Главная » Церковь и мiр » Исследования » Реконструкторы древлего благочестия
basni

Реконструкторы древлего благочестия

5 (100%) 2 votes

Сайт «Самарское староверие» публикует рецензию Юлии Масловой на произведения новообрядческого архимандрита Клавдиана (Ларькова) «Хранители древлего благочестия». «Наш ответ Чемберлену» написан в присущем автору литературно-сатирическом стиле и поднимает на поверхность те ядовитые плевелы, которые посеяны среди внешне съедобных всходов. Именно эта особенность новообрядческих книг о старообрядчестве всегда должна стимулировать вдумчивого читателя отдавать предпочтение книгам, изданным самими старообрядцами. Мудрость, приписываемая иудаизму, гласит: «не можешь разрушить – возглавь». Уж не этим ли объясняется такое обилие книг и сюжетов на древлеправославную тематику, увидевших свет в последнее время?

Сочинение архимандрита Клавдиана (Ларькова) погружает читателя в волшебный мир новообрядческих софизмов. Если поглядеть с одной стороны – то, вроде, не враг он староверию, но с другой… В общем, вышло, как у Крылова в басне:

«Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться».

klavdianЛарьков, «механики мудрец», за дело взялся с рвением, присущим богослову. Старообрядчество ему – как ларчик пресловутый: «Вертит его со всех сторон/И голову свою ломает». А заодно и нашу, пока не догадаешься, что истины здесь нет. Есть куски, надерганные из разных источников, сшитые как лоскутное одеяло. Пестро, но не греет, да и сшиты вкривь и вкось. Но все по порядку.

Возьмем его книгу «Хранители древлего благочестия» (Тула, 2010). Книга имеет подзаголовок: «История апологетики старой веры. Современное старообрядчество». Только не подумайте, что архимандрит провел серьезный анализ современного староверия. Эта часть подзаголовка относится, собственно, к главе третьей «Епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ)». О!.. Эта глава стала для меня сущим камнем преткновения. То есть, если до нее читалось кое-как (я поругивалась, но об этом после), третью главу просто вымучивала. Спасло одно – воспоминание из советского фильма «Корона Российской империи». Там есть эпизод, когда нужно тянуть время и экскурсовод менторским тоном начал: «Вы, наверное, знаете биографию персонажей Нового Завета? Она восходит к Ветхому Завету. Я кратко напомню. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова. Иаков родил Иуду и братьев его…».

Так и хотелось сказать автору книги: мы тут стоим уже четыре часа, надеюсь, вы не собираетесь рассказывать нам историю Нового Завета до конца? Автор издания также нудно и методично, как тот экскурсовод, пересказывает историю приходов РПСЦ, почерпнутую из церковных календарей, старообрядческих сайтов и немногочисленных публикаций, так или иначе передающих историю возникновения и существования белокриницких общин и храмов. А смысл тягомотины? Тот же – отвлечь внимание читателя, вымотать его до равнодушия к предмету исследования. Только в фильме – корона с брильянтами, а в книге – древлее благочестие.

В частности, архимандрит Клавдиан излагает историю РПСЦ почему-то сразу с основания Рогожского кладбища, как будто до этого ничего не было (с.48). При этом даже с такой задачей он не совсем хорошо справляется, т.к. про храм Покрова он пишет, пользуясь явно устаревшей информацией. Утверждается, что построен храм по проекту архитектора М.Ф.Казакова (с.49), хотя И.К. Русакомский давно опроверг это мнение. Фактически то же самое, что я сказала о третьей главе, можно сказать и о четвертой – «Русская древлеправославная Церковь» – которую так и не дочитала. «Редкая птица долетит до середины Днепра»…

Однако обратимся к введению книги «Да восторжествует мир Божий» и главе первой «Полемика, богословие, литература». Уже с первых страниц я насторожилась. Архимандрит Клавдиан пишет: «Устоявшееся в общественном сознании и обществоведческой литературе антиклерикального, антиправославного направления представление о ″старообрядчестве″ как ″расколе Церкви″ в основном сводится к неприятию якобы значительной частью церковного общества исправленных богослужебных книг и изменений в церковных обрядах… Хотя т.н. ″реформа″ – книжная и церковно-обрядовая синопсизация – никак не изменила канонико-догматических основ (выделено мной – Ю.М.) Православия и Церкви» (с.4). Да неужели? А с чего тогда сыр-бор? Языки резали, руки рубили, в срубах жгли?

Дальше – больше. Архимандрит разделяет мнение современного исследователя В.В.Шмидта, считающего, что книжная и церковная реформа связана не с именем патриарха Никона, а с митрополитом Газским Паисием Лигаридом. Ну, это называется «переводить стрелки». Автор считает, что связь реформы с Никоном – это «широко распространенный историко-полемический миф-заблуждение». «Таким образом, – делает он вывод – и ″никониане″, и ″старообрядцы″ в большей или меньшей степени являются заложниками существующей научно-критической традиции» (с.5). Вот в чем дело! Оказывается, историки во всем виноваты.

«Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

Клавдиан продолжает: «…понимая существенность различий (кого с кем или чего с чем? непонятно из текста) и относительную их несущественность для обрядовой практики, не противоречащую церковному вероучению и канонике, а также затруднительность одномоментной смены элементов традиционной обрядовой практики, сам патриарх Никон, например, ради сохранения церковного мира разрешал ″служить как прежде″, т.е. по старым, не исправленным Служебникам, заложив тем самым основу единоверия, которое получило свое развитие в XIX в.» (с.6). Во как! Мы-то думали, что все пошло от митрополита Платона и «пунктов» 1800 года, а тут Никон в передовиках.

Автор книги упоминает о «жестком административно-политическом преследовании раскольников, как лиц нелояльных к гражданским и церковным властям» (с.6). В крыловской басне Волк

«…делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: “Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву”».

Разве вопрос о лояльности или нелояльности староверов к гражданским властям столь однозначен? Очень тонкая ложь на староверов как людей непокорных властям, упрямцев.

А далее смешнее: «решительных шагов со стороны старообрядцев к взаимному примирению в рассматриваемый период предпринято не было» (с.6). Староверов на протяжении трех столетий преследуют по закону, сажают в тюрьмы, отбирают имущество, а они… не хотят мириться!

«У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем…»

Зато переписать историю взялся архимандрит Клавдиан: «Для преодоления историко-полемического мифа-заблуждения о сути церковного раскола необходимо начинать практические действия по комплексной отраслевой научной демифологизации» (с.7). Ну да! Мифы Древней Греции и мифы Древнего Рима, как говорят в Одессе, – две большие разницы!

«Деяние Поместного Собора 1971 г., – заявляет Ларьков, – способствовало сближению старообрядчества с Московским Патриархатом. Старообрядцы увидели в Русской Православной Церкви единственного союзника в христианском воспитании русского общества, в преодолении безнравственности, борьбе с распространением различных пороков, агрессии, жестокости и насилия» (с.8). Смелое утверждение по поводу того, что старообрядцы увидели в РПЦ «союзника». Хочется верить, что старообрядцы своим союзником в борьбе с пороками всегда считали Христа, а не РПЦ.

Далее автор книги приводит цитаты из Собора Русской Православной Церкви 1988 г., Архиерейского Собора 2004 г., доказывающие, якобы, поступательное развитие отношений РПЦ и РПСЦ. Создание Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при ОВСЦ, а также открытие в Покровском храме в Рубцове Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, по мнению автора, являются «необходимым шагом привыкания друг к другу, узнавания церковной культуры другой стороны…» (с.12). Знал бы автор русские пословицы, то не стал бы о привычке говорить, ибо русские люди давно сказали: «За худую привычку и умного дураком обзывают», и еще: «Привыкнешь, так и в аду ничего».

Из серии «русский язык на грани нервного срыва» звучит, причем несколько раз, слово «западнизация»: «историки…поддерживали борьбу против западнизации, обмирщения и политизации Церкви» (с.22). Только в Толковом словаре русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой встретила данный термин, точнее его толкование. Не лучше ли было использовать уже привычное слово «вестернизация», если не хочется прямо говорить про окатоличивание России?

Говоря о Н.И.Субботине, архимандрит Клавдиан отмечает, что он «был лично знаком со многими деятелями белокриницкого согласия, в его распоряжении был архив белокриницкого монастыря, что позволяло исследователю быть в курсе происходящих в расколе событий» (с.21). И тут же: «Его произведения…ценны отражением современных процессов, протекающих в австрийском согласии» (с.21). Все бы ничего, но тут же автор скатывается к миссионерской терминологии, заменив «белокриницкое» на «австрийское» согласие. Чуть ниже он продолжает: «действие происходит на пароходе, где своеобразное трио из двух важных и степенных австрийцев и одного молодого и легкомысленного федосеевца противостоит массе вопрошателей…» (с.35). «Австриец» для патриотичных староверов – почти ругательство. Ну а «легкомысленный» для федосеевцев?

Но больше всего возмутила филигранная манипуляция читателем. Про святителя Арсения Уральского читаем: «в свое время он ушел из беспоповства, состоялось его обращение в Православную Церковь старообрядческой традиции, приемлющую белокриницкую иерархию» (с.26). Да здравствуют «старообрядные приходы» РПЦ? О таких, как наш писатель, протопоп Аввакум говорил: «Мудры блядины дети греки…».

Рассуждая о роли России в хранении православия, автор заявляет: «Глава, то есть царь, несет функции заботы о материальном (политическом, экономическом и пр.) и духовном благоденствии народа. Царь – “удерживающий теперь”, по изъятии которого из мира начнется апокалиптический период мировой истории» (с.42). Это мнение царебожников, мнение никонианского происхождения. Клавдиан почему-то приписывает староверам несвойственные им взгляды. Автор книги обвиняет Ивана Грозного в том, что он стал «предтечей секулярных событий XVII века, что отмечали и староверы, и исследователи» (с.42). В каком старообрядческом сочинении он про царя вычитал? Но, согласно «Вредным советам» Григория Остера, «Никогда вопросов глупых/ Сам себе не задавай,/ А не то еще глупее/ Ты найдешь на них ответ». Не менее странно звучит тезис Клавдиана, что «именно древлехристианские общины стали в глазах староверов тем “удерживаюшим”, который не дает наступить апокалиптическому периоду истории» (с.43).

Говоря о периоде «развитого социализма» архимандрит Клавдиан рисует плачевное состояние староверия: «Не стало возможности получить старообрядческое образование. Книжная ученость и богословская грамотность вновь стали уделом избранных самоучек-начетчиков. Религиозные диспуты прекратились, некому стало спорить и не с кем. Староверие медленно старело и вымирало. Часто со смертью верующих стариков молодежь выкидывала на помойку оставшуюся “рухлядь”: книги и иконы, прежде бережно передаваемые из поколения в поколение» (с.44). Нарисовав мрачную картину, Клавдиан забыл сказать, из какого беллетристического произведения он взял этот отрывок. Но городские страшилки обещают нам, все-таки, хороший конец: в черном-черном городе, где стоит черный-черный дом, в черном-черном гробу живет беленький котенок. «Возрождение старообрядческих общин началось в конце 80-х – начале 90-х годов», – пишет архимандрит (с.45).

Вроде бы, читая книгу «Хранители древлего благочестия», автора нельзя заподозрить в неистовой антипатии к староверам, даже слышны комплименты в их адрес, но по привычке, что ли, или нет сил удержаться, нет-нет, да и пнет их ногой под столом. Как писал незабвенный Пушкин:

«Нет ни в чем вам благодати;
С счастием у вас разлад;
И прекрасны вы некстати
И умны вы невпопад».

Автореферат архимандрита Клавдиана (Ларькова Олега Геннадьевича) «Историко-критический очерк старообрядческой апологетики» (Ужгород, 2009) гораздо откровеннее книги: http://obitel-tula.narod.ru/kniga3.htm. Вот что утверждает Ларьков про реформу Никона: «проведенная патриархом Никоном синопсическая унификация богослужебных текстов и обрядов в форме книжно-обрядового дела, – есть преодоление частных богословских заблуждений, зафиксированных в решениях Стоглавого Собора (1551 г.)». Вот почему был выпад против Ивана Грозного в книге.

А вот в эту цитату из реферата следует вдуматься глубже: «под “старообрядчеством” следует понимать совокупность религиозных направлений и толков, возникших в русском православии в конце XVI-XVIII вв. как социокультурная и гражданско-церковная реакция на смену политико-правовых и социально-экономических норм патриархального уклада жизни, восходящих к теологуменству (частное богословское мнение) близкому ереси богомильства и традициям, установленным решениями Стоглавого Собора 1551 г.». Обвинение старообрядчества в богомильстве – штука серьезная. Тут уже не скажешь, что Клавдиан симпатизирует староверию.

Читая дальше реферат, мы видим, что одной из причин «церковной смуты» Клавдиан называет отстранение Ивана Неронова, Федора Иванова и Аввакума Петрова «от участия в выработке церковно-государственной политики». А чуть выше богослов указывал на «психосоциальные составляющие тех личностей, которые принимали активное участие в управлении жизнью Церкви». Да еще «боярское окружение» царя с целью дестабилизации государства «поддерживало наиболее активных расколоучителей». Фактически произнесена хула на наших святых, – смутьяны, мол, и подстрекатели, прямые раскольники.

После приведенных цитат тем более неприятно поражает факт, что старообрядческий митрополит Корнилий направил этому, с позволения сказать, богослову, письмо с благодарностью «за присланные труды о старообрядчестве». «Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;/ Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался». Письмо опубликовано в самом конце книги Ларькова «Хранители древлего благочестия». Думается, прежде чем писать благодарности, надо разобраться, кто твой враг, а кто – друг.

Юлия Маслова,
http://samstar.ucoz.ru

Материал по теме

Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой

РПЦ МП, РПСЦ, староверы, старообрядцы, Иларион Алфеев, Иоанн Миролюбов, митрополит Корнилий, Вадим Якунин, фонд Григория Богослова, Леонид Севастьянов, Владимир Саяпин, Рогожское, единоверие, старообрядные приходы, единоверцы, реконструкция, Рубцово, наонное пение, патриарх Кирил, ариане, ересь, еретики, миропомазание, чиноприем, привила, синод

Валаамское крюкоблудие: никониане реконструируют древнее пение

Унисонное пение, крюки, знаменное пение, Валаам, хоры, пение, партес, ноты, звуки, музыка, пародия, подделка

Есть два варианта: слияние и поглощение

shapka-header

Как «врачевать» раскол. Мнение РПЦ МП

d-maximovВоинствующий никонионизм в стенах духовной академии РПЦ

антураж МПДА как зеркало никонианской духовности

РПЦйдерство. Православный каннибализм

Билютай, Бурятия, Бичура, старообрядцы, единоверие, РПЦ МП, семейские, рейдерство, РПСЦ, беспоповцы, безпоповцы, Улан-Удэ, Петр Шестаков, часовенные, единоверцы, Елена Туйманова, православие, миссионерство

Леонид Севастьянов: Партнеры – католики, а помогаем – старообрядцам

Леонид Севастьянов, католики, Ватикан, Вадим Сергеевич Якунин, фонд им. Григория Богослова, митрополит Иларион Алфеев, ОВЦС МП, митрополит Илларион Алфеев, патриарх Кирилл, Гундяев, патриарх Алексий, толерантность, права человека, личность, евангелизация, благословение, благотворительность, миссия Церкви, Москвоский Патриархат, миссионерство, обучение, аспирантура, Синод, «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности», гинекология, аборты

«Русская Вера» украла прихожан, Митрополита и храм РПСЦ

Рувера, Русская вера, RUVERA, RUVERA.RU, Рувера.ру, Руская вера, старообрядчество, древлеправославие, РПСЦ, митрополит Корнилий, Вадим Якунин, Глеб Чистяков, Иоанн Севастьянов, Максим Петухов, maksiminvest, STAROVE.RU, СТАРОВЕ.РУ, старообрядцы, сайт, конкуренция, плагиат, воровство, кража, грех, жалоба, старообрядческая церковь, Рогожское, Белорусская, Антонов, угрозы, шантаж, Якунин, Алфеев, Иларион, РПЦ МП, заговор

Папин сын

Леонид Севастьянов, АНО "Сохраним жизнь вместе", католики, Ватикан, Вадим Сергеевич Якунин, фонд им. Григория Богослова, митрополит Иларион Алфеев, ОВЦС МП, митрополит Илларион Алфеев, патриарх Кирилл, Гундяев, патриарх Алексий, толерантность, права человека, личность, евангелизация, благословение, благотворительность, миссия Церкви, Москвоский Патриархат, миссионерство, обучение, аспирантура, Синод, «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности», гинекология, аборты

Оборотни в рясах. Берегись проходимцев!

rodin-yashin-head

Никонианская ересь – храм лжи и подлога. Дело «еретика Мартина Арменина»

Поморские ответы, В. П. Козлов, «Ко уврачеванию расколом недугующих», Соборное деяние», Требник митрополита Феогноста, Петр I, Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Питирим, «Слово» патриарха Софрония, ересь Мартина Арменина, еретик Мартина, митрополитом киевский Константин, Феофилакт Лопатинский, Синод, фальсификации, подлог, рукопись, старообрядцы, полемика, раскол, обман, РПЦ, фальшивка, история, Арсений Мацеевич, Болховитинов, «Соборное деяние на еретика арменина на мниха Мартина, митрополит Филарет

СИНОД: РПЦ и РПСЦ не одним миром мазаны

Синод, РПЦ, РПСЦ, Петербург, Илларион Алфеев, комиссия, раскол, заседание, журнал, посановление, Синодальная богослужебная комиссия, врачевание последствий раскола, 1971 год, Поместный собор, единоверие, единоверцы, Филарет, патриарх Кирилл, древлеправославие, ересь, поминание родственников, упокой души, равночестность, обряды, различия, старообрядные приходы, Патриархия.ru, patriarchia.ru

ВЕДЫ. Велесова книга: читать ОПРОВЕРЖЕНИЕ учёного О.В.Творогова

Древнерусская, Русы, веды, литература, история, языкознание, Творогов Олег Викторович, Творожков, Творожников, Велес, родновер, родноверы, славяне, Бог, РОД, национаизм, Морозов, Фоменко, Носовский, Новая Хронология, неоязычник, неоязычество, язычество, обряды, правила, колдовство, Рыбаков Борис Александрович, РАН, Акажемия наук, мормоны, ересь, наука, ученые, ведическая культура, мантры, приворот, гороскоп, экстрасенс, камни, магия, оберег, знания, тайна, староверы, старообрядцы, РПЦ МП, Ложь, фальшь, фальсификация истории, Россия, Русь, Славяне, арийцы, раса, Русь, Русские, Русская Вера, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Перун, Голубиная книга

Православие и толерантность. Мнение Святых отец

Толерантность, ЛГБТ, саентологи, терпимость, грех, порок, прелюбодеяние, геи, лесбиянки, трансвеститы, общество, нравы, гомосексуализм, святые отцы, Иоанн Златоуст, Василий Великий, правила святых отец, святоотеческие правила, православие и толерантность, православие, мораль, блуд, прелюбодеяние, наказание, провокация, нравы, допустимо ли, запрет, педофилия, АПА, американская психотерапевтическая ассоциация, психотерапевт, норма, отклонение, расстройство, старообрядцы, староверы, РПСЦ, древлеправославие

Новая хронология Фоменко и Носовского: РАЗОБЛАЧЕНИЕ от РАН

Научно обоснованное разоблачение наукообразной версии мировой истории от специалистов из уполномоченной комиссии Российской Академии Наук.

RAN-hromologiya-fomenko-nosovskiy-head

Герман Стерлигов, когда РПЦ впала в ересь, ересь, секта, учение, книги Германа Стерлигова, раскол, Православие, уния, униатство, латыны, свидетели Стерлигова, учебник Стерлигова, ложь, католики, католичество, история Руси от Владимира до Маномаха, перевод, РПЦ МП, провокация, святотатство, полемика, диалог, слобода Германа Стерлигова, Истра, АРТЦ, богословие, благодать, заблуждения, общество любителей древней письменности, Лицевой Летописный свод, ОЛДП, STAROVE.RU, German Sterligov, eres, lies, Старообрядческая Мысль, Памакаристос, филиокве, Аввакум, Никон, Иоанн Грозный, патриарх Иов, Папа Римский, Опровержение, отец Михаил Родин, септуагинта, масоретский текст, Ветхий Завет, Библия, перевод, раввин Акиба, пятикнижие, Моисей, Вульгата, иерей Максим Куриленко

Книжная справа XXI века: Псевдобиблейский экуменический проект от адвентистов и иже с ними

Экуменизм, Библия, Азбука Веры, Олег Стеняев, адвентисты, перевод, масоретский текст, католики, протестанты, деградация, Новый Завет, Ветхий Завет, Библейское общество, Кулаков, США, масоны, провокация, ересь, грех, справа, Никон, Священное Писание, еретики, баптисты, сектанты

Остро: Ватикан размывает христианские ценности

Католики, заговор, политика, тренд, папа римский, православие, Бенедикт, Франциск, поглощение, экспансия, стратегия, бедная церковь, Ватикан, курия, папамобиль, манипулирование, журнал эксперт, анализ, аналитика, прогнозы, Украина, Россия, Запад, кардиналы

ПОСТХРИСТИАНСКАЯ ЭРА: экуменизма не существует!

ecumenizm-header-finО соборности в Ватикане. Католики меняют тренд

Католики, заговор, политика, тренд, папа римский, православие, Бенедикт, Франциск, поглощение, экспансия, стратегия, бедная церковь, Ватикан, курия, папамобиль, манипулирование, журнал эксперт, анализ, аналитика, прогнозы, Украина, Россия, Запад, кардиналы

Избранные материалы:

ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег Хохлов

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Отличный и подробный исторический экскурс в историю Православия на Руси от светского журнала.

Волховские Огни, Волхов, SKIF, Александр Николаевич Новиков, исследование, раскол, Аввакум, староверы, старообрядцы, Арсений Суханов, Арсений Грек и Арсений Глухой, Никон, Алексей Михайлович, новообрядцы, политика, история, синодальная церковь, РПЦ МП, гонения, цензура, Самодержавие духа, смирение, потревоживание, Митрополиит Иоанн, Иван Матвеевич Снычёв, третий Рим, хранилище овощей, смирение, Горбачёв, перестройка, Алексей Михайлович, Стоглав, антихрист, светская церковь, Ксения Петербургская, старец Епифаний, посолонь, просфора, Соловецкий монастырь, заговор, подтасовка, расследование«Самодержавие духа» или боязнь «потревоживания»?

Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.

деяния, Никон, Писание, постановления, правила, Предание, Стоглав, Стоглавый Собор, Предание, закон, соборность, Православие, перевод, толкованиеПостановления Стоглавого Собора (1551 год)

Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru

Twitter: https://twitter.com/staroveru

 

Читайте также

vetkovski_myzei_narodnogo_tvorchestva_012

Что связывает древние белорусские рукописи и книги ветковских мастеров

5 (100%) 2 votes Что связывает древние белорусские рукописи, рукописные украшенные книги ветковских мастеров XVIII ...

1 комментарий

  1. Антиплагиат

    Данная тема давно обсуждалась на ресурсе протодьякона Андрея Кураева.
    Там множество анонимных комментариев http://diak-kuraev.livejournal.com/46201.html?page=2#comments, но их тон и содержание говорит, что они близки к истине.

    Ааааааааааа……. архимандрит Клавдиан – доктор богословия, “ученый-богослов из Российской Федерации”:))))))
    Держите меня семеро! Он же, в принципе, безграмотный, в семинарии на 4 курсе в конспектах писал “св. Григорий Низкий”.

    И еще свидетельство о ходе, собственно, защиты указанных «трудов»:

    Из достоверных источников, принимавших личное участие в подготовке “защиты”, мне стало известно, что все хлопоты о. Клавдиану обошлись примерно в 5000 $. Он не мог связать двух слов на защите, потому что даже не удосужился прочитать “свою” работу до конца.

    Из достоверного источника (Максим Рубов, келейник и < <друг>> арх.Клавдиана, он озвучивал вот такую информацию, надеюсь ему можно доверять, сведущ…) именно в такую сумму ($5000) вылилось написание кандидатской работы отцу Клавдиану. Эти деньги были заплачены Евложке (иеродиакон Евлогий), который из-за непонимания заказчиком предмета торга, умело развел его. После того, как руководитель работы (архм. Илларий) высказал свое недоумение содержанием работы, она была срочно дважды переписана и перекроена автором – Евлогием.

    В результате на защите случился казус, который стал причиной чуть ли не сердечного приступа ректора КДА прот. Никалая Забуги и обильного потоотделения члена комиссии еп.Митрофана. На вопрос одного из членов комиссии к соискателю, то есть к архм. Клавдиану,исследователю старообрядчества:< <Братья Мельниковы и Мельников Печерский, это есть одно и то же?>>, соискатель ответил: < <Одно>>.

    Защита состоялась с перевесом всего в один голос. После этого в академии стала крылатой фраза ректора:< <Славится Тула самоварами...>>, а диссертант почетно именоваться – < <Тульским самоваром>>.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *