Главная » Церковь и мiр » Исследования » Обращение в веру Советскую в 1920 – 1930 гг.
Дед мороз, Новый год, рождество, Губельман, Миней, Емелька Ярославский, Емельян, история, ложь, традиция, дети, обычаи, Пётр Первый, запад, кока-Кола, кокаин, вера, рождество, Церковь, СССР, большевики, календарь, обычаи, празднование, безбожник, атеизм, подмена, лукавство, православие, григорианский, дети, чудо, чудеса

Обращение в веру Советскую в 1920 – 1930 гг.

pechat-rpscХарактерной чертой старообрядческой этноконфессиональной группы в годы советской власти является интенсивное изменение традиционного уклада жизни. Большевики принялись «обращать старообрядцев в свою веру». Их методы оказались более эффективные, чем действия царской администрации. Советская власть подрывала основы старообрядческой общности, препятствовала распространению религиозных идей, ставила их религиозную жизнь под свой полный контроль.

В 1920 гг. советская власть стремилась оторвать, часто не безуспешно, от старообрядческой общности, в первую очередь молодежь и беднейшие слои, привлечь их к советскому строительству [6, с. 234]. При Сельсоветах создавались группы бедноты, к их работе привлекались комсомольцы и актив молодежи. Особое внимание уделялось вовлечению в общественные работы девушек [15]. Для этого в сельских клубах проводились «конференции молодых крестьянок». Для отрыва от влияния верующих родителей Комсомол и Женотдел проводил соответствующую религиозную пропаганду «разъясняя сущность и вред» религиозного воспитания [15]. Также проводилась антирелигиозная агитация и работа среди женщин среднего возраста (создание делегатских институтов, различных кружков, во влечение в органы власти) [6, с. 234]. Антирелигиозная пропаганда была включена в программу всех партшкол и курсов высших учебных заведений, педтехникумов, школ, учительских курсов [7]. Были проведены антирелигиозные митинги на фабриках и заводах, а также массовые собрания среди крестьян в избах-читальнях [10].

leninВ апреле 1925 г. для более эффективных методов борьбы с «религиозными пережитками» был создан Союз безбожников (с 1929 переименован в Союз воинствующих безбожников). Союз безбожников действовал среди населения, как городов, так и сельской местности. Особый уклон делался на комсомольские и пионерские организации [11]. Комсомольские ячейки совместно с Райполитпросветкомом, Райкомом обществ Союза безбожников, ОСОАВИАХИМом (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), МОПРом (Международная организация помощи борцам революции) открывали в сельской местности различного рода кружки, с целью оторвать старообрядческую молодежь от своих религиозных традиций. Антирелигиозную пропаганду при кружках выполняли местные учителя [14]. В числе культурно-массовых мероприятий в деревнях, в канун Пасхи, в Страстную субботу проводился день Крестьянской молодежи с антирелигиозной пропагандой по заранее разработанному плану [8].

Составной частью антирелигиозной пропаганды являлась работа по укоренению новых советских обрядов, праздников. Она направлялась на то, чтоб отлучить население от Церкви, религиозно-национальных традиций, которые складывались столетиями. Местные власти начали с главного – вместо крещений и венчаний укореняли октябрины, красные свадьбы. Которые, по сути, являлись очередным политическим мероприятием с присутствием местных партийных и советских руководителей, пением «Интернационала» [4, с. 258].

atheism-deti2

Обладая большим опытом сопротивления власти, староверы не шли на контакт с ее представителями, игнорировали политические и культурные мероприятия [12, с. 234].

Так из протокола № 5 заседания АПО комиссии ячейки КП(б)Б фабрики «Герой Труда» от 10 февраля 1928 г. сообщалось, что культмассовая работа среди старообрядцев деревни Марьино Ветковского (теперь Добрушского) р-на практически не возможна так как «…они еще крепки в своих обычаях» [14].

atheism3-careС начала 1930 гг. началось «развернутое наступление социализма» на все конфессии. Если в 1920 гг. методы государства носили лишь ограничительный характер, то в 1930 гг., не достигнув поставленных целей, власть перешла к репрессивным действиям. С конца 1920 гг. сталинская номенклатура погнала староверов в ГУЛАГ. Правда, если для обычных зеков лагерь оказывался небывалым испытанием, то для большинства верующих – лишь очередной страницей гонений. Веками значительная часть русского народа воспринимала власть как источник лжи, гонений и притеснений. Люди отказывались от ее, власти, паспортов, денег, переписи, налогов. Многие научились жить без имущества и даже без семьи. Они держали связь с братьями за тысячи верст, задолго до революционеров освоили тактику подпольных съездов, дискуссий, принятия решений и самоорганизации. Они не шли на компромиссы ни ради детей, ни ради будущего, ни ради комфорта и до сих пор строят свои общины на принципах справедливости и народовластия. Чем можно пронять таких людей? Их можно только уничтожить.

8 апреля 1929 году ВЦИК и СНК (Совнарком) принял сначала постановление «О религиозных объединениях», потом ряд специальных инструкций, направленных против верующих. Началось интенсивное вытеснение религиозных организаций со всех сфер общественной жизни, всякая деятельность церковных общин, кроме богослужебных, запрещалась [2, с. 677]. Постановление «О религиозных объединениях» содействовало массовому закрытию храмов. Местные советские и партийные активисты старались осуществить это указание, как можно быстрее, чтобы не быть обвиненными в лояльности к религии и не быть причисленными к непоследовательным борцам с «внутренним врагом» [4, с. 328]. В августе 1934 г. СНК БССР принял постановление об использовании церковных зданий в качестве зернохранилищ амбаров и складских помещений [5]. Согласно этому постановлению в течение 1934 г. были закрыты молитвенные дома беспоповцев поморского толка в Ветке и в деревнях Ветковского р-на: Дубовый Лог (теперь Добрушский р-н), Косицкая, Попсуевка, Тарасовка, Леонтьево, Борьба, а также Паричского (теперь Светлогорского) р-на: Заречье и Ново-Александровке. Которые затем были переданы под школы и колхозные зернохранилища [13], [9].

Параллельно с закрытием храмов и молитвенных домов развернулась целенаправленная компания репрессий против служителей культа и верующих [4, с. 328].

iconobor

Так 4 июня 1935 года был арестован настоятель старообрядческой белокриницкой церкви Покрова Богородицы в Новобелице (пригород Гомеля) отец Яков, а затем по постановлению особого совета при НКВД СССР от 16 сентября 1935 года сослан в Архангельск сроком на три года [7, с. 388 ], а храм в котором он служил, был закрыт [1]. Однако вернутся из ссылки отцу Якову, было не суждено. «Прожив» в ссылке около двух лет, он умер. О месте погребения отца Якова родным ничего не известно [1].

                                o.Jakov-photo XX        o.Jakov-photo 1936

В 1935 г. был закрыт (переоборудован под клуб и библиотеку) старообрядческий белокриницкий храм в деревне Новая Мильча (Гомельский р-н) [1], настоятель храма отец Авдей переходит служить в молельню, которая в те годы находилась в Гомеле по улице Фрунзе 9 (старообрядческий р-н города Спасова Слобода). Однако вскоре и этот храм закрывают и сносят под строительство теплоэлектростанции.

Отца Авдея переводят служить в гомельский храм святого Ильи Пророка по улице Коммисарова 39 (теперь Комиссарова 44 – Спасова Слобода). Прежний настоятель этого храма отец Иван (Мамонтов) был убит при загадочных обстоятельствах, и с тех пор настоятеля здесь не было. Но и здесь отцу Авдею довелось служить недолго: началась новая, более жесткая волна репрессий на духовенство. В 1937 году отец Авдей был арестован [3].

o.Avdej ХХv o.Avdej 1930 г.

Вот что сообщает о его аресте прихожанка Ильинской церкви Е.Т. Матвеева: «Воронок за ним приехал прямо к церкви в тот момент, когда в храме шло богослужение. Отче упросил работников НКВД закончить молебен. Ему позволили. Сразу же после окончания богослужения отца Авдея увезли. Дальнейшая его судьба не известна. Другого настоятеля в храме больше не было, так как церковь сразу же после ареста священника закрыли» [3].

В том же году Ильинская церковь была переоборудована под трикотажную фабрику [5]. Арестованного же отца Авдея приговорили к высшей мере наказания – расстрелу [6, с. 200]. Отец Авдей был посмертно реабилитирован в 1963 году.

С точки зрения старообрядцев, их борьба и мученичество – это борьба за правду и духовную свободу. Автор «Архипелага ГУЛАГ» считал стойкость старообрядцев беспримерной в мировой истории. Несгибаемый дух староверов он отмечал и на советской каторге, куда более безжалостной, чем царская.

Как и всякого религиозного человека старообрядцев в лагерной жизни спасала вера. Русский писатель Варлам Шаламов, проведший двадцать лет, в советских тюрьмах и лагерях вспоминал о верующих: «Откуда они брали волю для жизни эти церковные люди. Они были единственные в лагере, кто не ломался, не лгал, не подличал. Растление охватывало души всех. Только религиозники держались».

Таким образом пастырская деятельность для протоиерея Берёзова Якова Калистратовича и иерея Бондарева Авдея Осиповича оказалась скорбным путем на Голгофу. К сожалению, для старообрядцев это нередкая судьба. Они прошли долиною смертной тени и не убоялись зла. Машина сталинских репрессий их согнула, но не сломала, и это символично для всего старообрядчества.

Рогинский Ростислав, магистр и.н., УО Гомельский государственный
университет имени Франциска Скорины, Беларусь, для www.starove.ru

Литература:

1 Василевская, (Березова) Полина Авраамовна. 1947 г., жительница Гомеля, уроженка Новой Белицы (теперь в составе г. Гомеля), старообрядка белокриницкого согласия (РПСЦ).

2 История России и ее ближайших соседей. В 3 т. Т. 3. 20 век. / 3-е изд., перераб. и испр. Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М. : Аванта +, 2002.- 704 с.

3 Маслова Елена Ивановна, 1927 г., уроженка г. Гомеля, старообрядка беглопоповского (новозыбковского) согласия (РДЦ).

4 Навiцкi У. Барацьба з рэлiгiяй//Гiсторыя Беларусi: У 6 т. Т. 5, Беларусь у 1917 – 1945 гг. / А. Вабiшевiч [i iнш.]; рэдкал. М. Касцюк (гал. рэд.) i iнш. – Мн. : Экаперспектыва, 2007. – с. 258

5 Навiцкi, У. Разгром рэлiгiйных арганiзацый // Гiсторыя Беларусi: У 6 т. Т. 5, Беларусь у 1917 – 1945 гг. / А. Вабiшевiч [i iнш.]; рэдкал. М. Касцюк (гал. рэд.) i iнш. – Мн. : Экаперспектыва, 2007. – С. 328.

6 О антисоветской деятельности старообрядцев Ильинской церкви. Докладная записка уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Гомельской обл. В. Лобаноа на имя председателя Гомельского облисполкома КПБ З.М. Голушко.// Государственный Архив Общественных объединений Гомельской области (ГАООГО) Ф. 144. Оп. 50. Д. 96. лл. 36-40.

7 Памяць: Гiст.-дакум. Хронiка Гомеля. У 2 кн. Кн. 1-я – Мн.: БЕЛТА, 1998. – 608 с.

8 О проведении Дня крестьянской молодежи в деревне Новый Крупец. // Государственный Архив Общественных объединений Гомельской области ГАООГО Ф. 282. Оп. 1а. Д. 6. л. 40.

9 О религиозной деятельности старообрядческих общин и групп. Отчет за первое полугодие 1954 г.//ГАООГО Ф. 144. Оп. 61. Д. 73. лл. 69, 73, 140.

10 О усилении научно-атеистической пропаганды среди населения г. Гомеля. // ГАООГО Ф. 144. Оп. 99. Д. 101. л. 1.

11 Отчет Союза воинствующих безбржников опроведении работы среди млолодежи.// ГАООГО Ф. 265. Оп. 1. Д. 101. л. 25.

12 Посталовский С.А. Старообрядцы как этноконфессиональная группа на Гомельщине в 20-30 годы 20 века.//Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы Международной научно-практической конференции. Гомель: ГГУ, 2003. – 321 с.

13 Протокол внеочередного заседания бюро Ветковского райисполкома КП(б)Б от 17 октября 1928 г.//ГАООГО Ф. 144. Оп. 60. Д. 119. лл. 74, 148.

14 Протокол № 5 заседания АПО комиссии ячейки КП(б)Б фабрики «Герой Труда» от 10 февраля 1928 г.// ГАООГО Ф. 3. Оп. 1. Д. 364. л. 29.

15 Циркуляр Укома развертывании массовой антирелигиозной компании в Гомельском уезде.// Государственный Архив Общественных объединений Гомельской области ГАООГО Ф. 1. Оп. 1. Д. 250. л. 1.

Ниже приводим богохульные картинки “Антирелигиозной азбуки” 1933 года.

Нам выпало счастье быть свидетелями того, во что превратилась великая страна, в которой такими вот методами на протяжении 80 лет убивали то, чем Бог выделил человека из прочих животных – волей и способностью верить и мыслить.

Кем мы стали без веры – обернитесь по сторонам… Добавить хочется лишь то, что начались наши беды не в 1993, не в 1941, не в 1937, не в 1933, не в 1917, не в 1905, а в 1666 – с реформ патриарха Никона и первых расправ над истинно верующими людьми. Остальное – закономерные последствия этой страшной богоборческой чумы.

azbuka-1933-atheism-01azbuka-1933-atheism-02azbuka-1933-atheism-03azbuka-1933-atheism-04 azbuka-1933-atheism-05 azbuka-1933-atheism-06 azbuka-1933-atheism-07 azbuka-1933-atheism-08 azbuka-1933-atheism-09 azbuka-1933-atheism-10 azbuka-1933-atheism-11 azbuka-1933-atheism-12 azbuka-1933-atheism-13 azbuka-1933-atheism-14 azbuka-1933-atheism-15 azbuka-1933-atheism-16 azbuka-1933-atheism-17 azbuka-1933-atheism-18 azbuka-1933-atheism-19 azbuka-1933-atheism-20 azbuka-1933-atheism-21 azbuka-1933-atheism-22 azbuka-1933-atheism-23 azbuka-1933-atheism-24 azbuka-1933-atheism-25

Иллюстрации позаимствованы в блоге http://www.fresher.ru/2011/05/07/antireligioznaya-azbuka/

Материалы по теме от STAROVE.RU

Епископ Геронтий (Лакомкин), РПСЦ, петроградский и ТверскойСЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!

От всей души просим прочитать или перечитать заново лучший материал нашего сайта от истинного православного святителя – епископа Геронтия (Лакомкина).

Потрясающий рассказ о годах, что он провёл в ГУЛАГе. Эти слова стоят Вашего внимания и гармонично продолжают повествование – в назидание потомкам!

 

 

О. Леонтий Пименов, Орехово-Зуево, репрессии, СССР, тройки, расстрел, предательство, старообрядчество, ГУЛАГ, священник, ссылка, жизнеописание, история, Гуслицы, суд, враг народа, ложь, реабилитация, Русская Голгофа, мученики, страдальцыО.Леонтий Пименов: Меня воспитывал прах отца

Невероятное жизнеописание и неложное свидетельство драматических событий, которые происходили с нашими предками 70-80 лет назад.

 

Орехово-Зуево2Освящён храм трёх веков

Замечательная статья и прекрасный видеорепортаж об историческом событии – освящение самого старого в Орехово-Зуево церковного здания – старообрядческого храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы. Открытие храма являлось давней мечтой о.Леонтия.

Rasstrel-header“Попа – РАССТРЕЛЯТЬ!”

Поучительная и трагическая история о другом старообрядческом священнике и храме в Орехово-Зуево с трагической историей.

 

Bezbozhnik1923Пасхальное чудо в Тагиле

Короткая зарисовка, как была посрамлена советская атеистическая пропаганда в отдельно взятом приходе.

Читайте также

Рождество Христово, Рожество Христово, юлианский календарь, григорианский календарь, Церковь, порядки, обычаи, пасхалия, Индикт, круг солнца, вруцелето, Папа Римский, какой календарь точнее, Апостольское правило против празднования пасхи раньше иудеев евреев

Наше Рождество – тоже 25 декабря! Календарный вопрос

Удивительно, что современные и, казалось бы, образованные люди не знают самых элементарных вещей! То, что ...

6 комментариев

  1. Сергей

    статья “Обращение в веру советскую…” всё, что изложено только краткая толика тех изуверств большевиков и страданий староверов. Большевики сотворили самое большое преступление против русского народа, больше принесли вреда, чем татаро-монголы и другие захватчики земли русской вместе взятые: те не трогали нашу веру и “наши мозги”. Большевики произвели трепанацию “мозгов” народа, превратив людей в “баранов”; изувечили и зомбировали несколько поколений русского народа. Об этом нужно помнить всегда и знать, в какую бы личину они сейчас не рядились, – это враги русской духовности, веры, морали и отечества……..

  2. да, это нужно помнить и знать.. а так же знать, что нет власти не от Бога. Гонения и большевики пришли к нам по грехам нашим. Сам Исус добровольно пошел на смерть от безбожной власти и не роптал на них. “Прости им, Отче, ибо они не ведают, что творят”. Апостол Павел принял так же смиренно смерть от властей. Какое бы преступление человек не совершил, нужно простить, этому и учит Евангелие.
    А трепонация мозгов производит например сейчас многие деятели РПЦ) татарам земля нужна была, большевики следовали своей идеологии.. а эти следуют путем лжи, а отец лжи как известно есть дьявол. Да, большевики убили много невинных людей. А эти пользуются этим и сеют семя лжи в сердцах. Я имею ввиду сказки попов о миллиардах растрелянных и прочем очернении ничем не обоснованном..
    http://www.youtube.com/watch?v=EjdnYo95seU

    • Владимир Саяпин

      что Вы несете? ” Я имею ввиду сказки попов о миллиардах растрелянных и прочем очернении ничем не обоснованном..”

      • Я говорю о преувеличении в книгах о зверствах большевиков. И примеров его полно.. даже далеко не надо ходить, недавно только прочел книгу о св. Ануфрии Гагалюке, там сказано, что Сталин подписал секретный приказ о расстреле всех священников, находящихся в тюрьмах))) Естественно никаких ссылок нет из какого носа это наковыряли) Видимо приказ был настолько секретным, что Сталин о нем тоже не знал) И чего автор книги несет? Атеисты смеются над приводимыми поддельными документами)
        http://www.duel.ru/200717/?17_6_1
        Да думаю примеры приводить не надо, об этом все и так все знают.
        Почему я это пишу? Просто надоела неправда и ненависть в церковных книгах, и не мне одному. А еще священники удивляются, а почему это так много безбожников среди молодежи сегодня? Да потому что хрень пишут) Потому что сказавшему ложь не поверят если он будет говрить даже правду.
        Хотя существуют и разные сталинофилы) Там даже док. фильм о православном Сталине сварганили.
        Очень жду книгу о св. Геронтии и надеюсь, что со всем этим там будет все нормально)

        • Владимир Саяпин

          А вы, Сергей, с другой стороны посмотрите и оцените. В Сергиевом Посаде, например, по Яндексу указаны 72 церкви /с часовнями/. Если проще, то Московской епархии принадлежит около десятка, а сколько их в лавре и скитах, плюс подворья лавры. Внушительная цифра. Но в советское время действовала одна. и где же были священники со всех других?
          В Москве залотоглавой сколько оставалось при советском режиме? то-то. Это факты.
          Так что фраза ” из какого носа это наковыряли” на Вашей совести :(.

          • Вот.. кто накопал в носу и рассказал об этом документе, на той совесте тоже будет. Я стараюсь смотреть исключительно со стороны правды. И еще раз говорю, я не отвергаю зверств и расстрелов со стороны большевиков. Более того.. вполне возможно они вообще хотели избавиться от церкви как от ненужной.. Нужно говрить спасибо Богу, что не допустил. И Сергию Старогородскому. Последнего опять же некоторые деятели считают предателем и еретиком.. есть даже любопытная икона)
            http://www.omolenko.com/images/iosif.jpg
            А между прочим он помогал в войне с немцами.. спасибо ему за помощь раненым, известную танковую колонну “Дмитрий Донской”.. еще кажется это он первый предложил отменить проклятия собора 1666 на старообрядцев.
            Где где.. конечно же расстреляли) Священник который не служит – это только мертвый священник) Было много невинно растрелянных и далеко не только священнослужителей.. Особенно в 1937-38 тройками. Вскоре тройки были расформированы, а их создатели были репрессированы. Уже в Великую Отечественную начали открываться церкви, и над этим, например, стебались фашики)
            https://pp.vk.me/c9418/u15589918/142950567/x_d8321b74.jpg
            http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/11/preodolenie90.jpg
            Хотя безусловно гонения и несправедливость существовали в стране..
            Кстате лавра была передана РПЦ и открыта в 1945 году..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *