Главная » Анонсы » О Празднике Успения Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятыя Богородицы, Успение, Успенский пост, иконы, иконография, Слово на Успение Пресвятыя Богородицы, старообрядцы, РПСЦ, древний, история

О Празднике Успения Пресвятой Богородицы

4.3 (86.67%) 12 votes

Думающим и ищущим хотелось рассказать что-то интересное про праздник Успения Пресвятыя Богородицы. Накануне написания данной статьи для первой публикации в 2014 году мы до поздней ночи беседовали с одним из наших читателей (из числа верующих [пока]новообрядцев).

В ходе диалога мы сошлись на мнении, что большинство современных проповедей священников господствующей церкви – какой-то нарочитый экспромт, в котором, как правило, полностью отсутствуют ссылки на труды Святых Отцев.

«Успение Пресвятой Богородицы». Москва, конец 19 века.
«Успение Пресвятой Богородицы». Москва, конец 19 века. Собрание музея им.Андрея Рублёва

Исправляем данное упущение и приводим свидетельство восьмого века. Радует, что найдено оно было именно на старообрядческом ресурсе суздальского прихода РПСЦ. К сожалению, несколько активных старообрядческих блогеров, чьи сайты мы пристрастно исследовали на предмет уместных мыслей по теме Успения, ничем нас не порадовали… Сопровождаем поучение иллюстрациями из славного прошлого.

Прп. Иоанн Дамаскин
Прп. Иоанн Дамаскин

Преподобный Иоанн Дамаскин – VIII в.

Слово на Успение Пресвятыя Богородицы

«Память праведных с похвалами» (Притч. 10, 7), поскольку «честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. 115, 6). Если же память всех праведных бывает прославляема, то кто не воздаст хвалы Виновнице праведности?

Правда, в нашем прославлении не имеет нужды Виновница праведности, сия скиния Божия, этот град Божий, о котором «преславная глаголашася» (Пс. 86, 3), по проречению богоглаголиваго Давыда: ни язык человеческий, ни ум ангельский не могут достойно восхвалить Ту, чрез Которую нам дано ясно видеть славу Божию.

Что же? Неужели потому только, что у нас нет сил восхвалить по достоинству, мы будем безмолвствовать, быв связаны страхом? Нет. С другой стороны, пойдем и мы безстрашными стопами и коснемся ли безбоязненно неприкосновеннаго? Нет.

Лучше мы растворим страх усердием и, соплетши из них один венец со священным трепетом и с душевным пламенем принесем несовершенные начатки нашего ума, как должную дань признательности Небесной Царице, Матери. Она истинно благая Владычица, Матерь единаго всеблагаго Бога, не благосклонно ли примет наше намерение, не взирая на нашу немощь, и не воздаст ли нам несравненно большими благами?…

Успение Пресвятыя Богородицы, Успение, Успенский пост, иконы, иконография, Слово на Успение Пресвятыя Богородицы, старообрядцы, РПСЦ, древний, история
Успение Пресвятыя Богородицы.
Русский Север. XVIII век.
Люцерн, частное собрание. Фрагменты древней иконы врезаны в новую доску.
В соответствии с византийской изобразительной традицией, все двенадцать апостолов стоят по сторонам смертного одра Богоматери, горюя о ее кончине. Невидимый для них Христос держит на руке спеленатую, будто младенец, душу Богоматери, собираясь вознести ее в сопровождении ангелов на небо. Над его головой парит в мандорле серафим. На фоне архитектурных кулис стоят три епископа: Дионисий Ареопагит, Иерофей и Тимофей, считающиеся учениками Павла, которые впервые возвестили о взятии Девы Марии на небо. На самом переднем плане передан эпизод с иудеем Афонией, пытающимся опрокинуть ложе Богоматери.

Если и язычники, надгробным словом воздавая честь отшедшим из жизни, усердно собирали все, что только находили возможным, дабы совершеннее восхвалить прославляемаго и возбудить большую ревность к добродетели в оставшихся: то не подвергаемся ли осуждению наравне с человеком, скрывшим талант свой, мы, если покроем глубоким молчанием дела самыя истинныя и досточтимыя, – если умолчим о том, что принесло всем благословение и спасение?…

Родители Пресвятой Богородицы были Иоаким и Анна. Иоаким не имел недостатка в добродетелях, уклоняясь от стезей нечистых и ходя по путям правды. Анна же была связана с ним узами единонравия столько же, сколько узами брака. Но украшенная всеми благами, она страдала недугом неплодства.

Наконец, всеблагий Бог, призрев на создание рук Своих, и восхотев спасти его, разрешает неплодство богомудрой Анны, даруя ей Дщерь, какой не было прежде и какой не будет после. Ангел возвещает зачатие имеющей родиться: ибо надлежало, чтобы будущая по плоти Матерь единаго истиннаго Бога и в этом превосходила всех.

Успение Пресвятыя Богородицы, Успение, Успенский пост, иконы, иконография, Слово на Успение Пресвятыя Богородицы, старообрядцы, РПСЦ, древний, история
Успение Пресвятыя Богородицы. Псков. Первая четверть XIV века

Потом Пречистая Дева посвящается ко храму Божию и здесь обитает, являя особенное пред всеми совершенство в образе жизни и удаляясь от всякаго общения с людьми нечестивыми. Когда же она достигла совершеннолетия и по закону не могла оставаться во святилище, тогда собором священников поручается Иосифу обручнику (т.е. хранителю девства).

Но «когда пришла полнота времени», как говорит святый Апостол (Гал.4. 4), то к сей истинной Дщери Божией был послан Архангел Гавриил и рек Ей: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою». Прекрасно это ангельское приветствие к Той, Которая выше ангелов, – приветствие, принесшее радость для всего мира.

Успение Пресвятыя Богородицы, Успение, Успенский пост, иконы, иконография, Слово на Успение Пресвятыя Богородицы, старообрядцы, РПСЦ, древний, история
Успение Пресвятыя Богородицы. Псков, середина XVI века

Но решившая хранить девство ненарушимым и не привыкшая к беседе с мужем смутилась речью ангельскою. «Чтобы значило такое приветствие?» – размышляла Она с собою. И сказал Ей ангел: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога». Действительно, обрела благодать достойная благодати, – обрела благодать родившая семена благодати и собравшая обильныя класы благодати, – обрела бездну благодати сохранившая невредимым сугубое девство (поскольку Она сохранила и душу девственною отчего сохранилось уже и девство тела). « И родишь Сына » – продолжал ангел, – « и наречешь Ему имя Исус » (а Исус – значит Спаситель): ибо Он спасет людей Своих от грехов их ».

Что же отвечает на это сокровищница истинной мудрости? Она исправляет неосторожность праматери Евы, и вот как отвечает на слова: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» Твои слова разрушают пределы природы, постановленные Зиждителем; Я не соглашусь быть второю Евою и попрать волю Творца. Если ты не говоришь противнаго Богу, то разреши сомнение, объясни Мне способ зачатия.

На это отвечает Ей ангел истины: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Совершающееся ныне не подчинено законам естества: ибо Владыка природы по Своей власти изменяет законы природы».

Успение Пресвятыя Богородицы, Успение, Успенский пост, иконы, иконография, Слово на Успение Пресвятыя Богородицы, старообрядцы, РПСЦ, древний, история
Успение Пресвятыя Богородицы. Псков, последняя треть XVII века.

Услышав со священным благоговением сие, всегда вожделенное и досточтимое имя, Пречистая Дева изрекла слова покорности, исполненныя страха и радости: «се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 28-38; Мф. 1, 21)…

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия, как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его!» (Рим. 11, 33). Тот, Кому небо служит престолом, а земля подножием, соделал Себе пространное жилище во чреве рабы Своей и в Ней совершил самое дивное из всех таинств: ибо, будучи Богом, Он стал человеком и, Сый сияние славы Отчей, преестественно родился, оставив ключи девства невредимыми. Воистину благословенна и блаженна Ты в роды родов, Пресвятая Матерь и Дева, единая достоблаженная! Се ублажают уже Тебя «все роды». Ты – Едем мысленный, священнейший Едема древняго, потому что в древнем водворялся перстный Адам, в Тебя же вселился Господь с небесе. Тебя предъизображал ковчег, хранивший семя втораго Адама, ибо Ты родила спасение миру – Христа, потопившаго грех и укротившаго волны его.

Тебя преднаписала купина, предначертали богонаписанныя скрижали, предзнаменовал кивот завета, ясно предъизобразили и стамна златая, и светильник, и трапеза, и жезл Ааронов прозябший: поскольку из Тебя телесно произник пламень Божества – Слово Отчее, из Тебя низошла сладчайшая манна, из Тебя возник и свет вечный, и хлеб жизни, и плод невозделанный. Тебя предъизобразила и пещь, явившая огонь, росящий и вместе пламенеющий – образ Божественнаго огня, вселившагося в Тебя. Тебя предозначила скиния Авраамова, так как Богу Слову вошедшему в скинию чрева Твоего, человеческая природа представила свои начатки из Твоих пречистых кровей, которые Божественный огонь воспринял в Свою Божественную Ипостась и привел истинное существо одушевленнаго тела, Твой образ виден и предначертан был в лествице Иакова: как Иаков видел небо, соединенное концами лестницы с землею, и ангелов, нисходящих и восходящих по ней, – так и Ты соединила разделенное, соделавшись посредницей и лестницей нисхождения к нам Бога, вследствие чего и ангелы низошли к Нему, служа Ему, как Владыке, – и люди, восприяв ангельскую жизнь, стали восходить на небо. К кому, как не к Тебе должны приложить вещания пророков?

Успение Пресвятыя Богородицы, Успение, Успенский пост, иконы, иконография, Слово на Успение Пресвятыя Богородицы, старообрядцы, РПСЦ, древний, история
Успение Пресвятыя Богородицы. Середина — третья четверть XVI века. Западная Украина.
Дерево, левкас, темпера; ковчег. 116,5х89 см.
Из собрания ЦАК МДА. Икона реставрирована.
Иконография «Успения» основывается на текстах Слова св. Иоанна Богослова на Успение Богородицы, Поучения св. Иоанна Солунского и др. Она сложилась в византийской художественной практике, откуда распространилась по всей православной ойкумене, в том числе и на восточнославянские земли. Развернутый вариант иконографии, восходящий к композициям стенописей балканских стран, нередко встречается в сохранившихся произведениях украинской иконописи XVI в.
К этому варианту, для которого характерно включение вознесения Девы Марии на небо, слетающихся на облаках к Ее одру апостолов, сцены с нечестивым Афонией, относится и публикуемая икона. По сторонам ложа Богоматери, над апостолами и плачущими женами, как правило, изображались и святители, которых, согласно приписываемому Дионисию Ареопагиту тексту, церковная традиция считает очевидцами события. На этом произведении представлены свтт. Иаков Иерусалимский, брат Божий, Тимофей Эфесский, Иерофей Афинский и Дионисий Ареопагит.
Однa из самых ярких стилистических особенностей западнорусской иконописи XVI в. – светлая цветовая гамма с преобладанием голубого и серого, использование серебра (фоны, разделка одежд). В колорите публикуемой иконы голубой и серый дополняются приглушенным красно-коралловым, белым, коричневым и светлой охрой, а серебряный фон объединяет цвета светлой холодной гаммы. Личное написано тщательно: светлая розовая охра положена по коричневатой основе, активно использованы высветления и нежная подрумянка. Продуманная моделировка формы, в которой важную роль играют пробела, композиционное мастерство указывают на руку прекрасного мастера. Такие детали, как рисунок век, выдают влияние западной живописи, экспансия которой на украинские земли усилилась в результате Люблинской унии 1569 г. Эта особенность имеет аналогию в иконе «Успение Богоматери» 1570-х годов мастера Лаврентия Пухала(?); близко публикуемому произведению и «Успение Богоматери» мастера Алексея.
Нимбы Христа и Богородицы украшены орнаментальной резьбой по левкасу, которая появляется в западнорусской иконописи в XVI в.
Л. Тарасенко.

В самом деле, что это за руно Давыдово, на которое Сын Всецаря – Бога, собезначальный и соцарственный Своему Отцу, низшел как дождь (Пс. 71, 6)? Не ясно ли, что это – Ты? Что это за Дева, о Которой Исаия пророчески предвозвестил, что Она будет иметь во чреве и родит Сына Богочеловека (Ис. 7, 14)? Что это за гора у Даниила, от которой без ножа мужнего усечен краеугольный камень – Христос Господь (Дан 2, 34)? Не Ты ли это безсеменно родившая и паки пребывшая Девою? Что это за врата заключенныя и не отверзенныя, о которых предвозвестил Иезекиль (Иез. 44, 1-2)? Не Ты ли это, чрез Которую прошел Господь с воспринятою плотию, не разверзши дверей девства?..

Как же источник жизни переводится к жизни чрез посредство смерти? Как преступившая в рождестве пределы природы подчиняется ныне законам природы, и непорочное тело подвергается смерти?… «Надлежит, отложив это тело смертное, облечься в безсмертие! (Кор. 15, 53). Сам Владыка естества не отринул испытания смерти: ибо и Он умирает телом и смертию разрушает смерть. О, как прекрасно отшествие, которое дарует пришествие к Богу!

Успение Пресвятыя Богородицы, Успение, Успенский пост, иконы, иконография, Слово на Успение Пресвятыя Богородицы, старообрядцы, РПСЦ, древний, история
Успение Пресвятыя Богородицы, литьё

И каким именем мы назовем это, совершившееся над Тобою, Пресвятая Дево, таинство? Смертию? Но хотя всесвятая душа Твоя по естественному порядку и отделяется от несквернаго тела, и тело предается земному погребению, однако же тело Твое не остается в смерти и не разрушается тлением. Посему не смертию мы назовем священное Твое преставление, но успением или преставлением или водворением, так как, преселяясь из жилища телеснаго, Ты водворяешься в селение лучшее, божественное (2 Кор. 5, 8). Тебя переносили ангелы с архангелами, Твоего исхода устрашились нечистые духи, Тебя встречают силы со священными песнями и светлым торжеством. Тебя Царь Небесный ввел в чертог Свой, где власти окружают, начала благословляют, престолы воспевают, херувимы ужасаются, серафимы славят.

Успение Пресвятыя Богородицы, Успение, Успенский пост, иконы, иконография, Слово на Успение Пресвятыя Богородицы, старообрядцы, РПСЦ, древний, история
Успение Пресвятыя Богородицы. Феофан Грек (?). Конец XIV века.
Москва, Государственная Третьяковская галерея.
За вытянутым поперечно смертным ложем Богородицы в окружении оплакивающих ее апостолов стоит Христос с душой своей Матери в руках. Вся сцена охвачена ореолом божественного света. Над головой Христа парит шестикрылый серафим. Два церковных иерарха, позади апостолов, — Иерофей и Дионисий, легендарные ученики апостола Павла и епископы Афин, которые, как считалось, были свидетелями смерти Марии.

Чрез Тебя смерть, прежде столь ужасная и ненавистная, ныне восхваляется и ублажается, – прежде приносившая одни скорби и печали, ныне соделывается причиною радости и светлаго торжества. Впрочем, не Тебя смерть сделала блаженною, но Ты украсила Собою смерть отняв от нея печаль, так как душа Твоя не была оставлена во аде, и плоть Твоя не видела истления (Пс. 15, 10). Не осталось в земле Твое всенепорочное тело, но в царственные чертоги небес переселилась Ты.

Владычица Богородица. Как небо приняло Тебя пространнейшую небес, и как гроб вместил вместилище божества! Но они точно приняли и дали место: ибо не по телесному составу Ты была пространнее неба, но преимущественно благодатию превзошла меру всякой высоты и глубины. Самый гроб Твой священный достоин чести и поклонения, его и ныне окружают ангелы, его трепещут демоны, от него земнородныя почерпают обильныя блага. Как драгоценное миро, быв положено на одежду или какое-либо место и потом взято назад, оставляет благоухание и тогда, как оно уже взято: так и божественное, всенепорочное Твое тело, быв положено во гробе, хотя и взято потом в страну лучшую, однако же не оставило своего гроба без почести. Но сообщило ему божественное благоухание и благодать, и сделало его для всех, приходящих с верою, источником всяких благ.

Успение Пресвятыя Богородицы, Успение, Успенский пост, иконы, иконография, Слово на Успение Пресвятыя Богородицы, старообрядцы, РПСЦ, древний, история
Успение Пресвятыя Богородицы.
Около 1564 года. Из праздничного ряда. Происходит из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле.
Дерево, темпера. 79,1х64.

Пред Тобою, Владычице, неискусобрачная Богородице, предстоим и мы ныне. На Тебе, как на некоем крепком и несокрушимом якоре, мы утверждаем свои души. Тебе приносим самих себя всецело – душу и тело. Во свидетельство нашего благодарения мы приносим Тебе эти начатки слов, это возлияние беднаго ума, подвигнутаго любовию к Тебе и забывшаго о своей немощи.

Приими благосклонно это усердие наше: ибо Ты знаешь, что ему не соответствуют наши силы. Призри на нас Матерь всеблагаго Господа! Утиши порывы страстей наших, введи нас в безмятежную пристань Божественной воли, соделай достойными будущаго блаженства сладостного озарения от воплотившагося из Тебя Бога Слова, Которому со Отцем и Святым Духом слава, честь, держава и величие, ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Вечное. – 1963 – № 7-8. С. 2-6

Отличную подборку иконографии по теме Успения Пресвятой Богородицы рекомендуем посмотреть по ссылке на сайте Православие.ру

Успение Пресвятыя Богородицы, Успение, Успенский пост, иконы, иконография, Слово на Успение Пресвятыя Богородицы, старообрядцы, РПСЦ, древний, история
Успение Пресвятой Богородицы
со сказанием в 8 клеймах
Москва. Середина — вторая половина XVII в.; средник — XVII в. (?) под поздней записью.
Дерево, левкас, темпера. 132,2х100,3 см.;
средник 34,7х30,2 см.
Фрагменты древней иконы врезаны в новую доску.
Средником является икона «Успение Богоматери» в иконографическом варианте, включающем полет апостолов на облаках. Клейма, помещенные на раме иконы, иллюстрируют приписываемое св. Иоанну Богослову Слово на Успение Богоматери.
Клейма:
1. Молитва Марии на горе Елеонской и явление ей архангела Гавриила с вестью о предстоящей кончине.
2. Прибытие Иоанна Богослова к Богоматери.
3. Святой Дух повелевает апостолам собраться для погребения Марии.
4. Воскресение апп. Андрея, Филиппа, Луки и Симона для прощания с Богоматерью.
5. Чудесный полет ап. Матфея.
6. Чудесный полет ап. Петра.
7. Прибытие апостолов к Богоматери.
8. Правитель велит иудеям помешать торжественному погребению Богоматери.
Вероятно, первоначально данные клейма принадлежали произведению значительно больших размеров, имевшему и большее число клейм. В существующую раму не вошли клейма, завершающие цикл сказания. Композиция клейм выдает знакомство автора с книжными миниатюрами из цикла иллюстраций Слова Иоанна Богослова на Успение. В частности, композиция некоторых из них восходит к созданным в третьей четверти XVI в. иллюстрациям данного произведения, находящимся в так называемом Егоровском сборнике. Кладка красок не ровными «заливками», а с «растяжкой» тона, напоминающей работу акварелью, тоже восходит к книжной миниатюре XVI в.
В.М. Сорокатый

Успение Пресвятыя Богородицы, Успение, Успенский пост, иконы, иконография, Слово на Успение Пресвятыя Богородицы, старообрядцы, РПСЦ, древний, история

Материал по теме:

Успенский пост: как правильно поститься и молиться по дням

Успенский пост, Праздник, Происхождение Честнаго и Животворящаго Креста Господня, Всемилостивого Спаса, Пресвятой Богородицы, Медовый Спас, сухоядение, празднество, Древо Креста, медовый спас, яблочный спас, ореховый спас, хлебный спас, Успение
http://starove.ru/izbran/uspenskij-post-kak-pravilno-postitsya-i-molitsya/

Читайте также

австралия

Русский старообрядческий бизнес в Австралии

4.6 (92%) 5 votes Современное бизнес-общество зачастую ассоциируется у многих с понятиями, далекими от христианских ...

4 комментариев

  1. Владимир Саяпин

    Узнал вот, “что большинство современных проповедей священников господствующей церкви – какой-то нарочитый экспромт”. А как в РПСЦ?

    • Олег Хохлов

      Владимир, проповедь Митрополита Корнилия и всех известных мне старообрядческих священников минимум на 70% состоит из цитат Святых Отцев с пояснением из них же.

      То, что я имел в виду – “наукообразное осмысление” Библии и святоотеческого наследия нашими современниками из господствующей Церкви. Вскоре планирую опубликовать пример такой “проповеди”, которую уместнее назвать отповедью.

      Пока же почитай статистику из новой нашей статьи http://starove.ru/izbran/tsifry-kakie-v-rossii-natsionalnosti-veroispovedaniya-i-prodolzhitelnost-zhizni/: )

      • Владимир Саяпин

        Какой смысл популяризировать “отповеди”? Полезнее прочитать настоящую проповедь простого батюшки из РПСЦ. Предстоятеля уж оставим в покое, его труды на сайте РПСЦ всегда под рукой :).

  2. 19 правило 6 Вселенского Собора
    Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отцов; и Если будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *