы, порядки, сухоядение, Святые отцы, Виктор Жельцов, исповедь на Рогожском. Пост и Причастие у старообрядцев

kazak-kalend-headПравославный календарь от Рогожских казаков
Календарь на 2013-2014 годы в соответствиии с традициями наших предков
http://starove.ru/news/kalendar-kazakov/

Наше Рождество – тоже 25 декабря!

Рождество Христово, Рожество Христово, юлианский календарь, григорианский календарь, Церковь, порядки, обычаи, пасхалия, Индикт, круг солнца, вруцелето, Папа Римский, какой календарь точнее, Апостольское правило против празднования пасхи раньше иудеев евреев

Как встречать «Новый Год»: обман, вера, Дед Мороз и Рождество

Дед мороз, Новый год, рождество, Губельман, Миней, Емелька Ярославский, Емельян, история, ложь, традиция, дети, обычаи, Пётр Первый, запад, кока-Кола, кокаин, вера, рождество, Церковь, СССР, большевики, календарь, обычаи, празднование, безбожник, атеизм, подмена, лукавство, православие, григорианский, дети, чудо, чудеса

 

Читайте также

Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение

Об обычае освящения Великой воды в канун Богоявления (Агиасма, Агиазма)

Большая (Великая, Богоявленская) вода, или Великая агиасма, освящается один раз в канун праздника Крещения Господня ...

6 комментариев

  1. “…повсеместное именование указанного святого именем Вонифантий является ошибочным – поздней калькой с латинского написания его имени.”

    Правильное имя “Внифатий” откуда взялось? Как вкларась эта ошибочная “о”?

  2. “Святая Церковь чтит память мученика Внифантия, по стечению обстоятельств имеющего благодать избавления от винного запойства.” Святая Церковь то чтит, а вот новогодние службы по нему – это нововведение сугубо РПСЦ с 2009 года, а не от святых отец. Вы уж как то различайте немного, что вас приходится комментировать?

    • Василий

      Но память-то св. мч. Внифантия приходится на 1 января по новому стилю? Значит, что мешает отслужить ему службу?

  3. олег соколовский

    крестного хода на службу св.Внифантия нет.

  4. олег соколовский

    Олег думаю надо убрать название новогодняя служба. наша служба никакого отношения к новому мирскому году не имеет.

  5. Сергий

    А не из “пальца высосана” эта новоявленная традиция? сколько читал житие святого, так и не нашел общего с пьянством. просто на этот день так выпало?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *