Главная » Церковь и мiр » На злобу дня » Как «врачевать» раскол. Мнение РПЦ МП
d-maximov

Как «врачевать» раскол. Мнение РПЦ МП

5 (100%) 2 votes

Предлагаем познавательное и практически полезное мнение видного и перспективного богослова РПЦ МП, преподавателя МДА, на тему возможного взаимодействия новообрядцев со старообрядцами. Полезно оно будет как минимум тем, кто до сих пор удивляется, почему «злые» старообрядческие бабушки наотрез отказываются принимать на поминовение не отпетых и не живших в древлеправославии предков, устраивая пристрастный «допрос» подающим записки о здравии и за упокой. Полезный взгляд из «конкурирующей» организации, призывающей к борьбе с «религиозным индифферентизмом», в частности для избегания «отпадения единоверцев в старообрядчество»… Данную статью можно скачать в PDF: Как врачевать раскол – Мнение РПЦ.pdf

В РПЦ (МП) продолжается обсуждение проекта документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века», разработанный Межсоборным присутствием РПЦ (МП).

Сайт STAROVE.RU в выпуске новостей за октябрь среди нескольких аналогичных тем уже публиковал ссылку на полное лжи интервью клирика Ивановской митрополии РПЦ (МП) Георгия Правдолюбова газете “Православный крест”.

Интервью, озаглавленное “Я никогда не видел смиренных старообрядцев” с подзаголовком “Истинная суть раскольников“, в котором иерей Правдолюбов комментировал проект этого документа, вызывает негодование и озабоченность. Некоторые утверждали, личность иерея Георгия Правдолюбова сомнительна; если он и существует, то не имеет никакого отношения к РПЦ (МП), а сайт “Третий Рим”, на котором было опубликовано интервью, – весьма стороннее по отношению к РПЦ МП интернет-издание.

Теперь сайт “Самарское староверие” предлагает ознакомиться с комментариями диакона Георгия Максимова к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века».

maksimovДиакон Георгий Максимов – религиозный и общественный деятель, известный религиовед, писатель и публицист, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии. Является членом Синодальной рабочей группы РПЦ (МП) по выработке Концепции межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви. Член экспертного Совета при Министерстве юстиции РФ по противодействию религиозному экстремизму, член Комиссии по вопросам богословия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. После гибели иерея Даниила Сысоева возглавил миссионерскую школу при храме пророка Даниила. Диакон – автор большого числа журнальных публикаций и нескольких книг по религиоведению, постоянный автор портала “Богослов.RU”, на котором и опубликованы предлагаемые вниманию читателей комментарии. То есть, личность диакона Георгия Максимова отнюдь не мифическая, и в РПЦ (МП) он далеко не последний человек.

Портал “Богослов. RU” также не стороннее по отношению к РПЦ (МП) издание. Он был организован «Центром информационных технологий» (ЦИТ), который, в свою очередь, был создан Учебным Комитетом Русской Православной Церкви совместно с Московской Духовной Академией. Главный редактор портала – протоиерей РПЦ (МП) Павел Великанов. Именно на нём новообрядцам предписано высказывать мнения о документе, посвященному обсуждению проекта документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века».

Диакон Георгий Максимов (РПЦ МП)

Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века»

Среди подготовленных комиссиями Межсоборного Присутствия документов есть текст «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века». Хотелось бы высказать несколько замечаний о нем.

В пункте 3 говорится: «Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею».

Неясно, что имеется в виду под теми молитвами, в которых «разрешается поминать своих родственников, умерших вне общения с Церковью». Если речь идет о частных молитвах, то они дозволены всем православным христианам, а не только «старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью». Речь, по-видимому, идет о церковном поминовении на проскомидии, поскольку дается ссылка на свт. Филарета Московского, который не только за старообрядцев, но и за инославных «дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме»[1].

Однако, во-первых, святитель писал это не о всех умерших, а о тех, кто «имел уважение и веру к Православной Церкви»[2], что вряд ли возможно автоматически отнести ко всем, умершим в старообрядчестве, а во-вторых, мнение свт. Филарета осталось его личным мнением и никогда не было утверждено как общецерковное.

Приведем высказывания об этом вопросе других святых той же эпохи.

Прп. Амвросий Оптинский пишет: «Во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались об упокоении души усопших только православных христиан» и относительно умерших вне ее замечает, что «Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с ней при своей жизни»[3].

Преподобный Макарий Оптинский также пишет: «лютеран и католиков, умерших в своей вере, нельзя поминать на проскомидии: раз они не имели в живых сообщения с Церковью нашей, то как же по смерти мы посмеем их присоединять к Церкви?»[4].

Поскольку причиной невозможности поминовения указано отсутствие общения с Православной Церковью, это же следует отнести не только к инославным, но и ко всем, не имевшим общения при жизни с Церковью, включая раскольников, которые, в отличие от большинства инославных, не знавших о Православии, о канонической Церкви знали, и сознательно противопоставляли себя ей.

Говоря о старообрядцах, преп. Паисий Величковский писал: «Об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного Суда Его»[5].

Тот же свт. Филарет Московский в 1860 г. ответил отказом на ходатайство отпеть по-православному девицу, хотя и крещеную в Церкви, но воспитанную и умершую в старообрядчестве: «Девица с выхода из младенчества не принимала таинств Церкви, так умерла, и похоронена по-раскольнически. Поздно вступаться за права Православия».

Митрополит Макарий (Булгаков), приведя выдержку из 5 правила VII Вселенского Собора, замечает: “Умершие в смертных грехах, в нераскаянности и вне общения с Церковью не удостоиваются ея молитв, по этой заповеди апостольской»[6].

То же учение выражено было и в ХХ веке, как до революции, так и после, как в зарубежном рассеянии, так и в Церкви во отечестве: «Совершение поминовения по православному чину (особенно совершение отпевания) есть открытое признание и засвидетельствование Церковью своего единения в вере со скончавшимся членом ее и право на это внимание Церкви и ее особенно усиленное ходатайство перед Богом за умершего принадлежит только лицам, умершим в единении с Церковью по вере и жизни. Этим правом не могут и не должны пользоваться люди, нарушавшие это единство веры и умершие вне общения с Церковью, вне ее молитв и благодатных Таинств»[7].

«Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины. Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивительной бескровной жертвы и никакой очистительной молитвы вообще: последняя явно возбраняется Апостольским словом (1Ин 5.16).

Следуя Апостольским и отеческим заветам, Церковь молится только об упокоении православных христиан, в вере и покаянии скончавшихся, как живых органических членов Тела Христова. Сюда могут относиться и те, кто прежде были в числе отпавших, но потом раскаялись и снова соединились с нею (Петра Алекс., II). Без этого последнего условия они остаются чужды Церкви и, как отпавшие от Ее Тела члены, лишаются питательных соков последнего, т.е. благодатных таинств и молитв церковных»[8].

«Вообще, в диптихи, т.е. к поминовению при литургии допускается только тот, кто скончается в недрах Православной Церкви и в мире с Нею»[9].

Даже священноисповедник Афанасий (Сахаров), который сначала был согласен с мнением свт. Филарета, позднее отказался от него, как видно из письма от 12 декабря 1954 г.: “В отношении поминовения на проскомидии следует так рассуждать. Поминовение на Проскомидии соединяется с изъятием частей из просфоры. Эти части символически изображают поминаемых. Они переносятся на Святой Престол, они опускаются в Божественную Кровь, как бы причащаются ее… Но все же, если бы, скажем, Ваши родители были живы и согласились пойти вместе с Вами помолиться в православном храме, ведь Вы сами, приступая к Святому Причащению, несомненно, и мысли не допустили бы о том, чтобы и родителей подвести ко Святой Чаше. Поэтому я советую Вам для Проскомидии иметь особый помянник, только с именами православных усопших… раньше и я поминал на Проскомидии неправославных, а потом пришел к убеждению, что лучше того не делать“[10].

Если дозволить церковное поминовение лиц, умерших в расколе, то это не только будет нарушением древней практики и учения Церкви, но и повредит тем целям, которые декларируются составителями документа. Дозволение церковного поминания лица, умершего в расколе будет внушать религиозный индифферентизм среди совершающих такие поминовения, поскольку будет означать, что если за такого умершего Церковь все равно молится как за «верного чада Церкви», вынимает частицы на проскомидии и поет «со святыми упокой» на панихиде, то, следовательно, не важно, находишься ли ты в Православной Церкви, или в отделившемся от нее сообществе. Такой подход станет препятствием к уврачеванию раскола XVII века, лишая старообрядцев стимула к присоединению к Церкви, а единоверцев делая удобопреклонными к отпадению в старообрядчество.

Что же касается ссылки авторов проекта на «многолетнюю практику единоверческих приходов», то ее вряд ли можно признать источником, достаточно авторитетным для вынесения общецерковных решений. Эту практику никто никогда не утверждал и не регламентировал, и, кроме того, по отзывам многих святых, единоверцы долго имели в своей практике то, чего отнюдь не следовало иметь. Так, по словам свт. Филарета Московского, «никто из единоверцев не берет от архиерея благословения»[11], а в другом из своих отзывов за 1848г. святитель писал, что «в саратовской епархии неискренне присоединившиеся к единоверию тайно употребляли над своим священником обряд исправы».

Свт. Иннокентий Московский говорил, что единоверцы это «те же раскольники-поповцы, только менее враждебные Православной Церкви. — И то не с целью присоединиться к Ней, но чтобы иметь у себя священников правильно рукоположенных, т. е. по необходимости. Иначе зачем бы им своим священникам, принимаемым от нас, не дозволять подходить под благословение даже рукоположившего их епископа. Зачем бы им делать что-то вроде «исправы» своим священникам! И зачем они сами подходят под благословение к своим священникам, даже минуя архиерея?»

Некоторые элементы сложившейся «практики» единоверческих приходов следует исправить. В частности, неприемлемо почитание расколоучителей как святых.

В пункте 5 предписывается: «Подтвердить, что в соответствии с общим смыслом определения Святейшего Синода от 25 апреля 1729 года, при присоединении к Русской Православной Церкви семейных пар, вступивших в брак в старообрядческих согласиях, совершение над ними последования венчания не является обязательным».

В отсутствие цитаты из определения Святейшего Синода от 25 апреля 1729 г. возникает вопрос о том, насколько корректно авторы проекта истолковали его, если учесть, что и в XIX веке не было единообразия в этом вопросе и в некоторых областях Синод дозволял ставить условием обращения в единоверчество для староверов расторжение прежде заключенных браков[12].

Также и свт. Филарет Московский не признавал такие браки. Даже когда оба супруга возвращались из раскола, они могли отказаться узаконить свой брак, и святитель разрешал обоим заключать новые браки[13].

В целом довольно странно настоящее положение проекта, согласно которому выходит, что даже беспоповские начетчики имеют благодать совершать таинство брака.

Между тем и в отношении так называемой «Белокринницкой иерархии» традиционная позиция Русской Православной Церкви, как известно, всегда подразумевала непризнание ее. Тот же свт. Филарет Московский называл священников этой юрисдикции «лжесвященниками»[14].

В целом не видно какого-либо серьезного анализа как дореволюционной, так и современной церковной политики в отношении старообрядцев. Как известно, прежде предпринимались целенаправленные миссионерские усилия, велась прямая полемика со старообрядчеством, в новое время от этого отказались в пользу своего рода «солнечной политики», когда полемика прекращена, и с нашей стороны демонстрируется желание избегать в речах всего, что могло бы показаться старообрядцам обидным и всячески подчеркивать дружелюбие. Обсуждаемый проект документа просто продолжает это направление.

Однако не видно, чтобы оно за последние десятилетия принесло какой-либо заметный результат по преодолению раскола. Складывается впечатление, что значительная часть бывших старообрядцев, присоединившихся к Церкви в последнее время, сделали это самостоятельно в результате произошедшего в советское время ослабления общинных связей и разрушения традиционного уклада жизни старообрядческих общин, а не в результате церковных действий, направленных на «преодоление разделения».

Документ предполагает развитие единоверчества. Однако действительно ли эффективно оно в миссионерском смысле? Не секрет, что как до революции, так и в новейшее время единоверцы иногда даже целыми общинами отпадали в раскол. А для некоторых людей из «новообрядческих» семей единоверие становилось промежуточным шагом перед уходом в старообрядчество.

В той теме, которой посвящен обсуждаемый документ, очень много вопросов, которые пока не имеют ответа. Не хватает честного, объективного и всестороннего рассмотрения эффективности тех мер, которые уже были предприняты в прошлом для преодоления старообрядческого раскола. Без этого появление такого документа представляется преждевременным.

[1] Свт. Филарет Московский. Собрание мнений. Доп. Том. С. 186.
[2] Там же.
[3] Письма к мирским лицам, п.237.
[4] Письма о смирении, п. 189.
[5] Цит. по: Прот. Сергий Четвериков . Старец Паисий Величковский. Минск, 2006. С. 276-277
[6] Митр. Макарий (Булгаков) . Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб., 1857. С. 450.
[7] Кальнев М.А. Доклад, читанный в VI отделе Предсоборного присутствия в 1906 году.
[8] Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей от 2 сентября 1932 г.
[9] Резолюция митрополита Сергия (Страгородского) от 11 марта 1935 года за № 516.
[10] Сщисп. Афанасий (Сахаров) . Собрание писем. М., 2001, с. 273.
[11] Свт. Филарет Московский. Отзывы, т. III, 1846. С.180.
[12] Нильский И . Семейная жизнь в русском расколе. СПб., 1869. С. 79.
[13] РГИА. Ф. 796. Оп. 142. Д. 2398. Лл. 2-5..
[14] свт. Филарет Московский. Избранные труды. М., 2003. С. 357.

Источник публикации: http://www.bogoslov.ru/text/print/3653982.html
Обнаружено и опубликовано на сайте Самарское Староверие http://samstar.ucoz.ru/

P.S.

При подготовке статьи и поиске иллюстраций обнаружили интересную деталь об авторе.

Диакон Георгий Максимов в 2012 году, еще будучи Юрием, издал сборник своих фантастических рассказов на религиозную тему. Читать не станем, но обложка и содержание – говорящее. Как говорится в аннотации – «сюжетные развилки Юрия Максимова невозможно предугадать». Что ж, поживём-увидим…

d-maksimov

Книга Христианский квартал: фантастические рассказы. Юрий Максимов

Герои рассказов — с разных планет, из разных стран и времен. Это храбрецы и трусы, борцы и предатели, ищущие Бога и отрицающие Его. Мир «Христианского квартала» непредсказуем, динамичен, опасен, но не хаотичен, потому что Творец, создавший Вселенную, помнит о каждом творении Своем и освещает его светом Своей благодати.

Испытания, опасности, которые подстерегают героев, делают рассказы необыкновенно увлекательными. Сюжетные развилки Юрия Максимова невозможно предугадать. Поэтому его рассказы – это всегда что-то новое и неожиданное.
Сборник рассказов продолжает традицию православной фантастики, т.е. «фантастики, написанной православными, воцерковлёнными людьми, убеждения которых находят прямое или косвенное отражение в их творчестве» (Ю. Максимов). В каком бы мире не оказывались герои, какие бы испытания они не встречали, в их жизни присутствует Бог.
Об авторе

Юрий Максимов (ныне диакон Георгий) – православный религиовед, преподаватель Московской духовной академии. Отдельные книги и статьи Ю. Максимова переведены и изданы на английском, немецком, грузинском, болгарском, румынском и македонском языках.

СОДЕРЖАНИЕ
Двадцать минут
Христианский квартал
Смерть атеиста
Черный снег
Узник
Герой, который остался дома
Трон в крови
Небо все видит
Девушка и фантаст
Тот, Кто думает о нас
У самого синего моря
Больше чем
Продается Америка
14:42 по Марсу
Московские хрононавты. Повесть

Христианский квартал: фантастические рассказы. Юрий Максимов. Издатель: Никея, 2012 г. Обложка твердая. Бумага офсетная, 384 стр. Формат 115 х 160 мм

Материал по теме

Ю. Маслова: Реконструкторы древлего благочестия

basni

Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой

РПЦ МП, РПСЦ, староверы, старообрядцы, Иларион Алфеев, Иоанн Миролюбов, митрополит Корнилий, Вадим Якунин, фонд Григория Богослова, Леонид Севастьянов, Владимир Саяпин, Рогожское, единоверие, старообрядные приходы, единоверцы, реконструкция, Рубцово, наонное пение, патриарх Кирил, ариане, ересь, еретики, миропомазание, чиноприем, привила, синод

Валаамское крюкоблудие: никониане реконструируют древнее пение

Унисонное пение, крюки, знаменное пение, Валаам, хоры, пение, партес, ноты, звуки, музыка, пародия, подделка

Есть два варианта: слияние и поглощение

shapka-header

Воинствующий никонионизм в стенах духовной академии РПЦ

антураж МПДА как зеркало никонианской духовности

РПЦйдерство. Православный каннибализм

Билютай, Бурятия, Бичура, старообрядцы, единоверие, РПЦ МП, семейские, рейдерство, РПСЦ, беспоповцы, безпоповцы, Улан-Удэ, Петр Шестаков, часовенные, единоверцы, Елена Туйманова, православие, миссионерство

Леонид Севастьянов: Партнеры – католики, а помогаем – старообрядцам

Леонид Севастьянов, католики, Ватикан, Вадим Сергеевич Якунин, фонд им. Григория Богослова, митрополит Иларион Алфеев, ОВЦС МП, митрополит Илларион Алфеев, патриарх Кирилл, Гундяев, патриарх Алексий, толерантность, права человека, личность, евангелизация, благословение, благотворительность, миссия Церкви, Москвоский Патриархат, миссионерство, обучение, аспирантура, Синод, «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности», гинекология, аборты

«Русская Вера» украла прихожан, Митрополита и храм РПСЦ

Рувера, Русская вера, RUVERA, RUVERA.RU, Рувера.ру, Руская вера, старообрядчество, древлеправославие, РПСЦ, митрополит Корнилий, Вадим Якунин, Глеб Чистяков, Иоанн Севастьянов, Максим Петухов, maksiminvest, STAROVE.RU, СТАРОВЕ.РУ, старообрядцы, сайт, конкуренция, плагиат, воровство, кража, грех, жалоба, старообрядческая церковь, Рогожское, Белорусская, Антонов, угрозы, шантаж, Якунин, Алфеев, Иларион, РПЦ МП, заговор

Папин сын

Леонид Севастьянов, АНО "Сохраним жизнь вместе", католики, Ватикан, Вадим Сергеевич Якунин, фонд им. Григория Богослова, митрополит Иларион Алфеев, ОВЦС МП, митрополит Илларион Алфеев, патриарх Кирилл, Гундяев, патриарх Алексий, толерантность, права человека, личность, евангелизация, благословение, благотворительность, миссия Церкви, Москвоский Патриархат, миссионерство, обучение, аспирантура, Синод, «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности», гинекология, аборты

Оборотни в рясах. Берегись проходимцев!

rodin-yashin-head

Никонианская ересь – храм лжи и подлога. Дело «еретика Мартина Арменина»

Поморские ответы, В. П. Козлов, «Ко уврачеванию расколом недугующих», Соборное деяние», Требник митрополита Феогноста, Петр I, Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Питирим, «Слово» патриарха Софрония, ересь Мартина Арменина, еретик Мартина, митрополитом киевский Константин, Феофилакт Лопатинский, Синод, фальсификации, подлог, рукопись, старообрядцы, полемика, раскол, обман, РПЦ, фальшивка, история, Арсений Мацеевич, Болховитинов, «Соборное деяние на еретика арменина на мниха Мартина, митрополит Филарет

СИНОД: РПЦ и РПСЦ не одним миром мазаны

Синод, РПЦ, РПСЦ, Петербург, Илларион Алфеев, комиссия, раскол, заседание, журнал, посановление, Синодальная богослужебная комиссия, врачевание последствий раскола, 1971 год, Поместный собор, единоверие, единоверцы, Филарет, патриарх Кирилл, древлеправославие, ересь, поминание родственников, упокой души, равночестность, обряды, различия, старообрядные приходы, Патриархия.ru, patriarchia.ru

ВЕДЫ. Велесова книга: читать ОПРОВЕРЖЕНИЕ учёного О.В.Творогова

Древнерусская, Русы, веды, литература, история, языкознание, Творогов Олег Викторович, Творожков, Творожников, Велес, родновер, родноверы, славяне, Бог, РОД, национаизм, Морозов, Фоменко, Носовский, Новая Хронология, неоязычник, неоязычество, язычество, обряды, правила, колдовство, Рыбаков Борис Александрович, РАН, Акажемия наук, мормоны, ересь, наука, ученые, ведическая культура, мантры, приворот, гороскоп, экстрасенс, камни, магия, оберег, знания, тайна, староверы, старообрядцы, РПЦ МП, Ложь, фальшь, фальсификация истории, Россия, Русь, Славяне, арийцы, раса, Русь, Русские, Русская Вера, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Перун, Голубиная книга

Православие и толерантность. Мнение Святых отец

Толерантность, ЛГБТ, саентологи, терпимость, грех, порок, прелюбодеяние, геи, лесбиянки, трансвеститы, общество, нравы, гомосексуализм, святые отцы, Иоанн Златоуст, Василий Великий, правила святых отец, святоотеческие правила, православие и толерантность, православие, мораль, блуд, прелюбодеяние, наказание, провокация, нравы, допустимо ли, запрет, педофилия, АПА, американская психотерапевтическая ассоциация, психотерапевт, норма, отклонение, расстройство, старообрядцы, староверы, РПСЦ, древлеправославие

Новая хронология Фоменко и Носовского: РАЗОБЛАЧЕНИЕ от РАН

Научно обоснованное разоблачение наукообразной версии мировой истории от специалистов из уполномоченной комиссии Российской Академии Наук.

RAN-hromologiya-fomenko-nosovskiy-head

Герман Стерлигов, когда РПЦ впала в ересь, ересь, секта, учение, книги Германа Стерлигова, раскол, Православие, уния, униатство, латыны, свидетели Стерлигова, учебник Стерлигова, ложь, католики, католичество, история Руси от Владимира до Маномаха, перевод, РПЦ МП, провокация, святотатство, полемика, диалог, слобода Германа Стерлигова, Истра, АРТЦ, богословие, благодать, заблуждения, общество любителей древней письменности, Лицевой Летописный свод, ОЛДП, STAROVE.RU, German Sterligov, eres, lies, Старообрядческая Мысль, Памакаристос, филиокве, Аввакум, Никон, Иоанн Грозный, патриарх Иов, Папа Римский, Опровержение, отец Михаил Родин, септуагинта, масоретский текст, Ветхий Завет, Библия, перевод, раввин Акиба, пятикнижие, Моисей, Вульгата, иерей Максим Куриленко

Книжная справа XXI века: Псевдобиблейский экуменический проект от адвентистов и иже с ними

Экуменизм, Библия, Азбука Веры, Олег Стеняев, адвентисты, перевод, масоретский текст, католики, протестанты, деградация, Новый Завет, Ветхий Завет, Библейское общество, Кулаков, США, масоны, провокация, ересь, грех, справа, Никон, Священное Писание, еретики, баптисты, сектанты

Остро: Ватикан размывает христианские ценности

Католики, заговор, политика, тренд, папа римский, православие, Бенедикт, Франциск, поглощение, экспансия, стратегия, бедная церковь, Ватикан, курия, папамобиль, манипулирование, журнал эксперт, анализ, аналитика, прогнозы, Украина, Россия, Запад, кардиналы

ПОСТХРИСТИАНСКАЯ ЭРА: экуменизма не существует!

ecumenizm-header-finО соборности в Ватикане. Католики меняют тренд

Католики, заговор, политика, тренд, папа римский, православие, Бенедикт, Франциск, поглощение, экспансия, стратегия, бедная церковь, Ватикан, курия, папамобиль, манипулирование, журнал эксперт, анализ, аналитика, прогнозы, Украина, Россия, Запад, кардиналы

Избранные материалы:

ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

РПСЦ, епископ, митрополит Корнилий, инок, постриг, Геннадий Коробейников, епископ Григорий, чистота, иерархия, священноначалие, истина, Церковь, Рогожская Слобода, Саратов, старообрядцы, о.Алексей Лопатин, фото, иночество, интронизация, поздравления, причт, богослужение, Покровский собор, Олег Хохлов

Обычай, правила, порядки, различия, старообрядчество, раскол, Никон, лубок, Аввакум, отличия, церковная реформа, в чём отличие старообрядчества, РПЦ, РПСЦ, староверыРаздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

крестины, обливание, погружение, правило, правильныеКакое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

старообрядческие книги, что почитать о старообрядцах, литература, история, раскол, Никон, РПСЦЧто почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

 

правильный крест, крестик, старообрядческийКакой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Журнал Сноб, Николай Усков, раскольники, история России, старообрядчество, РПСЦ, анализ, невидимая Россия, Аввакум, Пётр I, Екатерина, Никон, Алексей Михайлович, расправа, судьба народаСНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Отличный и подробный исторический экскурс в историю Православия на Руси от светского журнала.

Волховские Огни, Волхов, SKIF, Александр Николаевич Новиков, исследование, раскол, Аввакум, староверы, старообрядцы, Арсений Суханов, Арсений Грек и Арсений Глухой, Никон, Алексей Михайлович, новообрядцы, политика, история, синодальная церковь, РПЦ МП, гонения, цензура, Самодержавие духа, смирение, потревоживание, Митрополиит Иоанн, Иван Матвеевич Снычёв, третий Рим, хранилище овощей, смирение, Горбачёв, перестройка, Алексей Михайлович, Стоглав, антихрист, светская церковь, Ксения Петербургская, старец Епифаний, посолонь, просфора, Соловецкий монастырь, заговор, подтасовка, расследование«Самодержавие духа» или боязнь «потревоживания»?

Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.

деяния, Никон, Писание, постановления, правила, Предание, Стоглав, Стоглавый Собор, Предание, закон, соборность, Православие, перевод, толкованиеПостановления Стоглавого Собора (1551 год)

Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

starovero starove.ru, староверу, старове.ру, ctapobe.ru, logo, логотип В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Facebook: https://www.facebook.com/groups/staroveru

Twitter: https://twitter.com/staroveru

 

Читайте также

око

Как защитить детей от соблазнов и пошлости

4.8 (96.67%) 6 votes В наше неспокойное время, когда в мире царят хаос и разврат, ...

4 комментариев

  1. Алексей Чеботарев

    есть один важный момент: Максимов – еретик-сысоевец. Таковыми, то есть еретиками, их считаем не только мы, но и многие священнослужители РПЦ. дело в том, что покойный поп Сысоев учил панэнтеизму и проповедовал карающего мстительного бога, своего “православного” аллаха, совсем не похожего на Христа. Максимов полностью разделяет лжеучение Сысоева.

    • Евгений

      Александр. будьте добры, скиньте ссылку на означенное мнение Даниила Сысоева. По доступным материалам, Даниил Сысоев был один из немногих грамотных священников РПЦ, по настоящему горевших верой и не боявшихся защищать её от нападок самых свирепых и кровожаджных врагов. Кроме того. он не праздновал враждебных христианству религиозных праздников, чем заслуживает уважение.

      • Олег Хохлов

        Евгений!
        Данные у тебя какие-то идеализированные.
        Вот ссылки на диспуты со старообрядцами Даниила Сысоева. На мой взгляд, это фарс.
        http://goo.gl/kRVesA – несколько ссылок на аудио и видео

        можно и еще в гугле или яндексе поискать, есть комментарии старообрядцев всех нелепиц, которые говорил покойный миссионер.

  2. См. ответ сысоевскому дьякону редактора сайта Богослов.ру, благочинного протоиерея Георгия Крылова (МП) https://www.facebook.com/Old.Rite/posts/564590996943148

    Ответ прот.Георгия Крылова диакону Георгию Максимову
    http://www.bogoslov.ru/text/3653982.html#comment3658868

    Лучше быть глупым, чем злым.

    Этот материал был представлен в свое время на Совет некоего викариатства и не получил consensus patrum. Мне кажется несколько неэтичным выставлять после этого комментарии на Богослове. Может, у меня какое-то устаревшее представление о церковной этике, и я отстал от жизни?

    Мое мнение – наших современных сектоведов и сектоборцев на версту нельзя подпускать к теме старообрядчества и старообрядцев. Потому что у них включается заезженный “борцовский” алгоритм – и их уже не остановить, как не остановить бегущего бизона. Никто из этих людей старообрядцев в глаза не видел, и не знаком со спецификой общения и работы в этой среде. Пусть же не мешают своей профессиональной ненавистью осуществляться любви Христовой.

    Приведу здесь собственные аргументы, направленные против выкладок о. Георгия.

    По поводу п. 3 документа (Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского,
    подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею).

    Существует постановление Синода, разрешавшее перешедшему в единоверие старообрядцу поминовение (речь идет, без сомнения, о проскомидийном поминовении) умерших в старообрядчестве родственников. Это постановление Синода
    (в отличие от мнения святителя Филарета) имеет каноническую силу и практиковалось долгие десятилетия не только на единоверческих, но вообще на всех Российских приходах. Оно согласно с мнением святого Филарета, но вызвано не только этим мнением, но многими другими факторами, в настоящее время забытыми и невидимыми для современных «ревнителей». Все это не один год (документ готовился очень долго) обсуждалось на заседаниях Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления. Давайте не будем повторять замыленные аргументы. Лучше вообще не комментировать рассматриваемый проект документа, чем комментировать его банально. Синодальная практика никогда не отличалась особой любовью к старообрядцам, и уж если она сделала в данном случае снисхождение, нам ли не сделать?

    Зачем рвать по живому то, что срослось? Или, современные «ревнители» чистоты веры «ревнительнее» синодальных миссионеров? Да, упомянутое постановление неоднозначно говорит о том, что старообрядцы находятся в неких своеобразных отношениях с Церковью, несколько отличающихся от традиционного канонического раскола (употребление последнего термина по отношению к старообрядцам «настойчиво не рекомендовано», кстати, Собором 1917 г.). Об этом обычно умалчивают, в силу понятных причин – и просто принимают устоявшуюся литургическую практику.

    «Охотники за ересями и расколами» и «очистители Церкви» обычно на понимают, что их деятельность, если ее культивировать, неизбежно приведет к маргинализации самой Церкви. Их «очищающий» меч, безжалостно отсекающий от
    Церкви то, что кажется формально не совсем соответствующим их каноническим представлениям – вряд ли руководится силою любви Христовой.

    По поводу п. 5 документа (Подтвердить, что в соответствии с общим смыслом определения Святейшего Синода от 25 апреля
    1729 года, при присоединении к Русской Православной Церкви семейных пар, вступивших в брак в старообрядческих согласиях, совершение над ними последования венчания не является обязательным).

    Зачем профанно комментировать этот пункт, тщательно выверенный на заседаниях Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления. Мы сами не знаем и еще не решили, следует ли венчать «зрелые» пары, прожившие долго вместе, вырастившие и воспитавшие детей. А если венчать, то каким чином? Ведь текст стандартного чина венчания явно не подходит для этого случая…

    Калмыков, переходивших в православие, не венчали (об этом – упомянутый в проекте Синодальный указ). И не только потому, что крещение освящает ранее заключенный брак, но и по вышеизложенным причинам. По совокупности причин таким
    же образом долгие годы поступали и со староверами. Эта практика литургически утверждена – не нам пытаться поколебать ее.

    Что же касается совсем молодых пар, то таинство венчания после чиноприема обычно совершалось над ними. В любом случае вопрос в каждой ситуации решался индивидуально архиереем – о чем сделан намек в тексте документа.
    Обязательного для всех алгоритма действий здесь не создать. Поэтому ревностным неофитам не стоит «изобретать велосипед», «проверяя на ересь» собственных отцов, многократно превосходивших новообращенных чад духовным опытом и
    разумением.

    Я со своей стороны, добравшись до монитора, предлагаю свой проект дополнения к пункту 1 документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» (Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за № 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому
    крещенные в любом из старообрядческих согласий воссоединяются с Русской Православной Церковью посредством совершения Таинства Миропомазания).

    Предлагаю оговорить в этом пункте практику чиноприема лиц в священном сане из старообрядческих поповских согласий. Практика эта в настоящее время канонически не определена, поэтому в пункт следует добавить фразу: предпринять
    каноническое исследование и по его результатам определить порядок чиноприема лиц в священном сане из поповских старообрядческих согласий.

    Прокомментирую свою редакцию этого дополнения. В Синодальное время белокриницких старообрядческих священников никогда не принимали в Церковь в сущем сане – по идеологическим причинам. В XX в., после революции 1917 г.,
    существовали различные практики чиноприема. В РПЦЗ священников-старообрядцев белокриницкой иерархии принимали в сущем сане (согласно авторитетному мнению митр. Антония Храповицкого и соборному решению; в отношении новозыбковской иерархии – не имею сведений). В России, согласно постановлению Синода, священников новозыбковской иерархии также принимали в сущем сане («третьим чином» – т.е. через покаяние). В отношении белокриницкой иерархии в России – были различные прецеденты.

    Я предлагаю применить в отношении священников и старообрядческих согласий «принцип зеркальности» – согласовать наш чиноприем с практикой их чиноприема. Старообрядцы принимали священников господствующей Церкви в сущем сане («вторым
    чином» – через миропомазание). У нас в Синодальное время этот чиноприем считался каноническим нонсенсом, хотя исторические примеры подобного чиноприема в истории Церкви присутствовали (на них и основывались староверы).

    Дело в том, что синодальное (и, соответственно, современное) каноническое право испытало западное схоластическое влияние. Церковные таинства иных христианских конфессий оценивались согласно критерию действенности. Если
    признавалась иерархия – признавались и таинства. Таким образом, вопрос чиноприема «упирался» (и упирается сейчас) в вопрос признания или непризнания иерархии. Таинство в этом случае воспринимается как некое магическое волшебное
    действо (а священник – как волшебник). Либо оно происходит (значит священник – настоящий), либо нет (значит, иерархия не признается). Подобное каноническое сознание было чуждо средневековому православию. Само таинство воспринималось средневековым каноническим сознанием не столь утрировано, более полно и комплексно. Поэтому и был возможен чиноприем священника через миропомазание из раскола или ереси (не из всех ересей, конечно). Подобный подход в настоящее время снял бы многие спорные вопросы чиноприема (например, как принимать в православие священников из нехалкидонских Церквей). Но я не собираюсь ниспровергать современную канонику – это невозможно.

    Просто предлагаю следующее. Священники из старообрядчества всегда переходят в единоверие (прецедентов перехода от старого обряда к новому я не знаю). Я предлагаю в этом случае говорить со старообрядцами на понятном им средневековом каноническом языке, приемлемом и у единоверцев. Т.е. считать сферу чиноприемов «старообрядчество→православие» областью средневекового канонического мировоззрения, и принимать священнослужителей из поповских согласий старообрядчества в православие вторым чином (т.е. через миропомазание).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *