Главная » Анонсы » Святой Христофор псеглавец. Тайна образа и детали жития
Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ

Святой Христофор псеглавец. Тайна образа и детали жития

В понедельник, 22 мая, Церковь чтит память св. мученика Христофора. Статистика показывает, что среди посетителей Рогожской слободы и гостей нашего сайта много тех, кому интересна история этого святого и его необычного образа, незаслуженно позабытого синодальной церковью вместе с множеством древних обычаев, правил и порядков. Делимся авторским исследованием по теме.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ

В ризнице Покровского кафедрального собора Рогожской Слободы хранится удивительная икона святого мученика Христофора, традиционно изображаемого с головой пса или лошади. Образ святого настолько интересен, многогранен и в то же время необычен, что неизменно рождает массу вопросов, касающихся своего происхождения.

Данная икона вошла в иллюстрированную энциклопедию «Древности и духовные святыни старообрядчества» как одна из жемчужин Рогожской ризницы. Мы приводим для читателей «Старообрядческой мысли» подробное исследование происхождения традиции изображать святого именно так, благо что в синодальной церкви после никоновских реформ образ попал под немотивированный запрет.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
РОГОЖСКАЯ РИЗНИЦА Святой мученик Христофор.
г. Ветка. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,9х37,6 см. На тыльной стороне надпись киноварью: «В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина».
Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи. Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым рисунком по тому же листовому золоту, которое покрывает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более светлое красноватое охрение с последующими высветлениями. В результате передается смуглый цвет кожи. Мастеру удается придать звериной личине благостное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: «С(ВЯ)ТЫЙ МУ(ЧЕНИК) ХРИСТОФОРЪ».
Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, составляющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в. // В.М. Сорокатый.

Редкий кадр

При входе в Покровский храм имеется еще одна практически неизвестная икона с образом св. Христофора.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Большая икона у входа в Покровский Собор с образом св. мч. Христофора в числе мучеников

Святой мученик Христофор изображён в числе мучеников

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ

Последним веским аргументом к организации исследования оказалось письмо читателя сайта STAROVE.RU:

Вечер добрый! Был сегодня в магазине церковной утвари и икон “Софрино” РПЦ МП. Хотел заказать образ мученика Христофора древнего письма (с пёсьей головой). Мне говорят: “Изображение не каноническое. Запрещено Святейшим Синодом в XVIII веке. Не всё, что есть в интернете, правильно. Истинное изображение – такое…” (и показывают мне на своём компьютере мученика Христофора в образе человека, несущего на плечах Богомладенца). Я отвечаю: “Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев. Подобное написание Христофора до сих пор используется во многих поместных Православных Церквях”. Мне отвечают: “Это не наше дело. Духовник завода запретил изготавливать. То, что Вы хотите – кощунство. Не знаем, где и как Вы будете такую икону заказывать, кто Вам её будет делать, но истинное изображение только у нас”.

Вот так вот… “Яко не бывшими” стали не клятвы, а постановления Собора 1971 г. и всех последующих Соборов РПЦ. Речь идёт о магазине художественно-производственного предприятия “Софрино” РПЦ МП. В Москве два фирменных магазина: 1) на Кропоткинской (центральный); 2) в Сокольниках (на территории Храма Воскресения Христова), где я и пытался сделать заказ.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Никоново-Петровские “новины” в действии: “исправленный” образ св. мученика Христофора поверх древней фрески в Ярославле

В основу данной заметки легло научное исследование С.К. Черновой – ведущего специалиста Череповецкого музейного объединения.

В Череповце также хранится изображение св. мученика Христофора Псеглавца, датированное 17 веком, однако это не единственное место, где заинтересовались историей необычного образа. Блогер carabaas делится историей появления образа св. мученика Христофора с собачьей головой из коллекции икон Ростовского музея:

В Ростовском музее эта икона эта находится изначально, и попала туда по распоряжению новообрядческого Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы была описана в Епархиальных Ведомостях так:

“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…

Христофор – святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э. Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность. Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).

1. Святой Христофор. Ростовская икона. Музей Ростовский Кремль. Первая половина XVII века. Происходит из церкви Успения села Богородского в Осеку Любимовского уезда Ярославской губернии
Примеры традиционного изображения св. муч. Христофора

Восточная традиция почитания св. мч. Христофора

Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Святой Христофор. Греческая икона. Константинополь

Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммученико было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Святой Христофор. Греческая икона. 18 век

В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).

Западная традиция почитания св. Христофора

Легенды о св. Христофоре в западной интерпретации сильно отличаются от привычных нам. Одна из них гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Другие легенды говорят, что его имя было Офферо, и родился он в Ханаане.

В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Якова Ворагинского: великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но узнаёт, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде Креста.

Гигант Репрев-Офферо отыскивает святого отшельника и спрашивает его, каким образом он мог бы послужить Христу. Отшельник отводит его к опасному броду через реку и говорит, что его большой рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду.

1-2«Носящий Христа». Образ святого Христофора в западной традиции
Католическая версия о житии св. Христофора

Он начинает перевозить путников на своей спине. Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки мальчик стал настолько тяжел, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Но мальчик сказал ему, что он – Христос и несет с собой все тяготы мира. Затем Исус крестил Репрева в реке, и тот получил новое имя – Христофор, «несущий Христа». Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку, которая чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (в западной традиции он выступает под именем Дагнус) заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрел мученическую кончину.

В основании легенды лежат два уравновешивающих друг друга парадокса: могущественный властелин, которому служит Христофор, оказывается Младенцем, воплощением слабости и беззащитности; с другой стороны, этот младенец весомее и значительнее всей Вселенной.

Начиная с 12 века этот сюжет оказывает огромное влияние на западную иконографию, неизменно изображающую Христофора с младенцем Христом в момент переправы через реку. Эта легенда о святом Христофоре, переносящем Младенца Христа через реку, могла возникнуть примерно в 6 веке. В середине 9 века она распространяется по Франции.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Реликварий с главой святого Христофора. Хорватия. Остров Раб. Церковь Марии

День поминовения Христофора был понижен Ватиканом до уровня местночтимых праздников в 1969 году из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании. Но вопреки распространенному заблуждению, Христофор не был деканонизирован, как, например, известный многим влюблённым «святой» Валентин: он все еще остается святым католической церкви. См. статью и комментарии. Хотя сохранившиеся свидетельства о его жизни переплетаются с рассказами о чудесах и явлениях, которые плохо воспринимаются современной историографией, все же сохранилось достаточно информации, чтобы попытаться нарисовать картину его жизни, приемлемую для современного человека.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Святой Христофор. Греческая икона

Во-первых, неоспоримым является упоминание о том, что свидетельства о Христофоре как о собакоголовом человеке даны его современниками. Для людей той эпохи (речь идет о греко-римско-персидских территориях) практика описывать всех людей из «нецивилизованного» мира как людоедов, со звериными частями тела – была очень распространена, хотя сначала использовалась метафорически. Более поздние поколения могли воспринять эту метафору и гиперболу как факт.

Рассказы о псоглавых людях часто встречались в повестях о путешествиях в античность и средневековье, начиная с Геродотовского описания Скифии. Марко Поло, например, уже в 13 веке встречал в индийских странствиях киноцефалов: «У всех людей этого острова головы, как у собак, я уверяю вас, что все детали их лиц такие же, как у больших мастифов…». Написанная со слов итальянского путешественника Марко Поло «Книга» (1298 г.) – один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии.

Почитание святого и в западной и в восточной традиции настолько популярно (эта популярность растет и в наши дни), что личность святого, крайне не похожего на всех других святых, прямые отсылки к истории Древнего Египта с его зоолатрической мифологией, заставляют исследователей снова и снова обращаться к проблеме происхождения и бытования образа святого Христофора.

Почитание св.Христофора в Православии

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Икона из Егорьевского историко-художественного музея

В православии Христофор часто изображается псоглавым. Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала в основном связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно. Вариантов происхождения прозвища «киноцефал» несколько.

Возможно, это искаженное наименование географического названия местности, откуда, предположительно, был родом Христофор – Киноскефалия (возвышенность в Фессалии). Также, слово «хананит» (родом из Ханаана) близко по звучанию к латинскому слову, обозначающему слово «собака».

Описание ужасной внешности – «звероподобный» могло быть воспринято переводчиками буквально. Ещё одна версия: сравнение с символом верности – собакой постепенно переросло в объединение образа с символом (опричники Иоанна Грозного приторачивали к лошадиному седлу голову собаки, получается, каждый из них был «всадником с собачьей головой».

Можно предположить и то, что образ псоглавца пришел из коптской христианской живописи. В Египте еще оставались следы почитания псоголового Анубиса, хотя далеко не все исследователи находят уместным проведение подобных временных или географических параллелей.

Версия заимствования древнеегипетского образа

В египетской мифологии существовал бог – покровитель умерших Анубис (Инпу). Он почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб (либо в виде человека с головой шакала или собаки). Согласно «Текстам пирамид», Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших. (см.: Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976, С. 260)

Неназванная догадка гласит, что копты (египтяне) могли перенести в христианство и воспоминания о своем боге Анубиса. Там же говорится, что иконописный образ святого с собачьей головой к эпохе Реформации практически повсеместно исчез западе и на Востоке. С другой стороны, известно, что на Западе вообще иконопись встречается крайне редко, предание было заменено на «Золотой легендой» Якова Ворагинского. Ну а на Востоке, в частности на Руси, к 17 веку образ св. мч. Христофора был крайне распространён в различных изводах, что ставит под сомнение египетскую версию. Лишь после реформ патриарха Никона синодальная церковь стала массово уничтожать «неблагообразный» образ святого.

Тем не менее, в коптской церкви еще в 18 веке изображались святые с собачьими головами. На иконе из Музея Коптского искусства в Каире изображены святые Ахракс и Аугани, которые также имеют собачьи головы. Возможно, иконы подобного изображения помогали древним проповедникам найти общий язык с темным языческим населением далеких провинций римской империи. С другой стороны, почитания Христофора в Египте нет вообще, причем также не усматривается взаимосвязи между имевшим шакалью голову богом мертвых, знатоком бальзамирования, и мучеником за Христа, воином, помощником в болезнях и путешествиях.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Святые Христофор и Георгий поражают змей. Терракота. Виника. Македония. 6-7 вв

Древнейший известный образ Псеглавца представлен на миниатюрной керамической иконе 6-7 веков из Македонии. Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Образ св. Христофора на Руси

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике 16 века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины 16 века и в 17 веке получили распространение иконы Христофора именно с головой собаки. (см.: Снегирева Э.А. Образ святого Христофора…, С. 55)

Первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах 11-12 веков. Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в великом Новгороде в 1553 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Святой Христофор и Ярославские чудотворцы. Русская икона. 18 век. ГИМ

В 1551 году в царствование Иоанна Грозного был построен Свияжский острог и в нем православный храм, главной иконой которого был образ святого Христофора-Псеглавца. Голову можно принять и за волчью, и за песью, и за лошадиную. Свияжский образ – один из немногих, которые не были переписаны в принятом православном каноне после смерти царя Иоанна Васильевича.

При жизни Иоанна Грозного иконы Христофора-воина с песьей, волчьей или лошадиной головой были в сотнях храмов по всему Московскому царству. Особая историческая роль Свияжска заключается в том, что город был построен как база для покорения Казанского ханства и освоения богатейших степных просторов Поволжья. Известно, что на месте, где построен город, до этого, еще в 13 веке, было большое языческое капище.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

В штурме Казани участвовало не менее 60 тысяч татарских конников. Около 30 тысяч из них привели татарские аристократы касимовского царства, а около 20 тысяч – молодые астраханские царевичи, недовольные своими властями.

Время Иоанна Грозного было временем массового перехода татарской знати в православие. Вероятно, этим и объясняются странности в образе святого Христофора. Голова его должна была успокоить совесть степных князей перед памятью их предков и тотемных животных – волка, коня, собаки. Когда процесс перехода в православие и обрусения татарских ханов в основном был завершен, необходимость в таком серьезном нарушении канонов православия отпала, и головы святого Христофора почти на всех иконах были переписаны.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Современный образ св.Христофора, созданный под влиянием католических легенд

Официально иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были запрещены распоряжением Синода от 1722 г., однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много пользуются широким народным почитанием. В середине 18 века духовенство, в том числе митрополит Арсений (Мациевич), выступало за исправление икон святого. На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития. (см.: Снегирева Э.А. Образ святого Христофора…, С. 56)

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. В некоторых случаях иконы святого Христофора, действительно, исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

Другой пример из Ростовской области приводит блогер carabaas, нарочито подчёркивая своими репликами укоренившееся в никонианстве пренебрежение стариной:

Новообрядческий святой Димитрий Ростовский с полным основанием мог написать следующее: “Неразсуднии иконописцы обыкоша нелепая писати, якоже св. мученика Христофора с песиею главою, еже есть небылица” (“Розыск о Брынской вере”). Слова святителя обличают прежде всего старооборядцев, пытающихся заморозить церковную традицию, в том числе в ущерб здравому смыслу. Изображение мученика Христофора не иначе как с головой пса и ныне является для них одним из существенных признаков “древлего” благочестия.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Старообрядческая житийная икона святого Христофора.

В XVIII веке наведение порядка в иконописном деле берет на себя и светская власть. В 1722 г. Император Петр в присутствии Синода и Сената объявил свою волю об исправлении икон согласно с постановлениями Собора 1667 г. По распоряжению Синода была изготовлена выписка из соборных решений об иконе Саваофа, которую дополнили перечнем изображений, противных “естеству, истории и самой истине“, к которым относились образ мученика Христофора “с песьею главою” и некоторые другие. Современный исследователь пишет, что “никаких подробных обоснований этого решения дано не было, но свидетельство богословско-эстетической трезвости здесь налицо” (Н.К. Гаврюшин, предисловие к сборнику “Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология.”, М., 1993).

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка.

Приведя изобличающую самого себя цитату об отсутствии оснований для замены старины новоделом carabaas в статье, подписанной «Иереем Романом» продолжает наступление на старообрядческие условности, огульно называя древнюю иконографию «ошибочной»:

В Ростовской епархии самым деятельным искоренителем ошибочной традиции был святитель Арсений (Мацеевич), который в 1746 году (через 24 года после указа Петра), после того как во многих церквах увидел иконы мученика Христофора с песьей главой, посчитал, что это “странно и ужасно” и распорядился переправить их все “по-надлежащему с человеческою главою и впредь с песиею главою того мученика никому не писать”. Таким образом, историю с ошибочной иконографией мученика Христофора можно считать исчерпанной, тем более что в богословии и истории иконы есть множество аспектов более значимых и интересных, чем курьез с изображением собачьей головы.

Подобное пренебрежение к старине в среде последователей патриарха Никона хорошо известно: сайт «Старообрядческая Мысль» подробно рассказывал о кощунственной деканонизации (с последующей повторной канонизацией спустя 200 лет) святой благоверной Анны Кашинской, которую провела синодальная церковь лишь из-за того, что пальцы руки её мощей изображали двуперстие…

С.К. Чернова из Череповецкого музея отмечает, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей, а с более напоминающей лошадиную, головой. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой. Собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца 18 века из Государственного музея истории религии. Изучение иконографии и истории почитания святого Христофора выявляет новые стороны христианской религиозной жизни, но не дает прямых ответов.

1. Святой Христофор. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, середина XVI века, Свияжск монастырь: святой Христофор, изображенный с лошадиной головой
Поздние варианты написания главы св. мученика Христофора на Руси

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке. В левой руке святой держит крест.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Святые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых

Современное почитание св.Христофора в мире

День памяти мученики Христофора в православном календаре 9 (22) мая, в католическом календаре 24 июля (Германия, Литва), 25 июля (Италия), в евангелистическом – 24 июля. Христофор – один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. Кроме того, в католицизме он заботится обо всем, что связано с несением ноши; защищает от удара молнии, мора. Помогает лучникам, холостякам, лодочникам, торговцам фруктов, садовникам, рыночным торговцам, носильщикам, сёрфингистам, больным эпилепсией и тем, кого беспокоит больной зуб.

Святой Христофор – покровитель г. Вильнюса и изображен на гербе города. В 1957 году во дворе костела Святого Николая в Вильнюсе была установлена статуя Христофора с младенцем на руках и текстом на постаменте (на литовском языке): «Святой Христофор, опекай наш город!», созданная скульптором Антанасом Кмеляускасом (за что он был исключен из членов Союза художников Литвы). В июле-августе в Вильнюсе ежегодно проводится международный летний фестиваль имени святого Христофора – самая почетная награда наиболее заслуженным частным лицам, учреждениям и предприятиям за благотворительную деятельность, выдающиеся достижения в искусстве, спорте, науке и просвещении, за вклад в развитие туризма и т.п.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ
Современная икона св. Христофора Псеглавца

В России же почитание Святого Христофора не столь распространенное, и на иконах, продающихся в церковных лавках РПЦ МП можно встретить лишь изображение Святого в человеческом обличье с Божественным Младенцем на плечах. Образ Христофора-Киноцефал в неизменном виде почитается лишь в среде старообрядческой Церкви и остался лишь на тех редких иконах и храмовых росписях, которые не успели «отмодерировать» новообрядцы.

Христофор, старообрядцы, Покровский Собор, ризница, Рогожское, Рогожская Слобода, лошадь, Древности и духовные святыни старообрядчества, морда, лик, РПЦ МП, музей, фреска, образ, запрет, гонения, католическая церковь, святцы, Мифы народов мира, минея, Репрев, Антиохия, Египет, Christophoros, Христоносец, иконография, собакоголовый, людоед, зверь, псоглавых, киноцефал, кинокефал, звероподобный, Пётр первый, Арсений Мацеевич, РПСЦ

В данной заметке использовался материал и иллюстрации из следующих источников:

Чернова С.К. Образ св. Христофора в русской иконописной традиции.// Традиции в контексте русской культуры. Вып. VI. ЧГУ, Череповец, 1999, С. 167

http://carabaas.livejournal.com/115448.html

http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/ikona/christopher/index.html

http://mrs-mcwinkie.livejournal.com/26207.html

http://www.iconrussia.ru/iconography/1092/

Материал по теме:

Св. благоверная Анна Кашинская: поруганная святая

Рассказ о первой пострадавшей от вероломных действий синодальной церкви, не побоявшейся снять нимб со святой в угоду политическим предпочтениям начальства.

Анна Кашинская, раскол, святость, нимб, канонизация, деканонизация, святая, старообрядцы, РПСЦ, старообрядчество, почитание, мощи, память, фарс, праздник, комиссия, братство честного Креста
Княгиню прославили… “Исключили” из святых… И вновь прославили …

Синод, РПЦ, РПСЦ, Петербург, Илларион Алфеев, комиссия, раскол, заседание, журнал, посановление, Синодальная богослужебная комиссия, врачевание последствий раскола, 1971 год, Поместный собор, единоверие, единоверцы, Филарет, патриарх Кирилл, древлеправославие, ересь, поминание родственников, упокой души, равночестность, обряды, различия, старообрядные приходы, Патриархия.ru, patriarchia.ruСИНОД: РПЦ и РПСЦ не одним миром мазаны
Официальное решение Синода РПЦ МП 2014 года, приравнивающее старообрядцев к еретикам, для приёма которых требуется миропомазание (в отличие от обливанцев-католиков).

d-maximovКак «врачевать» раскол. Мнение РПЦ МП Видный богослов РПЦ МП, преподавателя МДА, на тему возможного взаимодействия новообрядцев со старообрядцами.

 

shapka-header Есть два варианта: слияние и поглощение Проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века», опубликованный на сайтах РПЦ МП

.
basni Реконструкторы древлего благочестия Рецензия Юлии Масловой на неумело компиллированные произведения новообрядческого архимандрита Клавдиана (Ларькова) о старообрядчестве.

.
Chudesa-head Чудеса в решете: “Степуринское чудо” Комичная история о том, как простой крестьянин-старообрядец невольно раскрыл фальсификацию господствующей церкви во время канонизации старца Серафима Саровского.
.

Дополнительная информация:

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Радио Подмосковья, Наше подмосковье, Митрополит Корнилий, РПСЦ, старообрядцы, интервью, сюжет, эфир, репортёрыИнтервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

mitropolit-Korniliy_Rossiya-24-01Интервью Митрополита Корнилия каналу Россия 24

Первое за десять лет интервью предстоятеля РПСЦ Митрополита Московского и Всея Руси Корнилия федеральному каналу.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru

Twitter: https://twitter.com/staroveru

Читайте также

Святой пророк Исаия, Никола чудотворец, священномученик Христофор

22 МАЯ: св.НИКОЛА вешний; св.пр.ИСАИЯ; св. мч. ХРИСТОФОР

22 мая (9 мая ст. ст.) – Церковь празднует Пренесение честных мощей иже во свв. ...

19 комментариев

  1. Даниил Андрюшков

    Очень интересно! Спаси Христос

  2. Владимир Саяпин

    Это, Олег, разумный подход :).

    Похожее изображение мы видим на персональной выставке известнейшего путешественника Фёдора Конюхова в Музее совр. искусства на Гоголевкском, 10. Изображение – иллюстрация к книге Ирины Конюховой “Боярыня Морозова”. С выставкой тем, кто не сможет побывать, можно познакомиться на http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/22/porazhaet_kakoj_on_put_proshel/.

    Можно подойти к теме без религиозной составляющей, как к выставке работ далеко неординарного человека :).
    Остается, Олег, найти тебе книгу о боярыне и рассказать, что там ! А кому же еще? :)

    • Олег Хохлов

      Нет, братец Владимир!
      Я очень благодарен тебе за эксклюзивные снимки, которые ты предоставил нашему сайту после посещения выставки рекомого Конюхова, но я остаюсь при своём:

      Иллюстрации, пусть даже не читая произведения, считаю постмодернистской провокацией, ибо традиция изображения святого с пёсьей головой не есть то же самое, что изображения святого, в данном случае, предполагаю, св.Аввакума, если на Спасителя, с головой … лошади. Конюховщина, да и только: недаром по ссылке выше этой фото нет в статье.

      Не хотел уж публиковать твои находки, но, пользуясь поводом и напоминанием, выражаю заочно своё презрение автору этого “художества”!

      конюхов-боярыня Морозова

      конюхов-боярыня Морозова

      конюхов-боярыня Морозова

      Надеюсь, что в продолжение этого фото факта найдутся небезразличные люди, которые зададут соответствующий вопрос и дадут оценку уместности такого творчества. Водку и меховой салон “Боярыня Морозова” мы уже проходили. Ну да Бог им судья! Жечь в срубе и ноздри рвать – не наш метод, а их, так что Господь всё устроит как правильно…

      Скажу лишь своё скромное мнение: без Ветковской иконы св. мч. Христофора мир не был бы таким, каков он есть сейчас, а без конюховских лошадиных аллегорий ничего бы страшного не произошло…

      • Хм… А на последнем рисунке угадывается часть меноры иудейской… И… даже не знаю, как назвать… того, кто указывает перстом на эту менору…

  3. Владимир Саяпин

    Да, хорошо бы оценку специалистов увидеть! Иконы Конюхов остерегся писать, те, что на выставке, по его эскизам другими написаны. А что здесь? Автор пишет, иллюстрации!

    • Олег Хохлов

      Нет, еще раз, брат Владимир. Не надо никаких специалистов!

      Еще про пуси рает я писал, что нельзя никого сажать или аршином уголовного кодекса мерить глубину или высоту творчества.

      Всякий раз, когда я размышляю об этом, вспоминаю нашего фермера Хотеева. Простой мужик: картошка, “морква”, лучок … стихи пишет. Похохмит, съязвит, посмеётся.

      Но попробуй заставь его, условно говоря, поклониться вот такой вот “иконе”. Он без всякого “специалиста” даст тебе в рожу. и будет прав.

      Потеряли мы в своей толерастиии соль земли… Вот моё мерило конюховым: я не поставлю его иллюстрации в качестве картинок к статье ни о Боярыне Морозовой, ни о жертвах Холокоста.

      Нет их для меня, тлен это и пошлость. И скажу это даже его жене и министру культуры. Моя дочь лучше нарисует 6-ти лет. Вот её – поставлю. А это чтиво и читать не стану: лучше житие св. Аввакума наконец дочитаю… Так что нет потребности у меня в этом искусстве, и никакие авторитеты, окромя святых, для меня не авторитет. И всё тут. Прости, Христа ради!

      • Владимир Саяпин

        Вольному воля :). Правда, вспоминаю, как ты в штыки принял мою информацию, а чуть разобравшись, он какой материал родил :). Уничижительно говоришь о людях, не познакомившись, о чем и что в книге. Не помнишь, кто сказал: “Ибо кто не против вас, тот за вас”?

        • Владимир Саяпин

          Кстати, с наступающим новым годом :) Как бы мы не артачились, а родится раб Божий, напишут уже , 2015. А отойдет кто, выдадут документ с датой 2015… В миру живем.

      • Александр Рощин

        «Вот моё мерило конюховым: я не поставлю его иллюстрации в качестве картинок к статье ни о Боярыне Морозовой, ни о жертвах Холокоста»
        В нашей стране уже давно бытует (в других странах навязывается) миф об холокосте как особой жертвенности евреев, который внедряет в сознание людей, что якобы 6 миллионов евреев были уничтожены фашистами во вторую мировую войну. Его цель как пишет О.А.Платонов: «представить дело таким образом, будто именно еврейский народ пострадал больше всех других и поэтому остальные народы обязаны испытывать чувство вины, каяться и платить возмещение». И это делается когда доля советского народа составляет не менее 27 миллионов человек. «Холокост» в западных странах уже превратился в новую религию, так как там есть уголовное преследование за публичное преуменьшение жертв евреев в период второй мировой войны. Каждый человек любой веры и национальности уникален и жизнь у него всего одна. И горько и больно людям, когда кто-то прерывает насильно жизни их любимых или родных. Но это не должно быть источником наживы. Преступники должны отвечать только за содеянное ими. Как показывают переписи евреев тех лет и исследования ученых убиенных евреев было на порядок меньше, а Германия до сих пор платит за якобы 6 миллионов убиенных евреев.

  4. Познавательный материал, спасибо.

  5. Александр

    Спаси Христос Очень интересно и информативно!!! И всё в одной статье!
    Было бы оооочень интересно прочитать бы про икону “Страшный суд” которая находится в Покровском соборе. Её “толкование” (простите Христа ради за не корректное выражение). Многие прихожане говорят , что на ней изображён телевизор. В кремле на похожей иконе просто многое, большая часть покрыто (может специально а может и нет) красным , а у нас нет, у нас открыто, вот прочитать бы! Так хочется узнать про эту замечательную икону как можно больше, а главное что изображено и что всё значит!!!

  6. Николай

    Олег СПАСИБО !!!
    Очень интересная статья.

  7. Мощи святого Христофора находятся в аббатстве Сен-Дени во Франции. По черепу этого святого мы узнаем была ли это голова человека, собаки или лошади, и тогда можно закрыть этот вопрос.

  8. Дмитрий

    Интереснейшая статья . Св. Христофор – один из самых чтимых на юге Германии святых ( входит в число четырнадцати помощников ) . Его изображение повсеместно почитается , особенно водителями . То , что Св. Христофор изображался итальянскими изографами киноцефалом ( существует свидетельствующий об этом латинский текст , приводимый , например , немецким исследователем Карл-Хайнцем Геттертом ) также известно . Упоминание об этом факте есть и у Св. Брендана – путешественника .

    • Олег Хохлов

      Да, интересен европейский опыт. И еще нюанс, который почему-то никто пока не заметил в своих исследованиях: Америку открыл Христофор Колумб, и это как нельзя лучше иллюстрирует покровительство святого путешественникам!

      • Славяне, до “открытия” Америки Колумбом, давно жили на территории этого континента. Есть видео о руинах разрушенного храма, где на осколках видн славянский лик.
        Все древности, указывающие на величие славян, тщательно уничтожались и уничтожаются нашими противниками.

  9. Дмитрий

    Св. Брендан с учениками посетил Америку в Vl веке .

  10. Дмитрий

    Как РПСЦ относится к древней Кельтской Православной Церкви ? Это не праздное любопытство , потому , что иконы с изображениями Св. Брендана , Св. Колумбана , Св. Бригиды можно увидеть в православных церквях ( я лично видел в такие в церкви , находящейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата ) на территории Ирландии . И , что очень важно , насколько канонически правильны эти изображения ?
    Найти их очень легко через любой поисковик .
    Почему для меня это важно ?
    Регион , в котором я живу ( юг Баварии ) был крещён кельтскими монахами Св. Колумбаном и Св. Галлом в VI веке .

  11. Весьма познавательная статья. Благодарю!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *