Главная » Церковь и мiр » Истории жизни » «Прения о вере» с современными греками
Единоверие, РПЦ МП, Игумен Кирилл Сахаров, Берсеневка, старообрядцы, единоверцы, православие, РПСЦ, мнение, греки, Александрийская Православная Церковь, Московский Патриархат, Никон, раскол, догматика, различия, отличия, Русская Народная линия

«Прения о вере» с современными греками

3.8 (75%) 8 votes

Для думающих и ищущих читателей сайта STAROVE.RU публикуем свежий материал-размышления новообрядческого игумена Кирила Сахарова, служащего старым чином в церкви св. Николы на Берсеневке в Москве.

Глубокий и содержательный диалог этого тяготеющего с истинному Православию священнослужителя, председателя Союза Православных братств, члена Союза писателей России, не отвечает лишь на один вопрос: почему, осознавая всё сказанное и ревностно защищая старый чин, он по-прежнему пребывает «по ту сторону раскола». К сожалению, такое «подвешенное» состояние – беда нашего общества на протяжении трёх с половиной столетий…

Из выступления на III Международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе»:

Единоверие, РПЦ МП, Игумен Кирилл Сахаров, БерсеневкаЯ в гостях у собрата – священника. Сижу в комнате, «перелопачиваю» внушительную подборку материала с интернета. Но, что это?! Мощный низкий звук причудливым рисунком наполняет пространство. Может быть, монахи по соседству «врубили» на всю мощь запись диска с пением какого-нибудь афонского монастыря? Подумал даже: а может быть это звучит «азан» – призыв к мусульманской молитве из какой-нибудь близ стоящей мечети?

Оказалось, что ни то ни другое. Это представитель Александрийской Православной Церкви при Московском Патриархате с группой прихожан приехал поклониться святыням храма. Громкоговорители, выведенные на улицу, разнесли звуки необычного для слуха пения по окрестностям.

Я знаком с владыкой, был известен ему преимущественно с «антиглобалистской стороны». Владыка, как почитатель известного афонского старца Паисия, с которым он неоднократно общался и который предсказал ему высокое служение Церкви, не мог не сочувствовать нашим усилиям по противодействию попыткам втянуть нас в глобалистскую сеть.

На сей раз главной темой в нашем общении были литургические вопросы с неизбежным касанием реформ патриарха Никона, старого обряда и т.п.

Владыка демократичный, благожелательный, открытый человек. По своему миросозерцанию он эллин «до мозга костей». По внешнему облику, однако, сразу не догадаешься, что он грек.

В самом начале беседы владыка сразу засвидетельствовал свое лояльное отношение к древнерусскому богослужебному наследию – «это лучше, чем то, что можно сейчас наблюдать». Его, как специалиста, знатока византийского пения не мог не шокировать партесный концертный стиль нашего богослужебного пения: диск с записью такого пения можно еще послушать в машине, но в церкви молиться при таком пении – совсем другое дело. Иногда трудно понять, слыша такое пение – где ты – в церкви или в театре?» Ну, здесь, дорогой мой греческий иерарх, у нас никаких расхождений. В самом деле, было приятно слышать из уст греческого митрополита положительные отклики о нашем знаменном пении.

Дальше было сложней. «Главное – правильная догматика, вероучение, а обряды всегда в Церкви разнились, и это не было поводом для разделений». Так примерно рассуждал Константинопольский Патриарх Паисий, отвечая на письмо патриарха Никона о наших разностях с греками в богослужебной практике.

«Спор о вере», неизвестный художник XVIII века
«Спор о вере», неизвестный художник XVIII века

Но позвольте, разве форма крестного знамения такая уж несущественная вещь? Да, это внешний знак, выражающий догматическую истину о Боге Едином в Троице славимом и о Христе – Богочеловеке, о двух естествах в Нем – Божеском и человеческом. Это так, хотя в начале реформы говорили, что два прижатых пальца в троеперстном крестном знамении «праздны», т.е. ничего собой не изображают.

Но главное в другом: ответьте, положа руку на сердце, что точнее и логичнее – три перста полагать на чело или два? Очевидно, что ответ лежит на поверхности: не Троица распялась на кресте (это было бы ересью и так никто не считает), а именно Сын Божий – Второе Лицо Троицы. Поэтому и крестимся двумя перстами, а Троица изображается остальными тремя перстами, сложенными вместе. Истина о Боге – Троица при таком крестном знамении тоже символически присутствует, ибо Отец благоволил послать Сына Своего Единородного для спасения мира, Сын совершил искупление рода человеческого, а Дух Святой усвояет нам искупительные плоды Жертвы Христовой. Т.е. дело нашего спасения – дело всей Троицы, но распялся на кресте именно Сын Божий и поэтому логично креститься именно двумя перстами.

Далее было еще сложнее. Владыка, энергично жестикулируя, переходя на греческий язык с помощью переводчика (он был с ним вполне солидарен), стал говорить о значении греков для Православия. Знакомые мотивы: «мы – корень, вы приняли от нас веру» и т.д. и т.п.

В самом деле, греки приняли Веру Христову за тысячу лет до Крещения Руси. Дух захватывает, когда подумаешь, что было за это тысячелетие: Соборы Вселенские и Поместные, множество святителей и подвижников благочестия, которые были преимущественно греками по национальности. Но было и другое – ереси, например. Среди константинопольских патриархов было немало ересиархов.

Но главное в другом – греки середины 17-го века и греки первого тысячелетия – это две большие разницы. Лионская уния 1274 года, Флорентийская 1439 г., падение Константинополя 1453 г., столетия униженного положения под мусульманским владычеством не прошли безследно. Не имея школ и типографий, греки были вынуждены обращаться на запад к латинянам, учились там и печатали книги. Постепенно западное влияние проникало в их церковную жизнь.

«Нет, нет, – горячо протестовал секретарь владыки, – греки всегда оставались твердыми в Православии». И далее: «Русь почти триста лет была под татарским игом – тоже можно сказать, что вера исказилась».

Старообрядческий лубок, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверы, различия старой и новой веры, пародия, раскол, форма Креста, никониане, именословное, благословение, двуперстие, просфора, правила, благочестие, смысл
Наглядное изображение «новин», привнесённых патриархом Никоном, старообрядческий лубок.

Я задумался, не знал что сказать. Позже ответ нашел: Русь попала под власть язычников – ими были татары аж до хана Узбека, принявшего ислам. Узбек шел на Русь со своими полчищами, чтобы не только поработить ее, но и навязать иную веру. Именно поэтому прп. Сергий благословил князя Димитрия Донского на решительную брань с врагом. Что касается татар, когда они были еще язычниками, то, как известно, они отличались веротерпимостью и не притесняли Церковь. Таков был завет Чингизхана.

Совсем не убедительна была греческая сторона, когда пыталась представить своих предков «тихими и пушистыми»: сами, мол, русские наломали дров по своему невежеству. Я промолчал. Ну что возражать – факты, в общем-то, общеизвестны о, в целом, неприглядной роли греков в середине 17 века, продиктованной их амбициями. Эти амбиции, в свою очередь, имели существенную финансовую подоплеку.

Об этом много писали до революции церковные историки Каптерев и Голубинский и наши современники Кутузов и Смирнов. Писали о том, как греки «зазирали» патриарху Никону, т.е. упрекали, что богослужебная практика русских разница с греческой, «а мы ведь корень и исток, ваши учителя». Наши предки на это говорили: «Греки нам не Евангелие, мы приняли веру от апостолов».

Греческие иерархи, указуя на разности в обрядах, в форме крестного знамения, подчеркивали, что этим якобы искажается вера и что, мол, отделились от нас, стали автокефальными, вот и запутались. Проходимцы типа Арсения Грека и Паисия Лигарида приняли самое активное участие в церковной смуте середины 17-го века. Антиохийский Патриарх Макарий с амвона Успенского собора в Кремле проклинал крестящихся двуперстно.

Спор о вере. 1880-81. прения о вере 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи — Василий Перов, фрагмент, http://портал1.рф
“Спор о вере”. 1880-81. прения о вере 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи — Василий Перов, фрагмент, http://портал1.рф

С подачи афонского архимандрита Дионисия Большой Московский Собор 1667 года, в котором приняли участие некоторые восточные Патриархи, произнес ужасные клятвы на благочестивые обряды и двуперстное крестное знамение, принятое нами от самих же греков в конце 10-го века и хранившихся неповрежденно. Между тем, предшествовавший Большому Московскому, Собор русских архиереев (1666 г.) в своих решениях был намного умеренней. Архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший своего отца Антиохийского Патриарха Макария в путешествии по России, в ответ на свои восхищенные слова о благочестии русских, услышал от отца: «И мы такими были до турецкого завоевания».

Говорить обо всем этом, чувствовал я, было бы малопродуктивно. Для меня главным было другое: высокий иерарх нынешнего Александрийского Патриархата вполне положительно и лояльно отзывался о нашем древнем богослужебном наследии.

Еще он говорил: «В службе все должно быть просто и логично. Зачем эта ненужная помпезность архиерейских служб? Я как-то спрашиваю одного священника: «А зачем вы сейчас совершали каждение? Где об этом написано в уставе?» А он в ответ: «Меня так научили. Ну где же логика?!»

На этот проговор я так отреагировал: «Владыка, названные вами критерии настоящего богослужения – простота и логичность – это фундаментальные основы богослужения по старому обряду. Если в других храмах невозможно увидеть двух одинаковых молебнов, то по старому обряду нет ничего лишнего, привносного, субъективного, никаких экспромтов. Все четко, размеренно, логически выстроено, а что касается помпезности и пышности архиерейских служб, то прот. Георгий Флоровский в своей книге «Пути русского богословия» писал, что как раз это и привлекало Никона в современном ему греческом богослужении. В древнерусском дониконовском чине было все аскетичнее и проще».

Вот такая беседа, чем-то напоминающая знаменитые «Прения о вере» Арсения Суханова, отправленного на Восток в преддверии никоновской церковной реформы. Много негативного подметил тогда Суханов, наблюдая то, как совершается богослужение у греков (не читались часы перед Литургией, не пелись величания в Господские праздники и в дни памяти святых, в монастырях совершались венчания, «неженатых в попы ставят» (целибаты), монашествующие, включая архиереев, ходили без мантий и т.д и т.п.).

Спор о вере. Кожин Семён, 1996, www.kozhinart.com
“Спор о вере”. Кожин Семён, 1996, www.kozhinart.com

Для меня в беседе с владыкой были важны не исторические экскурсы, не упреки и сетования в адрес греков, а другое. Что именно? Признание современными греками высокого достоинства нашего богослужебного наследия (оно же и древневизантийское), его право на существование и возвращение в нашу церковную жизнь. Тем самым известное решение Поместного Собора нашей Церкви (1971 г.) об отмене клятв на старые обряды, признание их равноспасительными и равночестными приобретает более «вселенское измерение».

Источник: сайт Русская Народная Линия ruskline.ru

Единоверие, РПЦ МП, Игумен Кирилл Сахаров, Берсеневка, старообрядцы, единоверцы, православие, РПСЦ, мнение, греки, Александрийская Православная Церковь, Московский Патриархат, Никон,  раскол, догматика, различия, отличия, Русская Народная линия
иллюстрация: Патриарх Никон в Новом Иерусалиме, Вячеслав Шварц, 1867 год.

Информация по теме:

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёрыИнтервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

mitropolit-Korniliy_Rossiya-24-01Интервью Митрополита Корнилия каналу Россия 24

Первое за десять лет интервью предстоятеля РПСЦ Митрополита Московского и Всея Руси Корнилия федеральному каналу.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru

Twitter: https://twitter.com/staroveru

Читайте также

Рождественский, филиппов, пост, старообрядцы, мученик Внифантий, новый год, язычество, янус, безпоповство, Пётр Первый, календарь

Рождественский (Филиппов) пост – по 6 января

4.8 (96.67%) 12 votes Установление Рождественского поста относится к древним временам христианства. Он упоминается в ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *