Главная » Вопросы священнику » Богословие, полемика, начетничество » ПРАЗДНИК: Преставление Cв. апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Апостол Иоанн Богослов, праздник, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё, икона, история, традиция, старообрядцы, старообрядчество, инокиня Ливия, Православие, календарь, Православный календарь

ПРАЗДНИК: Преставление Cв. апостола и евангелиста Иоанна Богослова

В воскресенье, 9 октября по новому стилю (26 сентября ст. ст.) Православная Церковь вспоминает преставление св. славнаго и всехвальнаго апостола девственика и наперсника и возлюбленника евангелиста Иоанна Богослова (Бд.).

По случаю Праздника делимся обстоятельным рассказом о жизни и творениях св. ап. Иоанна от старообрядческой инокини Ливии, который она подготовила специально для наших читателей.

Святой апостол Иоанн Богослов – «апостол любви» и «сын громов», был одним из самых любимых учеников Господа нашего Исуса Христа. Вместе с верховным апостолом Петром и братом своим Иаковом Зеведеевым он был удостоен особых откровений при земной жизни Спасителя: чудесного Преображения на горе Фаворе; беседы на Елеонской горе о последних временах и судьбах мира. Он был свидетелем «моления о чаше» в Гефсиманском саду, когда Господь, в ожидании крестных страданий, отошел на молитву с теми же тремя избранными учениками, которым, в недавнем времени, являл и Божественную славу Свою. Среди всех апостолов он один стоял при Кресте Господнем, вместе с Пречистой Богородицею, и за то сподобился, по слову Господню, взять на себя сыновнее о Ней попечение.

Апостол Иоанн Богослов, праздник, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё, икона, история, традиция, старообрядцы, старообрядчество, инокиня Ливия, Православие, календарь, Православный календарь
Св.Иоанн Богослов в молчании

Св. Иоанн Богослов дожил до глубокой старости, избегая, с помощью Божией, многочисленные козни врагов христианства и терпя всевозможные искушения и напасти ради проповеди Слова Божьего. Так, после Успения Пресвятой Богородицы, он с учеником своим св. ап. Прохором направился в Ефес, корабль их затонул и, хотя все смогли благополучно добраться до берега, сам св. апостол Иоанн был только на сороковой день выброшен волной на остров.

Апостол Иоанн Богослов, праздник, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё, икона, история, традиция, старообрядцы, старообрядчество, инокиня Ливия, Православие, календарь, Православный календарь
о.Патмос Св.Иоанн Богослов с житием. Кострома, 16 век

При императоре Нероне св. Иоанна привели в Рим, где заставили выпить чашу с сильнейшим ядом, затем бросили в котел с кипящим маслом. Однако он, по благодати Божьей остался невредимым. После этого св. ап. Иоанна сослали на о. Патмос, где он написал Св. Евангелие и книгу «Откровение» (Апоколипсис), в которой содержится пророчество о последних временах перед Вторым Пришествием Христовым.

Апостол Иоанн Богослов, праздник, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё, икона, история, традиция, старообрядцы, старообрядчество, инокиня Ливия, Православие, календарь, Православный календарь
Апокалипсис трехтолковый, начало 17 века

Будучи глубоким старцем в возрасте ста с лишним лет, святой Иоанн живым лег в могилу и приказал ближайшим своим ученикам засыпать его землей. Узнав об этом, остальные ученики пришли к месту его погребения, чтобы попрощаться с телом, но, когда открыли гроб, увидели, что он был пустым. Сохранилось предание, что св. ап. Иоанн Богослов был взят живым на небо, чтобы вместе с пророками Енохом и Илией в последние времена спуститься опять на землю ради обличительной проповеди и принять мученическую смерть от руки антихриста.

Феофилакт Болгарский: Предисловие к Евангелию от Иоанна

Апостол Иоанн Богослов, праздник, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё, икона, история, традиция, старообрядцы, старообрядчество, инокиня Ливия, Православие, календарь, Православный календарь

Сила Духа Святаго, как написано (2 Кор. 12, 9) и как веруем совершается в немощи, но и разума, и красноречия. Это видно как из много другого, так особенно из того, что благодать показала на великом богослове и брате Христовом.

Апостол Иоанн Богослов, праздник, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё, икона, история, традиция, старообрядцы, старообрядчество, инокиня Ливия, Православие, календарь, Православный календарь

Отец у него был рыболов; сам Иоанн занимался тем же промыслом, каким и отец; он не только не получил греческого или иудейского образования, но и вовсе не был учен, как замечает о нем божественный Лука в Деяниях (4, 13). Да и отечество его самое бедное и незнатное, как местечко, в котором занимаются рыбною ловлею, а не науками. Его произвела на свет Вифсаида.

Однако ж смотри, какого Духа получил этот неученый, незнатный, ни в каком отношении не замечательный. Он возгремел о том, чему не учил нас никто из прочих евангелистов. Так как они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего довольно ясного и наглядного, то угрожала опасность, что люди, привязанные к земному и не могущие помыслить ни о чем высоком, подумают, что Христос тогда лишь начал Свое бытие, когда родился от Марии, а не родился от Отца прежде веков. В такое заблуждение, как известно, впал Самосатский Павел. Посему великий Иоанн возвещает о горнем рождении, не преминув, впрочем, упомянуть и о воплощении Слова. Ибо говорит: «и Слово стало плотию» (1, 14).

Апостол Иоанн Богослов, праздник, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё, икона, история, традиция, старообрядцы, старообрядчество, инокиня Ливия, Православие, календарь, Православный календарь
Св.Иоанн Богослов с учеником св.Прохором, 16 век

Иные говорят, что православные и просили написать его о горнем рождении, так как в то время появились еретики, учившие, что Исус был простой человек. Говорят также, что святый Иоанн, прочитав писания прочих евангелистов, подивился истинности их повествования обо всем и признал их здравомысленными и не сказавшими ничего в угоду апостолам. Впрочем, о чем они не ясно сказали или совершенно умолчали, то он распространил, уяснил и прибавил в своем Евангелии, которое и написал в то время, как находился на острове Патмосе, спустя тридцать два года по Вознесении Христовом.

Апостол Иоанн Богослов, праздник, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё, икона, история, традиция, старообрядцы, старообрядчество, инокиня Ливия, Православие, календарь, Православный календарь

Иоанн был любим Господом более всех учеников за его простоту, кротость, добродушие и чистоту сердца или девство. Вследствие такого дарования ему вверено и богословие, наслаждение таинствами, для многих незримыми. Ибо «блаженны, – сказано, – чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 18).

Иоанн был и сродник Господа. А как? Слушай. Иосиф, обручник Пречистой Богородицы, имел от первой жены семерых детей, четырех мужеского пола и трех женского пола, Марфу, Есфирь и Саломию; сей-то Саломии Иоанн был сын. Таким образом, оказывается, что Господь был ему дядя. Так как Иосиф отец Господу, а Саломия дочь этого Иосифа, то Саломия приходится сестрою Господа, а посему сын ея Иоанн племянником Господу.

Быть может, не неуместно разобрать и имена матери и самого евангелиста. Мать, называемая Саломиею, означает мирную, а Иоанн – благодать ея. Итак, пусть всякая душа знает, что мир с человеками и мир от страстей в душе становится матерью Божественной благодати и порождает ее в нас. Ибо душе, возмущаемой и ведущей борьбу с другими людьми и с самой собою, неестественно удостоиться Божественной благодати.

Апостол Иоанн Богослов, праздник, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё, икона, история, традиция, старообрядцы, старообрядчество, инокиня Ливия, Православие, календарь, Православный календарь

Нам представляется и еще одно дивное обстоятельство в этом евангелисте Иоанне. Именно, он один только, а матерей оказывается у него три: родная – Саломия; гром, ибо за великий глас в Евангелии он – сын громов (Мк. 3, 17), и Богородица, ибо сказано: «се Матерь твоя» (Ин. 19, 27). Сказав это прежде изъяснения, мы должны начать теперь и разбор самых речей Иоанновых.

В Евангелии и в посланиях св. апостола Иоанна с особенной силой и проникновенностью раскрывается заповедь Христа Спасителя о жертвенной любви к своим ближним. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет большей той заповеди, если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 12-13). «Любовь мы познали в том, что Он положил за нас душу свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1-е Ин., 3, 16). «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1-е Ин., 4, 20).

И вся земная жизнь святого апостола была высоким образцом искренней и нелицемерной любви к Богу и к людям, о чем говорят многочисленные повести, составленные по житию его. Здесь хочется привести целиком одну замечательную и очень трогательную историю, в пример того, как должны мы на самом деле исполнять свои первые христианские заповеди – заповеди о любви и милосердии. И не только к праведным и приятным нам людям, но и к согрешающим, чтобы помочь восстать и обратиться к покаянию.

св. Клемент Александрийский
св. Клемент Александрийский

Климент Александрийский (?-217):

Выслушай не сказку, а рассказ об апостоле Иоанне. Его нам передали, а мы его крепко запомнили. Вернувшись после смерти тирана с Патмоса в Эфес, он, по приглашению, навещал ближайшие местности – где поставить епископов, где устроить целые Церкви, где ввести в клир человека, указанного Духом.

Придя в один город неподалеку (некоторые называют и его имя), он водворил спокойствие среди братьев, и, заметив юношу, видного собой, красивого и пылкого, апостол обратился к тамошнему епископу, которого поставил: “Я целиком вверяю его тебе пред лицом Церкви и Христа”. Епископ юношу взял и все пообещал; а Иоанн повторил свои слова и просил вновь их засвидетельствовать.

Затем он отбыл в Эфес, а епископ, взяв к себе в дом порученного ему юношу, содержал его, опекал, оберегал и, наконец, окрестил. Теперь он стал менее заботлив и менее охранял его, считая вернейшей охраной печать Господа.

К юноше, преждевременно выпущенному на волю, на погибель ему, пристали сверстники — отъявленные бездельники, привыкшие к дурному. Сначала они водили его с одного роскошного пира на другой, затем повели ночью на воровство, а затем сочли способным участвовать и в больших преступлениях.

Апостол Иоанн Богослов, праздник, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё, икона, история, традиция, старообрядцы, старообрядчество, инокиня Ливия, Православие, календарь, Православный календарь
16 век. Третьяковская галерея св.Иоанн Богослов в житии

 

н постепенно привыкал и по своей богатой природе, словно мощный, норовистый конь, закусил удила, свернул с прямой дороги и понесся прямо в пропасть.

Отчаявшись наконец спастись в Боге, он стал замышлять дела немалые раз все равно погибать, так уж страдать наравне с другими, свершив нечто крупное. Он собрал разбойничью шайку из тех самых товарищей и стал истым ее главарем: насильником, убийцей, злодеем паче всех.

Между тем, по какому-то нужному делу пригласили Иоанна. Он, устроив все, ради чего прибыл, говорит: “Теперь отдай нам, епископ, залог, который я и Христос вверили тебе, чему свидетельницей Церковь, который ты управляешь”

Апостол Иоанн Богослов, праздник, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё, икона, история, традиция, старообрядцы, старообрядчество, инокиня Ливия, Православие, календарь, Православный календарь
Откровение св.Иоанна Богослова

Епископ сначала перепугался, думая, что его ложно обвинили в похищении денег, которых он не брал, он не мог согласиться с тем, чего не было, но не мог и не доверять Иоанну. “Юношу и душу брата твоего требую”,— сказал тот. Тогда епископ застонал из глубины сердца и сказал: “Умер он”.— “Как и какой смертью?” — “Умер для Бога: законченный негодяй и, более того, разбойник; вместо Церкви он теперь на горе с воинством ему подобных”.

Апостол разорвал на себе одежду и, громко стеная, осыпал ударами свою голову: “Хорошего же стража оставил я брату! Коня мне и кого-нибудь проводником”. И прямо тут же он, как был, поскакал от церкви.

Приехав, куда указали, он был схвачен разбойничьей заставой, но не стал ни убегать, ни отпрашиваться, а кричал: “Я за тем и пришел: ведите меня к своему начальнику”.

Апостол Иоанн Богослов, праздник, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё, икона, история, традиция, старообрядцы, старообрядчество, инокиня Ливия, Православие, календарь, Православный календарь
св.Иоанн Богослов в молчании, 17 век

Тот вооружился и стоял, поджидая, но, узнав подходившего Иоанна, кинулся от стыда бежать. Иоанн, забыв свои лета, погнался за ним что было мочи с воплем:

“Дитя, что ты бежишь от меня, своего отца, от безоружного, от старого? Пожалей меня, дитя! Не бойся, есть у тебя еще надежда на жизнь. Я отвечу Христу за тебя; если нужно, смерть за тебя приму, как принял ее за нас Господь. Душу отдам за тебя. Остановись же, поверь: Христос послал меня”.

Разбойник слушал, постоял, сперва потупившись, затем бросил оружие и, содрогаясь в горьких рыданиях, обхватил подошедшего старца; защитой ему был его плач, слезами он крестился вторично. Все время, однако, он прятал правую руку.

Апостол клятвенно поручился, что обретено ему прощение у Спасителя; умолял его, стоял на коленях и поцеловал правую его руку, как очищенную покаянием, и привел его таким образом обратно в Церковь. Непрестанно молясь за него, непрестанно упражняя его в посте и сам постясь с ним, наставляя его всячески умилительными сказаниями, он оставил его, говорят, не раньше, чем водворил в Церковь того, кто подал великий пример истинного покаяния, великое знамение возрождения и победный знак зримого воскресения».

Служение Любви – весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений.

Апостол Иоанн Богослов, праздник, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё, икона, история, традиция, старообрядцы, старообрядчество, инокиня Ливия, Православие, календарь, Православный календарь
св.Иоанн Богослов, Данилов монастырь, 17 век

Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.
Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью.

Из кратких указаний евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Исус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения ( Мк. 9, 38 – 40; Лк. 9; 49 – 50: Лк. 9, 54 – 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова “сынами грома” (Боанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Исус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя.

Апостол Иоанн Богослов, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё

Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия.

Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью.

Apostol-Ioann-Bogoslov

Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 – 9).

По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 – 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, – свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 – 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Исуса Христа (Ин. 1, 1 – 18; 1 Ин. 5, 1 – 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что “всякий, рожденный от Бога не согрешит” (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.
Апостол Иоанн Богослов, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества

Символы евангелистов на меднолитых и писаных иконах

Символы евангелистов – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова (Откр. 4:7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

Традиционно в господствующей церкви в наши дни при евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

Апостол Иоанн Богослов, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё
Латинская иконография образов евангелистов

На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.

Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.
Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки. На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.

Апостол Иоанн Богослов, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё
Иконография XIX века, предположительно из Словении

Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский; Матфей – человек, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев.

Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.

Изъяснение символов в смысле указания на искупление Исуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.

Апостол Иоанн Богослов, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё
Миниатюра из “Евангелия Хитрова”, по имени одного из позднейших его владельцев – боярина Богдана Матвеевича Хитрова.

Объяснение блаженного Иеронима:

В Евангелии Матфея родословие Исуса Христа, в Евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в Евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в Евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Исусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

У Софрония, патриарха иерусалимского: лев – сила и начальство Исуса Христа; телец – священническое служение Исуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа.

В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Пример: Иоанн Богослов в молчании

Апостол Иоанн Богослов, Иоанн Богослов изображен в виде льва, ангел, символические изображения евангелистов в виде животных, телец, орёл, традиция, старообрядцы, иконопись, литьё
Слева – гуслицкая икона второй половины XIX века. Фигура святого в красно-оливковых одеждах эффектно выделяется на золотисто-охристом фоне. Правой рукой апостол касается уст – знак безмолвия (что дало название иконе), левой указывает на текст Евангелия от Иоанна. Справа изображен ангел в восьмиугольном нимбе, олицетворяющий Святой Дух, символ премудрости. Символ евангелиста Иоанна-лев.

Справа-меднолитая икона XVIII века. Евангелист Иоанн изображен в виде орла.

Пример: Спас в силах

Справа-редкий меднолитой складень ХVI в. Оглавие и левая створка утрачены.

Спас в силах с символами евангелистов

Слева – Икона из часовни Архангела Михаила (д. Леликозеро) Последняя треть ХVII в. «Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке. Подобные композиции были в ходу на Руси в ту эпоху.
Подробнее особенности иконографии с другими примерами смотрите на сайте МЕДНЫЙ ОБРАЗ

Интересное и богато иллюстрированное обсуждение вопроса символических изображений также имеется на форуме www.cirota.ru

Читайте также

притча о блудном сыне

Епископ Михаил (Семенов). Блудный сын

Неделя о блудном сыне (греч. κυριακὴ τοῦ ἀσώτου) — второе из четырёх воскресений подготовки к ...

1 комментарий

  1. Лучше уточнить: вторая часть материал – который уже был опубликован много раньше, т.е., здесь совместная подборка с различных источников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *