Главная » Церковь и мiр » Исследования » О рогожских казаках-старообрядцах
Статья о казаках-старообрядцах в Москве
Статья о казаках-старообрядцах в Москве

О рогожских казаках-старообрядцах

5 (99.83%) 582 votes

kazaki-magПредлагаем обширную статью общественно-политического и литературно-художественного журнала “Казаки о Рогожской старообрядческой казачьей станице и информации о Рогожской слободе. Данный репортаж является едва ли не первой за последние десятилетия статьёй в специализированном казачьем средстве массовой информации, рассказывающей о буднях малоизвестных представителей русского Православия, обосновавшихся в самом центре Москвы. Статья снабжена иллюстрациями из архива сайта STAROVE.RU и дополнена ссылками на материалы по теме.

Внимание!

фильм о казаказ Москва 24, М-24, Рогожские казаки, Рогожская станица, старообрядцы, Рогожка17 мая 2014 года в эфире канала “Москва-24” состоялась премьера фильма “Рогожская станица”. На нашем сайте уже опубликован этот фильм, а также первая его серия “Старообрядцы Москвы“, снятая 2 года назад. В ней также рассказывается о буднях казаков. Читайте подробнее по ссылке:

Фильм канала МОСКВА-24 о Рогожских казаках

Другие материалы по теме казачества и старообрядцев на Рогожском смотрите в конце данной статьи.

Также считаем необходимым привести ссылку на первый выпуск Сборника Рогожской казачьей станицы. В нём приведена богатая информация к размышлению, например список 30 частых вопросов и 31 ответ на них, которые должен знать Рогожский казак.

Новые времена, старинные нравы

В столице России ведущие мировые религии исторически сосуществуют бок о бок. Столь тесное соседство позволяет любознательным людям познакомиться с верованиями со всех уголков планеты, не покидая границ Отечества. Однако в погоне за чужеземной экзотикой не следует забывать о непознанных гранях исконной русской религии – православия. Одна из таких граней представляет собой старообрядчество.

На протяжении более трех столетий основной точкой сосредоточения старообрядчества в Москве является духовный центр «Рогожская слобода». При этом о его существовании не подозревает большинство горожан. 16 лет назад в Рогожской слободе появилось новое самобытное звено – казачья станица.

Вера в расколе

nikon-alexeyВ 1650-х – 1660-х годах патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем была предпринята церковная реформа, целью которой была унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой Церковью.

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской церкви и породила на свет совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих реформу. В историю новое явление вошло как старообрядчество, или древлеправославие.

За исключением единоверцев (своего рода переходной Церкви) приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и подвергались суровым притеснениям. Поэтому многие священники и миряне из числа староверов бежали в глухие места государства Российского или за его границы.

Считать старообрядцев невежественными, дикими существами, готовыми принять смерть в страшных мучениях только лишь за право молиться двумя перстами, неправильно. Дело, конечно же, не в символике. На самом деле это были люди, которые принципиально не позволили навязывать себе иную веру, не разрешили вторгаться в сферу их нравственных установок.

С началом царствования императрицы Екатерины II гонения на старообрядчество начали ослабевать, был принят манифест о запрете употребления слова «раскольник».

Старообрядческая слобода в Москве возникла в конце XVII в. сначала возле Донского монастыря, затем близ деревни Андрониха на левом берегу Яузы.

Rogojskoe-4245452_large

Духовным центром слободы было Рогожское старообрядческое кладбище, называвшееся в старину Рогожский богадельный дом – крупнейший и богатейший центр старообрядчества. Началу кладбища положили захоронения стрельцов замученных в Преображенском приказе, после подавления стрелецких бунтов. Известно, что в Московских стрелецких полках основу в то время составляли донские казаки.

Официальному признанию Рогожского кладбища способствовала эпидемия моровой язвы (чумы) 1771 года.

Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбу с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища двух своих храмов – летнего и зимнего.

Первый деревянный храм во имя Сергия Радонежского был построен в слободе в начале XVII в. В 1776 г. московские купцы-старообрядцы возвели возле кладбища на месте деревянной часовни храм Николы Чудотворца. В 1790-1792 гг. архитектор М.Ф. Казаков воздвиг Покровский собор – летний храм в честь Покрова Богоматери. Чуть позже были выстроен храм Рождества Христова (зимний храм).

Gridin-065 RGJ-hram

В 1832 году в пределах Рогожской слободы прошел знаменитый Рогожский собор, куда съехались старообрядцы со всей России, в том числе, казаки.

На соборе обсуждался замысел утвердить епископство за границей, поскольку иметь своего епископа старообрядцам не разрешали власти.

Поиски архиерея по всему миру увенчались успехом, и новоизбранный митрополит Амвросий начал служить в Белокриницком епископстве на территории Австрийской империи (ныне это территория современной Украины), стал рукополагать в сан епископов и священников для старообрядцев.

В 1905 году состоялось, без преувеличения, судьбоносное для старообрядцев событие: спустя 250 лет беспощадных гонений и несправедливых запретов Николай II своим указом даровал им право свободно придерживаться своих убеждений.

По традиции старообрядцы вспоминают этот указ в дни празднования недели Святых Жен-Мироносиц, которая соответствует второй неделе после Пасхи. В этот весенний период проходит и главная старообрядческая ярмарка.

`RGJ-Panorama - SiteStarove.RU

Первая архиерейская служба, которую совершил вернувшийся из ссылки архиепископ Московский Иоанн (Картушин), в прошлом донской казак, прошла в Рогожской слободе спустя полгода после распечатания алтарей – 22 октября 1905 г. Первый разрешенный колокольный звон на Рогожском прозвучал 27 июля 1905 г.

Октябрьская революция 1917 года отразилась на столичном форпосте старообрядчества печально: были снесены исторические здания и даже мрамор семейных склепов Рогожского некрополя вывезли для строительства метро.

Только после выхода постановления правительства Москвы № 102 от 07.02.1995 г. земля и здания духовного центра начали возвращаться Русской Православной старообрядческой Церкви.

На сегодняшний день Покровский собор, Церковь Рожества на Рогожском кладбище и Рогожская старообрядческая община на улице Рогожский поселок являются объектами культурного наследия федерального значения.

Подробнее о духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви и всех его достопримечательностях можно прочитать на нашем сайте в статье Путеводитель по Рогожской слободе.

Убежище для души

15-01-StanitsaПо словам атамана Рогожской казачьей станицы Дмитрия Власова, до революции 1917 года в Москве насчитывалось порядка 35 старообрядческих церквей. В наши дни кроме Рогожской слободы, старообрядчески церкви в столице можно пересчитать по пальцам: например, одна действует в районе площади Белорусского вокзала, другая – на улице Остоженка у метро «Парк культуры». Зато таких церквей достаточно под Москвой. В Боровске, Верее, Павлово-Посаде, а в Орехово-Зуевском, и Егорьевском районах Подмосковья – старинных старообрядческих местах, они имеются чуть ли не в каждом селе.

С казачеством Рогожская слобода связана самым прямым образом, о чем свидетельствуют несколько томов поминальной книги, сохранившихся здесь. Когда в прошлом старообрядцы со всех концов России приходили в слободу, они могли что-то пожертвовать храму, подарить икону или сделать денежный дар, а за это род дарителя поминали в молитвах за здравие, либо за упокой. Сведения, откуда прибыл этот человек, фиксировались в поминальной книге. Так вот, в ней упоминается огромное количество казаков-старообрядцев, и по этим записям можно составить представление о географии распространения в Российской империи казачества старой веры.

Атаман Платов
Атаман Платов

К старообрядцам относили себя многие представители московской знати: промышленники Рябушинские, Морозовы, Кузнецовы и другие. Но, вероятно, самым близким сердцу казаков в ряду последователей старой веры окажется легендарный атаман Всевеликого войска Донского, генерал от кавалерии, граф Матвей Иванович Платов (1751-1818 гг.).Сейчас предпринимаются попытки опровергнуть тот факт, что Матвей Платов был старообрядцем. Однако в правдивости этого утверждения ни капли не сомневался чиновник по особым поручениям при царском министерстве внутренних дел Павел Мельников-Печёрский (известный как автор дилогии «В лесах», «На горах»), ответственный за борьбу с расколом. Как официальное лицо, знавшее всю подноготную старообрядцев от и до, он вполне официально упоминает о любви Матвея Платова к старообрядчеству в своих отчетах.
Об атамане Платове обитатели Рогожской слободы хранят светлую память. Достаточно сказать, что до того, как Матвей Иванович по своей смерти завещал Рогожской старообрядческой общине в Москве свою походную церковь, литургию тут служить не разрешали.

Kollage2

Когда в августе 2003 года в Новочеркасске праздновался 250-летний юбилей Платова, казаки Рогожской старообрядческой станицы по благословению первого старообрядческого митрополита Московского и Всея Руси Алимпия (Гусева) вместе с походной церковью совершили поход в Новочеркасск.

А 2 августа 2012 года на Поклонной горе в Москве стартовал конный казачий поход по стопам победоносного похода атамана Матвея Платова, совершенного им в 1812 году. На всем протяжении группу сопровождала копия той самой походной церкви.

Kollage

Оригинал же платовской церкви использовался в сентябрьском молебне 2012 года по случаю участия старообрядцев в войне 1812 года.

MolebenPlatovu_2012

Примечательно, что на протяжении более 35 лет подряд старообрядческим центром управляли епископы, которые являлись казаками по происхождению. Так, архиепископ Иоанн (Картушин) – родом из казачьей семьи станицы Островской, хутора Попкова области войска Донского служил здесь с 1898 по 1915 гг., а его двоюродный брат архиепископ Мелетий (Картушин) – с 1915 по 1934 год.

Гораздо раньше них в храме Рогожской слободы служил епископ Конон, донской казак, прослуживший 25 лет в казачьих частях, а потом посвятивший себя Богу. Во времена гонения на староверов его посадили в тюрьму, где он отсидел 23 года, а потом выпустили буквально за год до смерти. Еще при жизни его считали святым. Могила епископа Конона находится в ограде архиерейских захоронений Рогожского кладбища

Кстати, станичный священник Рогожской станицы отец Артемон, протоиерей из Калужской области – тоже донской казак.

«Если присмотреться к современным прихожанам нашего храма, – рассказал атаман станицы, – наверное, примерно половина из них – имеет отношение к казачеству. По инициативе самых активных прихожан казачьих кровей однажды была образована наша станица. Церковь выделила нам помещение, где мы и начали собираться».

Vlasov-IMG_3456Первым атаманом станицы стал сам Дмитрий Власов, чье генеалогическое древо восходит к сибирским казакам, предок его был в составе отряда, основавшего г.Томск. Родился он в Калуге, отслужил в армии, учился в архитектурном институте, защитил на отлично диплом по теме «Реконструкция г.Калуги с привлечением жителей к формированию жилой среды.» В дипломном проекте использовались обширные материалы по казачьему самоуправлению Сибирских городов. Работал в проектном КБ, реставратором, методистом в центре казачьей культуры ст. Березовской, художественным редактором. Потом попал в ансамбль «Казачий кругъ». В этом творческом коллективе участвовало немало староверов. Не без их содействия будущий атаман оказался в Рогожской слободе, постепенно познакомился с единомышленниками, ставшими «ядром» станицы.

Рогожскую старообрядческую станицу на текущий момент составляют 16 человек взрослых (доходило и до 25), не считая детей.

kazak-icons-car

Кроме выполнения охранных функций при храме, казаки творят и другие благие дела: записали аудио-диск с духовными стихами в своём исполнении, подготовили информационный сборник станицы.

В сборник для удобства несведущих помещены ответы на основные вопросы о старообрядчестве, есть там и специальный раздел: «Вопросы к казаку Рогожской станицы».

На средства казаков станицы выпущена книга трудов архиепископа Иоанна (Картушина), содержащая его уникальное духовное наследие (письма, послания, сочинения, разъяснения всевозможных духовных споров и т.д.).

Отчет о деятельности станицы раз в год атаман направляет митрополиту Русской православной старообрядческой церкви Корнилию. В нем указывается, в каких службах принимали участие казаки, сколько выходов на дежурство совершили, какой объем работ провели по благоустройству церковной территории, чем помогли во время церковных праздников и т.д. Включаются в отчет упоминания о рождении детей, свадьбах, похоронах казаков станицы.

Станичники обычно собираются вместе по воскресеньям после службы в храме и по церковным праздникам.

kazaki-stanitsa-vlasov-IMG_7797Спускаясь вниз по ступеням в помещение на территории Рогожской слободы – место дислокации станицы, словно уносишься столетие за столетием вглубь веков. Если забыть, что наверху раскинулся современный мегаполис, можно вообразить, будто попал в укромное лесное убежище, в котором ревностные ценители старой веры скрывались вместе с семьями от царских репрессий.

15-01-StanitsaСтены подвала казаков-старообрядцев увешаны религиозной атрибутикой. Вот лубок со старообрядческими заповедями – копия со старинного плаката, рядом – календарь, сделанный по старинному образцу, в котором расписаны все посты и церковные праздники, по соседству – деревянные кресты разных мастей. Каждый новый член станицы при вступлении в нее собственноручно вырезает их из дерева. В святом углу аккуратно расставлены иконы и лампада, чуть дальше на ковре висят казачьи шашки, кинжалы, напротив – фотографии предков станичников.

Перед началом трапезы атаман (или же самый старый член станицы терский казак Сергей Чеботарёв) читают молитвы, станичники крестятся (двумя перстами!), отвешивают глубокие поклоны иконам, после чего садятся за стол.

Меню трапезы своеобразно: так, вместо картофеля, который старообрядцы не очень-то приветствуют, они вкушают брюкву, репу, вместо чая пьют отвар из шишек ольхи, травы зверобоя и чабреца. Обед проходит под неторопливые разговоры о жизни, нередко за столом исполняются старинные казачьи песни.

С вредными привычками здесь строго: 100% казаков-старообрядцев не курят и не сквернословят. Такой настрой можно только приветствовать, ведь, по сути, эти запреты связаны с человеческим здоровьем, благоприятствуют продолжению рода.

В то же время церковный устав, сообщили станичники, допускает пить вино по праздникам, но «во здравие, а не во бесование».

15-15-Stanitsa

При всем необычном внешнем антураже не следует полагать, будто старообрядцы – что-то вроде клуба исторической реконструкции и образуют его люди исключительно не от мира сего. Достаточно сказать, что в Рогожской станице состоят: действующий офицер одного из спецподразделений Министерства внутренних дел РФ, фемер – выпускник Тимирязевской сельскохозяйственной академии (он и выращивает ту самую брюкву, которая идет на стол собратьям), физик-ядерщик, инженер-металлург, курсант Рязанского училища ВДВ, сам атаман – архитектор по образованию. То есть под старообрядческими знаменами объединились не «чудики», а сформировавшиеся как личности, уверенные в себе люди, открывшие для себя в старинной вере предков что-то особое, чего не смогла им дать т.н. никонианская, т.е. официальная Русская православная церковь.

Несмотря на потеплевшие взаимоотношения и взаимные усилия начать диалог сближения, с Русской православной церковью московского патриархата у старообрядцев до сих пор имеются некоторые «трения». Хотя, как выяснилось при посещении станицы, в РПЦ находятся священники, которые переходят в старообрядчество. Однако немалая часть из них возвращается обратно.

По мнению членов Рогожской казачьей станицы, это происходит потому, что мало кто выдерживает громадной духовной нагрузки: старообрядческие службы более строги по внутреннему смыслу, содержанию. Глубокая духовная дисциплина – отличительная черта старообрядчества.

Крест атаману Матвею Платову на Рогожском
Крест атаману Матвею Платову на Рогожском

Самые рьяные приверженцы той или иной веры едва ли могут полностью оторваться от житейских проблем, посвятив себя лишь духовной жизни. Действует это правило и в отношении казаков-старообрядцев Рогожской станицы: в 2008 году, когда у них родилась идея установить на территории станицы памятный крест в честь атамана Матвея Платова, им пришлось официально обратиться к префектуре Юго-Восточного административного округа столицы.

До этого момента префект ЮВАО Владимир Зотов с представителями окружной администрации периодически приезжал на территорию Рогожской слободы, принимал поздравления от митрополита Алимпия, если случались церковные праздники, общался с прихожанами. Поскольку казаки-старообрядцы во время церковных праздников всегда привлекались к охране храма, префект невольно обращал на них внимание, с уважением приветствовал, расспрашивал о делах станичных. В свою очередь, казаки не раз приглашали главу округа приехать к ним в гости, но он пока что так ни разу и не смог навестить их из-за занятости.

казаки, журнал казаки, казачество, Рогожская Слобода, старообрядцы, раскольники, православие, патриархом Никон, древлеправославие, старообрядчество, единоверцы, староверы, Рогожское старообрядческое кладбище, донские казаки, архитектор М.Ф. Казаков, Покровский собор, неделя Святых Жен-Мироносиц, старообрядческая ярмарка, РПСЦ, Русская Православная старообрядческая Церковь, атаман Всевеликого войска Донского, генерал от кавалерии, граф Матвей Иванович Платов, Иоанн (Картушин), епископ Конон, отец Артемон, Дмитрий Власов, Казачий кругъ, духовные стихи, митрополит Корнилий, станичники, митрополит Алимпий, ЮВАО, Владимир Зотов, поклонный крест атаману Платову, памятник атаману Платову, атаман Кондрат Булавин, атамана Игнатий Некрасов, Кубань, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, масленица, Терек, Кисловодск, Волгоград, Калач-на-Дону, станица Фроловская, станица Глазуновская, Березовской, Суровикино, Ставрополье, пос. Левокумский, Кумская долина, Урал, Оренбург, Миасс, Свердловск, Уральск, Усть-Каменогорск, Сибирь, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск, Кызыл, а Алтай, Забайкалье, Дальний Восток, лавка народных промыслов, казачья лавка, Данила Добыш, казачья одежда и амуниция, Елец, дубовые бочки, романовская игрушка, богородская игрушка, антиквариат, крынки, прялки, новые времена, старинные нравы

Поскольку территория Рогожской слободы в то время являлась муниципальной, на установку креста требовалось согласие местных властей. Владимир Зотов поддержал казаков с их просьбой, и с его разрешением на руках они пошли по всем инстанциям дальше.

``Krest_Platovu`2008-`IMG03702

Белый камень для изготовления креста члены Рогожской станицы выломали в знаменитом Мячковском карьере под Москвой. В старину камень оттуда шел на облицовку стен белокаменного Кремля, на Успенский и Архангельский соборы, а места были сплошь старообрядческими. До сих пор в нынешней промзоне Тураево под Лыткарино расположен дивный храм, недавно отпраздновавший своё 200-летие. Это всё, что чудом осталось от богатой и многочисленной старообрядческой артели каменщиков.

Доставив каменную заготовку на территорию Рогожской слободы, казаки долго-предолго выпиливали из него крест. А сами надписи на камне вырезал профессиональный каменщик – уж больно тонкие там буквы.

Теперь Рогожскую слободу без креста в честь атамана Платова трудно себе представить.

Кроме этого, рогожские казаки-старообрядцы поставили крест на родине атамана Кондрата Булавина, в Луганской области, крест в память атамана Игнатия Некрасова, на Ставрополье, крест в хуторе Мишкине близ Новочеркасска,- в честь 250 со дня рождения Платова, воздвигли крест на Кубани на месте старообрядческого монастыря.

Kazaki-Krest

После эпопеи с каменным платовским крестом взаимодействие Рогожской старообрядческой станицы с официальными городскими властями не закончилось.

Так, когда в прошлом году отмечалось 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, территория Рогожской слободы оказалась единственным местом в ЮВАО, связанным с теми эпохальными событиями. В здешнем Покровском соборе квартировало подразделение французской армии… вместе с конями.

reconstr_06 reconstr_05 Рогожское казаки реконструкциястарообрядцы Платов Рогожское казаки реконструкциястарообрядцы Платов

Чтобы достойно отметить юбилей славной победы, власти округа прислали профессиональных постановщиков массовых мероприятий, члены военно-исторических клубов показали на поле за церквями театрализованную батальную сцену, а творческий коллектив станицы исполнил старинные песни времен 1812 года.

reconstr_03 1812 год на Рогожском старообрядцы староверу 1812 год на Рогожском старообрядцы староверу 1812 год на Рогожском старообрядцы староверу

Подробнее о казачьем празднике на Рогожском читайте в статье на нашем сайте

Весной 2013 года станичные женщины-казачки по договоренности с префектурой ЮВАО провели ряд занятий в школе искусств и в детских садах округа. Женщины водили с детьми хороводы, обучали правилам древнерусских игр, рассказывали о Масленице, пекли «жаворонков» из теста, оживляя в глазах малолетних зрителей традиции и обычаи, знакомые им лишь по книгам и рассказам.

kazaki-deti-Sayapin-head

Интересуются казаками-старообрядцами и за рубежом: в 2006 году по приглашению Русского клуба рогожские казаки ездили в Финляндию, выступали в г. Тампере. В 1808 и 1809 годах в Тампере произошли две серьезные битвы с участием немалого количества казаков, там же после революции 1917 года сформировался огромный «пласт» казачьей эмиграции. А пока Финляндия входила в состав Российской империи, в этом городе неизменно стояли казачьи полки.

Рогожские казаки не одиноки. Старообрядческие приходы существуют сейчас и в исконно казачьих землях: на Тереке – в Кисловодске, на Кубани – в станице Ханской и в Краснодаре, на Дону – в Ростове, Волгограде, Калаче-на-Дону, станицах Фроловской, Глазуновской, Березовской, в Суровикино, на Ставрополье – в пос.Левокумском и Кумской долине, на Урале – в Оренбурге, Миассе, Свердловске, Уральске, Усть-Каменогорске, в Сибири – в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске, Кызыле, а также на Алтае, в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Все не перечислишь. Есть приходы казаков – старообрядцев оказавшихся в эмиграции в Австралии. 28 февраля 2013 года, решением Совета митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви был создан «Совет по вопросам казачества»

Лавка «сокровищ»

03-00-Lavka-KazakiОколо пяти лет назад Рогожская станица учредила лавку народных промыслов. Ее управляющим стал член станицы казак Данила Добыш. В лавке выставлены предметы быта, сувениры, медиапродукция, литература, предметы старины со всей России, и даже с Украины и из Белоруссии.

Основной род деятельности Данилы Добыша связан с ггрузоперевозками, а торговля редкостями – это скорее хобби, занятие для души. Вкладывая силы в развитие лавки, он тем самым пытается что-то сделать для возрождения истинного народного творчества, которое ни за что не заменят подделки под старину, «наштампованные» чуть ли не в Китае.

В ходе длительных поездок по территории России, Беларуси и Украины иногда удается открыть удивительных людей, сохранивших в своем мастерстве дух былинных русских умельцев, способных подковать блоху и вырезать из малахита самый настоящий каменный цветок.

С каждым годом находить таких «самородков» становится все сложнее и сложнее, признался Данила Добыш. В основном попадаются старики 70-80 лет, которые еще что-то помнят, что-то умеют делать и которым интересно сотрудничать со специализированной московской лавкой. Кто-то из умельцев делает деревянные кадушки, бабушки плетут изумительной красоты пояса, кто-то вырезает из дерева необыкновенные игрушки, но это сущие крохи по сравнению с тем, что уже потеряно. Поэтому тем важнее их сохранить.

Одно из направлений деятельности лавки – изготовление на заказ казачьей одежды, головных уборов и справы, в основном из натуральных материалов: сукно, лен, кожа. За образец берутся экспонаты казачьих музеев, в частности, музея в г. Луганске, это бывшая область войска Донского. Кстати, там живет и мастер, который шьет казачью одежду.

kazak-Gridin-011 kazak-Gridin-029

На старинную казачью одежду находится немало любителей. Поступает немало заказов на женские казачьи парочки. Их разбирают жены казаков, фольклорные коллективы, ну и прихожане, желающие красиво одеться на праздники.

К 200-летию войны 1812 года в лавке появилась в продаже серия палехских шкатулок на казачью тематику. Иконописная школа в Палехе существует с XV-XVI веков, мастера из Палеха расписывали Покровский собор Рогожской слободы в XIХ веке. Хоть они и не были старообрядцами, их искусство шло из древности. В начале XX века, после революции 1917 года, чтобы сохранить уникальные навыки, палехские мастера перешли на изготовление миниатюр, немало у них было сюжетов на советские темы.

kazak-Gridin-012 kazak-Gridin-031

Когда рогожские казаки-старообрядцы познакомились с палехскими умельцами, то начали заказывать им шкатулки с росписями на казачьи темы, но в небольшом количестве. Дело в том, что на каждую шкатулку требуется около месяца работы, на нее уходит большое количество слоев лака, нужна тщательная полировка и т.д.

kazak-Gridin-010 kazak-gridinfoto.ru kazak-2008-`IMG03723 kazak-boykov

Данила Добыш провел небольшую экскурсию по лавке. «Вот интересная шкатулка на тему «Битва казака с французом на Рогожском», – говорит он. – Она не совсем выдержана в духе исторической достоверности, потому что колокольня на заднем плане миниатюры появилась значительно позже 1812 года – она возведена в память закона 1905 года о свободе веротерпимости. Зато изображенный архитектурный ансамбль Рогожской слободы сразу узнаваем.

Вот эти дубовые бочки делают несколько мастеров в городе Елец Липецкой области. К сожалению, в городских условиях их сложно держать, так как эти изделия из дуба рассчитаны на хранение в тени, в прохладном погребе, иначе они растрескиваются. А при соблюдении технологии использования такая бочка может прослужить лет 100.

Это – глиняные изделия из деревни Городная в Белоруссии. Там глиняные поделки мастерят вручную без гончарных кругов, обжигают на огородах. Современные люди привыкли к вылизанным, идеальным изделиям, а белорусские хоть и смотрятся слегка неказисто, зато на глине видны отпечатки пальцев рук человека, видны следы его труда.

03-30-Lavka-Kazaki 03-05-Lavka-Kazaki

Еще один пример полузабытых технологий производства – молочёная посуда из белорусского города Ивенец. Эту посуду из глины окунают в молоко и ставят в печку температурой 1000 градусов. От высокой температуры молоко на стенках глиняных изделий приобретает темно-кофейный цвет и придает глине защитные свойства».

Надо признать, что сокровища лавки не очень-то востребованы у основной массы обывателей: люди сегодня ценят искусство и ручной труд уже не так высоко, они привыкли к дешевой и доступной конвейерной продукции, и им не хочется выкладывать несколько тысяч рублей за ту же миниатюру. Но старообрядцы все равно поддерживают свое начинание не столько ради получения прибыли, столько для развития и продолжения традиционного народного искусства.

kazak-Gridin-034 Gridin-022

Богато в лавке представлены детские игрушки: романовская игрушка из села Романово Липецкой области, абашевская игрушка из Пензенской области, деревянные детские конструкторы из Кировской области. Можно увидеть и приобрести образцы богородской игрушки, которой славится село Богородское под Сергиевым Посадом. Традиция изготовления игрушек тянется в этом селе со времен Сергия Радонежского. Святой Сергий Радонежский считается одним из ее основоположников, поскольку сам вырезал игрушки и дарил их детям.

03-18-Lavka-Kazaki 03-25-Lavka-Kazaki

Помимо изготовленных вещей по старинным рецептам, в лавке можно встретить некоторые подлинно старинные вещи, например, самовары XIX века, крынки, иногда появляются прялки. Такие раритетные предметы управляющему также удается находить во время своих поездок, но иногда люди сами приносят сюда доставшееся им наследство.

Кроме стационарной торговой точки, казаки реализуют ассортимент товаров лавки на различных фестивалях. Там имеется большая вероятность встретить поклонников старины, способных купить что-то и тем самым хоть как-то помочь мастерам.

Благодаря лавке порядка 15-20 искусников в разных регионах России трудятся, получают средства на существование, не дают умереть народным традициям страны. Лавка сотрудничает с разными мастерами без религиозных предпочтений, лишь бы это были порядочные люди.

03-27-Lavka-Kazaki 03-10-Lavka-Kazaki 03-15-Lavka-Kazaki

К сожалению, возрождение народных промыслов на государственном уровне поддерживается очень слабо, считает Данила Добыш, а вот в Швеции мастера получают средства от государства.

Например, один из поставщиков лавки – изготовитель старинных игрушек, занимается своим делом, сидя в инвалидной коляске, живя в тяжелых условиях, в полуразвалившемся доме, в нищете.

Другой мастер из Ивановской области – не старый еще человек, работает в местном Доме культуры, проводит занятия с детьми за «копейки». А по ночам он что-то вырезает в мастерской Дома культуры из бересты для себя, боясь, чтобы начальство не застало его врасплох за этим занятием. Хотя по идее, столь уникального человека следовало бы как-то поощрить, может быть, выделить ему хорошую мастерскую для «легализации» его таланта. Шефство над такими мастерами могли бы взять на себя местные казачьи организации.

казаки Рогожской казачьей старообрядческой станицы

Казаки Рогожской станицы не носят формы, не имеют чинов, не состоят в более крупных казачьих формированиях, но, тем не менее, принадлежат к великому казачьему братству. Своё предназначение они видят в том, чтобы словом делом нести свет Христовой веры, при необходимости поясняя вопрошающим, какая вера правильная и истинная, а какая – нет: ибо казак, в первую очередь, – воин Христов. Старообрядцы казачьего роду приняли на себя благородный труд сберегать традиции и обычаи предков, сделав их частью своего образа жизни. В этом им поможет Бог, к которому каждый приходит своим путем.

Дмитрий ИВАННИКОВ

Опубликовано в журнале Казаки http://www.kazaki-edinstvo.ru

Статьи по теме казачества на нашем сайте:

Атаман ПлатовРоль старообрядцев в Войне 1812 года. Приводим важный научно-исторический очерк, проливающий свет на события 200-летней давности и опровергающий ряд фальсификаций и клише, сфабрикованных гонителями истинно православных христиан на Руси. Ссылка на статью: http://starove.ru/izbran/staroobryadtsy-v-vojne-1812-goda

Pohod-Sayapin-STAROVERUКонный поход Москва-Париж (2012). Заново публикуем на нашем обновлённом сайте заметку и фотографии о необычном марш-броске по стопам победоносного пути русских воинов-казаков в 1812-13 годах. Ссылка на статью: http://starove.ru/news/pohod-moskva-parizh

Рогожское казаки реконструкциястарообрядцы Платов Казачий праздник на Рогожском (2012). На нашем сайте продублирован фотоотчёт о военной реконструкции прошлой осени, посвященный участию старообрядцев в войне 1812 года глазами профессиональных фотографов. Спешите заново пережить необычное и редкое зрелище. Ссылка на статью: http://starove.ru/news/1812-god-na-rogozhskom-photo

каленларь казачийПравославный календарь от рогожских казаков. Казаки Рогожской старообрядческой станицы издали необычный настенный православный церковный календарь на 2013-2014 год.
Календарь даёт полное и единовременное представление о временах года, позволяет мгновенно сориентироваться в хронологической последовательности годовых церковных праздников и служб, утверждает человека в незыблемости бытия. http://starove.ru/news/kalendar-kazakov/

Фильм «Старообрядцы Москвы», снятый телеканалом «Москва24» с кадрами молебна атаману Платову и об организаторе Рогожской казачьей лавки.

Дополнительный материал по теме:

Путеводитель по Рогожской Слободе

Илюстрированная информация о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.

Рогожская Слобода, Рогожское, старообрядцы, архитектурный ансамбль

 

Читайте также

И. Хромов О крестном знамении

О крестном знамении

5 (100%) 3 votes Дал еси боящимся тебе знамение, еже убежати от лица лука (Пс. ...

9 комментариев

  1. В этой статье написано, что архитектор Покровского собора Казаков, в статье про Клавдиана написано, что авторство Казакова давно уже опровергнуто. В разных статьях разная информация, что делает сайт несерьезным…Как там написано в статье про Клавдиана? Как лоскутное одеяло…пестро, но не греет

    • Олег Хохлов

      Виталий!
      Благодарю за небезразличие! Если для тебя краеугольным местом для принятия решения о серьёзности сайта является единое мнение насчёт автора Покровского собора – это твоё право. Меня, как прихожанина, это вообде не волнует. К тому же обе статьи разных авторов, и каждый имеет право на своё мнение. А вот “пестро но не греет” – это создание сект и толков на 1-2-3 человека новообращенными, молящимися отдельно от РПСЦ. Думаю, ты знаешь о ком я. Вот это правда несерьёзно.
      Прости, Христа ради!

    • Сергей Кольцов

      Виталий, “Обидеть художника может каждый”, а где продолжение фразы “несерьёзным…” в ключе “в отличии от…” и перечисление серьезных, где про современное старообрядчество и около пишут интересное широкому кругу читателей.

      • На форуме “Древлеправославие” полно материалов как по современном положении, так и по истории…Ценен почищенный архив, книжница и так далее.

        • Олег Хохлов

          Виталий!
          К сожалению, созданный и администрируемый тобой форум себя изжил. Разве что архив, действительно, местами полезен.

          Посде вашего перехода в неопасхалистское суемудрие я без комментария о том, что Соборно ваши убеждения осуждены, давать сылку на него не буду.

          И то не на весь форум, а на темы, относящиеся к делу. Именно потому я ушёл с форумов, что кроме болтовни там ничего не встретишь, а искать брыльянты в мутной жиже мне надоело.

          • Виталий

            Олег, ты как был дураком, так и остался. С чего ты взял, что я перешел к “новопасхалистам”? Просто С. Аветян почистил форум от болтунов-алкашей, любителей симпозиумов, от их трепатни. Форум так же ценен как и раньше, своим материалом) При чем за 2 месяца внешних ссылок повысилось на 2500)), а что это значит? Что форум ценее Старок и твоего сайта))

          • Олег Хохлов

            Нет, Виталий, напротив, я поумнел, и более не появляюсь на графоманских ресурсах вроде эгоцентричных форумов одного актёра : )

  2. Ты из них информацию для своего сайта черпаешь) Потому как инфу взять больше негде. Твой сайт тоже по сути своей графоманский ресурс одного актера со сказками про “казаков” (а по сути – ряженых клоунов), ты кстати не подскажешь достопочтенной публике почему “станица”, тобой любимая, рядеет на глазах?)) Не потому ли, что здравомыслящие люди понимают что это все клоунада и игра ролевиков и идут заниматься своими делами, оставив это дело старикам – одиночкам и просто двиганутым, любителям понаряжаться в одежду чурок – черкесов и пощеголять в сапогах из дермантина на праздники с “шашками” из рессорной стали за 500 рублей с сайтов для ролевиков?))))

    • Олег Хохлов

      На вашей помойке я не был больше трёх месяцев, а когда и был – не читал. Источники у меня свои, прогресс не стоит на месте.
      Станица не редеет. Да, двое основателей умерло в этом году. А за количеством членов они не гнались никогда, как и за орденами с медальками и шашками. Делают дело и молятся. Об этом в статье написано.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *