Главная » Анонсы » Об обычае освящения Великой воды в канун Богоявления (Агиасма, Агиазма)
Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение

Об обычае освящения Великой воды в канун Богоявления (Агиасма, Агиазма)

4.8 (96.19%) 21 votes

Большая (Великая, Богоявленская) вода, или Великая агиасма, освящается один раз в канун праздника Крещения Господня 18 (5) января. О ней говорится, чтобы по прошествии трёх часов хранить её «опасно» — т.е. осторожно, соблюдать сохранно: как святыню, которую употребляют христиане, по рассуждению своего духовного отца, вместо причастия.

Рогожское, Рогожская Слобода. Старообрядцы, Агиасма, Агиазма, правила, Митрополит Корнилий, Богоявление, Просвещение, РПСЦ, russianlook.com, Алексей Бойцов, святыня, дары Волхвов, проповедь, православие
Освящение Великой воды (Агиасмы) накануне Богоявления на Рогожском

Газета Калугарь №1 (21) 2014 года. Издаётся калужской общиной храма РПСЦ во имя Знамения Пресвятой БогородицыДля разъяснения вопроса мы собрали в одной статье несколько материалов на данную тему. Начнем со статьи из старообрядческой газеты “Калугарь”  №1 (21) 2014 года, которая издаётся Калужской общиной храма РПСЦ во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Рекомендуем скачать у нас весь номер – познавательно и интересно!

В конце заметки приводим подробное расследования о.Вадима Коровина со ссылками на первоисточники.

По освящении Великой воды всякий христианин имеет право кропить ею в своем дворе в течение трех часов, а «дальняго ради разстояния», т.е. если кому надо ехать домой за десятки, а иногда и сотни вёрст, то, по приезде на место, можно кропить свой двор в течение часа.

В «Церковном оке» сказано, что следует «единажды, токмо с вечера освящати воду», однако далее там же говорится, что списатель этой книги не знает, откуда этот обычай заимствован, и просит боголюбивых христиан, знающих это, “да просветят и нас”, то есть тех, кто писал это рассуждение.

РПСЦ, Рогожское, старообрядцы, святая вода, Освящение воды на Рогожском, о.Виктор Жельцов
Освящение воды на Рогожском, о.Виктор Жельцов

Очевидно, что Устав не запрещает освящать воду и 19 (6) января, но только писавший это замечание не знал причины, почему это надо совершать. Причину же такого обычая мы находим в объяснении преподобного Максима Грека, который так говорит об этом:

При патриархе греческом Фотии у бывших язычников, принявших христианство, существовал такой обычай: каждого первого числа месяца они раскладывали около своих дворов костёр и перепрыгивали его. Некоторые новообращенные в христианство еще придерживались языческих суеверий и думали, что это перескакивание очищает человека, дает ему здоровье на месяц.

Рогожское, Рогожская Слобода. Старообрядцы, Агиасма, Агиазма, правила, Митрополит Корнилий, Богоявление, Просвещение, РПСЦ, russianlook.com, Алексей Бойцов, святыня, дары Волхвов, проповедь, православие

Чтобы уничтожить такой языческий обычай, Фотий сделал распоряжение каждого первого числа месяца совершать освящение воды и окроплять верующих. Это мало-помалу отучило христиан новообращенных от их языческого обычая.

Тот же патриарх установил, чтобы в январе месяце вместо первого числа совершать освящение воды на самый праздник Богоявления, кроме уже положенного по уставу освящения большой воды накануне Богоявления, т.е. 18 (5) января.

Таким образом был установлен обычай совершать освящение воды первого числа каждого Освящение воды на Рогожском, о.Виктор Жельцовмесяца, за исключением января, когда освящение совершалось 19 (6) числа, и 15 (2) февраля, когда освящение воды совершалось на праздник Сретения Господня.

Отсюда ясно, что 18 (5) января освящается Большая вода, а вода, освященная 19 (6) января, имеет силу ту же, что и вода, освященная первого августа. И хранить надо именно ту воду, которая освящена в навечерие Богоявления. Об этой воде говорится, что она заменяет иногда, по рассуждению настоятеля, святое причастие, когда кто окажется недостойным принимать Святые Тайны.

Погрешают, поэтому те, которые не сохраняют этой воды только потому, что боятся её пролить или разбить посуду. К сожалению, этот греховный и неправильный взгляд существует во многих местностях среди наших христиан, и они, вместо того, чтобы благоговейно хранить святыню, предпочитают избавить себя от забот по ее сохранности и выпивают эту святую воду в тот же день (по материалам журнала «Златоструй» № 10 за 1912 г.).

Святая вода большого освящения должна храниться в каждом семействе, где бывают младенцы, ибо они часто болеют, и, при отсутствии священника, при угрозе смерти их, надо подать им именно эту, “великую” воду, а не ту, которая была освящена 6 (19) января, т.е. малого освящения. На другие же потребы, например, “аще что нечисто впадет в сосуд” и проч. употребляется святая вода малого освящения, т.е. освященная 1 августа, 6 января и во всякое другое время. (“Златоструй”, 1912, № 10)

Митрополит Корнилий, старообрядцы, Великая вода, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода. правила
Традиционная раздача святой воды в канун Богоявления на Рогожском

Такие же разъяснения по поводу Богоявленской воды – «Великой агиасмы» – имеются в древних церковных уставах, сочинениях святых отцов и древнехристианских писателей: св. Киприана, Тертуллиана, св. Епифания, св. Василия Великого и других. Благочестивый обычай второго освящения воды в праздник Богоявления появился в русской церкви в XII в.

С момента церковного раскола в вопросе об освящении Богоявленской воды началась настоящая путаница. Патриарх Никон, пристрастно изучая древние студийские уставы, в 1656 г. запретил водоосвящение в самый день Богоявления и пригрозил, что если кто будет думать иначе «да будет церковной казни повинен, еже есть проклятию и отлучению».

Собор 1666-1667 годов постановил возобновить двукратное освящение воды (5 и 6 января). В противовес проклятьям Никона были произнесены еще более страшные анафемы: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить … предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд».

Впрочем, возможность попасть под страшные проклятия собора и стать «гнилыми удами» не напугала новообрядческих богословов и издателей того времени. В новом, обязательном для общецерковного употребления Типиконе 1682 года было вновь запрещено двукратное освящение воды.

Митрополит Корнилий, старообрядцы, Великая вода, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода. правила

После смерти патриарха Иоакима новообрядческие богословы уже в четвертый раз вернулись к вопросу об освящении богоявленской воды. Издатели Типикона 1695 года на этот раз опять «разрешили» совершение второго освящения. Но и на этом водосвятная чехарда не закончилась.

В синодальном типиконе 1749 года статья о двухкратном освящении воды была вычеркнута. В Типиконе 1791 появилась снова. В 1794 поступил новый указ – не печатать такую статью. Нет указания на двукратное освящение воды и в Типиконе 1814. Эта статья в богослужебном уставе синодальной церкви появляется опять лишь в 1838 году.

Водосвятная неразбериха конца XVII – начала XIX века не только не внесла ясности в учение новообрядческой церкви по этому вопросу, но лишь усилила брожение мнений и умов.

Митрополит Корнилий, старообрядцы, Великая вода, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода. правилаСегодня лишь небольшая часть новообрядцев продолжает хранить память о древней традиции и считает Великой агиасмой воду, освященную в навечерие Богоявления.

Другая часть никониан выработала учение «о трех водах», которое, к сожалению, не может считаться православным. Данное учение говорит, что существует три типа святой воды: Великая агиасма, которую в принципе нельзя употреблять после трёх часов освящения, Крещенская вода со сроком действия один год и вода, освящаемая на престольные праздники и т.п.

Подавляющее большинство новообрядческих историков и литургистов заявляют, что вода, освященная по уставу в навечерие Богоявления и вода, освященная на следующий день, полностью равны по силе и являются одинаковыми святынями.

Мнение о равночестности воды, освященной 18 (5) и 19 (6) января, противоречит не только учению св. отцов и церковным уставам, но и здравому смыслу.

Во-первых, повторяя образ крещения Христова дважды, мы следуем мысли суеверов, считавших, что Христос крестился дважды. Во-вторых, признавая, что освящение Богоявленской воды происходит лишь благодаря форме службы (Великое водосвящение), мы допускаем, что оно может совершаться в любое время и любое количество раз. Ясно, что освящение Великой агиасмы, святой Богоявленской воды, происходит только раз в году. Это священнодействие подобно некоторым другим христианским таинствам и имеет единичное время действования. Так, например, человек может креститься только раз в жизни, хотя бы и погружался после этого сотни раз.

О причащении (приобщении) Богоявленской водой

В древней христианской церкви Богоявленской воды, Великой агиасмы, в качестве духовного утешения приобщались христиане, не допущенные к причастию св. Даров за тяжкие грехи на несколько месяцев или лет. Но на время епитимии кающийся грешник получал возможность в качестве духовного утешения по великим праздникам потреблять Богоявленскую воду. Это тайнодействие имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл.

Люди, совершившие грехи, отлученные от причастия телом и кровью Христовой, не выпадали из церковного общения, но при регулярной исповеди совершенствовали свою жизнь и, осознавая свое неполноценное положение, стремились к церковному общению во Христе – через причастие св. Тайн.

Великая вода, древлеправославные, староверы,

Отцы церкви, установившие это спасительное священнодействие, понимали, что лишение кающегося грешника любой святыни приведет его к отчаянию, унынию и даже отпадению от церкви. Святитель Иоанн Златоуст составил чин причащения святой водой великого Богоявленского освящения. Как и св. Дары, ее преподаёт человеку священник. Русская церковь имеет их в соответствующих последованиях, помещенных в дораскольных и старообрядческих изданиях.

Указание по освящению богоявленской воды

отец Вадим Коровин, РПСЦУстановлено Уставом (Церковное око) три часа, а если кто живет на дальнем расстоянии – один час по приходе домой.

Этого времени вполне хватает для использования святой воды. После этого времени окроплять водою уже не положено, а если куда-то она польется, это место выжигается огнем, выскабливается и выскобленное относится в реку, как при пролитии Святых Даров.

Как читать молитвы на водосвятии, согласно древлеписьменному Потребнику Троице-Сергиевой Лавры (16 век).

Нумерацию листов Чина освящения приводится по изданию типографии села Бородулино, 1998 года.

Во время ектении диакона “Миром Господу помолимся” (а без диакона – во время паремий) иерей чтет втай молитву: в навечерии праздника – “Господи Исусе Христе, единородный Сыне…” (л. 11), без следующей молитвы (л.12 об.); а на молебне на сам праздник – сразу втай молитву “Троице пресущная, преблагая…” (л. 12 об.), а первую пропускаем. Потом в навечерии читается велегласно молитва “Велии еси Господи, и чюдна дела Твоя…” (л. 17), и весь чин продолжается по ряду. А на молебне в сам праздник Богоявления эту молитву не чтем () и воду не ограждаем ни огнем, ни дуновением, не крестным перстосложением), а вместо нее чтем велегласно (а не втай) молитву “Господи Исусе Христе, единородныи Сыне…” (л. 11 – 12 об.). По “амине” – переходим на лист 21 – “Мир всем” – и далее весь чин по ряду.

Таким образом получается, что великая вода освящается только В НАВЕЧЕРИИ, а в сам праздник – малая.
Простите Христа ради, иерей Вадим Коровин.

Приобщение кающихся Великой Богоявленской водой имело большое распространение в древней русской церкви. Сведения об этом содержатся, например, в личном сборнике преподобного Кирилла Белозерского.

О различиях в чине освящения Великой и малой воды

Иерей Вадим Коровин, член канонической комиссии Митрополии РПСЦ, приводит дополнительное уточнение по данному вопросу (подробнее с цитатами читайте в конце статьи):

Отдельно следует сказать о различии двух освящений воды: в навечерие праздника и в сам праздник Богоявления. Древние рукописные Потребники в Троице-Сергиевой Лавре сохранили уставные указания, частично упущенные в печатных изданиях Потребников – именно о том, в чём заключается различие чина освящения в сочельник и на сам праздник.

Великая вода, древлеправославные, староверы,

Кратко говоря, согласно этим указаниям, молитва “велии еси Господи и чюдна дела Твоя…” (молитва освящения великой агиазмы, – та же, что при освящении воды в чине крещения человека) и сопровождающие её действия (ограждение воды огнем, дуновение и ограждение крестным перстосложением) бывают ТОЛЬКО В СОЧЕЛЬНИК, а в сам праздник эта молитва НЕ ЧИТАЕТСЯ (вместо неё читается вслух другая молитва, которая читалась накануне втай).

Потому в сочельник вода великая, а на сам праздник – малая. Это, по-видимому, – древний местный русский обычай, не бывший известным в других поместных церквах (которые и не различали степень святости воды в сочельник и на сам праздник Богоявления).

Отсюда следует вывод: если при втором освящении молитва “Велии еси Господи…” всё-таки читается, то вода и на второй день будет ВЕЛИКОЙ АГИАЗМОЙ, со всеми вытекающими последствиями относительно её хранения и употребления.

Великая агиасма у старообрядцев и на Руси

После церковного раскола XVII века и до настоящего времени большинство древлеправославных христиан сохранило обычай приобщения святой Богоявленской воды.

РПСЦ, святая вода, Рогожское, о.Виктор Жельцов, Пасха, Богоявление,

Как ни странно, еще большему распространению потреблению Богоявленской воды способствовали лютые гонения, воздвигнутые на старообрядцев. Многие церкви и монастыри были разорены и осквернены. Из-за отсутствия освященных престолов и антиминсов древлеправославные священники в некоторых местах не могли в течение многих лет служить св. Литургии. Однако даже в самых тяжелых условиях они каждый год совершали Великое освящение воды.

Благочестивые люди хранили Великую агиасму в течение всей жизни, и в случае невозможности принять Тело и Кровь Христову приобщались водой по великим праздникам, в случаях болезни и даже перед смертью. Знакомые священники говорили, что у себя они хранят остатки Великой воды в месте, где хранятся святыни, причём следует подписывать год, в котором вода была освящена. Приводились примеры из нашего времени, когда в стеклянной бутылке такая вода сохранялась свежей более десяти лет.

Фильм канала «Москва24» “Старообрядцы Москвы“, посвященный традиции освящения Великой воды:

http://www.youtube.com/embed/220Ahxh8MXA

О специфике новообрядческой церкви

святая вода продают с ценникомСовсем другая ситуация с Великой агиасмой сложилась у последователей реформ патриарха Никона. Желание уничтожить всех древлеправославных христиан и старые обычаи подталкивает синод к законодательному изменению церковных канонов. С этой целью «научный совет» православных богословов разрабатывает ряд мер по обнаружению «раскольников». Поскольку многие староверы под разными предлогами отказывались причащаться в новообрядной церкви, то иерархи господствующей церкви решили отменить все нравственные каноны и епитимийные прещения, установленные вселенскими соборами и отцами церкви.

28 февраля 1722 года выходит указ синода, разрешающий допускать к причастию всех, независимо от совершенных грехов: «Того ради церковь святая…кающегося же и исповедающего грехи своя, какие ни были, к причастию святых тайн припускает безотложно». После этого указа последовал и ряд других, подобных.

Так, в частности, был установлен штраф за отказ от исповеди и причастия, в армии и учебных заведениях причастие становятся обязательной повинностью, за уход от которой следовало наказание. Новообрядческая традиция допуска к причастию «безотложно» дожила до наших дней. Помалкивая об истинных причинах появления этого обычая, новообрядцы трактуют его проявлением особой пастырской любви, снисходительности к немощам современного человека).

Ясно, что при таком подходе к причащению святых тайн, духовное утешение в виде Великой агиасмы уже не требовалось и не применялось. Чин причащения агиасмой был изъят из богослужебных книг новой церкви. Сегодня большинство новообрядческих авторов рассматривают приобщение Богоявленской воды как древнюю, давно отмершую экзотику первых веков христианства. Некоторые из них допускают потребление Великой агиасмы в любое время и даже приготовление на ней еды…

В наши дни обычай употребления Великой агиасмы в качестве духовного утешения продолжает существовать в лоне Русской Православной старообрядческой Церкви. Однако, к сожалению, он практикуется не так часто, как в дораскольной и дореволюционной старообрядческой церкви.

Митрополит Корнилий, старообрядцы, Великая вода, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода. правила
Очередь за крещенской водой на Рогожском в Москве

Представляется, что регулярная исповедь и приобщение Богоявленской водой, несомненно, стали бы важнейшими элементами подлинно христианского покаяния, чаяния прощения, освящения, путем духовного возрождения человека. Это могло бы помочь и многим новопришедшим христианам: крещеным в детстве, но не имевшим долгие годы общения с церковью, новокрещенным, присоединённым от еретических церквей.

Многие из них не имеют духовного и аскетического опыта, не знают необходимых молитв, не могут содержать должный пост и говение. Регулярная исповедь и приобщение Богоявленской водой позволило бы им со временем исправить свою жизнь и сподобиться святого Причастия. Думается, что в наши дни древний обычай приобщения Великой агиасмой должен быть восстановлен в должном объеме.

Статья из журнала Калугарь №1 (21) 2014 года. Издаётся калужской общиной храма РПСЦ во имя Знамения Пресвятой Богородицы.
В статье газеты Калугарь, очевидно, использован материал из заметки Глеба Чистякова «Великая Святыня»

Митрополит Корнилий, старообрядцы, Великая вода, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода. правила
Очередь за крещенской водой на Рогожском в Москве

 

О празднике Крещения (Богоявления)

 

Митрополит Корнилий, старообрядцы, Великая вода, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода. правила
Древняя фреска с изображением Крещения Господня

Иоанн Креститель, во младенчестве лишившись родителей, удалился в пустыню Июдейскую и проводил там самую строгую жизнь. Он носил одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом и питался акридами (трава) и диким медом. Когда настало время Исусу Христу явиться народу, в 15-й год правления Тиверия Кесаря, по повелению Божию, Иоанн пошел по стране Иорданской и стал говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» – и проповедовал крещение покаяния для прощения грехов. И стал приходить к нему народ и креститься во Иордане, исповедая грехи свои.

Богоявление, Крещение, икона, Иоанн Креститель, старообрядцыКогда Исусу Христу исполнилось 30 лет, он пришел на реку Иордан ко Иоанну, чтобы креститься от него. Иоанн считал себя недостойным крестить Господа и говорил Ему: «Я должен от Тебя креститься, и Ты ли приходишь ко мне!» Но Исус Христос ответил: «Оставь теперь, ибо так нам подобает исполнить всякую правду». Тогда Иоанн крестил Его.

Когда Исус выходил из воды, разверзлись над Ним небеса, и Дух Святый в виде голубя сошел на Него, и с неба был слышен глас Бога Отца: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:13-17). После крещения Господь удалился в пустыню и провел там сорок дней и ночей в молитве, не принимая никакой пищи. Диявол искушал Его ко греху, но отошел посрамленным. В воспоминание сорокадневного поста Спасителя Церковью установлен Великий пост перед св. Пасхою.

Проповедь на праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий, РПСЦ, Русская Православная старообрядческая ЦерковьГосподь наш Исус Христос явился в мир в последние времена от Пресвятой Девы Марии для спасения рода человеческого. Спаситель наш пришел на берег Иордана к Иоанну Крестителю и принял от него Крещение, погрузившись в водах Иордана, чем положил начало нашему искуплению от прародительного греха. Во время Крещения отверзлись небеса, заключенные ранее Создателем по отпадении Адама, и Дух Святый сошел в виде голубя, и божественный небесный глас возвестил свое благоволение о спасении. Божественным Крещением освятился весь мир, радость наполнила все силы небесные и всякую земную тварь, которая возвеселилась, ожидая освобождения от греховного истления.

Святой Григорий Неокесарийский в «Слове на Богоявление» писал: «Хотя торжество Богоявления, или откровения Спасителя нашего, прешло уже, но благодать Его всегда пребывает. Посему постараемся ею насытиться и усладить ненасытные сердца (в делах спасения такая ненасытность похвальна)».

В таинстве Крещения совершалось очищение и освящение человеческого рода. Христос, погрузившись в крещенскую купель, погребает в ней грехи всего мира и нас вводит в рай. Он призывает нас к благодатному источнику Святаго Духа, зовет нас к жизни целомудренной и праведной, чтобы обновиться нам и стать наследниками вечной жизни со всеми святыми в Небесном Царстве. Святой Григорий Богослов пишет: «Сие празднуем ныне – пришествие Бога к человекам, чтобы нам переселиться, или, точнее сказать, возратиться к Богу, отложив ветхого человека, облечемся в нового, и, как умерли в Адаме, так будем жить во Христе, со Христом рождаемые, распинаемые, спогребаемые, совостающие, ибо мне необходимо претерпеть сие спасительное изменение».

Праздник Крещения Господня издревле называется также днем Просвещения, потому что Бог есть Свет и явился просветить сидящих во тме и сени смертней (Мф. 4, 16). Также этот праздник называется Богоявлением, потому что при Крещении Господа явилась божественная Пресвятая Троица: Бог Отец, Который с неба возвестил о Сыне, при этом Дух Святый сошел на Сына в виде голубя.

Богоявление, Крещение, икона, Иоанн Креститель, старообрядцыСвятая Церковь, празднуя Крещение Господне, утверждает нашу веру в высочайшую непостижимую тайну Трех Лиц Единого Божества, призывает равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу. Мы призваны в беспредельной благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества достойно пользоваться благодатными дарами Крещения, которое дарует нам очищение и спасение от грехов, возможное только силою благодати Святого Духа. Чтобы удостоиться нам постоянной сопричастности и помощи Святаго Духа – будем сохранять в чистоте те драгоценные чистые одежды, в которые мы были облечены во Святом Крещении, во время которого воспевалось: Елицы во Христа Креститеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).

В Таинстве Крещения мы становимся носителями имени Христа – христианами. Это имя мы должны носить с благоговением и трепетом. Поскольку нам дана спасительная благодать, то с нас взыщется гораздо строже на Страшном Суде, если мы будем жить в нерадении об усердном хранении чистоты и святости своего христианского достоинства.

В день Крещения Господня хочется еще раз напомнить всем, кто крестился во имя Христа, что мы являемся носителями этого святого и божественного имени, что по нам судят о плодах дара Божия, данного нам во Святом Крещении. Апостол Павел предупреждал христиан: Хвалишься законом, а преступлением закона безчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников (Рим. 2, 23). Многие люди желают найти смысл жизни и радость спасения в Боге, но, глядя на нас, христиан, не видят порой для себя примера евангельской жизни – ни личной, ни общественной.

Братие и сестры! Вдумаемся, как высоко и ответственно наше христианское призвание, сделаем всю нашу жизнь достойной славы Божией. Будем всегда помнить о данной нам благодати, о том, что мы призваны к вечной жизни, и будем пользоваться благодатию Крещения ко своему спасению и спасению каждого человека, который прикоснется к нашей жизни, в чем да поможет нам Господь!

О купании в иорданях и т.п.

Отметим особо, что среди старообрядцев не практикуется купание в прорубях на Крещение. Массовое распространение этот обычай, видимо, получил уже после раскола, если не в постсоветское время. Ну а те формы, которые данный обычай нередко принимает в наши дни, уже часто и вовсе нельзя назвать благочестивым.

Богоявление, Крещение, иордань в форме креста, апостольские правила, запрет

Отдельно остановимся на одной детали богоявленского купания. Нередко на фотографиях приходится видеть иордани, выполненные в виде креста. Такая форма купели является прямым нарушением апостольских правил:

Правило 73 Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора)

Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение креста повелеваем отлучати.

Крест – знамение нашего спасения и этому знамению надлежит, согласно этому правилу, воздавать достойную честь. Этой чести крест был бы лишен, если бы мы стали чертить и ставить его на местах, его божественному значению не соответствующих; мало того, подвергали бы его в таком случае возможности нанесения ему поругания. Случалось, что, во времена этого собора, некоторые, по словам Зонары в толковании этого правила [1], желая отдать кресту елико возможно большую честь, чертили знак креста всюду и даже на полах своих домов. Вследствие этого, конечно, бывало, что на крест наступали и крест попирали ногами. Против этой-то неуместности издано настоящее трулльское правило, предписывающее, чтобы с полов тех домов изглажено было начертание креста, во избежание поругания и попирания ногами знамения нашей победы, и, под угрозой отлучения, воспрещающее впредь чертить на полах домов знамения креста.

Аф. Синт., II, 474. Это строго воспрещено было и греко-римским законодательством. См. толкование Вальсамона на это правило в Аф. Синт., II, 475. Ср. Пидалион, упом. изд., стр. 283-284.

Предлагаем ознакомиться с только что вышедшей газетой “Калугарь” №1 (21) 2014 года. Издаётся калужской общиной храма РПСЦ во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Рекомендуем скачать у нас весь номер – познавательно и интересно! Скачать газету “Калугарь” в PDF.

Газета Калугарь №1 (21) 2014 года. Издаётся калужской общиной храма РПСЦ во имя Знамения Пресвятой Богородицы

о.Вадим Коровин: Подробности о крещенском водосвятии

Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение

По просьбам читателей помещаю древний чин Богоявленского водосвятия из рукописи № 218 библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (Служебник 1 половины 16-го века).

Из этого чина явствует, что молитва Софрония, патриарха Иеросалимского, не читалась при освящении Великой агиазмы в навечерии праздника Богоявления, но читалась утром в сам праздник на молебне “на источнице” (на “иордани”).

Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говениеСтарообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение

А молитва великой агиазмы “велии еси Господи и чюдна дела Твоя” читалась в навечерии, а утром на молебне “на источнице” заменялась на молитву “Господи Исусе…”. Так и поллучалось, что Великая агиазма освящалась только один раз, в навечерии, а утром на иордани – малая святая вода.

Это, по-видимому, было русским поместным обычаем, не известным в других поместных церквах. Поэтому другие церкви не делали различия в степени святости воды первого и второго освящения.

Надо сказать, что наши древние служебники и потребники нередко не оговаривали всех подробностей того или иного чинопоследования, порой даже ектении и молитвы писались сокращенно, только по первым их словам, в расчете на изустную традицию богослужения.

В связи с этим во многих экземплярах и данного чина мы не находим вышеуказанных уставных указаний, или они сильно сокращены. Так, в рукописи № 226 той же библиотеки ТСЛ мы видим уже только более краткую запись (лист 90 об.), только о молитве Софрония патриарха: “сию мол.глаголет на источнице. славим Тя Владыко. а накунуне на вечер(н)е не гаголеть”:

Старообрядцы, Великая вода, Агиасма, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода, правила, Церковное око, Максим Грек, язычники, обряды, патриарх Фотий, Большая вода, причастие, недостойные, Никон, раскол, проклятия, анафемы, Типикон, требник, правила освящения воды, как и когда святить воду, равночестность, кто не может причащаться, кого не допускают до причастия, кающиеся, грешники, епитимийные прещения, епитимья, пост, говение
ПРИМЕЧАНИЕ: Дополнительного начала к Софрониевой молитве (“Троице Пресущная…”) в текстах до 17-го века мы не встречаем.

В печатных же изданиях 17-го века фраза о Софрониевой молитве звучит вообще загадочно: “наканоне же на вечерни сея не глаголем”. Смысл этой фразы затемнен тем, что имевшееся слово “накануне”, то есть “в навечерии”, стали читать как “на каноне”, то есть как бы “на молебне”. Но ведь на вечерне нет молебна, и эту фразу ныне многие понимают совершенно обратно её первоначальному смыслу: читают молитву свт. Софрония именно на вечерне, а на каноне “на иордани” не читают.

Еще в конце 19-го века о непонятности этой фразы писал в своём “Уставе” святитель Арсений Уральский. В то время доступ к лаврской библиотеке для старообрядцев был невозможен, поэтому разрешения это недоумение тогда получить не могло.

Думаю, устойчивый древнерусский обычай считать “вторую” воду малой проистекает из древнего порядка оотец Вадим Коровин, РПСЦсвящения “первой” и “второй” богоявленской воды с использованием в разные дни именно разных молитв одного и того же чинопоследования.

В связи с этим считаю, что ныне была бы оправданной практика второго освящения именно в том виде, как указано в Служебнике 1 половины 16-го века (ркп. 218 ТСЛ). Если же святить “вторую воду” с молитвой “велии еси Господи”, то и она должна считаться ВЕЛИКОЮ АГИАЗМОЙ, и пользоваться ею для окропления после 3 часов недопустимо.

Источник: http://ierej-vadim.livejournal.com

Материалы по теме:

Ликбез: Ice Bucket Challenge. Крещение, прорубь, ересь

Богоявление, купание, прорубь, крест, правила канонов, иордань, РПЦ МП, старообрядцы, обычаи. Традиции, правила, канон, святые отцы, ice bucket challenge

Богоявление. Великая крещенская вода. Рогожское. Фото

Митрополит Корнилий, старообрядцы, Великая вода, РПСЦ, Рогожское, освящение, старообрядцы Москвы, водосвятие, Богоявление, Крещение Господне, утраченная традиция, раскол, древлеправославие, богослужение, традиции, обычаи, сочельник, проповедь, праздник, традиции, как пить святую воду, святая вода, крещенская вода. правила

Фотографии с Пасхи на Рогожском

РИА Новости, visualrian, Пасха, Рогожская Слобода, Рогожский Росёлок, старообрядцы, староверы, старый обряд, пасха у старообрядцев, митрополит Корнилий, тордество, ночное богослужение, Коестный Ход, протоиерей Виктор Жельцов, свечи, темнота, колокольня, Михаил Воскресенский, mishavosk, bambari

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пасха Христова у старообрядцев

Фотозарисовка немного под другим углом, избранные и архивные фото по теме Пасхи на Рогожском и не только.

Пасха, праздники, старообрядцы, РПСЦ, освящение куличей, Пасха у старообрядцев, Рогожское, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, о.Виктор Жельцов, пасхальная служба, устав, традиции

Христос Воскресе на Рогожском. Ночные фото Алексея Бойцова

Алексей Бойцов, Russian Look, RussianLook.com, Пасха, праздники, старообрядцы, РПСЦ, освящение куличей, Пасха у старообрядцев, Рогожское, Рогожская Слобода, Митрополит Корнилий, о.Виктор Жельцов, пасхальная служба, устав, традиции, расписание, ночная служба на Пасху у старообрядцев,

Рогожская колокольня. Освящение. Фото шедевры Алексея Бойцова

Александр Кибовский, о.Виктор Жельцов, Жильцов, Рогожское, община, Рогожская община, настоятель, председатель, Олег Хохлов, Покровский кафедральный Собор, Рогожская Слобода, реставрация, Возрождение, Москва, Министерство культуры, Митрополит Корнилий, РПЦ, РПСЦ, старообрядцы, 1812 год, реконструкция, департамент Культурного наследия, Артюх, газета Метро, METRO, alexandr, kibovskiy, староверы, благодарность, Сергей Капков, политика, правительство, власти, мэр, Собянин, Лужков

Богоявление. Великая крещенская вода. Рогожское на фото Алексея Бойцова

Великая вода, древлеправославные, староверы,

Фото Владимира Саяпина с Праздника Недели Свв. Жен-Мироносиц-2015

Архив, Рогожское, Старообрядцы, праздник, неделя Жен-Мироносиц, распечатанные алтари, посмотреть, хроника, митрополит Алимпий, богослужение, старообрядцы, документальный фильм, Алексей Лопатин, староверы, Рогожское кладбище, СССР, Рогожская слобода, Покровский храм, Алимпий Гусев, РПСЦ, указ о веротерпимости, Владимир Саяпин, фото, РПСЦ, дарование свобод веротерпимости, торжество, вечер духовных песнопений, древлеправославие, гуляния, ярмарка, староверы, Неделя Святых Жен-Мироносиц на Рогожском, Неделя Св. Жен-Мироносиц

Крестный ход, старообрядцы, Неделя Святых Жен-Мироносиц, традиция, посолонь, песнопения, Митрополит Корнилий, РПСЦ, Рогожское, Рогожская Слобода, древний чин, единоверие, благодать, различия, никониане, староверы, древлеправославие, православный женский день, дарование свобод веротерпимости, Москва, фото, зрители, очевидцы, Знаменное пение, распев, крюки, ММДМ, Дом Музыки, выступление старообрядческих хоров, Рогожское, Олег Хохлов, ткани, ремёсла, вышивка, мастерство, Старообрядческая ярмарка, казаки, казачество, Рогожское, , ремесленники, фермерская продукция, органика, праздник, лавка-лавка, мастера, умельцы, ремёсла, РПСЦ, Покровский Собор, раскол, история, Дмитрий Власов, казаки-старообрядцы, youtube, oldbelievers, video, orthodox, Korniliy, RPSC, old beliefПодборка замечательных профессиональных фотографов, передающая дух самого «светского» старообрядческого праздника в Москве.

 

Рогожское, Рогожская слобода, старообрядцы, РПСЦ, дарование свобод веротерпимости, торжество, вечер духовных песнопений, древлеправославие, анонс, план, гуляния, ярмарка, староверы, Неделя Святых Жен-Мироносиц на Рогожском, Неделя Св. Жен-МироносицНеделя Святых Жен-Мироносиц. Фото прошлых лет.

Программа праздника 2014 года и подборка лучших профессиональгых снимков прошлых лет.

 

`headerРогожское. Покров по-домашнему

Фотоотчёт о Престольном празднике на Рогожском – Покрове Пресвятой Богородицы.

 

 

Рогожская община, о.Виктор ЖельцовСобрание Рогожской общины: хроника

Колоритные фотографии с очередного собрания Рогожской общины, посвященному выбору делегатов на Освященный Собор.

 

о.Виктор Жельцов, РогожскоеПастырь твёрдый. Как поздравляли о.Виктора

Вместо поздравления настоятелю Покровского кафедрального собора по случаю 81-го дня Ангела от редактора сайта STAROVE.RU

 

Sayapin-headerФото с праздника Свв.Жен-Мироносиц от В.Саяпина

Подборка профессиональных снимков с ежегоного старообрядческого праздника в Рогожской Слободе в Москве.

Фильм канала «Москва24» “Старообрядцы Москвы“, посвященный традиции освящения Великой воды:

http://www.youtube.com/embed/220Ahxh8MXA

Рогожская СлободаПутеводитель по Рогожской Слободе
Читайте в иллюстрированном обзоре на нашем сайте информацию о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.

 

Рогожская Слобода, Рогожское, старообрядцы, архитектурный ансамбль

Журнал Дилетант. О расколе – правдиво

Дилетант, дилетант.ру, diletant.ru, Раскол. Каждому по вере, СМИ, история, исследование, Никон, Аввакум, Алексей Михайлович, декабрь, боярыня Морозова, тема номера, ЕГЭ, РПЦ МП, старообрядцы, РПЦ МП, РПСЦ, гонения, правда, анализ, описание, диспут, полемика, Досталь, староверу, starove.ru, старове.ру

«Вокруг Света»: В. И. Суриков о картине «Боярыня Морозова»

Боярыня Морозова, картина, Суриков, Третьяковская Галерея, смысл, старообрядцы, раскол, старообрядчество, Никон, Алексей Михайлович, живопись, культура, искусство, история, русские художники, история России, подтекст, значение, объяснение, замысел

ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег Хохлов

Избранные материалы:

STAROVE.RU, Церковь и Мир, общество, аналитика, актуальное, Ростов на Дону, Сергий Аветян, фото, священник, РПСЦ, актуальное, на злобу дняРаздел «Церковь и Miр»

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики «Исследования», «Истории жизни», материалы «На злобу дня», информация о праздниках, а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».

 

 

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Богоявление, Рогожское, СтарообрядцыБогоявленская вода. Рогожское. Фото

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

mitropolit-Korniliy_Rossiya-24-01Интервью Митрополита Корнилия каналу Россия 24

Первое за десять лет интервью предстоятеля РПСЦ Митрополита Московского и Всея Руси Корнилия федеральному каналу.

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёрыИнтервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Епископ Евмений, о.Евгений Михеев, старообрядцы, Молдавская епархия РПСЦ, Кишинёв, Вознюк, Верея, Рогожское, Россия, Политика, ГУЛАГ, репрессии, гонения, СССР, Советская власть, лагеря, потомственные, староверы, Рогожская Слобода, чиновники, партийные, коммунисты, биография, советская власть, Брежневская эпоха, РПЦ МП, застой, Москва, жизнеописание, биография, Рогожская Слобода, митрополит Корнилий, Митрополит Алимпий, Епископ Геронтий Лакомкин, Русская ПланетаВл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

 

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

Статистика, смертность, старообрядцы, евреи, народы России, меньшинства, продолжительность жизни, национальности, старообрядцы, протестанты, дагестанцы, рождаемость, росстат, Америка, США, Европа, Англия, революция, Русский крест, анализ, Высшая Школа Экономики, демография, Россия, перепись населения, состав населения, профессииSTAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

 

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz
Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru
Twitter: https://twitter.com/staroveru
Youtube: Канал STAROVE.RU

храм Рожества Христова, молебен, как славить Рождество, утренняя служба, Рожество, Рождество, Рогожское, Рогожская Слобода, старообрядцы, староверы, митрополит Корнилий, утренняя служба, богослужение, Покровский кафедральный собор, Рогожское кладбище, Старообрядческая мысль, РПСЦ, oldbelievers, old rite, vieux croyants, staroobriadtsy, СТАРОВЕ.РУ, верующие

Читайте также

богослов

Святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова

4.9 (98.33%) 12 votes 21 мая (8 мая по ст стилю) Церковь чтит память Святаго славнаго и ...

18 комментариев

  1. Иерей Вадим

    Отдельно надо бы сказать о различии двух освящений воды: в навечерие праздника и в сам праздник Богоявления. Древние рукописные Потребники в Троице-Сергиевой Лавре сохранили уставные указания, частично упущенные в печатных изданиях Потребников – именно о том, в чем заключается различие чина освящения в сочельник и на сам праздник.

    Кратко говоря, согласно этим указаниям, молитва “велии еси Господи и чюдна дела Твоя…” (молитва освящения великой агиазмы, та же, что при освящении воды в чине крещения человека) и сопровождающие её действия (ограждение воды огнем, дуновение и ограждение крестным перстосложением) бывают ТОЛЬКО В СОЧЕЛЬНИК, а в сам праздник эта молитва НЕ ЧИТАЕТСЯ (вместо нее читается вслух другая молитва, которая читалась накануне втай).

    Потому в сочельник вода великая, а на сам праздник – малая. Это, по-видимому, – древний местный русский обычай, не бывший известным в других поместных церквах (которые и не различали степень святости воды в сочельник и на сам праздник Богоявления).

    Отсюда следует вывод: если при втором освящении молитва “Велии еси Господи…” все-таки читается, то вода и на второй день будет ВЕЛИКОЙ АГИАЗМОЙ, со всеми вытекающими последствиями относительно ее хранения и употребления.
    Простите, Христа ради.

    • Владимир

      Благодарение батюшке Вадиму за разъяснение! Все теперь логично и понятно :).

  2. Владимир

    “по прошествии трёх часов хранить её «опасно” Хочется ответ услышать, почем у три часа, а не 2 или не 4, к примеру?

  3. Иерей Вадим

    Установлено Уставом (Церковное око) три часа, а если кто живет на дальнем расстоянии – один час по приходе домой.

    Этого времени вполне хватает для использования святой воды. После этого времени окроплять водою уже не положено, а если куда-то она польется, это место выжигается огнем, выскабливается и выскобленное относится в реку, как при пролитии Святых Даров.

    Уточняю, как читать молитвы на водосвятии, согласно древлеписьменному Потребнику Троице-Сергиевой Лавры (16 век).

    Нумерацию листов Чина освящения приводится по изданию типографии села Бородулино, 1998 года.

    Во время ектении диакона “Миром Господу помолимся” (а без диакона – во время паремий) иерей чтет втай молитву: в навечерии праздника – “Господи Исусе Христе, единородный Сыне…” (л. 11), без следующей молитвы (л.12 об.); а на молебне на сам праздник – сразу втай молитву “Троице пресущная, преблагая…” (л. 12 об.), а первую пропускаем.

    Потом в навечерии читается велегласно молитва “Велии еси Господи, и чюдна дела Твоя…” (л. 17), и весь чин продолжается по ряду. А на молебне в сам праздник Богоявления эту молитву не чтем () и воду не ограждаем ни огнем, ни дуновением, не крестным перстосложением), а вместо нее чтем велегласно (а не втай) молитву “Господи Исусе Христе, единородныи Сыне…” (л. 11 – 12 об.). По “амине” – переходим на лист 21 – “Мир всем” – и далее весь чин по ряду.

    Таким образом получается, что великая вода освящается только В НАВЕЧЕРИИ, а в сам праздник – малая.
    Простите Христа ради.

  4. Простите Христа ради, но у меня путаница. Если великую воду можно хранить дома только по благословению (по прошествии 3 часов), то ежедневно, после утренних молитв, надо употреблять малую воду, освященную в сам праздник Крещения?

  5. д. Владимир

    А не могли бы по подробнее указать ссылку на данные потребники?

    В уставе св. Арсения Уральского (лист 134) сказано: “Большой устав хотя и сомневается во иорданском освящении, обаче указал его чин по ВЕЧЕРНЕМУ ОСВЯЩЕНИЮ. … Все таки великость освященныя воды зависит от ВРЕМЕНИ перваго освящения в наставшей памяти крещения Исуса Христа, а НЕ ОТ тех или других выражений, бываемых в молитвах ея освящения. ОСОБЕННОСТЬ Богоявленскаго освящения представляет молитва Софрония патр. Иеросалимскаго: Троице пресущественная… От сюда показуется ясно, что и без сея молитвы вода может освятиться и быть великою, ЗА ЕЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОСВЯЩЕНИЕ В ДЕНЬ ПАМЯТИ КРЕЩЕНИЯ Господа нашего”.

    Тут несколько иначе чем объяснил о. Вадим. Первая вода-великая, потому что совершается в навечерии, а вторая уже не великая потому что совершается после 1-й, хотя и по одинаковому чину, единственное отличие это молитва “Троице пресущественная”.

    Не все древние книги согласны с печатными, особенно в рукописях где встречалось и “Иисус” и “Господа и Животворящего”, в печатных изданиях это все исправлялось, и их надо почитать более правильными, поэтому думаю что чин Богоявленского освящения, согласно печатным потребникам и св. Арсению, одинаковый и вечером и на самый праздник, без никаких изменений, кроме молитвы Софрония иеросалимскаго. Св. Арсений тоже видел древние потребники и ссылался на них в уставе. Возможно указания о. Вадима имели лишь местный характер и не вошли в общее употребление, поэтому при печатных изданиях их нет.

    Простите Христа ради!

  6. Олег Хохлов

    Материал по теме с Урала с использованием информации нашего сайта http://www.ural24.com/news/uralskie_staroobrjadcy_v_starinu_ne_bylo_tradicii_okunatsja_v_prorubi_na_kreshhenie_gospodne/2014-01-19-6312

  7. Александр

    Стоит посмотреть.
    Бесовщина академики наук.

    На видео президент Академии Наук СССР аплодирует шествию в костюмах дьявола.

    https://www.youtube.com/watch?v=t5IBgIZWGQE

  8. Владимир Саяпин

    Вопрос. Узнал, что освящают воду миряне, в том числе и в Крещение. Так может быть?

    • Олег Хохлов

      Мож у безпоповцев?

      Сегодня в такси меня подвозил пожилой узбек.
      Говорит, что каждый год ездит в проруби купаться, хотя и мусульманин. И потешается над его русскими знакомыми, которые его за это зазирают, при этом сами напиваются, в отличие от него, и тоже лезут туда же.

      А он с верой омывается в “единого Бога”, и воду святую берет в количестве литров пяти у никониан, чтоб детям в еду добавлять. Не зря о.Геннадий-то мусульман нам в пример ставит – сохраняют свою веру-то на деле, а не на словах…

  9. Владимир Саяпин

    Не поминающие “освящают” :).
    А мусульмане и старших уважают, и матом не ругаются, не пьют, трудолюбивые, детей рожают.

  10. Олег Хохлов

    Вчера вечером в эфире недавно рекомого “Радио Вера” выступали двое представителей миссионерского отдела РПЦ по теме Богоявления. Священник о.Николай и дьякон какой-то.

    Нарочито вместе с ведущей несколько раз фактически высмеяли тех, кто “исходя из достоверных бабушкиных знаний” считает, что накануне и в праздник Богоявления вода разная.

    Пояснять ничего не стали, просто объявили такое мнение невежественным и не имеющим под собой никакой истории. Засвидетельствовали, что чин освящения оба дня у них один и тот же. Впрочем, последнее – правда в РПЦ.

    Выходит, в народе память живет!

    • Владимир Саяпин

      Да, Олег. Это ты хорошо сказал, в народе живет память! О том, что чин освящения был разный, никто не говорит. Аки не бывавшее :). А сейчас да, великое освящение два дня совершается.

  11. Владимир Саяпин

    Да здесь ломать ли копья? Ну два раза и слава Богу. А вот посмотри тему и комментарии http://ruskline.ru/analitika/2017/01/17/ne_trogajte_nashe_bogosluzhenie/#comments

    • Олег Хохлов

      Пора брат, пора тебе уже побороть лжемуки совести и обрести Истинную Церковь… Даже меня уже такие “новости” улыбать перестали: тянет перекреститься трижды с Исусовой молитвой – при всей светскости окружающего бытия…

      • Владимир Саяпин

        Олег, я даже и не о самой статье, а о комментариях. Сколько, мягко скажем, неприятия старообрядчества! Воинствующего неприятия! Потому еще более не понятно поведение староверов по отношению к тем, кто разделяет их боль, но не крещен в РПСЦ или еще какой древлеправославной церкви! Сколько прочитал выпадов на сайтах! Да элементарный пример, придет не старообрядец на службу в тот же Покровский собор и , в лучшем случае, так и простоит у дверей. Не пустят.

        • Олег Хохлов

          А что ты мне про всех? У меня о тебе душа болит! Как бы мы с тобой рядом хорошо смотрелись, брат, перед образом св.Николы!
          А знаешь сколько остаются? А я вот знаю, хоть и не всех далеко…

          А про выпады в комментариях ты не обращай внимания – это штатные тролли или со справкой. Ты все правильно написал. Не понятно только почему ты еще там – да и сам ответить не можешь. Как и о. Кирил. Вот где загвоздка. А потом скажут четко: на ошую и одесную рас-счи-тай-сь!

  12. Владимир Саяпин

    Слава Богу, на четвертый год дискуссий в статье верно обозначено, когда воды бывает Великой, когда нет :). Поздравляю, Олег! Конечно, Олег был бы не Олег, если бы упустил случай ляпнуть ” Некоторые из них допускают … даже приготовление на ней еды” /на Агиасме/. Ну умница! :)))))))))))))))))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *