Главная » Вопросы священнику » Богослужение, молитва, посты, иконы » Что означает Херувимская песнь, которую поют во время Божественной Литургии?
Херувим, херувимская песнь, знаменный роспев, распев, демественный распев, старообрядцы, РПСЦ, самстар, самарское староверие, старообрядцы, староверы, древлеправославие, крюки, крюковое пение, демественный, наонное пение

Что означает Херувимская песнь, которую поют во время Божественной Литургии?

4.2 (83.33%) 6 votes

Херувимская песнь поется во время перенесения Св. Даров с жертвенника на престол.

Иже херувими тайно образующе, и животворящей Троице, трисвятую песнь приносяще, всяку ныне житейсткую отвержем печаль.

***
Яко царя всех подъемлюще ангельскими невидимо дароносима чинми. Аллилуия.

Это перенесение Даров знаменует шествие Господа на страдания и последующее Его несение на погребение. В “Тайнозрении вещей церковных” св. Герман пишет:

“Умные силы, созерцая в пении Херувимской перенесение честных Даров, образующих Тело Господа Исуса, с краниева (т.е. лобного) места до гроба — с нами поют невидимо: аллилуия. Посему и при выносе Даров священник и народ молятся молитвой разбойника “на краниевом месте”: “Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем”.

Херувим, херувимская песнь, знаменный роспев, распев, демественный распев, старообрядцы, РПСЦ, самстар, самарское староверие, старообрядцы, староверы, древлеправославие, крюки, крюковое пение, демественный, наонное пение

И по перенесении читается в алтаре: “Благообразный Иосиф со Креста снем…” и т.д., т.е. молитва погребения.

Воспеваемая в это время песнь Херувимская содержит призыв, с какими чувствами мы должны созерцать это шествие Господа в Св. Дарах.

РПСЦ, Ростов-на-Дону, Иоанн Севастьянов, музей Рублёва, выставка, иконы, лекция, экспозиция, старообрядцы, староверы

“Иже херувимы тайнообразующе…”, т.е. мы, которые теперь таинственно изображаем херувимов, сопровождающих Царя Христа, и приносим трисвятую песнь в дар Животворящей Троице, отвергнем, бросим всякую тревогу и заботу о житейском, чтобы подъять вместе со священнослужителями Царя всех, Которого невидимо в Святых Дарах несут ангелы. (“Церковь”, 1913, № 19).

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
Серафим и херувим. Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Песнопение

“Пиратская” запись херувимской песни в исполнении хора Тверской старообрядческой общины в Москве выложена на youtube. Мы не уверены, что это песнопение уместно выкладывать в сеть, так как в момент его исполнения положено стоять с наклоненной головой, к тому же оно исполняется во время Божественной Литургии, на которой не положено присутствовать не-старообрядцам, поэтому ссылку на него давать не станем.

Крюки

Представляем также и крюковую запись киевского распева, которую сделал старообрядческий уставщик из Румынии Иаков Пахом (опубликовано на сайте Самарское староверие):

Херувим, херувимская песнь, знаменный роспев, распев, демественный распев, старообрядцы, РПСЦ, самстар, самарское староверие, старообрядцы, староверы, древлеправославие, крюки, крюковое пение, демественный, наонное пениеЗапись сделана на основе издания: Обедница знаменного и демественного роспева с архиерейским служением. [Истинноречная певческая книга]. Изд. 1-е. Киев: Издательство “Знаменное пение”, 1909.

офф-лайн, скачай и распечатай
скачать в формате PDF

Об иерархии сил безплотных

Всех чинов архангельских – девять, по указанию св. Дионисия Ареопагита: Херувимы, Серафимы, Престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы и ангелы; число их очень велико.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
Изображение Херувима из Воскресенского собора г.Ростова

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
Изображение Херувима, носимое во время Крестных ходов на Рогожском

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – “кто как Бог”) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: “Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
Архистратиг Михаил, икона 18 века

Читайте также

20171210_135325

Епископ Силуян освятил старообрядческий храм в Тюмени

5 (100%) 5 votes Весной прошлого года мы уже рассказывали о старообрядческой общине города Тюмень. ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *