Главная » Анонсы » Старая вера Причудья: резные иконы и графика Павла Варунина
староверы эстонии

Старая вера Причудья: резные иконы и графика Павла Варунина

4.9 (98%) 10 votes

Приглашаем нашего читателя в Таллиннский русский музей, где открыта уникальная выставка произведений художника из Причудья Павла Варунина «Старая вера Причудья: иконы и графика Павла Варунина». В экспозицию включены резные иконы, а также лубки на сакральные и бытовые темы.

Фрагмент экспозиции: резные иконы
Фрагмент экспозиции: резные иконы

Иконы, выполненные в дереве, трудно назвать распространенным в наши дни явлением. Однако, по словам Павла Варунина, такие иконы — исконно русский православный тип канонических изображений. Он был изгнан в свое время: деревянные иконы сжигались или выбрасывались.

Русские староверы Эстонии рассказали о своем быте
Русские староверы Эстонии рассказали о своем быте

Резная православная икона — это объемное барельефное изображение. Теплота дерева, столь оцененная на Руси, органично сливается со стилистикой образов, передает положительную энергетику, — всем известно, насколько живыми и теплыми могут быть изделия из дерева.

Богоявление
Богоявление, Павел Варунин

Выставка открылась после обязательных слов приветствия и приглашения к столу в традиционном русском стиле: угощали исключительно чаем, предлагались баранки, пряники, янтарный медок, вареный сахар — деликатес староверов, соленые огурчики, черный хлебушек. От коллег из Эстонского музея под открытым небом, с которым Таллиннский русский музей поддерживает тесные профессиональные связи, прибыли постные пирожки с луком и грибами, — только что из печи хутора старовера из Причудья.

Ангел Хранитель Павел Варунин
Ангел Хранитель, Павел Варунин

Вернисаж по-русски

Присутствие на открытии выставки Эйнике Соовяли, посланницы музея под открытым небом в Рокка-ал — Маре, которая, как Красная шапочка, и прибыла с пирожками, было совершенно не случайным: она является куратором этнографического хутора старовера из Причудья, воссозданного музеем, в организации и устройстве которого принял как эксперт самое непосредственное участие Павел Варунин.

Эйнике Соовяли, сотрудник Эстонского музея под открытым небом
Эйнике Соовяли, сотрудник Эстонского музея под открытым небом

По словам Соовяли, выставка резных икон и лубков этого мастера уже проходила в Эстонском музее под открытым небом и была одной из самых популярных и посещаемых из тех, которые там когда-либо устраивали.

Фрагмент экспозиции: коллекция лубков
Фрагмент экспозиции: коллекция лубков

“Лубки можно долго рассматривать — там столько интересных персонажей и деталей. А что касается икон, гости нашего музея не могли поверить, что такое может сделать человек — насколько это виртуозная работа. Я очень рада, что теперь и в центре города есть такая прекрасная выставка — новые лубки и новые резные иконы Павла Григорьевича Варунина”, — поделилась Эйнике Соовяли своими впечатлениями с корреспондентом Sputnik Эстония.

На протяжении многих лет – Варунин главный вдохновитель и организатор целого ряда мероприятий, посвященных изучению и сохранению культуры старообрядческих общин.

“В музее есть настоящий дом староверов, который перевезли из города Калласте, и он действительно выглядит как настоящий дом жителя Причудья, это признали и сами староверы. Этот хутор — как посольство староверов в городе Таллинне. Павел Григорьевич нам много помогал в организации интерьера и деталей быта: про внутреннее убранство мы не знали почти ничего, да и про жизнь общины тоже”, — рассказала Эйнике историю создания этнографического хутора.

Но проблема заключалась в том, что в устройстве быта старообрядцев есть мало кому известная деталь: икона этого народа имеет особое место в жилище, и ее положение обусловлено иными критериями, нежели в доме православных .

“Поставили икону сначала в один угол, как нам показалось, для нее предназначенный. Позвонили Павлу Григорьевичу, он нас и просветил: у староверов, что интересно, иконы располагают строго по сторонам света: образ ставят в угол, который смотрит на восток, в крайнем случае — на север. Так нам удалось избежать серьезной ошибки с помощью рекомендаций и пояснений Павла Варунина,” — заключила Эйнике Соовяли.

Древняя культура — источник творчества

Павел Варунин — председатель Союза старообрядческих приходов Эстонии. Сам он считает себя представителем общины староверов в миру. Важная общественная роль и просветительская деятельность не мешают Варунину заниматься творчеством.

Художник Павел Варунин
Художник Павел Варунин

В Эстонии и далеко за ее пределами он известен также как профессиональный художник. Мастер занимается резьбой по дереву, реставрацией старинных икон, оформлением печатных изданий, графикой в исконно русском ее проявлении – лубочных картинках.

Как всякий православный мастер, работающий над иконографическими образами, Павел Варунин не присваивает себе авторство, как известно, такова традиция иконописи. Он, напротив, считает, что питательной почвой и причиной его трудов является древняя старообрядческая культура.

“Мне говорят: “Вот твоя выставка…”. Но я-то все равно только орудие, потому, что все, что вы здесь видите, — это плоды старообрядческой культуры в целом. Это та почва, на которой выросла деятельность моя или кого бы то ни было, благодаря наследию, которое создавалось задолго до меня. Я бы не хотел тянуть одеяло на себя и подчеркивать свою исключительность, потому что это далеко не так, и считать так-не правильно! Вдохновение любого человека всегда мотивировано, и этому источнику нужно отдавать должное”. По словам мастера, старообрядческая культура в Эстонии недооценена.

“Что могла бы дать старообрядческая культура эстонскому обществу?” — Задали мы вопрос Павлу Варунину.

“Она уже многое дала: какие были имена — иконописец Гавриил Фролов, или Пимен Софронов, единственный русский мастер, который работал по заказу Ватикана,- наш причудский старовер! Это надо помнить и этим гордиться. Мы всегда почему-то считаем, что уникальное — это где-то там, за семью морями, как аленький цветочек. А у нас таких “цветочков” много рядом, только их надо увидеть. Нет пророка в своем отечестве”.

Дедов он закон блюдет…

В экспозиции также демонстрируется коллекция авторских лубков. Как поведала на открытии выставки куратор музея Мария Сморжевских-Смирнова, лубок, появившись в 18 веке в старообрядческой среде, на языке коротких текстов и незамысловатых, но ярких картинок, рассказывал простым людям о самом актуальном – о том, что их волновало и радовало; напоминал о важном – устоях веры, традициях благочестия. Лубок, как и любая гравюра, подразумевал “широкий тираж” и был очень распространен в крестьянской среде.

Фрагмент экспозиции: коллекция лубков
Фрагмент экспозиции: коллекция лубков

Сюжеты лубков Павла Варунина – дань добрым традициям старины. Здесь каждый сможет найти то, что интересно ему: тонкую иронию и юмор, бытовые зарисовки и народную мудрость, священную историю и историю православной церкви.

“Через лубок мне хотелось показать, что староверы — это не тот замкнутый народ, нелюдимое угрюмое сообщество, как представляют себе многие. Они как и все: и озорные, и веселые, — они всякие”, — сказал художник.

Своими занимательным лубком художник, в какой-то степени, пытается бороться со стереотипами о нравах старообрядцев. “Это мной подслушано у староверов в Литве: “Любимая жена — всю жизнь девочка”, — прокомментировал художник одну из своих работ, привлекающую особое внимание публики и вызывающую добрые улыбки.

жена

А вот еще несколько мудрых, не без юмора старинных пословиц, несомненно, актуальных и по сей день — они сопровождают лубочные сцены в иллюстрациях автора:

“Кто ногу на ногу кидает, тот беса тешит да качает”

жена

“Зима за морозец, мужик за праздник”

“Лето и деньги скоро проходят”

“На морозе и старик моложе”

“Мужика не шуба греет, а топор”

жена

“Не от росы урожай, а от поту”

жена

Остается только для полного впечатления посетить экспозицию музея и увидеть оригинальные и мастерски выполненные мудрые лубочные картинки Павла Варунина и его виртуозные резные иконы.

Художник Павел Варунин
Художник Павел Варунин

Павел Варунин — председатель Союза старообрядческих приходов Эстонии, Общества культуры и развития староверов Эстонии; на протяжении многих лет – главный вдохновитель и организатор целого ряда мероприятий, посвященных изучению и сохранению культуры старообрядческих общин.

Из потомственной старообрядческой семьи поморского согласия. Окончил народный Университет искусств в Москве, получил специальности ювелира, гравера, краснодеревщика, резчика по дереву.

Выставка продлится с 2.12.2017 — 30.04.2018

Sputnik Эстония.

Материал по теме:

Пимен Софронов величайший старообрядческий иконописец XX столетия…

пимен сафронов

Читайте также

Молитва святого Ефрема Сирина, Молитва преподобного Ефрема Сирина, господи и владыко живота моего, покаянная молитва, Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми, Великопостная молитва святого Ефрема Сирина, молитва Ефрема сирина текст, молитва ефрема сирина текст на русском языке, молитва боже очисти меня грешного, РПЦ, Православие, старообрядцы, Михаил Семенов, РПСЦ, наставление, проповедь, поучение, смысл, старообрядцы, староверы, Рогожская Слобода, Журнал Церковь, Старообрядческая Мысль, коленопреклоненная, сириец, коленопреклоненные молитвы в великий пост

Молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему» в пост

4.2 (84%) 5 votes Предлагаем текст и наиболее полное пояснение к одной из самых известных ...

1 комментарий

  1. Евгений

    Я так и не понял, с точки зрения старообрядчества, можно ли молиться на иконы, вырезанные из дерева?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *